Чистка мехатроника bmw x5 e70

Содержание
  1. Ремонт мехатроника для BMW X5 35d xDrive (Е70) в Москве
  2. Любая форма оплаты
  3. ВАЖНО!
  4. Ремонт мехатроника БМВ
  5. Причины поломки
  6. Замена мехатроника bmw e70
  7. Глючный мехатроник? Перешиваем «мозги»
  8. Ремонт мехатроника БМВ
  9. Причины поломки
  10. Ремонт АКПП BMW Х5М Е70 Внедорожник 5 дв.
  11. Устранение неполадок с коробкой передач BMW
  12. симптомы
  13. Что делать?
  14. Перезапустить движок
  15. Сбросить автоматическую коробку передач
  16. Чтение и сброс кодов ошибок EGS
  17. Проверьте уровень трансмиссионной жидкости
  18. Замена жидкости для автоматической коробки передач
  19. Распространенные проблемы с трансмиссией BMW
  20. Трансмиссия Мехатроник Гильза
  21. Мехатронный переходник Bridge Seal
  22. Мехатронная проблема
  23. Обновление/обновление программного обеспечения модуля управления коробкой передач EGS
  24. Передача застряла в режиме FailSafe
  25. Временное исправление, 2 совет 1
  26. BMW застрял в парке
  27. Передача от BMW
  28. Коды неисправностей трансмиссии BMW
  29. BMW X5 e70, проблемный Valvetronic
  30. Valvetronic — что это такое и зачем оно нужно?
  31. Ремонт АКПП на BMW
  32. Тип АКПП на BMW
  33. Что чаще всего ломается в АКПП на BMW
  34. Причины поломок АКПП BMW
  35. Ремонт АКПП BMW
  36. Ремонт гидроблока АКПП
  37. Ремонт гидротрансформатора
  38. Ремонт мехатроника BMW
  39. Стоимость ремонта мехатроника коробки автомат БМВ
  40. АкцииВсе акции
  41. Признаки неисправности мехатроника БМВ
  42. Замена мехатроника bmw e70

Ремонт мехатроника для BMW X5 35d xDrive (Е70) в Москве

Любая форма оплаты

ВАЖНО!

В АКПП немецких автомобилей используется мехатроник, который управляет режимами работы коробки. Данный гидравлический узел чувствителен к низким температурам, и в холодное время года требует тщательного прогрева перед поездкой. Кроме того, на работу гидроблока отрицательно влияет высокая температура масла коробки передач и низкий уровень масла в коробке.

— Стоимость ремонта механической части 35000 — 50000 т.р

— Стоимость ремонта электронной части 20000 — 35000 т.р.

Читайте также:  Обзор нового kia sorento prime

Последний случай не является редкостью, так как пластиковые поддоны коробок БМВ могут подтекать при перепадах температур. Обычно первые проблемы с мехатроником возникают после 100 тыс. км пробега.

Распространенным сигналом неисправности является невозможность переключения передач из парковочного режима в режимы Drive или Reverse. При этом загорается датчик аварийного режима АКПП. В таких случаях может потребоваться ремонт мехатроника БМВ. Несмотря на то, что гидравлический узел обычно приговаривается к замене, в ряде случаев возможен ремонт мехатроника BMW X5 35d xDrive E70. Это достаточно сложный процесс, который требует определенных навыков и применения специализированного оборудования.

Помимо ремонта гидравлического узла производится замена масла и поддона АКПП. В процессе ремонта используются оригинальные комплектующие для БМВ X5 35d xDrive E70. Также в мехатронике есть и электронная часть, так называемые «мозги» они также могут выйти из строя, ремонт пластика мехатроника также возможен в нашем автотехцентре.

Чтобы выяснить точную причину неисправной работы АКПП, Вы можете обратиться в наш сервисный центр. Мы много лет работаем с автомобилями немецкого концерна, и знакомы с тонкостями ремонта автоматических КПП BMW. После завершения ремонта даем гарантию на все проведенные работы и запчасти. В случае, если автомобиль не на ходу, мы предоставляем бесплатный эвакуатор до нашего сервиса.

Источник

Ремонт мехатроника БМВ

Мехатроника – это область прикладной науки, представляющей собой симбиоз взаимодействия механических и электронных узлов. Если у нас есть, какая-то автоматическая система, выполняющая механические действия под управлением электронного блока, то можно с уверенностью сказать, что эту систему описывает наука мехатроника. Слово это относительно молодое, в принципе и раньше взаимодействие механики и электроники прекрасно было и работало без него. Но в последнее время электронные механизмы настолько распространились и вошли в нашу жизнь на каждом шагу, что все изыскания в этой области пришлось вывести в отдельную науку и дать ей такое название.

Запись на ремонт мехатроника:

Соответственно, мехатроник – любое устройство или система, которое выполняет свои действия под управлением электронного блока, и выходит далеко за рамки автомобилестроения.

Мехатроник БМВ состоит из:

  • электронного блока управления;
  • гидроблока с масляным контуром;
  • из десятка различных датчиков;
  • исполнительных механизмов, отвечающих за правильную работу АКПП.

Когда в автоматической коробке передач происходят удары во время переключения скоростей, или когда невозможно перевести рычаг КПП из режима P в режимы D или R, первой причиной таких поломок является некорректная работа мехатроника БМВ.

В автоматических коробках передач немецкой компании BMW мехатроник является ключевым элементом, обеспечивающим переключение между режимами функционирования АКПП. По своей сути, мехатроник BMW является электрогидравлическим узлом или по-простому – «сердцем» АКПП.

Отказ мехатроника не приводит к прекращению работы автоматической трансмиссии, просто у автомобиля довольно сильно снизится маневренность.

Сразу скажем, что мехатроник имеет очень сложное устройство. Без подготовки и соответствующего обучения в него лучше не проникать.

Причины поломки

Большая часть случаев выхода из строя мехатроника BMW происходит на автоматических коробках передач с пробегом более 100 тысяч километров. Специалисты нашего техцентра «БМВ-Е» знают, что мехатроник боится низкой температуры окружающей среды. Именно поэтому мы советуем владельцам автомобилей BMW с АКПП в сильные морозы при первом пуске достаточно хорошо прогреть двигатель перед троганием с места.

