Лонг-тест «УАЗ Патриот»: от младенчества до пенсии
Автомобили — как люди. Молоды все одинаково, а стареет каждый по-своему. Одна машина и через много лет выглядит так, будто только вчера покинула конвейер, а другая через год начинает потихоньку распадаться на фракции и проситься на косметические процедуры. Понятно, что многое зависит от «питания», ухода, сервиса. В общем, образа жизни. Но, тем не менее, в народе повелось — отечественные модели гораздо быстрее иномарок теряют первоначальный лоск и вступают в пенсионную стадию. Или это всё враки? Миф из минувшей эпохи подшаманенных в Прибалтике трёхлеток «без пробега по России»?
«Авто Mail.Ru» решил разобраться в ситуации, взяв на необычный длительный тест обновлённый «УАЗ Патриот». Почему именно эту модель? Во-первых, внедорожник после очередной модернизации ещё не успел примелькаться на дорогах. Во-вторых, ульяновцы регулярно рапортуют о повышении качества. Действительно, между первыми «Патриотами», про которые слагали анекдоты в духе «если под “УАЗом” нет пятен, значит, из него всё вытекло», и теми, что сейчас стоят в автосалонах, разница огромная — факт. Наконец, именно «Патриот» стал той машиной, которой кризис пошёл на пользу. В то время как рынок сократился практически вдвое, ульяновский вездеход вдруг стал весьма востребованным и умудрился нарастить продажи! Пусть совсем немного, но и это можно считать достижением.
Оригинальность же теста заключается в том, что мы смогли вдоволь помучить как совсем новый автомобиль, снятый буквально с автовоза, так и видавший виды «Патриот». Да ещё какие виды.
Но прежде надо понять — почему наш потребитель неожиданно воспылал такой любовью к «УАЗу»? Явно ведь, не ради того, чтобы насолить европейцам и американцам за пресловутые санкции. Да и назвать внедорожник доступным больше никак нельзя. Пусть реклама трубит о стартовой цене в 559 тысяч рублей, но она действует только для тех, кто готов окунуть себя в кредитный омут и вдобавок найдёт старый тарантас для сдачи в утиль. Иначе придётся выложить уже 699 тысяч. Ну а со всеми плюшками «Патриот» подбирается вплотную к отметке в 900 тысяч.
Ого! Некисло просят за верность родному автопрому, скажет любой, кто привык покупать «Лады» дешевле секонд-хэнда. Однако ульяновский вездеход из другой категории. Альтернативы у него, по сути, нет. Chevrolet Niva дешевле, но слишком тесная. «Китайцы» вроде Great Wall H3 подскочили в цене ещё сильнее — почти до миллиона, да и не всем внушают доверие. 6-8-летний «Паджерик»? Заманчиво, но ведь он вложений наверняка потребует.
Собственно, вот и ответ. Стремясь сэкономить, потребитель ищет универсальный автомобиль: новый, чтобы подольше не ломался; вместительный и практичный; дешёвый в содержании; проходимый и выносливый. При таком раскладе могучий рамный «Патриот» с подправленным дизайном — вполне себе вариант. Тем более, его раскручивают под лозунгом «обновлён для города». Вот народ и покупается на обещания.
Останавливаться подробно на всех изменениях в автомобиле, его особенностях и очевидных плюсах-минусах смысла нет. Я их подробно изложил в статье «Патриоты» едут в Крым: тест обновлённого «УАЗа». Так что сосредоточимся на сугубо жизненных моментах. Клянусь, я собрал волю в кулак и почти три месяца использовал «Патриот» для каждодневных поездок: на работу, по магазинам, на дачу, даже на дальнем маршруте машину испытал — съездил на ралли «Пушкинские горы». И вот что могу сказать после этих приключений.
