Фирма Rootes. Забытые имена истории британских внедорожников
В последние десятилетия британский автопром превратился в бледную тень самого себя. А ведь когда-то в Соединённом королевстве существовали мощнейшие производства, уступавшие по количеству выпущенных автомобилей лишь США. И, кстати, Land Rover был не единственной английской маркой внедорожников. Давайте вернёмся в те далёкие времена и поговорим о незаслуженно забытом концерне Rootes
Мечта серого дилера
Братья Вильям и Реджинальд Рутс начинали карьеру не совсем обычно — они не запускали собственного производства, а лишь продавали то, что делали другие, заодно занимаясь ремонтом. Сразу после основания фирма Rootes превратилась в крупного дилера, торгующего как английскими, так и иностранными автомобилями (не брезговали братья и мотоциклами с велосипедами). Уже в 1924 году их совместное детище становится продавцом автомобильной техники номер один в Великобритании. В 1928-м они решаются на покупку Hillman Motor Car Company Limited, а ещё через год — Humber Limited и производителя грузовиков Commercial Cars Limited (торговая марка Commer). В 1934 году Великая депрессия позволила недорого приобрести ещё одну грузовую фирму Karrier Motors Limited, а также множество других мелких и средних компаний. Взялись братья и за армейские заказы, но это были лишь несколько упрощённые версии обычных гражданских моделей. Увы, британская экономика после кризиса находилась не в лучшей форме и деньги, которые могли пойти на закупку дорогих полноприводных вездеходов, предпочитали тратить на другие нужды.
«Старикан» и «Коробка»
В 1939 году Humber оперативно подготовил армейскую версию седана Super Snipe с нижнеклапанным шестицилиндровым бензиновым мотором объёмом 4.1 литра мощностью 80–87 л.с. Между прочим, его скорость достигала 130 км/ч. Этот автомобиль был необычайно популярен. Достаточно сказать, что именно на нём ездил фельдмаршал Монтгомери во время кампаний в Северной Африке и Франции. За надёжность Super Snipe получил прозвище «верный старик», однако опыт боёв показал, что проходимости ему явно не хватает, даже несмотря на внедорожные шины и увеличенный клиренс.
Поэтому в 1940 году на слегка подрезанной раме «старика» установили новую трансмиссию с подключаемым приводом на передние колёса. При этом переднюю независимую подвеску сохранили, поскольку эта популярная в Европе 1930-х годов конструкция идеально подходила для переднего, а значит, и для полного привода. Ещё одной конструктивной особенностью стали коробка передач, двигатель и раздатка, установленные не внутри рамы, а сверху, что резко снижало вероятность повреждений. Гражданский обтекаемый кузов заменили на нечто столь угловатое, что казалось о грани капота можно порезаться. Неудивительно, что к Humber Heavy Utility FWD быстро прилипло прозвище Box («Коробка»).
Humber Heavy Utility FWD по прозвищу «Коробка» (1940), отличался независимой передней подвеской и трансмиссией, установленной сверху рамы
Внутри внедорожник тоже не баловал дизайнерскими изысками. К примеру, приборы, по милой британской традиции, просто разбросали по всему торпедо со сдвигом влево, при руле, расположенном справа. Правда салон в районе задних сидений оборудовали богато: были предусмотрены столик для карт, потолочные лампочки, багажные сетки, откидные сиденья, крепления для оружия и инвентаря, а также светомаскировочное оборудование. Для офицеров генштаба выпускались версии со сдвижной крышей, подлокотниками и особыми светильниками для чтения карт, не привлекавших внимание летчиков Люфтваффе. Впрочем, в Ливийской пустыне 1941 года силами полевых мастерских стальную крышу часто срезали и заменяли откидным брезентовым верхом. Позже появились и заводской фаэтон, и грузовик 8cwt FWD на восемь английских центнеров (400 кг). На его основе было создано довольно много специальных машин: радиостанция, скорая помощь, ремонтная летучка и т. д.
