Дополнительный радиатор для уаза
Здравствуйте, добрейшие!
Пришло лето, и моему мотору стало жарко. На данный момент установлено:
1. Радиатор штатный медный трехрядный (на прошлых выходных снят, промыт снаружи и знутри).
2. Крыльчатка пластиковая одиннадцатилопостная без вязкомуфты.
3. Вентилятор электрический газелевский с принудительным подключением.
И этого мало! В пробке температура уходит в красную зону и зажигает лампочку. Естественно, электровентилятор включен. Спасает только включение печки. В салоне парилка, окна настеж, но температура держится на краю зеленой зоны.
Хочу решить эту проблему кардинально, установив дополнительный радиатор. Что-то типа большого радиатора отопителя от грузовиков или автобусов. Цена вопроса — в пределах 1500, плюс патрубки и хомуты.
Цель: кординальное понижение температуры двигателя. Мне нужно, чтобы в самой гадской пробке, под палащим солнцем и на дышащем зное асфальте стрелка не переваливала середину показометра. Это где-то порядка 75 градусов. На 60 у меня открывается термостат.
Именно с такой температурой я езжу всю остальную часть года.
Мне не интересно, как это влияет на мой мотор, и как скоро его убъет. Мне интересно видеть долбаную стрелку строго посередине показометра вне зависимости от температуры за бортом.
По сему вопрос: где разместить дополнительный радиатор так, чтобы он оитдавал тепло максимально эффективно?
Есть ли смысл городить ему отдельный принудительный обдув?
Что еще можно сделать?
Из первоочередных мер: закрыть дыры справа, слева и сверху радиатора. Щитки поставлю, это не сложно. Но двигатель должен остыть существенно!
Заранее спасибо за конструктивные предложения.
Так вот то и удивительно, что все новое. Помпа была заменена в начале зимы. Поставил ЗМЗшную, с металлоической крыльчаткой. На старой крыльчатку действительно провернуло.
Термостат был поставлен чуть раньше. Конечно, он мог кончиться, но это вряд ли. Открывается тогда, когда должен, и исправно нагревает нижний патрубок радиатора.
Сам радиатор, как уже говорил, промыт тщательно. Естественно, без вскрытия, но изнутри полоскал напором до тех пор, пока чистая водица не потекла.
Засранность рубашки — теоретически возможна, практическа наврядли. Когда сливаю из системы тосол, внимательно смотрю за состоянием. Не отстаивая и не фильтруя заливаю обратно, т.к. он чистый.
Воздушная пробка — да, пожалуй. Но, как и всегда, после работы с системой охлаждения, даю некоторое время поработать с открытой крышкой радиатора. Временами появляются бульки. Но, через десять минут максимум, все устаканивается и жидкость собирается переть наружу, вместо расширительного бачка.
Второй радиатор зимой греть не потребуется. Два шаровых крана в патрубках — рулят.
И, кроме того, не забывайте, что у меня нештатный мотор. И вообще много чего нештатного. Так что о стандартной машине тут говорить не приходится. ЗМЗ-410, сам по себе, довольно горячий. Да еще и в шестидесяточном подкапотном пространстве.
Короче, никаких практических идей по существу, как я понял, нету?
а не хочешь для начала жабры на капоте сделать? Как у _Макса_ ..
Я правда сомневаюсь в их эффективности, надо у него спросить.
P.S. Можно их с кулерами на выдув сделать 🙂
а не хочешь для начала жабры на капоте сделать? Как у _Макса_ ..
Я правда сомневаюсь в их эффективности, надо у него спросить.
P.S. Можно их с кулерами на выдув сделать 🙂
Да вот думаю об этом, с ребятами много обсуждали. Жабры на капоте, плюс дыру сверху, накрытую нахлабучкой а-ля стрит рейсер. Теоретически, помочь должно, потому что вся проблема в отведении горячего воздуха. Из-за формы подкапотного пространства, жар стремится как раз вперед, откуда его цепляютт мясорубка и карлсон. А вот если сверху сделать нахлобучку, развернутую к лобовому стеклу, то должна возникнуть противотяга, которая станет высасывать горячий воздух.
