- Глазки УАЗ HUNTER (блок контрольных ламп: торм. жидк., стоян., пов., свет, check) «УПРЗ» ** / БКЛ-03 (аналог 43.3803, 3803010-УП-03, аналог 315148-065/31548-162) 5-тиглазковый
- Описание
- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
- Электрика УАЗ от Кувалды часть I Основная электрическая система
- Блок реле и предохранителей основной электрической системы
- Жгуты проводов
- Приборная панель
- Основные органы управления
- Замок зажигания
- Подрулевые переключатели
- Кнопка звукового сигнала
- Переключатель наружного освещения
- Кнопка включения аварийной сигнализации
- Прочие возможности
- Сборка, тестирование и инсталляция
- Сборка основных элементов
- Доработка жгута панели приборов для подключения приборки
- Подключение кнопки аварийной сигнализации
- Первое пробное тестирование
Глазки УАЗ HUNTER (блок контрольных ламп: торм. жидк., стоян., пов., свет, check) «УПРЗ» ** / БКЛ-03 (аналог 43.3803, 3803010-УП-03, аналог 315148-065/31548-162) 5-тиглазковый
Обратите внимание! Фотографии носят исключительно ознакомительный характер и могут отличаться от товара, фактически имеющегося на складах. Если Вас интересуют какие-то определённые характеристики (цвет, форма, размер, соответствие с товаром на складе и иные), просим уточнять данную информацию у менеджеров при согласовании заказа.
* Цена действительна только при заказе в интернет-магазине.
Описание
Блок контрольных ламп
Производитель. ОАО «Завод» Автоприбор», Владимир.
Артикул. 43.3803010
Применяемость
УАЗ — 3151 и их модификации, с бензиновыми двигателями.
Характеристики
1. Номинальное напряжение. 12 В.
2. Электрическая схема. двухпроводная.
3. Габаритные размеры. 104Х27х46 мм
4. Количество сигнализаторов. пять:
неисправность рабочих тормозов,
включение стояночного тормоза,
указатель поворота,
дальний свет фар,
неисправность двигателя
Глазки УАЗ HUNTER (блок контрольных ламп: торм. жидк., стоян., пов., свет, check) «УПРЗ» ** / БКЛ-03 (аналог 43.3803, 3803010-УП-03, аналог 315148-065/31548-162) 5-тиглазковый
- артикул БКЛ-03 (аналог 43.3803, 3803010-УП-03, аналог 315148-065/31548-162) 5-тиглазковый;
- есть в наличии и доступен для покупки;
- цена по состоянию на 30.10.21 — 399 рублей;
- доставка осуществляется по всей России.
Оформите заказ на данный товар онлайн прямо сейчас!
Нужно быть авторизованным на сайте, чтобы оставить вопрос по товару.
Источник
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
На автомобили Уаз Хантер, модель УАЗ-315148, с дизельным двигателем ЗМЗ-5143.10 Евро-2, модель 5143.1000400-50 – с вакуумным насосом в составе генератора, и модель 5143.1000400-41 – с вакуумным насосом смонтированным на блоке цилиндров и компактной системой впуска, устанавливалась система управления двигателем с блоком управления БУДС-3.1 514.3763.
На автомобили Уаз Хантер, модель УАЗ-315148, с дизельным двигателем ЗМЗ-5143.10 Евро-3, модель 5143.1000400-80, устанавливалась система управления двигателем с блоком управления VS-9.2 974.3763.000-01.
Состав и элементы системы управления Уаз Хантер, модель УАЗ-315148, с двигателем ЗМЗ-5143.10 Евро-2 и Евро-3, и блоками БУДС-3.1 514.3763 и VS-9.2 974.3763.000-01.
Система управления двигателем ЗМЗ-5143.10 Евро-2 и Евро-3 предназначена для запуска двигателя, управления им в режиме движения и остановки. Основными функциями системы управления являются :
— управление свечами накаливания, для обеспечения холодного пуска двигателя и его прогрева,
— управление рециркуляцией отработавших газов, для снижения содержания окислов азота в отработавших газах,
— управление работой электрического подкачивающего насоса, для улучшения подачи топлива,
— управление клапаном блокировки топливоподачи топливного насоса высокого давления (ТНВД) для остановки двигателя,
— управление лампой индикации включения свечей накаливания на панели приборов автомобиля,
— управление лампой индикации неисправности системы управления двигателем на панели приборов автомобиля,
— диагностика системы управления двигателем,
— в блок управления также заложена возможность выдачи сигналов на тахометр.
Не допускается эксплуатация двигателя ЗМЗ-5143.10 Евро-2 и Евро-3 с горящей диагностической лампой (контрольной лампой свечей накаливания). Постоянное горение лампы указывает на наличие неисправностей в системе управления. При наличии неисправностей система управления автоматически переходит в защищенный режим работы. В следствии чего ухудшается запуск, особенно холодного двигателя, увеличивается токсичность и расход топлива.
В момент включения зажигания лампа диагностики (включения свечей накаливания) загорается на 1-2 секунды и гаснет. Если температура охлаждающей жидкости менее плюс 23 градуса, то лампа диагностики загорается с одновременным включением реле свечей накаливания на время от 3 до 15 секунд, затем гаснет.
Если лампа диагностики не погасла, это означает, что обнаружена неисправность по датчику положения рычага топливного насоса высокого давления (ТНВД), датчику температуры охлаждающей жидкости или самого блока управления. Необходимо проверить правильность подключения данных датчиков, исправность датчиков и блока управления.
