История марки УАЗ
История Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) начинается в мае 1942 года, начинал завод свою деятельность в качестве филиала Московского автозавода имени Сталина (ЗИС), который в конце 1941 года был вынужден эвакуироваться в города Поволжья и на Урал. Предприятие в Ульяновске, получившее название “УльЗИС”, до сентября 1944 г. производило сборку грузовых автомобилей ЗИС-5В. Одновременно с конца 1943 г. “УльЗИС” собирал из поступавших из США по ленд-лизу частей армейские грузовики “Студебекер” (Studebaker).
По окончании войны это предприятие переименовали в Ульяновский автомобильный завод, но он еще долгое время оставался сборочным производством, на этот раз Горьковского автозавода (ГАЗ). В 1947 г. там была развернута сборка грузовиков ГАЗ-ММ, с декабря 1954 г. параллельно с ГАЗом там выпускали легкие универсальные полно-приводные машины ГАЗ-69. Еще в 1946 г. в Научном автомоторном институте (НАМИ) в Москве для этого завода был разработан автомобиль “УльЗИС-253” с лицензионным 3-х цилиндровым 2-х тактным дизельным двигателем, производство которого планировалось развернуть на Ярославском автозаводе (ЯАЗ) по образцу американских моторов “Джи-Эм-Си” (GMC).
До начала холодной войны претворить в жизнь эти планы не успели. В 1948 г. на заводе разработали опытный 1,5-тонный грузовик УАЗ-300 с 50-ти сильным мотором от легковой “Победы”, но возможности предприятия не позволили внедрить его в производство. Лишь в октябре 1958 г. появился собственный легкий полноприводный грузовик УАЗ-450 (4×4) полной массой 2,7 тонны. Это был первый советский серийный развозной малотоннажный автомобиль и первый отечественный грузовик с кабиной над двигателем.
Легкая грузовая машина также впервые была создана специально для сельской местности. Гамма включала унифицированные цельнометаллический фургон УАЗ-450 для перевозки 750 кг. груза, бортовой УАЗ-450Д с полезной нагрузкой 800 кг., первый в СССР микроавтобус-вездеход УАЗ-450В на 11-мест и санитарный автомобиль УАЗ-450А. Все машины комплектовались 4-х цилиндровым нижнеклапанным бензиновым двигателем ГАЗ М-21Г (2432 см 3 , 62 л.с.), представлявшим собой модернизированный мотор “Победы”, у которого диаметр цилиндра увеличили с 82 до 88 мм..
От модели “Победа” была позаимствована и 3-х ступенчатая коробка передач, а 2-х ступенчатую раздаточную коробку, штампованную раму, неразрезные ведущие мосты на рессорной подвеске и тормоза использовали от ГАЗ-69. Машины имели отключаемый привод передних колес с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, односкатные колеса с 15-ти дюймовыми шинами, обтекаемую 2-х местную цельностальную кабину с гнутым лобовым стеклом.
Они могли буксировать прицеп без тормозов массой 850 кг., развивали скорость 90 км/ч и расходовали 14 л. бензина на 100 км..
На многие годы серия “450” с колесной базой 2300 мм. стала основой всей продукции УАЗа.Первая модернизация базовой модели произошла уже через 3 года после начала производства. 12 декабря 1961 г. завод начал выпускать семейство “451” (4×2) с задним ведущим мостом: фургон УАЗ-451, грузовик УАЗ-451Д с бортовой платформой, микроавтобус УАЗ-4516 и санитарный УАЗ-451А. Более существенные изменения были внесены в 1965-66 гг.. Все автомобили серии “451” получили в обозначении дополнительную букву “М”, а полно-приводной серии “450” присвоили индекс “452”.
Главная новинка заключалась в установке мотора М-21В (2445 см 3 , 70 л.с, позднее – 75 и 80 л.с.) и 4-х ступенчатой коробки передач в блоке с раздаточной. Усиление шасси позволило повысить грузоподъемность всех моделей. У бортового варианта УАЗ-451ДМ она достигла 1000 килограмм. Максимальная скорость возросла до 95-100 км/ч. Внешне обновленные автомобили отличались упрощенной облицовкой радиатора, сохранившейся до сих пор. Каждая серия по-прежнему выпускалась в четырех исполнениях: фургон, грузовик, микроавтобус и санитарный вариант.
Редким исключением стал фургон УАЗ-451М, переоборудованный на Луцком машиностроительном заводе в рефрижератор ЛуМЗ-946 грузоподъемностью 500 кг.. Опытной партией был изготовлен седельный тягач УАЗ-452П (4×4), работавший с полуприцепом-фургоном УАЗ-752 полной массой 2,25 т.. В 1972 г. на смену ГАЗ-69 пришла более совершенная 75-ти сильная машина УАЗ-4695 (4×4). С 70-х гг. завод попал в продолжительную полосу застоя. Он выпускал автомобили без каких-либо изменений в течение 25 лет. Основными потребителями УАЗов были государственные структуры – армия, совхозы и колхозы.
