Кроссовер с роботизированной коробкой

Кроссоверы и внедорожники с роботизированной коробкой передач

Разумеется, в автошколе вас ознакомили с классическими вариантами механики и автомата, но что такое роботизированная коробка передач? А это вариант между МКПП и автоматом, установка которого порой даже дороже, чем роботизированной версии для машины. Увы, но при нынешних требованиях большинства автовладельцев к внедорожникам и кроссоверам, таких как достаточно широкий диапазон силовых возможностей, компактный и не тяжёлый, чтобы не терял ничего при крутящих моментах (гидравлическое усиление или трение) — все разработки привели именно к роботизированной коробке передач.

Если описывать наипростейший принцип действия такого типа трансмиссии, то это механика с электрическими или гидравлическими приводами.

Что же такое роботизированная трансмиссия?

Немного истории

Вообще варианты такой коробки передач разрабатывались ещё в конце тридцатых — начале сороковых годов французским инженером Адольфом Кегрессом, длительное время работавшим личным шофёром императора Николая II. Он предлагал использовать коробку передач с двумя дисками сцепления, но технически тогда это было невозможно, и до восьмидесятых годов проект на длительное время был забыт. Своё второе рождение он получил благодаря инженерам концерна Porshe, создавшим свой автомобиль с трансмиссией Doppelkupplungsgetriebe — коробкой, имеющей двойной тип сцепления.

Прототипы спортивных машин выступали длительное время с ней на гонках, но однако и тут данный вид коробки не прижился (тяжёл, огромен, непрактичен, что для немцев было и остаётся весьма принципиальным вопросом).

Увы, но уровень развития технологий снова не позволил довести всё до серийного производства и опять все разработки отправились в стол, но в этот раз на десять лет.

Читайте также:  Ford explorer бесключевой доступ

В девяностых годах данная коробка получила своё третье рождение на концерне Volkswagen, после чего и другие крупные производители начали интересоваться данным типом трансмиссии. Разработки ее, с целью сделать ее более удобной и долгоживущей, ведутся и по сей день. А кроссоверы с роботизированной коробкой передач набирают на дорогах все большую популярность.

Суть роботизированной коробки передач

В чём же она заключается? В том, что два диска отвечают лишь за разные передачи — один за нечётные, другой за чётные. Вот и всё, что отличает роботизированную коробку от механической, где лишь один диск сцепления, отвечающий за всё. Но при выборе между механикой, роботом и автоматом по цене ниже всего первая, гораздо дороже третья и, как средний вариант, по оптимальной цене идёт роботизированная коробка.

Недостатки роботизированной коробки передач

Несмотря на наличие большого числа преимуществ, у роботизированных коробок есть и существенные недостатки. Во-первых, они не такие надёжные, как простые механические коробки и классические автоматы. А во-вторых — сложность ремонта. На большинстве роботов блок управления не ремонтируется, а меняется полностью в сборе. Конечно, это проще, но намного дороже.

Ещё один недостаток (здесь уже скорее вас та самая «жаба» будет душить) — весьма частая замена различных фильтров, как на автомате — примерно через каждые тридцать или пятьдесят тысяч наезженных километров. И надо чаще приезжать на СТО, чтобы проверить состояние дисков сцепления, которые весьма часто сгорают.

Разумеется, вам уже интересно, какие же машины имеют данную коробку. Представляем вам наш список.

Кроссоверы с роботизированной коробкой передач

Французские представители

Пожалуй, начнём с французских производителей, так как их инженеры первыми придумали подобный тип трансмиссии (не забываем про Адольфа Кегресса). И здесь, бесспорно, в первую очередь будет упомянут концерн Citroen, первым начавший подобные разработки. Но, увы, как бы ни был популярен Peugeot 1.2 AMT на российских дорогах, трансмиссия у него ненадёжна. Как бы нас это ни расстраивало, но «француз галантный», представившись, сразу уходит со сцены и уступает место «надменному и гордому немцу».

Немецкие кроссоверы с роботом

Да, речь идёт о таких гигантах, как Audi, BMW, Porsche и Volkswagen. При весьма страшных и непроизносимых названиях их трансмиссий роботизированных, они являются в этом отношении бесспорными лидерами, сделавшими такие коробки передач достаточно надёжными и долгослужащими. Примерами таких автомобилей могут служить Audi Q3 (1.4 TFSI AMT), Volkswagen Cross Polo (1.2 AMT) и Mercedes Geländewagen (о да, внедорожник с роботизированной коробкой. Красота).

Кстати, упоминая, что многие немецкие гиганты работали на нацистов (правильное название НСДАП, «Национал-социалистическая рабочая партия Германии», не путайте с «чёрнорубашечниками» — фашистами Муссолини), не забудьте о том, что опыт двух мировых войн, франко-прусской войны под руководством канцлера Отто фон Бисмарка сделало эти концерны более ориентированными на самые худшие дороги того времени — Франции и Российской империи — и многие машины разрабатывались для африканских дорог (не ездить же немецким послам на лошадях, надо ведь продемонстрировать именно технические достижения нации).

