Кроссовер — художественный приём в ролевых играх, основанный на том, что в ходе игры персонаж игрока или NPC каким-либо образом пересекаются с представителями других сеттингов: либо персонажи из одного мира попадают в другой, или по каким-то причинам видоизменяются сами, или встречаются в третьей независимой локации, и т. п. Некоторые ролевые системы были изначально предназначены для проведения кроссоверов — например, Fuzion достаточно универсален и прост, чтобы не создавать мешающих стыковке деталей, и при этом достаточно гибок, чтобы позволять многое моделировать в своих рамках. Более узкоприменимой системой для кроссоверов можно считать d20.
Примеры кроссовера [ ]
В аниме [ ]
В играх анимешной стилистики кроссовером называется ситуация встречи персонажей и прочих элементов различных сеттингов. Например, игра по сеттингу BLEACH, где в качестве синигами выступают герои аниме Наруто — это кроссовер. Существуют также т. н. «AU-кроссоверы» (AU — alternate universe), когда из разных аниме берутся только персонажи, а сеттингом служит что-то совсем инородное (как правило, школьный антураж или обстановку университетского городка). Проблемы в этом случае возможны только в стилистической несовместимости, так как большинство таких игр — словески.
В играх от White Wolf [ ]
Поклонники игр от White Wolf кроссовером называют, как правило, игру, в которой либо персонажи игроков принадлежат различным видам сверхъестественных существ (скажем, «партия» состоит из вампиров и демонов в старом Мире Тьмы, или вампиров, магов и подменышей в новом), либо конфликт игры основан на столкновении интересов представителей разных линеек.
Привет! Вы на канале Принцессы в кроссовках. Здесь я рассказываю о рисовании, своих идеях, творческом пути и арт-челленджах, а еще немного о путешествиях и играх.
Сразу разберемся, что такое кроссовер, если вы ни разу этот термин не слышали. Слово английское — crossover, буквально означает «точка пересечения». В фанарте это изображение персонажей и реалий из разных миров (книг, игр, мультфильмов и т.п.) на одной иллюстрации, то есть пересечение двух или более фандомов.
Рассмотрим конкретные примеры. В своем творчестве я нечасто использую этот прием, потому что для меня каждый фандом — уникален. Но иногда просто невозможно удержаться. Всего у меня получилось 7 таких работ.
1. Star Trek & Mass Effect, капитан Джейнвэй и командор Шепард
Этот кроссовер вышел случайно. Я начала играть в Mass Effect раньше, чем посмотрела Star Trek: Voyager. Тогда я придала такую внешность своей героине Иде Шепард — светлые волосы, собранные в пучок, светлые глаза. И когда я увидела капитана Кэтрин Джейнвэй, я была поражена их сходством, как внешним, так и по характеру. Я должна была нарисовать их вместе! Этот тип кроссовера — простое объединение персонажей из разных фандомов, как они есть, в одной картинке.
2. Mass Effect & Disney: Inside Out
Этот кроссовер — результат небольшого конкурса в одном сообществе, посвященном игре Mass Effect. Нужно было нарядить персонажей игры в костюмы на Хэллоуин. А я очень люблю мультфильм «Головоломка», и я подумала, что будет забавно одеть персонажей в эмоции, тем более, что двое из них подходят по цветам — Лиара с голубой кожей и Рекс — с красной. Ну а остальные просто нарядились в соответствующие костюмы и волосы покрасили. Этот тип кроссовера — одевание персонажей из одного фандома в одежду персонажей из другого.
Источник
Кроссовер
«
Встретились как-то в тёмном переулке имперский штурмовик и краснорубашечник. Штурмовик стал стрелять в упор, но ни разу не попал. Краснорубашечник умер от испуга.
»
— Анекдот
«
На экзамене: — Как Лев Толстой повлиял на творчество Михаила Булгакова? — Я могу только предположить… — Попробуйте. — Ну, например, Анна Каренина в реальной жизни не бросилась под поезд. Чуть тронувшаяся умом, забытая всеми, она пережила все войны и революции и тихо доживала свой век в коммунальной квартире недалеко от Патриарших. Однажды она купила масло… — Постойте, я только валидол под язык положу…
Кроссовер — пересечение сюжетных линий двух (и более) разных произведений, которые не являются друг для друга сиквелами, приквелами, сайд-стори и т. д.
