- Focus не удался. Все о моделях Ford, которые мы потеряли
- 10 причин развода: почему Форд нас оставил
- 1. Убыточность производства
- 2. Модельный ряд и цены
- 3. Слишком большие инвестиции
- 4. Потеря госконтрактов
- 5. Этот страшный СПИК
- 6. Сокращение присутствия в Европе
- 7. Безработица
- 8. Уменьшение конкуренции
- 9. Серый импорт
- 10. Остались без ярких новинок
Focus не удался. Все о моделях Ford, которые мы потеряли
Иными словами, российскому покупателю предстоит расстаться с моделями Fiesta, Ecosport, Focus, Mondeo, Kuga и Explorer. Резюмируем, чем знаменательны эти автомобили.
Говоря о Fiesta для России, мы подразумеваем рестайлинговый вариант пятидверного хэтчбека и седана шестого поколения модели. В 2013 году эта модель покинула российский рынок ввиду низкого спроса, но вернулась в 2015-м уже в рестайлинговом виде — с модной решеткой радиатора а-ля Aston Martin, мягкими полимерами в отделке салона. Существовала и российская адаптация — доработанная подвеска и высокопрофильные шины увеличили клиренс до 167 мм (+15 мм к европейскому).
Более того, обновленная Fiesta получила прописку на мощностях предприятия в Набережных Челнах. Багажник хэтчбеков Fiesta оказался, тем не менее, по российским скромным — лишь 276 литров. Седану выделили отсек опять-таки не рекордных размеров — на 455 л. Базовый бензиновый 1,6-литровый мотор выдавал 105 л.с. и сочетался с 5-ступенчатой «механикой» и 6-ступенчатым преселективным «роботом». Старший 1,6-литровый 120-сильный бензиновый мотор развивал мощность 120 л.с. и работал в связке исключительно с 6-ступенчатым преселективом.
Цены начинались с 849 000 рублей за хэтчбек и с 859 000 рублей за седан, а базовое оснащение было достаточно богатым: кондиционер, аудиосистема, две подушки безопасности, антиблокировочная система, электропакет, зеркала с подогревом, бортовой компьютер, датчики света и дождя, лифт сиденья, легкосплавные диски и даже система помощи при трогании в гору. В так называемый «зимний» пакет (за доплату) предлагался подогрев лобового стекла и передних сидений. В 2018 году в России было продано 1 706 седанов и хэтчбеков Fiesta.
Мировой дебют обновленного Ford EcoSport второго поколения случился в ноябре 2016 года на автосалоне в Лос-Анджелесе, однако, в шоу-румах отечественных дилеров модель появилась лишь в мае 2018-го.
В плюсы рестайлингового варианта можно записать более модную внешность — крупные и эффективные фары головного освещения, стильные дневные ходовые огни. Передний бампер получил более современные «противотуманки». Для российского рынка маркетологи выделили два бензиновых двигателя (1.5 на 123 л.с. и 2.0 на 148 л.с), 5-ступенчатые механические коробки передач и новую автоматическую коробку, которая пришла на смену преселективному «роботу».
Маленький SUV в базовой комплектации с 1,5-литровым мотором и передним приводом предлагался до последнего времени по цене от 1 075 000 рублей, в то время как за исключительно полноприводный вариант с 2-литровым мотором нужно было выложить как минимум 1 353 000 рублей.
Функционал начальных исполнений был по умолчанию не слишком богатым: две фронтальные подушки безопасности, зеркала с обогревом и электрорегулировками, четыре электростеклоподъемника, аудиоподготовка с четырьмя динамиками, ABS, EBA, ESC и некоторые иные опции. Кондиционер же предлагался лишь для более дорогих исполнений. Топовая версия, напротив, комплектовалась «под завязку»: датчики парковки «по кругу», камера заднего вида, датчики дождя и света, кожаная отделка кресел, система бесключевого доступа, сразу семь подушек безопасности. Объем багажного отсека был не слишком конкурентоспособным (375 литров), а «запаска» на пятой двери мешала при парковке. Модель выпускалась на заводе компании в Набережных Челнах. В 2018 году в России было продано 4 369 кроссоверов Ford EcoSport.