Японские модели с роботом

Если говорить и дальше про кроссоверы и внедорожники с роботом, то, пожалуй, на следующем месте по надёжности будут японцы. Японцы вообще любят электронику, а тут такая интересная «псевдомеханика». И тут не лишним будет упомянуть кроссовер Suzuki XL7 3.6 AMT. К сожалению, роботизированная коробка не особенно прижилась на японских внедорожниках, она более привычна на кроссоверах.

Американские представители

Не лишним будет упомянуть и американский концерн Ford, обожающий именно внедорожники и кроссоверы, да и вообще большие машины. «Вульгарные и крикливые» американские производители ставят роботизированную коробку на вариации модели Ford серии F. Первоначально при выпуске первых моделей устанавливались роботизированные трансмиссии, но в конечном итоге инженеры пришли к автоматической коробке, которая ставится и по сей день. В таком случае машина получает чуть большую проходимость, а сами производители позиционируют такую коробку передач как «модернизированный автомат для города». Но, нравится нам или нет такая модель Ford, американские водители благоговеют перед данным типом машины. По надёжности такие автомобили занимают третье место в нашем рейтинге.

ТагАЗ Vortex Tingo

Очень печалит, что на российских машинах нет роботизированной коробки передач. Не прижилась она на наших дорогах, если не говорить про ТагАЗ Vortex Tingo 1.8 AMT, имеющего данную трансмиссию.

Этот кроссовер российского производства имеет сходство с китайским Chery и вообще является его лицензионной копией.

Всё же привычнее русскому человеку классическая механика, которую и починить легче. Да, не подходит для наших дорог «робот», что очень обидно.

Что же, выбирая вариант трансмиссии для своего будущего кроссовера или внедорожника, вы будете теперь иметь на один пункт выбора больше.

Источник

Автомат, вариатор или робот: что лучше для кроссовера?

«За рулем» взял на тест все существующие версии Kia Seltos и сравнил их на трассе, в городе и на бездорожье.

Вечный вопрос для тех, кто ищет машину с двумя педалями — какая коробка лучше? Классический автомат? Вроде надежный, однако повышает расход топлива и крадет динамику. Робот и вариатор в этом смысле лучше, но все говорят: они ломаются!

Разобраться поможет Kia Seltos, в модельной линейке которого есть версии со всеми типами автоматических трансмиссий. С базовым атмосферным двигателем 1.6 (121 л.с.) сочетается классический 6-ступенчатый автомат. С 2-литровым 150‑сильным стыкуется корейский вариатор IVT. А с самым мощным 1600‑кубовым турбомотором в 177 сил работает преселективный робот 7DCT. Каждая из этих версий доступна с полным приводом.

Материалы по теме Rio, Vesta и Rapid: тест популярных седанов Kia Sorento 2021: ответы на главные вопросы И за что мне это «чудо»? — честный рассказ о Creta

Загородный режим

Сначала асфальт — замеры времени разгона до 100 км/ч, эластичности и расхода топлива. Здесь важны трансмиссионные потери, которые в автоматической коробке с гидротрансформатором максимальны. Наши замеры это подтвердили: Seltos 1.6 с автоматом и полным приводом в спринте до 100 км/ч не может выехать из 14 секунд. Хотя тандем базового мотора и автоматической шестиступки слаженный. Задумчивость автомата гармонирует с неторопливым 121‑сильным атмосферником. Разве что на узком загородном шоссе напрягаешься: каждый обгон надо планировать за неделю в Google-календаре. Kia с автоматом не только самый медленный, но и самый голодный. В смешанном режиме потребляет больше девяти литров на сотню.

Турбированный Seltos с роботом экономичнее: в аналогичных условиях потребляет в среднем 7,9 л/100 км. Вот только спеться мотору и коробке что-то мешает. В городском трафике робот частенько будто не может определиться с передачей. Сцепления схватываются жестко, и машина движется рывками. Зато динамика — песня! Девять с половиной секунд в разгоне до 100 км/ч, и расторопные переключения «вниз» на обгонах.

Seltos 2.0 с вариатором тоже не промах. Он проигрывает самой мощной версии в спурте до «сотни» менее секунды. И, естественно, легко уезжает от Селтоса 1.6 с автоматом. Думаете, дело в более мощном моторе и коробка тут не причем? Да, но вспомните недавний сравнительный тест с участием Селтоса (ЗР № 4, 2020). Тогда он «привез» соразмерной Крете с аналогичным мотором 2.0, но с обычной гидромеханикой, полторы секунды. Так что дело не только в моторе, но и в вариаторе, который имеет широкий силовой диапазон и точнее подбирает передаточные отношения, не допуская пауз. А еще вариаторный Seltos оказался самым ­экономичным — 7,7 л/100 км.

А что будет вне ровных дорог?

Городские препятствия

Для начала пробую заехать на бордюр под углом 90 градусов.

