«Брату-2» — 20 лет. Вспоминаем автомобили культового фильма
20 лет назад, 11 мая 2000 года, в московском кинотеатре «Пушкинский» состоялась премьера фильма Алексея Балабанова «Брат-2». Харизматичные персонажи, разобранные на цитаты диалоги, режиссерская работа, а также саундтрек сделали фильм по-настоящему народным хитом. В фильме полностью отражаться эпоха конца 1990-х и начала 2000-х годов. Помимо бандитов, популярных поп-звезд и ведущих, черных копателей, хакеров и первых олигархов в киноленте представлены весьма интересные и актуальные машины того времени.
Первый автомобиль, встречающийся в самом начале фильма, — внедорожник Hummer H1 черного цвета. Именно на фоне этой машины карикатурный персонаж в исполнении Александра Робака читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…». Брутальный внедорожник Hummer H1 выпускался с 1992 по 2006 год. В фильме снялся автомобиль 1999 года выпуска, оснащенный 6,5-литровым дизельным турбомотором. Мощность агрегата составляет 195 лошадиных сил. В те времена такой автомобиль стоил около 80 тыс. долларов. Утверждалось, что позже этот Hummer H1 оказался в распоряжении одного российского тюнинг-ателье, где пережил ряд серьезных доработок. Однако подтверждения, что речь идет об одном и том же внедорожнике, нет.
По Москве главный герой фильма Данила Багров предпочитал передвигаться на такси. Во время поездки на ГАЗ-24 «Волга» с шашечками на крыше происходит его знаменитый диалог с очень нервным водителем. Таксомоторный вариант седана отличался от обычной машины прежде всего двигателем: вместо стандартного мотора «24Д» мощностью 96 л. с. устанавливался дефорсированный двигатель «24-01» с отдачей 85 лошадиных сил. Такой агрегат работал на бензине А-76. ГАЗ-24 «Волга» использовался в качестве такси еще во времена СССР и к началу нулевых еще числился в автопарках страны. Впрочем, в те времена рынок перевозок полностью захватили частники, которые подрабатывали на любых машинах, не сильно заботясь о техническом состоянии автомобиля.
Ирина Салтыкова, которая сыграла в фильме саму себя, передвигалась на седане Mercedes-Benz W124. Сама певица за руль не садилась, для этого у нее был личный водитель и одновременно телохранитель — Борис. Седан Mercedes-Benz W124 являлся настоящим символом той эпохи и даже заслужил неофициальный титул среди поклонников марки — «последний настоящий «Мерседес». Автомобиль предлагался клиентам во множестве версий и с разными моторами. Популярный седан выпускался на протяжении 13 лет и пережил за это время два рестайлинга. Седан пользовался популярностью не только в России. Например, Mercedes-Benz W124 приобрели и представители немецкого дуэта Modern Talking Дитер Болен и Томас Андерс.
Одним из самых экзотичных автомобилей главного российского сиквела стал Steyr 220. На автомобиле 1938 года выпуска в фильме ездил нечистый на руку бизнесмен Белкин в исполнении Сергея Маковецкого. По одной из легенд, австрийский кабриолет ранее принадлежал одному из нацистских бонз и в качестве трофея оказался у нас в стране. Заднеприводный Steyr 220 комплектуется 2,2-литровым двигателем мощностью 55 лошадиных сил. Агрегат работал совместно с 4-ступенчатой механической коробкой передач и мог разогнать кабриолет весом в 1200 кг до 120 км в час.
Во время погони по улицам Москвы Данила Багров используют белый Volvo 940. Объем багажника у заднеприводного универсала составляет 992 л — этого хватило, чтобы разместить в нем пулемет «Максим», из которого расстрелял своих преследователей брат главного героя в исполнении Виктора Сухорукова. Кстати, эта сцена снималась без разрешения столичных властей. Съемки фильма проходили сразу после серии взрывов домов в Москве — силовики вели поиски террористов, а атмосфера в городе была чрезвычайно накалена. В таких условиях использование всевозможных пиротехнических средств даже при съемках кино в столице запрещалось. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна. Ранее в Сети неоднократно появлялись информация о продаже якобы того самого белого Volvo 940, однако убедительных доказательств, что именно эта машина снималась в фильме «Брат-2», продемонстрировано не было.