Ford Focus выпускается с 1998 года. Таким именем названо целое «семейство» автомобилей C-класса, начиная от седана, универсала и хэтчбека и заканчивая их «заряженными» модификациями.
Самый свежий Focus четвертого поколения дебютировал в апреле 2018 года. Предполагалось, что запуск производства этой новинки на заводе во Всеволожске под Санкт-Петербургом произойдет в 2019-м. В дилерских центрах все еще доступны обновленные машины третьей генерации: седаны, пятидверные хэтчбеки и универсалы. Цены начинаются с 1 003 000 рублей за исполнение хэтчбек.
Поклонники модели приобретали ее за драйверские качества, проистекавшие от удачной платформы C1 с независимыми подвесками. Бензиновая моторная линейка включала 1,5-литровый 150-сильный двигатель Ecoboost (предлагался в связке с 6-ступенчатым преселективом), 1,6-литровый 105-сильный мотор (с 5-ступенчатой «механикой» и 6-ступенчатым преселективом) и 1,6-литровый 125-сильный двигатель (с такой же трансмиссией).
Все семейство в ходе обновления 2015 года получило перенастроенный электроусилитель руля и оптимизированную подвеску. В базовом оснащении версии хэтчбек отсутствовали кондиционер, подогрев лобового стекла и аудиосистема, что заставляло покупателей смотреть в сторону более щедро оснащенных конкурентов. В 2018 году в России было продано 14 388 седанов Ford Focus.
Переднеприводный среднеразмерный седан Ford Mondeo четвертого поколения прибыл к европейским покупателям сразу в трех кузовных решениях осенью 2014 года, но до России в марте 2015-го добрался только седан. Летом 2018 года в рамках глобальной модернизации автомобиль обзавелся передовыми электронными помощниками (в частности — адаптивными светодиодными фарами и системой мониторинга слепых зон), но при этом модель сохранила гамму бензиновых силовых установок. Это 2,5-литровый 150-сильный «атмосферник», 2-литровый 199-сильный турбомотор Ecoboost и топовый 2-литровый 240-сильный турбомотор Ecoboost.
Помимо отличной управляемости покупатели ценили большой Ford за просторный салон и вместительный багажник. Несмотря на то, что Mondeo формально относится к сегменту D, по своим габаритным размерам он де факто вписывается в сегмент E по европейской классификации.
В числе конкурентных преимуществ значатся также не бедная базовая комплектация за 1 556 000 рублей. Такому Mondeo положены кондиционер, музыка и шесть подушек безопасности. Так называемый «теплый пакет» предлагался за доплату. Топовым исполнениям выделили легкосплавные диски на 17 дюймов, передние и задние датчики парковки, аудиосистему Sony с девятью колонками, медиацентр с 8-дюймовым экраном, адаптивный круиз-контроль и многое другое. В 2018 году в России было продано 2 203 Ford Mondeo.
Европейский дебют Ford Kuga II состоялся в марте 2016 года на Женевском автосалоне, а в 2017-м рестайлинговая модель добралась до российского рынка. В ходе обновления из линейки выпали версии с механической коробкой передач, и SUV пока еще можно приобрести у российских дилеров с 2,5-литровым 150-сильным мотором и передним приводом (от 1 620 000 рублей), а также полноприводные машины с 1,5-литровым 150-сильным бензиновым мотором EcoBoost (от 1 620 000 рублей) и 1,5-литровым 182-сильным бензиновым турбомотором (от 2 189 000 рублей). Трансмиссия во всех случаях — 6-диапазонный «автомат».