Лайт-версия кроссовера — камео персонажей одного произведения в другом. Нередко оба произведения — сериалы. Если брать утрированный и искусственный пример, то такой кроссовер: появление агента Малдера с куском летающей тарелки наперевес в полицейском сериале, в сцене «главный герой заехал в ФБР».
Пародисты и фанфикёры любят смешивать сюжетные линии разных популярных франшиз. Или просто организовывать встречи персонажей из разных миров в новом, более-менее оригинальном сюжете. «Терминатор в Минас-Тирите» — это именно что кроссовер. Будем надеяться, что пример вымышленный. Хотя похожий пример был в украинской «Большой разнице», когда Сигала, Норриса, Сталлоне и Шварцнеггера отправили во вьетнамоподобный Утай с заданием убить Хищника.
А явный лидер по популярности — кроссовер «Гусарская баллада/Война и мир», обычно начинающийся со встречи поручика Ржевского и Наташи Ростовой. Его в массовом сознании и как кроссовер-то уже не воспринимают, настолько он органичен [1] . Последнее, в принципе, можно засчитать за признак педали в полу.
Содержание
Примеры [ править ]
«
Воландеморт наводил ужас на всех магов мира, но для старика Хоттабыча он так и остался просто Волькой.
»
— Башорг иногда бывает гениален
Театр [ править ]
Практически любой детский новогодний утренник. Хорошо ещё, когда авторы более-менее следуют оригинальным произведениям, а то могут понавыдумывать.
Пьеса Аркадия Хайта для детских театров (1977) «Происшествие в стране Мульти-Пульти» и аудиоспектакль по ней (1981): Шапокляк, волк из «Ну, погоди!» и разбойники (Трус, Балбес, Бывалый, но без атаманши) решили совместными усилиями пересажать всех положительных героев (среди них Карлсон, Бременские музыканты, Крокодил Гена и Заяц) в чулан.
Познавательно-приключенческие радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов» (советских времён) и «Полный вперёд!» (1990—2000-х гг.), а также «В стране литературных героев».
Аудиопьесы «Миры Big Finish» от одноимённой компании. В цикле встречаются Шерлок Холмс, Дориан Грей и ряд героев «Доктора Кто», получивших собственные аудиосериалы.
«Красная Шапочка» в версии 1980-х из репертуара Ростовского кукольного театра. Одна тонкость — Волк там действовал не «родной», а из другой сказки (обычно из «Теремка»). Поэтому он не очень-то и собирался кого-то съесть.
«Цирк Принтинпрам» примерно тех же времён и того же театра. Представляет собой постановку множества стихотворений Д. Хармса. Сюжет, скорее, можно считать антисюжетом.
Эжен Лабиш, «Эдгар и его горничная» (1852). Надоедливая любовница Эдгара — горничная Флорестина — просит пересказать ей какую-нибудь интересную пьесу, которую он видел в театре (сама-то она по театрам не ходит). Эдгар не знает, как отделаться от Флорестины, начинает ей рассказывать что-то на «отвяжись»… и ненароком сплетает мудрёный сюжетный кроссовер из нескольких популярных пьес, которые он недавно видел.
В 1990-х на «Радио Россия» выходила детская передача «Безумное чаепитие у Мартовского Зайца». Главные герои — Шляпник, Заяц, Соня и некая безымянная ведущая (не повзрослевшая Алиса, как могло показаться сначала). «Гости» передачи — персонажи различных литературных произведений, обычно близких по духу к весёлой абсурдистике.
Их же «Принц, принцесса и людоед» — многосерийный кроссовер по европейским сказкам, в т. ч. и по авторским.
«Литературные фанты» — с прикрученным фитильком. Обычно «игроки» сами изображали персонажей и загадывали загадки. Хотя изредка и бывали персонажи и лично.
Раннее творчество братьев Пономаренко — аудиосказка «Волшебная лодочка» (издавалась на кассетах и дисках) и радиопередача Радио Дон-ТР «Панама». Ради шутки кроссоверили (а также пародировали), всё, что хорошо кроссоверилось. А в «Панаме» каждый раз были два новых ведущих — два известных персонажа (обычно советских фильмов и мультиков).
