Лучший турбодизель 20-летия? Плюсы и минусы мотора К9К
Renault Megane, Nissan Qashqai, Mercedes-Benz A-Classe — эти совершенно разные авто объединяет одно: все они оснащались турбодизелем Renault K9K. Однако хоть мотор и один, но проблемы у всех разные: у одних — топливная аппаратура, у других — вкладыши коленвала, у третьих — стружка в масле. О том, как правильно выбрать «правильную» версию мотора К9К, наш сегодняшний материал.
Несмотря на таможенные пошлины, белорусы продолжают ввозить подержанные машины из-за рубежа — кто-то из США, кто-то из Европы. Как утверждают в компании «АвтоСтронг-М», сложность и высокотехнологичность современных моделей заставляет заранее изучать возможные нюансы. Чтобы облегчить эту задачу, мы совместно со специалистами авторазборки запускаем цикл материалов о проблемах ДВС «проходных» авто. И первым гостем стал один из самых распространенных современных дизелей — Renault K9K. Для тех, кто предпочитает видеоконтент текстовому, есть видеоверсия данного материала — ее можно посмотреть на YouTube-канале компании.
Многоликий долгожитель
Турбодизель серии К9К дебютировал в 2001 году на модели Renault Clio 1.5 dCi и с тех пор стал одним из самых популярных моторов в линейке. Его устанавливали на модели Kangoo, Modus, Megane, Laguna, Sandero, Kaptur, Duster. Тяговитый и экономичный, он быстро распространился и на модели других брендов. В различных вариациях К9К можно встретить на Nissan Almera, Juke, Note, Qashqai, Tiida, NV200, турбодизельная версия Suzuki Jimny также оснащалась двигателем Renault. Но еще больше удивляет тот факт, что французы умудрились продать мотор одному из лидеров немецкого автопрома: К9К можно встретить под капотом Mercedes-Benz моделей А- и В-классов, четырехдверного купе CLA-класса, кроссовера GLA и даже на коммерческом Mercedes-Benz Citan. В этом же ряду — Dacia Lodgy и экзотический Infiniti Q30. В общей сложности К9К встречается более чем на 30 моделях. И для белорусских автомобилистов это имеет важное значение — благодаря «проходному» рабочему объему в 1461 куб. см размер таможенных платежей при ввозе на территорию ТС минимален.
Версии и модификации
Поскольку наиболее популярным К9К стал в Европе, мы приводим спецификации рынка ЕС, указанные для моделей Renault. В зависимости от региона и бренда характеристики могут незначительно отличаться.
Выпускавшийся с 2001 по 2004 год К9К предлагался в следующих версиях. Базовая версия с турбиной BorgWarner KP35 выдает 65 л. с. и 160 Н·м. Аналогичная версия, но с интеркулером, при чуть большем давлении выдавала 80 л. с. и 185 Н·м. А топ-версия оснащалась турбиной BorgWarner BV39 с изменяемой геометрией и выдавала 100 л. с. и 200 Н·м.
В 2004 году двигатель модернизировали — понизили степень сжатия, доработали впрыск и выпускную систему, экологический стандарт повысили до Евро-4. Отдача базовой версии не изменилась, а вот К9К с интеркулером выдавал уже 85 л. с. и 200 Н·м. Показатели топ-версии также улучшились — она обеспечивала 105 л. с. и 240 Н·м.
Третье поколение выпускали с 2008 года: здесь снижена степень сжатия, доработан EGR, появился сажевый фильтр, что позволило соответствовать нормам Евро-5. Однако несмотря на экологический «хомут», показатели снова улучшились. Базовая версия стала выдавать 75 л. с. и 160 Н·м, наличие интеркулера позволяло развивать уже 90 л. с. и 200 Н·м, а самый мощный К9К выдавал 110 л. с. и 240 Н·м.