Для бандитов, преследовавших главного героя, режиссер фильма подобрал полноприводный внедорожник Jeep Grand Cherokee ZJ. В съемках участвовал автомобиль 1997 года выпуска с 5,2-литровым бензиновым мотором. Мощность агрегата составляет 200 лошадиных сил. До первой «сотни» машина могла разогнаться за 9,8 секунды. Официально в Россию этот автомобиль не поставлялся, однако на дорогах страны не был редкостью. В свое время внедорожник даже считался в России одним из самых главных «бандитских» автомобилей. Производство машины было завершено в 1998 году, однако на вторичном рынке объявления о продаже Jeep Grand Cherokee ZJ можно встретить и сейчас.
Раритетный американский автомобиль Cadillac Coupe de Ville, который должен был довести Данилу Багрова «до Сан-Франциско и обратно», на самом деле был приобретен создателями фильма в Нью-Йорке за тысячу долларов. Один из самых известных американских ретрокаров оснащается восьмицилиндровым бензиновым двигателем объемом 2,7 литра. Длина раритетного Caddilac весом в 2,5 т составляет около 6 метров. Автомобиль комплектуется штатной кассетной стереорадиолой, что позволило главному герою до момента поломки машины послушать последние хиты отечественной рок-сцены. После съемок двухдверку 1975 года выпуска пытались продать на аукционе. Однако, несмотря на участие в фильме, спросом Cadillac Coupe de Ville не пользовался. Как в дальнейшем сложилась судьба машины, неизвестно.
В фильме «Брат-2» снимался американский грузовик Peterbilt 379, которым управлял дальнобойщик Бен Джонсон, направляясь с Данилой Багровым в Чикаго. В США, чтобы водить этот огромный большегруз, помимо водительских прав необходимо также специальное удостоверение. Автомобиль может комплектоваться дизельными двигателями Caterpillаr, Cummins, Detroit Diesel рабочим объемом 11, 12 и 14 литров. Эти агрегаты могут работать с 5–16-ступенчатыми коробками передач. Стоимость такой машины составляет около 150 тыс. долларов. Управлять Peterbilt 379 пришлось самому актеру Рэю Толеру, который исполнял роль Бена Джонсона. По его словам, это была самая сложная поездка в его жизни. «Брат-2» не единственная кинолента, где снялся легендарный американский грузовик. Например, в Peterbilt 379 мог превращаться Оптимус Прайм в фантастическом боевике «Трансформеры», а также на этом грузовике ездил главный герой фильма «Чёрный пёс», которого сыграл Патрик Суэйзи.
Источник
Комната на «Динамо», высотка и «черное гетто»: как снимали «Брат-2»
20 сентября исполнится ровно 18 лет с момента гибели одного из самых талантливых российских актеров – Сергея Бодрова. Всероссийскую известность и славу Сергею принесла роль Данилы Багрова в фильмах «Брат» и «Брат-2». Образ простого парня, прошедшего горячую точку, пытающегося жить в несправедливой реальности и менять ее к лучшему, стал кумиром целого поколения.
В чем сила, Брат? На каких улицах снимали продолжение истории Данилы Багрова? Почему в фильме Балабанова столица совсем не похожа на фото из путеводителей? Чем московским властям не угодил памятник Сергею Бодрову? И кто решил снять продолжение легендарного фильма? Об этом и не только — в спецпроекте Сергея Доля на РЕН ТВ.
В Москве на рынок аренды жилья выставили комнату Данилы Багрова. В доме недалеко от станции метро «Динамо» снимали эпизоды фильма «Брат-2». Теперь поселиться в квартире главного героя культового фильма может любой желающий. Правда удовольствие придется разделить с шестью соседями – аренда покомнатная. К тому же внутреннюю отделку и мебель в помещении давно сменили.
«Брат-2» — продолжение истории Данилы Багрова — занимает первое место среди самых продаваемых кинолент 2000 года. В отличие от первого фильма у этого проекта были спонсоры и хороший бюджет. На съемки потратили один миллион долларов. Удивительно, что при этом картина стала убыточной. По официальным данным, за нее выручили не более шестисот тысяч долларов.
Комната Данилы Багрова теперь сдается
Изначально Алексей Балабанов задумывал фильм «Брат» как трилогию, вторую часть должны были снять в Москве, а третью — в Америке. Но в итоге вторую и третью часть объединили в одну.
