Джип или племя индейцев

Индейцы чероки попросили Jeep отказаться от названия их племени

В США индейцы-чероки попросили компанию Jeep отказаться от использования названия их племени для автомобиля Cherokee и Grand Cherokee. Заявление вождя Чака Хоскина-младшего опубликовало издание Car and Driver 20 февраля.

«Я уверен, это было сделано с лучшими намерениями, но прикрепление нашего названия на борт автомобиля никак не чествует нас. Лучший способ сделать это — узнать про наше суверенное правительство, нашу роль для страны, историю, культуру и язык и провести значимый диалог с племенами, признаваемыми на федеральном уровне, о культурной апроприации», — написал Хоскин-младший.

По его мнению, настали времена, когда и корпорации, и спортивные команды должны прекратить использовать названия коренных американских народов, их названия и талисманы для продажи своей продукции. В своем заявлении он также упомянул движение Black Lives Matter и протесты, состоявшиеся летом 2020 года, а также действия спортивных команд, которые отказывались от подобных названий.

В Jeep ответили, что названия автомобилей «тщательно отбираются и охраняются годами, чтобы чтить и почитать коренные американские народы за их благородство, честь и доблесть». В компании добавили, что готовы к открытому и уважительному диалогу с вождем Чаком Хоскином-младшим.

В разговоре с CNN Business Хоскин-младший заявил, что не видит условий, при которых использование названия племени для автомобилей было бы приемлемым. «Это одна из наиболее ценных вещей. Это часть нашей идентичности», — заявил он.

Читайте также:  Что нужно для прошивки уаз патриот

Автомобили марки Jeep Cherokee выпускались с 1974 по 2001 год, их производство возобновилось в 2013-м. В 1993 году была выпущена модель Grand Cherokee.

Источник

Марка Jeep готова отказаться от названия Cherokee

Москва. 5 марта. INTERFAX.RU — Американская автомобильная марка Jeep готова отказаться от использования названия Cherokee после недавней критики со стороны вождя племени индейцев чероки.

Генеральный директор транснациональной автомобильной корпорации Stellantis Карлос Таварес заявил, что компания обсуждает этот вопрос с народом чероки. У Jeep есть две модели — компактный спортивный автомобиль Cherokee и более крупный Grand Cherokee, которые компания продаёт в США и других странах.

«Мы готовы пойти на любой шаг, мы готовы решить эту проблему с соответствующими людьми и без посредников. Пока я не знаю, кроется ли в этом серьёзная проблема. Но если она существует, то, разумеется, мы ее решим», — заявил Таварес, добавив, что лично он в переговорах не участвовал.

Вождь чероки Чак Хоскин-младший недавно заявил, что хотел бы, чтобы марка перестала использовать название его племени на своих внедорожниках. По его словам, у компании, возможно, благие намерения на этот счёт, но «нам не делает чести то, что название нашего племени наклеено на дверцу автомобиля». Чероки — крупнейшее индейское племя в США, насчитывающее около 370 тыс. коренных жителей Америки. Jeep продала миллионы автомобилей с названием Cherokee за все время существования.

Споры по поводу использования названия Cherokee — одна из нескольких проблем, с которыми столкнулся Таварес, возглавивший Stellantis. Корпорация была образована ранее в этом году в результате слияния итало-американского автопроизводителя Fiat Chrysler Automobiles NV и французской автомобилестроительной компании Groupe PSA.

Внедорожники Cherokee и Grand Cherokee — одни из самых продаваемых автомобилей компании в США, на их долю приходится 43% от всех продаж Jeep на крупнейшем для марки рынке, согласно данным Jeep. В конце этого года Stellantis приступит к модернизации Grand Cherokee. Jeep, как и другие бренды — Ram в США и Peugeot в Европе, приносит корпорации прибыль.

Источник

Миф о Большом индейце, или как появился Jeep Grand Cherokee

«Человек берет кредит. На этот кредит он снимает офис, покупает Джип Cherokee и восемь ящиков «Смирновской». Когда «Смирновская» выпита, выясняется, что Джип разбит, офис заблеван, а кредит надо отдавать. Тогда берется второй кредит – в три раза больше первого. Из него гасится первый кредит, покупается джип Grand Cherokee и шестнадцать ящиков «Абсолюта»… В какой-то момент (если банк бандитский) человека убивают, или (если банк государственный) он объявляет себя банкротом…». Виктор Пелевин, «Generation «П».