Иногда лучше даже отказаться от выезда, если на улице сильный мороз. Точно также мехатроник не переносит высокую температуру трансмиссионного масла. Для этого необходимо регулярно проверять степень чистоты теплообменника коробки передач. В случае потери уровня трансмиссионного масла в АКПП мехатроник также может выйти из строя. Ремонт механических проблем мехатроника БМВ может вылиться в большую сумму денег. Поэтому при загорании сигнальной лампы о включении аварийного режима АКПП лучше сразу заехать на диагностику и ремонт.

Официальные дилеры чаще всего предложат сразу же замену мехатроника БМВ, стоимость которого составляет от 70 000 рублей. В случае необходимости полного ремонта коробки передач сумма может достичь 200 000 рублей и более. Однако существует возможность ремонта поломанного экземпляра мехатроника БМВ. Такой ремонт будет стоить значительно дешевле. Мы готовы помочь вам в ремонте.

Запишитесь на ремонт мехатроника:

с 9:00 до 21:00 без выходных.

Представляем вашему вниманию видеотчёт о проделанной работе на BMW X6 E71 по замене мехатроника АКПП:

Источник

Замена мехатроника bmw e70

Глючный мехатроник? Перешиваем «мозги»

Как-то раз прибыл к нам автомобиль БМВ, коробка-автомат которого «застыла» на третьей передаче. Как известно, компания, выпускающая автомобили этой марки, находится в Баварии. А эта славная провинция, в свою очередь, расположена в Германии.

В данном случае «национальность» имеет значение – поскольку баварская фирма комплектует свои машины автоматическими трансмиссиями, в основном производимыми на заводах опять-таки немецкой фирмы Zahnrad Fabrik, более известной по сокращению ZF. Эти же «автоматы» использует и концерн VAG. Последний представитель большой немецкой тройки – «Мерседес» – разрабатывает и производит АКП собственными силами.

Но, тем не менее, в одном «германцы» схожи: все современные немецкие «автоматы» имеют в своём составе так называемый «мехатроник» – сложный компьютерно-электро-гидравлический узел, выполняющий все функции управления коробкой. Конечно, такое конструктивное решение встречается и на АКП других производителей, но не повсеместно и куда как реже.

Ядром «мехатроника» является электронный блок, который вкупе со всеми соленоидами и гидро-клапанами размещается непосредственно внутри корпуса АКП. Как вы сами понимаете, надёжности электронике это обстоятельство не добавляет.

Итак, автомобиль BMW X5, в кузове Е70, год выпуска 2008, коробка в аварии, на третьей передаче. Владелец сообщил, что совсем недавно на машине проводился ремонт двигателя и именно после этого всё и произошло. На наш взгляд, связи тут никакой нет, но в жизни всякое бывает.

Подключаем «Autologic», устанавливаем связь с автомобилем, входим в систему управления автоматической трансмиссией EGS (экран 1). В памяти блока имеется всего один код неисправности, и, в общем-то, вполне «безобидный» (экран 2).


Экран 1 — Меню EGS
Экран 2 — код ошибки
Экран 3 — аварийный режим
Экран 4 — актуальная 3-я передача

Можно, конечно, погрешить на наличие проблем в шине силового привода PT-CAN, но как-то не очень похоже. Во-первых, блок DME на коробку не жалуется. Во-вторых, ни в одном другом блоке, объединенном этой шиной, никаких жалоб на блок EGS нет. На всякий случай всё-таки подключаемся к проводам Hi и Low CAN-шины (фото 1), проверяем суммарное сопротивления конечных резисторов и контролируем сигналы осциллографом (экран 5). Никаких отклонений, всё в норме. В общем, медленно, но верно дело идёт к тому, что виновником неисправности является электронный блок «мехатроника». Консультации со знакомыми «автоматчиками» только подкрепляют наше предположение. Их вердикт звучит как приговор: «менять мехатроник и не париться».


Фото 1 — проверка шины CAN
Экран 5 — сигналы на шине CAN

По-хорошему, наверное, так и надо делать. Но есть ещё один вариант – попробовать заново «прошить мозги». Тем более, что специальный тест, проводимый «Автолоджиком», показывает, что для блока АКП существует более свежая версия, чем имеющаяся в данный момент – вместо прошивки с идентификатором 7576864 имеется прошивка с идентификатором 7607066. Почему бы не попробовать? Риска практически никакого, а любопытство, как известно – не порок.

Дальше всё относительно просто. Не буду шаг за шагом описывать процедуру программирования, поскольку она достаточно подробно изложена а статье «Программинг», опубликованной в 9-м номере «АБС авто» за 2011 год. Приведу только самые важные моменты. Прежде всего, мы входим в меню CIP (Coding, Individualization and Programming) и выбираем режим селективного программирования. То есть, из предлагаемого списка электронных блоков (на экране 6 представлена одна из четырёх страниц списка), выбираем только интересующий нас – EGS/TCM. На этом этапе сканер никакого программирования выполнить не может, поскольку в его памяти пока нет нужной «прошивки». О чём он нас собственно и уведомляет (экран 7). Появление на экране данного уведомления автоматически означает, что к этому моменту прибор «вытащил» из нескольких блоков автомобиля все необходимые данные и сформировал в памяти так называемый лог-файл.

Дальше мы подключаем «Лоджик» к ноутбуку и с помощью программы «Autolink» (экран 8) отправляем сформированный лог-файл на сервер компании Diagnos Co.


Экран 6 — селектив апдейт, список
Экран 7 — нет файла, закажите
Экран 8 — send order
Экран 9 — файл готов


Фото 2 — источник питания
Фото 3 — напряжение питания

Восемь минут, в течение которых происходит «заливка» софта, проходят незаметно. В это время происходит нечто, не подвластное ни нашему влиянию, ни нашему пониманию. Включаются и выключаются индикаторы на панели приборов, гаснет и вновь оживает экран системы I-Drive. А на дисплее сканера отображаются осуществляемые шаги (в качестве примера привожу пару экранов – 10 и 11). Наконец процесс завершается (экран 12). Выключаем зажигание, делаем паузу, вновь включаем. Честно говоря, лично я не особо надеялся. Но – получилось! Как видно из экрана 13, из аварийного режима блок вышел, актуальная передача теперь не 3-я, а как и положено – 1-я (экран 14). Пробная поездка подтверждает – коробка прекрасно работает. Посмотрим, что будет дальше, но уже две недели автомобиль отъездил без замечаний.


