- Датчик кислорода уаз буханка
- Проверка датчика кислорода ЗМЗ-409, причины некорректной работы, коды неисправностей.
- Устройство и принцип работы датчиков кислорода КМСУД двигателя ЗМЗ-409, их влияние на расход топлива автомобиля.
- Датчик кислорода на УАЗ Патриот
- Датчик кислорода на УАЗ Патриот: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы
- Где расположен кислородный датчик
- Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле УАЗ Патриот
- Диагностика контролера своими руками на УАЗ Патриот
- Установка кислородного датчика на УАЗ Патриот
- Ремонт и защита проводки лямбда-зонда. — УАЗ Patriot, 2.7 л., 2011 года на DRIVE2
- Лямбда-зонд умер — да здравствует лямбда-зонд — УАЗ Patriot, 2.7 л., 2016 года на DRIVE2
- Лямбда-датчик зондирует выхлоп
Датчик кислорода уаз буханка
Проверка датчика кислорода ЗМЗ-409, причины некорректной работы, коды неисправностей.
Общее устройство, принцип работы и применяемость управляющего и диагностического датчика кислорода системы управления двигателем ЗМЗ-409, рассмотрены в отдельном материале.
Все неисправности управляющего датчика кислорода или его электрических цепей, как правило, характеризуется резким повышением токсичности отработавших газов и эксплуатационного расхода топлива, так как блок управления регулирует состав топливовоздушной смеси в основном по его сигналам, то есть состояние датчика напрямую влияет на расход топлива.
Коды неисправностей датчиков кислорода системы управления двигателем ЗМЗ-409.
При неисправности управляющего или диагностического датчика кислорода, система самодиагностики контроллера включает сигнальную лампу Check Engine на панели приборов и выдает коды неисправностей.
Для автомобилей Уаз экологического класса Евро-2 с контроллером Микас-7.2 и одним датчиком.
035 — низкий уровень сигнала датчика кислорода (лямбда-зонда) 036 — высокий уровень сигнала датчика кислорода (лямбда-зонда) 073 — сигнал богатой смеси от лямбда-зонда при максимальном обеднении
074 — сигнал бедной смеси от лямбда-зонда при максимальном обогащении
Для автомобилей Уаз экологического класса Евро-2 с контроллером Микас-11 и одним датчиком.
0130 — цепь датчика кислорода неисправна 0131 — низкий уровень сигнала датчика 0132 — высокий уровень сигнала датчика 0133 — медленный отклик на обогащение или обеднение по датчику 0134 — обрыв цепи датчика кислорода 0135 — неисправность нагревателя датчика 0171 — система топливоподачи слишком бедная 0172 — система топливоподачи слишком богатая 1102 — низкое сопротивление нагревателя датчика 1115 — неисправность цепи управления нагревателем датчика 1123 — смесь богатая — аддитивная коррекция смеси по воздуху превышает установленный порог 1124 — смесь бедная — аддитивная коррекция смеси по воздуху превышает установленный порог 1127 — смесь богатая — мультипликативная коррекция состава смеси превышает установленный порог 1128 — смесь бедная — мультипликативная коррекция состава смеси превышает установленный порог 1136 — смесь богатая — аддитивная коррекция смеси по топливу превышает установленный порог
1137 — смесь бедная — аддитивная коррекция смеси по топливу превышает установленный порог
Для автомобилей Уаз экологического класса Евро-3 и Евро-4 с контроллером Bosch ME17.9.7 и двумя датчиками кислорода.