В московском столпотворении «Патриот» способен существовать. Если, конечно, вас не смущает расход под 16 л (пусть и дешёвого 92-го бензина) и муторная заправка двух баков. Пока один наполнишь, пока развернёшься к колонке другой стороной. Особенно туго приходится в час-пик. Очередь на АЗС тем временем растёт, и всё больше глаз смотрят на тебя испепеляющим взором. В итоге я пришёл к выводу, что проще пожертвовать дальнобойностью и заливать по мере необходимости лишь один бак. Ведь система у «Патриота» какая — насос забирает топливо только из правой ёмкости, и в неё постоянно идёт перекачка из левого бака. Пока в нём хоть что-то плещется, с другой стороны бензина будет под завязку.
И, естественно, эта машина не для хлюпиков. Наматываться на «длинный» тугой руль или топтать тяжёлую педаль сцепления — то ещё удовольствие. А, к примеру, щёлкать передачами в силу узкого рабочего диапазона двигателя придётся часто. Поэтому пробки начинаешь ненавидеть ещё сильнее.
Хотя в остальном «Патриот» — это уже далеко не примитивный «Хантер», словно выпиленный из куска железа. Порой забавно наблюдать, как люди, впервые заглянувшие в салон обновлённого «УАЗа» (а таких интересующихся было немало), начинают восхищаться. «Ух ты! Пластик мягкий как булочка. », «Светодиоды в светильниках?! Ничего себе. », «Да ты погляди — навигация штатная!» «Лобовуха с подогревом! Ну надо же. ». И всё в таком духе. Не ожидали!
Да, с оснащением у «Патриота» полный порядок, особенно если речь идёт о топовом исполнении Limited. Кстати, входящие в него парктроник и камера заднего вида (пока не успела испачкаться) очень помогают на парковке. Хотя и без них особых трудностей при маневрировании не испытываешь. Сидишь высоко, остекление как в аквариуме, боковые зеркала здоровые, словно лопухи после генной модификации, плюс, «квадратный» кузов даже не пытается скрыть свои истинные габариты. Приходится лишь громадный радиус поворота учитывать — на двухполосной дороге «Патриот» не всегда может в один приём развернуться.
Забавно — этот «УАЗ» приводит в восторг детей. И вовсе не потому, что на втором ряду полно места, хоть в футбол играй, и есть крепления IsoFix. Просто малышам «капитанская» посадка важна не меньше, чем закомплексованным взрослым. На удивление, «УАЗ» без единой надувной подушки дарит ощущение безопасности. Плывёшь неспешно в потоке, взираешь на всех свысока. Like a boss!
«Патриот» вообще быстро отучает от суетливых и лишних действий. Этот внедорожник — как лодка: чем меньше её раскачиваешь, тем быстрее она бежит по водной глади. К примеру, когда по завершении теста «УАЗа» я пересел на другие автомобили, то первое время ходом влетал в ямы и не тормозил перед жёсткими стыками. Ведь подвески «Патриота» позволяли не обращать на них внимания. Ну тряхнёт слегка, ну задок подбросит — ерунда! Кстати, с учётом необъятного багажника и достойного внедорожного арсенала — отличный дачный вариант.
Парадокс в том, что на дальних маршрутах «УАЗу» больше подходят как раз гладкие дороги. На ровном асфальте он само спокойствие — идёт тяжеленным чугунным утюгом. А вот в колее или на кочках машину может раскачать и швырнуть в любую сторону. Пару раз мне так приходилось уворачиваться от отбойника и встречной фуры. А с учётом не слишком точного рулевого управления, эти игры напоминают русскую рулетку. Словишь пулю или нет — как повезёт. Хорошо хоть высокую скорость на «Патриоте» развивать не имеет смысла. Короткая пятая передача при 110 км/ч выкручивает мотор почти до 3000 оборотов (при красной зоне от 4500), дальше начинается режим акустического дискомфорта, да и расход топлива выходит за адекватные пределы. Поэтому проще ограничиться «сотней», не беспокоясь по поводу штрафов или блужданий машины по дороге. Едешь себе, как на круиз-контроле, в ус не дуешь.
