Эквалайзер Форманта Э1812 + кроссовер К3101
Рaритет, Bинтаж, Гpафический и парaметpический эквaлaйзep Фоpмaнтa Э1812. Boт чтo пишут пpо него: Фopмантa Э1812. Очень доcтойныe эквaлaйзеры для своего врeмени. Да немножкo,,шумновaты-дубoваты, нo звук могут «вывернуть на изнaнку» и не нaдo никaких экспeримeнтoв с динaмикaми, a так жe ,,cабвуферов -муфеpов» для получения плотногo, упругого, пристолбняющего баса. Середина появляется, как ранее солнце из за горизонта, а бас раскачает вашу грудную клетку.Графический эквалайзер 1812 сделает для вас все ,что вы хотите..а параметрический закрепит и подкорректирует услышанное.Думаю хороших вариантов Э1812 осталось не много. Эти эквалайзеры преподнесут Вам правильный звук, а по своей звуковой подаче они впереди многих именитых импортных производителей, которые ,,бубнят, звенят, гудят». Кроссовер Форманта К3101 Служит для разделения частот перед усилителями мощности. То есть с микшера приходит общий широкополосный сигнал — кроссовер выделяет из него низкие частоты, средние, высокие. *** ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ *** В сложившейся сложной ситуации ограничением передвижения по Москве, тем не менее есть несколько возможностей покупки и доставки: 1. По Москве могу отправить курьерской службой «Достависта». Доставка в течение нескольких часов (обычно не дольше, чем 3-4 часа) 2. В регионы могу отправить службой «СДЭК». При этом по запросу могу по видеосвязи (WhаtsАрр/Телеграмм) продемонстрировать комплектность, состояние и работоспособность для вашего спокойствия. Я на Авито не первый год и предлагаю только качественные товары своим покупателям.
Источник
усилители производства завода Форманта
Усилитель мощности Форманта УМ 0522
Форманта УМ 0545М
Эстрадный усилитель Форманта УМ 1225
Усилитель Форманта М50-2
Усилитель Форманта М-100
Усилитель полный Форманта А244
Форманта УТ 2010М
Усилитель Форманта У150Э
усилитель Форманта М 25
усилитель Форманта М50-1
усилитель Форманта А242
усилитель Форманта У4546
усилитель Форманта УМ2523
эквалайзер Форманта Э 1812
эквалайзер Форманта Э 0626
кроссовер Форманта К 3101
Переносной микшерный пульт «Форманта ПМ-01»
Источник
Внутренний мир Форманты П432
История о том, как я неожиданно купил синтезатор, починил его, разобрался с тем, как он устроен, и написал эмулятор.
Эта история началась во время проведения фестиваля Chaos Constructions на последних выходных августа 2019 года. Просматривая вечером Авито в поисках интересных артефактов ушедшей эпохи, я наткнулся на недорогой синтезатор Форманта П432. Выглядел он вполне привычно для цифровых синтезаторов: в нижней части клавиатура из 41 клавиши (3,5 октавы), в верхней ‒ кнопки выбора тембра, включения эффекта хор и унисон, а также регуляторы настройки эффекта вибрато. Слева от клавиатуры установлен джойстик, позволяющий сместить строй вверх и вниз, а также плавно подключить вибрато.
Самое интересное для меня заключалось в том, что этот синтезатор был именно цифровым и генерировал звуки по методу wavetable, т. е. в момент нажатия клавиши он генерировал звук на основе табличных данных, сохраненных в микросхемах ПЗУ. После беглого ознакомления со схемами в интернете стало понятно, что управление синтезатором построено на широко известном микропроцессоре КР580ВМ80 (i8080), а звуки хранятся в 8 микросхемах ПЗУ общим объемом 8*2 = 16 Кб.
Синтезатор был куплен и неспешно отправился из города продавца в местный офис транспортной компании, а я продолжил изучать схемы. Продавец написал в объявлении, что инструмент имеет дефект, проявляющийся в виде хрипов при нажатии больше одной клавиши. «Тем интереснее, — подумал я. — Нужно будет найти и устранить».