0030 — неисправность цепи нагревателя датчика 1 0031 — обрыв или замыкание на массу цепи нагревателя датчика 1 0032 — короткое замыкание на бортсеть цепи нагревателя датчика 1 0036 — неисправность цепи нагревателя датчика 2 0037 — обрыв или замыкание на массу цепи нагревателя датчика 2 0038 — короткое замыкание на бортсеть цепи нагревателя датчика 2 0130 — неисправность сигнальной цепи датчика 1 0131 — низкий уровень сигнала в цепи датчика 1 0132 — высокий уровень сигнала в цепи датчика 1 0133 — медленный отклик на изменение состава смеси датчика 1 0134 — потеря активности сигнала или обрыв цепи датчика 1 0135 — неисправность цепи нагревателя датчика 1 0136 — неисправность сигнальной цепи датчика 2 0137 — низкий уровень сигнала в цепи датчика 2 0138 — высокий уровень сигнала в цепи датчика 2 0140 — потеря активности сигнала или обрыв цепи датчика 2 0141 — неисправность цепи нагревателя датчика 2 0171 — система топливоподачи слишком «бедная» при ее максимальном обогащении 0172 — система топливоподачи слишком «богатая» при ее максимальном обеднении 2195 — нет совпадения сигналов датчиков 1 и 2 2270 — сигнал датчика кислорода 2 находится в состоянии «бедно»
2271 — сигнал датчика кислорода 2 находится в состоянии «богато»
Проверка исправности датчика кислорода системы управления двигателем ЗМЗ-409.
При появлении кодов 035-036 или 0130-0135 указывающих на неисправность управляющего (первого) датчика нужно проверить его электрические цепи на наличие оплавленных или оборванных проводов. Кроме того, у датчика может выйти из строя нагреватель и он перейдет в неактивное состояние.
Чтобы проверить исправность датчика кислорода необходимо запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры в 80-95 градусов, а затем с помощью диагностического сканер-тестера или мультиметра проверить величину выходного напряжения с датчика кислорода на блок управления – она должна резко меняться с периодом 1-3 секунды : возрастать до 0.9 Вольт (обогащение) и падать до 0.05 Вольт (обеднение).
Если сигнальная лампа Check Engine горит, а напряжение датчика меньше 0.04 Вольт при коде неисправности «низкий уровень сигнала датчика кислорода», то скорее всего присутствует короткое замыкание в цепи на массу. Если напряжение больше 1.10 Вольт при коде «высокий уровень сигнала датчика кислорода», то скорее всего в электрической цепи датчика обрыв.
Наконечник с чувствительным элементом находящийся в среде отработавших газов может оплавиться или засориться, что в итоге приведет к замедленной реакции датчика на изменение состава смеси — код неисправности 0133.
Коды неисправностей 073-074, 0171-0172 и 1123-1137 возникают когда топливовоздушная смесь слишком бедная или богатая, это значит, что превышен ее предельно допустимый состав при управлении топливоподачей по показаниям датчика кислорода. Этот предел установлен программой контроллера на уровне +-20-25% от теоретически вычисленных и записанных в него значений для исправного автомобиля со средними характеристиками.
Возможные причины некорректной работы датчика кислорода системы управления двигателем ЗМЗ-409.
Если смесь по датчику кислорода слишком бедная при ее максимально допустимом обогащении блоком управления двигателем.
Возможно датчик кислорода потерял активность и требует замены, так как находится на пределе своей чувствительности. Кроме того, причины некорректной работы датчика могут быть связаны с системой питания воздухом, системой питания топливом или системой выпуска отработавших газов.
Возможные неисправности системы питания воздухом двигателя ЗМЗ-409 при бедной смеси по датчику кислорода.
— засорен воздушный фильтр, при этом двигатель глохнет на холостом ходу при небольшом пережатии резинового шланга от фильтра к двигателю, — датчик массового расхода воздуха неисправен и завышает фактический расход воздуха,
— имеется подсос неучтенного воздуха на впуске после датчика массового расхода воздуха, попадание воздуха после этого датчика не учитывается последним и приводит к обеднению топливной смеси.
Возможные неисправности системы питания топливом двигателя ЗМЗ-409 при бедной смеси по датчику кислорода.
— пониженное давление топлива в рампе : неисправен регулятор давления, недостаточная производительность электробензонасоса, есть излом или засорение топливных шлангов, сильное засорение сетчатого топливного фильтра в баке или фильтра тонкой очистки топлива.