Литература [ править ]
Русскоязычная [ править ]
М. Е. Салтыков-Щедрин сделал Молчалина из «Горе от ума», уже пожилого, персонажем своих книг «В среде умеренности и аккуратности», «Современная идиллия» и некоторых менее известных, там же действует Глумов из пьес Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги», ставший близким другом протагониста-повествователя. Также в разных книгах Салтыкова-Щедрина мелькают другие персонажи Грибоедова и Островского и персонажи Фонвизина, Гоголя, Тургенева и т. д.
Нестареющие «весёлые человечки» из журнала «Весёлые картинки».
А ещё в их приключениях время от времени участвовали персонажи и других произведений.
В том же журнале нередко на одной картинке собирали персонажей различных сказок. Это могла быть и картинка-загадка, и игра, и проч. Например в седьмом номере за 1987 год (1, 2) или в первом за 1989.
В романе Валерия Брюсова «Огненный ангел» встречаются персонажи Гёте — Фауст и Мефистофель.
Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — внутримировой пример, обитатели заповедник героев на острове Лукоморье. «Знакомые образы населяли остров. Остров Лукоморье был заповедником всех вычитанных нами героев. Герои были изъяты из книг. Они жили здесь вне времени и сюжета». Подробнее в основной статье.
Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — в НИИЧАВО работают Вий, Баба-Яга (она же ведьма Наина), Кот Учёный и ещё куча сказочных персонажей.
Борис Акунин, «Нефритовые чётки»: сборник кроссоверов Фандорина с классическими детективами. У него же — повесть «Парус одинокий», «визит» Фандорина в мир «Приключений Пелагии».
К. Булычёв, «Алиса в г. Великом Гусляре». Объединение в один рассказ персонажей из двух разных циклов (по названию понятно, каких). Алиса Селезнёва отправляется в 1980-е гг., чтобы своими глазами посмотреть на город Великий Гусляр, про который она читала в книжках К. Булычёва.
Хотя циклы разные, но вселенная одна, поэтому во времена Алисы в музее висит портрет К. Удалова (одного из героев «гуслярского» цикла) и т. п.
А ещё в мире Булычёва есть «эпоха легенд», когда обитали сказочные существа. Тут тоже немало персонажей сказок (как придуманных Булычёвым, так и существовавших ранее). Некоторых (наиболее лояльных) перевезли в заповедник сказок.
Алисе довелось работать в паре с ещё одной героиней Кира Булычёва, тоже весьма известной — суперагентессой Корой Орват.
В рассказе о той же Алисе «Секрет чёрного камня» (а также в повестях «Пашка-троглодит», «Чулан Синей Бороды») в Институте Времени вахтёром работает сбежавший из прошлого пират Сильвер Джонович. Является ли он Джоном Сильвером из романа Роберта Стивенсона «Остров сокровищ» либо изображает его из себя — большой вопрос. Также при каких обстоятельствах он сбежал из своего времени — история тёмная. Сам вахтёр-пират — большой любитель приврать.
«Королева пиратов на планете сказок». Алиса, Пашка и безымянные космодесантники спасают планету, где живут сказочные персонажи. Повесть является переработкой для детей дошкольного возраста повести «Шкатулка пиратской мамаши» (вернее, 4-й части повести «Миллион приключений»), т. е. неканон, написанный автором.
А. Нуйкин, «Посвящение в рыцари» (сказочная повесть для подростков любого возраста) — присутствуют персонажи из «Золотого ключика».
«Нет жизни никакой» Антона Твердова: в одном из загробных миров (их несколько) есть специальная колония для тех, кто при жизни перед смертью вообразили себя какими-нибудь героями (а посмертно в этом мире воплотились в виде этих героев). Есть там и Чёрный Плащ, и Фантомас, и Арнольд Шварценеггер, и Сильвер, и ещё много кого…
В более ранней книге того же автора «Реквием для хора с оркестром» выясняется, что в первом из загробных миров живут и сказочные персонажи (они на самом деле когда-то населяли Землю).
У писателя С. Сухинова есть трилогия «Меч времени», где с в одном мире с людьми будущего живут хоббиты, Гэндальф, сэр Галахад и Вий. Правда, кроме хоббитов, все — биороботы. Вот так.