Однако пока есть только Макс с капотными жабрами и его 421-ый мотор, который в самом деле шибко не перегревается (за редким исключением).
Так куда второй радиатор втыкать (хоты бы теоретически)?
Так куда второй радиатор втыкать (хоты бы теоретически)?
ИМХО некуда в подкапотном пространстве. Ведь радиатор должен еще эффективно обдуваться.. Ежели только на крышу, но это вообще извращение 🙂
Бак с водой, и распылитель на радиатор, чтобы при превышении температуры автоматом поливал радиатор водой 😀 (шутка)
Так вот то и удивительно, что все новое. Помпа была заменена в начале зимы. Поставил ЗМЗшную, с металлоической крыльчаткой. На старой крыльчатку действительно провернуло.
Термостат был поставлен чуть раньше. Конечно, он мог кончиться, но это вряд ли. Открывается тогда, когда должен, и исправно нагревает нижний патрубок радиатора.
Сам радиатор, как уже говорил, промыт тщательно. Естественно, без вскрытия, но изнутри полоскал напором до тех пор, пока чистая водица не потекла.
Засранность рубашки — теоретически возможна, практическа наврядли. Когда сливаю из системы тосол, внимательно смотрю за состоянием. Не отстаивая и не фильтруя заливаю обратно, т.к. он чистый.
Воздушная пробка — да, пожалуй. Но, как и всегда, после работы с системой охлаждения, даю некоторое время поработать с открытой крышкой радиатора. Временами появляются бульки. Но, через десять минут максимум, все устаканивается и жидкость собирается переть наружу, вместо расширительного бачка.
Второй радиатор зимой греть не потребуется. Два шаровых крана в патрубках — рулят.
И, кроме того, не забывайте, что у меня нештатный мотор. И вообще много чего нештатного. Так что о стандартной машине тут говорить не приходится. ЗМЗ-410, сам по себе, довольно горячий. Да еще и в шестидесяточном подкапотном пространстве.
Короче, никаких практических идей по существу, как я понял, нету?
фер. сними термостат. минутное дело.
и посмотри-покатайся. может неоткрывается до конца.
ПысЫ: ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ.
ПЫСЫ2; причины перегрева банальны. их всегда можно найти, прежде чем начинать колхозить.
Бак с водой, и распылитель на радиатор, чтобы при превышении температуры автоматом поливал радиатор водой 😀 (шутка)
кстати далеко не шутка. у раллистов одно время применялся такой способ. (видал по Дискавери)
Феррыч! А от чего этот 410-й двигатель? Может посмотреть как его охлаждение устроено на «родной» машине?
Не поверишь: от козлоида и буханки. На родной машине устроен, естественно, штатно. Как охлаждаются бухани — не знаю. А вот в козликах жару правда проще выходить на улицу, о чем говорит Плакат.
То Инквизитор: Коль, а разве при снятом термостате у нас ОЖ не по малому кругу идет? Что-то припоминается такой пассаж в камасутре, или я не прав?
То Инквизитор: Коль, а разве при снятом термостате у нас ОЖ не по малому кругу идет? Что-то припоминается такой пассаж в камасутре, или я не прав?
просто попробуй как я сказал. потом отпишись.
самая распространенная причина перегрева это термостат,а точнее что он не доконца открывается.
Не поверишь: от козлоида и буханки. На родной машине устроен, естественно, штатно. Как охлаждаются бухани — не знаю. А вот в козликах жару правда проще выходить на улицу, о чем говорит Плакат.
То Инквизитор: Коль, а разве при снятом термостате у нас ОЖ не по малому кругу идет? Что-то припоминается такой пассаж в камасутре, или я не прав?
