Механическое сцепление уаз 452

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Регулировка и замена деталей сцепления УАЗ-452

На автомобилях УАЗ-452 установлено сухое однодисковое сцепление (рис.1) с гасителем крутильных колебаний, обеспечивающее передачу крутящего момента от двигателя на трансмиссию 17 кг/см.

Основными частями сцепления УАЗ-452 являются ведомый диск 2 в сборе с фрикционными накладками и нажимный диск (корзина) 22 в сборе с кожухом 20 и оттяжными рычагами 13 выключения сцепления.

Кожух сцепления стальной, штампованный, прикреплен к маховику 1 шестью центрирующими болтами и имеет три окна, в которые входят выступы чугунного нажимного диска.

Между кожухом сцепления и нажимным диском (корзиной) установлены шесть пружин 19.

Усилие пружин обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через кожух и нажимный диск (корзина) на ведомый диск сцепления.

Для предупреждения передачи тепла пружинам со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы 21.


Рис.1. Сцепление автомобиля УАЗ-452

1 — маховик; 2 — ведомый диск; 2 — подшипник ведомого вала коробки передач; 4 -ведущий вал коробки передач; 5 — пружина демпфера: 6 — палец игольчатого подшипника рычага нажимного диска; 7 — картер сцепления (верхняя часть); 8 — игольчатый подшипник; 9 — сетка вентиляционных окон, 10 — палец опорной вилки оттяжного рычага; 11 — ролик; 12 — опорная вилка рычага выключения; 13 — рычаг выключения сцепления; 14 — регулировочный винт; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — оттяжная пружина муфты выключения сцепления; 17 — муфта подшипника выключения сцепления; 18 — подшипник выключения сцепления; 19 — пружина нажимного диска; 20 — кожух сцепления; 21 — теплоизолирующая шайба; 22 — нажимный диск; 23 — нижняя часть картера сцепления

Читайте также:  Диск колеса уаз буханка r16 штампованные

Нажимной диск (корзина) сцепления УАЗ-452 в сборе с рычагами и кожухом проходит на заводе статическую балансировку. Допустимая величина дисбаланса не более 36 кг/см.

При балансировке высверливают отверстия диаметром 11 мм в бобышках нажимного диска, предназначенных для установки нажимных пружин.

Ведомый диск сцепления УАЗ-452 стальной с приклепанными фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер), состоящий из восьми пружин 5, опорной пластины и двух фрикционных шайб.

Ступица ведомого диска сцепления может свободно перемещаться по шлицам ведущего вала коробки передач.

Для выключения сцепления служат три рычага. Рычаги имеют по два шарнирных соединения.

Одно из них при помощи игольчатого подшипника 8 связывает рычаг с нажимным диском, а другое — соединяет рычаг с опорной вилкой 12, закрепленной на кожухе.

Конструкция второго шарнира представляет собой палец 10 с лыской и ролик 11, установленные в отверстии рычага, и позволяет рычагу изменять расстояние между осями шарниров и свободно поворачиваться во время выключения.

На концах рычагов установлены регулировочные винты 14.

Рис.2. Привод выключения сцепления УАЗ-452

1 — педаль сцепления; 2 — педаль тормоза; 3 — оттяжные пружины педалей; 4 — колпачковая масленка; 5 — подшипник выключения сцепления; 6 — муфта выключения сцепления; 7 — оттяжная пружина муфты; 8 — рычаг выключения; 9 — регулировочный болт; 10 — вилка выключения сцепления; 11 — толкатель; 12 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 13 — соединительные тяги; 14 — пресс-маслёнка для смазки валика промежуточных рычагов

Привод выключения сцепления УАЗ-452 (рис.2) механический, осуществляется при помощи подвесной педали, двух тяг и толкателя. Для выключения сцепления нужно нажать ногой на педаль сцепления.

Перемещение педали заставляет вилку 15 (см. рис.1) передвинуть муфту 17 с установленным на ней упорным шариковым подшипником 18 вперед и нажать на головки регулировочных винтов.

Рычаги, поворачиваясь на осях, отводят нажимный диск назад и выключают сцепление.