Тому же Сухинову (поскольку именно он продолжил цикл об Изумрудном городе десятью томами недурного фэнтези — «Дочь Гингемы» и т. д.) ошибочно приписывали фанфик-кроссовер «Незнайка в Изумрудном городе». На самом деле Сухинов тут ни при чём; и другой сиквельщик Волшебной страны, Юрий Кузнецов — тоже. То был фанфик — причём на апрель 2020 года лишь задуманный и анонсированный, а не написанный — одного из фанатов франшизы о Незнайке (известен только ник — Кванга).
А Леонид Владимирский, автор классических иллюстраций к оригинальной гексалогии Волкова, написал «Буратино в Изумрудном городе». Вопиющий неканон по обоим сеттингам.
«На перекрёстках времени» Войскунского и Лукодьянова.
Павел Шумил, «Амбер. Чужая игра» — кросс Мира Полудня и Хроник Амбера.
Дмитрий Никитин, работающий в жанре коротких рассказов, очень любит кроссоверы классической фантастики. Например, пилот Пиркс и жилинский цикл Стругацких. Или Шерлок Холмс и «Война миров» Уэллса.
На других языках [ править ]
Бальзак не только написал новеллу о Мельмоте, герое готического романа «Мельмот Скиталец» Ч. Р. Метьюрина, но и вывел там же некоторых повторяющихся персонажей своей «Человеческой комедии», например, барона Нусингена, которого читатели Бальзака лучше всего знают по «Блеску и нищете куртизанок».
«Исчадия разума» Клиффорда Саймака — от Дьявола до Дон Кихота.
«Ночь в одиноком октябре» Роджера Желязны: Влад Дракула, Шерлок Холмс, Франкенштейн и служители Внешних богов Лавкрафта собрались в тихом графстве, чтобы провести тёмный ритуал на Хэллоуин. Ну, или помешать этому ритуалу.
Рэй Брэдбери любит отсылать в своих рассказах к героям Лавкрафта, Эдгара По и народной мифологии. Часто эти герои принимают непосредственное участие в сюжете.
«Серебряный вихор» Джона Майерса Майерса.
Роберт Шекли, «Место, где царит зло» — в аду встретятся все подряд со всеми подряд.
Роберт Хайнлайн, «Число зверя» — кроссовер является кодификатором концепции «мир как миф». Всякий достаточно убедительно прописанный сюжет обретает возможность стать самостоятельным миром. Так персонажи побывали в стране Оз Баума, Барсуме Эдгара Берроуза, мире Ленсменов Эдварда Смита — и удачно избежали попадания в мир мифов Лавкрафта. Также Хайнлайну не чужда самоирония, и карикатуризированный мир «Чужака в чужой стране» тоже присутствует.
Франсис Карсак, «Первая империя» — кроссовер и трибьют всему «золотому веку фантастики». Постапокалипсис: на руинах «первой империи», докатившейся до мировой войны из-за тотальной лжи, построено государство, где даже сама концепция вымысла неизвестна. Потомки проводят раскопки, надеясь найти схему межзвёздного двигателя, которым владели предки (а предки явно владели даже несколькими типами двигателя). Но почему-то все памятники культуры не дают схемы межзвёздного двигателя, а описывают бесполезные для потомков душевные переживания персонажей. В финале протагонист всё же приходит к выводу, что все исследованные «хроники» — продукт воображения, враньё попросту говоря. Но на их основании в лаборатории всё же создан прототип гипердвигателя…
Дэвид Стюарт Дэвис, «Шерлок Холмс против Дракулы» — недурно написанная история о том, как знаменитый сыщик противостоял не менее знаменитому вампиру. Сюжетно практически не связана с романом Стокера (хотя некоторые эпизоды, аналогичные таковым у Стокера, происходят с оригинальными персонажами Дэвиса, Ван Хельсингом, Холмсом и Ватсоном), а является альтернативным продолжением «Собаки Баскервилей», в котором Стэплтон выжил и пытается отомстить Холмсу, но неожиданно в его планы вмешивается Дракула, который в этом варианте истории избрал своим плацдармом не Лондон, а Дартмур.
Нил Гейман, «Этюд в изумрудных тонах» — рассказ, в котором Шерлоку Холмсу пришлось иметь дело с миром Лавкрафта.
