- болты гбц нового образца
- Плоскость блока и пробитая прокладка
- Торсионные болты (пластически деформируемые)
- Болты гбц нива, установка
- Правильный момент затяжки ГБЦ на Шевроле Нива
- Возможные неисправности ГБЦ в Шевроле
- Как разобрать ГБЦ Шевроле
- Теперь о моменте затяжки
- Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений Niva Chevrolet (LADA)
- Двигатель
- Сцепление
- Коробка передач
- Раздаточная коробка
- Карданная передача
- Передний мост
- Задний мост
- Передняя подвеска
- Задняя подвеска
- Рулевое управление
- Тормоза
- Остальное
болты гбц нового образца
Тема статьи – болты гбц нива и нива шевроле нового образца. В первой части статьи, я рассказал о калёных болтах. Во второй речь пойдет о деформируемых. Обычно согласно русской поговорке, «от добра, добра не ищут». Если запчасть работает, то и пусть работает, лучше не надо. Но это тот случай, когда автоТАЗ не дает повода расслабиться. И причина вовсе не в болтах, а в качестве работы завода. Почему в них возникла необходимость и почему не помогают каленые болты.
Плоскость блока и пробитая прокладка
«Пробитая» прокладка гбц на нивах и Шнивах это родовая болезнь. В какой-то момент они поехали просто валом. Удивляться не приходится. С доработками двигателя на новые нормы экологии, конструктора все дальше отодвигают температуру срабатывания вентиляторов. Это нам дает элемент «калильного» зажигания. На пробеге от 15-25тыс пробивает прокладку ГБЦ, ну и далее по списку. Антифриз в масло, масло в антифриз. Что делают в папуас-сервисе? Покупают метало пакет «фритекс», ставят и клиент через 10 тыс приезжает по новой, с тем же вопросом. Вернее, с двумя. Доколе? И классическим «что делать?». Виноваты не прокладки и не болты гбц нива, виновато заводское качество обработки плоскости блока и плоскости ГБЦ. Ниже я публикую фотографию одного из блоков. На нем я лично менял прокладку два раза, пока не нашел оптимального комплекта, который сейчас и рекомендую. Метало-пакет не помогает, а наоборот мешает. Его НЕ ОБЖАТЬ, и он не заполняет неровности плоскости блока. Нужна усадочная прокладка, которая полностью примет топографию поверхности и болты, которые постоянно будут ее прижимать. Вот по этой причине каленые болты здесь и не прокатывают. Долгое время на заводе ставили ярославский металопакет «фритекс», а сейчас снова перешли на усадочные прокладки. На приличном производстве, было бы проще обновить станочный парк и оборудование, а у автоТАЗа оказалось проще вернуться на десять шагов назад по дороге технического прогресса.
Торсионные болты (пластически деформируемые)
Каталожный номер детали: 21213-1003271-01-0. Наименование: Болт крепления головки цилиндров “Torх”. Данное название (торсионные болты) в корне неверно, но что поделать, если они так называются на всех форумах и во всех магазинах. По науке, когда говорят торсион, подразумевают деформацию от скручивания. А в данном случае деформация от растяжения. В магазинах данные болты еще называют, болты гбц нива шевроле или болты гбц нового образца. Еще встречал название торксы или ромашка. Эти болты в отличие от каленых, дают постоянную нагрузку. То есть очень примитивно можно говорить об эффекте гровершайбы, то есть о постоянном усилии на поджатие прокладки ГБЦ, в осевом направлении болта. Данные болты широко используются на импортных двигателях, поскольку позволяют избежать ошибки «человеческого фактора». По сути дела, не нужна затяжка с точностью динамометрического ключа. Конечные величины берутся угловые. Мне данный подход не очень нравится, но такие вещи сейчас принято называть «гарантированность сборки».
Болты гбц нива, установка
Для работы с болтами требуется специальный инструмент. Головка Е16, которая не всегда есть в универсальных наборах инструмента и динамометрический ключ. Чтобы процесс был логически завершен, в прайсе присутствуют головка Е16 (Sata или Force) и динамометрический ключ (JTK).
