Электронный кроссовер для акустики

Кроссоверы акустических систем

Кроссовер 2-полосный стерео/3-полосный моно; 1 вход; сабвуфер.

Кроссовер 2- и 3-полосный стерео/4-полосный моно; 1 вход; сабвуфер.

Кроссовер 2- и 3-полосный стерео/4-полосный моно; 1 вход; лимитеры; задержка.

Кроссовер 2-полосный стерео/3-полосный моно; 1 вход; сабвуфер.

Кроссовер 2- и 3-полосный стерео/4-полосный моно; 1 вход; сабвуфер.

Кроссовер 2-полосный стерео/3-полосный моно; 1 вход; сабвуфер.

Кроссовер 2- и 3-полосный стерео/4-полосный моно; 1 вход; лимитеры; задержка.

Кроссовер 3-полосный стерео/4- и 5-полосный моно; 1 вход; сабвуфер.

Кроссовер 2-полосный стерео/3-полосный моно; 1 вход; сабвуфер.

Кроссоверы для акустических систем – это приборы, предназначенные для разделения частотного диапазона на составляющие спектры. Иными словами, они делят весь частотный спектр на НЧ, СЧ и ВЧ составляющие. Они бывают активными и пассивными. Пассивные кроссоверы — это небольшие блоки, состоящие в основном из конденсаторов и катушек индуктивности и монтируются непосредственно в акустические системы. В рамках данной статьи их мы рассматривать не будем.

Активные кроссоверы – выполняют по сути те же функции с той лишь разницей, что собраны в виде отдельного прибора, имеют встроенные предусилители, в большинстве случаев имеют рэковое исполнение и отличаются способом подключения. То есть, если пассивные включаются в цепь после усилителя и перед динамиками, то активные включаются после микшера и перед усилителями. Вот о них мы сегодня и поговорим.

Применение и назначение кроссоверов

Вообще, в современных звукоусилительных комплексах, кроссоверы используются довольно редко. Это связано с тем, что технологии не стоят на месте и идут по оптимальному пути развития. Кроссоверы предназначены для использования в раздельных акустических комплексах, то есть в тех случаях, когда система состоит из НЧ, СЧ и ВЧ секций, и для каждой из них используется отдельный усилитель. Технология довольно эффективна, но требует определенных знаний и опыта в настройке, больших финансовых затрат, да и большего количества коммутации. Тем не менее, в определенных проектах их все-таки применяют. Поэтому, если Вы используете раздельный акустический комплекс, Вам не только необходимо купить кроссовер, но и разобраться в том, как правильно настраивать такую систему. Прежде всего, следует почитать техническую литературу на эту тему, а также выявить наиболее оптимальные модели, которые будут отвечать Вашим техническим требованиям. Наибольшим спросом у покупателей пользуются модели таких производителей, как: BEHRINGER и DBX.

Подключение кроссоверов

Прежде всего, для подключения кроссовера требуется определенное количество соответствующей коммутации. Как мы часто рекомендуем, старайтесь использовать балансные кабеля, так как в этом случае соотношение сигнал/шум имеет лучшие показатели. Ниже мы приводим несколько основных вариантов подключения на примере активного кроссовера ALTO PROFESSIONAL AX2304, которые Вы в свою очередь можете взять за основу. К слову будет сказать, что на этих примерах используются колонки с бивайринговым подключением. В наших предыдущих статьях (подключение акустических систем) мы уже писали, поэтому еще раз напомним, что: бивайринг – это тип подключения акустических систем, который предполагает собой отдельные усилители для НЧ и ВЧ секций. Поэтому, приведенные ниже схемы в равной степени относятся и к раздельным акустическим системам.

2-полосное подключение кроссовера AX2304 в режиме STEREO

3-полосное подключение кроссовера AX2304 в режиме STEREO

4-полосное подключение кроссовера AX2304 в режиме MONO

Купить кроссовер

Перед тем, как купить кроссовер, мы все же рекомендуем Вам обратиться к нашим специалистам, дабы удостовериться в том, что Вы сделали правильный выбор относительно своих технических требований. Вы так же можете оформить заказ через корзину, после чего в ближайшее время наши менеджеры с Вами свяжутся.

Компания Audio-Video является официальным дилером и ведущим специалистом в области продаж профессионального аудио и видео оборудования. На нашем сайте Вы найдете продукцию ведущих мировых производителей. При покупке любого товара, Вы получаете лучшие ценовые предложения с возможными скидками, а также официальную гарантию от производителя.