Если лампа диагностики погасла, а какое-либо исполнительное устройство не работает, следует проверить правильность подключения по схеме соединений, а также исправность исполнительных устройств : реле включения свечей накаливания, реле подогрева топлива, электромагнитного клапана управления рециркуляцией.
Датчики системы управления Уаз Хантер, модель УАЗ-315148, с двигателем ЗМЗ-5143.10 Евро-2 и Евро-3, и блоками БУДС-3.1 514.3763 и VS-9.2 974.3763.000-01.
— Датчик синхронизации, положения коленчатого вала, BOSCH 0 261 210 113, 23.3847 или ДС-1 (406.3847060-01), индукционного типа.
— Датчик температуры охлаждающей жидкости 19.3828000, или 406.3828010, или 405226, полупроводниковый.
— Датчик положения рычага топливного насоса высоко давления, входит в состав ТНВД, потенциометрического типа.
Исполнительные устройства системы управления Уаз Хантер, модель УАЗ-315148, с двигателем ЗМЗ-5143.10 Евро-2 и Евро-3, и блоками БУДС-3.1 514.3763 и VS-9.2 974.3763.000-01.
— Топливный насос высокого давления BOSCH 0 460 414 217, 514.1111001-10.
— Клапан остановки топливоподачи встроенный в ТНВД.
— Электрический топливоподкачивающий насос.
— Четыре форсунки BOSCH 0 432 193 549, 514.1112010.
— Электромагнитный клапан управления рециркуляцией 1902.3741, РКНУ.1213008.
— Лампа диагностики неисправностей.
— Свечи накаливания BOSCH 0 250 202 029, 514.3740000.
— Реле свечей накаливания 711.3747-02.
— Реле подогрева топлива 90.3747-10.
— Реле подкачивающего насоса 90.3747-10.
Принципиальная схема системы управления Уаз Хантер, модель УАЗ-315148, с двигателем ЗМЗ-5143.10 Евро-2 и блоком управления БУДС-3.1 514.3763.
Принципиальная схема системы управления Уаз Хантер, модель УАЗ-315148, с двигателем ЗМЗ-5143.10 Евро-3 и блоком управления VS-9.2 974.3763.000-01.
Обозначения компонентов и цепей на схеме системы управления :
A1 — контроллер, блок управления двигателем
A3 — комбинация или панель приборов
A8 — фильтр тонкой очистки
B3 — датчик температуры охлаждающей жидкости
B13 — датчиком-выключателем
B14 — датчик положения рычага ТНВД
BR1 — датчик синхронизации, датчик положения коленчатого вала
E1-E4 — свечи накаливания
EK1 — нагреватель топлива.
FU1-FU9 — предохранитель плавкий
HL1 — диагностическая лампа двигателя
HL6 — лампа свечей накаливания
GB1 — аккумуляторная батарея
KA1 — реле главное
KA6 — реле свечей накаливания
KA9 — реле подогревателя топлива в фильтре
MP1 — рычаг топливного насоса
SA1 — выключатель зажигания
SA2 — выключатель массы
XS1 — соединитель диагностический
Y8 — клапан рециркуляции отработавших газов
Y10 — электроклапан остановки двигателя
Электрические цепи на схеме :
15 — цепь от выключателя зажигания
30 — цепь питания от аккумулятора
Um — цепь питания от главного реле системы
GNP — масса силовая выходных каскадов контроллера
Остальные цепи имеют наименование выводов контроллера.
Особенности электронной системы управления Уаз Хантер, модель УАЗ-315148, с двигателем ЗМЗ-5143.10 Евро-3 и блоком управления VS-9.2 974.3763.000-01.
Масса для цепей контроллера и компонентов системы управления находится на двигателе. Блок управления по выделенным каналам управляет исполнительными механизмами :
— главным реле,
— электроклапаном остановки двигателя встроенным в ТНВД,
— клапаном рециркуляции отработавших газов,
— реле включения свечей накаливания и реле включения нагревателя топлива, который вместе с датчиком-выключателем встроен в фильтр тонкой очистки топлива,
Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный на двигателе, терморезистивного типа, сопротивление которого и напряжение сигнала падают с ростом температуры среды. Расчет частоты вращения коленвала осуществляется контроллером по сигналам датчика положения коленчатого вала, работающего в паре с синхродиском. Положение рычага топливного насоса высокого давления контролируется по датчику положения рычага, полное открытие ТНВД должно быть не менее 67-68 %.
Свечи накаливания управляются реле. Состояние силового контакта «87» реле выводится на диагностический вход контроллера, что позволяет определить низкий или высокий уровень бортовой сети на электродах свечей. На панель приборов блок управления выводит состояние диагностической лампы и лампы включения свечей накаливания.
Источник
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Контрольные приборы расположенные на приборной панели Уаз Хантер : указатель уровня топлива, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель давления масла и указатель напряжения следует воспринимать именно как контрольные, а не измерительные. Особо точных показаний они вам не покажут, их задача — только контролировать параметры систем двигателя, в пределах допущенных для них погрешностей.
Если какой то из приборов-указателей начал выдавать заведомо ложные данные, то следует проверить его исправность. Перед заменой приборов или их датчиков следует проверить их на совместимость. Номера приборов написаны снизу, под шкалой.
Проверка исправности контрольных приборов Уаз Хантер. Их совместимость с датчиками.
Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 или 39.3807.
Прибор 14.3807 работает совместно с датчиком температуры ТМ100.
Для проверки прибора, его необходимо подсоединить к контрольному реостату. При сопротивлении контрольного реостата 400-530 Ом стрелка прибора должна находиться около отметки 40 градусов. При сопротивлении 80-95 Ом — около отметки 80 градусов. При сопротивлении 51-63 Ом — около отметки 120 градусов Цельсия.
