Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Стояночный тормоз автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-469Б барабанного типа с двумя колодками, расположенными внутри барабана, установлен на раздаточной коробке и действует на задний карданный вал автомобиля.
Стояночный тормоз УАЗ-469 и УАЗ-469Б, устройство.
В верхней части тормозного щита двумя болтами крепится корпус разжимного механизма, в отверстия которого вставлены толкатели. Толкатели с внутренней стороны имеют цилиндрические выемки, расположенные под углом к осям толкателей. В этих выемках перемещаются при затормаживании два шарика, расположенных в отверстии корпуса шариков. Разжимной механизм от попадания в него грязи защищает колпак.
В нижней части тормозного щита двумя болтами закреплен корпус регулировочного механизма, в отверстия которого вставлены опоры колодок тормоза. Между опорами помещается разжимной сухарь в паз которого входит пластинчатая пружина регулировочного винта, служащая для его фиксации. Регулировочный винт ввернут в корпус регулировочного механизма. На конце винта имеется фланец с двенадцатью прорезями, к которому штифтом прижата пластинчатая пружина, имеющая возможность проворачиваться вокруг него.
При завертывании регулировочный винт своим торцом нажимает на сухарь, который перемещает опоры колодок и раздвигает нижние концы колодок. Во время вращения регулировочного винта происходит перескакивание лапок пружины, удерживающейся в пазу сухаря, с одной прорези на другую и при этом слышится щелчок. Регулировочный механизм от попадания в него грязи защищает заглушка.
В пазы толкателей и опор своими концами входят тормозные колодки. Колодки прижимаются к пазам стяжными пружинами. Стояночный тормоз имеет две одинаковые колодки. К щиту тормоза колодки поджимаются с помощью пружины, стержня и чашек.
Щит стояночного тормоза закрепляется четырьмя болтами на крышке вторичного вала раздаточной коробки. Для предохранения стояночного тормоза от попадания в него масла под болты крепления тормозного щита установлен маслоотражатель с прокладкой. Просочившееся масло отбрасывается отражателем фланца карданного вала в маслоотражатель тормоза и по специальному отверстию в щите вытекает наружу.
Барабан стояночного тормоза установлен на центрирующем пояске фланца заднего карданного вала и фиксируется на нем двумя винтами. Крепление барабана к фланцу осуществляется через вилку карданного вала четырьмя болтами. Тормозной барабан подвергается статической балансировке, которая осуществляется высверливанием металла из обода барабана.
Привод и рычаг стояночного тормоза УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
Привод тормоза состоит из тяги, регулировочной вилки и рычага привода. Рычаг стояночного тормоза располагается на полу кабины справа от сиденья водителя. Его зубчатый сектор крепится двумя болтами к пластине крепления раздаточной коробки и коробки передач.
Техническое обслуживание стояночного тормоза УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
Обслуживание стояночного тормоза состоит в периодической проверке его состояния и состояния его привода, надежности креплений, регулировке и очистке от грязи, смазке деталей разжимного и регулировочного механизмов, а также в устранении возникающих неисправностей.
Если в результате осмотра будут обнаружены задиры или риски на рабочей поверхности тормозного барабана, то производится его расточка до устранения задиров или рисок. Колодки тормоза очищаются от пыли и грязи, в случае засмоления поверхностей накладок, они зачищаются наждачной бумагой. Замасленные накладки меняются или опускаются на 20-30 минут в бензин, с последующей очисткой наждачной бумагой или металлической щеткой.
Если накладки износились настолько, что глубина утопания заклепок стала менее 0.5 мм, то колодки или накладки заменяются на новые. Вновь приклепанные накладки шлифуются так, чтобы их диаметр был на 0.2-0.4 мм меньше диаметра тормозного барабана.
Несмотря на герметизацию разжимного и регулировочного механизмов, в них постепенно накапливается грязь, поэтому механизмы, особенно разжимной, надо периодически разбирать, очищать от грязи и закладывать в него свежую смазку. При этом смазка не должна попадать на барабан и фрикционные накладки.
Регулировка стояночного тормоза УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
Стояночный тормоз регулируется, когда ход рычага тормоза становится более половины своего максимального хода и эффективность торможения становится недостаточной. Увеличение хода рычага может происходить по двум причинам : из-за больших зазоров между колодками и тормозным барабаном, в этом случае производится регулировка зазора, или из-за увеличенного свободного хода в приводе, в этом случае регулируется длина тяги.
Регулировка зазоров между колодками и барабаном стояночного тормоза УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
1. Поставьте рычаг включения понижающей передачи в раздаточной коробке в нейтральное положение и выключите передний мост.
