- УАЗ «Патриот»: мешает ли электроника на бездорожье?
- Оцениваем проходимость с включенной ESP и без нее
- В помощь Патриоту: на внедорожнике УАЗ тестируются новые вспомогательные системы
- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
- Система электронного контроля устойчивости ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, функции TCS, НВА, ННС и OffRoad, назначение, включение и порядок работы.
- Работа системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения.
- Функция регулирования тягового усилия ведущих колес TCS на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
- Функция гидравлического помощника торможения НВА на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
- Функция помощи при трогании на подъеме ННС на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
- Функция OffRoad на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
- Особенности работы системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
- Доступность системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения.
- Доступность функций системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения при выключении ESP.
УАЗ «Патриот»: мешает ли электроника на бездорожье?
Оцениваем проходимость с включенной ESP и без нее
Одна из главных обновок рестайлингового «Патриота» — система стабилизации Bosch 9.0, эффективность которой в дорожных условиях мы оценили еще во время первого теста. Однако сомнения многих вызывает другой факт: не испортила ли электроника проходимость честного уазика?
Что умеет ESP
Сразу оговоримся, что не нужно путать электронику, которой обзавелся УАЗ, с «паркетным полным приводом», когда одна из пар колес подключается по требованию электроники через муфту. Полный привод обновленного УАЗа реализован по классической схеме с жестким (без дифференциала) включением переднего моста, хотя активируется он не традиционным рычагом, а шайбой с помощью сервоприводов.
Система стабилизации Bosch 9.0 прямого отношения к приводу не имеет, и ее основная задача — подавлять заносы и сносы при движении автомобиля по дорогам. Однако современные ESP имеют много талантов, и один из них — притормаживать буксующие колеса ради перераспределения крутящего момента на колеса с лучшим сцеплением.
Что может компьютерная диагностика машины
По функционалу такая система близка к блокировкам межколесных дифференциалов, поэтому в терминологии УАЗа «внедорожная часть ESP» так и называется: электронная блокировка дифференциалов.
Диагональный вопрос
Несмотря на весь внедорожный потенциал, классический «Патриот» боялся диагональных вывешиваний — как раз из-за отсутствия межколесных блокировок. Обновленная версия получила не только их электронную имитацию, но и за доплату в 29 тысяч рублей задний блокируемый дифференциал.
Находим под снегом средней величины бугор, наезжаем правым передним колесом, и пожалуйста — с отключенными помощниками «Патриот» буксует азбучным образом: снег фонтанирует из-под левого переднего и правого заднего колес.
С включенной ESP машина, кряхтя тормозами и несколько рвано, снимается с якоря, но в любом случае это лучше бесцельного молочения снега. Принцип работы такой: за счет датчиков АБС (угловой скорости колес) электроника определяет проскальзывающие колеса, и затем уже модуль ESP блокирует «тунеядцев» штатными тормозами, за счет чего возрастает тяговое усилие на колесах с лучшим зацепом.
Теперь то же самое, но с заблокированным задним дифференциалов. Эффект похож: стартовый рыков получается жестче, однако в дальнейшем машина идет плавнее, чем с ESP.
На уклоне
При штурме относительно пологой горки ESP внезапно озадачила: мы уже почти забрались на склон, как вдруг двигатель стух, и машина словно уперлась в невидимую стену. Скатываемся назад, повторяем в режиме ESP off — под дружный «шлиф» колес «Патриот» влетает на горку. Снова с ESP — снова стена. В ситуациях, когда машина едет на грани сцепления, активно буксую всеми колесами, электроника чересчур сильно душит мотор, из-за чего автомобиль теряет инерцию.
Однако на четвертой или пятой попытке ситуация внезапно переменилась: автомобиль стал застревать с отключенной электроникой, но одолевал препятствие с активированной. В чем подвох?
Подвох в том, что с одной стороны мы прогрызли склон до грунта, а вторую его половину укатали до ровного льда. И это привело к буксованию колес «скользкой» стороны, которое эффективно подавляла ESP, бросая момент на те шины, что контактируют с грунтом.
Мы переместились на уклон покруче, и заехать на него с места не удалось ни одним из способов. С разгона, напротив, мы заехали и с отключенной ESP, и с активированной, и с блокировкой.
Однако разница все же была, например, включение ESP позволяло водителю меньше отвлекаться на рулежку и дозирование газа, когда машину бросало на ухабистом склоне.
