- Моменты затяжки резьбовых соединений двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- Схема протяжки головки блока цилиндров 409 двигатель
- 5.3. Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя ЗМЗ – 409.10.
- Момент затяжки гбц
- Моменты затяжки передней и задней подвески
- Рис. 1.60. Запрессовка сальника в сальникодержатель: 1 — сальник; 2 —
- Протяжка головки блока цилиндров
- Пошаговый процесс замены цепи ГРМ на УАЗ Патриот
- Слив антифриза из системы
- Разборка механизма ГРМ
- Окончательный демонтаж цепи привода
- После снятия привода
- Процесс сборки
- Моменты затяжки двигателя 409
- Моменты затяжки рулевого управления
- Динамометрический ключ своими руками
- Затягивание» соединений без динамометрического ключа
- Оплата через Яндекс Кассу
- Ресурс двигателя УАЗ Патриот
- Технические характеристики двигателя УМЗ 4216
- Основные принципы
- Правила проведения затяжки крепления
- Устройство газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ 409 УАЗ Патриот
- Особенности зубчато-пластинчатой цепи ЗПЦ:
- Проблемы при оплате банковскими картами
Моменты затяжки резьбовых соединений двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
Схема протяжки головки блока цилиндров 409 двигатель
Прокладку головки блока цилиндров заменяют при ее повреждении
Основные признаки повреждения прокладки головки блока:
– недостаточная компрессия — ниже 1 МПа (10 кгс/см 2 ) в одном или нескольких цилиндрах;
– прорыв газов в систему охлаждения (бурление, вспенивание жидкости в радиаторе, быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке при отсутствии наружных течей);
– попадание охлаждающей жидкости в систему смазки (эмульсия на указателе уровня масла, расслоение слитого из картера масла, особенно заметное в прозрачной емкости);
– попадание масла в систему охлаждения (масляная пленка на поверхности жидкости в расширительном бачке).
Для замены прокладки нужно снять головку блока цилиндров с ресивером и выпускным коллектором.
Если головку блока цилиндров снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно слить охлаждающую жидкость (см. «Как заменить охлаждающую жидкость двигателя автомобиля УАЗ Патриот»).
Вам потребуются: ключи «на 12», «на 13», «на 17», шестигранники «на 6», «на 12», отвертка.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Слейте жидкость из системы охлаждения.
3. Снимите генератор.
Отверните гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору (рис. 1).
Выверните болт крепления приемной трубы к кронштейну на коробке передач (рис. 2) и отведите приемную трубу от выпускного коллектора.
Отсоедините колодку жгута проводов от датчика массового расхода воздуха (рис. 3).
Отсоедините колодку жгута датчика положения дроссельной заслонки (рис. 4).
Отсоедините колодку жгута датчика положения коленчатого вала (рис. 5).
Ослабьте затяжку хомута крепления воздухоподводящей трубы, снимите трубу и отведите ее в сторону.
Отсоедините конец троса от сектора привода дроссельной заслонки (рис. 7).
Ослабьте крепление наконечника оплетки троса к кронштейну (рис. 8).
Извлеките наконечник оплетки троса из кронштейна и отведите трос в сторону (рис. 9).
Снимите гидронатяжитель верхней цепи
Отсоедините колодки моторного жгута от форсунок (рис. 10).
Отверните переднюю гайку крепления ресивера (рис. 11) и снимите со шпилек «массовые» провода.
Отсоедините колодку жгута проводов от регулятора холостого хода (рис. 12).
Отверните заднюю гайку крепления ресивера (рис. 13), снимите со шпильки держатель 2 топливоподводящего шланга и второй «массовый» провод 1 жгута, а затем отведите в сторону жгут проводов.
Ослабьте хомуты 1 шлангов на дроссельном узле и отсоедините шланги 2 и 3 (рис. 14).
Отверните гайки подающей и сливной топливных магистралей (рис. 15) и отведите магистрали в сторону.
Выверните болты крепления успокоителя верхней цепи (рис. 16) и снимите успокоитель.
Выньте указатель (щуп) уровня масла.
Отверните крайнюю правую гайку крепления выпускного коллектора (рис. 17).
Снимите со шпильки держатель трубопровода системы охлаждения (рис. 18).
Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров (рис. 19).
Выверните болты 1 (рис. 20) крепления головки блока цилиндров в последовательности, обратной затяжке, снимите головку блока цилиндров и снимите прокладку.
Тщательно очистите от нагара, остатков старой прокладки и герметика привалочные поверхности головки и блока цилиндров.
