Марка рессорной стали уаз
ШТАТНЫЕ И УСИЛЕННЫЕ РЕССОРЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ УАЗ
ЧТО ТАКОЕ РЕССОРЫ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ
Рессора (в переводе с французского «ressort» — «пружина») — это деталь современной подвески автомобиля, главной задачей которой является обеспечение плавности хода, сглаживание толчков, появляющихся из-за неровностей дороги.
Конструкторы измеряют плавность хода как величину, обратно пропорциональную тряскости автомобиля.
В свою очередь, основным фактором, оказывающим влияние на тряскость, является частота колебаний автомобиля, сконструированного на подвеске.
Частота находится в зависимости от соотношения массы к жесткости подвески по вертикали. Если масса увеличивается, то жесткость рессоры должна быть больше, и наоборот.
Самый распространенный тип рессоры – многолистовой. Данная конструкция, включающая несколько листов из углеродистой стали, стянутых в единый пакет при помощи центрального болта, считается наиболее надежной. При этом находящийся сверху первый лист толще остальных, как минимум, на 1 мм. Верхняя сторона каждого листа в процессе изготовления подвергается дробеструйной обработке для увеличения срока службы.
Чтобы исключить боковое смещение листов, их дополнительно стягивают хомутами, число которых – не менее 3-х. Каждый хомут прикрепляется к нижнему листу при помощи металлических заклепок. Сверху концы хомута стягиваются при помощи гайки, болта или шпильки. Концы верхнего листа изогнуты в виде ушек, через которые деталь крепится к раме автомобиля. Крепление осуществляется не напрямую, а через кронштейны, изготавливаемые из ковкого чугуна. Внутри ушек верхнего листа вставлены резиновые втулки(сайлентблоки), обеспечивающие мягкое и одновременно надежное соединение рессоры с лонжероном рамы. Уход за рессорами несложен и заключается, в основном в подтягивании хомутов и очистке листов от грязи.
РЕССОРА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ УАЗ достаточна универсальна: она подходит для автомобилей УАЗ «Патриот», УАЗ «Хантер», УАЗ «Пикап». Отличаются рессоры только количеством листов, влияющим на грузоподъемность автомобиля, и разницей в геометрических размерах. Именно поэтому рессоры взаимозаменяемы: так, например, четырехлистовые рессоры от УАЗ «Пикап» и УАЗ «Карго» можно установить на УАЗ «Патриот» и УАЗ «Хантер», тем самым увеличив грузоподъемность примерно на 200 кг.
Рассмотрим особенности штатных и модифицированных рессор для автомобилей УАЗ.
РЕССОРА С ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКОЙ ПРУЖИННОГО ТИПА
Данная рессора выпускается АО «Чусовской металлургический завод» – одним из старейших заводов Урала, основанным в 1879 году франко-русским уральским акционерным обществом, созданным князем Голицыным и французом Ш. Барруеном. В настоящее время завод является российским лидером по производству автомобильных рессор. Бренд «чусовская рессора» широко известен автопроизводителям в России и за рубежом. АО «ЧМЗ», наряду с Выксунским металлургическим заводом (АО «ВМЗ», Нижегородская область), Альметьевским трубным заводом (АО «АТЗ», Республика Татарстан), заводом «Трубодеталь» (АО «Трубодеталь», Челябинская область), Благовещенским арматурным заводом (АО «БАЗ», Республика Башкортостан), входит в состав Объединенной металлургической компании (АО «ОМК») – одного из крупнейших российских производителей металлопродукции для ведущих энергетических, транспортных и промышленных компаний.
Отличительной чертой «чусовской рессоры» является наличие наклейки и клейма на стягивающем хомуте, на котором можно увидеть наименование завода-изготовителя, дату производства и клеймо ОТК. Кроме того, в связи с тем, что не всегда удается сразу внимательно рассмотреть клеймо, каждая рессора маркируется этикеткой, на которой размещены штрих-код, номер рессоры, знак соответствия стандарту ГОСТ.
Эта рессора УАЗ представляет собой заднюю малолистовую деталь, которая в штатном исполнении монтировалась на автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514-10 и УАЗ-3160. Данная рессора подходит и для автомобилей УАЗ «Патриот» и УАЗ «Хантер», а также их модификаций.
Отличительные технические характеристики:
Нагрузка контрольная – 504,7 даН.
Вес узла в сборе – 16,5 килограмм.
Длина элемента – 1,35 м.
Число листов – 3 штуки.
