Катализатор уаз буханка содержание драгметаллов

Содержание драгметаллов в автомобилях: извлекаем ценные элементы из старых машин

Вопрос переработки подержанных транспортных средств, а также деталей отслуживших авто, является актуальным как для организаций, так и для частных лиц.

Подлежащий утилизации автомобиль содержит в себе множество ценных компонентов, таких как пластик, стекло и металлы.

Особый интерес представляет последний пункт, ведь металлы содержатся там не только черные и цветные, но и драгоценные.

О том, какие именно, сколько их и где они сконцентрированы, пойдет речь в данном материале.

Драгоценные металлы в составе деталей автомобилей

Основными драгоценным металлами, содержащимися в деталях таких автомобилей, как КАМАЗ 4308, являются золото и серебро, а также платина, родий, палладий и иридий.

В таблице ниже приведена некоторая доступная информация по содержанию драгметаллов в автомобилях советского производства согласно «Перечню изделий автотранспортных средств, содержащих драгоценные металлы» от 24.02.2000.

Как видно из представленных данных, наиболее весомым по содержанию на общую массу автомобиля оказывается серебро:

Наименование автомобиля Содержание металлов в составе автомобильных деталей, г
золото серебро платина металлы платиновой группы
Грузовые
ГАЗ-3310 0,4461 9,7419 0,0476
ГАЗ-3309 0,0407 9,0241 0,0476
МАЗ-5440 0,4461 9,7419 0,0476
КАМАЗ-4308 0,00849 14,9881 0,0434
Легковые
ВАЗ-24 0,00764 5,46485 0,08674
ВАЗ-2106, 2103 0,02263 5,1229 0,005
Читайте также:  Неисправности инжекторного двигателя уаз буханка

Золото и серебро

Золото и серебро в автомобилях, как правило, содержатся в составе комплектующих деталей электроники:

  • реле розеток, термостатов (серебро);
  • датчиков для измерения уровня топлива (серебро);
  • диодов (серебро и золото);
  • контактов (золото);
  • регуляторов напряжения (серебро);
  • включателей (замков зажигания)/выключателей (серебро);
  • стеклоочистителей (серебро).

В современных автомобилях данные металлы содержатся в составе микросхем и мониторов бортовых компьютеров, составляющие систему управления и навигации автомобиля.

Элементы платиновой группы

Металлы платиновой группы, а именно, системы платина-палладий-родий, как правило, содержатся в составе катализаторов двигателей.

С улучшением качества двигателей количество родия уменьшалось с 18% до 9-10% от общей массы металлов.

При совершенствовании двигателей количество родия уменьшалось с 17-20%до 9-11% от общей массы платиноидов.

При использовании тройных систем платиноидов обычно платина находится в самом большом количестве, ее содержание составляет 300-1000 мкг/кг, палладия — 200-800 мкг/кг, родия — в диапазоне от 50 до 100 мг/кг.

Содержание металлов различается в зависимости от автопроизводителя, объемов двигателя и размеров автомобилей.

Драгметаллы в автомобильных катализаторах

Как уже было упомянуто выше, в состав современных катализаторов входят платина, палладий и родий. Кроме того, в автопроме Германии и Великобритании для изготовления автомобильных катализаторов широко применяют иридий.

Во многих случаях катализаторы машин, произведенных в этих станах, сортируют отдельно в качестве потенциально содержащих этот драгметалл.

Содержание платины в японских и китайских автомобилях на 15% меньше, чем в европейских, в катализаторах российских машин на 40% меньше родия, чем в европейских. В американских автокатализаторах драгоценных металлов вполовину меньше, чем в европейских.

Методы обогащения отходов

Для решения проблем переработки автомобильных составляющих, содержащих благородные металлы, используют гидрометаллургический и пирометаллургический методы.

Исходник для переработки (в случае катализатора) содержит большое количество керамического носителя и незначительную концентрацию драгметалла.