В 2012 году появилась четвертая генерация мотора. У нее модернизированы EGR, сажевый фильтр, маслонасос, появилась система «старт-стоп». Мощность всех версий не изменилась, зато вырос крутящий момент: у базовой — со 160 до 200 Н·м, у версии с интеркулером — с 200 до 220 Н·м. Топовый же К9К стал выдавать 260 Н·м вместо прежних 240.
Всего за годы производства двигатель был представлен более чем в 30 версиях и модификациях. Также важно знать, что на К9К ставились топливные системы трех производителей. Изначально, до 2009 года, на все версии до 100 л. с. устанавливали аппаратуру Delphi, а на более мощные — Siemens. С 2009 года Delphi заменили на Bosch, а Siemens «превратился» в Continental (в связи с приобретением компании).
Плюсы
К достоинствам двигателя К9К эксперты компании «АвтоСтронг-М» относят его тяговитость и экономичность. Как понятно из предыдущего абзаца, даже базовые версии выдают неплохой крутящий момент, а топ-версии и вовсе соревнуются в динамичности с бензиновыми авто. При этом характеристики можно довольно легко улучшить — любой специалист по чип-тюнингу с радостью возьмет в работу К9К, поскольку его мощность и крутящий момент можно увеличить на 15—25% без вмешательства в «железо».
Про экономичность этого мотора также слагается множество легенд. Владельцы компактных легковушек оперируют цифрами порядка 3,5—4 литров в загородном цикле, городской цикл укладывается в 5—5,5 литра на 100 км. У кроссоверов, минивэнов и крупных легковушек расход немного выше, но чтобы заставить К9К «скушать» в городе 8 литров — это нужно хорошо постараться.
Третий плюс данного турбодизеля — это низкие эксплуатационные расходы. Ремень ГРМ на моторах с 2008 года рекомендуется менять раз в 160 тыс. км, регулировка зазоров клапанов — каждые 50 тыс., межсервисный интервал для европейского рынка — 30 тыс.
Следи за маслом!
Специалисты компании «АвтоСтронг-М» называют К9К «жертвой межсервисных интервалов». Рекомендованная в Европе замена масла один раз в 30 тыс. км породила множество проблем в начальных версиях двигателя. Выпущенные до 2009 года К9К имеют ярко выраженную особенность: из-за того, что масло на протяжении такого длительного срока (а некоторые не проезжают 30 тыс. и за год) не всегда способно сохранять свои смазывающие свойства, страдают шатунные вкладыши коленвала. Их ресурс на старом моторе составляет порядка 90 тыс. км, затем возможно проворачивание, повреждение шеек коленвала, а при заклинивании — и повреждение цилиндропоршневой группы. Поэтому специалисты при покупке подержанного авто до 2009 года выпуска с двигателем К9К рекомендуют произвести превентивную замену вкладышей коленвала. А поскольку большинство машин с таким мотором пригнаны как раз из Европы, к этим рекомендациям стоит прислушаться.
Заодно следует проверить пружину редукционного клапана масляного насоса и клапан масляного фильтра — из-за них на неработающем двигателе масло просто сливается в поддон, и при последующем запуске несколько секунд мотору приходится работать «на сухую». Поэтому специалисты рекомендуют уделить особое внимание системе смазки, а при замене масляного фильтра наполнять его свежим маслом, чтобы избежать масляного голодания при запуске обслуженного двигателя.
Делать это следует обязательно, поскольку возникающая при «сухой» работе стружка влияет на степень износа всех систем мотора. Распредвал, коленвал, турбина — если допускать масляное голодание, ресурс всех агрегатов резко уменьшается, и отсюда возникают самые дорогостоящие и распространенные проблемы. Поэтому специалисты рекомендуют снизить интервал замены масла до 8—10 тыс. км и тщательно следить за состоянием вышеуказанных узлов, связанных с системой смазки ДВС.
И за топливом тоже!