— коксование топливных форсунок
Возможные неисправности системы выпуска отработавших газов двигателя ЗМЗ-409 при бедной смеси по датчику кислорода.
— подсос воздуха в приемных трубах до датчика кислорода : трещины в сварных швах, прогорание прокладок и трубопроводов, ослабление крепежа, деформация фланцев нейтрализатора, — повышенное противодавление на выпуске, прежде всего связанное с коксованием или повреждением нейтрализатора
Если смесь по датчику кислорода слишком богатая при ее максимально допустимом обеднении блоком управления двигателем.
Возможные причины некорректной работы датчика также могут быть связаны с системой питания воздухом или системой питания топливом двигателя.
Возможные неисправности системы питания воздухом двигателя ЗМЗ-409 при богатой смеси по датчику кислорода.
— датчик массового расхода воздуха неисправен или работает неправильно и занижает фактический расход воздуха, поэтому реальный состав смеси становится богаче, — датчик массового расхода воздуха неверно ориентирован вдоль продольной оси, поэтому может давать ошибочные показания по расходу воздуха особенно на холостом ходу, поток проходящего воздуха на изгибах трубопровода неоднороден по плотности из-за действия радиальных сил и при нештатной установке датчика.
Возможные неисправности системы питания топливом двигателя ЗМЗ-409 при богатой смеси по датчику кислорода.
— повышенное давление топлива в рампе : засорение или блокировка сливной магистрали. — течь топливных форсунок.
Другие возможные причины слишком богатой смеси по датчику кислорода :
— пропуски зажигания в цилиндрах двигателя, которые приводят к повышенному содержанию углеводородов в отработавших газах,
— попадание масла в цилиндры двигателя, что внешне может фиксироваться по синему выхлопу, приводит к смещению лямбда-регулятора в бедную область, так как пары масла ухудшают горение смеси и снижают концентрацию кислорода в отработавших газах.
Устройство и принцип работы датчиков кислорода КМСУД двигателя ЗМЗ-409, их влияние на расход топлива автомобиля.
На автомобилях Уаз, в зависимости от экологического класса двигателя ЗМЗ-409 могли устанавливаться : один управляющий датчик кислорода, или два однотипных — управляющий и диагностический датчики кислорода. Устройство и принцип работы управляющего и диагностического датчиков кислорода полностью идентичны, они одинаковы и поэтому взаимозаменяемы.
Управляющий датчик кислорода устанавливается на приемной трубе глушителя перед каталитическим нейтрализатором отработавших газов, на всех автомобилях Уаз с двигателем ЗМЗ-409 оборудованном антитоксичными системами. На автомобилях Уаз с двигателем ЗМЗ-409 без антитоксичных систем, то есть экологического класса Евро-0 без нейтрализатора, вместо этого датчика установлена заглушка.
Второй, диагностический, датчик кислорода устанавливается на автомобили Уаз с двигателями ЗМЗ-409 экологического класса Евро-3 и Евро-4. Он находится на выпускной трубе после каталитического нейтрализатора. На автомобилях Уаз с ЗМЗ-409 Евро-2 такой датчик в системе управления двигателем отсутствует.
Общее устройство и применяемость датчиков кислорода на Уаз с двигателем ЗМЗ-409.
Датчик кислорода или как его еще называют — лямбда-зонд, состоит из : металлического корпуса с резьбой М18х1.5 и гайкой под ключ 22, диффузионного зонда состоящего из твердого электролита на основе диоксида циркония, перфорированного защитного наконечника и нагревательного элемента, который служит для быстрого прогрева датчика после запуска двигателя, так как для нормальной работы его температура должна быть не ниже плюс 300 градусов. Подключение датчика к жгуту проводов производится посредством контактной вилки с защелкой. Цепь подогрева датчика управляются непосредственно от блока управления.