Патриотичная ESP — за и против
В целом, ESP не только не испортила проходимость «Патриота», но в ряде ситуаций даже улучшила. Честное железо, в виде блокируемого заднего дифференциала, позволяет справиться с избыточной пробуксовкой колес, но в некоторых случаях ESP даже удобнее. Например, чтобы «залочить» задний дифференциал, нужно остановиться и включить понижающую передачу, что занимает несколько секунд. ESP же работает постоянно и активируется самостоятельно, по требованию.
Киев мечтает об энергосберегающем проекте, но просто денег нет
Однако ESP стоит отключать в ситуациях, когда вы планируете одолеть препятствие ходом, допуская некоторую пробуксовку колес. Отключается система нажатием кнопки.
Кроме того, ESP страхует и на обычных дорогах, что особенно важно с учетом склонности «Патриота» к заносам.
Минусы ESP — это повышенный износ тормозов, а также высокая цена: «Патриот» с такой системой стоит не менее 1 млн. рублей, а для более простых версий она не предлагается.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Озвучены проекты по снижению смертности в авариях с пьяными водителями
К 2030 году КНР будет производить 10 млн таких машин, чего не снилось Западу
Украина давно перешла все «красные черты», проверяя нас на вшивость, и мы все тесты провалили
Источник
В помощь Патриоту: на внедорожнике УАЗ тестируются новые вспомогательные системы
УАЗ представил тестовый вариант внедорожника Патриот с системой кругового обзора и комплексом электронных помощников водителю.
Система с обозначением ADASVision разработана компанией ABIX Technology, одним из лидеров по созданию и внедрению автомобильных электронных комплексов безопасности и помощи водителям. Она включает видеокамеры кругового обзора и ультразвуковые датчики парковки, среди прочих особенностей функционала системы для Патриота – предупреждение о непроизвольной смене полосы движения и определения препятствий впереди автомобиля.
В дальнейшем в рамках развития системы ADAS для Патриота планируется использовать четырехканальный видеорегистратор, а также реализовать функцию распознавания дорожных знаков, автоматического переключения дальнего и ближнего света и динамические парковочные линии (наложение траектории движения автомобиля на видеоизображение до начала и во время движения).
О сроках внедрения новых электронных помощников на внедорожнике ульяновцы пока не обмолвились.
Максим АБЛОВ
Фото УАЗ
ABW.BY
Источник
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Электронная система контроля устойчивости ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап предназначена для повышения безопасности и удобства вождения автомобиля. Система ESP сравнивает фактическую траекторию движения автомобиля в сравнении с задаваемой водителем.
Система электронного контроля устойчивости ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, функции TCS, НВА, ННС и OffRoad, назначение, включение и порядок работы.
При обнаружении несоответствия траектории движения автомобиля задаваемой водителем и фактической, происходит автоматическое вмешательство в работу тормозной системы автомобиля и работу системы двигателя. С целью поддержания заданной водителем траектории движения, для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля.
Работа системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения.
При включении зажигания в комбинации приборов сигнализаторы отключения, функционирования и неисправности ESP, включаются примерно на 3 секунды. После чего система ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап активируется. В случае, если система вступает в работу, в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP, начинает мигать.
Работа системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап может сопровождаться легкой пульсацией и автоматической работой тормозных механизмов. Это не является отклонением от нормы. Для улучшения тягово-сцепных свойств автомобиля на грязной или скользкой дороге, частота вращения коленчатого вала при нажатии на педаль акселератора (даже до упора) может не увеличиваться. Это необходимо для поддержания автомобиля, чтобы сохранить сцепление колес с дорожным покрытием. И не является признаком неисправности.
Не рекомендуется устанавливать на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап шины, размер которых отличается от установленных на заводе изготовителе. При замене шин на отличные от установленных, для обеспечения корректной работы системы ESP и спидометра необходимо прописать размер новой шины в памяти электронного блока управления ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап. Для этого необходимо обратиться на СТО.
Чтобы отключить систему ESP, нажмите выключатель отключения системы ESP при работающем двигателе. Продолжительность нажатия около 2-3 секунд. При этом в комбинации приборов загорится сигнализатор отключения системы ESP. Система динамической стабилизации и функция регулирования тягового усилия отключится.
При этом на ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка дифференциала отключена». Вывод текстового сообщения сопровождается звуковым сигналом. Чтобы включить систему ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, нажмите выключатель отключения системы ESP повторно. В комбинации приборов сигнализатор отключения системы ESP погаснет. Автоматическое включение системы произойдет при превышении скорости 75 км/ч и при выключении зажигания.
В случае неисправности системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP горит постоянно. При этом необходимо обратиться на СТО для устранения неисправности.