«Брат-2» начинается с визита Данилы Багрова и его бывших сослуживцев в телецентр Останкино. Молодых людей позвали в качестве гостей в популярную телепередачу. Рассказать об армии и Чеченской войне.
По сценарию Данила Багров вместе с бывшими сослуживцами должны были прийти на программу «Взгляд» Александра Любимова, но в последний момент Любимов сниматься отказался и отказался предоставить студию для съёмок.
Это сильно удивило и обидело Балабанова. Ведь Сергей Бодров в те дни был соведущим Любимова. Они вместе вели «Взгляд». Поэтому режиссер был уверен – студия для съемок у него есть. После отказа Алексей даже подумывал свернуть работу над фильмом. Но в результате все получилось иначе.
В итоге режиссёр договорился с Иваном Демидовым, а роль девушки, которая стояла за пультом, сыграла жена Бодрова.
«Так, ребята, ребята. Это прямой эфир. Быстро все, быстро. Минута до съемок. Начали!»
Одной из главных героинь второй части «Брата» стала знаменитая певица Ирина Салтыкова. Артистка сыграла саму себя.
Балабанов настаивал, чтобы в фильме все было максимально настоящим: таксисты, милиционеры и телеведущие. Позвать Ирину Салтыкову режиссеру посоветовала супруга Сергея Бодрова. Когда Алексей узнал, что певица не видела ни одного его фильма, приехал к ней с несколькими картинами. Среди них был и фильм «Брат». В конце встречи Балабанов сказал: «Ты — то, что мне надо. В следующий раз приеду к тебе с Сергеем Бодровым». Через неделю они появились вдвоем с бутылкой красного вина.
«А это кто? – Салтыкова. – А звать как? – Борис. – Не, её? – Ирина».
По сценарию Ирина Салтыкова, у которой был роман с Данилой, жила в доме на Котельнической набережной. Мало кто знает, но съемки проходили в реальной квартире певицы. Вначале она не хотела пускать съемочную группу к себе, но Балабанов ее уговорил.
Балабанов хотел настоящую поп-звезду. В своей одежде, со своими манерами и в своей квартире.
Дом на Котельнической набережной – один из семи так называемых «сталинских высоток». Первых жильцов стали заселять в 1953 году. Изначально в высотке жили только знаменитые ученые, актеры и сотрудники НКВД, а списки жильцов лично составлял Берия.
Строительство высоток планировали к восьмисотлетию столицы. Поэтому изначально по проекту зданий было восемь – по одному на каждый век. Но сегодня в Москве только семь таких сооружений. Восьмая должна была появиться в Зарядье. Уже когда были готовы фундаменты, даже верх, уже полностью металлический каркас, инженеры не могли дать твёрдый ответ, не уползёт ли она в Москва-реку, и решили не рисковать.
Кремль и Красная площадь тоже попали в фильм «Брат-2». Герой Виктора Сухорукова бродил по главной достопримечательности страны. Для съёмки на Красной площади нужно специальное разрешение. У съёмочной группы Балабанова оно было, но на съёмку сцены только с одного ракурса. Не каждый режиссёр мог добиться съёмок на Красной площади. Многие снимали вместо Московского кремля Ростовский. Но Балабанов на подмену не согласился.
Только с одного ракурса. А по сценарию нужно было снять героя Сухорукова, что называется, в проходке по Красной площади, поэтому в тот день вся съёмочная бригада уговаривала местных милиционеров.
«Паспорт на каждом шагу спрашивают. Хорошо — штаны милицейские надел»
Знаменитую сцену погони тоже снимали на московских улицах без всякого разрешения. Тогда в Москве были теракты – взорвали несколько домов. Поэтому по всему городу дежурила милиция. Машины проверяли наугад. Киношники боялись нарваться на патруль.
Сцену со стрельбой снимали с одного дубля, так как на выстрелы точно бы приехала милиция. А крупные планы Сухорукова, стреляющего из пулемёта «Максим», вообще снимали в павильонах.
Погоню бандитов за братьями Багровыми снимали в районе Ивановской горки. В кадре мелькали Малый Ивановский, Старосадский, Хохловский переулки, а закончили на Забелина, в этой арке.
Та самая арка на Забелина
Александр Гиляревский – художник-постановщик фильма. Он участвовал в подборе всех локаций. В день съемок погони Александр сам стал очевидцем ликвидации последствий одного из столичных взрывов.
