Что есть настоящий джип

Настоящий внедорожник должен быть исключительно рамным, а какие у него достоинства и недостатки?

Было время, когда все внедорожники были рамными, честными, как сейчас принято говорить. В 1970-х и даже в 1980-х годах производители делали именно автомобили для бездорожья, а не какие-то там непонятные брички для трассы и города.

Но с начала 1990-х годов внедорожники начали превращаться в нечто непонятное, они стали частью некого престижного образа, «бандитский джип», все дела. Настоящих рамных «проходимцев» с каждым годом становилось всё меньше и меньше, появилась некая интегрированная рама, которая по заявлениям маркетологов была ничуть не хуже, чем настоящая рама, а по факту — это вовсе и не рама.

Но раз уж мы сегодня будем рассматривать достоинства и недостатки рамных внедорожников, давайте попробуем разобраться, что же это такое. Итак, рамный внедорожник по тому и называется рамным, что у него имеется рама. Если разбираться, то конструирование автомобиля с рамой и начинается именно с этой жёсткой рамы, на которой крепится шасси. Под шасси я имею ввиду двигатель, коробку передач, раздаточную коробку, ходовку и так далее.

Если залезть далеко в историю автомобилестроения, то можно увидеть, что самые первые модели автомобилей изготавливались именно на раме. Интересно, что рамы первых автомобилей были вовсе не стальными, а деревянными, как правило, их делали из ясеня. Но примерно в 1930-х годах все крупные автопроизводители перешли на производство автомобилей со стальными лонжеронными рамами.

Читайте также:  Lada 4x4 pickup охотник

Но в настоящее время рамные внедорожники считаются видом исчезающим, и с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Старые модели рамных внедорожников или вообще снимают с производства, или просто делают абсолютно новые модели с кузовом типа монокок. Рамные внедорожники сейчас выпускают в основном в США и в Японии, причём в США это очень большие внедорожники и пикапы, а Япония продолжает делать и мелкие рамники, типа Сузуки Джимни.

Так почему же рамные внедорожники исчезают, как класс? Дело всё в том, что цивилизация развивается, дороги строятся, люди массово переселяются в города. Там им не нужны огромные внедорожники с рамой, отличающиеся неповоротливостью и огромным расходом топлива.

Кстати говоря, в США долгое время выпускали именно рамные внедорожники не только из-за лучшей проходимости этих автомобилей, а просто потому, рамное шасси можно было без проблем подогнать под любую новую модель такого же класса. Для этого достаточно было на старое шасси прикрепить обновлённый кузов, и всё будет в порядке. Во времена, когда ещё не было различных компьютерных систем моделирования, типа CAD, такой подход позволял экономить огромные деньги.

Но давайте всё же рассмотрим, какие достоинства и недостатки имеются у рамных внедорожников, кому стоит их покупать, а кому такой агрегат вовсе и не нужен. Начнём с достоинств.

Было время, когда все рамные внедорожники обладали лучшей шумоизоляцией и виброизоляцией по сравнению со своими собратьями без рамы. Это связано с тем, что кузов изолирован от рамы резиновыми прокладками. Вот только в настоящее время все обычные автомобили бизнес и премиум класса имеют шумо и виброизоляцию высокого класса, так что они ничуть не отстают от рамных внедорожников по этому параметру, а часто даже превосходят их.

Рамные внедорожники более устойчивы к ударам, так как рама принимает основную нагрузку на себя. В результате при мелких и средних ДТП у рамных внедорожников не нарушается геометрия кузова, достаточно просто заменить повреждённый кузовной элемент, или даже вытянуть и отремонтировать его.

Традиционно рамные внедорожники имеют больший ресурс, так как рама позволяет устанавливать мощные тяжёлые моторы.

Рамный внедорожник лучше подходит для буксировки прицепов и преодоления бездорожья, так как нагрузка приходится на раму, так что геометрия кузова не нарушается даже при серьёзных нагрузках.