По малому кругу она идет когда термостат закрыт!Попробуй снять,правильно советуют!
лениво мне ,ну напишу еще раз сначала надо убедиться что мотор действительно перегревается. то есть при полностью кмплекной ситеме поставить маш носом в стенку и оставить работать на холостых если случиться выброс пара то есть повод призадуматься. то что стрелка подползла к краной черточке на приборе еще не повод разводить переделки.
Да вот тут какая история. В общем, на холостых я его до открытия термостата догреть не могу! На даче, после промывки радиатора, специально оставлял. Маслал он минут тридцать, потом просто надоело слушать, и заглушил. Капот при этом был открыт. Нижний патрубок на момент грушения был холодным.
После остановки, вроде, открылся, но потом все быстро остыло.
При свободном движении по трассе стрелка стоит точно на середине показометра, термостат открыт, нижний патрубок горячий.
Но в пробке начинаются косяки.
Может быть, я никак не могу избавиться от своих комплексов, но перегрев сильно стремает. Поэтому останавливаюсь и остываю.
Ну стрёмно мне башку поднять на этом моторе! Запчастей потом еще дозваться надо, да и машина нужна живая, на ходу!
Андрюх, могу тебе старый люминевый радиатор от своего Патриота задарить , он правда по двум сотам подтекает. но для экспериментов сгодится.
гы, можно в крышу врезать.
а если по делу, то разберись с потоками воздуха под капотом, чтоб горячий воздух по кругу не гоняло. кожух на мясорубке стоит? а электропропеллер как перед радиатором стоит? можть он его не продувает нифига?
Тох, данке!
У меня самого люминиевый радиатор есть. Правда, он пока Максового Стального Сокола охлаждает, но это частности.
В первую очередь я буду городить «телевизор», избавляясь от проемов между радиатором и мордой. Если не поможет, тогда уже стану допоборудование вживлять.
На счет второго полноценного радиатора я думал. Кстати, прецедент, вроде бы, есть. Что-то такое было на трехмостовой мегабуханке, если я не ошибаюсь. Или там просто радиатор перенесли куда-то в даль?
На счет крыши. Да, это сильно! В одном из серий Безумного Макса пепелац был, у которого воздухан на крыше стоял. И нифига себе так получилось! Брутальненько! 🙂
Тох, данке!
У меня самого люминиевый радиатор есть. Правда, он пока Максового Стального Сокола охлаждает, но это частности.
В первую очередь я буду городить «телевизор», избавляясь от проемов между радиатором и мордой. Если не поможет, тогда уже стану допоборудование вживлять.
На счет второго полноценного радиатора я думал. Кстати, прецедент, вроде бы, есть. Что-то такое было на трехмостовой мегабуханке, если я не ошибаюсь. Или там просто радиатор перенесли куда-то в даль?
На счет крыши. Да, это сильно! В одном из серий Безумного Макса пепелац был, у которого воздухан на крыше стоял. И нифига себе так получилось! Брутальненько! 🙂
У тебя масленный стоит?
У тебя масленный стоит?
Не. На этой машине и не было никогда.
яб незаморачивался с вторым радиатором. Сделать телевизор и поставить путевый радиатор и проблем быть недолжно.
SerJen ты по жалюзям ничего нового ненашел?Есть какие мысли?Думаю делать,как пока непридумал.Видел два варианта,один с воздухозаборниками в сторону лобового и второй жалюзями на капоте!Оба варианта вызывают сомнение насчет попадания воды в бродах!
Ну и я потрендю малось, потому что тоже с перегревом боролся, да и борюсь переодически.
1. Термостат, похоже он у тебя в исправности, но проверить стоит. Снимать нельзя, только хуже будет, проверено лично. Сия легенда идёт от старых козликов, где малый круг не перекрывался в обще.
2. Помпа работает нормально, поскольку на холостых не перегревается и печка шпарит нормально.