Смажьте новую прокладку с обеих сторон тонким слоем графитной смазки, а в месте контакта с передней крышкой блока термостойким клеем-герметиком.
Уложите прокладку на блок цилиндров, проследив, чтобы установочные втулки блока вошли в соответствующие отверстия прокладки.
Установите головку блока в порядке, обратном снятию. Затяните болты крепления головки блока в порядке, показанном на рис. 19.
Болты крепления головки блока цилиндров затяните в два этапа:
5.3. Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя ЗМЗ – 409.10.
Форум автомобилей ГАЗ
Наименование соединения | Кол. точек | Размер резьбы | Момент затяжки даН•м | |
1. Основные соединения со 100 %-ным контролем момента затяжки | ||||
Болт крепления крышки коренного подшипника | 10 | М12×1,25 | 10…11 | |
Гайка болта шатуна | 8 | М10×1 | 6,8…7,5 | |
Болт крепления маховика | 6 | М10×1,25 | 7,2…8,0 | |
Болт крепления нажимного диска сцепления | 6 | М8 | 2,0…2,5 | |
Болт крепления головки цилиндров: | предварительная затяжка | 10 | М14×1,5 | 4…6 |
окончательная затяжка | 13…14,5 | |||
Болт крепления крышек распределительных валов | 20 | М8 | 1,9…2,3 | |
Храповик коленчатого вала | 1 | М20×1,5 | 10,4…12,8 | |
Болт крепления звездочек распределительных валов | 2 | М12×1,25 | 4,6…7,4 | |
2. Прочие соединения | ||||
Свеча зажигания | 4 | М14×1,25 | 3,1…3,8 | |
Болт крепления картера сцепления | 6 | М10 | 4,2…5,1 | |
Болт крепления опоры вилки выключения сцепления | 1 | М10×1 | 4,2…5,1 | |
Болт крепления усилителя картера сцепления | 6 | М10 | 2,9…3,6 | |
Болт крепления стартера | 2 | М10 | 6,7…7,5 | |
Гайка крепления впускной трубы | 5 | М10×1 | 2,9…3,6 | |
Болт крепления передней крышки головки цилиндров | 2 | М8 | 2,2…2,7 | |
Болт крепления шкива водяного насоса | 3 | М8 | 2,2…2,7 | |
Болт крепления водяного насоса к крышке цепи | 1 | М8 | 2,2…2,7 | |
Гайка крепления выпускного коллектора | 3 | М8 | 2,2…2,7 | |
Гайка крепления ресивера | 5 | М8×1 | 1,9…2,3 | |
Гайка крепления верхнего и нижнего кронштейнов генератора | 2 | М8 | 1,2…1,8 | |
Болт крепления масляного картера (при обеспечении герметичности допускается до 0,6) | 11 | М8 | 1,2…1,8 | |
Болт крепления крышки клапанов (при обеспечении герметичности допускается до 0,3) | 8 | М8 | 0,6…1,2 | |
Болт крепления сальникодержателя | 6 | М6 | 1,2…1,8 | |
Болт топливной системы | 2 | М6 | 0,5…0,8 | |
Болт индуктивных датчиков | 3 | М6 | 0,5…0,8 | |
Болт хомута регулятора х.х. | 1 | М6 | 0,5…0,8 |
Момент затяжки гбц
Момент затяжки болтов М14х1,5 гбц двигателя 409051.10 и 409052.10 закручивается в три приема:
- Предварительная затяжка с моментиком 3,3 ÷ 3,7 кгс/м;
- Затем подождать одну минуту или более;
- Третий раз закрутить болты М14х1,5 на угол 90 o
Момент затяжки гбц движителя 40911.10 с мягкой прокладкой производится в три приема:
- Первый подход с усилием 6,9 ÷ 8,2 кгс/м;
- Затем подождать две минуты и более;
- Третий раз закрутить на угол 70o ÷ 75 o
Момент затяжки гбц двигателя 40911.10 с жесткой прокладкой производится в три приема:
- Первый подход с усилием 5,1 кгс/м;
- Затем подождать одну минуты или более;
- Третий раз закрутить на угол 90o
Момент затяжки болтов М14х1,5 (10 шт) гбц движителя 409.10, выполняется в два подхода:
- Первый подход с моментиком 4 ÷ 6 кгс/м;
- Второй раз с силой 13 ÷ 14,5 кгс/м
Момент затяжки гбц двигателя 40906.10 производится за три приема:
- Предварительное закручивание с моментом 3,3 ÷ 3,7 кгс/м;
- Затем подождать одну минуты или более;
- Третий раз закрутить на угол 90o
Момент затяжки гбц мотора 40904.10 и 40905.10 производится за 3 раза:
- Предварительная затяжка гбц с усилием 3,3 ÷ 3,7 кгс/м;
- Затем подождать одну минуту или более;
- Третий раз закрутить на угол 90o
Момент затяжки гбц мотора 4213-40, 4213-50 и 4216 производится за 2 раза:
- Предварительная затяжка гайки шпильки М12х1,25 гбц с усилием 8,5 ÷ 9,5 кгс/м;
- Второй раз закрутить с моментом 10 ÷ 11 кгс/м.