И вот передо мной «Патриот» поры зрелости. Его карданы намотали уже порядка 17000 км. Не надо смеяться — мол, таксист за год больше проезжает. Этот «УАЗ» полностью прошёл легендарный ралли-рейд «Дакар» в качестве машины сопровождения команды АСК «Вираж». В Южной Америке автомобиль выдержал пытку жарой в 49 градусов на пути через пустыню, поднимался на высоту выше 5000 м во время перехода через Анды, ну а про каменистые тропы и разбитые грунтовки я вообще промолчу. Кто смотрел трансляцию марафона, видел, в каких условиях находились экипажи. Так что пробег этого «Патриота» смело можно умножать на три, а то и четыре — тяжесть маршрута была запредельная.
Не обращайте внимания на расписной внешний вид и стартовые номера. «УАЗик» отправился на «Дакар» практически в стандартном исполнении. Из доработок — только шины BF Goodrich и багажные кофры на крыше (по возвращении в Москву их сняли). Тем удивительнее, что за всё время путешествия не случилось ни одной серьёзной поломки. Только дверные ручки заменить пришлось. На одной из остановок их оторвали предприимчивые латиноамериканские дети, которые пытались залезть в экспедиционные багажники, использовав выступающие элементы кузова в качестве подножек. В кулуарах уазовцы поделились со мной, что сами не ожидали от «Патриота» такой живучести.
Что ж, посмотрим, остался ли у внедорожника запас жизненных сил. Вообще, конечно, на «УАЗе» здорово рисковали — обычно заезженные машины журналистам не дают. Недостатки найдут, а на возраст даже не посмотрят. Так что за смелость ульяновцам плюс в карму.
И всё же служебный долг важнее, скидок не будет. Снаружи «Патриот» вроде бы неплохо сохранился — зазоры ровные (по уазовским меркам, разумеется), трещин на вклеенных стёклах, появления которых так опасались бывалые, нет. Разве что наклейки потрепались. Но более придирчивый осмотр, увы, выявил неладное — в отдельных местах на красивой белой краске выступили ржавые потёки. Неужели новые методы заводской антикоррозионной обработки не дали результата? Кстати, отдельные детали шасси также успели окраситься в тревожный рыжий цвет — мосты, рулевой вал.
Подобных мелочей за месяц обнаружилось множество. Например, мне впервые пришлось открыть капот едва ли не сразу после выезда от дилера. Хотел помыть стекло, а водичка полилась только из правой форсунки. Оказалось, с водительской стороны соскочила трубка. И впоследствии она это делала регулярно.
А ещё вспомню периодически залипающие концевики дверей, расшатанное водительское кресло, отказавший парктроник, разболтанный рычаг коробки передач и т.д. — в гараже владельцу будет, что поковырять под пиво. Но зато салон и обивка сидений сохранили первозданную опрятность. По отдельным грязевым следам видно — за чистотой во время гонки здесь не особо следили. Однако критичных затёртостей или засаленных мест мне найти не удалось. «Сверчков» и скрипов не слышно. Заменить бы искорёженную от жары накладку наверху «торпедо», и хоть снова в автосалоне выставляй.
Основные агрегаты поначалу не требовали внимания. Мотор заводится, трансмиссия не гудит, необслуживаемые карданы не шумят. Тормоза так вообще удивили — они оказались точнее и эффективнее, чем на новой машине! Видимо, по разгильдяйству систему у неё забыли как следует прокачать.
Но когда я выехал на разведку внедорожной трассы, «Патриот» вдруг зажёг лампу check engine и обрубил тягу. Несколько раз включаю-выключаю зажигание, сбрасываю клемму с аккумулятора — ничего не помогает. До ближайшей деревни с десяток километров, а мотор не крутится выше 1500 оборотов и глохнет при попытке тронуться с места. Вот чёрт! В эту глушь даже эвакуатор не проедет. Пришлось включать понижайку и осторожно, со скоростью черепахи, ползти в сторону асфальта. Хорошо хоть подъёмов на пути не было, а то даже маленький бугорок мне приходилось брать с газом в полу.