По технологии установки ничего придумывать не буду, просто полное следование заводскому руководству.
- Утопить болты в емкости с моторным маслом
- Дать ему стечь. Выдержка не менее 30 мин.
- Завернуть и затянуть согласно схеме.
1 этап – затяжка моментом (12…20) Н.м [(1,2…2,0) кгс.м];
2 этап – затяжка моментом (50…70) Н.м [(5,0…7,0) кгс.м];
3 этап – доворот болтов на 90-110 градусов;
4 этап – доворот болтов на 90-110градусов .
Момент затяжки болта 11(на хвосте ГБЦ): предварительный – (14…16) Н.м [(1,4…1,6) кгс.м]; окончательный – (32…40) Н.м [(3,2…4,0) кгс.м].
Источник
Правильный момент затяжки ГБЦ на Шевроле Нива
ГБЦ считается одним из основных элементов силового агрегата современного автомобиля, и Нива Шевроле не является исключением. Это означает, что от ее исправности прямо зависит работоспособность всего блока цилиндров и двигателя в целом. Какие бы работы ни производились на упомянутом узле, решающим их этапом становится момент затяжки. О нем мы и расскажем подробнее далее.
Возможные неисправности ГБЦ в Шевроле
Прежде чем говорить о нюансах затяжки, необходимо рассказать подробнее о возможных неисправностях ГБЦ Нивы.
Так, если произошло падение мощности, то следует заподозрить плохое соединение воздушного коллектора с головкой. Для ликвидации названной поломки разбирать ГБЦ вовсе не обязательно. Другое дело, когда отсутствует герметичность у прокладки – ее может вызвать недостаточная затяжка болтов или износ уплотнителя. Здесь придется немало повозиться. Симптомы данной проблемы зависят от характера повреждения прокладки. Так, если наблюдается низкая компрессия, то, вероятно, через ослабевший местами уплотнитель газы проникают из одной камеры сгорания в другую.
Потеки масла или же охлаждающей жидкости (далее – ОЖ) говорят о недостаточной затяжке или износе прокладки на участке между системами, по которым названные составы циркулируют. Эта проблема также вызывает взаимное загрязнение смазки и тосола. Последний в Шевроле заметно меняет цвет – он становится коричневатым. Наличие таких неполадок диктует необходимость в проведении экстренного ремонта Нивы.
Как разобрать ГБЦ Шевроле
Чтобы выяснить, по какой причине ГБЦ, которой оснащена Нива, не функционирует должным образом, названный узел необходимо разобрать.
Для этого потребуются:
- наборы накидных и торцевых ключей, а также динамометрический;
- комплект отверток;
- герметик;
- канистра ОЖ;
- тонкозернистый наждак.
Работы на Шевроле проводятся в следующем порядке:
- машина ставится на рампу или яму (если вы ТС только что пользовались, то дайте мотору остыть);
- не забудьте Ниву поставить на ручник и подпереть с обеих сторон;
- отсоедините минусовый провод от батареи;
- слейте ОЖ из радиатора и остальной системы;
- отключите от клапанов приводные рычаги и уберите гидроопоры;
- снимите с держателей трос, приводящий в движение дроссельную заслонку;
- демонтируйте распределительный вал вместе с подшипниками;
- отключите шланги, подающие к гидроопорам Шевроле смазку;
- разъедините колодки коммутирующие провода, ведущие к форсункам, датчикам температуры, дроссельной задвижки, холостого хода и детонации;
- разрежьте пластмассовые стяжки, крепящие упомянутые кабели Нивы, и отодвиньте последние;
- обесточьте свечи и дополнительно – температурный датчик;
- отсоедините все трубки от ГБЦ Шевроле – впускающую и выходную, дроссельную, системы охлаждения, адсорбера и т. д.;
- лишь после этого отключите подачу горючего.
Далее необходимо демонтировать кронштейн, с помощью которого крепится насос гидравлического усилителя, еще уберите кожух стартера.