Эллери Квин, «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» («Неизвестная рукопись доктора Уотсона») — новеллизация фильма «Этюд о страхе», содержание понятно из названия.
И идейный продолжатель, «Война миров Шерлока Холмса» М. и У. Уэллманов (1975). Кроссовер Холмса не только с «Войной миров», но ещё и с профессором Челленджером.
Морис Леблан, «Арсен Люпен против Шерлока Холмса Херлока Шолмса» — создатель образа галантного «вора-джентльмена» столкнул своего героя с британским детективом. Кроссовер сделан при жизни Конана Дойла и не понравился последнему [2] .
«Тинтин в Новом Свете» Ф. Тьютена — кроссовер «Тинтина» с «Волшебной горой».
Фанфики [ править ]
Среднестатистический фанфик. Авторы любят объединять вселенные, порой в самых невероятных комбинациях. Особенно если речь идёт о попаданцах.
Фанфик «HBO WI: Joffrey from Game of Thrones replaced with Octavian from Rome». Именно то, что написано на упаковке. Октавиан из сериала «Рим», попадает в тело Джоффри.
«Fallout: Equestria».
«Потерянный номер» и «Протозоалорд». И другие произведения этого автора.
Старый фетиш среди Gmod’еров и SFM-щиков смешивать в трёхмерных мультиках сериал «Мои маленькие пони» с не менее карикатурной игрой-стрелялкой Team Fortress 2, да и в целом каких только кроссоверов на геймерскую тематику не было у этих любительских аниматоров из ютуба!
«Infinity Legion: Heroes Unite». Было много подобных глобальных кроссоверов и ранее, но эта работа отличается не только стилистикой повествования и грамотными сюжетными поворотами, но и авторским фристайлом при взаимодействии главных героев (которых здесь аж штук 20!). Судя по комментариям, читатели автора едва ли не боготворят, а за выход сюжетного сиквела — тем более.
Выпускаемая в 90-х годах печатная серия «черепашки ниндзя против. «. Против Фредди Крюгера, длинного старика, его помощников карликов и блестящих шаров, разрушителя и кого попало ещё.
Дебютный фильм Леонида Нечаева «Приключения в городе, которого нет».
Фильм «Лига выдающихся джентльменов», экранизация одноимённого комикса.
«Семь стариков и одна девушка» — во сне инкассатора Анисова появляются Фантомас и комиссар Жюв. Также там присутствуют (уже наяву) Трус, Балбес и Бывалый — они пытаются этого же инкассатора ограбить.
«Комедия давно минувших дней» (1980) — Остап Бендер и Киса Воробьянинов ищут клад, а Трус и Бывалый (без Балбеса) пытаются их опередить. Под конец появляется ещё и товарищ Никодилов — лектор из «Карнавальной ночи».
«Приключения Петрова и Васечкина» — пополам с Разрушение четвёртой стены: Петров, Васечкин и Маша смотрят в кинотеатре фильм «Белое солнце пустыни», а потом влезают в кадр и принимают участие в сюжете, помогая красноармейцу Сухову.
«Светлая личность»: эпизодически появляются Остап Бендер же на «антилопе-гну» и мадам Грицацуева.
«Лиловый шар» — звездолёты, путешествия во времени, персонажи славянской и арабской мифологий, злые и добрые пришельцы, спасение мира, перевоспитание злодеев и магия, Баба-Яга и Автандил в одном произведении с Синдбадом. Впрочем, в повести Булычёва Эпоха Легенд была ещё живописнее. Да и в космосе тоже был несколько интереснее — не мёртвый корабль захватчиков, а обитаемая планета Бродяга, на которой остались только некоторые животные, а разумное население давно вымерло.
«Академия пана Кляксы» — «другие сказки» существуют независимо от мира Академии, персонажи сознательно посещают их. В частности, встречают Айболита с его животным и Снежную королеву.
В продолжении фильма «Путешествия пана Кляксы» эпизодически появляется Дональд Дак, Микки-Маус и Волк с Зайцем.
Фильм «Ван Хелльсинг».
Многие кайдзю из вселенной Годзиллы «эмигрировали» в неё из отдельных фильмов через кроссоверы.