Экран 10 — программирование 1
Экран 11 — программирование 2
Экран 12 — программирование завершено
Экран 13 — No Limp Home
Экран 14- Актуальная 1-я передача

Как видим, автомобильные мозги иногда удаётся вылечить обычной «перепрошивкой». С человеческими мозгами так не получается. Пока…

Ремонт мехатроника БМВ

Мехатроника – это область прикладной науки, представляющей собой симбиоз взаимодействия механических и электронных узлов. Если у нас есть, какая-то автоматическая система, выполняющая механические действия под управлением электронного блока, то можно с уверенностью сказать, что эту систему описывает наука мехатроника. Слово это относительно молодое, в принципе и раньше взаимодействие механики и электроники прекрасно было и работало без него. Но в последнее время электронные механизмы настолько распространились и вошли в нашу жизнь на каждом шагу, что все изыскания в этой области пришлось вывести в отдельную науку и дать ей такое название.

Запись на ремонт мехатроника:

Соответственно, мехатроник – любое устройство или система, которое выполняет свои действия под управлением электронного блока, и выходит далеко за рамки автомобилестроения.

Мехатроник БМВ состоит из:

  • электронного блока управления;
  • гидроблока с масляным контуром;
  • из десятка различных датчиков;
  • исполнительных механизмов, отвечающих за правильную работу АКПП.

Когда в автоматической коробке передач происходят удары во время переключения скоростей, или когда невозможно перевести рычаг КПП из режима P в режимы D или R, первой причиной таких поломок является некорректная работа мехатроника БМВ.

В автоматических коробках передач немецкой компании BMW мехатроник является ключевым элементом, обеспечивающим переключение между режимами функционирования АКПП. По своей сути, мехатроник BMW является электрогидравлическим узлом или по-простому – «сердцем» АКПП.

Отказ мехатроника не приводит к прекращению работы автоматической трансмиссии, просто у автомобиля довольно сильно снизится маневренность.

Сразу скажем, что мехатроник имеет очень сложное устройство. Без подготовки и соответствующего обучения в него лучше не проникать.

Причины поломки

Большая часть случаев выхода из строя мехатроника BMW происходит на автоматических коробках передач с пробегом более 100 тысяч километров. Специалисты нашего техцентра «БМВ-Е» знают, что мехатроник боится низкой температуры окружающей среды. Именно поэтому мы советуем владельцам автомобилей BMW с АКПП в сильные морозы при первом пуске достаточно хорошо прогреть двигатель перед троганием с места.

Иногда лучше даже отказаться от выезда, если на улице сильный мороз. Точно также мехатроник не переносит высокую температуру трансмиссионного масла. Для этого необходимо регулярно проверять степень чистоты теплообменника коробки передач. В случае потери уровня трансмиссионного масла в АКПП мехатроник также может выйти из строя. Ремонт механических проблем мехатроника БМВ может вылиться в большую сумму денег. Поэтому при загорании сигнальной лампы о включении аварийного режима АКПП лучше сразу заехать на диагностику и ремонт.

Официальные дилеры чаще всего предложат сразу же замену мехатроника БМВ, стоимость которого составляет от 70 000 рублей. В случае необходимости полного ремонта коробки передач сумма может достичь 200 000 рублей и более. Однако существует возможность ремонта поломанного экземпляра мехатроника БМВ. Такой ремонт будет стоить значительно дешевле. Мы готовы помочь вам в ремонте.

Запишитесь на ремонт мехатроника:

с 9:00 до 21:00 без выходных.

Представляем вашему вниманию видеотчёт о проделанной работе на BMW X6 E71 по замене мехатроника АКПП:

Ремонт АКПП BMW Х5М Е70 Внедорожник 5 дв.

Техцентр BMW «СУЗАР» оказывает профессиональные услуги по диагностике, обслуживанию и ремонту автоматических коробок переключения передач (АКПП), гидротрансформаторов (ГТ), а также другого оборудования трансмиссии любых автомобилей. Ремонт АКПП проводится на специальном оборудовании.

Срок службы АКПП при бережной эксплуатации составляет 150.000 — 300.000 км. Своевременное обслуживание АКПП (замена масла и фильтра АКПП каждые 40-60 тысяч км) значительно увеличит ресурс вашей АКПП. Приезжайте и наш автосервис «СУЗАР» и мы поможем вам.

Необходимо следить за исправной работой системы охлаждения АКПП, т.к. основные поломки связаны с нарушением работы системы охлаждения в связи с чем перегревается трансмиссионная жидкость, что приводит к выходу из строя механической части АКПП. Специалисты нашего техцентра БМВ рекомендуют мыть радиаторы охлаждения 2 раза в год.

ВНИМАНИЕ. Если в работе акпп Вашего автомобиля появились шумы, вибрация, жесткие толчки, замедления при переключении передач — сразу обращайтесь к специалистам! Своевременное обращение поможет предотвратить значительные затраты!

На все коробки передач после ремонта дается гарантия 6 месяцев. Наш эвакуатор по Москве доставит Ваш автомобиль в наш сервис для ремонта. Звоните — мы решим Ваши проблемы с трансмиссией. Ваша коробка передач не только может — она должна работать!

При выполнении работ по ремонту автоматических коробок передач мы применяем расходные материалы от производителей запасных частей ведущих компаний, имеющих сертификат соответствия. Оснащенность наших мастерских позволяет выполнять весь спектр ремонтных работ различной степени сложности. Это дает нам возможность проводить диагностику, обслуживание и ремонт акпп на высоком уровне, отвечающем всем требованиям современного ремонта, в кратчайшие сроки и с гарантией высокого качества.

Наш автосервис выполняет работы по ремонту гидротрансформаторов. Эта деталь имеет большой ресурс работы. Тем не менее, периодически случаются ситуации, которые требуют ремонта гидротрансформаторов АКПП. Характерными признаками выхода из строя ГТ являются непривычные вибрации, а также рывки во время переключения передач. В подобных случаях необходимо вовремя обратиться к специалистам. При своевременном ремонте ГТ затраты на восстановление его работоспособности обычно бывают невелики.