Когда, наконец, я добрался до цивилизации и вызвал помощь, решил продолжить поиск неисправности. Облазил моторный отсек, проверил все разъёмы вплоть до штекера «электронной» педали газа — проблем нет. Кстати, сами разъёмы оказались весьма добротными: с уплотнительными резинками, плотной фиксацией — прямо европейский уровень. Но что мне до этого, если сейчас я сижу в глухом Подмосковье и жду эвакуатора. Он, кстати, очень долго толкался в пробках, и потому спустя час-другой я от скуки вновь принялся за эксперименты. И. о чудо! Мотор заработал как ни в чём не бывало. Check engine, правда, не погас, но это ерунда — быстрее еду на сервис. В дороге «джеки чан» пропал, а дилерский мастер с диагностическим прибором лишь стёр ошибки из памяти и развёл руками — всё в порядке, электронный сбой.
Так что, как ни крути, а «Патриот» остался российским автомобилем. К которому со временем придётся прикладывать руки и лечить множество мелких болячек. Но, с другой стороны, машина по-крупному подвела единожды, а в итоге сама выбралась из передряги. И на форуме владельцев «УАЗов» есть лекарство от внезапных недугов — бывалые советуют купить портативный сканер кодов неисправностей или установить продвинутый борткомпьютер с такой функцией. Не готовы столь плотно сожительствовать с автомобилем? Тогда остаётся либо смириться с недочётами, либо отказаться от крупного вездехода в пользу бюджетной иномарки. Пузотёрки, унылой как валенок, тесной и мелкой, зато надёжной. Только делать это надо осторожно. Ведь машины — они как люди, всё чувствуют, обижаются. Может поэтому, когда я возвращал «Патриот» на базу, у него загрохотал то ли кардан, то ли подшипники в коробке.
P.S. А где же хоть пару слов о бездорожье!? Не торопите события. Вскоре на Авто Mail.Ru» вы сможете прочитать сравнительный тест утилитарных рамных внедорожников, включая «УАЗ Патриот». И грязи там будет предостаточно.
Фото автора и Дмитрия Отросткова
Источник
Тест-драйв нового UAZ Patriot: за трактором придется идти далеко
«Денис, привет! Не хочешь на новом „Патриоте“ погонять по полям? Сугробы по колено, речка, настоящее бездорожье. Обещаю, застрянем! А еще на „Буханке“ можно будет прокатиться. Дилер говорит, пригонит на тест и старый Patriot, чтобы сравнить. В общем, ты за?» — звонок организатора тест-драйва разбудил во мне почти животный интерес. Я никогда в жизни не ездил на уазиках. Разве что в детстве на «Козле» в роли пассажира. А тут возможность оценить фактически весь модельный ряд, да еще и в боевых условиях. Конечно, я за! И тест-драйв оказался более чем насыщенным. Буксировка застрявших автомобилей, неудачное преодоление речки и даже поврежденная «Буханка». Последний раз такие эмоции от испытания внедорожника я получил в Великобритании на первом тест-драйве Range Rover Sport!
Бренд UAZ в моей голове всегда был на одной полке с «Волгой». Эдакая Алла Пугачева в мире автомобилей, которую с каждым годом подкрашивают, пытаясь не дать бессердечному времени окончательно уничтожить актуальность модели. И каждый раз, когда я в городе видел Patriot, думал, что это какая-нибудь «контора» закупила себе по колхозу ездить. В качестве машины для «физиков» я UAZ вообще никогда не рассматривал, полагая, что только в России обычные люди покупают ульяновские модели, а у нас простолюдин-рыбак скорее посмотрит в сторону подержанных Pajero или Land Cruiser на «Автобарахолке». Я, кстати, был недалек от истины: в Беларуси практически все покупатели УАЗов — юрлица. А самой продаваемой моделью компании является «Буханка»! Но сегодня основное внимание приковано к обновленному Patriot, который может изменить соотношение «юрики»/«физики» в клиентской базе белорусского дилера UAZ.
Для начала давайте погрузимся в историю модели Patriot. Внедорожник дебютировал по меркам российского автопрома недавно — в 2005 году. Хотя «в душе» это сильно модернизированный UAZ-3162 «Симбир», чья платформа уходит корнями в 1990-е. Красивую оптику с диодной полоской Patriot получил в конце 2014-го. А в этом году машина пережила, пожалуй, самое кардинальное обновление в своей жизни. С проходимостью у автомобиля проблем никогда не было, а вот комфорт оставлял желать лучшего. Именно поэтому модернизация коснулась в первую очередь салона. Здесь изменилось буквально все!