3. Поскольку на трассе и на хх всё нормально, за исключением пробок, делаем вывод, что не достаточный отвод тепла от радиатора.
3.1 Обеспечить забор воздуха именно снаружи, значит щетки между радиатором и мордой, вариантов куча, я делал из остатков локкеров и выкладывал, если что то тут найти.
http://bezdorog.ru (http://bezdorog.ru/album/Musa039s-%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC/%D0%A2%D1%8E%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3-2)
3.2 поставить, если отсутствует, диффузор или как его, что вокруг мясорубки, чтобы вентилятор не сосал из подкапотного.
3.3 обеспечить облегчённый отток воздуха из подкапотного пространства, жабры пока не рассматриваю как трудоёмкие и проблемы дизайна;), поэтому минимальные доработки. Отрываем резинку в моторном, что приклеена на водосток и прижимается к капоту вдоль лобовухи. появляется небольшая щель, частично или полностью отгибаем водосток и щель увеличивается. Подкладываем под крепления капота к петлям гайки и шайбы, так чтобы задняя часть капота приподнялась но угол не мешал нормально закрываться. Щель получается приличная и жабры не нужны.
4. Мясорубка, вот тут есть расхождение, у меня 421 а у тебя 410, но вдруг похоже. У 421 шкив вентилятора меняется на шкив от 402 какой то комплектации, вроде казели, он меньшего диаметра см на 1.5. и мясорубка крутится быстрее.
Эти доработки позволили мне устранить перегрев в городском цыкле, включая пробки, но оказались недостаточны в экстриме. Особенно с забитым грязью радиаторе, поэтому двинем дальше:D
Установка газелячей помпы в систему отопления особо не помогла но сломалась быстро, дерьмо и не жилец.
Установил доп карлсон перед радиаторм, помогает но не очень, решил оставить на всякий.
Установил крыльчатку от Г53, это что то, сдувает всё навиг, зимой не прогреца (снимаю и остаюсь на карлсоне) на 3000 оборотах воит как боинг, зато в каках красота. Правда запарился делать диффузор.
Ну и последнее, поставил доп радиатор от классики в воздухозаборник отопления (выкладывал в теме отопления), зимой получилась сахара, а чтоб не шпарить ноги при экстриме и перегреве поставил на входе воздухозаборника карлсон от радиатора какогото кондея с разбоки с направлением потока наружу, теперь если перегрев то отопитель на полную и он сасёт из печки и выбрасывает заборт. Двиглу и мне прохлада.:D
Вот вроде и всё пока.
Источник
Способы установки дополнительной печки на УАЗ
УАЗ Патриот – практически единственный внедорожник, имеющий чисто российскую родословную. И хотя в нём также имеются импортные комплектующие, сама концепция и все конструктивные особенности – это результат работы отечественных специалистов. Именно по этой причине у автомобиля имеется немало как доброжелателей, так и критиков. Среди последних значительная часть отмечает огрехи в функционировании штатного отопителя.
Казалось бы, уж наши конструкторы должны были позаботиться о том, чтобы в салоне было тепло при любых погодных условиях. В конце концов, на значительной части территории нашей страны зимы отнюдь не европейские.
Но… Большой салон – это хорошо, но если печке не хватает мощности, чтобы обеспечить комфортную температуру по всему объёму внедорожника – это явное упущение.
К сожалению, для автомобилей УАЗ (и не только серии Патриот – такой же болезнью страдает Хантер, да и более ранние модификации) характерной является ситуация, когда водитель и передний пассажир находятся в комфортных условиях, а пассажирам заднего ряда приходится мёрзнуть, особенно если за бортом температура ниже 5 градусов мороза.