Высота пакета – 37,2 мм.
Марка материала – сталь 50Х-ГФА.
Данные рессоры для автомобилей УАЗ «Патриот» подходят также на автомобили УАЗ-315148, УАЗ-315143, УАЗ-315196, УАЗ «Хантер», УАЗ «Симбир» и УАЗ «Карго». От аналога 315112-2912010 данная деталь отличается длиной и стягивающим хомутом, а также наличием прокладок между листами.
Отличительные технические характеристики:
Предельная нагрузка, Pk, даН – 504,7.
Вес детали в сборе – 17,3 кг.
Длина общая – 1,42 метров.
Высота пакета – 37,2 мм.
Число листов – 3 штуки.
Материал изготовления – сталь типа 50ХГФА.
Данная задняя малолистовая рессора штатно монтируется на автомобили УАЗ- 3153, УАЗ-3159 и УАЗ-3162. Кроме того, может применяться на УАЗ- 315148, УАЗ-315143, УАЗ «Хантер», УАЗ «Патриот», УАЗ-3163, УАЗ-2362 и УАЗ «Карго». Рассматриваемая модификация весьма популярна среди владельцев автомобилей УАЗ.
Отличительные технические характеристики:
Нагрузка контрольная, Pk, даН – 643,8.
Вес элемента в сборе – 21,4 кг.
Полная/расчетная длина детали – 1,42/1,35 м.
Высота пакета – 49,6 миллиметров.
Число листов – 4 штуки.
Материал изготовления – сталь марки 5-ХГФА.
Эта рессора УАЗ представляет собой штатную деталь, которая монтируется на задний мост практически всех автомобилей этой марки, включая «Патриот», «Барс», «Хантер» и «Карго». В продаже данная рессора встречается довольно редко, поэтому и не пользуется особой популярностью среди владельцев.
Отличительные технические характеристики:
Предельная нагрузка, Pk, даН – 643,75.
Вес в собранном состоянии – 21,4 кг.
Полная/расчетная длина детали – 1,42/1,35 м.
Пакет по высоте – 49,6 мм.
Число листов – 4 шт.
Материал изготовления – сталь 50ХГФА.
Эти задние четырехлистовые рессоры для УАЗ «Патриот» обладают следующими характеристиками:
Вес элемента в сборе – 22,3 кг.
Нагрузка контрольная, Pk, даН – 643,75.
Длина полная/расчетная – 1,41/1,35 м.
Высота пакета – 49,6 мм.
Тип стали – 50ХГФА.
В стандартном исполнении данная рессора применяется для УАЗ «Карго», УАЗ «Патриот», УАЗ «Пикап», УАЗ «Хантер» и УАЗ «Симбир» и некоторые другие.
Как свидетельствуют отзывы владельцев, данное изделие особой популярностью не пользуется. Предпочтение пользователи отдают модификации из четырех листов под индексом 3153-2912010.
На УАЗ-3151 с зависимыми передней и задней подвеской до настоящего времени устанавливаются вперед 8-листовые рессоры:
назад – 7-листовые (469БГ-2912012-01)
и усиленные 9-листовые (469-2912012-03):
На УАЗ-3741 и его модификации до 2013 года вперед и назад устанавливались 13-листовые рессоры (452-2902012-04):
Причем, в качестве их крепления применялись не сайлентблоки и ушки, а кронштейны, устанавливаемые поверх резиновых или полиуретановых подушек. Кроме того, для них использовались 16-листовые рессоры с удлиненными стремянками (3883-2912012):
С 2013 года на УАЗ-3741 сзади применяются 2-листовые рессоры (3962-2912010):
а спереди – 3 листовые (3962-2902010):
К сожалению, отечественные штатные рессоры быстро деформируются и трескаются, поэтому многие владельцы прибегают к прокатке рессор через наковальню, добавлению дополнительного листа на рессору либо к кардинальной замене имеющейся рессоры на более усиленный вариант. Стоит отметить, что большинство стандартных рессор для ульяновских внедорожников являются взаимозаменяемыми, что облегчает ремонт и обслуживание машины. После монтажа усиленных рессор машина становится значительно выше, жестче, увеличивается запас хода.
Некоторые владельцы заменяют штатные рессоры на дорогостоящие аналоги (около 20 000 рублей) от производителей «Airman» (Япония), «Touch Dog» (Австралия), «Риф» (Россия, Москва).
ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ НОВЫХ УСИЛЕННЫХ РЕССОР
1. Поднимается задняя часть автомобиля, пока колеса не начнут свешиваться.