Момент затяжки гбц мотора 4218:
- Момент затяжка гайки М12х1,25 шпильки гбц с усилием 9,0 ÷ 9,4 кгс/м;
Моменты затяжки передней и задней подвески
Таблица моментов затяжки передней и задней подвески | ||
Название сопряжения | Резьба | Момент затяжки, кгс·м |
1. Обезательные сопряжений с необходимой проверкой момента затяжки: | ||
Гайка стремянки |
Гайка поперечной тяги
Рис. 1.60. Запрессовка сальника в сальникодержатель: 1 — сальник; 2 —
сальникодержатель; 3 — оправка
заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить сальникодержатель с прокладкой к блоку цилиндров; установить маховик на задний конец коленчатого вала, совместив отверстие в маховике под штифт с установочным штифтом, запрессованным во фланец коленчатого вала; установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 72-80 Н·м (7,2-8,0 кгс·м); запрессовать втулку распорную и подшипник в гнездо маховика.
Подшипник запрессовывать, прикладывая усилие к наружному кольцу.
Очистить днище поршней и канавки для поршневых колец от нагара. Поршни в цилиндры блока должны устанавливаться группа в группу, в соответствии с таблицей 1.5. Поршни по наружному диаметру юбки и цилиндры по внутреннему диаметру сортируются на три размерные группы (таблица 1.6) и маркируются буквами — А, В, С.
Буква, обозначающая размерную группу диаметра цилиндра, наносится краской на наружной поверхности блока цилиндров справа, против каждого цилиндра.
Размерные группы диаметров цилиндров определяются при изготовлении блока цилиндров. При ремонте двигателя бывшего в эксплуатации и имеющего износ цилиндров необходимо провести повторные замеры диаметров цилиндров и определить их группу. Замеры диаметров цилиндров производить при температуре 17-23 С.
Поршни маркируются буквами на днище (см. рис. 1.63).
Наибольший диаметр юбки поршня расположен в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 47,5 мм от днища поршня.
Замеры диаметров юбки поршней производить при температуре поршней
Обозначение группы | Диаметр, мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поршня (юбка) | Цилиндра | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– | А В С | 95,488 — 95,500 95,500 — 95,512 | 95,536 — 95,548 95,548 — 95,560 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,5 | АI ВI СI | 95,988 — 96,000 96,000 — 96,012 | 96,036 — 96,048 96,048 — 96,060 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,0 | АII ВII СII | 96,488 — 96,500 96,500 — 96,512 | 96,536 — 96,548 96,548 — 96,560 Пальцы по наружному диаметру и поршни по диаметру отверстия под палец сортируются на две размерные группы, которые маркируются римскими цифрами. Обозначение размерной группы на поршне выбивается на его днище, на пальце — на его торце (см. рис. 1.63). Шатуны по диаметру отверстия втулки под палец сортируются на четыре размерные группы, которые маркируются краской на стержне в зоне поршневой головки. Шатун с пальцем и поршнем должны быть собраны в соответствии с таблицей 1.6. Шатуны с белой или зелёной маркировкой размерной группы отверстия под палец должны соответствовать размерной группе I пальца, а с жёлтой или красной — размерной группе II. Замеры поршней, пальцев и шатунов производить при температуре
Шатуны по массе сортируются на три группы и маркируются краской на крышке шатуна (рис. 1.63). Цвет маркировки: — белый — соответствует массе шатуна 900-905 г; — зеленый — 895-900 г; — желтый — 890-895 г. Для установки на двигатель следует брать шатуны одной группы по массе. Поршни по массе не сортируются. Проверить разницу масс подобранных комплектов поршень, палец, шатун и кольца, которая не должна превышать 10 г. При большей разнице масс комплектов с целью исключения повышенных вибраций двигателя следует выровнять массу комплектов. Для этого снять металл у шатунов более тяжелых комплектов с весовых бобышек поршневой или кривошипной головок, в зависимости от массы головок, до размера, не менее указанного на рисунке 1.61. Вам потребуются: ключ и головка «на 12», ключ «на 17», шестигранный ключ «на 6» В головке блока цилиндров установлены два распределительных вала: справа — для впускных клапанов, слева — для выпускных клапанов. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Снимите крышку головки блока цилиндров. Снимите переднюю крышку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров ЗМЗ-409»). Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия. Снимите гидронатяжитель верхней цепи. Выверните два болта крепления верхнего успокоителя верхней цепи и снимите успокоитель. Выверните болты крепления звездочек распределительных валов, удерживая валы от проворачивания ключом за четырехгранник. Приподняв цепь, снимите звездочки с шеек распределительного вала впускных и выпускных клапанов. Если звездочки сидят плотно на распределительных валах, снимите их с помощью съемника. Зафиксируйте цепь в натянутом состоянии. Выверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов на два-три оборота, затем еще на два-три оборота. Выворачивайте болты в таком порядке до тех пор, пока клапанные пружины не разожмутся полностью. Снимите переднюю крышку подшипников и извлеките пластмассовые упорные полукольца Снимите остальные крышки подшипников и выньте распределительные валы из опор головки блока цилиндров. После снятия промойте все детали бензином, протрите и просушите. 1Осмотрите распределительные валы. Если на шейках и кулачках обнаружены задиры, раковины, трещины, замените валы. Измерьте диаметр шеек распределительных валов. Номинальный диаметр первой шейки (ближайшей к звездочке) 42,0+0,050 –0,075 мм, предельно допустимый – 41,9 мм. Номинальный диаметр остальных шеек 35+0,050 –0,075 мм, предельно допустимый – 34,9 мм. Если диаметр хотя бы одной шейки меньше предельно допустимого значения, замените распределительный вал. Измерьте высоту кулачков. Номинальная высота кулачка равна (46,0±0,25) мм, предельно допустимая высота составляет 45,5 мм. Если высота хотя бы одного кулачка меньше предельно допустимой, распределительный вал замените. Мелкие царапины на шейках и кулачках устраните шлифовкой, а затем отполируйте шейки и кулачки. Установите распределительный вал на две призмы и измерьте индикатором биение по средней шейке. Номинальное биение 0,025 мм, предельно допустимое – 0,04 мм. Если биение больше, замените распределительный вал. Проверьте зазоры в подшипниках распределительных валов. Для этого нужно уложить в опору распределительного вала смазанную чистым моторным маслом цилиндрическую оправку диаметром 35,0–0,02 мм для центрирования крышки. Установите крышку распределительного вала, затяните болты крепления крышки моментом 19–23 Нм (1,9–2,3 кгс·м). Выньте оправку в сторону заднего торца головки блока цилиндров. Измерьте внутренний диаметр опоры распределительного вала и вычислите зазор как разность между диаметром опоры и диаметром соответствующей шейки распределительного вала. Предельно допустимый зазор равен 0,15 мм. Если хотя бы в одном подшипнике распределительного вала зазор больше допустимого, замените вал или головку блока цилиндров. Крышки распределительного вала обрабатывают в сборе с головкой блока, поэтому их нельзя менять местами. На каждой крышке выбит порядковый номер. Нумерация крышек начинается с передней опоры (ближайшей к шестерне) распределительного вала впускных клапанов. Затем нумеруются крышки распределительного вала выпускных клапанов со стороны шестерни распределительного вала. На заднем конце распределительного вала выпускных клапанов установлена пластина датчика фазы. Смажьте чистым моторным маслом шейки и кулачки распределительных валов и опоры в головке блока цилиндров. Уложите распределительные валы в головку блока цилиндров: распределительный вал впускных клапанов — вверх штифтом для установки звездочки, распределительный вал выпускных клапанов — штифтом вправо. Смажьте чистым моторным маслом переднюю крышку 1 распределительных валов с установленными в ней упорными полукольцами 2. Установите крышку 1 на направляющие втулки в опорах распределительных валов. При этом полукольца 2 должны войти в проточки на распределительных валах. Смажьте чистым моторным маслом крышки № 3 и 7 и установите их на направляющие втулки в опорах распределительных валов. Вворачивайте болты крепления крышек до соприкосновения крышек с опорами. Смажьте чистым моторным маслом остальные крышки распределительных валов и установите их на место. Вворачивайте болты крепления крышек до соприкосновения крышек с опорами. Затяните болты крепления крышек распределительных валов моментом 19–23 Нм (1,9–2,3 кгс·м). Проверьте легкость вращения распределительных валов. Для этого поверните каждый вал ключом