Для управления режимами работы АКПП в коробках передач BMW применяется гидравлический блок под названием Mechatronik (Мехатроник). Принцип работы этого электрогидравлического узла довольно сложный, но именно он в ответе за любые процессы при переключении передач. Первым признаком неправильной работы мехатроника является невозможность перевода АКПП из режима Parking в Drive или Reverse, что может быть следствием удара при переключении передач. Мехатроник БМВ в принципе, как и любой высокоточный модуль, довольно сложно поддается ремонту. Но при своевременном обращении все может обстоять гораздо проще. При малейшей неадекватной работе или при срабатывании специальной сигнальной лампы, свидетельствующей о переходе АКПП в аварийный режим, необходимо незамедлительно обратиться в наш техцентр BMW. Специалисты нашего техцентра на высоком уровне выполнят ремонт мехатроника БМВ. В случае если ремонт не возможен, мы заменим и перепрограммируем новый мехатроник.

Принимаются автомобили с поломками трансмиссии, возникшими после неудачного проведения ремонтных работ в других сервисах (так называемые «проблемные» автомобили). Принимаем в ремонт уже снятые автоматические трансмиссии.

На территории автосервиса есть охраняемая стоянка, на которой мы обязательно расположим ваш автомобиль на время ремонта.

Мы заботимся о каждом нашем клиенте. Нам важно чтобы вы остались довольны нашей работой.

Устранение неполадок с коробкой передач BMW

Симптомы проблем с передачей BMW различаются. Возможно, ваш BMW работает нормально, и вдруг вы получаете предупреждение о неисправности коробки передач, и автомобиль переходит в безопасный режим/режим Limp. Передача больше не будет сдвигаться или идти в обратном направлении.

  • 1 симптомы
  • 2 Что делать?
    • 2.1 Перезапустить движок
    • 2.2 Сбросить автоматическую коробку передач
    • 2.3 Чтение и сброс кодов ошибок EGS
    • 2.4 Проверьте уровень трансмиссионной жидкости
    • 2.5 Замена жидкости для автоматической коробки передач
    • 3.1 Трансмиссия Мехатроник Гильза
    • 3.2 Мехатронный переходник Bridge Seal
    • 3.3 Мехатронная проблема
    • 3.4 Обновление/обновление программного обеспечения модуля управления коробкой передач EGS
    • 3.5 Передача застряла в режиме FailSafe
    • 3.6 Временное исправление, 2 совет 1
    • 3.7 BMW застрял в парке
    • 3.8 Передача от BMW

    симптомы

    Что делать?

    Устранение проблем с коробкой передач BMW самостоятельно возможно. Часто вы можете не только решить проблему самостоятельно, но и решить ее, заменив только неисправную часть вместо коробки передач. Давайте начнем с самых простых и основных шагов по устранению неполадок.

    Перезапустить движок

    Если ваш BMW снова переключается, не думайте, что проблем нет. Существует высокая вероятность того, что вы снова столкнетесь с той же проблемой передачи.

    Хотя проблема может и не показаться серьезной, но если вы ее проигнорируете, со временем она может усугубиться настолько, что ваш BMW больше не будет переключать передачи.

    Сбросить автоматическую коробку передач

    Если вы заметили, что ваш BMW имеет неустойчивые сдвиги или не отвечает должным образом, проблему можно устранить, выполнив несколько простых процедур, которые позволят вам сбросить адаптивные настройки BMW. Эта процедура очень проста, не требует инструментов и занимает всего пару минут.

    Процедура сброса трансмиссии BMW

    1. Включить зажигание. Если на вашем BMW есть кнопка Пуск/Стоп, нажмите кнопку Старт, но НЕ нажимайте педаль тормоза.
    2. Все огни приборной панели включатся.
    3. Теперь нажмите педаль газа до самого пола и держите ее нажатой. (Убедитесь, что выключатель нажат)
    4. Держите педаль газа нажатой в течение 30 секунд. (Во время этой процедуры двигатель должен быть выключен, зажигание все еще включено.)
    5. Отпустите педаль газа.
    6. Заведите БМВ и езжайте нормально.

    Это вернет вашу передачу к исходным заводским настройкам. Другими словами, BMW сотрет точки переключения передач. В течение следующих нескольких циклов вождения ваш BMW будет следить за вашими схемами вождения; НЕ рекомендуется агрессивно ездить.

    Надеюсь, это решило вашу проблему, но если симптомы вернутся снова, переходите к следующему шагу.

    Чтение и сброс кодов ошибок EGS

    Следующим шагом является чтение кодов неисправностей. Вам понадобится специальный сканер BMW OBD2, который может извлекать коды неисправностей из модулей BMW.

    Как правило, вы сможете получить хороший сканер в диапазоне от 100 до 150 долларов. Обычные сканеры OBD2 не помогут вам в этой задаче.

    Если вы используете универсальный сканер OBD2, вы получите общие коды ошибок, такие как P0720 или P0732, которые не предоставляют достаточно подробных сведений о том, что может быть причиной проблемы.

    Что мы использовали: Foxwell NT510 для BMW

    Альтернативные сканеры: 10 лучших сканеров для BMW

    Вы должны как минимум прочитать коды неисправностей из модуля передачи (EGS), но рекомендуется полное сканирование системы. Иногда вы можете обнаружить код неисправности DSC или ABS. Вполне возможно, что код неисправности в этих системах может перевести вашу автоматическую коробку передач BMW в режим повышенной безопасности, даже если в коробке нет ничего плохого.

    Удалить все коды. Это приведет к удалению всех сохраненных кодов и текущих кодов. Если ваша трансмиссия BMW работает нормально, отлично. Если ваш BMW все еще находится в отказоустойчивом режиме, прочитайте коды еще раз.

    Проверьте уровень трансмиссионной жидкости

    Обычно небольшое количество масла вытекает, особенно в BMW с большим пробегом. Добавьте недостающую трансмиссионную жидкость, но не переполняйте трансмиссию выше рекомендованного уровня, так как это может вызвать проблемы с переключением передач.

    Типичными признаками того, что уровень трансмиссионного масла низкий, является то, что ваш BMW отображает Prog Failsafe Transmission. «Предупреждение, если вы пытаетесь ускориться, нажимая педаль газа или когда вы ускоряетесь, когда делаете поворот.

    Это происходит из-за того, что во время ускорения требуется больше трансмиссионной жидкости, или при повороте жидкости выталкиваются на одну сторону масляного поддона. Это означает, что для масляного насоса нет трансмиссионной жидкости, что приводит к переходу трансмиссии в режим FailSafe или Limp.