Теперь о недостатках рамных внедорожников:

· Рамник значительно тяжелее, так что это негативно сказывается на расходе топлива;

· Управляемость рамных внедорожников хуже, как правило;

· При серьёзных ДТП шансы выжить у водителя и переднего пассажира рамного внедорожника малы, так как в конструкции рамы отсутствует, как правило, зона деформации.

Так что если вам реально нужен настоящий внедорожник, и вы планируете часто использовать его именно для поездок на природе, то берите рамную модель. Если же вы планируете передвигаться в основном в городе и по трассе, то лучше брать что-нибудь типа Гранд Черроки и Паджеро.

Пишите в комментариях, как вы относитесь к рамным внедорожникам, и не забывайте подписываться на мой канал!

Источник

Как распознать настоящий внедорожник

«Слушай, купил внедорожник» – частенько именно так владельцы крупных, брутальных автомобилей с полным приводом гордо отвечают на вопрос о своем новом автомобиле. На самом деле, в большинстве случаев их «внедорожник» представляет собой просто большой легковой автомобиль, способный разве что выехать из неубранного от снега двора. А что же такое «настоящий» внедорожник?

Ни для кого не секрет, что мир стремится к упрощению и универсализации. Неудобно и затратно иметь массу вещей, каждая из которых выполняет одну отдельную функцию, даже если эта самая функция выполняется превосходно.

В современном мире с его невообразимой скоростью жизни намного важнее, чтобы находящиеся в пользовании устройства делали всё, сразу и желательно без участия человека: стиральная машинка, самостоятельно собирающая грязное бельё по дому и вовремя заказывающая доставку стирального порошка; холодильник и мультиварка с выходом в Интернет, самостоятельно выкладывающие в Инстаграм снимки содержащейся еды; телефон с одной кнопкой, заменяющий одновременно плеер, фотоаппарат, книги, карту памяти, компьютер, а в отдельных тяжелых случаях и мозг…

И уже совершенно не важно, что половина функций выполняется с посредственным качеством, а часть задач — откровенно плохо. Кого это волнует, если среднестатистический обыватель, имея в руках современное, сложное и дорогое устройство, этой самой половиной функций не пользуется, а задач не ставит. Каким бы замечательным и разносторонним ни был тот же iPhone, все равно его владельцы по нему большую часть времени просто звонят…

Абсолютно то же самое происходит и в автомобильном мире, само собой, идущем в ногу с тенденциями современной человеческой жизни. Очень дорого и неудобно иметь по отдельности спорткупе, кабриолет, лимузин, микроавтобус и внедорожник. Всем этим должна быть одна машина!

Спрос, как говорится, рождает предложение. Недолго думая, производители постарались скрестить все вышеописанное, создав так называемый класс «кроссоверов». Получилось у кого что, с разным успехом, возможностями и ценой. Но главное для россиян – по размеру, чаще всего, похоже на внедорожник — недосягаемую мечту большинства отечественных автовладельцев.

Не важно, что привод часто только передний, не важно, что реальный клиренс 17-18 см, не важно, что тонет в первой же луже — всё равно ездить только до магазина. Зато здоровый «ящик» с высокой посадкой на страх окружающему потоку и на зависть соседям!

Кстати, если внимательно присмотреться к словообразованию, то лукавства никакого нет. Производитель не обещает, что кроссовер должен уметь преодолевать бездорожье. Ведь кроссовер (агл. cross-over) в переводе – переходное состояние, пересечение. Как раз слияние нескольких типов и классов автомобилей, в которых «гены» вездехода и вовсе могут отсутствовать.

Ещё одно обозначение этого класса – SUV (Sport Utility Vehicle), то есть спортивно-утилитарный автомобиль. Название опять никаким местом не касается внедорожных способностей. Только спортивно-утилитарного назначения автомобиля – то есть, функциональной реализации грузопассажирских возможностей для человека, ведущего активный образ жизни.

