Маркировка двигателей
© Издание, «Атласы автомобилей», 2001
© Содержание, Березин Е.Б., Федорочев А.А., Чепрасов В.Н., Шиян Г.В., 2001
Маркировка (идентификационный номер) двигателей наносится на специальной площадке, расположенной на блоке цилиндров с левой стороны.
Маркировка включает в себя две части, разделенные звездочкой: описательная, состоящая из шести знаков, и указательная, состоящая из восьми знаков (цифр и букв латинского алфавита).
В описательной части первые три цифры (421) обозначают индекс базовой модели, четвертая цифра — индекс модификации (при отсутствии ставится ноль).
Пятый знак — цифры, обозначающие климатическое исполнение (0 — общеклиматическое исполнение, 1 — северное, 7 — тропическое) или буквы (С — степень сжатия 8,2, общеклиматическое исполнение; Т-степень сжатия 8,2, тропическое исполнение).
На последнем месте ставится ноль или буквы, обозначающие: А — диафрагменное сцепление, Р — клапан рециркуляции.
Указательная часть состоит из восьми знаков. Первый знак (буква латинского алфавита или цифра) обозначает год выпуска двигателя.
Приняты следующие обозначения:
1971г | 1972г | 1973г | 1974г | 1975г | 1976г | 1977г | 1978г | 1979г | 1980г | 1981г | 1982г | 1983г | 1984г | 1985г | 1986г | 1987г | 1988г | 1989г | 1990г | 1991г | 1992г | 1993г | 1994г | 1995г | 1996г | 1997г | 1998г | 1999г | 2000г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | G | H | J | K | L | M | N | P | R | S | T | V | W | X | Y |
2001г | 2002г | 2003г | 2004г | 2005г | 2006г | 2007г | 2008г | 2009г | 2010г | 2011г | 2012г | 2013г | 2014г | 2015г | 2016г | 2017г | 2018г | 2019г | 2020г | 2021г | 2022г | 2023г | 2024г | 2025г | 2026г | 2027г | 2028г | 2029г | 2030г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | G | H | J | K | L | M | N | P | R | S | T | V | W | X | Y |
Вторая и третья цифры указательной части обозначают месяц выпуска;
последние пять цифр обозначают порядковый номер двигателя с начала месяца.
Пример маркировки двигателя 421.10 со степенью сжатия 7.0, в тропическом исполнении, с диафрагменным сцеплением, изготовленного в декабре 1999 г:
Источник
Маркировка двигателя уаз 100 л с
Двигатель УМЗ–421. Руководство – часть 4
Унифицированный картер сцепления 420.1601015-01 с августа 2000 года устанавливается
на все модификации двигателей, выпускаемых ОАО “Волжские моторы” для автомобилей УАЗ.
Производство картера сцепления 417.1601015 прекращено.
2.1.4 Обслуживание корпусных деталей
Корпусные детали двигателя – блок и головка цилиндров – не требуют обслуживания, за
исключением очистки от пыли и грязи и подтяжки резьбовых соединений.
С течением времени прокладка
головки цилиндров обминается, поэтому
возможно
крепления головки и, вследствие этого,
прогорание прокладки или прорыв газов в
систему охлаждения. Поэтому после первых
1000км (по окончании обкатки двигателя),
после каждого снятия головки цилиндров и
через каждые 20 тыс. км пробега
автомобиля
крепления головки цилиндров затягиваются
в определенном порядке от середины
головки к торцам (см. рисунок 2.9).
Затяжку и проверку затяжки следует
делать на холодном двигателе. Если эту операцию выполнить на горячем двигателе, то после
остывания затяжка гаек окажется не полной вследствие большой разницы в коэффициентах
линейного расширения материала головки и шпилек. Для равномерного и плотного прилегания
головки к блоку затяжку рекомендуется делать в два приема:
Порядок подтяжки гаек головки блока
– предварительно с малым моментом силы 5,5-6,0 даН
– окончательную затяжку гаек крепления головки производить моментом силы 8,8-9,3
Предупреждение. Следует иметь в виду, что затяжка гаек вызывает изменение зазоров в
газораспределительном механизме. Поэтому после каждой такой операции необходимо
проверять величину зазоров между коромыслами и стержнями клапанов. При необходимости
зазоры надо отрегулировать (см. подраздел 2.3.8).
В число силовых установок автомобилей Ульяновского автозавода входит не самый новый, но простой, доказавший свою надежность и востребованный бензиновый двигатель УМЗ-4218. Об этом моторе, его характеристиках, существующих модификациях, конструктивных особенностях и применимости читайте в данной статье.