На рамах Super Snipe, а затем и Heavy Utility собирались быстроходные (100–120 км/ч) разведывательные бронеавтомобили, вооруженные сначала только ручными пулемётами Bren на лёгких станках, а затем и противотанковыми ружьями Boys калибром 14,3 мм. Учитывая, что итальянская армия воевала исключительно на танках с тонкой бронёй, такой агрессивный разведчик мог натворить в тылу противника немало бед. До конца войны выпустили почти восемь тысяч экземпляров как с задним, так и с полным приводом. Кроме того, Humber построил три опытных амфибии Hexonaut, с двумя моторами Hillman суммарной мощностью 100 л.с. (6х6). Каждый двигатель приводил колёса только с одной стороны машины, а поворот осуществлялся как на танке — притормаживанием колёс нужной стороны.
Кубики конструктора
Тем временем другое отделение концерна Rootes – Karrier выпустило в 1939 году полубронированный тягач-вездеход для артиллерии – KT4 Spider. Собран он был как из кубиков конструктора: мотор от Humber Super Snipe, всё остальное — от упрощённых коммерческих грузовиков отделения, подготовленных к военной службе. Новыми агрегатами были передний мост, раздатка на две ступени и карданные валы. Ровно через год по тому же принципу и практически из тех же узлов и агрегатов был создан и полноприводный грузовик K6 полукапотной компоновки и с характерным дизайном повышенной угловатости. Он оснащался мощной лебёдкой, расположенной под кузовом машины, с вальцами для вывода троса спереди и сзади (был предусмотрен и запуск «кривым стартером»). Но это было ещё не всё. Опять-таки, перетасовывая кубики, специалисты Rootes в 1941 году поставили на конвейер бронеавтомобиль с задним расположением мотора и короткой базой (последние версии оснащались 37-миллиметровой пушкой). Кроме того, в 1944 году вместе с фирмой Daimler был создан ещё один броневик Coventry c 40-миллиметровым орудием и американским бензиновым мотором Hercules RXLD мощностью 175 л.с. Он тоже выпускался на заводах Karrier.
«Свинья» и пикап Rolls—Royce
В 1952 году Humber вновь вернулся к армейским заказам. Новый пикап, стандартизированный как FV-1601A, отличался специально спроектированной независимой рычажной подвеской всех колёс на четырёх продольных торсионах (по одному на колесо). КП была пятискоростной, а раздаточная коробка — одноступенчатая. Через три года он стал основой для семейства бронеавтомобилей и БТР, которых окрестили Pig («Свинья») за характерный дизайн капота. Среди многочисленных модификаций были БТР с бронекрышей, радиостанция и даже пусковая установка противотанковых ракет Malkara. Однако большая часть поголовья «свиней» отправилась служить в Северную Ирландию, где их штатное вооружение нередко заменяли на водомёты для разгона демонстраций. Дополнительно устанавливались откидные боковые щиты для полиции, укреплённые бамперы для разрушения баррикад и сетки, защищающие от летящих булыжников. Вариант с сетками даже получил особое прозвище — Flying Pig, то есть «Летающая свинья».
Любопытно, что под капотом у обеих машин стоял не родной мотор концерна Rootes, а нечто совсем другое. Военные настояли на том, чтобы внедорожник-пикап и БТР Pig оснащались специальным шестицилиндровым бензиновым двигателем Rolls-Royce B60. Не для пафоса, конечно, а лишь с целью унификации с другими бронеавтомобилями и БТР британской армии, для которых производитель роскошных лимузинов подготовил целую линейку с числом цилиндров от четырёх до восьми. B60 оснащался клапанным механизмом OHV и при объёме 4.3 литра развивал мощность 130 л.с.
«Тук-тукер» и конец истории
Если с лёгкой техникой для Rootes всё складывалось удачно, то со средними грузовиками дела обстояли хуже. Военным не очень понравился полноприводный вариант коммерческого Superpoise — Q4, он же F13201 (1952 год) с бензиновым мотором (4.75 л, 95 л.с.), и потому они заказали лишь небольшое количество для установки спецкузовов, в том числе и самосвалов. Не особо пошёл и грузовик FV13901, с неоткидной кабиной над двигателем и двухступенчатой раздаткой (1962–1967). Самым необычным был его мотор — оригинальный дизель, разработанный отделением Tilling-Stevens, к которому за странный звук работы на холостых оборотах приклеилось прозвище Knocker («тук-тукер»). Выпускался он с 1954 года и прежде всего — для автобусов концерна. Дизель был, во-первых, двухтактный, во-вторых, оппозитный, в-третьих, со встречно-движущимися поршнями (в отличие от схемы Юнкерса, коленвал у него был один), и, в-четвёртых, он оснащался продувочным компрессором с цепным приводом.