2. Обязательно устанавливается страховочная балка или опора.
3. Снимается колесо.
4. Выполняется монтаж дополнительной опоры под мост.
5. Откручиваются стремянки и чашки блока.
6. Демонтируется амортизирующий элемент с нижнего крепления.
7. Опускается мост.
8. Старая рессора демонтируется.
9. Примеряется новая рессора.
10. Мост опускается до точки, оптимальной для установки новой детали.
11. Рессора помещается в чаши, расположенные на раме, свисающая часть подпирается деревянным бруском, что не позволит выскочить рессоре до момента окончательной установки.
12. Монтируется подготовленный новый узел, закрепляется стремянками, но не затягивается до упора.
13. Выставляются чаши по прежнему месту установки.
14. Поднимается мост, пока рессоры не осядут на подушки.
15. Бортируется колесо.
16. Закручиваются нижние чашки.
Чтобы устанавливаемая деталь лучше села на свое место, желательно при работе загрузить заднюю часть автомобиля.
После проведения работ необходимо проверить автомобиль на малой скорости. Если не наблюдается дискомфорта и скрипа, модернизация проведена успешно.
Более подробно о модернизации рессор можно посмотреть на нашем канале (тонкости установки рессор от автомобиля УАЗ «Барс» на УАЗ «Патриот», прокатка рессор на наковальне, борьба со скрипом рессор, замена сайлентблоков, стремянок):
Источник
Рессорная сталь: описание, характеристики, марка и отзывы
Рессорно-пружинные стали характеризуются довольно высоким модулем упругости. Этим показателем обладают углеродистые и легированные марки металла.
Легированные и углеродистые материалы
Этот вид материала используют для производства жестких (силовых) упругих элементов. Причиной именно такому применению стало то, что высокий модуль упругости этой стали сильно ограничивает упругую деформацию детали, которая будет произведена из рессорно-пружинной стали. Также важно отметить, что этот тип продукта является высокотехнологичным и в то же время довольно приемлемым по своей стоимости. Кроме использования в авто- и тракторостроении, этот вид материала также широко применяется для изготовления силовых элементов в различных приборах. Чаще всего детали, которые произведены из этой стали, называют одним общим названием — пружинные стали общего назначения.
Для того чтобы обеспечить необходимую работоспособность силовых упругих элементов, необходимо, чтобы рессорная сталь обладала высоким пределом не только упругости, но и выносливости, а также релаксационной стойкостью.
Свойства
Для того чтобы удовлетворить такие требования, как выносливость, упругость и релаксационная стойкость, применяются материалы с повышенным содержанием углерода. Процент содержания этого вещества в используемом продукте должен быть в пределах от 0,5 до 0,7 %. Также важно подвергать этот вид стали закалке и отпуску. Проводить эти процедуры необходимо при температуре от 420 до 520 градусов по Цельсию.
Стоит заметить, что рессорная сталь, закаленная на мартенсит, обладает малым коэффициентом упругости. Он значительно повышается лишь при отпуске, когда образуется структура троосита. Процесс гарантирует повышение пластичности стали, а также вязкости ее разрушения. Эти два фактора важны для того, чтобы снизить чувствительность к концентраторам напряжения, а также увеличить предел выносливости продукта. Можно добавить, что положительными качествами характеризуется также и изометрическая закалка на нижний бейнит.
Рессорная сталь для ножа некоторое время являлась наиболее распространенным материалом, особенно среди владельцев автомобилей. Изготовление острых предметов действительно осуществлялось из старых рессор, которые пришли в негодность для использования в транспортном средстве. Применение ножей из такого необычного материала осуществлялось как для различных бытовых нужд, так и для обычной резки продуктов на кухне. Выбор именно на эту деталь пал не случайно. Было несколько причин, почему именно рессорная сталь стала основным материалом для самодельного производства хороших ножей.
Первая причина — это то, что из-за плохого качества дорог такая деталь как рессора, часто и быстро приходила в негодность. Из-за этого у многих автовладельцев этих узлов было в избытке. Детали просто лежали в гаражах. Доступность и стала первой причиной.
Вторая причина — это конструкция рессоры, которая включала в себя несколько листов углеродистой стали. Именно из этих элементов и можно было изготовить пару добротных ножей.
Третья причина — это высокая эластичность рессорной стали, которая позволяет проводить обработку материала, имея лишь минимальный набор инструментов.