Характеристики, типы и применимость двигателей УМЗ-4218
В начале 90-х годов Ульяновский автозавод стал ощущать острый недостаток мощных и надежных двигателей, которые могли бы наделить новые автомобили УАЗ лучшими скоростными характеристиками и проходимостью. К 1993 году на основе агрегата УМЗ-4178 был разработан и пущен в серию новый мотор УМЗ-4218.10, который отличался большим для легковых автомобилей объемом и крутящим моментом. Однако этот агрегат обладала рядом «детских болезней», которые были «вылечены» на последующей модификации — УМЗ-421.10. В дальнейшем на базе нового мотора было создано целое семейство силовых агрегатов, которые сегодня находят применение на автомобилях УАЗ и «ГАЗель».
Со временем агрегат УМЗ-4218 был усовершенствован, поэтому он и сегодня все еще стоит на производстве и активно применяется на различных моделях автомобилей УАЗ. Наиболее часто мотор ставился (и ставится) на модели УАЗ-2206 («Буханка»), 3306 («Головастик») и семейство УАЗ «Хантер».
УМЗ-4218 — бензиновый четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель рабочим объемом 2,89 литра и мощностью от 84 до 112 л.с. Такое различие в мощностях обусловлено особенностями моторов разных годов выпуска — ранние имели меньшую мощность. Кроме того, мощность зависит от используемой марки бензина. Соответственно, моторы обладают и неодинаковым максимальным крутящим моментом, который при 2000-2500 об/мин может лежать в пределах 189-221 Н·м, в современных модификациях — до 209 Н·м.
В настоящее время двигатели УМЗ-4218 производятся в трех модификациях:
- 4218.1000402-10 — под установку рычажного сцепления (с периферийными цилиндрическими пружинами);
- 4218.1000402-30 — под установку диафрагменного сцепления;
- 4218.1000450-10 — под установку рычажного сцепления без навесного оборудования.
Конструктивно двигатели абсолютно одинаковы, отличия заключаются лишь в маховике и картере сцепления. Естественно, что и характеристики моторов тоже одинаковы.
Конструктивные особенности УМЗ-4218
Двигатель имеет классическую конструкцию, в которой используется ряд оригинальных решений.
Блок цилиндров. Основу мотора составляет литой блок из алюминиевого сплава, в котором используются чугунные тонкостенные залитые гильзы. То есть, гильза непосредственно залита в тело блока, прочно удерживается там и способна выдержать высокие нагрузки. В верхней части между гильзой и блоком предусмотрены полости для охлаждающей жидкости. Блок дополнительно пропитывается смолой, закрывающей образующиеся при литье поры.
В нижней части блока отлито три перегородки, которые одновременно выступают ребрами жесткости и основаниями для вставки коренных подшипников (вкладышей) коленвала. Подшипники закрываются крышками из ковкого чугуна (крепятся на две шпильки), задняя часть коленвала, уплотненная сальником, закрывается алюминиевой крышкой. Все крышки обрабатываются вместе с блоком, поэтому они не взаимозаменяемы.
В блоке же выполнена постель под установку распределительного вала, она состоит из пяти проточек в стенках и перегородках блока. При этом вал вставляется в блок без каких-либо втулок или вкладышей.
В верхней части блока выполнено десять отверстий под шпильки, на которые устанавливается ГБЦ. В нижней части к блоку крепится масляный поддон. В передней части крепится (через прокладку) литая алюминиевая крышка, закрывающая шестерни ГРМ, а также удерживающая сальник носка коленчатого вала. Наконец, в задней части на блок устанавливается литой алюминиевый картер сцепления, усиленный чугунными вставками. Картер сцепления обрабатывается вместе с блоком, поэтому его нельзя просто так поставить на другой двигатель.
Головка блока. ГБЦ также отличается из алюминиевого сплава, она общая для всего ряда цилиндров. В головке выполнены камеры сгорания, в которых имеются посадочные отверстия под седла клапанов (расположены в один ряд по продольной оси двигателя), а также отверстие под свечу зажигания (свечи расположены под углом). Седла — вставные, из жаропрочной стали, вставляются с большим натягом, металл вокруг седел дополнительно подвергается обжиму. Втулки клапанов — металлокерамические.
В верхней части головки располагаются коромысла и пружины клапанов, с противоположной стороны от клапанов имеются вертикальные выточки под пропуск штанг от распределительного вала (соответственно, ответные отверстия есть и в блоке). В теле головки выполнены раздельные впускные и выпускные каналы, все они выходят с одной стороны.