    Как проверить трансмиссионное масло BMW

    1. Поезжайте на своем BMW в течение 15 минут, чтобы прогреть жидкость для автоматической коробки передач. Убедитесь, что коробка передач переключается на все передачи. Температура переходной жидкости должна достигать около 100 градусов по Фаренгейту во время этого цикла движения.
    2. Припаркуйте свой BMW на ровной поверхности или поднимите его на лифте.
    3. Пусть машина в парке и на холостых.
    4. Снимите сливную пробку с масляного поддона коробки передач.
    5. Очень небольшое количество трансмиссионной жидкости должно слиться из масляного поддона, если уровень заполнен.
      Если уровень низкий, масло не будет выходить.

    Замена жидкости для автоматической коробки передач

    BMW может сказать, что их трансмиссии запечатаны на всю жизнь и требуют замены трансмиссионной жидкости. Мы не верим этому требованию. Мы рекомендуем менять трансмиссионную жидкость каждые 60 км.

    Что вам понадобится:

    Используйте только рекомендованную трансмиссионную жидкость для вашего BMW.

    1. Комплект фильтров и прокладок
    2. ZF Lifeguard жидкость
    • 4,5 ц, если только слив масла из поддона
    • 9,5 кварт для полной очистки системы

    Если у вас возникли проблемы со случайным переключением передач, рассмотрите возможность замены жидкости и фильтра для автоматической коробки передач. Существует много дискуссий и часто возникают разногласия по поводу того, следует или не следует менять автоматическую жидкость в BMW, особенно на трансмиссию, запечатанную на всю жизнь.

    По нашему опыту, свежая жидкость и трансмиссионная жидкость только помогут продлить срок службы трансмиссии. Единственный раз, когда дела идут хуже, это когда уже существует проблема с передачей.

    Автоматическая коробка передач BMW вмещает около 9,5 т жидкости ATF. Это полная емкость системы, которая включает в себя все масло в коробке передач, масляном поддоне и гидротрансформаторе. Если вы не собираетесь промывать всю систему, а только сливать масляный поддон, вам потребуется около 4,5 ц масла.

    Распространенные проблемы с трансмиссией BMW

    Трансмиссия Мехатроник Гильза

    Проверьте на утечку масла на электрическом разъеме. Мехатронная гильза расположена на стороне пассажира коробки передач рядом с концом автоматической коробки передач. Это место, где жгут проводов от блока управления коробкой передач (TCU) соединяет коробку передач.

    Это обычно около задней части передачи. Если вы отсоедините жгут проводов, вы можете заметить утечку масла на этой вилке. Если есть масло, это не только означает, что вы теряете масло, но связь между ЭБУ и корпусом мехатронного клапана прерывается.

    Чтобы заменить или проверить на наличие утечек, вам нужно будет поднять свой BMW на рампе. Снимите брызговик из-под коробки передач и отсоедините жгут проводов.

    Что вам понадобится: рукав мехатроника BMW (деталь №: 0501 216 272 01)

    Самостоятельная инструкция: как заменить втулку BMW Mechatronic, альтернативное руководство

    Мехатронный переходник Bridge Seal

    При нормальных условиях прокладка позволяет жидкости течь от трансмиссии к корпусу мехатронного клапана без потери жидкости.

    Это позволяет трансмиссионной жидкости попадать в мехатроник без потери давления, что, в свою очередь, обеспечивает нормальное переключение передач.

    Втулка или пластиковый адаптер со временем могут треснуть, что позволяет жидкости вытекать через это отверстие. Когда это происходит, давление жидкости в корпусе мехатронного клапана снижается.

    Поскольку давление жидкости снижается, соленоиды в корпусе клапана не могут открываться и закрываться должным образом, что вызывает сбой передачи или ошибочное переключение.

    Эта часть легко заменяется и поставляется в пластиковом или алюминиевом корпусе.

    Оригинальная деталь, продаваемая в BMW, обычно пластмассовая, но модернизированные алюминиевые адаптеры можно приобрести через Интернет и прослужить дольше, чем пластиковая.

    Эта проблема характерна для трансмиссий BMW: 6HP26, 6HP28 и 6HP32. Доступен улучшенный алюминиевый номер детали SFC-MA-001.

    Еще один признак того, что эта часть не работает, это то, что вы получите всплывающее окно «Ошибка передачи», как правило, когда вы переключаете переключатель с привода на задний ход. Вы обычно отступаете на несколько футов и снова включаете передачу.

    Что вам понадобится:

    Мехатронный адаптер BMW (деталь №: 0501 215 783 01)

    Список автомобилей, наиболее пострадавших от этой проблемы:

    • 2001–2008 BMW E65/E66 7-й серии
    • 2004–2006 BMW E53 X5 V8
    • 2003–2010 BMW E60 5 серии
    • 2005–2011 BMW E90 3 серии
    • 2003–2010 BMW E63/E64 6 серии
    • 2007–2013 BMW E70 X5, кроме 4.0d
    • 2008–2012 BMW F01/02 7-й серии (кроме 760i/Li и Hybrid 7)

    Мехатронная проблема

    Если вы читаете коды, вы можете получить коды неисправностей, относящиеся к корпусу клапана, также известному как мехатроник BMW. Мехатроник BMW ZF печально известен проблемами с понижением передачи от 2 до 1-й передачи или вспышкой переключения передач во время переключения на повышенную передачу.
    Эти резкие повышения и понижения часто происходят из-за отказа муфты TTC, перегрева, поврежденного соленоида, изношенных селеноидных пружин и других проблем с мехатронным устройством.

    Если вы проверили все вышеперечисленное, но у вас все еще возникают проблемы с трансмиссией BMW, скорее всего, причиной является мехатронный блок. Если вы хотите сэкономить, вы можете заменить только соленоиды в блоке мехатроники/корпусе клапана.

    Если вы решите заменить соленоиды самостоятельно, не забудьте заменить пенопластовую прокладку, которая проходит между клеммами соленоида и разъемами.

    Вы можете купить дешевые соленоиды трансмиссии BMW онлайн. Проверьте стоимость BMW Mechatronic Соленоиды здесь и следуйте этому руководству о том, как их заменить.

    Если вы хотите устройство, которое уже было восстановлено и протестировано, вы можете купить восстановленное устройство BMW Mechatronic онлайн. Если у вас есть некоторые базовые навыки самостоятельной работы, вы можете заменить мехатронный блок на BMW.

    Имейте в виду, что устройство часто необходимо кодировать в соответствии с вашим VIN BMW. Перед покупкой сменного мехатронного устройства, обратитесь к продавцу или дилеру BMW, если требуется программирование или кодирование.