На автомобили Уаз с двигателем ЗМЗ-409 экологического класса Евро-2 и электронным блоком управления Микас-7.2 устанавливался один управляющий датчик кислорода Siemens 5WK9-1000G, а с блоком Микас-11 — один Delphi OSP+ 25.368889.
На автомобили Уаз с двигателем ЗМЗ-409 экологического класса Евро-3 и Евро-4, с электронным блоком управления Bosch M17.9.7 или Bosch ME17.9.7, устанавливались два одинаковых датчика кислорода, управляющий и диагностический, Bosch LSF-4.2 0 258 006 537 или Bosch 0 258 030 064, или Siemens 5WK9-1000G.
Принцип работы управляющего и диагностического датчиков кислорода Уаз с двигателем ЗМЗ-409.
Кислород, содержащийся в отработавших газах, реагирует с диффузионным электрохимическим зондом датчика кислорода. В зависимости от степени концентрации кислорода зонд генерирует разное выходное напряжение : около 0.8-1.0 Вольта при пониженной концентрации кислорода в отработавших газах — богатая топливовоздушная смесь, и 0.2-0.4 Вольта при повышенной концентрации кислорода — бедная топливовоздушная смесь.
На основе величины выходного напряжения управляющего (первого) датчика кислорода, электронный блок управления двигателем определяет, какую команду по корректировке состава рабочей топливовоздушной смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная, то дается команда на ее обогащение, если богатая, то соответственно на ее обеднение.
Выходной сигнал, вырабатываемый диагностическим (вторым) датчиком кислорода, указывает на степень присутствия кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. На основе этого сигнала блок управления двигателем оценивает исправность и эффективность работы нейтрализатора.
Делается это путем простого сравнения двух сигналов от управляющего и диагностического датчиков. Если нейтрализатор работает нормально, то показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика. В тоже время одинаковые или близкие по значению показания будут указывать на неисправность или неэффективность работы нейтрализатора.
Влияние датчика кислорода на эксплуатационный расход топлива Уаз.
Регулирование состава топливовоздушной смеси осуществляется электронным блоком управления двигателя в основном по сигналам управляющего датчика кислорода, соответственно и общий расход топлива автомобиля будет напрямую зависеть от исправности и корректной работы этого датчика. Кроме того, неправильная работа управляющего датчика кислорода в случае какой то его неисправности может привести к перегреву и последующему выходу из строя каталитического нейтрализатора.
Возможные причины неисправностей и некорректной работы, методика и способы проверки обоих датчиков кислорода и их электрических цепей управления, а также коды неисправностей датчиков, генерируемые системой самодиагностики блока управления двигателем ЗМЗ-409, подробно рассмотрены в отдельном материале.
Датчик кислорода на УАЗ Патриот
Отечественные автомобили марки УАЗ Патриот первого поколения (2005 – 2014 гг.) оснащены одним датчиком концентрации кислорода (далее — ДКК). Второе поколение (2014 год), а также рестайлинговая версия 2017 года оснащены двумя контролерами.
Удвоенное количество датчиков поясняется ужесточением требований Евро 4. Таким образом, государство питается снизить количество токсических выбросов в атмосферу. В странах ЕС такая практика действует уже много лет, результаты положительные.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Датчик кислорода на УАЗ Патриот: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы
В ходе систематической эксплуатации автомобиля, заправки низкокачественным горючим контролер (-ы) изнашиваются, выходят из строя. На неисправность ДКК указывает ряд признаков, которые рассмотрим ниже.
Так как датчик (-и) неразборные, профилактике не подлежат, замена новыми по мере необходимости. Процесс установки ДКК вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Нарушение регламента недопустимо.
Управляющий 0 258 030 064 | От 2500 — 2700 |
Диагностический 220695-3826014 | От 2500 — 2700 |
3163-3826013 | От 2500 — 2700 |
3163-3825024 | От 2500 — 2700 |
3163-3824697 | От 2500 — 2700 |
3163-3823370 | От 2500 — 2700 |
*цены указаны состоянием на май 2019 года |
Верхний ДКК (управляющий) предназначен для определения количественного содержания кислорода в отработанных газах камеры сгорания цилиндров.
