Что лучше джип или легковушка

Кроссовер или легковушка? Плюсы и минусы

Насколько оправдана любовь россиян к легким внедорожникам

Если вы располагаете суммой от 700 тысяч рублей и выше, появляется огромный соблазн купить не легковушку, а кроссовер. Но практика показывает, что при всех своих плюсах кроссовер оправдан не всегда. Почему — давайте разберемся.

Трепетная любовь россиян к кроссоверам возникла из вполне объективных причин. Вспомним 90-е, когда бытовало мнение что «иномарки не приспособлены к нашим дорогам». Многие вообще считали, что в России выживает лишь внедорожник, а бандитский имидж добавлял им шарма. Но позволить себе Mitsubishi Pajero мог далеко не каждый.

В 1997 году появился первый современный кроссовер — Toyota RAV4, более проходимый, чем легковушка, но более доступный, чем Land Cruiser. И пошло-поехало: россияне полюбили кроссоверы страстно и навсегда. Сегодня это самый быстрорастущий сегмент рынка, которому придал второе дыхание недавний выход Renault Duster.

Помимо повышенной проходимости кроссоверы имеют и другие плюсы. Кузов универсал, высокий потолок и близкая к вертикальной компоновка салона делают их весьма практичными. Зачастую по соотношению вместимости салона к габаритам кроссоверы превосходят близкие им легковушки.

Некоторые водители любят высокую посадку: женщинам, например, это добавляет уверенности за счет лучшего обзора и чувства габаритов. У кроссоверов обычно пышные зеркала заднего вида, иногда — видимый капот, а парковка к стандартному бордюру происходит без скрежета.

Главный плюс кроссовера — его универсальность. Он уместен и в городе, и на трассе и на даче. Он не сдувается при полной загрузке или при езде с прицепом, в слякотную погоду или снегопад. Он как швейцарский нож избавляет от необходимости подбирать свой инструмент под каждую задачу.

Читайте также:  Уаз патриот колодки red btr тормозные

Все это справедливо. Но тенденции таковы, что за последние лет 15 кроссоверы потеряли часть своих козырей, тогда как легковушки кое-что приобрели. И если вы нацелились на кроссовер, взвесьте все еще раз.

Не переоценивайте возможности кроссоверов — на шкале проходимости они находятся плечом к плечу с легковушками. Большинство современных кроссов в базовом варианте переднеприводные, а если хотите 4WD и автомат — смело готовьте миллион (исключения есть, но мало). Да дело даже не в деньгах.

Что такое паркетный полный привод? Это не честные три дифференциала, блокировки и «понижайка». Это упрощенная схема подключения задних колес электромагнитной или гидравлической муфтой по требованию. Такой привод облегчит восхождение на обледенелый склон, но спасует в серьезной грязи. Срабатывание муфты обычно происходит с задержкой, сама она склонна к перегреву — по меркам внедорожников это не привод, а недоразумение. Причем, недешевое.

У кроссоверов нежное брюшко: пластиковые обвесы, аэродинамические юбки и висящие выхлопные трубы превращают покорение даже умеренного бездорожья в пытку: все время боишься что-нибудь оторвать. Плевая ошибка может стоит этак 50 тысяч рублей — проглядел камень и привет.

Кроме того, в тяжелых условиях очень важны шины, а кроссоверы почти всегда обуты в шоссейную резину, которая сдается в первой же более-менее серьезной грязи.

Повышенная проходимость в России не бывает лишней, но если честно, кроссоверы, скорее, добавляют водителю уверенности, чем в самом деле помогают. Правило такое: не лезьте на кроссовере туда, куда бы вы не сунулись на легковушке.

Иногда они, как и травматические пистолеты, играют с хозяином злую шутку: там, где легковушка сделает крюк, гордый владелец кроссовера рванет через поле и проведет остаток дня в поисках трактора и размышлениях, почему проушина для троса расположена так неудобно. Первая дюжина тестов кроссоверов, которые мы провели, всегда заканчивалась именно так. Там, где серьезный внедорожник оставляет право на ошибку (его можно «раскачать», заблокировать дифференциалы, включить понижайку), кроссовер садится сразу и намертво.

Добавьте к этому, что легковые иномарки для России имеют увеличенные просветы и без особых проблем одолевают разбитые дворы и паркуются к бордюрам. Нет, мы не хотим сказать, что кроссоверы — это фейк. Просто в реальности их повышенные возможности нужны далеко не всем, а имидж «почти внедорожников» сильно перегрет.