    Можно заменить BMW мехатроником самостоятельно.

    Если вы предпочитаете, чтобы механик выполнял эту работу, этот ремонт может стоить от 1500 до 3500 долларов. Если вы решите, чтобы дилер заменил мехатроник на вашем BMW, он обычно будет стоить от 2100 до 3500 долларов.

    Рекомендуется выполнить сброс модуля передачи после замены мехатроника. Поезжайте на автомобиле примерно 15-20 минут, убедившись, что трансмиссия несколько раз проходит по всем передачам, чтобы откалибровать точки переключения.

    Обновление/обновление программного обеспечения модуля управления коробкой передач EGS

    BMW часто предлагает обновления программного обеспечения для автоматической коробки передач. Эти обновления меняют точки смещения, что улучшает смещение.

    В некоторых случаях сообщалось, что он устраняет проблемы с ошибками или БЕЗОПАСНЫЙ РЕЖИМ. Вам нужно будет позвонить своему дилеру BMW и спросить его, есть ли обновление программного обеспечения для трансмиссии для вашего конкретного автомобиля. Вам нужно будет предоставить дилеру VIN номер вашего BMW.

    Передача застряла в режиме FailSafe

    Мы видели случаи, когда трансмиссия BMW застревала на второй или третьей передаче и не выходила из отказоустойчивого режима, даже если вы перезапустите автомобиль. В одном случае эта проблема была вызвана разряженной батареей, в которой хранились жесткие коды.

    Несмотря на то, что батарея BMW была заменена, автомобиль оставался в безопасном режиме. Обычно BMW переходит в отказоустойчивый режим, если напряжение ниже 9 вольт.

    Если жесткий код хранится в модуле EGS, вам потребуется специальный сканер BMW для удаления кодов неисправностей из модуля EGS. Низкое напряжение аккумулятора также может привести к тому, что коробка передач не войдет в режим движения или реверса.

    Временное исправление, 2 совет 1

    Часто проблема передачи может быть связана с проблемой только первой передачи. Чтобы убедиться, что проблема связана с первой передачей, установите вашу трансмиссию BMW в зимний режим, которая заставляет трансмиссию начинаться на второй передаче.

    Если ваш BMW переключается нормально в зимнем режиме, это означает, что есть проблема с первой передачей. Держите коробку передач в зимнем режиме, пока не почините коробку передач BMW.

    BMW застрял в парке

    Если ваш BMW застрял в парке, и переключатель не выходит, проблема также может быть в выключателе стоп-сигнала или парковочном соленоиде.

    Передача от BMW

    БМВ, оснащенные двойным турбонаддувом, могут испытывать симптомы дрожания, особенно во время длительной поездки.Чтобы убедиться, что это проблема, рекомендуется остановить машину и дать ей остыть.

    Если симптомы дрожания коробки передач исчезают при остывании двигателя, возможно, проблема связана с двойными турбинами. Проверьте, может ли загораться лампа двигателя. Симптомы часто случались между 50-70 милями в час.

    Другая причина, по которой вы можете испытывать дрожание коробки передач, связана с проблемами с гидротрансформатором. Часто это связано с тем, что блокировка гидротрансформатора изнашивается и не блокирует гидротрансформаторы.

    Из-за проблем со свечой зажигания или топливной форсункой может возникнуть также дрожание коробки передач BMW. Если контрольная лампа двигателя включена, обязательно отсканируйте коды от ЭБУ, чтобы вы могли лучше понять, почему происходит дрожание коробки передач.

    • Неисправность трансмиссии . Функциональность или отображение положения переключателя передач могут давать сбой. Положение коробки передач P может быть недоступно. Установите стояночный тормоз, когда он полностью остановился. Запуск двигателя возможен с задержкой.
    • Trans. Неисправность . Умеренная езда. Продолжение вождения возможно. Уменьшенное ускорение. Проверьте систему в ближайшем центре BMW.
    • Неисправность передачи . Возможен ограниченный выбор передач. Продолжение вождения возможно./Вождение умеренно. Проверьте систему в ближайшем центре BMW.
    • Передача неисправна . Положение передачи P возможно недоступно. Включите стояночный тормоз, когда автомобиль канцелярский. Пожалуйста, свяжитесь со службой BMW.
    • Trans. Отказоустойчивая прога

    Коды неисправностей трансмиссии BMW

    Это список распространенных кодов неисправностей трансмиссии BMW.

    Этот список не включает все коды неисправностей BMW EGS. Сканер BMW необходим для чтения и очистки этих кодов BMW.

    BMW X5 e70, проблемный Valvetronic

    Был у меня в работе BMW X5 e70 2008 года с печальной историей. В ней стоит печально известный своей надежностью двигатель N52B30, и с этим двигателем начались серьезные проблемы.

    Движок начал чахнуть и жрать масло, с этой болячкой но отправился в сервис, где благополучно движок разобрали, но собрать, почему-то, у них не получилось. Машину на несколько лет забросили, но потом решили починить. Отдали машину и мешок запчастей, который раньше был мотором, в другой сервис, где этот движок собрали. После сборки движок стартовал, работал секунд 40, потом обороты начинали плавать от 500 до 1500 оборотов и машина глохла. При это из выхлопной трубы валил черный дым. В мозгах висела ошибка ДМРВ, но его уже меняли и никаких результатов это не дало.

    Зная, что двигатель N52B30 оснащен не самой надежной реализацией системы Valvetronic, скидываем разъемы с первого попавшегося клапана Vanos. Запускаем машину и видим, что она работает приемлемо, холостой ход стабилизировался. Ставим разъем на место, скидываем все адаптации, но холостой ход не стабилизируется. Один раз получилось заставить машину ровно работать, в этот момент по диагностике смотрим на положение эксцентрикового вала и видим, что там вместо нормальный 35-40 градусов показывается 54 градуса. Все указывает на серьезные проблемы с Valvetronic -ом.

    Valvetronic — что это такое и зачем оно нужно?

    Valvetronic — это дальнейшее развитие компанией BMW системы изменения фаз газораспределение Vanos. Они пошли еще дальше и решили управлять не только углами открытия и клапана, но и высотой поднятия клапана. Эту систему BMW начала внедрять с 2001 года, позже и другие производители подтянулись, но у них были другие названия:

    — Valvematic от Toyota;

    — VEL, Variable Valve Event and Lift System от Nissan;

    — MultiAir от Fiat;

    — VTI, Variable Valve and Timing Injection от Peugeot.