Регулировка сцепления автомобилей УАЗ-452

Несвоевременная регулировка свободного хода педали сцепления вызывает повышенный износ фрикционных накладок, нагрев нажимного диска и разрушение подшипника выключения.

Зазор между головками винтов рычагов и упорным подшипником выключения сцепления должен быть равен 2,5 мм, а свободный ход педали сцепления — 28—35 мм.

Регулировка положения педалей сцепления УАЗ-452 и тормоза и свободного хода педали сцепления — Площадки педалей сцепления и тормоза должны находиться па одинаковом уровне от пола, а ход педалей до упора в пол должен быть равен 150±5 мм.

Положение площадок педалей регулируют упорными кронштейнами, имеющими удлиненные отверстия для болтов.

Для регулировки свободного хода педали сцепления УАЗ-452 необходимо:

— разъединить оттяжные пружины 3 и 12 (см. рис.2) педали и вилки выключения сцепления;

— ослабив контргайку толкателя вращаться упорный наконечник толкателя до установки требуемой длины; по окончании регулировки затянуть контргайку.

Регулировка сцепления УАЗ-452 производится также изменением длины горизонтальной тяги, имеющей на конце регулировочную вилку.

При правильной регулировке сцепление не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно полностью выключаться (не должно «вести»).

Не следует регулировать зазор перемещением винтов рычагов выключения сцепления, так как это может привести к нарушению одновременного нажатия кольцом подшипника всех головок винтов и неполному выключению сцепления.

Регулировать зазор вращением головки винтов допускается только при ремонте сцепления, когда можно проверить расстояние от поверхности нажимного диска до головки винта.

Установка сцепления УАЗ-452

Сцепление автомобиля устанавливают в последовательности, обратной его снятию.

Поверхности трения маховика и корзины сцепления УАЗ-452 перед сборкой протереть бензином.

При установке ведомого и нажимного дисков в сборе с кожухом сцепления УАЗ-452 на маховик необходимо:

— ведомый диск устанавливать короткой стороной ступицы к маховику;

— метки «О», выбитые на кожухе сцепления и маховике (около отверстия для болта крепления кожуха), совместить, иначе может быть нарушена балансировка коленчатого вала с маховиком и сцеплением в сборе;

— перед затяжкой болтов крепления кожуха с маховиком вставить вспомогательную оправку или запасной ведущий вал коробки передач в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска и подшипника на коленчатом валу и сцентрировать ведомой диск относительно маховика;

— болты крепления кожуха сцепления затягивать равномерно во избежание коробления кожуха.

Источник

Сборочные узлы, комплектующие и запчасти автомобилей УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-31512, 31514, 31519, УАЗ-469, УАЗ-3303, 3909, УАЗ-452, 3962, УАЗ-2206, 3741

Сцепление автомобилей УАЗ-452 и его детали

На автомобилях УАЗ-452 установлено сухое однодисковое сцепление (рис.1) с гасителем крутильных колебаний, обеспечивающее передачу крутящего момента от двигателя на трансмиссию 17 кг/см.

Основными частями сцепления УАЗ-452 являются ведомый диск 2 в сборе с фрикционными накладками и нажимный диск (корзина) 22 в сборе с кожухом 20 и оттяжными рычагами 13 выключения сцепления.

Кожух сцепления стальной, штампованный, прикреплен к маховику 1 шестью центрирующими болтами и имеет три окна, в которые входят выступы чугунного нажимного диска. Между кожухом сцепления и нажимным диском (корзиной) установлены шесть пружин 19.

Усилие пружин обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через кожух и нажимный диск (корзина) на ведомый диск сцепления УАЗ-452.

Для предупреждения передачи тепла пружинам со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы 21.