Наступил черед натяжителя – открутите его, зафиксировав цепь проволокой, и снимите ее со звездочкой. Теперь доступ к головке открыт – в произвольном порядке отвинтите болты, ее удерживающие. Аккуратно извлеките элемент из подкапотного пространства. Остается выяснить – что именно нарушило работу блока цилиндров Шевроле. Если на ГБЦ обнаруживаются трещины, то ее придется менять, аналогичным образом поступают, когда прохудилась прокладка. В последнем случае старую снимают. Поверхность под ней старательно очищают от прилипших кусочков уплотнительного элемента – для этого используется наждак. Перед закручиванием непременно устраните из отверстий для болтов масло и тщательно обезжирьте их. Делать это лучше до установки ГБЦ.
Новая металлоармированная прокладка смазывается герметизирующим составом и аккуратно кладется на место. На нее помещается головка.
Затем сборка мотора Шевроле осуществляется в обратном порядке. Проверьте, работает ли двигатель надлежащим образом, и если никаких проблем не обнаружилось, то залейте новый тосол.
Теперь о моменте затяжки
До того, как заняться фиксацией ГБЦ, внимательно осмотрите болты. Их тип – М12×1,25. Обязательно измерьте стержни с резьбой – будьте готовы заменить каждый элемент, чья длина больше 11,7 сантиметра. Дело в том, что они в процессе эксплуатации растягиваются, а значит, и перестают нормально держать.
Затяжку болтов рекомендуется проводить в пять этапов. Это позволит избавить себя от необходимости в ходе профилактических осмотров каждый раз дополнительно их подкручивать.
В первый прием все десять болтов затяните руками, а после докрутите в правильной последовательности динамометрическим ключом, с моментом в 20 Н·м.
В следующий заход повысьте показатель минимум до 70, а максимум – до 85 Н·м. Здесь желательно стремится к тому, чтобы момент был ближе к последней цифре.
Далее затяните 11-й болт – тут необходимо усилие от 31 до 39 Н·м.
В конце закрепите болты, повернув их поочередно ключом ровно на 90 градусов. Потом эту процедуру повторите еще раз.
Ничего сложного в описанном процессе нет, но сил, конечно, необходимо приложить немало. Чтобы работа продвигалась быстрее, привлеките помощника – в этом случае вы сможете уложиться в 3-4 часа.
Источник
Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений Niva Chevrolet (LADA)
Для контроля моментов затяжки резьбовых соединений двигателя, коробки передач и других узлов Шевроле Нива 2123 допускается использовать ключи моментные и стрелочные изготовителей, имеющих сертификаты соответствия и об утверждении типа средств измерений в РФ. Моменты затяжки резьбовых соединений, подлежащие контролю при сборке, приведены ниже.
Для того, что все динамоключи имеют погрешность. Лучше брать момент посередине диапазона. Минимально допустимый-максимальный момент затяжки. Например: 100-110 Н·м.
Двигатель
- Болт крепления крышек коренных подшипников М10×1,25 68,31-84,38(6,97-8,61)*
- Болт крепления масляного насоса Мб 5,10-8,20 (0,52-0,85)
- Шпилька крепления крышки сапуна М8 12,7-20,6(1,3-2,1)
- Гайка крепления крышки сапуна М8 12,7-20,6(1,3-2,1)
- Болт крепления головки циливдров М8 31,36-39,10(3,20-3,99)
- Гайка шпильки крепления впускного и выпускного трубопроводов М8 20,87-25,77 (2,13-2,63)
- Гайка болта крышки шатуна М9х1 43,32-53,51 (4,42-5,46)
- Болт крепления маховика N110x1,25 60,96-87,42 (6,22-8,92)
- Болт крепления башмака натяжителя цепи М10×1,25 41,2-51,0 (4,2-5,2)
- Болт крепления крышки головки блока цилицпров Мб 1,96-4,60 (0,20-0,47)
- Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса М10×1,25 41,2-51,0(4,2-5,2)
- Болт крепления звездочки распределительного вала М10×1,25 41,2-51,0(4,2-5,2)
- Свеча зажигания М14х1,25 30,67-39,00 (3,13-3,99)
- Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М8 21,66-26,75(2,21-2,73)
- Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 15,97-22,64(1,63-2,31)
- Храповик коленчатого вала М20х1,5 101,30-125,64 (10,34-12,80)
- Болт кронштейна генератора М10×1,25 44,1-64,7(4,5-6,6)
- Гайка крепления планки генератора М10×1,25 28,03-45,27 (2,86-4,62)
- Гайка болта крепления генератора к кронштейну М12×1,25 58,3-72,0 (5,95-7,35)
- Гайка крепления установочной планки к генератору М10×1,25 28,03-45,27 (2,86-4,62)
- Гайка крепления кронштейна передней опоры двигателя М8 10,4-24,2(1,1-2,5)
- Гайка крепления подушки передней опоры к кронштейну поперечины М10×1,25 27,4-34,0 (2,80-3,46)
- Гайка крепления поперечины задней подвески двигателя М8 15,0-18,6(1,53-1,90)
- Гайка крепления задней подвески двигателя к коробке передач М8 28,3-28,8 (2,38-2,94)
- Гайка крепления задней подвески двигателя к поперечине М8 15,9-25,7(1,62-2,62)
Болт крепления головки блока цилиндров (ГБЦ). М12×1,25:
1-й прием — затягиваем болты 1–10 моментом 20 Н·м;
2-й прием — болты 1–10 затягиваем моментом 70–86 Н·м, а болт 11 — моментом 31–39 Н·м.
3-й прием — затем доворачиваем болты 1–10 на 90°;
4-й прием — и еще на 90°;
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,33-22,64(1,87-2,30)
Сцепление
- Болт крепления сцепления М8 19,1-30,9(1,95-3,15)
- Штуцер соединительных трубок гидропривода сцепления М12 24,5-31,4 (2,5-3,2)
Коробка передач
- Выключатель фонаря заднего хода М14х1,5 28,4-45,1 (2,9-4,6)
- Болт крепления картера сцепления к двигателю М12×1,25 53,9-87,2 (5,5-8,9)
- Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М10×1,25 31,8-51,4 (3,25-5,25)
- Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М8 15,7-25,5(1,6-2,6)
- Болт крышки фиксаторов штоков М8 15,7-25,5(1,6-2,6)
- Гайка крепления задней крышки М8 15,7-25,5(1,6-2,6)
- Гайка заднего конца вторичного вала М20х1,0 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала М12×1,25 79,4-98,0 (8,1-10,0)
- Болт крепления вилки к штоку переключения передач Мб 11,7-18,6(1,2-1,9)
Раздаточная коробка
- Гайка крепления кронштейна подвески на оси подушки М10×1,25 26,5-32,3 (2,7-3,3)
- Гайка крепления кронштейна подвески к кузову М8 15,0-18,6(1,53-1,90)
- Гайка крепления крышек картера раздаточной коробки, картера привода переднего моста, корпуса привода спидометра, кронштейна
рычага управления М8 14,7-24,5(1,5-2,5) - Выключатель блокировки дифференциала М16×1,5 28,4-45,0 (2,9-4,6) Болт крепления вилок к штокам включения передач Мб 11,8-18,6(1,2-1,9)
- Болт крепления вилок к штоку блокировки дифференциала М12×1,25 11,7-18,6(1,2-1,9)
- Гайка крепления фланца карданного вала к ведущему валу и к валам привода переднего и заднего мостов М16×1,5 96,0-117,6(9,8-12,0)
- Болт крепления ведомой шестерни М10×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка крепления заднего подшипника ведущего вала и заднего подшипника промежуточного вала М18×1,5 96,0-117,6(9,8-12,0)
Карданная передача
- Гайка болтов крепления эластичной муфты к фланцам коробки передач и раздаточной коробки М 12×1,25 57,8-71,5 (5,9-7,3)
- Гайка болта крепления фланца карданного вала к фланцам редуктора переднего и заднего мостов и раздаточной коробки М8 27,4-34,3 (2,8-3,5)
Передний мост