Функция регулирования тягового усилия ведущих колес TCS на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
Функция TCS управляет крутящим моментом двигателя и тормозной системой тормозным моментом (электронная блокировка межколесных дифференциалов). Обеспечивает движение УАЗ Патриот и УАЗ Пикап без проскальзывания ведущих колес.
В случае если одно из ведущих колес движется по дороге со скользким покрытием с пробуксовкой, TCS начинает регулировать момент двигателя или подтормаживать это колесо. С целью исключения буксования и сохранения устойчивости и управляемости автомобиля.
При срабатывании функции TCS в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP мигает. С целью улучшения тяговых свойств УАЗ Патриот и УАЗ Пикап при работе TCS, система ESP может ограничивать крутящий момент двигателя при нажатии на педаль акселератора.
Функция гидравлического помощника торможения НВА на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
Функция НВА срабатывает при аварийном торможении. Когда водитель нажимает на педаль тормоза быстро, но при этом недостаточно сильно. НВА мгновенно увеличивает давление в тормозной системе. Не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет автомобилю раньше начать торможение с максимально возможной интенсивностью.
Функция помощи при трогании на подъеме ННС на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
Функция ННС предотвращает откат автомобиля на уклоне. Удерживая давления в тормозных механизмах после отжатия педали тормоза в течение 2 секунд. Давление в тормозных механизмах падает при нажатии на педаль акселератора или по истечению 2 секунд. Функция ННС работает во всех режимах движения вверх по наклонной поверхности. За исключением движения при заблокированном заднем дифференциале и неисправностях в системе ESP.
Функция OffRoad на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
При включении зажигания в комбинации приборов сигнализатор внедорожного режима включается примерно на 3 секунды. После чего гаснет.
Функция OffRoad:
— Повышает эффективность торможения на рыхлых поверхностях. Гравий, песок, глубокий снег, грязь.
— Оптимизирует тяговый момент на колесах в случае начала движения и ускорения на рыхлых поверхностях. Гравий, песок, глубокий снег, грязь.
Работа АБС переходит в режим работы «АБС OffRoad». В режиме OffRoad допускается кратковременная блокировка колес с целью «нагревания» перед колесами, на рыхлых поверхностях, гравия, песка, снега, грязи и т.п. Это дополнительно способствует остановке автомобиля. Включение функции осуществляется при работающем двигателе нажатием на выключатель внедорожного режима. Продолжительность нажатия около 3 секунд.
При этом в комбинации приборов загорается сигнализатор внедорожного режима. На ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Внедорожный режим» продолжительностью 2-3 секунды. Вывод текстового сообщения сопровождается звуковым сигналом.
Отключение функции OffRoad осуществляется повторным нажатием на выключатель отключения внедорожного режима. Продолжительность нажатия около 1 секунды. Или автоматически при превышении скорости 60 км/ч. Функция OffRoad доступна во всех режимах движения. За исключением режима при заблокированном заднем дифференциале.
Особенности работы системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.
При движении с работающей системой ESP (TCS) (например, на затяжном подъеме со скользким покрытием или при буксовании в грязи, снегу, песке и т.п.) возможен перегрев тормозов. Это в свою очередь может повлиять на эффективность тормозной системы. В этом случае при торможении потребуется прилагать большее усилие на педаль тормоза, до того момента пока не остынут тормоза. Время остывания тормозов зависит от внешних условий (температура окружающего воздуха, скорость движения автомобиля и т.п).
Доступность системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения.
* — при включении функции OffRoad на ЖК-дисплее комбинации приборов выводятся текстовые сообщения «Внедорожный режим» и «Электронная блокировка межколесных дифференциалов доступна».
** — при включении режима 4L на ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка межколесных дифференциалов доступна».
*** — при включении блокировки дифференциала заднего моста на ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовые сообщения. «Электронная блокировка межколесных дифференциалов отключена». «Система помощи при трогании на подъеме отключена». «Антиблокировочная система отключена».
Продолжительность вывода каждого текстового сообщения около 3 секунд.
Доступность функций системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения при выключении ESP.
* — при выключении ESP на ЖК дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка межколесных дифференциалов отключена».
В режиме движения 4L+блокировка дифференциала заднего моста, происходит автоматическое полное отключение системы ESP. Повторное включение системы, с доступностью функции ESP в соответствии с режимом 4L, возможно при превышении скорости 30 км/ч. Или при выключении зажигания и при повторном нажатии на выключатель «Блокировки заднего межколесного дифференциала».
Если автомобиль застрял в снегу, грязи, в песке и т.д., попытайтесь освободить автомобиль «враскачку» движением вперед-назад. Для исключения снижения крутящего момента двигателя, для раскачки автомобиля при застревании в снегу или грязи отключите систему ESP.
Источник