Способы решения проблемы
По описанным выше причинам борьба с холодом ложится на плечи автовладельцев. В настоящее время существует несколько вариантов утепления УАЗ. Некоторые из них можно назвать кардинальными способами, другие – незначительной модернизацией, так что никому не возбраняется использовать их комбинацию, лишь бы всем было тепло. Итак, вот эти способы:
- на УАЗ большинства модификаций устанавливается термостат, срабатывающий при температуре 70°С. Возможно, конструкторы таким способом предполагали обезопасить силовой агрегат от перегрева, но на большинстве иномарок рабочей температурой двигателя считается 80 градусов. Поэтому самый лёгкий и очевидный способ поднятия верхней границы температуры работы отопителя – установить соответствующий термостат вместо штатного. Например, ГАЗовский. Именно так многие и поступают. В крайнем случае, можно просто установить на патрубок печного радиатора шаровой кран, хотя данная мера сколь-нибудь значительную прибавку тепла обеспечить не в состоянии;
- вместо родного вентилятора отопителя, характеризующегося относительно невысокой производительностью, можно установить моторчик помощнее. В частности, с минимальными переделками на эту роль подходит электровентилятор от ВАЗ-2108. Но, опять же, усиление скорости воздушного потока в первую очередь скажется на тех, кто находится впереди автомобиля. Сзади эффект будет не столь значительным, особенно учитывая тот факт, что подогрева сидений в УАЗе нет;
- ещё один способ улучшения микроклимата в автомобиле связан с недостаточно хорошей работой системы вентиляции. В результате в салоне накапливаются излишки влаги, присутствующие в выдыхаемом воздухе, что при достижении критической концентрации не замедлит сказаться на запотеваемости окон внедорожника. Особенно актуальна проблема осенью и весной, в период межсезонья. Да и зимой снег, попадающий в печку вместе с наружным воздухом, также способствует увеличению уровня влажности внутри автомобиля. Проблему можно решить, встроив в систему вентиляции салонный фильтр на участке между печкой и концевыми дефлекторами;
- многие владельцы УАЗ, особенно старых модификаций, жалуются на наличие щелей в важных конструктивных элементах машины (окнах, дверях, панелях). Отсутствие должной герметичности решается утеплением автомобиля. Например, с использованием пенополиэтилена;
- наконец, наиболее действенный метод улучшения микроклимата в салоне отечественного внедорожника, связанного с недостаточной теплоотдачей штатного отопителя – установка дополнительной печки на УАЗ. Отметим, что выбор возможных вариантов модернизации системы отопления необычайно широк. Но и по сложности реализации это решение требует от автовладельца немалого опыта владения навыками самостоятельного ремонта и решимости внесения в конструкцию автомобиля довольно существенных изменений.
Дополнительный отопитель УАЗ
Особенности монтажа дополнительной печки на УАЗ Патриот
Любой отопитель салона состоит из четырёх частей: радиатора, вентилятора, системы воздуховодов и блока управления. Обычно под печкой понимают именно теплообменник. В качестве второго радиатора и вентилятора можно взять любой – штатного места для них всё равно нет, но желательно, чтобы дополнительный отопитель был помощнее, и при этом не обладал слишком большими габаритами. Частенько для этих целей используют печку Газели – она обеспечивает комфортные условия пребывания во внедорожнике в задней его части практически при любом морозе. В тех регионах, где столбик термометра зимой регулярно опускается ниже отметки минус 20, такое переоборудование просто необходимо, независимо от того, часто используется автомобиль или время от времени. Впрочем, и для более мягкого климата средних широт присутствие доп. печки будет востребованным, если, к примеру, машина используется для ежедневной доставки детей в школу/детсад и обратно. В конце концов, если вы просто неудовлетворены работой штатного отопителя, вам никто не запрещает улучшить его за счет наращивания суммарной мощности печки и перераспределения излишков тепла в заднюю часть внедорожника.