Прибор 39.3807 работает совместно с датчиком температуры ТМ106-10 или ТМ106-11.
При сопротивлении контрольного реостата 880-1220 Ом и напряжении 8 Вольт стрелка прибора должна находиться около отметки 40 градусов. При сопротивлении 214-268 Ом и напряжении 6,35 Вольт — около отметки 80 градусов. При сопротивлении 66-84 Ом и напряжении 4,15 Вольт — около отметки 120 градусов.
Другие способы проверки указателей температуры охлаждающей жидкости 14.3807 и 39.3807.
Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы.
При включенном зажигании отсоедините провод от датчика указателя и соедините наконечник провода с «массой». Если стрелка отклонится, то следовательно, неисправен датчик и его необходимо заменить. Если стрелка не отклоняется, снимите щиток приборов и при включенном зажигании соедините с «массой» клемму «Д» прибора. Отклонение стрелки в этом случае укажет на исправность прибора и на повреждение провода, соединяющего датчик со щитком приборов. Если стрелка не отклоняется — то неисправен прибор.
Если стрелка указателя постоянно находится в конце шкалы.
При включенном зажигании отсоедините провод от датчика. При неисправном датчике стрелка должна вернуться в начало шкалы. Если стрелка остается в конце шкалы, то провод имеет замыкание с «массой» или поврежден прибор. Исправность прибора можно проверить, отсоединив провод от клеммы «Д» — при включенном зажигании стрелка должна находиться в начале шкалы.
Указатель уровня топлива 13.3806 или 131.3806.
Прибор 13.3806 работает совместно с датчиком уровня топлива 51.3827, установленным в топливных баках.
— При сопротивлении датчика 0-1,5 Ом стрелка указателя должна находиться в начале шкалы.
— При сопротивлении 32,5-42,5 Ом — в середине шкалы.
— При сопротивлении 85,5-91,5 Ом — в конце шкалы.
Прибор 131.3806 работает совместно с датчиком уровня топлива 6202.3827.
Контрольная лампа резерва топлива загорается при остатке топлива в баке менее 6-8 литров.
— При сопротивлении датчика 285-335 Ом стрелка указателя должна находиться в начале шкалы.
— При сопротивлении 100-135 Ом — в середине шкалы.
— При сопротивлении 7-25 Ом — в конце шкалы.
Дополнительно проверку возможно произвести и способами изложенными для указателя температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка прибора постоянно находится в начале шкалы и не отклоняется после замыкания с «массой» наконечника провода, отсоединенного от датчика, то необходимо проверить прибор. Для этого снимите щиток приборов и при включенном зажигании соедините с «массой» клемму «Д» прибора. При исправном приборе стрелка должна отклониться.
Указатель давления масла 15.3810, 152.3810 или 341.3810.
Прибор 15.3810 работает совместно с датчиком ММ358 давления масла.
При сопротивлении контрольного реостата 157-175 Ом стрелка указателя должна находиться около отметки «0». При сопротивлении 55-65 Ом — около отметки «4».
Прибор 152.3810 работает совместно с датчиком 23.3829 давления масла.
При сопротивлении контрольного реостата 285-335 Ом стрелка указателя должна находиться около отметки «0». При сопротивлении 105-130 Ом — около отметки «3». При сопротивлении 5-31 Ом — около отметки «6».
Прибор 341.3810 работает совместно с датчиком 3902.3829 давления масла.
При сопротивлении контрольного реостата 287-335 Ом стрелка указателя должна находиться около отметки «0». При сопротивлении 109-123 Ом — около отметки «5». При сопротивлении 8,5-26 Ом — около отметки «10».
Дополнительно проверку возможно произвести и способами изложенными для указателя температуры охлаждающей жидкости. Для проверки исправности прибора при включенном зажигании соедините с «массой» клемму «Д» прибора.
Указатель напряжения 21.3812.
Проверку исправности указателя проводят сравнивая его показания с контрольным прибором. Погрешность показаний вольтметра на отметках 12 Вольт и 14 Вольт не должна превышать +- 0.4 Вольта.