Армейские модели получили многотопливный вариант, который мог работать на керосине, бензине и дизельном топливе. Его рабочий объём составлял 3 261 куб. см, а мощность 105 л.с. Перевод с бензина на дизель и обратно производился переключением ТНВД, который был модифицирован — его снабдили системой смазки плунжеров, чтобы они не залипли на бензине, но ещё рекомендовалось добавлять в бензин масло. С точки зрения любителей экзотики, двигатель был интересным, вот только военных заказов давал маловато, а гражданским не нравились его шумность даже на средних оборотах и душистый двухтактный выхлоп «с дымком». В результате после присоединения в 1968 году Rootes к Сhrysler он был снят с производства. Одновременно с производства сняли и все армейские модели. А полноприводные версии грузовиков Dodge 100 Commando в микроскопических количествах выпускались вплоть до 1980-го, когда новый президент Chrysler Ли Якокка продал за бесценок все европейские филиалы компании Peugeot и Renault.
Текст Георгий Варфоломеев, фотографии из архива автора
Источник
Какие автомобили выпускают в Великобритании
Англия давно занимается производством автомобилей. Первые слова, которые приходят в голову, когда думаешь об английских автомобилях – роскошь и престиж. Спорт кары от Jaguar, Aston Martin и Lotus, а также представительские авто от Rolls Royce и Bentley завоевали сердца состоятельных людей со всего мира. И это не просто сиюминутное увлечение модными новинками, это настоящая любовь к шикарным автомобильным маркам, которые еще с первой половины прошлого века стали олицетворением элитарности. Ниже рассмотрим самые известные английские марки машин и лексику, которая поможет восхищаться ими на языке оригинала.
История английских автомобилей
На сегодняшний день более 70% престижных марок английских авто приобретаются обеспеченными людьми, проживающими за пределами страны.
Авто выбирают за солидный внешний вид, особый шарм и высокие технические характеристики.
Комфортабельные английские автомобили обладают особым шармом и не просто являются символами благополучия и высокого социального статуса человека, но и несут в себе философию успеха. В салоне автомобиля из Англии любой человек может почувствовать себя если не королем, то наследным принцем – уж точно. За рулем спортивного авто, произведенного в Великобритании, слово «скорость» приоткроет водителю свой тайный смысл, доступный лишь когорте посвященных.
Автомобильная революция в Англии проходила не столь бурно, нежели в Германии и Франции, однако история развития машиностроения на «Туманном Альбионе» не менее интересна… Правда, изначально в этой стране выпускали не собственные автомобили, а лишь закупали сборочные комплекты в Германии – так в 1897 году появился первый «Daimler», произведенный англичанами.
Но это не означает, что в Англии не было «автомобильных умов», умеющих мыслить «не по шаблону». Так в 1895–1896 годах инженер Фредерик Вильям Ланчестер представил одну из первых для своей страны легковушку «Lanchester», которая, в отличие от машин того времени, была создана на научной базе, как единое целое (но серийной она так и не оказалась).
Примерно в то же время стали «зарождаться» первые английские автомобилестроительные компании: так в 1885‑м на свет появилась фирма «Triumph Motor Company», еще через два года была основана «Rover Company», а в 1895 настал черед «Lanchester Motor Company»… До нашего времени эти производители «не дожили», но оставили заметный след в истории британского автомобилестроения.