«Новые приключения капитана Врунгеля». Это ещё и официальный кинофанфик.
«Повелитель страниц».
Экранизация повести М. Булгакова «Роковые яйца» (1995 г.) — появляются Воланд и компания.
«Чем дальше в лес…», («Walt Disney Pictures», 2014, мюзикл-антисказка) — кроссовер сказок братьев Гримм: «Красная Шапочка» (в наличии её бабушка и Волк — Джонн Депп), «Золушка» (в наличии родная мама, мачеха и сводные сёстры Люсинда и Флоринда, а также прекрасный принц), «Джек и бобовый стебель» (в наличии мама Джека, Великанша — вдова убитого им Великана — и старая корова Милки-Уайт) и «Рапунцель» (в наличии ещё один прекрасный принц, брат Золушкиного). Главные герои — Пекарь и его Жена, на которых Ведьма (Мэрил Стрип) наложила проклятье бездетности (есть и отец Пекаря).
Также есть тропы Никогда не доверяйте трейлеру, Определённо не для детей, Песня про хотение и Сюжетный буревестник.
«Усатый нянь» (1977) — всё творчество Кеши Четвергова (протагониста) представляет собой сплошные кроссоверы на тему сказок. Как в прозе, так и в стихах. «Творчество Кеши» сочинил Юлий Ким.
«Старая, старая сказка» Н. Кошеверовой — кроссовер из сказок Андерсена. Главная тема — «Огниво».
«Сказки старого волшебника» — а тут уже прошлись по Шарлю пером… то есть по Шарлю Перро. Главная тема — сказка о спящей красавице.
«Музей восковых фигур» и его продолжение «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени».
Короткометражка «Бэтмен: Тупик» — Бэтмен vs Джокера vs Чужих vs Хищников.
«Фредди против Джейсона» — восьмой фильм в серии фильмов «Кошмар на улице Вязов» и одиннадцатый — в серии фильмов «Пятница, 13-е».
«Чужой против Хищника» же! С продолжениями.
Трэш из трэшей «Три могучих человека, или Человек-Паук [не Питер Паркер, а злодей-пародист-самозванец] против Капитана Америки и Санто».
«Реальная сказка» (реж. Андрей Мармонтов) — в реальном мире оказались герои сказок и былин: Иван-дурак (герой-трикстер, почти утративший веру), Василиса Премудрая ( которая утратила веру настолько, что даже способна на коллаборационизм «из лучших побуждений» ), Баба-Яга (защищающая как раз Добро, хоть и приходящаяся Кощею родственницей), Леший (помощник Яги), Кощей Бессмертный (даже ещё более омерзительный, чем в сказках), Илья, Добрыня и Алёша (продавшиеся Кощею), Синдбад-мореход (маскирующийся под «дядю Ашота»).
«Сирано и д’Артаньян» (1964) — именно то, что написано на упаковке. Технически не совсем кроссовер, поскольку оба вроде как являются историческими личностями, но… вы же понимаете, откуда именно взялись образы обоих персонажей?
Телесериалы [ править ]
Отечественные сериалы [ править ]
Первый сезонный спешалфраншизы «Глухарь и компания» назывался «Приходи, Новый год!» В ОВД «Пятницкий» вдруг появляются персонажи другого телесериала — «Литейный»: Мельникова и Ухов. Нет, не просто игравшие их актёры в абы каких ролях, а именно персонажи как таковые.
Серёжа Глухарёв и сам появился в качестве камео в «не своём» сериале — «Погоня за тенью».
«Дельта», первый сезон. В предпоследней главе появляются персонажи из другого сериала от тех же авторов — «Лесник».
Первая серия сериала «Убойная сила» фактически представляет собой кроссовер самого же себя с сериалом «Улицы разбитых фонарей». А один из оперов «Улиц» (Дукалис) переходит в другой сериал.
«Даёшь Молодежь» и «Маргоша» в новоднием выпуске Марго и Ржавый поменялись телами.А также в эпизоде появился и редактор Зимовский.
Другие персонажи из «Даёшь Молодежь» Кекс и Укроп тоже появлялись в «не своём» сериале «Однажды в милиции». А гопник Башка попадает за решётку в другом сериале «Игрушки», а гот Червь появился в сериале «Одна за всех»
В одном из рождественских эпизодов сериала «Универ. Новая общага» появляются на целый эпизод несколько персонажей другого сериала — «СашаТаня».