Но основным мотивом к покупке было желание разобраться с внутренним устройством и извлечь семплы звуков из ПЗУ синтезатора.
DISCLAIMER: Названия составных частей узлов и сигналов синтезатора (кроме указанных в “кавычках” и БОЛЬШИМИ буквами) придуманы мной и могут отличаться от задуманных разработчиками. Описание работы узлов сделано на основе моих (ограниченных) знаний, материалов из сети интернет и советов опытных людей.
Ремонт
Когда П432 [2] добрался до меня в целости и сохранности, первое, что я сделал, это разобрал его. Внутри меня ожидало не очень приятное зрелище из пучков проводов и нескольких печатных плат.
Вынос узла МИДИ на отдельную плату со своим ПЗУ обусловлен наличием еще одного синтезатора в линейке П432 – «Форманта МИНИ», не имеющего миди интерфейса и эффекта ХОР. Узел процессора у МИНИ немного отличается прошивкой, а узел генераторов такой же, как на П432.
Итак, при первом включении я обратил внимание на две проблемы: очень слабый уровень сигнала на линейном выходе и уже упомянутый призвук при нажатии более одной клавиши одновременно. Надо заметить, что П432 ‒ это полифонический синтезатор, и он может воспроизводить одновременно 4 голоса (частоты) одного тембра. А с включением эффекта УНИСОН количество одновременно звучащих голосов увеличивается до 8-ми, по два для каждой клавиши.
Причина тихого звука была найдена почти сразу, виноват был сгоревший выходной ОУ К544УД1А.
После его замены инструмент стал звучать громко даже при подключении к выходу пассивных наушников.
А вот со странными звуками ситуация была очень непонятной, потому что даже при нажатии отдельных клавиш звуки тембров были не похожи на демонстрации П432 с youtube.
На поиск проблемы ушло довольно много времени, но в итоге она была локализована на уровне основного ЦАП. Старший бит цифрового входа имел недостаточный уровень для признания его логической 1, поэтому выходной аналоговый сигнал искажался. Виновник этой истории был найден и устранен, после чего проблема решилась. Все тембры стали звучать чисто и без проблем при нескольких нажатиях.
Тут бы и истории конец, но времени на ремонт уже было потрачено много, поэтому я решил, что не стоит на этом останавливаться и надо разобраться:
- как устроен процесс синтеза звука
- что хранится в ПЗУ узла генератора
- как работает фильтр и его характеристики
- где хранится конфигурация для каждого тембра и параметры огибающих
Итогом этой работы должна была стать программная эмуляция П432 с использованием данных оригинальных ПЗУ.
Устройство узла генераторов
Форма сигнала на выходе основного ЦАП узла генераторов формируется по принципу прямого цифрового синтеза (DDS) [1]. Полученный аналоговый сигнал пропускается через фильтр нижних частот, затем при необходимости смешивается с выходом узла хора, усиливается выходным усилителем и подается на линейный выход. Фильтр в П432 выполнен по схеме, ранее использованной в синтезаторе «Поливокс» [3].
На схеме представлен узел генераторов и его основные функциональные блоки. Оранжевыми стрелками обозначены входы и выходы внешних цифровых сигналов, черными – цифровые сигналы внутри модуля, синими ‒ аналоговые сигналы.
Сначала рассмотрим входы и выходы:
- Вход «Частота» (11 бит) — для каждого голоса, включая унисон, от узла процессора приходят значения, соответствующие нажатой клавише или миди ноте.
- Вход «Усилитель» (8 бит) —значения огибающей для амплитуды сигнала.
- Вход «Фильтр» (8 бит) — значения огибающей частоты среза фильтра.
- Вход «Управление» — (8 бит) – 3 младших бита отвечают за выбор волноформы, 2 бита за смещение фильтра, еще 2 за уровень добротности фильтра Q (резонанс) и последний бит определяет, включен или нет эффект УНИСОН.
- Выход «Адрес» (3 бит) — отвечает за синхронизацию с узлом процессора.
Теперь посмотрим, как работают основные блоки узла.