Из этого состояния завод вывела перестройка: очередное усовершенствование всей гаммы пришлось на 1985-89 гг. С этого времени предлагались только полно-приводные варианты: фургон УАЗ-3741 и бортовой автомобиль УАЗ-3303 грузоподъемностью по 800 кг., а также микроавтобус УАЗ-2206 и санитарный автомобиль УАЗ-3962. Кроме формальной смены индексов, мощность прежнего 2,5-ти литрового мотора возросла до 90 л.с., автомобили получили 2-х контурный привод тормозов с вакуумным усилителем, более надежные ведущие мосты с измененным передаточным числом.
В то же время варианты УАЗ-469Б превратились в более совершенные универсальные вездеходы УАЗ-3151 и УАЗ-3153. Новейшая история УАЗа стала наиболее интересным и продуктивным периодом в его развитии. Экономические реформы, рыночные условия хозяйствования, возросшая конкуренция и прекращение потока государственных заказов поставили завод на грань банкротства. На фоне новых российских малотоннажных машин ГАЗ и ЗИЛ его продукция оставалась архаичной.
Предприняв огромные усилия, во второй половине 90-х гг. завод представил самое большое за всю свою историю количество новых моделей, являвшихся правда вариантами прежних серий. На основе автомобилей УАЗ-31512/3153 с 1996 г. мелкими сериями собираются пикапы УАЗ-2315 (4×4) грузоподъемностью 800 кг. с колесной базой 3000 мм.. Модернизация грузового семейства проходила по двум направлениям: использование более мощного; бензинового двигателя УМЗ-4218 (2890 см 3 , 98-100 л.с.) и увеличение колесной базы до 2550 мм..
Грузовой автомобиль “3303” предлагается в 100-то сильных исполнениях УАЗ-33039 с той же базой и 1,3-тонном УАЗ-33036 с удлиненной, а также УАЗ-33035 с цельнометаллической платформой пониженного расположения. Еще в 1993 г. на его основе фирма “Псков-авто” начала изготовление исполнений с двухрядной кабиной. Эта идея дала жизнь новой грузопассажирской серии “Фермер”, включавшей фургон УАЗ-3909 на 7 человек и 475 кг. груза и автомобиль УАЗ-39091 грузоподъемностью 625 кг. с 5-ти местной кабиной.
С 1997-98 гг. они предлагаются в вариантах УАЗ-39099 (100 л.с.), УАЗ-39094 с цельнометаллической платформой и УАЗ-39095 с удлиненной кабиной со спальным местом. Единственным вариантом обычного фургона стал 100-то сильный УАЗ-37419. С 1996 г. завод выпускает также многоцелевое удлиненное шасси УАЗ-2746 с короткой кабиной, а Саранский завод самосвалов (САЗ) предлагает на его основе вариант САЗ-2923 с опрокидывающимся назад кузовом и грузовик САЗ-29232 с задним подъемным бортом.
В гамме полноприводных универсальных автомобилей выпускаются более совершенные и комфортабельные грузопассажирские вседорожники УАЗ-3160 и их длиннобазовые варианты УАЗ-3162. На базе последнего в 2000 г. был представлен пикап УАЗ-2365 со 110-ти сильным дизелем ГАЗ-5601. Большие надежды завод возлагает и на перспективный универсал повышенной вместимости УАЗ-3165 “Симба”. В 1998-2000 гг. УАЗ собирал около 20-23 тыс. грузовых автомобилей.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
Источник
Brandergofer: УАЗу – 75 лет. Часть 1. Как все начиналось
30 ноября отмечает 75-летний юбилей, пожалуй, самый известный завод Ульяновска. В этот день 1941 года было официально зарегистрировано предприятие «Ульяновский автомобильный завод имени Сталина» (УльЗИС). Упоминается как день основания УАЗа и 24 ноября. Возможно, за точку отсчета просто берутся разные события. Впрочем, не так это важно. История прославленного завода и его роль для развития Ульяновска заслуживают внимания, хотя бы в эту памятную дату. Но это настолько необъятная тема, что поневоле встаешь перед выбором: о чем вести речь? Описывать создание и развитие предприятия? Представлять модельный ряд за время его существования? Говорить об уникальных и необычных разработках? Или вспомнить о людях, создававших завод и эти замечательные машины? Об этом целые книги написаны, как можно пытаться охватить все в небольшой заметке и нескольких снимках? В итоге решил сделать две части. В 1-ой представлены фотографии и описание, относящиеся к самому заводу: его созданию и первому, самому трудному десятилетию существования. Во 2-ой части попробуем представить основные вехи истории УАЗа через выпускавшиеся заводом автомобили. Конечно, на всеохватность не претендую, да и деление это довольно условное. Но давайте начнем.
