Как устроена турбина Джип Гранд Чероки WK2
Как устроена турбина Джип Гранд Чероки? У нас появилась возможность включить мальчишеский задор и разобрать её на составляющие. Замену рассмотрели чуть раньше, сегодня покажем как работает изменяемая геометрия и турбина в целом.
Впуск и выпуск
Если очень грубо, турбина состоит из двух улиток, двух крыльчаток и общей оси. Впуск от выпуска отличить проще простого даже непосвящённому: блестящий алюминий на впуске, ржавое железо на выпуске.
Где ржавчина, там выпуск
Между выводами впускной части прячется мотор, отвечающий за изменение геометрии турбины.
Моторчик изменения геометрии
Он соединяется с механизмом заслонок при помощи металлической тяги.
Тяга от мотора к механизму заслонок
Забор выхлопа происходит напрямую через коллекторы (1 и 2), откуда он улетает в трубу (4) и частично попадает в систему ЕГР (3).
Схема движения выхлопных газов
Берём в руки инструмент и проводим первый разбор на составляющие.
- Вход воздуха, подача к турбине.
- Выход воздуха, подача на интеркулер.
- Актуатор/моторчик турбины.
- Контуры охлаждения и смазки.
- Впускная улитка.
- Вставка турбины.
- Выпускная улитка.
- Кронштейны и крепёж.
Турбина Джип Гранд Чероки WK2 3.0 дизель
Турбину сделала фирма Garrett, о чём мы будем постоянно находить свидетельства. Причём произвели её на родине мотора от VMMotori в Италии.
Улитка впускной части турбины
На впускной улитке больше нет ничего примечательного кроме заглушки на контуре выхода воздуха. Она нужна для установки датчика давления, чтобы проверить фактическое значение наддува.
Служебный порт для проверки наддува
К выпускной части без перчаток лучше не приближаться, сажу потом тяжело вымыть из кожи.
Выхлопная часть турбины
Вставка между улитками собрана на сквозную ось и держится за счёт гайки впускной крыльчатки.
Крыльчатка впускной части турбины
Обратите внимание на форму лопаток, на выпуске всё намного проще, практически прямые линии.
Никто и не удивлён, что турбину делает Garrett
Зато выпуск умеет изменять свою геометрию за счёт поворотных лопаток.
Поворотные лопатки турбины
Это позволяет не только использовать турбину на максимум, но при необходимости полностью исключать её из работы двигателя.
Изменение геометрии в зависимости от положения тяги
Как видно из фотографий, крайние положения тяги находятся достаточно близко, так что к актуатору всего два требования: быстро изменять позицию и чётко попадать в нужную.
Мотор регулировки турбины Джип Гранд Чероки
По старой доброй традиции мотор отдельно не продаётся и по логике производителя поставляется только в сборе с турбиной.
Мотор для Garrett делает Hella
На самом деле это не так и у Garrett есть ремонтные артикулы.
Масло и антифриз
Вставка турбины объединяет в себе два контура, масляный и антифризный.
Вход масла расположен вертикально над осью вращения
Подача масла расположена строго вертикально над осью турбины, узнать её можно по более мелкому сечению, чем у охлаждения.
Канал слива масла слева, охлаждения справа
Масляная обратка находится под осью и отклонена на 15 градусов относительно вертикали.
Трубка слива масла из турбины
Из четырёх трубок она единственная крепится двумя обыкновенными болтами к корпусу.
Трубки смазки и охлаждения
Все остальные закреплены сквозными пустотелыми болтами, в качестве прокладок выступают медные шайбы.
Пустотелые болты для жидкостных магистралей
В Штатах не любят точные формулировки, поэтому используют термин «banjo bolt».
Центральная вставка
Вооружаемся инструментом и проводим второй разбор на составляющие.
Регулировочное и опорное кольцо
Если вы думали, что «изменяемая геометрия» это что-то сложное, спешим вас обрадовать – голая механика, в которой нечему ломаться.
Тяга управления поворотными лопатками
Весь механизм собран из двух пластин, опорной и регулировочной. В первую вставлены лопатки на подвижной оси, а вторая передаёт момент от тяги сразу на все лопатки за счёт пазов, в которые они защёлкиваются.
Обратная сторона опорной пластины
Не взирая на пробег и сажу, внутри всё достаточно чисто.
Турбина может гнать масло не только наружу, но и внутрь
Впускная часть турбины устроена чуть сложней за счёт механизма распределения смазки, однако и она не представляет из себя ничего выдающегося.
