Как производят уаз буханка

КАК СОЗДАВАЛИ «БУХАНКУ»

Горазд наш народ прозвища давать. Особенно шоферы. Складывается ощущение, что те из нас, кто открыл в правах категорию «С», ко всему прочему выдержали еще специальный экзамен по острословию. «Козел», «Буханка», «Таблетка», «Головастик», — все это неофициальные названия моделей Ульяновского автозавода. И вряд ли гражданину бывшего СССР придется объяснять каких именно. Ведь прозвища, как говорится, бьют не в бровь, а в глаз.

История «Буханки»

А начиналось все с «Сороки». Представьте себе город Ульяновск 1956 года. Родина Ильича и сегодня являет собой довольно унылое зрелище, а тогда и подавно. Бараки, безногие инвалиды, грязь и вчерашние ЗК, угрюмо провожающие взглядом любого чужака. И тут автомобиль диковинной формы, без капота, крыльев, но с плавно спадающей крышей и рельефными «бровями» над фарами. И цвет черно-белый. Ни дать – ни взять сорока.

В то время отдел главного конструктора Ульяновского автозавода в основном состоял из выходцев с ГАЗа. Народ был опытный, поэтому, когда из Министерства пришел приказ выполнить объем опытно-конструкторских работ по созданию нескольких разновидностей автомобилей вагонной компоновки, никто не удивился.

А сделать надо было фургон, санитарную машину, микроавтобус и бортовой грузовик. Причем, как обычно у нас бывает, все надо было сделать в сжатые сроки. Вполне логично, что новое семейство решили максимально увязать с выпускаемым ГАЗ 69. Подобной задачи в нашей стране еще не решали. Так неожиданно для себя конструкторы обнаружили, что водитель грузовика, сдавая назад, обычно смотрит не в зеркало, а через приоткрытую дверь. А у опытных образцов она весела на задних петлях. Переделали. Также пришлось переобувать новинку в шины увеличенного сечения, поскольку при вагонной компоновке передний мост оказывался перегружен.

Читайте также:  Уаз патриот дизель шумит

В полноприводном исполнении с этим как-то мирились. Но когда в 1961 году запускали в производство заднеприводное семейство УАЗ 451, потребовались решительные меры. В результате двигатель сместили вглубь базы, пожертвовав размером грузового отсека. Но цель была достигнута.

Со стилем УАЗ 450, а слово дизайн в те годы было едва ли не ругательным, тоже все шло не гладко. Ранние образцы фургонов рождались в Москве. Своих художников-конструкторов на заводе не было. Обратились в НАМИ. В зиму 1956 – 57 годов из Москвы в Ульяновск добралась целая группа специалистов: Арямов, Долматовский, Кобылинский, Молчанов. Но напроектировали они такого, что словосочетание художник-конструктор в Ульяновске стало оскорбительным. Чем же так не приглянулось заводчанам московское творчество? Поскольку машину создавали по заказу Министерства обороны, требования к ней были весьма специфичны. Военные еще соглашались, что водитель, загнавший машину в вертолет, не мог покинуть своего рабочего места. Хуже было другое. Согласно техзаданию кузов вездехода должен был вмещать четырех раненных на носилках. Но автор «Сороки» Владимир Иванович Арямов, исходя из эстетических соображений, сделал крышу покатой. Смотрелось красиво, но задний дверной проем оказался таким низким, что носилки верхнего яруса не удавалось внести внутрь, если нижний был занят.

Первых образцов построили пять штук. И их еще несколько раз пришлось переделывать. Но в 1958 году началось производство санитарного фургона УАЗ 450А. Следом запустили грузовой фургон УАЗ 450. А в 1959-ом пришел черед бортового УАЗ 450Д.

В течение всего времени выпуска, то есть до наших дней, автомобиль потихоньку модернизировали, экспериментировали с модификациями, от седельных тягачей до гусеничных снегоходов.

В 1985 году сменили трехзначную индексацию на четырехзначную. Не секрет, что за долгие годы выпуска ульяновскую «Буханку» не раз хотели заменить на что-то свежее, но ничего толкового не выходило. Судя по всему, этот автомобиль – одна из тех редких цельных конструкций, которые созданы раз и навсегда.

Были попытки сделать новинку. Так в 1989 году в рамках опытно-конструкторской работы по теме «ГАК» было создано семейство УАЗ 3972.