Источник
Электрика УАЗ от Кувалды часть I Основная электрическая система
- Блок реле и предохранителей основной электрической системы
- Жгуты проводов
- Приборная панель
- Основные органы управления
- Замок зажигания
- Подрулевые переключатели
- Кнопка звукового сигнала
- Переключатель наружного освещения
- Кнопка включения аварийной сигнализации
- Прочие возможности
- Сборка, тестирование и инсталляция
- Сборка основных элементов
- Доработка жгута панели приборов для подключения приборки
- Подключение кнопки аварийной сигнализации
- Первое пробное тестирование
Основой новой схемы послужила проводка ВАЗ-2110 с небольшими изменениями под остальные компоненты. О причинах выбора, их подключения и других вариантах будет рассказано ниже. А здесь, забегая вперед, я приведу примерную таблицу всего того, что нам потребуется:
Наименование детали | Номер детали | Применяемость | Кол-во | Переделки |
---|---|---|---|---|
Основные детали | ||||
Блок реле и предохранителей | 391.3722 (2110-3722.010-01) | ВАЗ-2110, УАЗ-3160 | 1 | нет |
Приборная доска | 381.3801 (тахометр на зажигание) | ГАЗ-3110, УАЗ-3160 | 1 | разъем жгута |
38.3801 (тахометр на генератор) | разъем жгута | |||
Замок зажигания | KZ-881, 2110-3704005, 2110-3704010-20 | ВАЗ-2110,-15 | 1 | нет |
2108-3704010-80 | ВАЗ-2108,-09 УАЗ-3160, УАЗ «люкс» ГАЗ-3110, ГАЗель | разъем жгута | ||
? | УАЗ, ВАЗ «классика» | большие | ||
Подрулевые переключатели | 68.3709 ( 2108-3709305-01) | ВАЗ-2108,-15 | 1 | нет |
? | УАЗ-3160, УАЗ «люкс» | |||
Переключатель наружного освещения | 581.3710 | ВАЗ-2108,-09, УАЗ-3160 | 1 | нет |
? | ВАЗ-2115 | разъем жгута | ||
Кнопка включения аварийной сигнализации | ? | ВАЗ-2108,-09 | 1 | нет |
245.3710 | ВАЗ-2115 | разъем жгута | ||
24.3710, 249.3710 | ГАЗ, ВАЗ, УАЗ | разъем жгута | ||
Регулятор освещения приборов | 2106-3710310-02 | ВАЗ-2110, ВАЗ «классика» | 1 | нет |
2108-3710310 (?) | ВАЗ-2108,-09 | разъем жгута | ||
— | любой | возможно | ||
Жгуты проводов | ||||
Жгут торпеды | 2110-3724030 | ВАЗ-2110 | 1 | небольшие |
Жгут задних фонарей | ? | ВАЗ-2110 | 1 | небольшие |
Жгут передка | ? | ВАЗ-2110 | 1 | небольшие |
Опции | ||||
Бортовая система контроля | 2110-3860010-01 2110-3860010-02 | ВАЗ-2110 | 1 | нет |
2114-3860010 (?) | ВАЗ-2115 | разъем жгута | ||
Маршрутный компьютер | АМК-211000 | ВАЗ-2110 | 1 | нет |
? | ВАЗ-2115 | нет | ||
Часы | 2110-3804010-01 2110-3804010-02 2112-3857010 | ВАЗ-2110,-12 УАЗ-3160 | 1 | нет |
Блок реле и предохранителей основной электрической системы
За основу главной электрической системы автомобиля был выбран блок реле и предохранителей ВАЗ-2110, как самый универсальный, функционально законченный и самодостаточный элемент из всех мне известных. Кстати, он же используется в автомобилях УАЗ 60-ых серий, но это и понятно — дизайн «шестидесяток» делали специалисты ВАЗа. Номер детали 2110-3722.010-01. На обратной стороне — ТУ 37.469.026-97 и 391.3722. Конструкторы ВАЗ упростили конструкцию восьмерочного «черного ящика». В нем теперь нет ничего лишнего, он стал компактнее, с более удобным расположением разъемов. Блок обеспечивает примерно следующие возможности:
- Защита основных цепей плавкими предохранителями флажкового типа
- Контроль исправности ламп габаритов, стоп-сигналов и сигналов поворота
- Несколько режимов работы очистителя и омывателя ветрового стекла
- Управление лампами поворотов и аварийной сигнализации
- Включение ближнего и дальнего света фар через реле
- Автоматическое выключение фар при выключении зажигания
- Разгрузку контактов замка зажигания с помощью дополнительного реле
- Реле включения обогрева заднего стекла, подогрева сидений и зеркал
- Резервное реле (реле включения задних ПТФ на некоторых модификациях ВАЗов)
- Подключение подрулевого переключателя для управления светом фар, указателями поворотов, стеклоочистителя и омывателя
- Подключение передних ПТФ (нужно внешнее реле)
- Подключение ЭСП, электролюка и т.п. (нужно внешнее реле)
- Подключение через отдельный предохранитель звукового сигнала и вентилятора системы охлаждения (желательны внешние реле)
Как можно заметить, 10й блок по сравнению с 8м и 15м значительно более унифицирован — это позволяет на его основе переделать электрику любого автомобиля старой конструкции. На мой взгляд могли бы оставить хотя бы реле включения звукового сигнала и ПТФ. Но это на скорость, проходимость и выживаемость не влияет. Справедливости ради надо отметить, что 10й блок имеет с заднего торца приливы для установки колодок дополнительных реле.
Жгуты проводов
Поскольку современные автомобильные схемы являются достаточно сложными, они требуют большого количества цветов проводов для формирования их в жгуты проводов и возможности поиска нужного провода в жгуте в случае необходимости выявления неисправностей. К тому же изготовление системы с нуля — занятие сложное и очень долгое, при этом необходимо учитывать:
- Простоту топологии электропроводки, число, типы и расположение органов управления;
- Токи, напряжения, сопротивления в проводах;
- Воздействие агрессивной внешней среды — масло, бензин, перепады температур, высокие и низкие температуры и т.д.
- Электрическая, механическая и пожарная безопасность;
- Требования ГОСТов и других нормативов;
- Доступность составляющих элементов;
С другой стороны, основная система электрики автомобиля функционально идентична на всех автомобилях. Расположение основных приборов, переключателей и т.п. в салоне автомобиля определяется не столько размерами и комплектацией самого автомобиля, сколько эргономикой места водителя, стандартами на оборудование транспортных средств. Таким образом «подторпедная» часть электрики может быть взята от любого автомобиля, что так же соответствует нашей концепции. По этим причинам, а так же в связи с выбором в качестве основы «десяточного» «черного ящика», в качестве основы жгутов электропроводки были выбраны жгуты проводов ВАЗ-2110.