Неожиданностью для съемочной группы стали ремонтные работы в центре столицы. Балабанов не хотел видеть в фильме открыточную Москву. Он настаивал на малоизвестных локациях – неприметных серых переулках, старых заброшенных и обветшалых зданиях. Тогда такие часто сносили.
Еще одно историческое место в фильме – тюрьма. По сценарию Данила попадает в отделение милиции, когда находит тело своего бывшего сослуживца Кости Громова. Именно после этого Багров решает помочь хоккеисту из Америки – вызволить его из кабалы нечистых на руку бизнесменов. Ведь Константин и Дмитрий – братья-близнецы.
Алексей Балабанов старался снимать всё настоящее, именно поэтому отделение милиции, в котором оказался Данила, снимали в помещении Московской гарнизонной гауптвахты.
В этой тюрьме когда-то побывали Троцкий, Берия и… рядовой Сергей Сельянов — продюсер фильма. Специально для съёмок сокамерникам Данилы гример рисовала татуировки.
«Чушкан, прикурить дай! Ну ты, парашник, оглох что ли?!»
Мало кто знает, но еще несколько лет назад на одной из столичных улиц планировали установить памятник Сергею Бодрову. Бронзовую фигуру – актер в образе Данилы Багрова – собирались установить в одном из мест съемок «Брата-2». Эскиз монумента изготовил скульптор Андрей Клыков. Для достоверности ему даже дали вещи, в которых снимался Бодров.
Когда гипсовый макет был готов – в ТАСС провели пресс-конференцию. У собравшихся не было сомнений, что установка памятника – вопрос решенный. Но на деле все сложилось иначе. Эксперты посчитали образ Данилы Багрова слишком агрессивным, пропагандирующим насилие, и монумент забраковали.
Полным провалом закончилась идея снять продолжение дилогии. Сделать третью часть «Брата» предложил бывший участник группировки «Ленинград» Стас Барецкий. В главной роли он видел Вячеслава Дацика — бывшего бойца смешанного стиля и тайского бокса. В прошлом он состоял в организованной преступной группировке и несколько лет провел в тюрьме. Шоумен подчеркнул, что сюжет будет основан на реальных событиях, а участвовать в съемках будут бывшие заключенные. Однако намерения Барецкого знакомые и близкие Балабанова и Бодрова не одобрили, поэтому к съемкам фильма никто так и не приступил.
Добро пожаловать в США! Thank you very much. Вот уроды!
Мало кто знает, что вторую часть фильма «Брат» Балабанов снял в США нелегально. Режиссер настаивал: в кино всё должно быть по-настоящему.
За эту реплику на таможне актёр Виктор Сухоруков лишился американской визы. Сцену снимали на паспортном контроле в аэропорту. Балабанов хотел показать зрителям документальные кадры настоящей Америки. Чтобы организовать съёмки за границей, режиссер нанял команду местных ассистентов.
По законам США бутафорские деньги нужно помечать специальным знаком. Съёмочная группа Балабанова нарушила это требование – привезла из России целую сумку фальшивых немеченых долларов.
Русские киношники не раз шокировали американцев. Для одного из эпизодов Балабанову потребовалось самодельное оружие. Голливудские пиротехники отказались нарушать правила безопасности и экспериментировать. В итоге «самопал» за час смастерил оператор Сергей Астахов.
Вы гангстеры? Нет. Мы русские
Снимать в кино стражей порядка в Америке тоже запрещено. В кадре нельзя показывать даже машины и форму полицейских. Но Балабанов подружился с настоящими копами и уговорил их сыграть в нескольких эпизодах.
Те же полицейские отвезли съёмочную группу в так называемое «чёрное гетто». Это негритянский район Чикаго, куда боятся заходить остальные жители города. К удивлению съёмочной группы, там их ждал теплый прием. Среди жителей квартала нашелся поклонник Сергея Бодрова. Он посмотрел первую часть «Брата» на видеокассете.
Нескольких обитателей гетто Балабанов отобрал на роль бандитов. Перед съёмкой уличной драки режиссер попросил их бить посильнее — для достоверности. Новоиспечённые актеры так старались, что сломали Бодрову два ребра.