Построили четыре машины. Их внешний вид был спорным. Заводчане тотчас прозвали их Кинг-Конгами. Но дальше эта тема не пошла.

В начале 21-го века на УАЗе еще раз попытались заменить «Буханку» новой моделью. Так родилась «Симба» или УАЗ 3165 – полукапотный полноприводный минивен. Сделали четыре опытных образца: два микроавтобуса, скорую помощь и бортовой грузовик. Но в то время заводу было не до новинок, выжить бы.А «Буханка» — это проверенная временем модель, на которую можно ставить. Если что – вывезет.

Источник

УАЗ Буханка — 60 лет! История легенды

Легенда отечественного автопрома УАЗ-450 отмечает юбилей

В конце января 1958 года с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый серийный автомобиль УАЗ-450, именуемый в простонародье «Буханкой». Ульяновские конструкторы создали единственную в мире машину вагонной компоновки, малой грузоподъемности и повышенной проходимости.

На протяжении уже 60 лет УАЗ-450 остается востребованной моделью на отечественном авторынке. Компоновка с плавными переходами линий кузовных деталей, цельное гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, два ведущих моста, а также неприхотливость и надежность обеспечили многолетнюю стабильную популярность этих машин, особенно в условиях бездорожья.

Первые опытные образцы УАЗ-450 с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 году. УАЗ-450 успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также на самой северной точке России – в Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные грузовики способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.

К январю 1958 года заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4 тысяч грузовиков в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими эксплуатационными качествами, а главное — имевшими повышенную проходимость.

Впоследствии на базе фургона были изготовлены другие модификации. Производством были освоены: бортовой грузовик УАЗ-450Д, цельнометаллический фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А. Затем появился микроавтобус УАЗ-450В.

В 1959 году был подписан первый контракт об изготовлении на экспорт 35 «санитарок». Машины отправились бороздить просторы дорог Албании, Индонезии и Сирии.

На базе автомобилей с колесной формулой 4×4 с 1960 года выпускались заднеприводные машины: бортовой автомобиль УАЗ-451Д, фургон УАЗ-451 и санитарный УАЗ-451А.

Семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. Всего было произведено более 55 тысяч автомобилей различных модификаций.

В 1966 году семейство УАЗ-450 подверглось модернизации — автомобили получили более мощный верхнеклапанный двигатель, четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины водителя. В результате всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс УАЗ-452.

В 2007 году легендарная «Буханка» обрела «второе дыхание». В рамках национального проекта «Здоровье» автозавод осуществил поставку 2304 санитарных машин во все уголки России. Первые 45 автомобилей, оснащенные гидроусилителем руля, ведущими мостами типа «Спайсер», многофункциональным рулевым переключателем и замком зажигания с запираемым противоугонным устройством, предприятие поставило в медучреждения Ульяновской области.

Сегодня Ульяновский автомобильный завод продолжает производство этих автомобилей, незаменимых в народном хозяйстве и прекрасно адаптированных к российским дорогам. Только за последние 5 лет предприятие выпустило более 156 тысяч автомобилей классического коммерческого ряда.

Интересные факты из истории УАЗ-450

Прозвище «Буханка» автомобиль получил за своеобразную форму кузова, напоминающую буханку хлеба. Еще по одной версии «Буханкой» называли автомобиль, который перевозил продукты, а санитарный автомобиль называли «таблеткой», тем самым подчеркивая предназначение фургона.

В 1959 году самая первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А. Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.

УАЗ-452 по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. На базе ульяновских внедорожников в Италии создаются пожарные машины, «дачи на колесах». Их используют для горноспасательных работ, геологической разведки, доставки воды и продовольствия в отдаленные горные селения.

В 1960-х годах на заводе выпущены первые образцы санитарных машин для районов Крайнего Севера и Сибири УАЗ-452АС – с дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной термоизоляцией пола, крыши и боковин. Работа велась при температурах, доходящих до 60 градусов мороза. При таких условиях не могла функционировать санитарная авиация.

В 1963 году ульяновский внедорожник снялся в культовом советском фильме «Королева бензоколонки». Также УАЗ-450 снимался в кинофильмах «Тридцать три», «В Москве проездом», «Жил певчий дрозд».

В конце 1960 года началась работа над снегоходным автомобилем УАЗ-451С , который был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес у него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних — резино-металлические гусеничные движители.