2. Переместите рычаг стояночного тормоза в крайнее переднее положение.
3. Поднимите домкратом автомобиль со стороны заднего колеса.
4. Заверните регулировочный винт так, чтобы тормозной барабан усилием руки не проворачивался.
5. Отверните регулировочный винт на 4-6 щелчков, чтобы барабан свободно вращался.
Регулировка длины тяги привода стояночного тормоза УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
1. Поставьте рычаг тормоза в крайнее переднее положение.
2. Отверните контргайку регулировочной вилки, расшплинтуйте и выньте палец, соединяющий вилку и рычаг привода тормоза.
3. Выберите все зазоры в приводе, вращая регулировочную вилку.
4. Отверните регулировочную вилку на 1.5-2 оборота, совместите отверстия в вилке и рычаге, поставьте палец, зашплинтуйте его и затяните контргайку.
При правильной регулировке стояночного тормоза автомобиль должен затормаживаться при установке собачки рычага в 3-ю или 4-ю впадину сектора, считая от задней части.
Возможные неисправности стояночного тормоза УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
Увеличенный ход рычага стояночного тормоза.
— увеличен зазор между колодками и барабаном
— увеличена длина привода
Стояночный тормоз не затормаживает автомобиль.
— заедает разжимной механизм или его детали покрылись коррозией
— изношены или замаслились накладки колодок
— неправильно отрегулированы зазор или длина тяги
Стояночный тормоз не растормаживается, происходит нагрев тормозного барабана.
— ослаблены или поломаны стяжные пружины колодок тормоза
— заедает разжимной механизм
— неправильно отрегулирован зазор или длина тяги.
Источник
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Стояночный тормоз грузопассажирских автомобилей семейства УАЗ-452 барабанного типа, с двумя колодками расположенными внутри барабана, действует на карданный вал автомобиля. Назначение стояночного тормоза — затормаживание автомобиля на стоянках и удерживания его на уклонах.
Пользоваться им как рабочим тормозом следует только в аварийных случаях, при выходе из строя рабочих тормозов. Частое применение стояночного тормоза, если в этом нет необходимости, вызывает преждевременный износ фрикционных накладок и излишнюю нагрузку трансмиссии. Технически исправный стояночный тормоз должен обеспечивать надежное торможение установленного на подъеме автомобиля.
Основные характеристики стояночного тормоза УАЗ-452.
— Диаметр рабочей поверхности барабана в мм : 198+0,2
— Ширина фрикционных накладок, мм : 35+-0,5
— Длина стяжной пружины, мм :
в свободном состоянии — 46
под нагрузкой 10+3 кгс — 52
— Диаметр шарика разжимного механизма : 11,9+-0,075
— Допустимый дисбаланс тормозного барабана (статический), гссм : 20
— Площадь фрикционных накладок, см2 : 134
— Передаточное число привода стояночного тормоза : 7
— Передаточное число разжимного механизма : 3,7
Устройство стояночного тормоза автомобилей семейства УАЗ-452.
В верхней части щита стояночного тормоза двумя болтами крепится корпус разжимного механизма. В отверстия корпуса вставлены толкатели, которые с внутренней стороны имеют цилиндрические выемки, расположенные под углом к осям толкателей. В этих выемках перемещаются при затормаживании два шарика, расположенных в отверстии корпуса шариков. От попадания грязи разжимной механизм защищает колпак.
В нижней части тормозного щита двумя болтами закреплен корпус регулировочного механизма, в отверстия которого вставлены опоры колодок тормоза. Между опорами помещается разжимной сухарь, который со стороны опор имеет цилиндрические выемки, расположенные под углом к его оси. На торце сухаря имеется паз, в который входит пластинчатая пружина регулировочного винта, служащая для его фиксации.
Регулировочный винт ввернут в корпус механизма. На конце винта имеется фланец с 12 прорезями, к которому штифтом прижата пластинчатая пружина, имеющая возможность проворачиваться вокруг него. При заворачивании регулировочный винт своим торцом нажимает на сухарь, который перемещает опоры колодок и раздвигает нижние концы колодок.
Во время вращения регулировочного винта происходит перескакивание лапок пружины, удерживающейся в пазу сухаря, с одной прорези на другую и при этом слышится щелчок. Регулировочный механизм защищает от грязи заглушка.