Кроме этого случая, российским киношникам в Америке явно везло. Мало кто знает, что от знаменитой сцены с грузовиком Балабанов едва не отказался. Аренда фуры стоила баснословных денег, а чтобы сесть за руль, требовалась специальная лицензия. Но съёмочная группа “Брата” нашла выход и из этой ситуации.
Дальнобойщика Бэна сыграл американский актер Рэй Толер. За свою карьеру он исполнил десятки ролей в Голливуде, но прославился благодаря второму “Брату”. В эксклюзивном интервью РЕН ТВ он рассказал, как проходили съёмки фильма.
Так сейчас выглядит Рэй Толер
По словам Рэя, на съемках “Брата” они с Бодровым по-настоящему подружились. В перерывах между дублями актеры вместе обедали, гуляли, подшучивали друг над другом. Балабанов не выключал камеру. Эти кадры вошли в финальную версию фильма.
Сцены с дальнобойщиком Бэном Балабанов снял на настоящих заправочных станциях трассы Нью-Йорк – Чикаго. В Америке их называют трак-стопами.
Когда подъезжаете к американской заправке, здесь всегда один пистолет. И дальше цифры, обозначающие топливо. «Девяносто первый» здесь соответствует нашему «девяносто пятому». То есть немножечко всё сдвинуто. Объем измеряется в галлонах, поэтому, сколько стоит литр, высчитать сразу не удаётся. Сейчас — около пятидесяти рублей девяносто пятый бензин стоит. После выбора топлива можно оплатить сразу у колонки, не входя внутрь. Сегодня такие же заправки есть во многих городах мира. Но в начале двухтысячных бензоколонки с удобствами и собственным супермаркетом были отличительной чертой американских дорог.
Критики называют фильм Балабанова почти документальным. И дело не только в съёмках «на натуре». Эпизодические роли во второй части «Брата» исполнили настоящие американцы и эмигранты. Украинских бандитов сыграли авторитеты района Брайтон-Бич. Их нашли по объявлению в местной газете.
По данным последней переписи, на Брайтон-Бич – местные называют этот район Маленькой Одессой — живёт более семидесяти тысяч русскоязычных американцев. С конца семидесятых сюда эмигрировали евреи из Советского Союза. Жильё в этой части Нью-Йорка было самым дешёвым.
Первоначально этот район был создан как курорт в конце 19 века, этот курорт строили для богатых европейцев, которые приезжали и отдыхали в этом месте. После начала депрессии, после Первой мировой войны, когда границы закрыли, этот район опустел и стал очень бедный.
В наши дни Брайтон Бич по-прежнему считается самым бедным районом Нью-Йорка. В среднем русскоязычные эмигранты зарабатывают в два раза меньше остальных американцев. Четверть обитателей постсоветского гетто живут за чертой бедности.
«Тебя как зовут? – Мэрилин! – А по-русски? – Даша»
Эту сцену Балабанов снимал в Чикаго в так называемой Украинской деревне. В отличие от нью-йоркского Брайтона, это место официально считается городской достопримечательностью. На самом деле, большинство местных даже не говорят по-русски. Жители этих кварталов – выходцы с Западной Украины. В основном это врачи, юристы и специалисты высокого класса. Все они приехали в США за американской мечтой.
Раньше здесь было очень опасно. Украинская деревня окружена бедными и криминальными кварталами афроамериканцев и мигрантов из Мексики. С северо-запада район граничит с территорией «Латинских королей». Так называют банду одного из самых жестоких гангстеров Чикаго. Сюда не рискуют соваться даже полицейские.
За последние годы Украинская деревня сильно изменилась. Здесь построили новые дома, а ветхие исторические здания ремонтируют и восстанавливают. Но район до сих пор в списке неблагополучных.
После этой сцены у владельцев Сандунов начались проблемы с клиентами. Дело в том, что во втором «Брате» Данила с друзьями парятся в мужском зале в компании девушек. Потом многие постоянные клиенты, да и гости задавали вопрос: «А как можно сюда с девушками прийти?»
В девяностых бани стали местом встреч так называемых «новых русских». В парилках отдыхали серьёзные люди, решали деловые вопросы. «Сауна с девочками» считалась неотъемлемой частью образа успешного бизнесмена конца тысячелетия. Удивительно, но поклонник парилки Алексей Балабанов в своих фильмах показывал именно такие бани.
Источник