Как самостоятельно подключить вторую печку на УАЗ Патриот
Если вы решились на монтаж дополнительного отопителя, испробовав все доступные способы повысить эффективность обогрева салона, один из первых вопросов, на которые нужно получить ответ – какой схемы подключения придерживаться: последовательной или параллельной. Среди специалистов преобладает мнение, что параллельное подключение следует считать более предпочтительным, и вот почему:
- при таком способе подключения нагрузка на бортовую сеть останется неизменной, в отличие от последовательной схемы, предполагающей примерно удвоение потребляемой электровентиляторами мощности;
- если оснастить вторую печку отдельным выключателем, то появится возможность автономного управления обоими отопителями;
- поскольку горячий воздух в заднюю часть салона будет поступать снизу, ноги пассажиров не замёрзнут даже в 30-градучный мороз, а теплый воздух, как известно, поднимается вверх.
Главным недостатком последовательной схемы подключения дополнительной печки на УАЗ Патриот можно назвать невозможность отключения одной из печек. Если водителю – жарко, ему придётся терпеть, иначе задние пассажиры будут чувствовать себя во время поездки вне зоны комфорта. Но следует учесть, что пересушенный воздух таит в себе не меньше опасностей для организма, чем увлажнённый.
Процесс установки дополнительной печки
Теперь немного поговорим о месте установки второго отопителя. Хотя в принципе вариантов множество, обычно выбирают два: под одним из передних сидений или между ними. Выбор зависит от конструкции устанавливаемой печки. Большинство моделей рассчитано на установку под сиденье, но при выборе необходимо также удостовериться, что размеры отопителя (радиатора или радиатора в сборе с вентилятором) будут вас устраивать.
Рассмотрим наиболее важные этапы установки второго отопителя на УАЗ Патриот:
- как всегда в случае проведения масштабных ремонтных работ, затрагивающих электрооборудование, обесточиваем автомобиль, сбросив минусовую клемму аккумулятора;
- сливаем охлаждающую жидкость в заранее подготовленную тару;
- производим врезку патрубков дополнительной печки в основную магистраль. Обязательное условие – отсутствие прямого контакта с горячими деталями двигателя, что приведёт к быстрому растрескиванию резиновых изделий (пластиковые могут расплавиться, что ещё хуже);
- для этого просверливаем отверстие в щитке, отделяющем салон от моторного отсека, через которые будут проходить шланги подачи и возврата охлаждающей жидкости;
- со стороны салона патрубки лучше всего прокладывать под обивкой пола, заводя их туда сразу после отверстия;
- вывод шлангов делаем непосредственно под сиденьем (для примера пускай это будет сторона водителя);
- присоединяем патрубки к печному радиатору, используя надёжные хомуты, выполненные из устойчивого к коррозии металла;
- выполняем работы по крепежу дополнительного отопителя под сиденьем;
- осуществляем подключение к бортовой сети автомобиля выключателя второго моторчика вентилятора. Желательно установить выключатель на приборной панели;
- заливаем тосол в систему через пробку расширительного бачка, с учётом того, что общий объём увеличился за счёт добавления второго радиатора и двух патрубков;
- приступаем к стандартной процедуре, выполняемой после заливки/доливки антифриза – избавлению от воздушных пробок;
- не исключено, что давление в магистрали системы охлаждения немного снизится, поскольку нагрузка на помпу увеличится за счёт установки дополнительного теплоносителя. Чтобы уравновесить нагрузку на водяной насос, можно установить более производительную модель (вариант с установкой дополнительной помпы менее привлекателен, поскольку нужно будет проявить смекалку, чтобы обеспечить привод от шкива коленвала).
На этом монтаж доп. печки на УАЗ Патриот можно считать завершённым. Остаётся только проверить, насколько такая модернизация оправдала ваши ожидания, для чего нужно дождаться соответствующих погодных условий.
Способ крепления дополнительного отопителя
Следует признать, что в любом случае такая процедура имеет и ряд недостатков, которые, в большинстве случаев, не перевешивают главного достоинства – создания комфортного микроклимата в салоне. Под таковым следует понимать обеспечение температуры не ниже 18°С при самых сильных морозах.