Роботизированный Seltos спокойно вползает на него внатяг передом. Если задним ходом, то машина легко запрыгивает задней осью, после чего упирается передними колесами. Добавляю газу — и Kia, немного подумав, залезает на бордюр. Дело сделано, но процесс сопровождают такие вибрации и рывки, будто неопытный водитель рано бросил педаль сцепления. Предупреждения о перегреве нет, однако запах паленого сцепления проникает в салон. Тревожный звоночек! Выходит, срок службы фрикционных муфт можно сократить, даже не зная об этом. Кстати, в отличие от автомата и вариатора, датчик температуры у робота стоит именно в блоке сцеплений.

Seltos с вариатором даже передом заезжает на ступеньку с трудом. Электроника бережет вариатор и не дает мотору раскручиваться, когда колеса упираются в препятствие. А задним ходом он вообще не взял бордюр внатяг! Двигатель завис на 2500 об/мин — и крутящего момента оказалось мало, чтобы заехать.

Seltos с автоматом взял барьер играючи в обоих направлениях.

Бездорожье

Теперь пробуем штурмовать крутой грунтовый подъем с уклоном около 30%. Останавливаемся на середине и трогаемся в гору.

Первым идет Seltos с роботом. После остановки и отпускания педали тормоза Seltos скатывается назад. Бью по тормозам, жму на газ — поползли вверх. А где же система удержания на склоне? Попробовал пологую горку — работает. Но на крутом уклоне ее производительности уже не хватает, а коробка размыкает сцепления. Опасно!

С вариатором ситуация получше. Откатившись на полметра, Seltos все же замирает без моего участия. Но там, где за счет моментного мотора роботизированный Селтос шел вверх, вариаторный пасует. Электроника бережет агрегат и не дает сильно буксовать. Что делать? Только скатываться назад и брать подъем с разгона! Или искать объезд.

Слабенький Seltos с автоматом и тут выступил лучше всех. На остановке на середине подъема он практически не откатился назад, а сложный участок преодолел так же легко, как машина с роботом. Буксовать можно смело — для коробки это тоже не сахар, но не так смертельно, как для вариатора и робота.

А если застрять?

На закуску — трясина. Поднимая фонтаны грязи, турбо-Seltos уверенно пробирался вперед, пока на панели не зажглась шестеренка. Перегрев! Я ждал подобного от вариатора, но никак не от робота. Хотя тяга при этом никак не изменилась, а на то, чтобы коробка перестала считать себя слишком горячей, ушло меньше минуты: лампочка погасла.

Памятуя об электронике, за руль машины с вариатором сажусь с опаской. И правда: электронный разум не позволяет буксовать даже после того, как отключил противобуксовочную систему. В итоге скользкий участок приходится брать в несколько попыток. К тому же страшно повредить маслопровод, после чего вариатор не спасет уже ничего.

Обошлось без перегрева, но в прошлом тесте в похожих условиях вариатор ушел в сервисный режим. Это означает, что пока «мозги» не перезагрузятся, обороты мотора будут сильно ограничены, а отзывчивость педали акселератора упадет до состояния «дедушка на Москвиче».

Что лучше? Застрять на вариаторе в сервисном режиме или все же выбраться из грязи на перегретом роботе, сократив его ресурс? Лучше поехать на Селтосе 1.6 с автоматом, который проходит грязевую ванну без перегрева и нервотрепки.

Выводы экспертов

Если съезжать с асфальта вы планируете нечасто, то не будем отговаривать от машины с вариатором. Особенно в случае Селтоса, когда клиноцепной агрегат прекрасно ладит с двигателем и экономит топливо. Преодолеть легкое бездорожье он тоже сможет, но лучше не буксовать, а стараться преодолевать сложное место ходом. Убить вариатор не даст сервисный режим: это еще не перегрев, а лишь защита от перегрева — машина сама себя бережет. И положите в багажник надежный трос!

А вот если нагружать трансмиссию придется по полной, выбирайте Seltos с базовым мотором 1.6 и автоматом. Он еще и самый дешевый (ценник пляшет в диапазоне от 1,3 до 1,6 миллиона). Но готовьтесь к вялой динамике и большому расходу.

Весомых аргументов в пользу мощной турбированной версии с роботом я так и не нашел. Наддув не дает заметного выигрыша в динамике на фоне двухлитровой машины. А вне асфальта выглядит не так уверенно, как автоматический Seltos. Двухмиллионный прайс делает «контрольный выстрел в голову».

Данные производителя, экспертную оценку, важную техническую информацию обо всех версиях Kia Seltos, а также сравнение моно- и полноприводной версий, вы найдете здесь .

  • Хотите сохранить пороги автомобиля от внешнего механического воздействия и придать автомобилю индивидуальность? Вам помогут алюминиевые пороги-площадки турецкой компании Can Otomotiv!

Автомат, вариатор или робот: что лучше для кроссовера?

«За рулем» взял на тест все существующие версии Kia Seltos и сравнил их на трассе, в городе и на бездорожье.

Автомат, вариатор или робот: что лучше для кроссовера?

Источник

Оцените статью