Т ак вышло, что производство нового флагмана американской компании Jeep пришлось на 1992 год – самый разгар перестройки. Вряд ли автопромышленники из США планировали обширную экспансию России, но вскоре этот внедорожник стали закупать целыми железнодорожными составами. Мощные траулеры, загруженные машинами под завязку, сверхурочно курсировали по Атлантике, не успевая выполнять заказы. Особенно верно это отмечено в пелевинской фразе, послужившей эпиграфом к данному материалу, ведь наличие джипа Grand Cherokee подчеркивало статус владельца и отражало серьезность его намерений. Новая бизнес-модель только зародившегося государства, как в родоплеменной общине, на всех этапах была обусловлена фетишами и символами, без которых просто не принимали в игру. И когда орды предпринимателей подбирали монеты из лопнувшего, словно керамическая копилка «совка», заокеанские менеджеры Jeep радостно присвоили своему детищу статус «Лучшего внедорожника планеты». Так или это? Давайте попробуем разобраться…

Еще один козырь в рукаве Якокки

Когда с Grand Cherokee, наконец, сняли темное покрывало, а случилось это 7 января 1992 года на автосалоне в Детройте, общественность повела себя так, словно в их канапе подсыпали слабительного. Понять зрителей было можно – новый джип выглядел небрежно и хамовато, но с толикой обезоруживающей смелости. Длиннющий, крутобокий, с мощной квадратной «челюстью», увенчанной семеркой хромированных переборок (ставших визитной карточкой модели впоследствии), Grand Cherokee был похож на поджарого вояку-отставника, готового ко всему. Производители отважились на редкую для своего времени технологию UniFrame, сделав несущим кузов и интегрировав в него силовые элементы. Это приблизило вес автомобиля к двум тоннам, но подарило ему исключительную устойчивость на дороге.

И все-таки, прежде чем начать детальный разбор сего образчика «бандитского этикета», предлагаю отмотать события немного назад, в год 1986, т.к. для будущей «иконы стиля» среди внедорожников это было судьбоносное время. Тогда решалась участь Jeep, и весы склонялись не в пользу бренда. Ведь количество автомобилей, проданных детройтскими производителями в этом году, пошло на спад. Цифры в накладных были по-прежнему впечатляющими, но этот результат достигался фиктивными скидками для потребителей – на деле реализация машин оказалась в четыре раза ниже по сравнению с триумфальным началом 1980-х. А теперь американский автомобильный рынок напоминал проколотую шину, которые производители лихорадочно пытались накачать.

По сравнению с японскими аналогами, машины Большой тройки выглядели устаревшими и некачественными. Концерн Chrysler, даже после успешной презентации минивена Dodge Caravan, по-прежнему плелся в хвосте конкурентов, а холдинг AMC, наполовину выкупленный Renault, и вовсе дышал на ладан. Вверенное Ли Якокке производство хоть и обрело финансовую независимость, все же нуждалось в крепком партнере. Финансовый руководитель Chrysler, Стив Миллер, рекомендовал президенту расширить сферу оказываемых услуг, отчего воздух заискрился угрозой предстоящего слияния.

Среди подходящих кандидатов на эту роль Якокка видел American Motors, но не всю компанию целиком, а подразделение Jeep – ее главный актив. Маркетинговые исследования рынка показывали, что американские потребители в основном положительно отзывались о продукции этой марки. В их мозгу с названием Jeep давно и накрепко утвердились ассоциации с военным внедорожником, который помог выиграть Вторую мировую войну. Определенная покупательская прослойка год за годом обновляла свои роскошные полноприводные джипы Wagoneer. Клиенты попроще выбирали Cherokee за его не худшую, чем у военного аналога, проходимость по бездорожью. А молодежи нравилась модель Jeep-CJ7, хотя та и переворачивалась регулярно, хороня под собой водителя и пассажиров. Словом, в 1980-х в США резко повысился интерес к внедорожным автомобилям, поэтому Якокка решил, что приобретение бренда Jeep даст ему преимущество перед остальными производителями в этом сегменте.