Лет двадцать назад внедорожники (особенно американские) считались более комфортными, чем иные легковушки, и отчасти этот имидж унаследовали кроссоверы. По нашим наблюдениям, это далеко не всегда так.

Здесь нельзя говорить веско, потому что кроссовер кроссоверу рознь. Но нередко кроссоверы достают тряскими подвесками, поскольку при высоком центре тяжести инженеры старались придать им легковую остроту управления. Вертикальная компоновка салона рациональна, но задние седоки зачастую сидят торчком словно на стульчике (например, в Skoda Yeti), и за те же деньги можно купить седан с куда более вольготным задним диваном. Деньги, которые кроссовер потратил на свой привод, иные легковушки используют для лучшей шумоизоляции. И так далее.

Например, полноприводный Nissan Qashqai стоит дороже, чем лучше оснащенная, более вместительная, более мощная, более комфортная Toyota Camry. Разница в просвете — 4 см. Skoda Octavia в среднем на 100 тысяч дешевле одинаково оснащенного Yeti, при том что «Октава» — гораздо практичнее, лучше управляется и в целом удобнее. Разница в просвете — 2 см.

Безусловно, штурм целины или езда в снегопад дадутся кроссоверу чуть проще (именно чуть), но сколько раз в год это случается? Три? Два? Остальное время тяжелая трансмиссия и высокий кузов ездят «зайцами». И тут мы подходим к третьему минусу…

Как не крути, за все нужно платить. При прочих равных кроссоверы обычно на 100−200 тысяч дороже легковушек и расходуют больше топлива. Так, более крупная «Октавия» на 200 кг (!) легче Yeti, и при большей мощности двигателя 1.8 TSI (180 л.с. против 152 л.с.) обеспечивает меньший расход топлива — 7,6 против 10,6 л/100 км. Кроссоверы уступают и по другим статьям, например, стоимости страховки каско. Увеличиваются и риски крупных поломок, ведь у них зачастую более сложные подвески (например, за редким исключением задняя — независимая), да и полный привод может потребовать внимания, ведь помимо муфты имеем «лишний» дифференциал, полуоси, шарниры…

Да не сложится у вас впечатление, словно мы против кроссоверов. Вовсе нет — для России это гениальное изобретение. Другое дело, что его гениальность сделала имидж кроссоверов несколько преувеличенным, а эволюция шла в пользу их все большего сближения с легковушками (скажем, у первого RAV4, Kia Sportage или Suzuki Grand Vitara трансмиссии еще напоминали внедорожные, а сегодня даже Jeep Cherokee довольствуется муфтой).

Когда имеет смысл выбирать кроссовер? Если дороги в вашем городе настолько плохи, что значение имеет каждый миллиметр просвета. Если вы регулярно выбираетесь за город, причем любите места дикие и глухие. Если вы страдаете хронической невнимательностью и за прошлый год три раза отрывали бампер о бордюры (хотя поможет ли в этом случае кроссовер — вопрос). Если же брать среднестатистического горожанина, зачастую кроссовер для него — деньги на ветер. Разницу в стоимости можно потратить на лучшую оснащенность легковушки или на бензин — хватит этак года на три «бесплатной» езды.

Так что взвесьте все очень тщательно, нужен ли кроссовер именно вам. И не слишком верьте рекламным обещаниям, будто какой-то кроссовер обеспечивает полную свободу перемещения. Ее не обеспечивает даже лифтованный «уазик».

Источник

Легковая или кроссовер. Что выбрать?

Эх, знали бы в Toyota, какой кладезь возможностей они открывают с выпуском RAV4 первого поколения ! Считайте, что это и есть возраст автомобилей типа «кроссовер» в современном прикладном виде. На сегодняшний же день от их разнообразия рябит в глазах, а выбор железного коня превращается в настоящую муку. Чему отдать предпочтение — классическим седанам с хэтчбеками или всё-же кроссоверу?

Маркетологи. Это они заставляют вас ломать голову в попытках определить принадлежность автомобиля к тому или иному классу. Это они же возомнили себя одновременно инженерами и трендсеттерами. Двадцать лет назад маркетологов было мало. Их считали отчепенцами, которые путаются под ногами со своими фокус-группами, и именно поэтому вы четко знали, на каком автомобиле ездите, и для чего он собственно предназначен. Тогда и телефоны были, чтобы звонить. Не подумайте, что я сноб- сама идея многофункциональности имеет право быть реализованной, но так ли много реальных функций в нынешнем поколении кроссоверов по сравнению с привычными легковыми автомобилями?