Нижний ДКК (диагностический) определяет содержание кислорода в выхлопном потоке после прохождения каталитического наполнителя. Данные передаются электронному блоку управления, на основании которых корректируется угол опережения зажигания, количество подачи воздуха в камеру сгорания.
Превышение кислорода в смеси называется «обогащением», а обратный процесс – «обеднением». Оба фактора негативно отображаются на функциональности мотора. Это приводит к снижению мощности, нестабильной работе на холостом ходу, повышенным расходом топлива.
С целью экономии средств многие автовладельцы приобретают низкокачественные запчасти, чем ускоряют преждевременный износ оборудования.
Где расположен кислородный датчик
УАЗ Патриот после 2014 г.в. оснащен двумя ДКК: диагностическим и управляющим. Первый установлен на корпусе выпускного коллектора, второй – на приемной трубе, после муфты коллектора.
Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 тыс. км.
Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле УАЗ Патриот
Признаки схожи с другими поломками, поэтому корректно идентифицируйте поломку на начальном этапе.
- Затрудненный запуск мотора;
- Увеличенный расход горючего;
- Снижение мощности;
- Пассивная динамика разгона;
- Работа мотора не в такт;
- На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок ЭБУ;
- Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
- Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.
При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения
Диагностика контролера своими руками на УАЗ Патриот
Для проведения диагностики используем мультиметр. Если у владельца нет прибора в наличии, его всегда можно приобрести в автомагазине, авторынке.
- Помещаем машину над смотровой ямой (придорожной эстакадой);
- Снимаем концевики на одном из ДКК;
- Подсоединяем клеммы мультиметра;
- Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
- Анализируем данные;
- По аналогии проверяем второй (диагностический) ДКК.
Стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, стрелка «в ноль» – повреждение. Контролер неразборный, профилактике не подлежит.
Параллельно с замером сопротивления на концевиках осмотрите целостность изоляционного слоя на проводке. При наличии повреждения замените участки кабеля.
Установка кислородного датчика на УАЗ Патриот
Необходимые материалы, инструменты:
- Ключ на «22»;
- Фонарик;
- Диагностический и управляющий контролеры.
- Устанавливаем УАЗ Патриот над смотровой ямой. Используем гидравлический подъемник, при отсутствии ямы;
- Глушим мотор, открываем капот;
- Ожидаем пока выхлопной контур остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
- Из-под днища отщелкиваем клеммы на диагностическом контролере. Выкручиваем его, заменяем новым, надеваем колодку с проводами;
- По аналогии заменяем управляющий датчик.
Замена своими руками завершена. При условии соблюдения регламента последующая профилактика через 80 тыс. км.
Устал платить за штрафы? Выход есть! Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Узнать подробности
Ремонт и защита проводки лямбда-зонда. — УАЗ Patriot, 2.7 л., 2011 года на DRIVE2
Что подтолкнуло залезть под капот и обратить внимание на проводку идущую на лямбду я не знаю, но сделал я это как выяснилось очень своевременно.Жгут проводов на лямбду, спускается в районе моторчика дворников, по моторному щиту и имеет конектор на уровне выпускного коллектора — самой горячей детали двигателя.
принципиальная схема расположения жгутов проводки.
К кузову проводка закреплена пластиковой скобкой, которая почти никак не фиксирует кабель и не препятствует тому что проводка ложится на горячие трубы, что приводит к её повреждению.Сама лямбда, точнее её провода одеты в термостойкую оболочку, чего не скажешь о заводской проводке автомобиля.
Результат весьма плачевный, пластиковая гофра спеклась, изоляция проводов так же была повреждена, лишь каким то чудом ничего не закоротило и ЭБУ не погорел, как это бывает в случаи повреждения проводки 2 лямбда-зонда.