При переработке отходов радиоэлектроники исходником является лом комплектующих, содержащих, как правило, в своем составе частицы пластиков.

Задачей переработки отходов автомобильных деталей является получение полуфабрикатов, пригодных для вторичной переработки.

Гидрометаллургический метод извлечения благородных металлов состоит из следующих основных этапов:

  • первичного выщелачивания отходов смесями кислот, состав которых зависит от качественного и количественного содержания драгметаллов в исходнике, при температурах выше 100 °С;
  • многократной промывки нерастворимого в кислотах носителя водой;
  • сушки полуфабриката при 200 °С и прокаливания при температурах порядка 600 °С.

Примеры использования гидрометаллургического метода обогащения при переработке катализаторов автомобилей Mersedes-Benz, Honda, Volvo на основе платиноидов представлен в патенте 2209843 «Способ извлечения платиновых металлов из автокатализаторов» Шипачева В.А. 2008 года.

При использовании пирометаллургического метода переработка отходов происходит в несколько следующих стадий:

  1. Дробления исходного сырья и сортировки его частиц по размеру.
  2. Приготовления исходной шихты.
  3. Плавки дробленого продукта при температуре 3000 °С в плазменно-дуговой печи с образованием расплавов драгметаллов, керамики и металлических носителей.
  4. Периодическом сливе расплавов шлаков, расслаивающихся за счет разницы в плотностях металлов и керамики: расплав керамики остается вверху, расплав драгметаллов в металле-коллекторе (меди, железе) сливается из печи.
  5. Гранулирования жидкого расплава, содержащего драгметаллы.

Итоговый продукт гранулирования, на 3-15% обогащенный драгметаллами, является пригодным сырьем для аффинажных производств, далее выделяющих драгоценные металлы с максимальной степенью чистоты.

Примеры переработки деталей электроники данным методом представлены в патенте 2521766 «Способ переработки электронного лома» Старших В.В. от 10.07.2014.

Продажа отработанных катализаторов

Продавать отработанные катализаторы можно ряду компаний, связанных с аффинажными предприятиями договорами на вторичную переработку полученного ими обогащенного сырья.

В сферу деятельности таких компаний входят скупка отработанных катализаторов у частных и юридических лиц, определение того, какой из платиноидов и сколько находится в них и их первичная переработка.

Контакты данных компаний доступны через интернет-сайты, там же представлена информация о порядке приема и оплаты сданного катализатора.

В качестве примеров данных компаний можно привести такие организации, как:

Перед заключением договора купли-продажи компания проводит анализ катализатора на предмет того, какой ценный элемент в нем содержится и в каком количестве.

По итогу анализа определяется стоимость сделки. В среднем для иномарок цены за 1 кг катализатора варьируются от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от марки автомобиля.

Так, наибольшей стоимости достигают катализаторы автомобилей Hummer, Land Rover, Infiniti, Jeep GrandCherokee, Lexus, Mersedes-Benz.

Цены на отечественные катализаторы указываются в районе 1500 руб/кг.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео о содержании драгметаллов в автомобильных катализаторах и о том, как можно их извлечь.

Вывод

Утилизация автомобильных деталей с целью получения финансовой выгоды за счет извлечения из них благородных металлов в современных условиях является решаемой задачей как для юридических, так и для физических лиц.

Для этого заказчику следует обратиться в соответствующую компанию, занимающуюся приемом, оценкой и первичной переработкой автомобильного сырья с целью получения концентратов для последующей тонкой переработки и получения металлов высокой пробы или вовлечения их в рециклинг.

Источник

Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?

Автомобили перестали быть объектами роскоши, теперь это просто средства передвижения, но иногда им требуется ремонт и замена деталей, часто дорогостоящих. И оказалось, что можно сэкономить при ремонте, если сдать на переработку запчасть в специальный пункт приема. Конечно, речь идет не обо всех поломанных деталях, а только о некоторых. В частности, это касается автомобильных катализаторов, которые содержат в составе драгоценные металлы. Следует рассмотреть, какие именно драгметаллы присутствуют в составе нейтрализаторов и можно ли заработать, если сдать их.