- Гайка крепления крышки подшипника корпуса внутреннего шарнира М8х1,25 19,6-24,5(2,0-2,5)
- Гайка крепления крышки подшипника дифференциала М 12×1,25 62,7-75,4 (6,3-7,7)
- Болт крепления стопорной пластины с пружинной шайбой М6х1,0 3,8-6,2 (0,39-0,63)
- Болт крепления ведомой шестерни М10×1,25 83,3-102,9 (8,5-10,5)
Задний мост
- Болт крепления картера редуктора к балке заднего моста М8 35,0-43,2 (3,57-4,41)
- Болт крепления крышки подшипника дифференциала М10×1,25 43,3-53,5 (4,42-5,46)
- Болт крепления ведомой шестерни М10×1,25 83,3-102,9 (8,5-10,5)
- Гайка крепления подшипника полуоси и заднего тормоза М10×1,25 41,6-51,4 (4,25-5,25)
Передняя подвеска
- Гайка нижних болтов крепления поперечины к лонжеронам кузова М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка верхних болтов крепления поперечины к лонжеронам кузова М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка болта крепления кронштейна буфера отбоя к поперечине М8 15,1-18,6(1,53-1,90)
- Гайка болта крепления оси верхнего рычага М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка крепления верхнего конца амортизатора М10×1,25 27,4-34,0 (2,80-3,46)
- Гайка крепления нижнего конца амортизатора М10×1,25 50,0-61,7 (5,1-6,3)
- Гайка подшипников ступицы переднего колеса М 18×1,5 см,«Ходовая часть», с, 169
- Болт крепления суппорта к поворотному кулаку М10×1,25 29,1-36,0 (2,97-3,67)
- Гайка крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости М8 15,0-18,6(1,53-1,90)
- Гайка крепления шаровых пальцев к поворотному кулаку М 14×1,5 83,3-102,9 (8,5-10,5)
- Гайка крепления растяжки к поперечине подвески М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
- Гайка крепления растяжки к кузову М 16×1,5 104,9-169,5(10,7-17,3)
- Гайка соединения оси нижнего рычага с поперечиной М 16×1,5 114,7-185,2(11,7-18,9)
- Гайка крепления шаровых опор к рычагам подвески М8 20,60-25,75(2,10-2,63)
- Гайка болта крепления колеса М 12×1,25 62,4-77,1 (6,37-7,87)
- Гайка оси верхнего рычага подвески М 14×1,5 63,7-102,9 (6,5-10,5)
- Гайка болтов крепления поворотного рычага М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
Задняя подвеска
- Гайка крепления амортизатора М 12×1,25 38,2-61,7(3,9-6,3)
- Гайка болтов крепления поперечной и продольных штанг М 12×1,25 66,6-82,3 (6,8-8,4)
Рулевое управление
- Гайка болта крепления картера рулевого управления М10×1,25 33,3-41,2 (3,4-4,2)
- Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага М10×1,25 33,3-41,2 (3,4-4,2)
- Гайка шарового пальца тяг рулевого привода** М 14×1,5 42,1-53,0 (4,3-5,4)
- Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления и выключения зажигания М8 15,0-18,6 (1,53-1,90)
- Гайка крепления рулевого колеса М 16×1,5 31,4-51,0 (3,2-5,2)
- Гайка крепления сошки М20х1,5 199,9-247,0 (20,4-25,2)
- Гайка оси маятникового рычага М 14×1,5 63,7-102,9 (6,5-10,5)
Тормоза
- Гайка крепления главного цилиндра и вакуумного усилителя 19,5-24,2 (2,0-2,5)
- Болты крепления соединения переднего тормоза 29,4-39,2 (3-4)
- Штуцер тормозных трубок 14,7-18,6 (1,5-1,9)
Остальное
Для остальных резьбовых соединений:
- для М6 — 6–8 Н·м
- для М8 — 14–18 Н·м
- для М10 — 28–36 Н·м
- для М12 — 50–62 Н·м
* При затяжке гаек и болтов допускается округлять моменты затяжки до десятых значений кгс-м в пределах допуска.
** При несовпадении выреза гайки с отверстием для шплинта произведите дозатяжку (на угол, меньший 60°) для обеспечения шплинтовки.
Поделиться в социальных сетях:
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Источник