Схема синхронизации с помощью мультивибраторов, счетчика и логических элементов формирует импульсы управления различными модулями узла генераторов и выдает на выход «Адрес» номер текущего голоса. При активном режиме УНИСОН «Адрес» принимает значения [0,1,2,3,4,5,6,7] а при неактивном: [0,2,4,6]. Частоту задающего генератора можно менять в небольших пределах ручкой подстройки на передней панели и джойстиком слева от клавиатуры.
Временная диаграмма тактовых импульсов. Пояснения: Unison – лог. 0 активный уровень, FA0-2 – выход «Адрес», DD8-12 – Регистр аккумулятора фазы, DD33-35 – регистр сумматора голосов, DD36-37 – регистр ЦАП.
Цифровая часть платы генераторов для каждого из 4(8) голосов синхронно с изменением значения на выходе «Адрес» производит следующие операции. С узла процессора на вход «Частота» поступает значения частоты сигнала. Линейное значение частоты преобразуется в приращение фазы дешифратором на ПЗУ. Приращения суммируются в аккумуляторе фазы (20 бит), состоящем из сумматора и ОЗУ на 8 слов. Старшие 9 бит суммы подаются на адресные входы ПЗУ волноформ. Конкретная область ПЗУ выбирается тремя младшими битами входа «Управление». 10 бит с выхода ПЗУ суммируются со значением на входе «Усилитель» и подаются на входы ПЗУ масштабирования, которое формирует биполярный код для ЦАП. Выход попадает в накопительный буфер, построенный на сумматорах и регистрах, который последовательно суммирует значения кодов всех 4(8) голосов. В конце каждого цикла итоговый код защелкивается регистром хранения и попадает на 12-бит ЦАП. Частота выдачи кода на ЦАП является частотой дискретизации сигнала и составляет для П432 – около 33 килогерц. Согласно Найквисту, максимальная частота звука, доступная генератору П432, примерно равна 16,5 кГц.
Если для выбранного тембра требуется динамическое изменение параметров фильтра нижних частот, то на вход «Фильтр» выдаются значения огибающей, которые проходя через 10-бит ЦАП формируют управляющее напряжение для ОУ фильтра. ФНЧ выполнен по бесконденсаторной схеме фильтра переменных состояний и включает схему температурной стабилизации, блок изменения добротности Q и начального смещения.
На этой временной диаграмме отображено два периода дискретизации платы генераторов. УНИСОН выключен. На вход «Частота» (Freq_in) синхронно со сменой адреса поступают номера частот четырех разных клавиш. Но нажаты только последние две из них (Volume_in=0xFF). При этом на вход «Фильтр» выдается постоянное значение (Filter_in=0x60). Финальный код поступает на вход ЦАП (DAC) после защелкивания в регистрах хранения (DD36-37).
все выглядит аналогично, только на вход «Частота» поступает пара номеров: для основного голоса и унисона.
Внимание: отображен только один период.
Более детальное описание узла генераторов
Ниже приведены подробности и схемы электрические принципиальные для желающих подробнее разобраться в устройстве синтезатора. Схемы были найдены в интернете, хотя к моему синтезатору прилагалось руководство по эксплуатации [4] и полный комплект бумажных схем [5]. Архивом с содержимым всех ПЗУ поделились добрые люди на одном форуме, но как потом оказалось, в одном из файлов была ошибка, поэтому пришлось выпаять отдельные ПЗУ и сверить их с прошивками в архиве.
Надо отметить, что за время производства П432 заводом-изготовителем было выпущено несколько ревизий плат синтезатора с целью улучшения технических характеристик, которые могут отличаться от представленных ниже схем первой ревизии.
- ПЗУ преобразования частота-приращение — DD1-2, выполненное на двух 573РФ2, содержит таблицу соответствия линейного значения частоты экспоненциальному приращению фазы. В графическом виде ее содержимое выглядит так
Синхронно с изменением значения на выходе «Адрес» узел процессора выдает 11-бит значения частоты соответствующего голоса на вход «Частота», которое преобразуется в 16 бит приращения.
Источник