Источник

Кроссовер для динамика

Человеческое ухо способно различать достаточно большой диапазон частот, который называется звуковым диапазоном. Он занимает полосу от 20 Гц до 20 кГц. В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия звуковой диапазон может быть несколько ограничен в нижней и верхней части. В конструкциях акустических систем не существует динамических громкоговорителей, которые корректно воспроизводили бы всю полосу звуковых частот.

Это связано с физическими и механическими факторами. Так диффузоры низкочастотных динамиков имеют большие размеры, поэтому акустический резонатор из-за большой инерции не может реагировать на колебания с частотой 10-20 кГц. Для высококачественного воспроизведения вся полоса звуковых частот разбивается на три поддиапазона:

  • Низкие частоты – 20 Гц-200 Гц
  • Средние частоты – 200 Гц-5 000Гц
  • Высокие частоты – 5 000 Гц-20 000 Гц

Зачем нужен кросовер для акустики в авто

Для чего нужны кроссоверы для динамиков. Кроссовер или полосовой фильтр представляет собой устройство ограничивающее полосу частот, подаваемых на конкретный громкоговоритель. Акустическая система хорошего качества состоит из трёх динамических головок и каждая из них пропускает свою полосу частот. Твиттер или высокочастотная головка имеет маленькие размеры и лёгкий диффузор. Она располагается в верхней части акустической системы. Среднечастотный динамик имеет больший диаметр, а басовый, самый большой громкоговоритель, располагается в нижней части акустической колонки. Кроссовер для колонок нужен для того, чтобы выделить определённую полосу частот и обрезать или сильно ослабить остальной частотный диапазон. Это значительно повышает высокую верность воспроизведения музыкальных записей.

Салон автомобиля представляет собой замкнутое пространство сравнительно малого объёма, в котором сложно добиться высококачественного воспроизведения звука. Кроме того внутренняя отделка может быть выполнена с помощью мягких звукопоглощающих материалов, поэтому частотное разделение звукового сигнала на три раздельные полосы в автомобиле необходимо.Что дают кроссоверы колонкам в салоне легковой машины. Частотные фильтры позволяют получить правильную конфигурацию акустических колонок в салоне автомобиля и добиться качественного звучания, как басов, так и высоких частот. Часто кроссоверы встраиваются непосредственно в акустические системы.

Кроссовер колонки, что это

Кроссоверы для динамиков бывают пассивные и активные. Пассивные системы представляют собой LC фильтры первого второго или третьего порядка, что определяется количеством звеньев фильтра. Фильтр первого порядка обеспечивает крутизну затухания сигнала всего 6 dB на октаву, фильтры второго и третьего порядков – 12 и 18 dB соответственно. Для использования в звуковых системах автомобиля рекомендуется применять кроссоверы второго порядка. Это связано с акустическими особенностями автомобильного салона. В кроссоверах применяют плёночные конднсаторы и индуктивности, намотанные без сердечников или с использованием ферромагнетиков.

Кроссовер для колонок собирается на небольшой печатной плате, где имеются входные клеммы для подключения усилителя низкой частоты и три выходных группы для подключения ВЧ, СЧ и НЧ динамика. Активные кроссоверы для динамика в автомобильной акустике используются реже, так как они собираются не только на дискретных элементах, но и на операционных усилителях, которым требуется двухполярное питание. Это усложняет подключение и эксплуатацию такой техники в условиях автомобиля.

Встроенный кроссовер в динамике

Если в автомобиль устанавливаются колонки промышленного образца, то они, как правило, уже оборудованы встроенными частотными фильтрами. В них используются конденсаторы и индуктивности. Часто для согласования сопротивления громкоговорителя и усилителя низкой частоты в фильтры ставятся постоянные резисторы.

Классический универсальный кроссовер второго порядка предназначен для работы с трёхполосными акустическими системами и обеспечивает крутизну подавления частот 12 dB на октаву. При повторении конструкции не рекомендуется ставить в фильтр электролитические конденсаторы, а использовать плёночные, специально предназначенные для работы в фильтрах акустических систем. Обычно радиолюбители приобретают дорогие конденсаторы зарубежного производства, но вполне можно обойтись отечественными К73-16. Оптимальным вариантом для акустических кроссоверов будет использование аксиальных полипропиленовых конденсаторов К78-34, которые специально разработаны для применения в акустических системах высокого класса.