Жгут проводов торпеды ВАЗ-2110
Здесь я в качестве иллюстрации приведу фрагменты электрической схемы ВАЗ-2110:
- в центре — жгут панели приборов
- A — жгут фар и генератора
- B — жгут зажигания (карбюраторная модель, инжектор имеет свой жгут, подключаемый вместо карбюраторного)
- C — жгуты стеклоочистителя и омывателя
- R — жгут правого борта
- L — жгут левого борта
- Z — жгут задних фонарей
- P — жгут багажника
1 — блок-фары; 2 — датчики износа колодок передних тормозов; 3 — выключатель света заднего хода; 4 — датчик включения электродвигателя вентилятора; 5 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 — звуковой сигнал; 7 — электромагнитный клапан карбюратора; 8 — концевой выключатель карбюратора; 9 — датчик указателя масла; 10 — датчик контрольной лампы давления масла; 11 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 — датчик скорости; 13 — стартер; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — генератор; 16 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 17 — датчик уровня омывающей жидкости; 18 — датчик уровня охлаждающей жидкости; 19 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 20 — клапан рециркуляции; 21 — микромоторедуктдр привода заслонки отопителя; 22 — электродвигатель отопителя; 23 — катушка зажигания; 24 — датчик-распределитель зажигания; 25 — свечи зажигания; 26 — коммутатор; 27 — блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 28 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 29 — датчик уровня тормозной жидкости; 30 — переключатель наружного освещения; 31 — комбинация приборов; 32 — выключатель противотуманного света; 33 — контрольная лампа противотуманного света; 34 — контрольная лампа обогрева заднего стекла; 35 — выключатель обогрева заднего стекла; 36 — подрулевой переключатель; 37 — выключатель освещения приборов; 38 — выключатель зажигания; 39 — монтажный блок; 40 — датчик указателя уровня топлива; 41 — выключатель клапана рециркуляции; 42 — розетка для переносной лампы; 43 — контроллер отопителя; 44 — блок индикации бортовой системы контроля; 45 — выключатель аварийной сигнализации; 46 — часы; 47 — лампа освещения рычагов управления отопителем; 48 — лампа освещения вещевого ящика; 49 — боковые- указатели поворота; 50 — выключатель лампы освещения вещевого ящика; 51 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 52 — прикуриватель; 53 — датчик ремня безопасности водителя; 54 — лампа освещения пепельницы; 55 — выключатель стоп-сигнала; 56 — плафон индивидуального освещения салона; 57 — плафон освещения салона; 58 — датчик температуры для системы отопления; 59 — выключатели в стойках передних дверей; 60 — выключатели в стойках задних дверей; 61 — наружные задние фонари; 62 — внутренние задние фонари; 63 — фонари освещения номерного знака; 64 — фонарь освещения багажника; К1 — реле контроля исправности ламп; К2 — реле очистителя ветрового стекла; КЗ — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; К4 — реле включения ближнего света фар; К5 — реле включения дальнего света фар; К6 — дополнительное реле; К7 — реле включения обогрева заднего стекла; К8 — резервное реле (реле противотуманных огней в задних фонарях, на автомобилях семейства ВАЗ-2110 не устанавливается).
A — колодки для подключения электродвигателя омывателя заднего стекла; B — к колодке жгута предупредительного света; C — колодка для подключения к бортовому компьютеру; D — к колодке жгута очистителей фар; E — к элементу обогрева заднего стекла; F — колодка для подключения дополнительного сигнала торможения.
На схеме условно не показано, что в жгуте проводов панели приборов вторые концы всех проводов белого, черного, оранжевого цветов, белого с красной полоской и желтого с голубой полоской соединены между собой в одних точках.
Не пугайтесь — это на картинке все так страшно и запутанно, в последствии будут приведены более простые и понятные схемы и фотографии, а когда все это подержите в руках — станет вообще хорошо. Кстати, очень рекомендую купить любую «камасутру» по ВАЗ-2110 — там очень неплохо рассказано про ее электрику, которая, впрочем, на 90% идентична на всех переднеприводных ВАЗах. Подробнее об отдельных схемах смотри Приложение B. Схемы основной электрической системы.
Приборная панель
А вот приборка ВАЗ-2110, хоть и очень эффектно выглядящая, была отвергнута, как неинформативная (нет показометра давления масла, лампы перегрева двигателя), нерасширяемая (нет резервных ламп) и неремонтопригодная (особенно те, которые полностью электронные). Так же были отвергнуты многие другие приборки, как несоответствующие современному дизайну. Единственная приборка, которая наиболее близко удовлетворяла всем нашим строгим требованиям, оказалась приборка ГАЗ-3110. Ей мы и присвоили почетное звание «Королевы Красоты и Функциональности».
Приборка 38.3801:
1 — указатель напряжения; 2 — сигнализатор КМСУД (на автомобиле с двигателем ЗМЗ-4062); 3, 12, 17,18- резервные сигнализаторы; 4 — сигнализатор «STOP»; 5 — сигнализатор левых указателей поворота; 6 — сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 7 — спидометр; 8 — счетчик суммарного пробега; 9 — сигнализатор включения стояночного тормоза; 10 — сигнализатор правых указателей поворота; 11 — сигнализатор прикрытия воздушной заслонки карбюратора (на автомобиле с двигателем ЗМЗ-402 или ЗМЗ 4021); 13 — сигнализатор перегрева двигателя; 14 — указатель давления масла; 15 — указатель уровня топлива; 16 — сигнализатор минимального резерва топлива в баке; 19 — сигнализатор давления масла; 20 — сигнализатор включения обогрева сидений (если установлен); 21 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 22 — сигнализатор включения габаритного света; 23 — сигнализатор включения и исправности ламп указателей поворота прицепа; 24 — сигнализатор дальнего света фар; 25 — счетчик суточного пробега; 26 — кнопка установки на пуль счетчика суточного пробега; 27 — тахометр; 28 — сигнализатор разряда аккумуляторной батареи
Надо заметить, что наши «рационализаторы производства» решили сэкономить огромную кучу денег и не стали сверлить дырки для незадействованных ламп, устанавливать соответствующие штыри в разъемы, рисовать картинки на фильтре этих ламп, а так же впаивать диоды для обеспечения проверки исправности некоторых ламп. Так что при желании задействовать скрытые резервы надо будет потрудится. Но это я оставил на будущее.