Для исправления этого косяка приобрёл термостойкий кембрик с диапазоном рабочих температур -50+180гр. 2мм и 10мм по 1 метру. Откусил проводку, вырезал обгоревшие участки, спаял и одел всё в защиту.
убираем все провода в свой кембрик
Общий кембрик на весь жгут идущий от клапанной крышки вниз.
Речь идёт о первой лямбде, машина чипована и второй лямбды нет, первую выкинуть никак нельзя!
Цена вопроса: 100 ₽ Пробег: 107500 км
Лямбда-зонд умер — да здравствует лямбда-зонд — УАЗ Patriot, 2.7 л., 2016 года на DRIVE2
Сразу после получения машины сдох лямбда-зонд №2, предположительно из-за прекрасного бензина :)Особо меня это не парило, ну горит на приборке чек и горит — знаю из-за чего, да и всё равно, но глас общественности (особенно на youtube) о том, что всё, чек на новом Патриоте, что уже ГРМ порвалась и уже машину надо в утиль сдавать — не утихал, даже с учётом того, что в самом видео я рассказал из-за чего чек и скинул ссылку на запись в БЖ 🙂
Ещё до поездки в Липецк заехал к дилеру и зафиксировал его смерть, ну и по гарантии выписали новый и стали ждать — на этих выходных заехал и поменял — на замену ушло полчаса времени.
Вот эта зараза где сидит
Теперь всё считает, мастер прогрел машину, подержал заведенной, чего-то поизмерял и сказал езжай с Богом.
Ну я и поехал. Чек не горит, надеюсь, что и не загорится больше. На предыдущем Патрике за 2 года его ни разу не ловил.
Кстати, если кто пропустил эту запись — буду рад поддержке здесь и здесь
Скоро ТО-0, ну и потихоньку уже начинаю думать куда поехать на Патрике на январских. Переобулся, но об этом отдельно напишу длинный текст с мыслями по поводу резины.
Машина радует, не радует только вес 18-того колеса в сборе 🙂 У кого 33-35 катки — это же сколько они весят блин?)
Лямбда-датчик зондирует выхлоп
Автолюбитель пошел нынче грамотный – даже владельцев стареньких «Жигулей» не удивишь заморскими словечками ABS, ESP, Jetronic, катализатор, инжектор, лямбда-зонд. Последний термин, правда, больше волнует владельцев иномарок. Случается, в автомобиле вдруг «тяга» упала, он стал есть бензин: как не в себя, опять оштрафовали за СО, а причина всего этого неизвестна. На СТО мастера скажут: «Лямбда сдохла», предложат ее заменить, но цены! А не поможет, тогда что? Среди знакомых никто толком не знает, как к «лямбде» подступиться: «вещь в себе». Действительно, лямбда-зонд – штука загадочная, но все же давайте попробуем в этой загадке разобраться.
Зачем нужен лямбда-зонд Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе – катализаторы) – устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам «долголетие» невозможно – вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2-датчик, он же лямбда-зонд (ЛЗ).
Название датчика происходит от греческой буквы l (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, l равна 1 (график 1). «Окно» эффективной работы катализатора очень узкое: l=1±0,01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.
Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом – путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (О2). Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива. На некоторых современных моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора (рис. 1).
График 1. Зависимость мощности двигателя (P) и расхода топлива (Q) от коэффициента избытка воздуха (l)
Полное сгорание и максимальная мощность достигается при l=1. Рис. 1. Схема l-коррекции с одним и двумя датчиками кислорода двигателя
1 – впускной коллектор; 2 – двигатель; 3 – блок управления двигателем; 4 – топливная форсунка; 5 – основной лямбда-зонд; 6 – дополнительный лямбда-зонд; 7 – каталитический нейтрализатор.
Принцип работы Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины. Один из электродов «дышит» выхлопными газами, а второй – воздухом из атмосферы (рис.2). Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 – 400оС. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.