Толкатели и опоры с наружной стороны имеют пазы, в которые своими концами входят колодки. Колодки прижимаются к пазам стяжными пружинами. Колодки тормоза состоят из обода и ребра, которые соединены между собой электросваркой. К ободу колодок приклепаны фрикционные накладки. Обе колодки тормоза одинаковые. К щиту стояночного тормоза колодки прижимаются с помощью пружины, стержня и чашек.
На автомобилях УАЗ-452 стояночный тормоз установлен на раздаточной коробке. Щит стояночного тормоза закрепляется четырьмя болтами на крышке вторичного вала раздаточной коробки. Для предохранения тормоза от попадания в него масла под болты крепления тормозного щита установлен маслоотражатель с прокладкой. Просочившееся масло отбрасывается маслоотражателем фланца карданного вала в маслоотражатель тормоза и по специальному отверстию в щите вытекает наружу.
Барабан стояночного тормоза центрируется по выступу на фланце заднего карданного вала и фиксируется на нем двумя винтами. Крепление барабана к фланцу осуществляется четырьмя болтами через вилку карданного вала. Тормозной барабан подвергают статической балансировке. Допустимый дисбаланс (20 гсм) достигается высверливанием металла из обода барабана.
Привод стояночного тормоза автомобилей семейства УАЗ-452.
Привод состоит из рычага стояночного тормоза, тяги, промежуточного рычага, гибкого троса с направляющей защитной трубкой, регулировочной вилки и рычага привода. Торможение автомобиля осуществляется рычагом стояночного тормоза, который расположен на полу кабины справа от сиденья водителя.
Зубчатый сектор рычага крепится двумя болтами к кронштейну приваренному к левому лонжерону рамы. Промежуточный рычаг подвешивается на опоре, которая при помощи фланца крепится двумя болтами к кронштейну, приваренному к лонжерону рамы.
Передний конец защитной трубки троса гайкой закреплен в кронштейне на лонжероне рамы, задний конец поддерживается кронштейном, установленным на коробке передач. При колебаниях двигателя задний конец трубки имеет возможность свободно перемещаться в кронштейне.
Принцип действия стояночного тормоза автомобилей семейства УАЗ-452.
При торможении усилие от рычага стояночного тормоза через тягу и трос передается на рычаг привода, который установлен на пальце в крышке раздаточной коробки. Рычаг привода, нажимая на корпус шариков, передвигает его вместе с шариками внутрь корпуса разжимного механизма. При этом шарики перемещают толкатели, которые раздвигают колодки. Тормоз удерживается в рабочем состоянии собачкой, которая упирается в зубцы сектора.
Для оттормаживания, рычаг стояночного тормоза следует немного оттянуть назад, нажать на кнопку рукоятки рычага и после этого передвинуть рычаг в крайнее переднее положение. При этом тяга, трос и рычаг привода возвращаются в исходное положение, а тормозные колодки стяжными пружинами отводятся от барабана.
Источник
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Стояночная тормозная система автомобилей семейства УАЗ-3151 и семейства УАЗ-3741 вагонной компоновки имеет барабанный тормозной механизм, расположенный за раздаточной коробкой и действующий на задний карданный вал, и ручной механический привод.
Стояночная тормозная система УАЗ-31512 и УАЗ-3741, устройство.
Стояночная тормозная система барабанного типа с двумя колодками, расположенными внутри барабана. В верхней части тормозного шита двумя болтами крепится корпус разжимного механизма, в отверстия которого вставлены толкатели. Толкатели цилиндрическими выемками, расположенными под углом к оси толкателей, опираются на шарики, расположенные в подвижном корпусе. Перемещение корпуса шариков осуществляется двуплечим рычагом, установленным на пальце, запрессованном в крышку заднего подшипника раздаточной коробки.
В нижней части тормозного щита двумя болтами закреплен корпус регулировочного механизма, в отверстия которого вставлены опоры колодок тормоза. Между опорами помещается разжимной сухарь, в паз которого входит пластинчатая пружина регулировочного винта, служащая для его фиксации. Регулировочный винт имеет фланец с 12 прорезями, к которому штифтом прижата пластинчатая пружина, имеющая возможность поворачиваться вокруг него.
При завертывании регулировочный винт своим торцом нажимает на сухарь, который перемещает опоры и раздвигает нижние концы колодок. Во время вращения винта происходит перескакивание лапок пружины, удерживающейся в пазу сухаря, с одной прорези на другую, и при этом слышится щелчок.
Привод стояночного тормоза легковых автомобилей семейства УАЗ-3151 состоит из рычага привода, сектор которого закреплен на пластине подвески раздаточной коробки, и тяги, соединенной регулировочной вилкой с двуплечим рычагом.