Перечислим эти минусы:
- зимой на прогрев силового агрегата до рабочей температуры будет уходить больше времени;
- если штатный вентилятор спрятан за перегородкой моторного отсека, но всё равно слышен, то дополнительный будет располагаться под сиденьем, и его шумоизоляция будет не в пример слабее. Как следствие – повышенный шум при работе второй печки;
- если не удастся качественно загерметизировать место установки вторичного теплообменника, за счёт работы дополнительного тепловентилятора уровень запылённости в салоне обязательно вырастет. Вряд ли поможет и установка ещё одного салонного фильтра;
- обивка пола, под которым проложены патрубки дополнительного отопителя салона УАЗ, будут постоянно горячими, вне зависимости от того, используете ли вы печку, или нет. Летом это будет определённо доставлять неудобства. Впрочем, у этой проблемы есть решение: установка второго краника на патрубок, идущий к дополнительному теплообменнику;
- наконец, нельзя не отметить, что стоимость подобной модернизации системы отопления (основная доля – это приобретение радиатора и вентилятора с моторчиком) будет немаленькой, поэтому, если без этого варианта обойтись нельзя, стоит заранее запланировать в семейном бюджете статью расходов на утепление салона.
Повышенную сложность выполнения этой операции тоже можно считать неким ограничивающим фактором, и если он имеет решающее значение – стоит доверить работу по монтажу второго отопителя профессионалам. Разумеется, это скажется на стоимости модернизации, но если вы не ограниченны в средствах – лучше не рисковать.
Хотя в последние десятилетия средняя температура на планете постоянно растёт, это увеличение нельзя назвать значительным – десятые и сотые доли градуса в год, так что в среднесрочной перспективе жителям северных регионов страны и средних широт без утепления Патриота не обойтись.
Как самому установить вторую печку на УАЗ 469
Если быть честным, то практически всё семейство УАЗ страдает неспособностью системы отопления обогреть весь салон при условии сильных морозов. Ни Хантер, ни «буханка», ни УАЗ 469, ни даже современный «европеизированный» Патриот. Так что проблема улучшения отопления внутреннего пространства характерна для всех моделей этого бренда.
Рассмотрим, как её решают на УАЗ 469.
Один из путей – замена штатной печки на более мощный аналог. Часто в качестве такого «донора» выступает печной радиатор от Жигулей. Поскольку о совпадении размеров и конструкции отопителей в данном случае речь не идёт, потребуется немало переделок. Но данный вариант обладает одним существенным минусом: да, в задней части салона станет теплее. Возможно – намного теплее. Но поскольку отдельного воздуховода туда нет, то ещё жарче будет спереди. Готов ли водитель и сидящий возле него пассажир платить столь высокую цену за комфорт задних пассажиров? Вопрос риторический.
Именно поэтому основная часть владельцев УАЗ 469 предпочитает установку дополнительного отопителя. Как и в случае с Патриотом, выбор доступных вариантов разнообразен, всё зависит не только от личных предпочтений водителя/владельца, но и от финансовых возможностей, а также характеристик печки.
Небольшой перечень наиболее востребованных теплообменников:
- отопитель КИТБ.3221-08110010;
- печка НАМИ-4/7;
- радиатор от Жигулей.
Все они обеспечивают увеличение мощности основного отопителя на 2-4 кВт.
Разновидность дополнительной печки для УАЗ
Если прислушиваться к мнению специалистов (работников автосервисов и СТО), то они рекомендуют автономный отопитель НАМИ-4, причём работающий на сжиженном газе. Главное достоинство этого варианта – эта печка разработана для установки в автомобили УАЗ, поэтому при её монтаже потребуется минимум доработок. Плюс у вас будет возможность управлять работой второго теплообменника независимо от штатной печки. Самым существенным недостатком, кроме высокой стоимости такого проекта, следует считать сложность установки.