«По топливным системам расклад такой, — рассказывает Илья, эксперт компании „АвтоСтронг-М“. — Капризная Delphi очень чувствительна ко всем раздражителям: некачественное топливо, поддельный топливный фильтр или даже завоздушивание системы. Топливный насос может быстро начать гнать стружку, которая разносится по всей топливной системе, засоряя форсунки.
Кстати, в самих форсунках слабым местом считаются обратные клапаны, которые со временем начинают избыточно стравливать топливо, из-за чего возникают проблемы с запуском. Поэтому специалисты рекомендуют отправлять форсунки на чистку каждые 30 тыс. км, а ТНВД — каждые 60 тыс. Впрочем, даже если вам попался запущенный двигатель, это не повод для трагедии: цены на форсунки и ТНВД относительно низкие. К тому же форсунки адаптируются под свой естественный износ и их можно заменить без процедуры „привязки“ и адаптации».
С топливной системой Siemens/Continental проблем однозначно меньше, она более надежна и неприхотлива. Из особенностей специалисты отмечают неисправность подкачивающего насоса, встроенного в ТНВД. Из-за чрезмерного износа «подкачки» последний не получает достаточного количества топлива, что сразу отражается на его производительности. Вторая особенность — пьезоэлектрические форсунки стоят относительно дорого, но зато имеют достаточно большой ресурс.
Итого: брать или не брать?
Резюме по двигателю К9К получается следующее. Моторы до 2009 года выпуска имеют ряд характерных минусов, да к тому же на данный момент еще и огромные пробеги. Поэтому к их выбору стоит подходить особенно тщательно, а при покупке двигателя на вторичном рынке следует сразу проводить рекомендованные специалистами работы, чтобы избежать дальнейших проблем. Что касается более свежих версий К9К, в том числе на «проходных» авто, то здесь важен только один момент — пробег. Производитель заявлял ресурс около 250 тыс. км, но в продаже полно экземпляров с 400—500 тыс. на одометре, и ездят они еще довольно бодро. Поэтому важнее всего — убедиться, что пробег реальный, а не скрученный с того же полумиллиона километров. Тогда К9К будет радовать вас еще долгие годы — и тяговитостью, и экономичностью.
Благодарим компанию «АвтоСтронг-М» за помощь в подготовке материала.
Источник
Руководство Nissan Qashqai J11 K9K 2015-2017 — страница 4
Nissan Qashqai J11. Руководство — часть 4
Расширительный бачок системы охлаждения двигателя
Бачок омывателя ветрового стекла и омывателя фар
(для некоторых вариантов исполнения автомобиля)
(с. 8-15)
Бачок главного тормозного цилиндра и привода сцепле-
ния (автомобили с правосторонним управлением и меха-
нической коробкой передач), бачок главного тормозного
цилиндра (автомобили с правосторонним управлением
и трансмиссией XTRONIC) (с. 8-14)
Крышка заливной горловины для моторного масла
Щуп для проверки уровня моторного масла (с. 8-8)
Бачок главного тормозного цилиндра и привода сцепле-
ния (автомобили с левосторонним управлением и меха-
нической коробкой передач), бачок главного тормозного
цилиндра (автомобили с левосторонним управлением и
трансмиссией XTRONIC) (с. 8-14)
Аккумуляторная батарея (с. 8-16)
Воздушный фильтр (с. 8-23)
Блок предохранителей и плавких вставок (с. 8-25)
Расширительный бачок системы охлаждения двигателя
Бачок омывателя ветрового стекла и омывателя фар
(для некоторых вариантов исполнения автомобиля)
(с. 8-15)
Бачок главного тормозного цилиндра и привода сцепле-
ния (автомобили с правосторонним управлением и меха-
нической коробкой передач), бачок главного тормозного
цилиндра (автомобили с правосторонним управлением
и трансмиссией XTRONIC) (с. 8-14)
Крышка заливной горловины для моторного масла
Щуп для проверки уровня моторного масла (с. 8-8)
Бачок главного тормозного цилиндра и привода сцепле-