Привод стояночного тормоза автомобилей вагонной компоновки семейства УАЗ-3741 отличается увеличенной длиной тяги привода, наличием тросового привода и установленного на раме промежуточного рычага. Сектор рычага привода закреплен на кронштейне, установленном на лонжероне рамы и не взаимозаменяем с сектором рычага автомобилей семейства УАЗ-3151.
Техническое обслуживание стояночной тормозной системы УАЗ-31512 и УАЗ-3741.
Периодически снимайте тормозной барабан и проверяйте состояние его рабочей поверхности и степень износа тормозных фрикционных накладок. Колодки очищайте от грязи, при замасливании поверхностей накладок зачистите их шлифовальной шкуркой.
Разжимной механизм периодически разбирайте, очищайте от грязи и закладывайте свежую смазку, при этом смазка не должна попадать на барабан и фрикционные накладки. Обращайте внимание на правильность зацепления собачки и сектора рычага стояночной тормозной системы и состояние их зубов.
Регулировка стояночной тормозной системы УАЗ-31512 и УАЗ-3741.
Стояночный тормозная система требует регулировки, когда рабочий ход рычага привода становится более половины его максимального хода и недостаточен для полного торможения. Увеличение хода рычага может происходить по двум причинам : из-за больших зазоров между колодками и тормозным барабаном — в этом случае отрегулируйте зазор, или из-за излишнего свободного хода в приводе — в этом случае отрегулируйте длину тяги или троса на автомобилях семейства УАЗ-3741.
Регулировку зазоров между колодками и тормозным барабаном производите в следующем порядке :
1. Установите рычаг включения понижающей передачи в раздаточной коробке в нейтральное положение и включите передний мост.
2. Переместите рычаг привода в крайнее переднее положение.
3. Поднимите домкратом одно заднее колесо автомобиля.
4. Заверните регулировочный винт так, чтобы тормозной барабан не проворачивался от усилия руки.
5. Отверните регулировочный винт на 4 — 6 щелчков (0.3 — 0.5 оборота), чтобы барабана вращался свободно без задевания за колодки.
Длину тяги привода регулируйте в следующем порядке :
1. Поставьте рычаг привода в крайнее переднее положение.
2. Отверните контргайку регулировочного винта, расшплинтуйте и выньте палец, соединяющий вилку и рычаг привода.
3. Вращая регулировочную вилку, выберите все зазоры в приводе, чтобы рычаг привода касался корпуса шариков разжимного механизма.
4. Отверните регулировочную вилку на 1.5 — 2 оборота, совместите отверстия в вилке и рычаге, вставьте палец, зашплинтуйте его и затяните контргайку.
Аналогично регулируется длина троса привода на грузопассажирских автомобилях вагонной компоновки семейства УАЗ-3741. При правильной регулировке стояночной тормозной системы автомобиль должен затормаживаться при установке собачки рычага в третью или четвертую впадину сектора, считая от задней части.
Ремонт стояночной тормозной системы УАЗ-31512 и УАЗ-3741.
В случае необходимости тормозной барабан можно расточить. Максимально допустимый диаметр расточенного тормозного барабана- 199 мм. Снятие тормозных колодок стояночного тормозного механизма производите в следующем порядке :
1. Отсоедините задний карданный вал от раздаточной коробки.
2. Отверните два винта крепления тормозного барабана к фланцу и снимите его. Для облегчения снятия барабана полностью выверните регулировочный винт.
3. Снимите верхние чашки отжимных пружин, снимите пружины, нижние чашки и выньте стержни.
4. Снимите стяжные пружины и тормозные колодки.
Установку колодок и сборку тормозного механизма производите в обратном порядке, обратив внимание на то, что обод колодки относительно ребра не симметричен, и устанавливать колодки необходимо так, чтобы к тормозному щиту они были обращены стороной с меньшим вылетом.
Снятие и разборку разжимного механизма производите в следующем порядке :
1. Отверните два болта крепления корпуса разжимного механизма.
2. Снимите ограничитель корпуса шариков.
3. Снимите корпус разжимного механизма.
4. Выньте из корпуса разжимного механизма корпус шариков с шариками и толкатели.
При снятии и разборке разжимного механизма соблюдайте осторожность, чтобы не потерять толкатели или шарики. Колпак из корпуса регулировочного механизма выпрессовывать не следует.
Производить полную разборку регулировочного механизма не рекомендуется, так как для этого необходимо выпрессовывать из корпуса заглушку. При частичной разборке для снятия опор колодок не следует снимать со щита регулировочный механизм.
Источник