Тем, кто планирует приступить к такому тюнингу, необходимо учесть, что в ходе работ нужно будет поменять и краник печки – он расположен в очень неудобном месте, а его склонность к протечкам делает проблематичным выполнение ремонта. Проблема решается врезкой нового краника как можно ближе к теплообменнику, причем желательно со стороны салона, поскольку в моторном отсеке он будет быстро загрязняться. Сделать это можно следующим способом: один штуцер краника соединяется с входным штуцером печного радиатора, второй выводится в короб. Здесь важно выбрать качественную деталь, наиболее подходящим вариантом будет кран с функцией регулировки. В качестве такового можно посоветовать электромагнитный клапан, устанавливаемый на БМВ пятой серии – он отличается высокой надёжностью и значительным ресурсом (возможно, по этой причине его сделали неразборным). Монтируется деталь в разрыв патрубков радиатора УАЗ, входного и выходного. Отечественные умельцы предлагают высверлить в крышке ЭК четыре заклёпки, что позволит в случае необходимости разобрать деталь и выполнить её прочистку от грязи. Заклёпки заменяем на болтовой (винтовой) крепёж.
А теперь опишем сам алгоритм установки второй печки на УАЗ 469 (с небольшими изменениями он будет применим и в отношении Хантера, Патриота и других модификаций внедорожника):
- сливаем антифриз;
- обесточиваем автомобиль (сбрасываем отрицательную клемму АКБ);
- если мы просто меняем печку на отопитель НАМИ-4, нужно будет демонтировать штатное устройство и доработать систему воздуховодов для обеспечения обдува боковых окон. Делается это посредством установки боковых воздуховодов от ЗИЛа или КАМАЗа, для чего в торпеде просверливаются соответствующие отверстия;
- если НАМИ-4 используется в качестве дополнительного теплообменника для Хантера или УАЗ 469, то подключаем его по параллельной схеме, от блока силового агрегата через помпу с электроприводом (характерная особенность автомобилей УАЗ) и далее посредством тройника через шаровые краники к обоим печным радиаторам, а дальше через тройник на помпу мотора. Все расчёты осуществляются с учётом того, что у радиатора НАМИ-4 пропускная способность и показатель теплоотдачи отличны от таковых у штатной печки;
- следующий шаг – обеспечение циркуляции охлаждающей жидкости через второй радиатор с возможностью управления собственным краником. Это обеспечивает полную автономность работы обоих устройств, основного и дополнительного;
- в отличие от помпы, приводом которой является шкив коленвала, водяной насос с электрическим приводом более эффективен, когда давление антифриза уже отлично от нуля – и чем оно больше, тем лучше. Именно поэтому в данной схеме установка первого элемента осуществляется после блока двигателя. Чтобы радиатор нагревался лучше, входной патрубок должен размещаться вверху, а выходной – внизу.
Другой способ решения проблемы обогрева салона на УАЗ 469 – тюнинг участка системы охлаждения, примыкающего к основному радиатору отопителя. Делается это посредством монтажа дополнительного насоса на электротяге, причём необязательно до радиатора – доказано, что такая схема хорошо работает, если помпа ставится и после теплообменника. Но здесь нужно учесть, что появится новый потребитель бортовой цепи, который активируется после подачи напряжения. Чтобы оптимизировать процесс, автомеханики рекомендуют регулировать работу системы отопления УАЗ посредством двух переключателей: один отвечает за подачу питания и закрытие клапана, второй запускает электронасос. Такая схема позволяет исключить случаи случайной активации помпы.
Мы настоятельно рекомендуем не приниматься за модернизацию системы отопления семейства отечественных внедорожников, если у вас отсутствует опыт проведения таких работ – здесь потребуется проявить немалую долю креативности, поскольку детального алгоритма монтажа дополнительной печки вы не найдёте. Каждый такой случай можно считать по-своему уникальным, поскольку конкретная реализация тюнинга климатической системы зависит от большого количества разноплановых факторов.
Источник