Автомобиль УАЗ-450 содержит 1026 оригинальных деталей и узлов, 491 деталь шасси и 535 деталей кузова. Для сравнения, в современных автомобилях количество деталей колеблется от 5000 до 7000 штук.

Источник

«Буханке» стукнуло 60 лет! Отмечаем и вспоминаем, как развивался проект

Родная «Буханка»! 60 лет прошло, а это — и по сути, и по дизайну — тот же самый УАЗ-450, который встал на конвейер еще в 1958 году! Жив курилка! И до сих пор пользуется приличным спросом!

История создания «Буханки» началась в 1955 году. На Ульяновский автомобильный завод пришло распоряжение министерства автомобильной промышленности — в кратчайшие сроки разработать и наладить серийное производство линейки малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. Заводу было не до экспериментов с шасси — в стремлении удешевить производство и уложиться в сроки за основу взяли ГАЗ-69, благо с технической документацией проблем не было: производство внедорожника как раз перенесли на УАЗ. А вот компоновка будущей машины стала предметом для дискуссий: инженеры поделились на две команды, одна работала над традиционной капотной версией, другая разрабатывала машину с кабиной над двигателем.

Ещё на стадии проектировки цельнометаллического фургона на крыше в угоду жесткости кузова были сделали поперечные ребра — сверху машина напоминала нарезной батон, отсюда и пошло прозвище «Буханка»

Более эффективная с точки зрения использования пространства концепция «вагонной» компоновки взяла верх, а когда математически было доказано, что передний мост выдержит дополнительную нагрузку, последние сомнения конструкторов отпали. В 1956 году для испытаний подготовили два образца с кузовами из разных материалов, один прототип выполнили из металла, а второй — из дерева. От древесной конструкции быстро отказались: кузов вышел скрипучим и недолговечным, а вот металлический образец растиражировали в различных вариациях (цельнометаллический фургон, скорая помощь, микроавтобус, бортовой грузовик) и больше года тестировали в самых сложных климатических и дорожных условиях. Испытания прошли успешно и в январе 1958 началось серийное производство.

Основа УАЗа — штампованная рама из листовой стали с лонжеронами закрытого сечения и шестью поперечинами. В отличие от «базы» — ГАЗ-69 — лонжероны имеют удлинители и спереди, и сзади, а для облегчения демонтажа двигателя поперечина его крепления выполнена съёмной

УАЗ-450

Первые образцы нового автомобиля назывались УАЗ-450 и унаследовали от ГАЗ-69 не только шасси, но и нижнеклапанный силовой агрегат — для ульяновской машины рабочий объём увеличили с 2120 см 3 до 2430 см 3 , повысили степень сжатия и довели мощность до 62 л.с. Модернизировали в угоду грузоподъёмности подвеску и шины: согласно техническим характеристикам УАЗ-450 мог перевезти до 800 кг груза, что на 300 кг больше, чем ГАЗ-69. Несмотря на скорый запуск автомобиля в серию, полноценная конвейерная сборка с возможностью выпуска до 4000 тысяч машин в год, началась лишь в конце 1958 года. В первые 10 месяцев выпускались лишь опытные партии УАЗ-450 — в отсутствие кузовной линии конвейера крупные детали корпуса машины изготавливались методом выстукивания на деревянных и металлических моделях: буквально «на коленке»!

УАЗ-450 — первая самостоятельная серийная модель Ульяновского автозавода. Полноценное серийное производство началось только в конце 1958 года

Несмотря на все сложности, сопровождавшие разработку модели и начало серийного производства, для своего времени машина получилась передовой: по своим габаритам, проходимости и ремонтопригодности УАЗ-450 не имел мировых аналогов. Характерная черта «Буханок» из первых партий — открывающиеся против хода движения передние двери, отсутствие задней боковой двери (даже на санитарных машинах доступ в салон осуществлялся только через задние двери) и ниша под запасное колесо сбоку позади водителя. Несмотря на то, что заводом было выпущено более 55 тысяч УАЗ-450, в наши дни машины первых партий — большая редкость.