Катализатор: что это?

Катализатор представляет собой компонент выхлопной системы автомобиля, который используется для обезвреживания компонентов сгорания топлива, подаваемых в окружающую среду. Запчасть состоит из металлического корпуса, внутрь которого помещена конструкция со структурой, схожей с пчелиными сотами, что обеспечивает большую площадь соприкосновения поверхности с газами. Сотовая структура может быть металлической либо керамической, покрытая каталитическими элементами в виде тончайшего слоя драгметаллов.

Металлы в нейтрализаторе: какие и сколько?

Катализаторы устаревших авто могут содержать напыления таких металлов, как серебро или его сплавы, золото, платиноиды. Всего в них содержится до 36 грамм драгметалла на изделие. Современные транспортные средства выпускаются с нейтрализаторами, в которых содержатся металлы платиновой группы. В состав нейтрализаторов входит родий, палладий и платина. Исключением являются определенные немецкие и английские автомобили, в которых может встречаться иридий.

Катализатор исправно служит до пробега 200 тысяч километров. Это считается нормой для большинства моделей. После его замены стоит хорошо задуматься, прежде чем выбросить деталь на свалку. Унция платины (31,1 грамм) стоит 800 долларов, а родия – до 12000 долларов. Эти металлы являются благородными, поэтому стоят вдвое дороже золота. По этой причине они не просто привлекают множество людей. Занятых поиском ценных материалов, существуют промышленные компании, занимающиеся переработкой вторичного сырья.

В катализаторах драгметаллы находятся в виде сплавов. Их соотношение зависит от марки автомобиля, типа мотора, страны, для которой выпущена деталь. В дизельных двигателях больше платины, а в бензиновых палладия и родия. Автомобильный нейтрализатор в среднем весит 1,2 кг, при этом родия в нем содержится примерно 0,15 г на кг веса, платины до 1,5 г на кг, палладия до 1,4 г на кг. В автомобилях с большим объемом двигателя содержатся более дорогостоящие катализаторы.

Все зависит от требований

Требования к обезвреживанию выхлопов сильно отличаются в зависимости от страны. Чем они серьезнее, тем более богатый состав по содержанию драгметаллов в каталитических нейтрализаторах. В последние несколько десятков лет в лидеры вырвалась Япония, за ней уже страны Европейского Союза. В американских автомобилях примерно вдвое меньше драгоценных металлов, а в африканских еще меньше. Китайские ученые разработали новые нанотехнологии, поэтому смогли снизить содержание платиноидов в составе катализаторов, не снизив эффективность работы этих узлов.

Можно ли извлечь даргметаллы из катализатора?

Из катализатора удается выделить ценные металлы. Сначала его внутреннее содержимое измельчается, а потом из нее выделяются вещества посредством реакции выщелачивания смесями, которые оказывают окислительное действие. Палладий еще подвергается электродуговому нагреванию и гальванике. Это трудоемкие процессы, которые невозможно реализовать в кустарных условиях, так как требуется привлекать реактивы и специализированное нагревательное оборудование, что сопровождается крупными финансовыми вложениями.

Выход металла получается небольшой. Можно получить всего 0,1 грамма с примесями, например, с окисью алюминия, что существенно снижает стоимость полученного продукта. За него можно получить 200 рублей, и то в лучшем случае. Если соотнести полученную прибыль с затратами, то это нельзя считать хорошим вложением. Это еще одна причина, по которой практически никто не занимается таким извлечением в домашних условиях.

Целесообразно и экономически выгодно осуществлять переработку десятков и сотен автомобильных катализаторов одновременно. Это осуществляется промышленными компаниями в больших масштабах. Проще всего сдать ненужные компоненты им на переработку, получив за это денежное вознаграждение, не прилагая каких-то особых усилий. Предприятие выплатит примерно 70-80% от стоимости извлеченного металла.