Давайте теперь посмотрим, что же представляют собой автомобили, все-таки рассчитанные на преодоление тех или иных преград.

В силу появившегося разнообразия, такие машины тоже имеют две градации по способностям, которые легко уловить опять по словообразованию: «все-дорожники» и «вне-дорожники». Чувствуете разницу?

Первый класс автомобилей нацелен на езду по асфальтовым, грунтовым, разбитым, поломанным, взорванным, кривым, косым, тем, что идут полями, и тем, что просекой, но всё-таки дорогам! Такие автомобили не подразумевают полноценного внедорожного арсенала, но преодоление препятствий входит в приоритетные обязанности.

Ярчайшим примером вседорожника является Suzuki Grand Vitara. По своим размерам и внешности – его можно принять за обычный кроссовер. Однако интегрированная в конструкцию рама, наличие понижающей передачи, хорошая геометрическая проходимость и настройка основных узлов и агрегатов на повышенные нагрузки (кстати, в ущерб легкому поведению на асфальте) делают этот автомобиль при наличии хорошей резины и умелых рук за рулём прекрасным «проходимцем».

Другой крайностью вседорожных возможностей обладает, например, Land Rover Freelander. Казалось бы, автомобиль, вообще лишённый какого бы то ни было преимущества перед обычными «паркетниками». Но! Электронноуправляемая муфта имеет возможность полной автоматической блокировки.

А главное, «Фрил» имеет в арсенале крайне удачно настроенную фирменную систему Terrain Response: электроника настолько оперативно, грамотно и функционально использует возможности двигателя, коробки передач и полного привода, что порой (опять-таки, в умелых руках) Фрилендер способен творить чудеса.

Причем, для того, чтобы без особой опаски ездить по колдобинам, не обязательно иметь хороший запас наличности, желательно с шестью нулями после первой цифры. Задействовав все таланты инженеров, очень интересный автомобиль сделали в Renault – имя ему Duster.

Легкий, геометрически выверенный, с высоким клиренсом кроссовер получил механическую трансмиссию с уникальными настройками — очень «короткой» первой передачей, по сути заменившей «понижайку». Обычная муфта с функцией электронной блокировки установлена не от близкого по размерам Кашкая, а от большого Мурано, получив хороший запас прочности и выносливости. В итоге, значительно улучшившиеся характеристики проходимости в полной мере позволяют назвать полноприводный Дастер вседорожником.

Однако у вседорожников, как автомобилей имеющих в основе легковые особенности и ограниченные возможности, всплывает множество вопросов, когда дороги всё-таки заканчиваются. Именно тогда раскрываются способности настоящих внедорожников.

Как нетрудно увидеть из названия, главная задача, суть и цель таких машин, уметь передвигаться вообще ВНЕ каких бы то ни было дорог. А значит, на первое место выходит огромное количество именно внедорожных конструкторских особенностей, решений и настроек. На второй план задвигаются асфальтовые характеристики, уровень комфорта, наличие развлекательных опций, качество отделочных материалов и тому подобные совершенно не важные для преодоления препятствий вещи.

В первую очередь, в настоящем внедорожнике должна быть крепкая рама.

В подавляющем большинстве случаев она имеет «лестничную» или по-другому лонжеронную структуру. Какой бы архаичной не казалась эта конструкция, но для преодоления суровой действительности она имеет массу преимуществ перед несущим кузовом.

Рама – это очень прочная (читай, надежная и выносливая) основа конструкции внедорожника. По большому счету мощный скелет, который заведомо рассчитан на применение серьезных силовых и весовых нагрузок. Как следствие, рама позволяет устанавливать большие двигатели с хорошей мощностью и крутящим моментом.

Значительно выше параметр жесткости на скручивание системы «рама-кузов» из-за более равномерного распределения нагрузок при штурме крутого рельефа.