Если захотите удивить друзей знаниями и идентифицировать в городском потоке новый Patriot, смотрите на решетку радиатора. Во-первых, она изменила дизайн, во-вторых, логотип UAZ стал заметно крупнее. А еще с левой стороны «Патриота» пропал лючок бензобака. Если вы не знали, у внедорожника до этого года было два топливных бака. Это на тот случай, если враги пробьют один. Но единственным врагом UAZ всегда была ржавчина, поэтому после обновления один бак убрали, а оставшийся сделали пластиковым — теперь коррозия не страшна.
Стартовал наш тест-драйв на площадке дилерского центра, и я сразу попросился за руль, чтобы проехать на машине по городу и трассе, а не только по бездорожью. Предварительно изучил особенности предыдущей модели, чтобы было с чем сравнивать. Первое, что бросается в глаза в новом внедорожнике, — это руль, который напомнил мне баранку в Chevrolet Cruze. Он получил клавиши! Справа — управление аудиосистемой, слева — блок управления круиз-контролем (новая опция Patriot). На центральной консоли появился блок полноценного климат-контроля (однозонный), а дисплей мультимедийной системы переехал на «этаж» выше. Россияне также заменили устаревшие подрулевые рычажки. Появилась функция трехкратного моргания поворотника после легкого касания переключателя. А еще здесь есть подогрев всех четырех сидений, зеркал, заднего и лобового (!) стекла и даже руля.
В городском потоке тяги 2,7-литрового бензинового мотора (другого не предусмотрено) вполне хватает. Если не стесняться крутить двигатель хотя бы до 3,5 тысячи оборотов, на светофоре не опозоришься. Характеристики не особо впечатляющие — 135 л. с. и 217 Н·м. Производитель говорит о расходе 14 л / 100 км. Владельцы признаются, что в городе «жрет» под двадцатку. Эх, ему бы дизель! Старый мотор на тяжелом топливе ЗМЗ-51432 убрали из линейки еще в прошлом году.
Шумоизоляция нового внедорожника оставляет желать лучшего. Вой трансмиссии не стихает ни на минуту. Быть может, Patriot и сделали тише по сравнению с предшественником, но «шумка» в новой модели не дотягивает даже до японских внедорожников начала 2000-х. Полный привод у «Патриота» подключается «жестко», поэтому в городе и на трассе машина исключительно заднеприводная. Учитывая это, важно отметить появление системы ESP для двух топовых комплектаций. Электронный помощник оказался полезным не только на дороге. Но обо всем по порядку.
К заснеженному полю мы подъехали на двух «Буханках», новом UAZ Patriot и «Патриоте» 2015 года. Еще был оператор на Duster, но свой автомобиль он решил оставить на «суше». Сразу же включаем полный привод, поворачивая шайбу на центральном тоннеле. На асфальте этого делать нельзя, поскольку, как я уже упоминал, передняя ось подключается «жестко» и передние/задние колеса в режиме 4×4 крутятся с одинаковой скоростью. Ездить по асфальту так даже опасно — колеса должны иметь возможность немного пробуксовывать (подходят снег, песок, грязь и т. п.). Есть еще режим «понижайки», который как раз и будет основным в наших сегодняшних «покатушках». Для пущей уверенности за доплату (1100 белорусских рублей) можно заказать еще блокировку дифференциала заднего моста (у нас такой опции не было).
Первая же атака сугробов закончилась тем, что забуксовал дорестайлинговый Patriot. Водитель слишком увлекся газом и посадил машину на брюхо. Инструктор «УАЗ-Школы 4×4» Павел Козловский провел краткий инструктаж касательно езды по снежной целине: «Если автомобиль едет — газуйте. Как только чувствуете, что начали буксовать на месте, — бросайте газ. Иначе посадите машину на сугроб днищем». Урок усвоили не все — и обе «Буханки» тоже вскоре забуксовали.