УАЗ-451

Хотя Министерство Обороны выступало лишь одним из заказчиков УАЗ-450, дефицит автомобилей на первых порах привёл к тому, что практически вся выпускаемая продукция Ульяновского завода уходила на нужды армии. Но в конце 50-х острая нехватка лёгких развозных автомобилей грузоподъёмностью около 1 тонны ощущалась и на гражданке — фургоны на базе «Москвича» были рассчитаны на перевозку 250 кг груза, а следующим по грузоподъёмности был ГАЗ-51, вместимостью в 2,5 тонны. Потребность в автомобиле для нужд народного хозяйства была очевидна на самом верху, поэтому сразу после запуска в серию полноприводного семейства УАЗ-450 в январе 1958, конструкторское бюро Ульяновского завода приступило к работе над проектом заднеприводного семейства малотоннажных машин. Для работы в городских условиях и с малой нагрузкой полноприводное шасси посчитали избыточным — моноприводная машина должна была получиться дешевле и проще в эксплуатации.

УАЗ-450Д и его «гражданского» коллегу УАЗ-451Д за характерный внешний вид в народе метко прозвали «головастиком» — автомобилю долгие годы не было аналогов в народном хозяйстве

Обойтись малой кровью, убрав одну пару ведущих колёс не удалось: оба опытных образца, и с передним, и с задним приводом страдали проблемами с развесовкой. В результате при проектировании семейства УАЗ-451 пришлось пожертвовать унификацией с УАЗ-450 — колёсная база осталась прежней, а вот мотор сдвинули на 220 мм назад и на 73 мм вниз. Внешне фургоны 451-го семейства можно было узнать по появившейся боковой двери — в остальном конструктивные изменения относительно УАЗ-450 были незаметны глазу. УАЗ-451 начали выпускать в 1961 году, а в 1965 и 450-ое, и 451-ое семейство подверглось модернизации.

На заре выпуска УАЗ-451 в 1963 году, «Буханка» сыграла в культовом фильме «Королева бензоколонки». После такой рекламы и без того высокий спрос на машины достиг своего пика

Хотя возможность выпуска на одном шасси автомобилей различных модификаций предусматривалась уже на стадии разработки проекта УАЗ-450, в серию машины шли с задержкой: приоритет отдавали утилитарным версиям, поэтому сначала наладили производство цельнометаллического фургона УАЗ-450 и бортового грузовика (УАЗ-450Д), затем пришёл черед санитарного УАЗ-450А, а вот десятиместный микроавтобус, заложенный в первых эскизах, стал выпускаться серийно только в 1965 году — вместе с обновлением модели.

Постоянная нехватка нужных модификаций и отсутствие на рынке альтернативных моделей приводили к доработке ульяновских машин своими силами: этим занимались как гаражные умельцы, так и сторонние организации. В период нехватки фургонов УАЗ-451 на бортовые УАЗ-451Д устанавливали самодельные крытые навесы, а длительное отсутствие в модельном ряду микроавтобуса породило новую отрасль отечественного автопрома: создание на базе УАЗ-452Д автобуса силами авторемонтных, механических заводов или вовсе кустарных мастерских. Мелкосерийные, а подчас штучные изделия, напоминающие автобус только по количеству посадочных мест, лишённые элементарных удобств для пассажиров получили в народе наименование «барбухайки»

10-местный микроавтобус Кубань У1А — одна из первых «барбухаек», производившихся серийно. Краснодарский механический завод выпускал Кубань У1А и модификации почти двадцать лет с 1967 по 1985 годы: автомобили в основном предназначались для перевозки работников культуры

УАЗ-452

Нехватка мощности 62-сильного нижнеклапанного мотора побудила заводчан задуматься над модернизацией 450-го семейства. Выбор силового агрегата пал на верхнеклапанный двигатель ЗМЗ-21А, мощностью 70 л.с. и объёмом 2445 см 3 , устанавливающийся на Волгу-21. В пару к более мощному и тяговитому двигателю агрегатировали 4-ступенчатую коробку передач (вместо 3-ступенчатой) с синхронизаторами включения 3-й и 4-й передачи. Отличалось от машин 450-го семейства и шасси: УАЗ-452 базировался на архитектуре 451-го семейства со смещённым в базу двигателем, что позволило увеличить пространство в салоне и улучшить развесовку по осям. Серьёзное техническое обновление отразилось и на внешнем облике «Буханки» — именно в 1965 году машина приобрела привычный нам облик с трапецевидной закруглённой радиаторной решёткой. Модернизированные машины 451-го семейства получили литеру «М» в наименовании, а 450-ое семейство полностью сменилось 452-ым.