    Внедряя систему Valvetronic BMW добилась изменения высоты подъёма калапана от 0.2 мм до 12 мм. Это позволило изменять наполнение цилиндра в широких пределах. До системы Valvetronic за наполнение цилиндра в двигателе отвечала дроссельная заслонка, а система Valvetronic подразумевает работу вообще без дроссельной заслонки! Дроссель, конечно, все равно остался на двигателе, но используется он для более мягкого глушения двигателя и для аварийных режимов работы. Поэтому машина стабилизировалась при отключении клапана Vanos — машина полностью выключила систему Valvotronic и перешла на аварийный режим работы. При штатной работе Valvetronic дроссельная заслонка на впуске открывается на 100%. Так как дроссель все время полностью открыт, то во впускном коллекторе не образуется разряжение и на автомобиль пришлось ставить дополнительный вакуумный насос для вакуумного усилителя тормоза.

    За счет системы Valvetronic компании BMW удалось улучшить такие показатели автомобиля как:

    Ремонт АКПП на BMW

    При появлении симптомов неисправности оттягивать ремонт АКПП БМВ себе дороже. Кроме некомфортной езды с толчками, вибрациями или потерей мощности, водитель накапливает немалый счёт, который придётся отдать за ремонт автомата. Можно проехать 300 000 км без единого ремонта, если заботиться о машине. Но для этого нужно знать слабые места трансмиссии и причины появления неполадок.

    Тип АКПП на BMW

    Крупные автопроизводители сами ничего не производят, поскольку выгоднее заказывать серийные изделия у специализированных фирм. Так, в плане автоматических трансмиссий BMW плотно сотрудничает с концерном ZF, предоставляя свои автомобили для обкатки коробок.

    Первая цифра в названии трансмиссии указывает на количество передач. Последнее число обозначает максимальный крутящий момент, на который рассчитана коробка. Различие модификаций сказывается и на стоимости ремонта. Так, «под ключ» ZF6HP21 отремонтируют за 78 000 р., а ZF6HP26 — за 80 000 р.

    Марка BMW, номер кузова

    Годы выпуска

    Что чаще всего ломается в АКПП на BMW

    АКПП БМВ — надёжно сконструированный, шустрый и экономичный агрегат. Однако, сложное строение автомата не обходится без поломок. Трансмиссия БМВ попадает в ремонт с неисправным гидротрансформатором, горелыми фрикционами или залипшими соленоидами.

    • блокировка работает неправильно. Раннее включение блокировки приводит к быстрому истиранию фрикциона и загрязнению масла;
    • проскальзывает изношенная муфта свободного хода реактора, что влечёт потерю передаваемой мощности гидротрансформатора АКПП БМВ;
    • дефект в уплотнении вала, через которое проходит давление для включения и отключения блокировки;
    • изношен сальник первичного вала;
    • сломались лопатки насосного или турбинного колеса. Редкая, но серьёзная неисправность. В этом случае «бублик» АКПП БМВ не ремонтируют, а ставят новый узел.

    Потеря давления в АКПП БМВ может быть связана с экономией на ремонте. Так, в коробках 6НР и 8НР вместе с маслом меняют фильтр, который встроен в одноразовый поддон с одноразовыми алюминиевыми болтами. Запчасти дорогие, но установка поддельного поддона и старых болтов приводит к утечкам жидкости.

    Толчки, пинки, удары при переключении передач, пробуксовка указывают на износ фрикционов. Долгое проскальзывание во время сжатия дисков приводит к истиранию фрикционного слоя и засорению жидкости. В самом запущенном случае переключения могут вовсе отсутствовать и сопровождаться высвечиванием ошибки «Check Engine».

    Причины поломок АКПП BMW

    Преждевременная поломка АКПП BMW случается из-за неправильной эксплуатации и обслуживания агрегата:

    1. Перегрев свыше 130 ℃. Спортивные настройки езды нагружают АКПП BMW до предела. Благодаря постоянной смене масла лишнее тепло «бублика» уходит в радиатор. Если жидкость уже старая, а радиатор забит тополиным пухом или шламом — коробка перегревается, приближая срок ремонта. Повышенная температура быстро убивает гидротрансформатор, резиновые уплотнители, втулки, золотники гидроблока и соленоиды.
    2. Некачественное масло. Плохая смазка приводит к горению фрикционов, поломке подшипников и шестерней.
    3. Непрогретая автоматическая коробка. Предпусковые подогреватели греют двигатель, но не коробку. На морозе меняется вязкость жидкости, становятся хрупкими резиновые и пластиковые детали автомата. Если начать работу «на холодную», может лопнуть прижимной поршень, что приведёт к выгоранию сцепления.
    4. Долгое буксование в грязи. Чрезмерная нагрузка на автомат приводит к масляному голоданию планетарных рядов. Если двигатель работает на холостом ходе, маслонасос не обеспечивает смазку всей коробки. В результате трансмиссия попадает в ремонт с разрушенной планетаркой.

    Благодаря ремонтопригодности автоматической коробки BMW и наличию запчастей, неисправности излечимы. Мастера по ремонту БМВ и ZF подходят к делу комплексно, каждый раз проверяя слабые места трансмиссии, которые могут вызвать проблемы в дальнейшем.

    Ремонт АКПП BMW

    Ремонт АКПП BMW начинается с диагностики. Это поможет быстро выявить проблему. Сэкономить время и деньги на ремонте АКПП BMW. Проверка включает внешний осмотр, компьютерную диагностику, проверку уровня и качества ATF, тест-драйв.

    На следующем этапе мастер разбирает коробку. Составляет дефектовочный лист, по которому рассчитывается стоимость ремонта АКПП BMW. Неисправные детали отправляются в ремонт или на свалку. В обязательном порядке меняются расходники. Затем мастер собирает автомат и проверяет работоспособность.

    Для капитального ремонта АКПП BMW заказывают готовые ремкомплекты ОверолКит или МастерКит с фрикционами, втулками, сепараторной пластиной, резиновыми уплотнителями и сальниками. Остальные детали покупают после дефектовки.

    Ремонт гидроблока АКПП

    Начиная с 6НР19, гидроблок объединили с электронной платой в Мехатроник, что привело не только к ускорению передачи сигнала, но и чрезмерной нагрузке «железа». Для ремонта гидроблока автомата БМВ, снимать коробку не нужно, достаточно открутить поддон.