за четырехгранник на валу так, чтобы полностью сжались пружины клапанов какого-либо цилиндра (кулачки вала направлены вниз). Снова слегка поверните распределительный вал, он должен повернуться далее под действием клапанных пружин до момента соприкосновения следующих кулачков с толкателями клапанов. Поверните распределительные валы так, чтобы установочные штифты звездочек были расположены горизонтально и направлены в разные стороны (положение распределительных валов соответствует положению поршня 1-го цилиндра в ВМТ). Наденьте цепь привода распределительных валов (см. «Замена цепей и шестерен газораспределительного механизма УАЗ Патриот»). Установите гидронатяжитель цепи, см. «Снятие и установка гидронатяжителей цепей УАЗ Патриот». Установите все снятые детали в порядке, обратном снятию. Протяжка головки блока цилиндровОсуществить несложную протяжку ГБЦ сможет и профессиональный автослесарь и водитель, у которого за плечами совсем немного сотен километров. Для этого нужно немного навыков, набор слесарного инструмента, терпение и желание обслуживать свою машину собственными руками. Что обуславливает необходимость производить протяжку:
Значительным удобством можно назвать еще одну инновацию современной отрасли автомобильной промышленности. Сегодняшние версии автомобильных моторов не требуют проведения протяжки. Тем не менее, на наших дорогах еще очень много стареньких ВАЗов, Москвичей, УАЗов, которым без такого условия обслуживания и столь важной технической процедуры не смогут никак обойтись. Поэтому для владельцев этих уважаемых моделей нужно знать некоторые моменты проведения протяжки и ее особенности. Пошаговый процесс замены цепи ГРМ на УАЗ ПатриотЗамена деталей газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ 409 Евро 4 состоит из ряда шагов:
После завершения разборки шестерни и цепи рекомендуется промыть бензином, протереть и высушить. Далее нужно осмотреть все части и при обнаружении трещин, сколов, сильного износа произвести замену. Аналогичному осмотру подвергаются звездочки и шестерни механизма.
Для ДВС 409 штатным является гидронатяжитель ГРМ. Однако некоторые владельцы производят их замену на механические регуляторы. В этом имеются свои плюсы, если машина без кондиционера: возможность завести автомобиль буксиром, независимость от давления масла в системе. Однако, при наличии кондиционера опорная пластина потребует переделки, нужны будут другие болты вместо штатных, вследствие чего поменять детали станет сложнее. Читайте как подобрать ремень генератора УАЗ Патриот 409 на двигатель с кондиционером Слив антифриза из системыДля слива охлаждающей жидкости требуется установить машину так, чтобы имелся свободный доступ к двигателю с нескольких сторон. Далее отсоединяется минусовая клемма аккумулятора от корпуса (согласно инструкции по проведению работ), предварительно выключив зажигание. Антифриз сливается в приготовленную чистую емкость. Только после этого можно отсоединять патрубки и снимать радиатор системы охлаждения. Разборка механизма ГРМНачинают разбор механизма с откручивания болтов, далее снимается крышка гидронатяжителя, размещенного вверху. Извлекаются крепление и прокладка. Вытащив пружину, отсоединяется сам натяжитель цепи. Таким же способом разбирается нижний узел натяжки. Крышка всего ГРМ удерживается 7 болтами, открутив которые, получаем доступ к ней. После снятия башмаков натяжителя выпрессовываются шестерни на распредвалах. Лучше всего использовать специальные съемники или молоток с рожковым ключом 12х17. Окончательный демонтаж цепи приводаПеред снятием цепи нужно открутить успокоители, каждый крепится двумя болтами. Звездообразные шестерни промежуточного вала снимаются выворачиванием болтов, расположенных за пластиной. Для этого отвертка вставляется в специальные пазы на зубчатой шестеренке, не давая им провернуться. После демонтажа всей цепи она промывается бензином. После снятия приводаПосле демонтажа все детали подвергаются очистке, оценке степени износа и проверке на наличие повреждений путем осмотра, вышедшие из строя части механизма подлежат замене. Процесс сборкиОсновные операции проводят в обратной последовательности. Пошаговый процесс сборки ГРМ:
Моменты затяжки двигателя 409Момент затяжки болтов:
Момент затяжки гаек двигателя змз 409:
Моменты затяжек болтов на двигателе:
|