Первоначальная концепция была правильная — просторный несущий кузов, высокий клиренс и полный привод. Прохватить по раскисшей грунтовке или припарковаться в сугроб- самое то. Никаких тебе рам, «раздаток», сложных блокировок дифференциала и лишнего веса. Кроссовер призван стать выбором тех, кому возможностей «легковушки» на самом деле мало, а владеть серьёзным внедорожником нет нужды. И не страшно, что придется в какой-то мере пожертвовать управляемостью. Если вы этим не одержимы, то переживёте, если же наоборот увлечены, в таком случае, кроссовер попросту не ваш автомобиль. Разумеется, и среди вседорожников есть машины, которые можно ставить за образец драйва, но достигается это, скорее, путем компромиссов и в ущерб основной идее.

Даром, что большинство представителей класса построено на платформах уже существующих седанов и хэтчбеков и имеет ту же гамму силовых агрегатов. Увеличенная масса и более сложная трансмиссия приводят к повышенному по сравнению с легковыми собратьями расходу топлива, а за высокий клиренс приходится платить раскачкой и кренами в поворотах. Правда, в вознаграждение вы получаете возможность не так пристально следить за состоянием дорожного полотна. Актуально, учитывая, что за всё время независимости мы так и не смогли связать города нашей страны какими-то пристойными автомобильными дорогами. «Паркетник» ещё не даёт вам ощущения полной защиты от бездарности дорожных служб, но добраться до места назначения и не вытрясти всю душу уж точно поможет. По этой же причине я не понимаю, зачем в Европе нужны кроссоверы, и зачем кроссоверам Европа? Если в Украине ответственным организациям за поддержание плачевного состояния улиц и шоссе, кажется, даже сами производители приплачивают, стимулируя продажи кроссоверов, то в Старом Свете спрос на них явно создают рекламщики.

Безусловно, наличие полноприводной трансмисии вселяет определённую уверенность за рулем. Однако, не стоит забывать, что подавляющее большинство машин этого класса в нормальных условиях являются практически моноприводными (чаще- с приводом на переднюю ось). Часть крутящего момента на вторую ось передаётся «по требованию» с помощью многодисковой муфты, когда ведущие колёса теряют сцепление с поверхностью и срываются в пробуксовку, либо же при интенсивном разгоне. При этом производители часто оснащают «паркетники» функцией принудительной блокировки муфты для заведомо сложных условий «за бортом». Такая схема имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, наличие постоянного привода лишь на одну ось позволяет экономить топливо в ежедневных поездках, да и характер управляемости остаётся однозначным. С другой же, автоматический режим распределения тяги часто действует с небольшой задержкой, которой порой хватает для того, чтобы автомобиль успел закопаться в рыхлом или сыром грунте и превратиться в недвижимость. К тому же вискомуфты склонны к перегреву при длительных пробуксовках, а как следствие, полному отключению. Тогда уж жди, пока остынет и восстановит работоспособность. Но если не экспериментировать с вылазками в грязевые ванны, то во всех остальных случаях можете уповать на автоматику- подстрахует и на заснеженном, и на влажном покрытии. Хотя есть и альтернатива: на украинском рынке можно встретить кроссоверы с «честным» постоянным полным приводом, где крутящий момент между передней и задней осью делиться практически поровну (например автомобили Subaru).

Я умышленно не акцентирую внимание на бордюрах и тротуарах, покорителями которых можно запросто стать за рулём «паркетника», потому что езда по ним выглядит дурно, если только вы не везёте свою жену в роддом сквозь городские заторы. Традиционным машинам такие упражнения даются не так легко. Зато их приятнее водить по нормальным дорогам, они экономичнее, маневреннее, быстрее, что там ещё? Дешевле! Закономерно, что легковые модели менее обременительны для кошелька при покупке, чем построенные на их базе кроссоверы (даже на мойках вам будут «льстить» и говорить, что «вы — джип», но за этот подхалимаж придётся заплатить по повышенному тарифу). Да и с выбором кузова тут всё однозначно- седан, хэтчбек или универсал. А в этих «паркетниках» нынче поди разберись! Снова происки маркетологов, которые во что хочешь заставят поверить: например, что перед вами не кроссовер вовсе, а как минимум спорткупе ( BMW X6 ). Что уж там, тут есть свои собственные хэтчбеки и минивены. А как насчет кабрио? — Да, пожалуйста! Достаточно вспомнить перспективный концепт с открытым верхом на базе Range Rover Evoque . или Nissan Murano .