Рис.1. Сцепление автомобиля УАЗ-452

1 — маховик; 2 — ведомый диск; 2 — подшипник ведомого вала коробки передач; 4 -ведущий вал коробки передач; 5 — пружина демпфера: 6 — палец игольчатого подшипника рычага нажимного диска; 7 — картер сцепления (верхняя часть); 8 — игольчатый подшипник; 9 — сетка вентиляционных окон, 10 — палец опорной вилки оттяжного рычага; 11 — ролик; 12 — опорная вилка рычага выключения; 13 — рычаг выключения сцепления; 14 —
регулировочный винт; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — оттяжная пружина муфты выключения сцепления; 17 — муфта подшипника выключения сцепления; 18 — подшипник выключения сцепления; 19 — пружина нажимного диска; 20 — кожух сцепления; 21 — теплоизолирующая шайба; 22 — нажимный диск; 23 — нижняя часть картера сцепления

Нажимной диск (корзина) сцепления УАЗ-452 в сборе с рычагами и кожухом проходит на заводе статическую балансировку. Допустимая величина дисбаланса не более 36 кг/см. При балансировке высверливают отверстия диаметром 11 мм в бобышках нажимного диска, предназначенных для установки нажимных пружин.

Ведомый диск сцепления УАЗ-452 стальной с приклепанными фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер), состоящий из восьми пружин 5, опорной пластины и двух фрикционных шайб.

Ступица ведомого диска сцепления УАЗ-452 может свободно перемещаться по шлицам ведущего вала коробки передач.

Для выключения сцепления служат три рычага. Рычаги имеют по два шарнирных соединения. Одно из них при помощи игольчатого подшипника 8 связывает рычаг с нажимным диском, а другое — соединяет рычаг с опорной вилкой 12, закрепленной на кожухе.

Конструкция второго шарнира представляет собой палец 10 с лыской и ролик 11, установленные в отверстии рычага, и позволяет рычагу изменять расстояние между осями шарниров и свободно поворачиваться во время выключения. На концах рычагов установлены регулировочные винты 14.

Рис.2. Привод выключения сцепления УАЗ-452

1 — педаль сцепления; 2 — педаль тормоза; 3 — оттяжные пружины педалей; 4 — колпачковая масленка; 5 — подшипник выключения сцепления; 6 — муфта выключения сцепления; 7 — оттяжная пружина муфты; 8 — рычаг выключения; 9 — регулировочный болт; 10 — вилка выключения сцепления; 11 — толкатель; 12 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 13 — соединительные тяги; 14 — пресс-маслёнка для смазки валика
промежуточных рычагов

Привод выключения сцепления УАЗ-452 (рис.2) механический, осуществляется при помощи подвесной педали, двух тяг и толкателя. Для выключения сцепления нужно нажать ногой на педаль сцепления.

Перемещение педали заставляет вилку 15 (см. рис.1) передвинуть муфту 17 с установленным на ней упорным шариковым подшипником 18 вперед и нажать на головки регулировочных винтов. Рычаги, поворачиваясь на осях, отводят нажимный диск назад и выключают сцепление.

Регулировка сцепления автомобилей УАЗ-452

Несвоевременная регулировка свободного хода педали сцепления УАЗ-452 вызывает повышенный износ фрикционных накладок, нагрев нажимного диска и разрушение подшипника выключения.

Зазор между головками винтов рычагов и упорным подшипником выключения сцепления должен быть равен 2,5 мм, а свободный ход педали сцепления — 28—35 мм.

Регулировка положения педалей сцепления УАЗ-452 и тормоза и свободного хода педали сцепления — Площадки педалей сцепления УАЗ-452 и тормоза должны находиться па одинаковом уровне от пола, а ход педалей до упора в пол должен быть равен 150±5 мм.

Положение площадок педалей регулируют упорными кронштейнами, имеющими удлиненные отверстия для болтов.

Для регулировки свободного хода педали сцепления УАЗ-452 необходимо:

— разъединить оттяжные пружины 3 и 12 (см. рис.2) педали и вилки выключения сцепления;

— ослабив контргайку толкателя вращаться упорный наконечник толкателя до установки требуемой длины; по окончании регулировки затянуть контргайку.

Регулировка сцепления УАЗ-452 можно также изменением длины горизонтальной тяги, имеющей на конце регулировочную вилку. При правильной регулировке сцепление не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно полностью выключаться (не должно «вести»).

Не следует регулировать зазор перемещением винтов рычагов выключения сцепления, так как это может привести к нарушению одновременного нажатия кольцом подшипника всех головок винтов и неполному выключению сцепления.

Регулировать зазор вращением головки винтов допускается только при ремонте сцепления, когда можно проверить расстояние от поверхности нажимного диска до головки винта.