Бурное развитие автопрома Англии продолжилось в начале XX века – именно тогда были созданы компании, «здравствующие» и по сей день. Например, в 1905 году в результате партнерства Генри Ройса и Чарльза Стюарта Роллса началась история компании «Rolls-Royce», а в 1913‑м Лайонел Мартин и Роберт Бэмфорд основали фирму «Aston Martin»…
В 1919 году на свет появилась еще один автомобилестроитель – «Bentley», образованный усилиями Оуэна Бентли, Фрэнка Берджеса и Гарри Варли. Еще через три года мировая общественность узнала о следующей английской компании – «Jaguar» (которая изначально носила название «Swallow Sidecar»)…
Очередная «порция» британских автомобильных марок, снискавших общемировой успех, были «рождены» уже после Второй мировой войны. В 1948‑м Морис Уилкс и Спенсер Уилкс основали фирму по производству внедорожников «Land Rover», а в 1959 году «зародилась» марка «MINI» (изначально специализирующаяся на недорогих машинах, но впоследствии перешедшая в раздел «премиальных»). Великим и могущественным английский автопром оставался до 80–90‑х годов прошлого века, после чего стал «сдавать свои позиции» под давлением глобальных корпораций…
Популярные марки английских машин
Aston Martin
Aston Martin Ltd. — английский производитель престижных спортивных автомобилей, у истоков основания марки стояли Лайонел Мартин и Роберт Бэмфорд.
Название компании происходит от названия холма Астон-Клинтон, где один из создателей Лайонел Мартин одержал в 1913 году победу на Singer-10. Компания славится тем, что большинство моделей сделаны вручную. В каждом Aston Martin имеется бронзовая табличка, на которой написано имя человека, который сделал и ответственен за конкретный экземпляр.
Bentley
Эта компания занимается производством автомобилей, относящихся к классу «люкс». Фирма была основана в 1919 году. Даже самая первая модель имела впечатляющие характеристики (для 20‑х годов). Под капотом новинки стоял 65-сильный двигатель. Автолюбители тех времен сразу поняли – у этой компании большое будущее.
Сейчас ценители автомобилей класса «люкс» активно обсуждают первый кроссовер от «Бентли», который производители назвали Bentayga. И это – настоящее произведение искусства. Под капотом автомобиля стоит 6‑литровый 608-сильный двигатель, работающий в тандеме с 8‑скоростной ZF. Кроссовер разгоняется до «сотни» всего за 4.1 с. А его предел равен 301 км/ч. Но больше его характеристик впечатляет только салон. Если обсуждать те британские автомобили, которые могут сразить наповал своим интерьером, то данная модель «Бентли» будет на первом месте. Фото салона, кстати, предоставлено ниже.
Jaguar
Jaguar Cars — бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover. Штаб квартира находится в пригороде Ковентри графства Уэст-Мидлендс. С 2008 года принадлежит индийской Tata Motors.
Группе Jaguar Land Rover принадлежат три завода в Великобритании и один в Индии. В ближайшем будущем готовится открытие новых производств в Китае и Саудовской Аравии.
Компания производит легковые авто, седаны и кроссоверы класса люкс. Визитными карточками любой машины с фирменным хищником на значке являются стильный спортивный дизайн, роскошный салон и мощный двигатель. Автотехника собирается исключительно на территории страны. Позволить себе купить престижное авто смогут только обеспеченные люди.
Land Rover
Кроссоверы и внедорожники – это основа модельной линейки корпорации Land Rover.
Этот производитель стремится внедрить только самые новые технические особенности в свой модельный ряд, предоставляет только новые дизайны и прекрасные характеристики.
Покупатель Land Rover получит элитный автомобиль с отличным салоном, собранным из лучших материалов. Модельный ряд корпорации предоставляет такие возможности:
- серия Range Rover представлена дорогими элитными внедорожниками и новым поколением спортивных кроссоверов Evoque;
- старый внедорожник с отличными характеристиками Defender предлагают истинное наслаждение от неограниченности типа поездки;
- компактные внедорожники Freelander предлагают сегодня классический дизайн и великолепную технику для несложных вызовов бездорожья;
- большой кроссовер Discovery – один из наиболее привлекательных вариантов внедорожников от английской компании;
- в активе компании масса военных джипов на основе Defender, которые поступают на вооружение лучших армий мира.
Rolls-Royce
Одна из старейших автокомпаний на территории Англии, специализирующаяся на производстве двигателей для самолетов и выпускающая крупногабаритные авто с уникальной отделкой салона. Позволив себе приобрести машину марки Роллс-Ройс, владельцы могут забыть об экономии.