Конечно, сильно разбогатеть, сдав один катализатор, не получится, но можно получить приятный бонус за ненужную запчасть, при этом снизить свои расходы на покупку новой. Рекомендуется воспользоваться такой возможностью.

Источник

Содержание драгоценных металлов в автомобилях и бронетанковой технике

автомобильной и бронетанковой техники, содержащей драгоценные металлы

Содержание драгметаллов (в граммах)

УАЗ-3151, в том числе;

-блок управления БУЭПХХ

-выключатель массы ВК-452

-переключатель П 315

-стеклоочиститель СЛ 103Б

ГАЗ-3201, в том числе;

-реле регулятор РР-13

-выключатель зажигания 2101

-доп. реле стартера РС-507-5

-реле сигнала РС-520

-выключатель ВК 422-12

-переключ. отопителя П-147-03

-выкл-ль стоп-сигнала ВК-412

-электронный блок системы впуска воздуха

ГАЗ-66, в том числе;

-реле регулятора РР-132

-доп. реле стартера РС-507Б

-предохранитель ПР 310

-предохранитель ПР 315

-предохранитель ПР 25

-датчик указ-ля масла ММ358

ЗИЛ-4314, в том числе;

-выключатель батареи ВК-318

-звуковой сигнал РС-508

-универсальное реле 111

-комбинация приборов 16.3801

— переключатель П 44А

КАМАЗ-52213, в том числе;

-ММ 124Б, ММ 125Д, ММ 111

-БМ 158Б, БМ 158Д

ЗИЛ-131, в том числе:

-генератор Г 287-5

-распределитель Р 351

-регулятор напряжения РР 132

-выключатель ВК 318Б

— переключатель света П 44А

-выключатель ВК 13-5

-щиток приборов КП 204-А

-регулятор РР 350А

-коммутатор ТК 200

КрАЗ 255, в том числе:

— регулятор напряжения 1112

-предохранитель ПР 2Б

МАЗ-53371, 5551, 5337, 5433, 54331, в том числе:

-вычислитель ВК 32, 3710

-вычислитель ВК 860Б

-вычислитель ММ 125

-переключатель П 145

-переключатель П 147-09

-выключатель ВК 343-01

-выключатель ВК 353

-выключатель П 150-14

-указатель спидометра СП 152

КрАЗ-260, в том числе:

-регулятор напряжения 1112

-включатель ММ 125

-предохранитель ПР 2Б

УРАЛ-375, в том числе:

-реле регулятор РР 132

-коммутатор ТК 200

-выключатель ВК 322

-выключатель ВК 353

-генератор Г 287Б

-звуковой сигнализатор РС 508

-переключатель П 300

-свеча зажигания СН 307В

-вибратор РС 331

ГАЗель, в том числе:

реле стартера 711.3747000-01

прерыватель РС 492

комбинация приборов 35.3801

датчик ТМ 106-02

датчик ТМ 106-10

датчик 30.3829 или ММ 111В

выкл-ль батареи 1300.3727

ЗИЛ-130, в том числе:

переключатель света П44-А

вык-ль зажигания ВК-350

щиток приборов КП204

М412-028, ИЖ-21251, ИЖ-2715-01

Трактор К-700, К-701

ГАЗ-53, в том числе:

вык-ль зажигания ВК-330

реле стартера РС507Б

предохранитель ПР315, ПР2Б

датчик указ. давления масла

ГАЗ-3101, в том числе:

контактор КТ 125

выключатель зажигания и стартера 2101-3704000-10

реле стартера РС507-Б

выключатель аварийной сигна-лизации ВК422-12

реле переключения фар РС711

реле сигнала РС-528

реле противотуманных фар РС527

выключатель заднего противоту-манного света П147-10.24

переключатель отопителя П147-03.11

переключатель указателей пово-рота и света фар П149-01

Источник

Оцените статью