История Ульяновского автозавода началась в тяжелое время – первый год войны. Враг подступал к Москве, и из столицы эвакуировались крупные предприятия. Летом 1941 г. было принято решение и об эвакуации автомобильного завода имени Сталина, выпускавшего необходимые для армии и страны полуторки ЗИС. Часть производства отправлялась в Ульяновск. В октябре сюда прибыли первые эшелоны с оборудованием. Вместе с ними из Москвы приехали 1,5 тысячи работников ЗИС, составившие костяк кадров нового завода. Их число пополнилось многими жителями города. Директором предприятия был назначен П.И.Шварцбург. Надо понимать, что небольшой город со 150 тысячами населения просто не располагал необходимой базой для размещения столь крупного производства и большого числа людей. Все приходилось начинать с нуля. Большинство прибывших москвичей поселили в пригородных селах. Производство сначала размещалось близ Волги, в малоприспособленных зданиях складов таможенного управления (фото 1). Их единственным плюсом было наличие железнодорожных путей, по которым и завезли оборудование. Всего за 2 месяца была проделана огромная работа по подготовке помещений, монтажу и наладке оборудования, и в конце года выпущена первая продукция, еще не имевшая отношения к автомобилестроению. Это были авиационные снаряды. Но уже в мае 1942 года собраны первые ЗИС-5, а летом выпускалось по 20-30 машин в сутки. Одновременно было налажено производство стационарных малолитражных двигателей, газогенераторных установок и другой продукции. Здания складов уже совершенно не отвечали потребностям возросшего производства. Для многих заводских служб там просто не было места. Например, конструкторское бюро размещалось в краеведческом музее. Необходимо было строить новый завод.
Приказ Государственного комитета о строительстве Ульяновского автомобильного завода был издан 22 июня 1943 года. За Свиягой выделили территорию площадью 2000 га. Это был голый пустырь без всяких коммуникаций (фото 2), к которому подвели ветку железной дороги. Не было электричества, его вырабатывали генераторы. Не было стройматериалов, сначала нужно было наладить их производство. Почти полностью отсутствовала строительная техника, большинство работ производилось вручную (фото 3). Не хватало квалифицированных кадров. Одновременно с заводом строились ТЭЦ и жилой поселок. Ценой самоотверженного труда и невероятных усилий все эти трудности были преодолены. Уже через год за Свиягу начали перебираться отдельные заводские службы, а в 1946 г. на новой площадке стояли первые заводские корпуса (фото 4 и далее). В конце 1946-го ТЭЦ начала выработку электричества. Строительство основных корпусов продолжалось в конце 40-х и первой половине 1950-х г.г. Масштабы, без преувеличения, были грандиозными. Посмотрите на проект застройки автозавода 1947 года (фото 7) – это целый город.
Отдельный разговор – о создании и развитии социально-бытовой инфраструктуры автозавода. Уже было сказано, что большинство заводчан проживали в окрестных селах. Уже в 1-ый год строительства завода, в 1943-м, началось возведение жилого поселка, который сначала состоял из нескольких бараков и деревянных домов. В одном из бараков создали клуб. В том же году построили школу, медпункт, гостиницу. В конце 1944 года население поселка выросло до 1200 человек. Большинство жили в полуподвальных бараках на 30-40 семей (фото 9). Два больших события 1944 года – открытие заводской больницы и автомеханического техникума. В целом – немалые достижения для военного времени, когда люди успевали и выпускать продукцию для фронта, и строить новый завод. Жилищное строительство вышло на новый уровень в 1950-х. Началось возведение целого жилого района, первой улицей которого стала Автозаводская. На ней появился новый, роскошный по тем временам клуб (впоследствии «Планета»). 1950ые – 1960ые г.г. для Ульяновского автозавода – период широкого производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, освоения и расширения выпуска семейства автомобилей собственной разработки, которое началось с УАЗ-450. В это же время быстро развивается Засвияжье, возводится жилье, школы, больницы… Построен Дворец культуры УАЗ, рядом – кинотеатр «Свияга». Период наибольшего расцвета автозавода – 1970-ые. В 1972 г. началось серийное производство УАЗ-469, в 1974-м завод выпустил свой миллионный автомобиль. Возводятся новые заводские корпуса, одновременно строятся многоквартирные жилые дома, профилакторий, бассейн… На этом, пожалуй, остановимся. Новейшая история Ульяновского автомобильного завода хорошо известна. К тому же, мы ведь собирались рассмотреть только начало пути предприятия. Во 2-ой части подробнее поговорим об автомобилях, выпускавшихся УАЗом в разные годы и их достижениях. Постараюсь не затягивать, но боюсь, что получится только завтра.
Источник