У первых приборок ГАЗ-3110 (номер детали 38.3801) тахометр работал от генератора (вывод W) и шкала у него была до 5000 об/мин. Но такое подключение вызывало проблему «пляски» стрелки тахометра, и сейчас в приборки ставят тахометры подключаемые к коммутатору, но шкала у них уже до 8000 об/мин.
Основные органы управления
Главный принцип эргономичности — логическое, визуальное и пространственное разделение основных и вспомогательных органов управления. Основные органы управления должны быть легкодоступными и выделяющимися.
Замок зажигания
Я взял так же ВАЗ-2110. Он конечно дорогой, но имеет подсветку гнезда ключа и микровыключатель для напоминания о забытом ключе в замке зажигания. В принципе, с небольшими перестановками в колодке подключения замка зажигания в жгуте панели приборов, можно поставить замок зажигания ВАЗ-2108 (он же УАЗ-3160 или «люкс» на 3151).
Подрулевые переключатели
Тут все просто. Берем переключатели ВАЗ-2110 (они же 2108,-09,-15) или аналогичные УАЗ-3160 (они же «люкс» на 3151). Эти переключатели «родные» для выбранной нами проводки, удобные, многофункциональные и, несмотря на внешний вид, очень прочные, поскольку сделаны из ABS пластика, а основания самих рычажков — из металла.
Кнопка звукового сигнала
Оставляем штатную или то, что у вас есть.
Переключатель наружного освещения
Переключатель наружного освещения на вкус и цвет. Учтите, что габариты и освещение приборов запитываются напрямую через контакты переключателя. Переключатель ВАЗ-2110 (2110-3709600) имеет слишком хитроумную форму и вряд ли впишется в наш дизайн. Аналогичный переключатель от ВАЗ-2108 используется во многих автомобилях, имеет классический дизайн и подключается к той же колодке.
Переключатель от ВАЗ-2115 очень симпатичный, имеет овальные формы и хорошо сочетается с внешним дизайном УАЗа, хотя может вам нравится утилитарность штатного переключателя, но у него по другому замыкаются контактные группы. В случае использования переключателя не соответствующего колодке, необходимо заменить колодку подключения переключателя света в жгуте панели приборов на соответствующую вашему переключателю.
Я установил переключатель наружного освещения возле замка зажигания на рулевой колонке, поскольку по статистике оба этих элемента используются чаще всего одновременно.
Для установки переключателя наружного освещения под рукой на кожухе рулевой колонки возле замка зажигания, пришлось прорезать соответствующее отверстие в кожухе колонки.
Кнопка включения аварийной сигнализации
Кнопка включения аварийной сигнализации, не смотря на свою значимость, на всех переднеприводных ВАЗах запрятана черт знает куда. Исключения составляют ВАЗ-2108,09 с «высокой» панелью приборов — там она на правой стороне козырька щитка приборов, и ВАЗ-2115 — там она сделана более оригинально, спортивно, и на мой взгляд удобно: здоровая красная кнопка сверху на кожухе рулевой колонки.
Кнопки ВАЗ-2110 и ВАЗ-2108 по разъему и подключению одинаковые. Внутри имеют лампу подсветки, но лампа индикации включения отсутствует, вместо лампы в кнопке для этих целей используется лампа в панели приборов.
Кнопка ВАЗ-2115 по разъему и подключению совпадает с аналогичной кнопкой УАЗ. Для подключения этих кнопок требуется так же заменить соответствующий разъем в жгуте панели приборов. Эти кнопки не имеют подсветки, но имеют встроенную лампу индикации включения. При выборе кнопки необходимо учесть, что в приборке ГАЗ-3110 нет лампы включения аварийной сигнализации, правда лампы индикации поворотов раздельные и при включении аварийной сигнализации мигают одновременно, что может служить соответствующей индикацией.
Лично я остановился на варианте кнопки типа ВАЗ-2115 совместно с рулевым кожухом ВАЗ-2114 под, так называемую, «евро-панель». Кнопка там штатно устанавливается на правом ближнем углу кожуха у основания переключателя стеклоочистителя.
Прочие возможности
Выбранные нами комплектующие штатно предоставляют нам так же возможность подключения других органов управления:
- Регулировка освещения приборов — потом подключим, а пока замкнем контакты;
- Включение обогрева заднего стекла — а он у нас есть? Если есть — потом подключим;
- Включение противотуманных огней в задних фонарях — у нас этого нет. Не трогаем;
У нас на жгуте есть еще штатные разъемы:
- Климатическая установка;
- Блок индикации бортовой системы контроля;
- Маршрутный компьютер;
- Часы;
- Прикуриватель и подсветка пепельницы;
- Автоматическая подсветка бардачка;
- Розетка переноски;
- Подключение жгута противотуманных фар, очистителей фар, стеклоподъемников и т.п.;
А так же множество незадействованных контрольных ламп в панели приборов.