Установка сцепления УАЗ-452

Сцепление автомобиля устанавливают в последовательности, обратной его снятию.

Поверхности трения маховика и нажимного диска (корзины) УАЗ-452 перед сборкой протереть бензином.

При установке ведомого и нажимного дисков в сборе с кожухом сцепления УАЗ-452 на маховик необходимо:

— ведомый диск устанавливать короткой стороной ступицы к маховику;

— метки «О», выбитые на кожухе сцепления УАЗ-452 и маховике (около отверстия для болта крепления кожуха), совместить, иначе может быть нарушена балансировка коленчатого вала с маховиком и сцеплением в сборе;

— перед затяжкой болтов крепления кожуха с маховиком вставить вспомогательную оправку или запасной ведущий вал коробки передач в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска и подшипника на коленчатом валу и сцентрировать ведомой диск относительно маховика;

— болты крепления кожуха сцепления УАЗ-452 затягивать равномерно во избежание коробления кожуха.

Источник

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Рычажное сцепление автомобилей вагонной компоновки семейства УАЗ-452 однодисковое, сухое, фрикционного типа с периферийным расположением цилиндрических пружин. Ведущей частью сцепления является маховик и нажимной диск. К маховику болтами крепится кожух сцепления, имеющий прорези, в которые входят призматические выступы нажимного диска. Диск имеет возможность перемещаться в осевом направлении.

Пружинно рычажное сцепление УАЗ-452, основные технические данные.

— Момент трения в сцеплении в кгсм : 32,2-34,8
— Коэффициент запаса сцепления : 1,9-2,04
— Диаметр фрикционного кольца в мм : 150X254
— Коэффициент трения фрикционного кольца : 0,35
— Число трущихся поверхностей : 2
— Усилие одной нажимной пружины при L = 40 мм в кгс : 76-82
— Число нажимных пружин : 6
— Общая нагрузка на плиту в кгс : 456-492
— Общее передаточное число привода выключения сцепления : 48,28
— Усилие на педали выключения сцепления в кгс (расчетное) : 9,45-10,19
— Момент пружин гасителя в кгсм : 19,32-21,84
— Общее усилие пружин гасителя в кгс : 386-416
— Число пружин гасителя крутильных колебании : 8

Рычажное сцепление на автомобилях семейства УАЗ-452, устройство и работа.

Между кожухом и нажимным диском равномерно по окружности расположены нажимные пружины. Они устанавливаются на конические выступы нажимного диска. Под пружины подкладывают теплоизолирующие пластмассовые шайбы. При балансировке механизма сцепления в конических выступах высверливают отверстия.

Рычажное сцепление имеет нажимной диск изготовленный из серого чугуна, рабочая поверхность диска шлифована. Кроме конических выступов, диск имеет три призматических выступа, входящие в прорези кожуха сцепления. Эти выступы служат кронштейнами для оттяжных рычагов механизма выключения сцепления. Каждый оттяжной рычаг соединяется с нажимным диском при помощи пальца игольчатых роликов, а с кожухом при помощи вилки, пальца и ролика.

Внутренние концы рычагов имеют резьбовые отверстия, в которые ввертываются упорные болты положение которых регулируют на специальном приспособлении при сборке механизма нажимного диска.

Ведомый диск состоит из ступицы и диска. Внутренне отверстие ступицы имеет шлицы для подвижного соединения с первичным валом коробки передач. Диск имеет шесть радиальных вырезов, придающих ему эластичность и отверстия для приклепывания фрикционных накладок и пластинчатых пружин. Фрикционные накладки изготовлены из пластмассы обладающей высоким коэффициентом трения.

К стальному диску переднюю накладку приклепывают непосредственно латунными пли алюминиевыми заклепками, а заднюю накладку — заклепками через пластинчатые пружины. Эти пружины приклепаны к диску заклепками. Такое устройство дает возможность плавно повышать момент трения в сцеплении. Полностью собранный ведомый диск подвергается балансировке.

Допустимый остаточный дисбаланс не более 18 гсм. Балансирование осуществляется на специальном приспособлении подбором грузиков — пластинок устанавливаемых в отверстия стального диска при помощи отгибных усиков.