Это самые дорогие в мире по цене и эксплуатации автомобили.
Каждая из 8 моделей собирается вручную и проходит двукратное тестирование на предмет неисправностей. Легендарный английский автомобиль «Мерлин» от известной английской марки до сих пор лидирует в списке транспортных средств, предназначенных для быстрой и комфортабельной езды.
Если за пределы городских трасс и не слишком длинных междугородных асфальтовых артерий вы не выезжаете, британская промышленность предлагает вам купить автомобиль MINI. Компания основывается на производстве компактной техники, но в последние годы началось производство небольших паркетников Mini Cooper Countryman, которые дают немало полезного пространства. Основные особенности MINI следующие:
- максимально разумное планирование пространства в вашем автомобиле;
- отличная техника, производительные моторы и прекрасно настроенные КПП;
- достаточно аскетичная, но вполне современная и удобная обстановка в салоне;
- фирменный узнаваемый стиль, который присутствует в каждой модели;
- эргономика на грани фантастики, несмотря на сжатое пространство внутри машины;
- удивительная управляемость наравне с заправскими спортивными автомобилями.
Стоить отметить, что несмотря на то, что в Англии производится огромное количество автомобилей, практически 70% отправляются на продажу в другие страны, в том числе, и в Россию.
Чаще всего в России интересуются английскими автомобилями фирмы Lange Rover, ведь данные машины довольно мощны и особо удобны для российских дорог. Их можно купить в одном из многочисленных автосалонов, куда привозят машины прямиком из Англии. А некоторые даже предпочитают купить авто прямо в Англии и перегнать его самостоятельно. Но тогда придется столкнуться с многочисленными проверками на таможне, поэтому куда проще воспользоваться услугами посредников, которые помогут оформить все необходимые для покупки документы и доставить авто до пункта назначения.
Славятся машины английского производства самым честным соотношением качества и цены. Собирают их на совесть, уделяя внимание даже самым невзрачным деталям. Но стоит помнить, что в Англии левостороннее движение, поэтому большинство автомобилей выпускается с правым рулем. Но это не недостаток, ведь и в нашей стране очень многие ездят с правым рулем. Поэтому английские машины прослужат не один год и даже не 5 лет, вызывая уважение к трудолюбивым англичанам, выполняющим всё на совесть.
Автомобильная лексика на английском
UK (британский вариант) и US (американский вариант)
headlights | фары |
---|---|
low beams | ближние фары |
high beams | дальние фары |
bumper (UK) | бампер (UK) |
fender (US) | бампер (US) |
windshield (US) | лобовое стекло (US) |
windscreen (UK) | лобовое стекло (UK) |
wipers (windshield wipers) | дворники |
boot (UK) | багажник (UK) |
trunk (US) | багажник (US) |
rear view mirror | зеркало заднего вида |
side mirrors (sideview mirrors) | боковые зеркала |
tyre (UK) | камера, шина (UK) |
tire (US) | камера, шина (US) |
flat tire | спущенное колесо |
wheel | колесо |
steering wheel | руль |
bonnet (UK) | крыша, капот (UK) |
hood (US) | крыша, капот (US) |
tank | бак |
taillights | задние фары |
doors | дверь |
ilencer (UK) | глушитель (UK) |
muffler (US) | глушитель (US) |
spare parts | запчасти |
spare tire | запасное колесо |
petrol (UK) | бензин (UK) |
gas (US) | бензин (US) |
licence plate | номерной знак |
licence plate number | номер автомобиля |
make | марка автомобиля |
model | модель автомобиля |
Теперь вы знаете как поддержать разговор про марки английских машин. Каждый британец гордиться своим автопромом, поэтому такая беседа принесет ему огромное удовольствие.
Всегда мечтала много путешествовать, знакомиться с новыми культурами и традициями, а также общаться с разными интересными людьми. И здесь без знания английского никак. Приняла решение поступить в университет на иностранные языки: английский и испанский. Открыла для себя целый мир и очень хочу поделиться с другими. Выучить английский это проще, чем вы думаете — я убедилась на своем опыте! Верю, что и вас получиться!
Источник