Сборка, тестирование и инсталляция
Собирать и тестировать схему проще всего дома, разложившись на столе или на полу. При этом мы не особо раздражаем наших домашних «постоянным бардаком», поскольку ВЕСЬ процесс сборки-разборки системы по вечерам занимает по времени около 5 минут. Вот так это выглядит (у меня на балконе, там типа моя мастерская):
Электрика в сборе:
1 — блок реле и предохранителей; 2 — подрулевой переключатель; 3 — бортовая система контроля (БСК); 4 — маршрутный компьютер (МК); 5 — разъемы подключения жгутов передка, бортов и багажника; 6 — разъемы подключения кнопок обогрева заднего стекла и противотуманных огней в задних фонаряях; 7 — кнопка включения аварийной сигнализации; 8 — кнопка включения наружного освещения (на кожухе рулевой колонки под рычагом переключателя возле замка зажигания); 9 — замок зажигания; 10 — разъемы подключения системы зажигания; 11 — приборная панель (не подключена, разъемы подключения лежат на кожухе рулевой колонки); 12, 13 — жгуты подключения освещения вещевого ящика, прикуривателя, часов и пр. мелочи.
На фотографии не видно разъема подключения жгута стеклоочистителя, жгута отопителя.
Обратите внимание, что абсолютно все основные управляющие элементы необходимые для эксплуатации автомобиля — выключатель зажигания и стартера, включение габаритов, фар, сигналов поворота, аварийной сигнализации, стеклоочистителя и омывателя, звукового сигнала (он на рулевом колесе, которое на фотографии не показано) — собраны на рулевой колонке, т.е. уже установлены, подключены, готовы к использованию и всегда находятся под рукой.
Все остальное — это опциональные элементы, которые можно ставить в любое удобное место или не ставить вообще.
Сборка основных элементов
Раскладываем жгут панели приборов и расправляем его. Внешне он с одного конца толще и имеет большое число разъемов, а к другому концу он становится совсем тонким. Толстый конец — располагаем слева (там все разъемы органов управления и модулей, которые располагаются ближе к месту водителя и рулю), тонкий — справа (там подсветка бардачка, подключение прикуривателя и т.д.)
С левого конца находим все необходимые разъемы для подключения к блоку реле и предохранителей. Один из них — красный — подключаем к разъему блока отмеченного красной меткой. Остальные подключаются легко, поскольку форма разъемов подобрана так, что исключает неправильное подключение. Замечу, что подобная топология вынуждает нас разместить блок реле и предохранителей с левой стороны от руля под торпедой — так же как это сделано на ВАЗ-2110 и УАЗ-316х.
Чуть правее жгут имеет довольно толстое ответвление — это к рулевой колонке. Там мы подключаем замок зажигания (толстая квадратная колодка, если замок зажигания не ВАЗ-2110 — см. приложение), подрулевые переключатели — два похожих разъема, что бы понять какой к какому переключателю, можно просто сравнить соответствие имеющихся клемм в разъеме с контактами на переключателях.
2 проводка с клеммами, находящиеся тут же — это для подключения кнопки звукового сигнала.
В месте ответвлении жгута необходимо найти 3 провода с клеммами — два из них требуется соединить между собой в зависимости от типа используемых на автомобиле фар — раздельный ближний и дальний свет (как на ВАЗ-2106) или общий (как у нас штатно). От этого будет зависеть будут ли отключаться лампы ближнего света при включении дальнего света или нет.
Если вы используете основные фары только в режиме ближнего света, а для дальнего, например, пару прожекторов Hella ватт эдак на 1000, то можно использовать конфигурацию для раздельных фар, тогда со включением дальнего, ближний свет останется включенным. Только не забывайте, что штатное реле света и проводка рассчитаны на нагрузку примерно 2 лампы по 60 ватт с небольшим запасом (реле ампер на 30, а предохранители — см. приложение), так что лучше поставить дополнительное мощное реле поближе к прожекторам и соединить все это проводами потолще.
И еще — после подключения всех необходимых устройств, можно при желании и для удобства установки проводки в машину «по месту», дать больше свободы некоторым «отросткам» жгута размотав изоленту в соответствующем месте, освободив на сколько возможно необходимые провода и замотав изолентой обратно. Я таким образом немного освободил «отростки» для БСК, МК, кнопки аварийки и т.д. с примерным расчетом на то, как все это будет размещено на торпеде.
Доработка жгута панели приборов для подключения приборки
В жгуте панели приборов находим 2 разъема «мама» на 13 контактов для подключения панели приборов. Они расположены рядом друг с другом — одинаковые колодки белого и красного цветов. Приборка ГАЗ-3110 имеет такие же ответные разъемы, но 4 штуки — 2 красных и 2 белых. Нам необходимо соответственно перетасовать провода в колодках жгута.
Обращаю внимание на то, что везде использована нумерация разъемов на приборках — разъемы «папа» на 13 контактов, а если смотреть на колодки жгута — расположение контактов соответственно будет зеркальным рисункам.
Так же учтите, что на ВАЗ и ГАЗ используется разная нумерация контактов в разъемах:
Нумерация штекеров в колодках:
Слева — ВАЗ, Справа — ГАЗ. Я использую нумерацию именно в том виде, в котором она встречается в соответствующих руководствах, чтобы при их использовании не возникало дополнительной путаницы.
Еще одно замечание — в приборке ВАЗ нет показометра давления масла и лампы перегрева охлаждающей жидкости, поэтому для их подключения были использованы наиболее подходящие по топологии схемы незадействованные провода — в таблице они помечены знаком «*».