С внешней стороны ступицы располагается фланец, имеющий восемь прямоугольных отверстий по окружности, и четыре радиальных выреза. Прямоугольные отверстия служат для установки пружин гасителя крутильных колебаний (демпфера), а в вырезах размещают упорные пальцы. Эти пальцы имеют диаметр, меньший, чем ширина выреза, и вступают в работу после того, как будут сжаты восемь пружин гасителя и диск повернется относительно ступицы до упора в пальцы.

Крутящий момент двигателя передается на ступицу через пружины гасителя. Для повышения момента трения в гасителе между фланцем ступицы, диском и пластиной устанавливают фрикционные кольца. Сила прижатия этих колец к поверхностям трения определяется подбором регулировочных прокладок при сборке диска на заводе. При этом момент трения подбирают в пределах 2-2,5 кгсм в обе стороны.

При сборке сцепления ведомый диск устанавливают на маховик короткой частью ступицы вперед и центрируют с помощью оправки. Затем устанавливают нажимной диск и закрепляют к маховику шестью болтами. При установке нажимного диска надо совмещать метки имеющиеся на маховике и на кожухе сцепления.

Механизм сцепления вместе с маховиком помещен в алюминиевый картер который крепится к блоку двигателя. Картер имеет фланец и шпильки для крепления коробки передач. В нижней части картера расположен люк, закрытый стальным штампованным поддоном, для осмотра, сборки и разборки сцепления.

Сверху картер имеет вентиляционные отверстия закрытые сетками, с правой стороны — отверстие для монтажа шланга смазки и колпачковой масленки. Отверстие это также закрыто сеткой. С левой стороны картера имеется отверстие, закрытое чехлом, для вилки механизма выключения сцепления.

Устройство и работа привода управления рычажного сцепления автомобилей семейства УАЗ-452.

Рычажное сцепление выключается с помощью педали расположенной у левой ноги водителя и соединенной системой рычагов и тяг с подшипником выключения сцепления. Подшипник шариковый, упорный, напрессован на чугунную муфту. Муфта с подшипником перемещается вперед вилкой, а назад — пружиной. Подшипник и муфта смазываются при помощи колпачковой масленки, устанавливаемой снаружи картера с правой стороны и соединенной с муфтой гибким шлангом.

Вилка выключения сцепления в средней части опирается на сферическую опору, закрепленную внутри картера сцепления. Наружный конец вилки имеет опорную пяту и отверстие для оттяжной пружины. В опорную пяту вилки упирается толкатель, длину которого можно изменять свинчиванием или навинчиванием наконечника. После регулировки длины толкателя наконечник толкателя контрят гайкой.

Передний конец толкателя соединен с нижним плечом двуплечего рычага и зашплинтован. Шарнир рычага имеет пластмассовую втулку и не требует смазки в процессе эксплуатации. Рычаг закрепляют на пальце пружинным кольцом. К верхнему плечу рычага присоединяют горизонтальную тягу. Передний вильчатый конец тяги соединен с промежуточным рычагом. С рычагами тяга соединяется пальцами со шплинтами.

Узел промежуточных рычагов установлен на переднем конце левого лонжерона рамы. Кронштейн из ковкого чугуна имеет две бронзовые втулки, в которых вращается ось с рычагами. Нижний рычаг съемный и закрепляется штифтом. Узел смазывают пресс-масленкой ввернутой в кронштейн. С верхним промежуточным рычагом соединена вертикальная тяга. К обоим ее концам приварены вилки. Тяга присоединяется к рычагам пальцами со шплинтами.

В месте прохождения вертикальной тяги через пол кабины установлен конический резиновый уплотнитель. Верхний конец тяги соединен с рычагом на валу педали, расположенных внутри кабины. Вал педалей опирается на сферические пластмассовые подшипники. Левый подшипник скреплен в специальном кронштейне на рейке передней части кузова, а правый — в кронштейне главного тормозного цилиндра в сферических чашках.

На левом конце вала педалей установлена педаль сцепления, а на правом — рычаг вала педалей. Педаль тормоза расположена на валу педалей напротив тормозного цилиндра и от осевого перемещения закрепляется шайбой и шплинтом. Для регулировки положения педалей служат специальные упоры расположенные на кронштейнах главного тормозного цилиндра.

Источник

Оцените статью