Так уж получилось, что за пару часов езды по глубоким сугробам практически ни разу не застрял только новый UAZ. И дело не только в более «цепкой» резине, которая была установлена на Patriot’2017. На бездорожье часто спасала упомянутая ESP. Вместе с системой стабилизации идет функция Hill Hold Control, удерживающая машину на уклоне. А главное — у ESP есть внедорожный режим (ESP Off-Road), работающий на невысоких скоростях (до 60 км/ч). Он имитирует межколесные блокировки и подтормаживает буксующие колеса. Если перенести «сухие» пресс-релизные термины на практику, можно сказать проще: «Патриот» с ESP распределяет крутящий момент между колесами не «абы как», а таким образом, чтобы автомобиль продолжал двигаться вперед, несмотря ни на что.
Для теста мы попробовали тронуться с газом «в пол» на обледенелой дороге с ESP и без. Результат предсказуемый — с выключенной системой стабилизации внедорожник беспомощно буксует и очень нестабильно (и медленно) двигается вперед. ESP «поддушивает» мотор, и машина едет с максимально возможной скоростью на данном покрытии. Кроме того, без этой опции «Патриоту» сложно заезжать на крупные неровности, вывешивая одно колесо. Жаль, что ESP нет в самых доступных комплектациях внедорожника — очень годная штука для езды по серьезному бездорожью.
Ближе к вечеру полями/лесами доехали до речки. По следам вижу, что организаторы тест-драйва уже пробовали преодолеть водную преграду пару дней назад. Глубина — полметра. Для UAZ это «семечки» — клиренса хватает. Главная проблема ждала нас на том берегу — плотный ледяной нарост: Patriot легко выбрался из воды, а вот потом началось «веселье». Первая же «Буханка», последовавшая по следам «Патриота», соскользнула по льду и ударилась боковой частью о выступающий берег. Сломан бампер, помяты три кузовные детали, ужас в глазах представителей дилера. Зацепили фургон тросом и вызволили из беды. Остальные автомобили отправили в объезд. Вторая попытка проехать брод на новом Patriot не увенчалась успехом. Заледенелый берег уже был хорошо отполирован колесами и водой, и забраться на него оказалось невозможно. В итоге пришлось звать на помощь поврежденную «Буханку».
За целый день мы своим маленьким off-road-кортежем лишь дважды выезжали на асфальтированную дорогу. Несколько раз цепляя друг друга тросом, мы все же добрались до финиша, пусть и повредив одну машину. «Патриот» оказался очень выносливым автомобилем. Несколько часов пробиваться сквозь плотные снежные сугробы на пониженной передаче не сможет ни один современный кроссовер. А те внедорожники, которые могут потягаться с Patriot по проходимости, стоят в несколько раз дороже.
В Минске модель доступна в четырех комплектациях: «Стандарт», «Комфорт», «Привилегия» и «Стиль». Самая дешевая стоит 30 780 рублей, самая дорогая — 38 100 рублей. Система стабилизации появляется в «Привилегии» (36 780 рублей). Ни один новый автомобиль в таком ценовом диапазоне и рядом не стоял с Patriot по проходимости. После рестайлинга российский внедорожник стал еще и более подходящим для ежедневной эксплуатации, поэтому теперь он как никогда раньше подходит на роль семейной машины.
Правда, для большинства городских автомобилистов куда более предпочтительным будет приобретение, например, «стиляги» Renault Kaptur. Конечно, этот паркетник нельзя сравнивать с рамным «Патриотом», у которого сзади рессоры и «взрослый» полный привод. Но много ли людей выбирается в непролазное бездорожье хотя бы раз в год? По этой причине целевыми покупателями нового UAZ будут, очевидно, те водители, которые живут бездорожьем или собираются присоединиться к off-road-сообществу. Эмоции от езды на такой машине в километрах от асфальта ни с чем не сравнимы. Про новинку можно легко сказать «куда посмотрел — туда поехал». Но учтите, что если застрянете, за трактором придется идти очень далеко.
Источник