Особенности ножей
Существенная причина, по которой именно этот вид стали стал обширно использоваться для производства ножей, — это состав самого продукта. На производстве данный состав получил название рессорно-пружинной стали 65Г. Как следует из названия, этот материал широко используется для производства рессор, пружин, шайб, а также некоторых других деталей. Стоимость именно этой марки стали считается одной из самых низких среди именно углеродистых материалов. Но при этом ее характеристики, то есть прочность, гибкость и ударная вязкость, находятся на высоте. Кроме того, твердость самой стали также увеличилась. Все эти особенности углеродистого металла также сыграли свою решающую роль при выборе материала для создания ножей.
Сталь 65Г
Рессорная сталь 65Г — это конструкционная высокоуглеродистая сталь, которая поставляется в соответствии с ГОСТом 14959. Такая марка относится к группе рессорно-пружинных сталей. Двумя наиболее важными требованиями, предъявляющимися к такому виду стали, являются высокая поверхностная прочность, а также повышенная упругость. Для того чтобы добиться необходимой прочности, в состав металла добавляют до 1 % марганца. Кроме того, чтобы достичь всех требуемых показателей, необходимо провести надлежащую термическую обработку деталей, изготовленных из этой марки.
Широкое и эффективное использование данного вида стали обусловлено тем, что она принадлежит к классу экономнолегированных, то есть дешевых. Основными ингредиентами этого продукта стали такие компоненты, как:
- углерод, содержание которого составляет от 0,62 до 0,7 %;
- марганец, содержание которого не превышает от 0,9 до 1,2 %;
- содержание хрома и никеля в составе от 0,25 до 0,3 %.
Другие составляющие, которые входят в состав стали — сера, медь, фосфор и т. д. Это примеси, процентное содержание которых регламентируется государственным стандартом.
Термическая обработка
Существует несколько режимов термической обработки этого типа стали. Любой из них выбирается в соответствии с производственными требованиями, которые предъявляются к готовому продукту. Чаще всего используется два метода термической обработки, которые гарантируют получение необходимых свойств с химической и физической точки зрения. К этим способам относят нормализацию и закалку с последующим отпуском.
При проведении термической обработки необходимо правильно выбрать параметры температуры, а также времени, которое нужны для проведения операции. Чтобы верно выбрать эти характеристики, следует отталкиваться от того, какая марка стали используется. Так как материал марки 65Г принадлежит к доэвтектидному типу, то в составе этого продукта содержится аустенит, представленный в виде твердой механической смеси с небольшим количеством феррита. Аустенит является более твердым материалом с точки зрения структуры, чем феррит. Поэтому для проведения термической обработки стали 65Г, необходимо создавать более низкий интервал закалочных температур. Учитывая этот факт, подобные показатели для этого вида металла составляют от 800 до 830 градусов по Цельсию.
Режим закалки
Как закалить рессорную сталь? Необходимо создать нужный температурный режим, выбрать правильное время, а также верно рассчитать время и температуру отпуска. Для того чтобы придать стали все необходимые характеристики, которые задаются будущими техническими условиями эксплуатации детали, стоит провести нужную закалку. Для выбора подходящего режима проведения этой процедуры опираются на такие характеристики:
- Важным является не только способ закалки, но и оборудование, которое используется для нагрева стали.
- Подобрать необходимый температурный режим закалки.
- Подобрать подходящий временной промежуток для закалки стали.
- Выбрать нужную среду для проведений процесса закаливания.
- Также важно правильно подобрать технологию охлаждения детали после процесса закаливания.
Марки рессорной стали
Поставка стали для изготовления рессоры осуществляется в виде полос. После этого из нее нарезают заготовки, закаливают, отпускают и собирают в виде пакетов. Марки рессорно-пружинной стали, такие как 65, 70, 75, 80 и т. д., характеризуются тем, что их релаксационная стойкость мала, особенно этот недостаток заметен при нагреве детали. Данные марки стали не могут быть использованы для работы в среде, температура которой превышает 100 градусов по Цельсию.
Существуют дешевые кремнистые марки 55С2, 60C2, 70СЗА. Их используют для изготовления пружин или же рессор, толщина которых не будет превышать 18 мм.
К более качественным маркам стали можно отнести 50ХФА, 50ХГФА. Если сравнивать с кремнемарганцовыми и кремнистыми материалами, то при отпуске температура намного выше — около 520 градусов. Из-за такой процедуры обработки эти марки стали характеризуются высокой теплостойкостью, а также малой чувствительностью к надрезу.
Источник