К сожалению, в последние месяцы продажи этого компактного, некогда сверхпопулярного SUV пошли на спад, причиной чего можно считать не только устаревание модели, но и более выгодные ценовые предложения от корейских конкурентов. За 2018 год компания реализовала 13 909 таких машин. Не помогли даже усилия маркетологов по внедрению передовых электронных помощников (таких, как мультимедийная система Ford SYNC с голосовым управлением, способная не только распознавать русский язык, но и читать входящие SMS) и специальные акции по повышению спроса.
Обновленная версия Ford Explorer дебютировала на международном автосалоне в Нью-Йорке в 2017 году. Это первый рестайлинг пятого поколения модели. У официальных дилеров такие автомобили появились только в 2018-м. Новинка не получила серьезных изменений с технической стороны, обзавелась новым интерьером и подретушированным дизайном.
Как и предшественник, обновленный SUV выпускался на заводе в Елабуге. В активе машины числились внешность с премиальными черточками, интересная управляемость, просторный семиместный салон с привлекательным оформлением. Объем багажника также довольно щедрый — от 595 до 2314 литров. Все три модификации предлагались с бензиновой V-образной «шестеркой» объемом 3.5 литра мощностью 249 л.с., 6-диапазонной автоматической трансмиссией и полным приводом. Такая модификация обеспечивала достойную динамику — 8,7 секунды при разгоне до 100 км/ч.
Цены стартовали с отметки 2 889 000 рублей. В базовое оснащение входили светодиодные фары, восемь подушек безопасности, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, камера заднего вида, мультимедиа SYNC 2 с экраном на восемь дюймов, ABS, ESP и многое другое. В 2018 году компания смогла реализовать 3 804 таких SUV.
Источник
10 причин развода: почему Форд нас оставил
Ford стал первым иностранным автопроизводителем, начавшим в России сборку автомобилей по полному циклу.
Инвестировав 150 миллионов долларов он фактически с нуля построил завод в Ленинградской области.
Но спустя 19 лет компания объявила о фактическом уходе с рынка: в России «голубой овал» останется лишь в сегменте легкого коммерческого транспорта с семейством Transit.
1. Убыточность производства
Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.
И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…
2. Модельный ряд и цены
Нынешние легковые Форды, мягко говоря, недешевы. Третье поколение Ford Focus стоит больше миллиона, при этом оно теснее конкурентов, не говоря уж о предшественнике, а исключительно хорошими ездовыми повадками никого не завлечешь в салоны. При этом С-класс как в мире, так и в России уступает позиции под натиском кроссоверов.
Тут бы отделу маркетинга Ford Sollers пересмотреть свою политику, но нет. Даже появление более-менее доступной Фиесты ситуацию не спасло. В В-классе правят Лады и парочка Kia Rio/Hyundai Solaris, которые дешевле.
Кроссоверы тоже не помогли. Очень маленький Ford EcoSport пришел в Европу и Россию с рынка Южной Америки. И тоже стоит в России более миллиона! В таких условиях продукция американской компании оказалась неконкурентоспособной даже с учетом локализации производства.
При этом компания не вывела на российский рынок купе Ford Mustang, как обещала. И сделала довольно странный шаг, убрав из России пикап Ranger. У нас многие рассматривали его не только в качестве рабочей лошадки, но и как более доступную альтернативу внедорожникам. Впрочем, оба этих продукта — нишевые истории.
3. Слишком большие инвестиции
Ford вторым после Volkswagen локализовал в России производство двигателей для своих легковых моделей. Но инвестированные средства так и не отбились, несмотря на то, что часть компонентов моторов делали у нас.
Причем от компании на этапе строительства моторного завода никто не требовал локализации производства силовых агрегатов. Видимо, американцы хотели сыграть на опережение.
4. Потеря госконтрактов
Высокие цены привели и к оттоку корпоративных покупателей, которые раньше выбирали Focus или Mondeo. Самой большой потерей для Форда стал, конечно же, практически полный отказ МВД от закупок. Полиция пересела на более доступные Солярисы и Октавии. Изредка можно встретить на дорогах полицейские Ford Explorer, но на них обычно разъезжает начальство. Среди чиновников мелкого и среднего ранга Mondeo ничего не смог противопоставить Тойоте Camry (также производится в России).