Коленчатый вал. Коленвал силового агрегата — чугунный, литой, с противовесами, при сборке динамически балансируется. Вал имеет 5 коренных шеек диаметром 64 мм и 4 шатунных шейки диметром 58 мм. Внутри вала выполнены каналы для подачи масла к шатунным вкладышам, масло поступает под давлением через отверстия в шатунных шейках. На задней части вала устанавливается маховик, на передней — чугунная шестерня привода распредвала и ступица шкива (все соединения шпоночные), также в торец вала вкручен храповик для ручного пуска двигателя. Шкив коленвала служит для привода агрегатов, в нем же выполнен простейший демпфер крутильных колебаний — чугунный диск, напрессованный на ступицу через резиновую прокладку.
На переднем коренном подшипнике установлены две стале-алюминиевые шайбы с упорами, предотвращающие осевое перемещение вала. Передняя шайба упирается в специальный диск, расположенный непосредственно на коленвалу, чем обеспечивается упор и отсутствие люфта.
Поршневая группа. В УМЗ-4218 используются литые поршни диаметром 100 мм, изготовленные из алюминиевого сплава с высоким содержанием кремния. В них выполнена часть камеры сгорания, а также имеется три паза под установку поршневых колец, причем в пазе под маслосъемное кольцо имеется четыре отверстия для отвода масла. Поршень устанавливается на стальной шатун через усиленный палец.
Компрессионные кольца — чугунные, двух типов:
- Простые кольца с бочкообразной наружной поверхностью;
- Усовершенствованные кольца с проточкой, благодаря которой кольцо обеспечивает не только уплотнение, но и удаление излишков масла со стенки цилиндра, такие кольца устанавливаются в строго определенном положении.
Маслосъемное кольцо — составное, складывается из двух колец и сепаратора.
Газораспределительный механизм. ГРМ нижневальный, восьмиклапанный, с приводом от коленчатого вала. Привод распредвала реализован в виду двух шестерен — малой чугунной на кленвалу, и большой полиамидной на распредвалу. Применение шестерни из полиамида значительно снижает уровень шума, одновременно повышая надежность и долговечность механизма. Соотношение зубьев шестерен 28:56, поэтому распредвал вращается вдвое медленнее коленвала.
На двигателях разных годов выпуска используется два типа распредвалов:
- До 2001 года — кованые из стали с закалкой или литые из чугуна, имеющие стальную шестерню привода топливного насоса;
- После 2001 года — только чугунные литые распредвалы.
Привод клапанов состоит из штанг (облегченных, из алюминиевого сплава), которые нижней частью упираются в толкатели (те, в свою очередь, опираются на кулачки распредвала), а верхней частью — в коромысла (через наконечники). Торцы толкателей, а также торцы штанг имеют сферическую форму. Коромысла отлиты из стали, они устанавливаются на одну стальную полую ось, через которую обеспечивается подача масла, сама ось крепится к головке шестью стойками (четырьмя основными и двумя дополнительными). В задней части коромысел имеется регулировочный винт для установки зазора.
Клапаны двигателя — стальные, жаропрочные, дополнительно имеют жаропрочную наплавку на фаске. Выпускной клапан имеет диаметр 39 мм, впускной — 47 мм, диаметр стержня — 9 мм. Клапаны удерживаются в головке двумя пружинами на закаленных сухарях. Клапаны уплотняются резиновыми маслоотражательными колпачками, закрепленными на верхней части втулок.
Подача горючей смеси и отвод отработанных газов осуществляется через единый узел — газопровод. В нем объединены впускная труба и выпускной коллектор, причем по конструкции этих элементов газопроводы бывают:
- С ненастроенной системой выпуска;
- С настроенной системой выпуска;
- С простой впускной трубой без дополнительного функционала;
- С впускной трубой с возможностью установки клапана системы рециркуляции ОГ.
На двигатели УМЗ-4218 ставятся газопроводы с ненастроенной системой выпуска и без клапана рециркуляции (модель 417.1008010-20), настроенная системы выпуска используется на агрегатах УМЗ-421, однако присоединительные размеры обоих узлов одинаковы, поэтому настроенная системы выпуска может успешно применяться и на агрегатах 4218.
Масляная система построена на основе шестеренчатого односекционного масляного насоса, расположенного в масляном поддоне двигателя. Привод насоса — от распределительного вала (общий с приводом трамблера) Масло проходит очистку в фильтре, на ряде модификаций моторов также устанавливается масляный радиатор. Всего в двигатель входит 5,8 литров масла.
Система питания построена на основе двухкамерного карбюратора модели К151В или К151Е. Топливо подается бензонасосом с приводом от распределительного вала (и ручной подкачкой), оно проходит очистку в фильтре. Управление дроссельной заслонкой — тросовое.
Система зажигания — бесконтактная, привод распределителя общий с приводом масляного насоса от распредвала. Управление опережением зажигания осуществляется вакуумом от карбюратора.