Источник

Чероки

Портреты чероки Современный ареал расселения и численность

Всего: 299 862
Оклахома
Северная Каролина
Арканзас
Алабама
Миссури

Содержание

История

Когда-то чероки обитали по обоим склонам южных Аппалачей в области нынешних штатов Теннеси и Северной Каролины.

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы. Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото. В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи. После образования британских поселений, контакты стали постоянными.

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство. В конце XVIII — XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, жили в современных по своему времени домах, занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. В 1825—1826 годах вождь племени чероки — Секвойя (Джордж Гесс) утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки, созданную им в 1821 году, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки.

Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов. Чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На Территории Чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В целом Территории Чероки характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.

По примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «Великим вождем». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых гражданами, обладающими правом голоса (мужчины-чероки), являлись 4 тысячи. Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) правом голоса не обладали.

В начале 30-х годов XIX века власти южных штатов при поддержке федерального правительства США решили ликвидировать индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи. Во время принудительной депортации в 1838 — 1839 годов, получившей название «Дорога слёз», погибло свыше 4 тысяч индейцев.

В 1889 г. допущена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 г. открыта для иммиграции ещё другая часть. Входят в состав Пяти цивилизованных племён.

Происхождение

В 1880-х годах Гораций Гэль (H. Hale, «Indian migrations, as evidenced by language» в «American Antiquarian», 1883) высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами. Сами чероки называют себя цалаги. Вероятно, они являются потомками аллигеви или таллигеви, о которых сохранились сведения в сагах ирокезов и алгонкинов. В 1826 г. вождь чероки Секвойя (или Джордж Гесс), изобрёл слоговое письмо из 85 знаков для черокского языка, которое широко распространилось среди этого племени и используется до сих пор.

Численность

Численость чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек. Эпидемии оспы сократили чероки наполовину. Переселение в Оклахому и гражданская война в США вновь сильно уменьшили численность народа.

Перепись 1990 года показала 308 132 чероки, из них чистокровных — 15 тыс. человек. 95 435 из них проживали в восточной Оклахоме, 10 114 восточных чероки жили в Северной Каролине. По данным переписи 2000 года численность чероки составляла 281 069, ещё 18 793 указали принадлежность к племени чероки наряду с принадлежностью к другому индейскому племени. Численность потомков чероки, включая метисов и самбо, составляла 729 533 человек. [1]

Зарегистрированные члены племени чероки составляют ок. 250 000.

Язык чероки — один из ирокезских языков, на котором говорят индейцы племени чероки. Единственный ещё употребляемый южноирокезский язык, использующий уникальную слоговую азбуку чероки, изобретённую Секвойей.

Источник

Джип или племя индейцев

ИНДЕЙСКИЕ ПЛЕМЕНА: ПУЭБЛО :

Пуэбло (от исп. pueblo — 1) «народ», 2) «селение») — группа индейских народов Юго-Запада США. Численность — 32 тыс. чел. (1987). Проживают в штатах Аризона и Нью-Мексико, между реками Рио-Гранде и Колорадо. Принадлежат к американской ветви монголоидной большой расы. Религия — протестантизм и католицизм с традиционными культами, хотя ещё в XVIII веке пуэбло с исключительной яростью оказывали сопротивление внедрению христианства — в частности, они уничтожили укреплённое поселение Аватови, где проживали их перешедшие в христианство соплеменники, убив всех находившихся там мужчин.

Предки пуэбло — полуоседлые племена охотников и собирателей, постепенно освоившие примитивные формы подсечно-огневого сельского хозяйства. Представители археологических культур Анасази, Могольон, Патайян, Саладо и Хохокам длительное время мирно соседствовали друг с другом и приобрели общие черты. В XIII—XV веках в результате Великой засухи представители этих культур переселились в долину реки Рио-Гранде и ныне пустынные плоскогорья Аризоны и Нью-Мексико, а территории их прежнего обитания заселили апачи и навахо.

Пуэбло говорят на различных языках: шошонском, хопи, тано, зуни (зуньи, суньи), которые относят к ацтекско-таноанской макросемье, и изолированном языке или группе языков керес.

Основное занятие — ручное земледелие: суходольное — у хопи и зуни, ирригационное — у тано. Выращивают кукурузу, фасоль, тыкву, подсолнечник, стручковый перец. Охота и рыболовство имеют подсобное значение.