    Во время ремонта Мехатроника АКПП БМВ меняют расходники: резинки, прокладки, гидроаккумуляторы, соленоиды и сепараторную пластину. Сепараторная пластина представляет собой тонкий металлический лист с прорезиненными дорожками. Грязное масло «съедает» дорожки, что приводит к утечкам. Пластину подбирают по номеру коробки БМВ.

    Фрикционная и металлическая пыль забивает VFS соленоиды. Неисправность электромагнитных регуляторов проявляется в задержках и ошибках переключений скоростей. Это сказывается на комфорте езды, а также на состоянии фрикционов и втулок АКПП БМВ.

    Во время ремонта гидроблока АКПП БМВ меняют адаптер в корпусе электрической проводки соленоидов. От зимней эксплуатации автомобиля без прогрева масла на адаптере появляются трещины. Мастера рекомендуют менять деталь, не дожидаясь износа, каждые 80 — 100 000 км.

    Ремонт гидроблока с проверкой на стенде, развёрткой отверстий делают редко. Дорого и сложно. Мастер не может гарантировать отличный результат и решение проблемы. В этом случае Мехатроник заменяют Б/У.

    Ремонт гидротрансформатора

    Самостоятельно выполнить ремонт гидротрансформатора АКПП BMW не получится. Необходимо специальное оборудование и опыт работы с «бубликами». Как работает мастер:

    Ремонт мехатроника BMW

    Технический центр SportKB предлагагает качественный ремонт мехатроника BMW в Москве по доступной цене. Также осуществляет диагностику, плановое ТО и ремонт автоматической трансмиссии автомобилей БМВ всех серий. Предоставляем качественные комплектующие, актуальное программное обеспечение, даем гарантию на все виды ремонта.

    Стоимость ремонта мехатроника коробки автомат БМВ

    Записывайтесь на бесплатную диагностику

    Фотографии с ремзоны

    АкцииВсе акции

    Бесплатная замена масла в двигателе

    с 01.08.2019 до 01.01.2021

    Оригинальные масла Shell, Castrol, Motul на ваш BMW.

    Скидка на замену масла в АКПП

    с 01.08.2019 до 01.05.2021

    Оригинальное масло ZF в коробку по лучшей цене!

    Акция на замену цепи ГРМ

    с 01.08.2019 до 01.01.2021

    Привода масляного насоса и цепь ГРМ под ключ.

    Неисправности электронной составляющей мехатроника АКПП БМВ делятся на несколько категорий: проблемы с гидравлическим насосом и датчиком давления, низкое напряжение или отказ управляющего электронного блока, отказы электромагнитных клапанов, а также проблемы с ПО.

    Ремонт мехатроника BMW предусматривает разборку, индивидуальную диагностику и замену отдельных его узлов, либо полную замену, в случае комплексной неисправности.

    Признаки неисправности мехатроника БМВ

    • Падение коробки в аварийный режим, жесткая блокировка.
    • Проблемы с переключением нужную передачу невозможно включить.
    • Постоянные «толчки», отсутствие плавности переключения передач.
    • Передача «пропадает» не включается (в основном повышенная).

    Замена мехатроника bmw e70

    Автоматическая коробка передач относится к числу сложных технических элементов автомобиля, поэтому даже небольшая его поломка может привести к серьезным последствиям. Наш сервисный центр предлагает Вам возможность ремонта коробки BMW X5 e70 в Москве по доступным ценам!

    Симптомы неисправности АКПП

    Заметив, что коробка передач функционирует не так, как обычно, водителю следует как можно скорее обратиться за сервисной помощью и не ждать, пока АКПП перестанет функционировать полностью. Вот список типичных признаков неполадок с автоматической коробкой:

    • появление на приборной панели сигнала, оповещающего об аварийном режиме АКПП;
    • наличие пробуксовки в процессе использования;
    • невозможность включить передачи или пропажа одной из них;
    • периодическая либо непрерывная вибрация;
    • шум, торможение либо заедание;
    • удары в трансмиссии;
    • рывки при переключении передач вверх и вниз.

    Чтобы предупредить поломку, необходимо вовремя проводить техобслуживание. Имеются в виду, замена фильтра и масла (ATF), а также промывка гидроблока — если случай запущенный. Если же поломка случилась, не стоит самостоятельно пытаться осуществить ремонт коробки БМВ Х5 е70, лучше всего, сразу обратиться к профессионалам.

    Ремонт АКПП BMW X5 e70: специфика коробки и основные причины неполадок

    Автомобили модели х5 комплектуются такими АКПП, как ZF 6HP26 или ZF 6HP28. Коробка первой модели в качестве нововведения получила собственный управляющий компьютер, вмонтированный в конструкцию клапанной плиты. Мехатроник с самого начала не справлялся с работой в экстремальных условиях, в частности — при повышенной температуре воздуха в летний период. Это одна из главных причин появления в модели неисправностей.

    Также есть и другая причина, связанная с поломками гидротрансформатора. Здесь речь идет о том, что фрикционы блокировки изнашиваются слишком быстро, порой уже после сотни тысяч километров пробега. Более того, фрикционы загрязняют масло, из-за чего забиваются сетки клапана гидроблока и соленоидов. Износ соленоидов — важнейшего расходного элемента в коробке передач — можно также считать одной из вероятных причин неисправности АКПП.

    В целом, во избежание проблем с коробкой рекомендуется проводить своевременное обслуживание и придерживаться умеренной эксплуатации, избегать резких стартов и свести к минимуму буксировки.

    Преимущества сотрудничества с нами

    При возникновении проблем с автоматической коробкой передач или даже предпосылок к их возникновению стоит обратиться за помощью в наш сервисный центр. Мы предлагаем:

    • полноценную гарантию на коробку (а не на конкретные замененные детали);
    • ремонт с применением специализированного оборудования;
    • полную замену расходных материалов;
    • доступные цены без потери в качестве выполняемых работ;
    • обязательный ремонт гидротрансформатора;
    • наличие всех необходимых расходных материалов и запчастей для АКПП.

    ZF center — это команда профессиональных мастеров с большим опытом работы по ремонту АКПП. В зависимости от тяжести поломки и сложности работы, ремонт займет от одного до трех дней. Для удобства клиентов, мы принимаем автомобили в специализированных сервис-центрах, расположенных в каждом из районов столицы.

    Источник

Оцените статью