Из-за того, что рама и кузов автомобиля представляют собой отдельные элементы, появляется возможность «лифтовать» (увеличивать клиренс) внедорожник с помощью специальных наборов, а также применять колеса значительно большего диаметра.

Кроме того, такая конструкция автомобиля значительно проще технически, потому что основные узлы и агрегаты автомобиля просто навешаны на раму. Это значительно повышает ремонтопригодность и упрощает процесс эксплуатации.

Да и комфорт пассажиров при преодолении серьезных препятствий куда выше на рамном внедорожнике. Ведь сначала всю нагрузку от колес и подвески встречает именно рама, а уж затем в демпфированном виде вибрации, шумы и стуки передаются на кузов.

Ярко выраженная геометрическая проходимость

Один из важнейших параметров хорошего внедорожника, характеризующийся наличием высокого дорожного просвета и короткими свесами спереди и сзади. Как следствие — большими углами въезда и съезда.

Сюда же можно отнести и малую длину базы: чем длиннее внедорожник, тем больше у него шансов «лечь на брюхо». На проходимость сильно влияет и параметр хода подвесок — расстояние между верхним и нижним положениями колеса. А для автомобилей с зависимой подвеской — ещё и угол скрещивания передней и задней оси.

Всё это влияет на возможность преодолевать машине рельеф с большими перепадами высот не цепляя частями кузова, с лишним шансом дотянуться колесами до грунта и избежать диагонального вывешивания.

Обязателен тяговитый двигатель

Конечно же, не обойтись хорошему внедорожнику без хорошего мотора. Причем важна не столько мощность, сколько запас крутящего момента на малых и средних оборотах. Двигатель обязан не столько гнать автомобиль, сколько тянуть его вне зависимости от зыбкости грунта и крутизны рельефа.

Если это бензиновый мотор, то он должен быть большого объема. Именно такие силовые агрегаты позволяют достигать пиковых значений тяги на низких оборотах без необходимости выкручиваться «в отсечку». Кроме того, такие двигатели обладают очень хорошей эластичностью — равномерному распределению мощности на протяжении всего рабочего диапазона мотора.

Вкупе это позволяет крайне эффективно управлять потоком тяги на бездорожье в каждой конкретной ситуации. Но есть один недостаток — бензиновые моторы большого литража имеют повышенный расход топлива, что крайне отрицательно сказывается на автономности хода.

Именно поэтому в настоящих внедорожниках чаще всего оказывается дизельный двигатель. Топливная экономичность никак не влияет на его особенность выдавать лавину крутящего момента практически с холостых оборотов. В критических ситуациях, когда стоит вопрос выживания, солярку можно слить с любого встретившегося Камаза, а вот найти 95-й бензин, например, посреди тундры может не получиться.

На дизельный мотор для серьезного внедорожника распространяется то же требование, что и для бензинового двигателя: чем больше объем, тем лучше. Например, высокотехнологичный битурбированный дизель Volkswagen Amarok объемом всего 2.0 литра может не выдержать серьезных нагрузок.

Полнофункциональный полный привод

Само собой, без полного привода на бездорожье делать нечего. Однако простой факт наличия четырех ведущих колес, как, например, на кроссоверах, может не сыграть ключевой роли. Самое главное, как этот полный привод устроен. На внедорожниках различают две системы: Part-time и Full-time.

Система Part-time подразумевает наличие основного ведущего заднего привода и вручную подключаемого переднего. Причем подключение «передка» происходит напрямую и жестко, без использования межосевого дифференциала. Но такой способ, по сути, заменяет собой центральную блокировку, поскольку передние и задние колеса оказываются в жесткой связи. Достоинства: простота, дешевизна и ремонтопригодность конструкции. Недостаток — невозможность ездить с постоянно включенным полным приводом. Ярчайшим примером использования системы Part-time являются автомобили в кузове пикап, а так же внедорожники, построенные на их основе.

Источник

Оцените статью