Ремёсла — узорное ткачество на вертикальных станках, лепная расписная керамика, обработка меди, изготовление украшений из серебра (заимствовано у испанцев).

Одежда — кожаный фартук, плащ из материи или кроличьих шкурок, ноговицы, мокасины, у женщин — накидка до колен, держится на правом плече.

Жилище — поселение-крепость (пуэбло, отсюда название народа), до 4000 человек, замкнутое сооружение вокруг двора или площади с глухими внешними стенами. Строят из песчаника или сырца. Жилые помещения расположены уступами в 5—6 этажей. Крыша нижнего этажа является двором для верхнего.

По лестницам через отверстия в крыше можно проникнуть в «кивы», колодцеобразные круглые помещения, где собирались советы родов и племён, проводились религиозные церемонии.

Навахо, занявшие часть земель пуэбло, под их влиянием в 17-18 веках строили крепости-пуэблито.

Многие пуэбло до сих пор живут в старинных глинобитных домах. Памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО является Таос-Пуэбло — поселение почти 1000-летней давности с древними многоэтажными зданиями, предположительно созданное культурой анасази и населённое до сих пор. Гораздо более величественные скальные жилища древних пуэбло, многие из которых отнесены к национальным памятникам США (Бандельер, Меса-Верде, Навахо-Парк, Тузигут, Хила, Ховенуип, Чако-Каньон и ряд других), были заброшены ещё в годы Великой засухи около 1300 г. н. э.

Традиционные религиозные культы — культы сил природы, солнца, промысловые, тотемизм, культ качин. Качина — раскрашенная и наряженная фигурка, служит атрибутом разных церемоний. Один из примеров качины — фигурка человека, за головой у которого три пластинки, вверх и в стороны. В целом — форма креста. Раскрашена тремя-четырьмя цветами.
Отредактировал администратор, 14 окт 2013 в 23:57.

ИНДЕЙСКИЕ ПЛЕМЕНА: НАВАХО :
Нава́хо, или нава́хи (самоназвание — дене, дине, самоназвание территории проживания навахо — Динета) — индейский народ, проживающий, главным образом, на территории США. Язык навахо относится к атабаскским языкам. Навахо — самый многочисленный индейский народ Северной Америки — около 250 тыс. чел. (2006).

Навахо в XI веке (по другой версии — не ранее XIV века) откололись от атабасков и переселились вместе с группами родственных апачей с Аляски на юго-запад США (здесь их основными занятиями стали земледелие и — с началом испанской колонизации — скотоводство; появились ремесла — ткачество, гончарство и др.); северное происхождение навахо подтверждается наличием жилища-землянки и некоторыми другими чертами.

В конце XVII — начале XVIII в. на территорию навахо, спасаясь от испанцев, бегут представители племен пуэбло. Это приводит к тому, что навахо заимствуют ряд традиций пуэбло, в частности, начинают сооружать крепости-пуэблито, напоминающие крепости древних пуэбло. Пуэблито служат для защиты как от испанцев, так и от набегов ютов и команчей. Традиционные жилища навахо — хоганы — представляют собой сооружения из брёвен, обмазанные глиной.

До XIX века продолжался постепенный распад первобытно-общинного строя; при этом навахо сохраняли независимость от испанских колонизаторов и (позднее) мексиканских властей. Утратили независимость после захвата США в 1848 юго-западной части Северной Америки; в 1860-х поселены в резервациях (на территории штатов Аризона, Нью-Мексико и Юта; при этом индейцам были даны наиболее скудные земли).

Исторические земли навахо известны под названием Динета или Динетах. В настоящее время большинство индейцев навахо (около 60 % от общего количества) проживают на территории полуавтономной резервации, известной как Нация навахо. Её территория полностью окружает земли малочисленного народа хопи. Поскольку хопи поддерживают активные контакты с внешним миром, это становится причиной частых конфликтов между ними и навахо за земли и связанные с ними права. Несмотря на неоднократные попытки, Конгресс США пока не смог разрешить конфликт между навахо и хопи.