ния (автомобили с левосторонним управлением и меха-
нической коробкой передач), бачок главного тормозного
цилиндра (автомобили с левосторонним управлением и
трансмиссией XTRONIC) (с. 8-14)
Аккумуляторная батарея (с. 8-16)
Воздушный фильтр (с. 8-23)
Блок предохранителей и плавких вставок (с. 8-25)
Расширительный бачок системы охлаждения двигателя
Бачок омывателя ветрового стекла и омывателя фар
(для некоторых вариантов исполнения автомобиля)
(с. 8-15)
Бачок главного тормозного цилиндра и привода сцепле-
ния (автомобили с правосторонним управлением и меха-
нической коробкой передач), бачок главного тормозного
цилиндра (автомобили с правосторонним управлением
и трансмиссией XTRONIC) (с. 8-14)
Щуп для проверки уровня моторного масла (с. 8-8)
Крышка заливной горловины для моторного масла
Бачок главного тормозного цилиндра и привода сцепле-
ния (автомобили с левосторонним управлением и меха-
нической коробкой передач), бачок главного тормозного
цилиндра (автомобили с левосторонним управлением и
трансмиссией XTRONIC) (с. 8-14)
Аккумуляторная батарея (с. 8-16)
Воздушный фильтр (с. 8-23)
Блок предохранителей и плавких вставок (с. 8-25)
Безопасность: сиденья, ремни безопасности и дополнительные удерживающие системы
Запрещается перевозить пассажиров в багажном от-
делении или на сложенном заднем сиденье. В случае
дорожно-транспортного происшествия или резкого тор-
можения пассажиры, находящиеся в указанных местах,
и не защищенные средствами пассивной безопасности,
могут получить серьезные травмы.
При регулировке положения сидений необходимо убедить-
ся в отсутствии контакта с любыми подвижными деталями
автомобиля во избежание получения травм и/или повреж-
дений.
Отрегулировав сиденье, слегка покачайтесь в нем, что-
бы убедиться в надежности его фиксации.
Не следует наклонять спинку сиденья больше, чем тре-
буется для удобного положения. Защитное действие
ремней безопасности наиболее эффективно, когда пас-
сажир сидит прямо и плотно опирается на спинку сиде-
нья. При большом наклоне спинки сиденья существует
опасность соскальзывания пассажира под ремень, что
увеличивает риск получения травмы.
При возвращении спинок сидений в вертикальное по-
ложение проверьте, чтобы они были надежно зафикси-
рованы. Если спинка сиденья плохо зафиксирована, то
при столкновении или внезапной остановке автомобиля
пассажиры могут получить травму. После регулировки
положения спинки сиденья обязательно покачайте ее,
чтобы проверить надежность фиксации спинки сиденья.
Если в автомобиле перевозится груз, то его необходимо
тщательно зафиксировать, чтобы он не смещался. Не
размещайте багаж выше уровня спинок сидений. При
резком торможении или при столкновении плохо закре-
пленный груз может стать причиной получения травм.
Запрещается ехать в автомобиле с откинутой спинкой
сиденья. Это опасно. Ремень безопасности в этом случае
не будет прилегать к вашему туловищу. При столкнове-
нии вы будете отброшены на ремень и можете получить
травму шеи или иную серьезную травму. Кроме того, вы
можете выскользнуть из-под поясной ветви ремня, что
также чревато опасными травмами.
Для наиболее эффективной защиты водителя и перед-
него пассажира, находящихся в движущемся авто-
мобиле, спинки сидений должны быть установлены в
положение, близкое к вертикальному. Всегда сидите,
опираясь на спинку сиденья и поставив обе ноги на пол.
Перед поездкой правильно отрегулируйте сиденье. См.
«Предостережения относительно использования ремней
безопасности» ниже в этой главе.
Запрещается регулировать положение сиденья води-
теля во время движения автомобиля. Сиденье может
неожиданно сдвинуться, и водитель может потерять
контроль над автомобилем.
Сядьте прямо и обопритесь на спинку сиденья.
Источник