18 февраля 1974 года на Ульяновском заводе выпустили миллионный автомобиль — фургон УАЗ-452

Очередной модернизации «Буханка» подверглась в начале 70-х — производство двигателя от ГАЗ-21 с незначительными изменениями освоил Ульяновский моторный завод, мощность возросла до 75 л.с., что привело к росту грузоподъёмности грузовых машин с 800 кг до 1000 кг. В 1972 году с началом производства УАЗ-469 на всех автомобилях УАЗ унифицировали двухступенчатую раздаточную коробку и мосты, а рычажные амортизаторы сменили телескопическими.

УАЗ-469 на конвейере с 1972 года, преемник ГАЗ-69 в вооружённых силах СССР. Бок о бок с «Буханкой» он пережил немало обновлений и выпускается по сей день под именем УАЗ-3151 Hunter

В 1979 году в угоду требованиям ЕЭК ООН косметическим изменениям подверглась светотехника; в 1982 году было решено отказаться от выпуска заднеприводных УАЗ-451, а в 1985 сняли с производства УАЗ-452. За 20 лет было выпущено более 629 тысяч автомобилей 452-го семейства.

УАЗ-2206/3303/3741/3962

Комплексная программа модернизации бескапотных УАЗов была запущена ещё в 1970-е годы — на машинах должен был появиться двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем, новая рулевая колонка и панель приборов, а мощность форсированного двигателя планировали довести до 90 л.с. Внедрение изменений много раз откладывали: обновлённые машины пошли в серию только в 1985 году, а модернизация совпала с получением новых индексов — бортовой грузовик стал называться УАЗ-3303, цельнометаллический фургон — 3741, «скорая помощь» — 3962, а микроавтобус — 2206. Эти наименования актуальны до сих пор: несмотря на ряд конструктивных изменений и расширение модельного ряда, индексы самых популярных «уазиков» неизменны более 30 лет.

«Буханка» связывает поколения. Этот легендарный автомобиль — мост между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим между нашими папами и мамами и нашими собственными детьми. Ровесница «Алых парусов» и гайдаевской «Кавказской пленицы» до сих пор в строю, как и эти фильмы», — к этому описанию ульяновской машины от экипажа кругосветного путешествия Александра Морозова и Николая Баладинского вряд ли есть, чего добавить. Энтузиасты уже проехали на полностью оригинальной «Буханке» 55 тысяч километров от самой северной точки Европы до самой южной точки Африки. «Автомобиль ведёт себя отлично, никаких причин переживать за техническое состояние нет». Пожелаем Александру и Николаю удачи в дороге!

О необходимости привести Ульяновские машины современным стандартам экологии и безопасности вспомнили в конце 2000-х — в 2008 году для соответствия Евро-3 модернизировали двигатель УМЗ-4218, в 2011 пассажирские и санитарные версии «Буханки» получили ABS, ГУР, травмобезопасный руль, а двигатель получил сертификат Евро-4. Доработки продолжаются до сих пор — в 2016 «Буханка» получила обновлённую приборную панель, более комфортные сидения с продольными регулировками, а травмобезопасный руль получили и грузовые версии.

О степени унификации и простоте конструкции «Буханки» свидетельствует наглядный факт — на момент начала выпуска УАЗ-450 состоял из 1026 оригинальных деталей. В тоже время в современном автомобиле от 5000 до 7000 оригинальных деталей — многократная разница!

Сегодня каждая новая доработка машины, принципиальная конструкция которой не менялась более полувека, наталкивается на скептические комментарии экспертов и автомобильных журналистов — большинство с трудом внедряемых на «Буханку» технических усовершенствований импортного производства, а забота о безопасности отстала от конкурентов по меньшей мере на 20 лет. Несомненно, «Буханка» устарела, вот только покупатель голосует рублём и статистика продаж за 2016-2017 годы в пользу УАЗа — буханки пользуются стабильным спросом и держат свою нишу. Как может помогает и государство — едва ли какое вручение автомобилей специальным службам обходится без УАЗа.

Причина неувядающей популярности проста — в ценовой категории до 700 тысяч рублей с заявленными техническими характеристиками у «Буханки» и близко нет соперников, поэтому отпугнуть клиентов не может ни посредственное качество сборки, ни плохая пассивная безопасность, ни прожорливый мотор.

Источник

Оцените статью