Отказались от Фордов и многочисленные таксопарки: предложение корейских компаний было более выгодным.
5. Этот страшный СПИК
В 2011 году для того, чтобы соответствовать новым требованиям по промсборке, Ford вступил в альянс с российской «Соллерс», создав совместное предприятие. СП начало активно развиваться: завод в Набережных Челнах перепрофилировали со сборки корейских SsangYong на фордовские модели, были построены аж три предприятия в особой экономической зоне «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан).
Суммарная мощность площадок составляет 300 тысяч автомобилей в год. Но в прошлом году в России было продано всего 53 234 автомобиля Ford. Это, конечно, на 6% больше, чем в 2017-м, но сравните с общим ростом рынка на 12,8%. К тому же ростом продаж «голубой овал» обязан исключительно Ford Transit — за последние три года его продажи выросли более чем в 3 раза, что сделало семейство лидером на нашем рынке среди иностранных брендов.
В этом году условия предоставления льгот, субсидий и компенсации утилизационного сбора для автопроизводителей вновь пересмотрены. Они должны заключить специальные инвестконтракты (СПИК). Эти контракты предусматривают более глубокую локализацию и дополнительные инвестиции. Проект СПИК у Ford был готов еще в прошлом году. Но американцы откровенно «забили» на него, кажется, уже тогда все решив для себя. Теперь «Соллерс», под контроль которой переходит СП, придется до середины лета успеть подготовить проект нового контракта, в котором будет присутствовать только Ford Transit.
6. Сокращение присутствия в Европе
Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна. Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой. Компания сократит рабочих и другой персонал.
Нельзя исключать и того сценария, что Ford полностью покинет рынок Старого Света. GM прекращение продаж Chevrolet и продажа Opel помогли справиться с кризисом. Ford рассчитывает на рынок Северной Америки и Китая. Также «голубой овал» объявил о масштабной программе электрификации модельного ряда. У нас электромобили никому не интересны, а в Европе конкурировать с Volkswagen или Tesla у американцев вряд ли получится.
7. Безработица
Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?
Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.
Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.
8. Уменьшение конкуренции
Конечно, легковушки Ford у нас сегодня покупают неохотно. Но компания была представлена сразу в нескольких сегментах — от компактного до больших кроссоверов. И если Fiesta, EcoSport или Focus с Mondeo спросом не пользуются, то у Куги с Эксплорером аудитория есть. Причем последний представляет собой одно из самых выгодных предложений в классе среднеразмерных кроссоверов.
9. Серый импорт
Многим официальным дилерам придется или закрываться или переквалифицироваться: большинство торгует исключительно легковыми моделями Ford. Так что стоит ждать расцвета «серого» и даже «черного» импорта. Машины будут ввозить окольными путями, не всегда самыми законными, а это значит, что цены на Форды вырастут. Причем это касается не только и не столько новых машин, как автомобилей с пробегом.
10. Остались без ярких новинок
Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!
Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.
Ни четвертое поколение Ford Focus, ни новый Ford Explorer мы, скорее всего, не увидим.
Причем в России есть довольно большая прослойка фанатов именно марки Ford. Конечно, не сравнить с «сектами» поклонников Subaru или Alfa Romeo, но, думается, они покупали бы машины и при условии их импорта, а не локальной сборки.
Вернется ли Ford на рынок легковых автомобилей в России? Недавно стало известно о возвращении Opel, но произошло это только после смены собственников марки. А массовые модели Chevrolet у нас как не продавались, так и не продаются. Поэтому прогноз на среднесрочную перспективу скорее пессимистичный.
Фото: «За рулем», Константин Кижель/ТАСС, Руслан Шамуков/ТАСС, Егор Алеев/ТАСС, Ford, Ford Sollers
Источник