Источник

АКТИВНЫЙ КРОССОВЕР ДЛЯ ТРЁХПОЛОСНОЙ HI-FI АУДИО СИСТЕМЫ

Аудио кроссоверы, или по-русски разделительные фильтры, это устройства в звуковых системах, которые создают нужные рабочие частотные диапазоны для динамических головок, которые сконструированы таким образом, чтобы работать в определенном частотном диапазоне. Они не приемлют частоты, не входящие в эти рамки. Если на высокочастотный динамик (твитер) подать низкую частоту, то звуковая картина исказится. Высокочастотные динамики должны работать только с высокими частотами, а низкочастотные динамики должны получить от общего звукового сигнала только низкочастотный диапазон. Оставшаяся средняя полоса достается среднечастотным динамикам (мидвуферы). Следовательно, задача кроссоверов заключается в разделении звукового сигнала на нужные (оптимальные) частотные полосы для соответствующих типов динамических головок.

Кроссоверы делятся на пассивные, состоящие из одних элементов RLC , и активные, в фильтрах которых задействованы транзисторы или операционные усилители. Наиболее распространены двухполосные с одной частотой среза и работающие на два динамика и трехполосные с двумя частотами среза и соответственно с тремя динамическими головками.

С помощью чувствительных и точных анализаторов можно определить, что наилучшее качество звука может быть достигнуто если воспроизводимый частотный диапазон разделен как минимум на три части, а полученные полосы усиливаются и воспроизводятся отдельными средствами. От этого « частотного разложения » происходят термины « твитер » — ВЧ , « мидвуфер » — среднечастотный динамик и « сабвуфер » — НЧ .

Если сравнивать пассивные и активные кроссоверы (разделительные фильтры), то первые приводят к потере мощности, и характеристическая кривая разделения полос недостаточно кривая, поэтому сигналы соседних полос смешиваются, что вызывает искажения, не говоря уже о особых требованиях к материалам LC -элементов. Гораздо более правильным решением является применение активных кроссоверов, где разделение полос, соответствующих высокому, среднему и низкому диапазону реализовано с помощью высокоточных, крутых, линейных фильтров с фазовым сдвигом на низком уровне, которые затем усиливаются ступенчатым выходом на соответствующие динамики. Схема такого активного кроссовера (левого канала), которая была опубликована в журнале «Hobby Elektronika» №12/2003 , приведена на рисунке ниже.

Формируемые схемой АЧХ изображены на рисунке ниже. ВЧ канал со спадом АЧХ крутизной 24 дБ/октава (частота среза около 5,5 кГц ) образован DA2.1- DA2.4 с переменным резистором чувствительности R33 . Оставшаяся часть спектра выделяется фильтром дополнительной функции ( ФДФ ) — в данном случае ФНЧ DA1.2-DA1.4 (R13, R15, R16) и подается на ФВЧ четвертого порядка DA3.1-DA3.4 , на выходе которого формируется сигнал СЧ , а также второй ФДФ DA4.1-DA4.3 , на выходе которого формируется НЧ канал.

Чтобы получить хорошие характеристики фильтров , важно подобрать точные значения RC -элементов, определяющих частоты среза . Резисторы желательно использовать с допуском в 1%, а при подборе конденсаторов (здесь использована обычная керамика К10-17Б ) пользоваться C -метром.

Вариант печатной платы для стерео-варианта кроссовера показан на рисунке ниже. Позиционные обозначения компонентов с апострофом означают его принадлежность к правому каналу. Используемые в схеме переменные резисторы – сдвоенные для монтажа на печатную плату RK-1233G1 .

Источник

Как правильно подключить кроссоверы к колонкам

Важным компонентом в любой качественной системе акустики для транспортных средств является кроссовер, поэтому нужно уметь не только правильно его выбрать, но и знать, как подключить кроссоверы к колонкам. Без этих знаний звучание музыки в транспортном средстве будет далеко от идеала, что для многих равняется испорченным поездкам.

Что такое кроссовер

Кроссоверы – это специализированные устройства в звуковых системах, создающие необходимые диапазоны частоты во время работы динамиков. Если говорить более простым языком, то это несколько фильтров для звука.

Внешне он представляет корпус с размерами примерно 12х6х4 сантиметра, а внутри этого корпуса содержатся фильтры, отвечающие за пропускание звуковых сигналов в зависимости от их частоты. По своей основной функции кроссоверы делятся на:

  • Высокочастотные (настраиваются на частоты от 80 до 100 Гц);
  • Низкочастотные (настраиваются на частоты от 2 5 кГц).

Активные и пассивные

Еще одна классификация – это пассивные и активные. Главное отличие между этими двумя видами заключается в компонентах, из которых они состоят.