Впускная часть турбины Джип Гранд Чероки
Как видите, турбина Джип Гранд Чероки легко разбирается и вполне ремонтопригодна. Замена на БУ имеет смысл только если вы находитесь в Москве, нужно всё сделать очень быстро и вам предлагают свежий узел за вменяемые деньги, во всех остальных лучше перебрать.
Механизм распределения масла по турбине
Лучше весь комплекс работ делать в одном месте, чтобы получить максимальную гарантию. Разбирать приходится много, работа не быстрая, а расходники не самые дешёвые. Если снимать и ставить турбину в одном сервисе, а ремонтировать в другом, есть вероятность не найти крайнего в случае неполадок.
Источник
Замена турбины Гранд Чероки 3.0 дизель WK2 (2014)
Замена турбины Гранд Чероки 3.0 дизель операция статистически редкая. При должном обслуживании и правильной эксплуатации триста тысяч километров беспроблемного пробега далеко не предел. С героем нашего обзора вы уже знакомы, его на законном основании можно назвать страдальцем – собирали не самые квалифицированные люди из того, что первым попалось под руку.
- Автомобиль: Jeep Grand Cherokee
- Год выпуска: 2014
- Двигатель: EXF (3.0 л., 2987 куб. см., 247 л.с.)
- Особенности ДВС: V6, дизель
- Коробка передач: 8HP70 (автомат, 8 ступеней, AWD)
- Пробег: 180 938 километров
Турбина расположена сзади по центру двигателя со смещением к правой головке блока цилиндров.
Турбина стоит сзади двигателя
Объединяет в себе антифриз, масло, воздух, выхлоп и систему ЕГР, так что разбирать предстоит порядочно.
Снимаем все элементы
Стрелкой слева обозначен забор выхлопных газов для системы рециркуляции, стрелкой справа – вредный патрубок, который так любит течь.
Сразу проверяем патрубок на течь
Снимаем оба выпускных коллектора и проверяем состояние всех элементов после вмешательства предыдущего сервиса.
Левый выпускной коллектор Гранд Чероки
По правой голове достаточно отмыть генератор от антифриза.
Отмываем и очищаем посадочные места
Слева настало время поставить новый маслоохладитель.
На снятом двигателе замена теплообменника плёвое дело
После окончания манипуляций мы наконец-то во всей красе видим заднюю часть двигателя и можем ещё раз всё внимательно исследовать.
Откручиваем и снимаем турбину
В первую очередь нас интересуют течи, именно с них всё начиналось. Моторное масло текло из корпуса турбины Гранд Чероки.
Течь масла по корпусу турбины
Однако под ней в самом дальнем углу нашли действующий вулкан и сталактит из антифриза.
К антифризу по-прежнему много вопросов
Без внушительного демонтажа сюда не подберёшься. Именно поэтому пришлось снимать двигатель и заново переуплотнять все соединения, уж слишком много к ним вопросов.
Течь антифриза под турбиной найти на машине сложно
Владелец решил не ремонтировать турбину и решил поставить БУ со свежей машины. Суть этой конструкции в том, чтобы снизить расход, увеличить отдачу и развеять миф, что дизельные двигатели исключительно овощные и не валят как тазы.
Впускная часть турбины
Воздух поступает через центральную часть, там его разгоняет крыльчатка и отправляет через интеркулер и впускной коллектор прямо в камеру сгорания.
Турбину на конвейер поставляет Garrett Advancing Motion
Сама турбина работает за счёт выхлопных газов, выпускные коллекторы напрямую стыкуются к ней.
Выхлопная часть турбины Гранд Чероки 3.0 дизель
- Отвод газов для системы ЕГР.
- Стык с выхлопной системой.
- Стык с правым выпускным коллектором.
Стык с левым выпускным коллектором
Если не вдаваться в подробности, выхлоп раскручивает крыльчатку, которая через общую ось передаёт усилие на вторую крыльчатку, а та уже нагоняет под давлением воздух в цилиндры.
Отсюда газы улетают в выхлопную трубу
Подробности работы системы рассмотрим в отдельной статье, а пока вооружаемся светом, терпением и собираем пазл.
Проверяем каждый стык перед установкой двигателя
Обидно будет не заметить ещё какой-то подвох и переделывать работу, но уже за собой. После такого вмешательство машина обязательно должна вернуться на контрольную проверку через неделю, чтобы и мы спокойно спали, и владелец мог уехать без опаски в любой край страны.
Источник