На тот случай, если «паркетный» имидж по каким-то причинам вас не устраивает, а иметь все ведущие уж очень хочется, у производителей припасено и другое решение. И в нём, по моему глубокому убеждению, существует весьма рациональное зерно. Речь идет о традиционных автомобилях, которые оснащены системой полного привода, а нередко и увеличенным клиренсом. Сами компании называют их как угодно — Scout , Outback , Allroad , Alltrack . Суть одна: без ущерба ходовым качествам получить машину, на которой и «перезимовать» можно без истерики, и на ближайшем просёлке проехать без большой опаски. Я же считаю, что именно так, по большому счету, и должен выглядеть пакет «плохие дороги» в украинской интерпретации. Для подобных задач не нужен ни внедорожник, ни «паркетник». О тех автолюбителях, кто не хочет подниматься «на этаж выше», некоторые производители также позаботились и реализовали технологию полного привода в рамках своих легковых платформ. Сейчас многие дилеры могут предложить вам седан или хэтчбек со всеми ведущими.

Михаил Горбачев — мастер спорта и чемпион СССР по автогонкам, тренер-инструктор, создатель современных программ спортивного и безопасного вождения:

Кроссовер (англ. crossover, сокр. х-over, буквально переходное или согласующее устройство, пограничное или переходное явление, пересечение и т. п.) — собирательное название, относящееся к различным понятиям и предметам: тип автомобиля от cross-over — езда по пересеченной местности. Универсал (хетчбек) повышенной проходимости, легковой автомобиль, с полным приводом.
Любой продавец автомобилей скажет вам, что половина покупателей спрашивают кроссоверы, или «паркетники», как их ещё называют. Сегодня на них мода. Но, у многих кроссоверов нет полного привода. Почему? Потому что моден вид кроссовера, а не его начинка. Высоко сижу, далеко гляжу. И большинство пешеходов считает меня состоятельным и состоявшимся в жизни! Они же не видят разницы между настоящим дорогим внедорожником и «паркетником». Водители легковушек пропускают! Приятно! Именно поэтому на них мода! Давайте отбросим эмоции и посмотрим, нужен ли вам кроссовер. Я не беру тех, кому до дачи добраться мешают те пресловутые 600 метров распутицы. Здесь как раз всё ясно! Я беру автовладельцев, которые, в принципе, не собираются съезжать с асфальта. Есть ли у них преимущества, если они решились на модную покупку? Разве что вместимость. Простой универсал не моден, а кроссовер, по сути, тот же универсал ещё как моден. В эксплуатации, кроссовер дороже легковушки. Дороже всё: шины, ТО, расходники, топливо. А что по управляемости? Автомобиль создан для движения, на нём ездят, а не любуются, как солидно он выглядит! Но здесь только минусы: высокий центр тяжести и отсюда валкость в поворотах, размазанные реакции на руление и плохая обратная связь на руле из-за больших боковых уводов высокопрофильных шин. Увеличенный тормозной путь из-за большей массы. Вялая динамика. Сложность в маневрировании на узких парковках и в плотном городском потоке. Всё это говорит о значительном снижении градуса удовольствия от вождения такой машины. Для вас это неважно? А для меня очень важно! Поэтому я езжу только на легковых седанах или купе. Не хочу становиться водителем неповоротливого грузовика. А, вы, читатели, решайте сами!

Если на вопрос, почему вы решились отказаться от преимуществ легковушек в пользу кроссовера, вы замешкаетесь с ответом или вовсе ответите бессодержательным «потому что нравится», дальше можете не читать. В том случае, если выбор кроссовера предопределён реальной необходимостью оказываться где-то чуть дальше остальных, то мы попробуем выделить те аспекты, на которые стоит обратить внимание при покупке. Откажитесь от «топовых» колес больших размерностей с низкопрофильной резиной и оставьте их для позеров, которые «потому что нравится». Каким бы замечательным не был их внешний вид, искомого комфорта при езде по нашим дорогам вам точно не видать. Обращайте внимание не только на дорожный просвет «паркетника», но и на передний и задний свесы, которые предопределяют угол заезда на препятствие и съезда с него. Чем они короче- тем больше у вас возможностей на пересеченной местности и сохраннее бампера. Не помешает удостовериться в наличии принудительной блокировки муфты и в возможности отключения системы стабилизации. На некоторых покрытиях это необходимо, но не у всех автомобилей подобного типа такой функционал присутствует. Не стоит отказываться и от таких электронных помощников, как система помощи при спуске и имитация межколесных блокировок дифференциала. Однако, не забудьте, что главный помощник- это здравый смысл, который должен подсказать, нужно вам всё это в действительности или лучше все-таки Golf.

Источник

Оцените статью