Активные состоят из таких компонентов, которым необходима постоянная работа питающих источников. Это, например, микроконтроллеры, усилители и другие элементы.

Что же касается пассивных, то они создаются из таких элементов, которые не нуждаются в питании, например, катушки, а также конденсаторы, резисторы.

Еще одно отличие заключается в том, что активные могут быть монтированы лишь перед усилителем, а у пассивных выбор больше – их можно монтировать и перед самим динамиком.

Плюсы и минусы

Кроссоверы активного типа

  • Удобство в процессе эксплуатации;
  • Переключатели выводятся непосредственно на корпус.
  • Слишком дорогая стоимость;
  • Потребность кроссоверов активного типа в усилителях для каналов;
  • Наличие в работе искажений, которые возникают из-за работы элементов данных устройств.

Кроссоверы пассивного типа

  • Разделение сигналов на системы с несколькими полосами, причем для этого достаточно всего лишь два усилительных канала;
  • Небольшая стоимость.
  • Невозможность настройки без непосредственного вмешательства во всю схему обеспечения электричеством;
  • Подбирают согласно используемым полосам системы акустики;
  • Настройка, выбор и установка – это те процессы, которые требуют профессиональных знаний и опыта.

Как настраивать

Для того, чтобы получить максимально качественное звучание, нужно подобрать необходимую частоту срезов. Если использовать трехполосный кроссовер активного типа (оптимальный вариант для большинства систем акустики), необходимо идентифицировать два уровня частоты среза. Первый показывает границу между такими частотами, как средняя и низкая, а второй делает тоже самое, но уже для высокой и средней частоты.

Важный момент: каждый владелец транспортного средства должен правильно определить характеристики частоты используемых динамиков перед тем, как подключать кроссовер к колонкам. На эти частоты не нужно попадать, так как в таком случае на них кроссоверы откажутся нормально работать. В конечном итоге это приведет только к ухудшению звучания и его качества. Также это станет причиной уменьшения срока работы аппаратуры и всей системы акустики в транспортном средстве.

Куда ставится

Учитывая того, что кроссовер не может быть установлен в любое место, следует отметить те места, которые подходят для установки динамиков и усилителей.

Требования к местам монтажа:

  • Отсутствие каких-либо подтеканий или сырости;
  • Свободный и комфортный доступ как для подключения, так и для настройки;
  • Отличные показатели циркуляции воздушных потоков для обеспечения охлаждения;
  • Отсутствие каких-либо неудобств или помех, которые так или иначе связаны с эксплуатацией транспортного средства;
  • Хороший визуальный внешний вид.

Чаще всего это такие места, как:

  • Спинки сидений (задних);
  • Задняя полка (компрессор может быть расположен как снизу, так и сверху);
  • Под сидениями (передними);
  • Под полом багажника (в том случае, если конструкция транспортного средства это позволяет.

Монтаж

К особенностям того, как подключить кроссоверы к колонкам, относятся следующие:

  • Кроссоверы, как устройства, помогающие создавать на динамиках необходимые частоты и звучания, подключаются ко всей аудиосистеме;
  • На любых устройствах, вне зависимости от типа работы, есть условные обозначения, расположенные на наклейках. Здесь, на наклейках, расположенных на задней части, расположены схемы подключения активных проводов;
  • После этого снимается крышка, так как под ней расположены обозначения работы и рабочих элементов устройства в общей акустической системе транспортного средства;
  • Следующий шаг – выбор подходящего места для монтажа.

Обозначения модификаций

Среди обозначений, которые есть у модификаций кроссоверов для транспортных средств, можно отметить следующие:

  • Input, или вход. Именно к этому месту подключается выход активного усилителя, поэтому здесь важно не ошибиться с полярностью.
  • Woofer, или излучатель низких частот. К этому месту подключается динамик со средними и низкими частотами. Полосы разделения указываются в технической документации.
  • Twiter, или пищалка. К этому месту подключается динамик с высокими частотами.

Это основные моменты и правила, касающиеся того, как подключить кроссоверы к колонкам и ко всей акустической системе транспортного средства.

Заключение

Сегодня кроссовер играет важную роль в акустической системе транспортного средства, поэтому автолюбители приобретают его и устанавливают для более качественного звучания. Однако для того, чтобы выбрать необходимый кроссовер, установить, настроить и использовать его, нужно обладать соответствующими знаниями и опытом.

Источник

Читайте также:  Charmhoo winter suv 265 70 r16
Оцените статью