При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.). Особенностью циркониевого лямбда-зонда является то, что при малых отклонениях состава смеси от идеального (0,97 Ј l Ј 1,03) напряжение на его выходе изменяется скачком в интервале 0,1 — 0,9 В (график 2).
Кроме циркониевых, существуют кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2). При изменении содержания кислорода (О2) в отработавших газах они изменяют свое объемное сопротивление. Генерировать ЭДС титановые датчики не могут; они конструктивно сложны и дороже циркониевых, поэтому, несмотря на применение в некоторых автомобилях (Nissan, BMW, Jaguar), широкого распространения не получили.
Для повышения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после запуска холодного двигателя используют принудительный подогрев. Нагревательный элемент (НЭ) расположен внутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля (рис. 3).
График 2. Зависимость напряжений лямбда-зонда от коэффициента избытка воздуха (l) при температуре датчика 500-800оС
А – условная точка средних показаний (Uвых » 0,5 В, при l=1,0). (Обогащение смеси (уменьшение О2 в выхлопе). Обеднение смеси (увеличение О2 в выхлопе).
Рис. 3. Конструкция датчика кислорода с подогревателем
1 – керамическое основание; 2, 8 – контакты НЭ; 3 – нагревательный элемент (НЭ); 4 – твердый электролит ZrO2 с напыленными платиновыми электродами; 5 – защитный кожух с прорезями; 6 – металлический корпус с резьбой крепления; 7 – уплотнительное кольцо; 9 – выводы датчика.
Если ЛЗ «врет» В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в отработавших газах, снижение динамических характеристик, но машина при этом остается на ходу. В некоторых моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда очень серьезно и начинает так рьяно увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива, что запас горючего в баке «тает» на глазах, из трубы валит черный дым, СО «зашкаливает», а двигатель «тупеет» и на ближайшую СТО вам, скорее всего, придется добираться на буксире.
Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда достаточно большой и некоторые из них (потеря чувствительности, уменьшение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Поэтому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам. Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут – ЭБУ не распознает «чужие» сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту «игнорирует».
При сгоревшем или отключенном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1 – 0,3% до 3 – 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. запаса хода винта качества смеси может не хватить. В автомобилях, система l-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее. В случае отказа второго лямбда-зонда (или «пробивки» секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя практически невозможно.
Вообще лямбда-зонд – наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 40 – 80 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя. Плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы. Применение этилированного бензина категорически недопустимо – свинец «отравляет» платиновые электроды лямбда-зонда за несколько бесконтрольных заправок.
Рис. 2. Схема датчика кислорода на основе диоксида циркония, расположенного в выхлопной трубе
1 – твердый электролит ZrO2; 2, 3 – наружный и внутренний электроды; 4 – контакт заземления; 5 – «сигнальный контакт»; 6 – выхлопная труба.
Рис. 4. Контактные выводы наиболее распространенных циркониевых лямбда-зондов
а – без подогревателя; б, с – с подогревателем. * цвет вывода может отличаться от указанного.
Махнем не глядя! Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда-зонд и сходные по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы. Возможна замена неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи питания для нагревателя лямбда-зонда. Недостающие провода можно проложить самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные контакты.
Цветовая маркировка выводов лямбда-зондов может различаться, но сигнальный провод всегда будет иметь темный цвет (обычно – черный). «Массовый» провод может быть белым, серым или желтым (рис. 4). Титановые лямбда-зонды от циркониевых легко отличить по цвету «накального» вывода подогревателя – он всегда красный. При замене 3-контактного лямбда-зонда на 4-контактный необходимо надежно соединить с «массой» автомобиля провод заземления подогревателя и сигнальный «минус», а накальный провод подогревателя через реле и предохранитель подключить к «плюсу» аккумулятора.
Подключение напрямую к катушке зажигания нежелательно, т. к. в цепи ее питания может стоять понижающее сопротивление. Подключиться к контактам топливного насоса достаточно сложно. Лучше всего подключить реле подогревателя лямбда-зонда к замку зажигания.
Источник