В «старой» общаге герои познакомились с мужской половиной семейства Букиных.
Зарубежные сериалы [ править ]
Франшиза «C.S.I. Место преступления» — безусловный чемпион по количеству кроссоверов. Все сериалы, названия которых начинаются на эти три весёлые буквы, имеют кроссоверы между собой, повествующие о том, как сотрудники полиции Майами отправляются в Нью-Йорк или наоборот. Кроме того, они пересекаются с детективными сериалами «Без следа» и «Детектив Раш», а также с комедийным сериалом «Два с половиной человека» (эпизод «C.S.I» — «Две с половиной смерти» и серия из «Двух с половиной человек» под названием «Рыба в ящике»).
Полицейские сериалы «Закон и порядок» (про копов Нью-Йорка) и «Убойный отдел» (про их коллег из Балтимора) пересекались целых четыре раза.
«Закон и порядок» также пересекался с сериалами про Чикаго, а один из персонажей неудавшегося сериала «Правосудие Чикаго» впоследствии вошёл в основной состав сериала «Закон и порядок: Специальный корпус».
Франшиза «Закона и порядка» регулярно пересекается внутри себя. Персонажи кочуют из сериала в сериал, меняя места работы.
В 19 серии 8 сезона «Скорой помощи» пропавшую племянницу доктора Сьюзен Льюис ищут Морис Боскорелли, Фейт Йокас и другие персонажи из сериала «Третья смена».
Этот поиск можно наблюдать в подробностях в 19 серии 3 сезона «Третьей смены», которая, в свою очередь, является кроссовером «Скорой помощи».
В 16 серии 2 сезона сериала «Китайский городовой» появляется Крутой Уокер из одноимённого сериала.
А в сериале «Крутой Уокер» в 17 серии 8 сезона появляется Саммо Ло из сериала «Китайский городовой».
В сериале «Эврика» 5 серия 4 сезона так и называется — «Пересечение». Она является кроссовером с сериалом «Хранилище 13».
Пятая серия второго сезона «Хранилища 13», в свою очередь, является кроссовером с «Эврикой».
(Псевдо)научный сериал «Кости» пересекается с фантастическим сериалом «Сонная лощина» в хэллоуиновской серии «Воскресшие останки».
«Однажды в сказке».
«Гримм» — собрались злодеи разных сказок.
Чешский сериал «Арабелла».
В одном из эпизодов телесериала «Могучие Рейнджеры в космосе» появляются черепашки-ниндзя.
«Доктор Кто».
В одной из серий в действии участвует Робин Гуд.
В роли одного из зловещих инопланетян появлялся известный Минотавр из греческих мифов.
Другой зловещий инопланетянин из ранних серий о Докторе — египетский бог Сет.
«Страшные сказки» (Бульварные ужасы; Penny Dreadful) — Дориан Грей, Ван Хельсинг, Франкенштейн со своими творениями, Мина из Дракулы, сам Дракула, оборотень Лоуренс Талбот и иже с ними.
«Секретные материалы» в 4 серии 7 сезона пересеклись с «Тысячелетием».
Еще более занятный кроссовер — с реалистичными «Убойным отделом» и «Специальным корпусом». В 3 серии 5 сезона появляется балтиморский детектив Джон Манч — персонаж, основанный на реальном полицейском из этого города.
«Сверхъестественное», 16 серия 13 сезона. «Сверхи и Скуби-Ду. Мечта сбылась!»
«Десятое королевство», где смешались персонажи разных сказок.
«Зена — королева воинов» и «Удивительные странствия Геракла» — кроссоверы друг для друга, в которых, к тому же, понамешано всевозможных мифических героев и исторических личностей, которые вообще не могли бы встретиться хотя бы потому, что жили с разницей в несколько тысяч лет.