колодка и штекер вприборке ВАЗ-2110 | цвет провода | Назначение для ВАЗ-2110 «*» отмечено ЗАМЕНА назначениЯ для ГАЗ-3110 | полярность сигнала | колодка и штекер в приборке ГАЗ-3110 |
---|---|---|---|---|
X1 — белая колодка | ||||
X1-1 | черный | Корпус (масса) | — | XP3-1 |
X1-2 | зеленый с красным (?) | Низковольтный вход тахометра * Давление масла | + | XP1-4 |
X1-3 | желтый | Высоковольтный вход тахометра | + | XP3-5 |
X1-4 | Резервный | |||
X1-5 | зеленый с белым (?) | Температуры охлаждающей жидкости | — | XP1-1 |
X1-6 | желтый с черным | Контрольная лампа габаритов | + | XP2-8 |
X1-7 | отсутсвует? | Контрольная лампа подсоса | — | |
X1-8 | белый с красным (тонкий) | Минус контрольной лампы КМСУД * Контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости | — | XP1-2 |
X1-9 | красный | + питания с предохранителя F19 — плюс контрольной лампы КМСУД | + | XP3-8 |
X1-10 | красный | + питания с предохранителя F19 | + | XP3-2 |
X1-11 | красный с голубым (?) | Контрольная лампа стояночного тормоза | — | XP2-4 |
X1-12 | зеленый с белым (?) | Контрольная лампа заряда АКБ — к выводу D генератора | — | XP3-7 |
X1-13 | серый с голубым (?) | Контрольная лампа давления масла | — | XP1-3 |
X2 — красная колодка | ||||
X2-1 | голубой с красным (?) | Указатель уровня топлива вывод W — контрольная лампа | — | XP1-5 |
X2-2 | красный | + питания с предохранителя F19 | + | изолировать |
X2-3 | черный | Корпус (масса) | — | XP3-3 |
X2-4 | белый | К выключателю освещения приборов — подсветка | + | XP2-7 |
X2-5 | голубой | Контрольная лампа правого поворота | + | XP2-2 |
X2-6 | голубой с черным | Контрольная лампа левого поворота | + | XP2-3 |
X2-7 | серый с голубым (?) | Контрольная лампа аварийного состояния тормозной системы | — | XP3-9 |
X2-8 | серый (?) | Сигнал скорости к маршрутному компьютеру | XP3-11 [?] | |
X2-9 | серый (?) | Сигнал датчика скорости | XP3-10 | |
X2-10 | розовый (?) | Указатель уровня топлива вывод T — уровень | + | XP1-6 ? |
X2-11 | зеленый с черным | Контрольная лампа дальнего света | + | XP2-5 |
X2-12 | голубой с белым | Контрольная лампа аварийной сигнализации | + | изолировать |
X2-13 | темно-красный (?) | К клемме 50 выключателя зажигания — включение проверки контрольных ламп при включении стартера (В волговской приборке проверка ламп осуществляется замыканием на массу штекера XP1-11) | + | изолировать |
Подключение кнопки аварийной сигнализации
Подсоединяем жгут к панели приборов. Как уже упоминалось в самом начале статьи, кнопка аварийной сигнализации ВАЗ-2110 нас однозначно не устроит по форме и дизайну. Кнопка ВАЗ-2108, используемая во многих автомобилях, подключается без переделок.
Кнопка, используемая штатно на УАЗках и, более симпатичная, кнопка ВАЗ-2115 (судя по маркировке 24В на корпусе, а так же по лампочке на столько же, можно сделать вывод, что она используется на некоторых грузовиках) имеют одинаковый разъем. Колодку для нее снимаем со штатной проводки.
Теперь необходимо отыскать в нашем жгуте колодку подключения аварийки. Это колодка в виде кубика в районе середины жгута. К ней подходят черный и белый провода, один оранжевый провод и 6 проводов с доминирующим голубым цветом.
Поскольку на ВАЗ-2110 кнопку запрятали между кнопок управления печкой и т.п. ерундой, соответственно и провода заплели в жгут. Мы кнопку будем переносить на более удобное место, поэтому нам надо ее немного освободить — разматываем всю изоленту, на отрезке жгута от разъема кнопки до ответвления к рулевой колонке, отделяем провода к аварийке от основного жгута, перематываем жгут изолентой обратно как будто так и было, а образовавшееся ответвление жгута к кнопке — слегка перетягиваем в паре мест той же изолентой.
И еще, если мы используем кнопку не с подсветкой (типа ВАЗ-2108), а с контрольной лампой аварийки (ВАЗ-2115, УАЗ), то белый и черный провода можно отделить от жгута к кнопке аварийки и потом использовать для подсветки чего-либо другого.
Теперь устанавливаем вместо имеющейся колодки, колодку под нашу кнопку аварийки:
штекер кнопки ВАЗ-2115 или УАЗ | цвет провода | Назначение (для справки) |
---|---|---|
1 | голубой с черным | левые повороты |
2 | оранжевый | + для поворотов с замка зажигания |
3 | голубой | правые повороты |
4 | черный с красным | + к реле поворотов |
5 | — | — |
6 | — | — |
7 | голубой с красным | прерывистый сигнал с реле поворотов |
8 | красный с черным | + для аварийки с АКБ |
изолировать | синий с белым | к контрольной лампе в панели приборов |
отделить | белый | подсветка — питание |
отделить | черный | подсветка — масса |
Подключаем кнопку аварийки. Я использовал штатный кожух рулевой колонки от ВАЗ-2115, там имеется штатное место для кнопки аварийки.
Первое пробное тестирование
Уже в данной конфигурации можно произвести первое тестирование схемы.
г. Москва, ул. Полярная 34, тел: 8 495 123 45 67 с: 10:00 — 20:00
© 1997 — 2021 УАЗ Сервис — ремонт, тюнинг, сервис, техническое обслуживание автомобилей УАЗ
Источник