ИНДЕЙСКИЕ ПЛЕМЕНА: ИРОКЕЗЫ (СЕНЕКА, КАЙЮГА, ОНОНДАГА, ОНАЙДА, МОГАВКИ, ТУСКАРО :

Ирокезы (фр. Iroquois) — группа племён, проживающих в США (штаты Нью-Йорк, Оклахома) и Канаде (провинция Онтарио). Название заимствовано из алгонкинских языков: «ироку» значит «настоящие гадюки». Отношения между ирокезами и соседними алгонкинскими племенами были враждебными. Самоназвание — ходинонхсони (сенека: hodínǫhsǫ:ni: в переводе — «люди длинного дома»; неправильный, но укрепившийся в русскоязычной литературе вариант — хауденосауни). Относятся к американоидной расе. В США проживает около 80 тысяч ирокезов, в Канаде — около 45 тысяч.
До появления в Северной Америке европейцев ирокезы жили к югу от реки Святого Лаврентия и озера Онтарио, населяя территорию к западу от верховьев реки Аллегейни и озера Эри до реки Гудзон на востоке. Наиболее западный ареал, в районе озера Эри занимало племя сенека, или сенонтована. Далее к востоку располагалось племя кайюга, далее — племя онондага, ещё далее — племя онайда, и, наконец, на крайнем востоке этой территории, в районе озёр Джордж и Шамплейн, жило племя мохоков (они же могавки). Позже к Лиге ирокезов присоединилось родственное племя тускарора (букв. «сборщики конопли»), обитавшее в Северной Каролине и Вирджинии. У племён было более или менее развитое земледелие, выращивались кукуруза, бобовые и тыквы.
Ирокезы быстро осознали преимущества огнестрельного оружия, в то время как другие племена ещё долгое время предпочитали использовать лук и стрелы. Предпочитая действовать небольшими, но мобильными группами, ирокезы успешно вели полупартизанские действия. Отец Э. Лалемэнт писал в своём донесении в Париж: «ирокезы так бесшумны в их приближении, так быстры в их разрушении и так молниеносны в отступлении, что каждый обычно узнает об их уходе прежде, чем узнает об их нападении. Они проходят, словно лисы, сквозь лес, который дает им убежище и служит им неприступной крепостью». Использование ружей, а также совершенная тактика ведения лесного боя, были основой их военного успеха.
Вытесняя своих соседей — гуронов, оттава и могикан из региона, ирокезы также снаряжали военные экспедиции, направленные против отдалённых племён, таких как оджибве и чероки. В результате войн, множество алгонкинских племён было вытеснено из лесов Северо-Востока в район Великих Озёр. Косвенно ирокезы ответственны и за множество возникших там в результате перенаселённости конфликтов. Помимо изначально враждебных алгонкинских племён, противниками Лиги были также их дальние «родичи» — ирокезоязычные племена лаврентийцев, нейтральных (о которых не сохранилось почти никаких сведений), эри, саскуеханнок и гуронов. Эти племена были уничтожены ирокезами, а их остатки влились в состав Лиги. Лишь небольшой группе гуронов удалось уйти на запад (где они известны под названием вейандоты). В то время, как были уничтожены могикане, оттава были оттеснены дальше на север, а сауки, фоксы и меномини — к Озёрам, войны Лиги с оджибве успеха не имели.
Несмотря на то, что к концу XVII века могущество Лиги было подорвано, она продолжала оставаться мощной военной силой и в XVIII столетии. Не последняя роль принадлежит ирокезам во франко-индейской войне. Когда все конкуренты англичан были изгнаны из региона (французы и шведы), союзники-индейцы оказались ненужными колониальному правительству. Индейцев бесцеремонно сгоняли с их земель, и ирокезы были вынуждены оставить обширные территории, занятые ими во время войн, вновь проживать на сравнительно небольшой исконной территории. В XVIII в. от ирокезов откололось племя минго, состоявшее из представителей различных ирокезских племён. Во время Американской революции британским дипломатам удалось уговорить большинство племенных советов Лиги принять их сторону. Ничего хорошего это ирокезам не принесло: опустошительная экспедиция генерала Салливана нанесла окончательный удар Лиге. Часть ирокезов была расселена в резервациях, другая же часть, ведомая Джозефом Брантом, ушла в Канаду, где их тоже ждали резервации.

Источник

Оцените статью