Сериалы франшизы «Arrowverse» на канале The CW часто устраивают кроссоверы между собой и постепенно добавляют другие сериалы и фильмы в свою вселенную. Педаль в земную кору вдавливает мегакроссовер «Кризис на бесконечных землях», добавивший в мир «Arrowverse» сериалы «Флэш» (1990 г.), «Чёрная Молния», «Тайны Смоллвиля», «Титаны», «Хищные птицы», «Бэтмен» (1966 г.), а также старые фильмы о «Супермене» и киновселенную DC (Флэш из The CW повстречался с Флэшем из «Лиги справедливости»). После окончания кроссовера три разных мира из франшизы становятся одним, то есть события сериалов «Стрела», «Флэш», «Супергёрл», «Бэтвумен», «Легенды завтрашнего дня» и «Чёрная Молния» теперь происходят на одной Земле.
Серия «Ночная смена» сериала «Бруклин 9-9» является кроссовером с серией «Возвращение домой» сериала «Новенькая».
Мультфильмы [ править ]
Клуб Весёлых Человечков (см. пример выше) обзавёлся собственной мультипликационной дилогией («Ровно в три пятнадцать» 1965 г. и «Где я его видел» 1965 г.), которая в 1990-е годы превратилась в трилогию («Весёлые картинки. Фантазия в стиле ретро», 1996 г.).
Также весёлые человечки были в новелле «Карандаш заболел» (мультжурнал «Светлячок» выпуск 8, 1968 г.). Здесь Карандаша лечил Айболит. Также Карандаш является рассказчиком в мультфильме «Что такое хорошо и что такое плохо» (цикл «Книжки для самых маленьких», вып. 1, 1969) по сказке В. В. Маяковского.
«Мальчик из Неаполя» по сказке Джанни Родари. Есть Кот в сапогах (комендант волшебного леса; сапог не носит — жмут), а также Волк и Лиса — любимые отрицательные герои русских сказок.
«Серый Волк энд Красная Шапочка» — Волк съел доктора Айболита (вставившего Волку стальные зубы вместо удалённой челюсти) и Зайчика, крокодила Гену и Чебурашку а попав за границу — трёх поросят и семерых гномов.
Тетралогия М. Каменецкого «Самый маленький гном».
«Шрек».
«Ральф» — кроссовер аркадных игр.
«Ральф против интернета» — кроссовер множества диснеевских персонажей.
Next Gen/Следующее поколение (2018) — кроссовер самого себя, плюс total annigilation или трансформеров. Главным злодеем предположительно оказывается «не показанный в игровом процессе» экспериментальный юнит кореан, лежавший в Земле (тогда она называлась Empyrrean) в районе места действия сюжета невесть сколько времени. Потом он почему-то включился и решил «начать всё с начала». Другой вариант: какой-то десептиконский недобиток очнулся уже после войны, когда энергон кончился, а автоботы улетели, и опять же решил из-за голода «стереть тут всё к чертям собачьим». Ну и в обоих случаях захватчик в силу своей малой (относительно прошлого) мощи стал городить хитроподвывернутый план по разгрому всего. Так или иначе, это какой-то злобный робот из далёкого прошлого.
«Монстры на каникулах».
«Бэтмен против Дракулы».
«Волшебная загадка».
«Дед Мазай и другие». Кроме зайцев, как в первоисточнике, Дед Мазай спасает собачку Муму, персидскую княжну, Робинзона Крузо и пассажиров «Титаника».
«Чего на свете нету» — российский короткометражный мультфильм 2000 года («Весёлая карусель» № 32), в котором Бонифаций, Матильда и прочие персонажи путешествуют, напевая песню на музыку В. Шаинского.
В полнометражке «Rugrats Go Wild» на необитаемом острове встречаются персонажи двух разных мультсериалов телеканала Nickelodeon: «Ох уж эти детки» и «Дикая семейка Торнберри».
«Фантазёры из деревни Угоры».
«Шалтай-Болтай», ТО «Экран», 1983 г. По английским стихотворениям в переводе С. Я. Маршака: «Шалтай-Болтай», «Три зверолова», «Маленькие феи» и «Происшествие в карточном домике».
«Иван-царевич и серый волк».
«Вовка в Тридевятом царстве».
«Риф». Среди персонажей — трёхглазая рыба-мутант из «Симпсонов». Да, та самая. В детском мультике…
Это больше похоже на обычную пасхалку, чем на кроссовер. Хотя есть вариант, что трёхглазая рыба просто нагло слизана с рыбы из «Симпсонов».