Система охлаждения — традиционная жидкостная, с принудительной циркуляцией (обеспечивается установленной на моторе водяной помпой с клиноременным приводом от коленвала, также этим ремнем осуществляется привод генератора) и отводом тепла через радиатор. Охлаждение радиатора осуществляется электрическим вентилятором.
На двигатель устанавливаются генератор, стартер, датчики температуры, давления масла и другие. Укомплектованный двигатель имеет массу 163-164 кг.
Двигатель УМЗ 4218
УМЗ 4218 – это 4-цилиндровый карбюраторный бензиновый двигатель, который обладает увеличенным ресурсом шатунных и коренных подшипников благодаря проведению закаливания шеек коленвала. Данный метод закалки задействует токи высокой частоты. Есть несколько модификаций агрегата. Данные двигатели предназначаются для УАЗ повышенной проходимости с полной массой в 3,5 т, и малотоннажных грузовиков, грузоподъемностью до 1,5 т. Система выпуска газов у данного двигателя является ненастроенной, что упрощает установку на УАЗ даже с вагонного типа кузовом.
Двигатель УМЗ 4218 прошел модернизацию, что сделало его более мощным, чем УМЗ 4178. Усовершенствования коснулись цилиндра, который получил диаметр 100 мм вместо 92 мм, а рабочий объем возрос с 2,445 л до 2,89 л. Конструктивные изменения были выполнены и для ряда других моментов. Ресурс блока цилиндров увеличился вдвое, так как изготавливать его стали из алюминиевого сплава, заливая чугунные гильзы и снабжая 14-миллиметровой верхней плитой. Эластичные резинопробковые прокладки повысили также герметичность двигателя.
Схожи между собой силовые агрегаты УМЗ-4218.10 и УМЗ-421.10, различаясь лишь формой выпускного коллектора. Модернизация автомобиля с УМЗ-4218.10 сводится к установке другого коллектора и замене приемных труб глушителя.
4218.1000450 | 4218.1000402-10 |
---|
Снятие и установка двигателя на автомобилях семейства УАЗ-31512
Перед снятием двигателя с автомобиля, установленного на смотровой канаве, выполните следующие:
- 1. Слейте жидкость из системы охлаждения и масло из картера двигателя.
- 2. Снимите воздушный фильтр.
- 3. Отсоедините от двигателя приёмную трубу глушителя.
- 4. Отсоедините от двигателя шланги системы охлаждения, отопителя и масляного радиатора.
- 5. Отсоедините и снимите радиатор системы охлаждения.
- 6. Отсоедините от карбюратора тяги привода воздушной и дроссельной заслонок.
- 7. Отсоедините от двигателя все провода.
- 8. Отсоедините от картера сцепления рабочий цилиндр привода включения сцепления и соединительную тягу.
- 9. Снимите болты крепления подушек передних опор двигателя вместе с нижними подушками опор.
Рис. 1. Снятие двигателя с автомобиля
Двигатель можно снимать, опуская его вниз вместе с коробкой передач и раздаточной коробкой, при этом необходимо снять поперечину. Этот способ значительно сложней первого.
Особенности снятия и установки двигателя на автомобилях УАЗ вагонной компоновки
Для снятия двигателя необходимо:
- 1. Выполните указания пп.1-10 раздела «снятие и установка двигателя на автомобилях семейства УАЗ-31512».
- 2. Снимите сидения и крышку капота.
- 3. Откройте люк в крыше кабины, пропустите через него крюк с тросом (цепью) подъёмного механизма и зацепите крюк за скобу.
- 4. Приподняв немного двигатель, отсоедините его от коробки передач.
- 5. Для облегчения снятия двигателя установите в дверной проём доску, которая бы не прогибалась под весом двигателя.
- 6. Поднимите подъёмным механизмом в проём капота двигатель и, соблюдая осторожность, выньте его через дверной проём по доске.
Установку двигателя производите в обратной последовательности.
Для очистки алюминиевых деталей примените следующий состав водного раствора (гр./л.):
- сода кальцинированная (Na2CO3) – 19
- мыло хозяйственное – 10
- жидкое стекло(Na2SiO3) – 9
Для отчистки стальных деталей применяйте следующий состав водного раствора (гр./л.):
- сода кальцинированная (Na2CO3) – 33
- жидкое стекло(Na2SiO3) – 1,5
- сода каустическая (NaOH) – 25
- мыло хозяйственное – 3,5
После очистки детали промойте горячей (80-90 °С) водой и обдуйте сжатым воздухом. Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в растворах содержащих щёлочь (NaOH).
При сборке двигателя соблюдайте следующее:
Источник