Знакомимся с новыми шинами Nokian на треках: зима и лето
Зимой и летом одним цветом? А вот и не угадали: речь не о елке, а о новых шинах Nokian. И зимняя Hakkapeliitta R3, и летняя топовая модель Hakka Black 2, которые выходят на рынок в этом году, одинаково черные. Но вот финские инженеры утверждают, что их новые покрышки. Зеленые!
К ак думаете, где производится основная часть продукции Nokian Tyres? Нет, не в родной Финляндии: примерно три четверти из 20 миллионов шин выпускает российский завод под Санкт-Петербургом! В США в 2020 году должно быть запущено еще одно производство мощностью четыре миллиона покрышек в год, а на юге Испании заканчивается строительство полигона. Ведь сейчас испытания летних шин финнам приходится проводить либо на своем, но очень маленьком и «холодном» полигоне близ города Нокиа в Финляндии, либо на арендованных треках в Европе или Южной Африке. Вот и высокоскоростные покрышки Hakka Black 2 доводили на полигоне Porsche в Папенбурге. А в тестах принимал участие двукратный чемпион Формулы-1 Мика Хаккинен.
Летом.
Почтил своим присутствием Мика и презентацию шин Hakka Black 2 на частном гоночном треке Ахвенисто, расположенном в 100 км к северу от Хельсинки. Но продемонстрировал фирменную неразговорчивость: как я его ни пытал, ничего, кроме расплывчатых фраз о стабильности и четкости реакций, не услышал.
Традиционный для шин класса UHP протектор особых эмоций не вызывает. А вот расширенная гарантия наверняка понравится покупателям дорогущих низкопрофильных покрышек: в случае непреднамеренного повреждения шину отремонтируют или заменят бесплатно — при условии, что протектор изношен лишь наполовину, то есть остаточная глубина канавок превышает 4 мм
Впрочем, финские шинники и не ставили задачу сделать экстремально спортивные покрышки. Даже в высокоскоростном классе UHP, Ultra High Performance, сегодня все важнее не управляемость, а комфорт и экологичность. Протектор новых шин пришлось разделить аж на три слоя: помимо прочной основы, есть средний, который отвечает за снижение сопротивления качению (поэтому и шины «зеленые», снижающие расход топлива), и наружный, обеспечивающий сцепление с дорогой. Ну а резиновую смесь финны традиционно разрабатывают с учетом холодного скандинавского климата: летние шины должны хорошо работать и весной, и осенью.
С тем же рисунком протектора, но с усиленным двухслойным каркасом на рынок выходят покрышки Nokian Hakka Black 2 SUV. Их отличительная особенность — дополнительные клиновидные вставки в наиболее нагруженной плечевой зоне каркаса. Ну а мне приятно, что усилить арамидными волокнами боковины финские инженеры решили не в последнюю очередь благодаря изучению результатов наших тестов ударной прочности шин.
Если ориентироваться на итоги внутренних испытаний компании Nokian Tyres, то новые «зеленые» шины Hakka Black 2, по сравнению с «черными» покрышками первого поколения, прибавили прежде всего в торможении на мокром и сухом асфальте. К сожалению, по сухому покрытию поездить не удалось: перед началом заездов зарядил дождь. Однако на влажном покрытии шины Nokian Hakka Black 2 SUV понравились — да и на извилистых проселках тоже.
А на гоночном треке за рулем Audi RS 5 я порой набирал 150 км/ч. Мало, скажете? Но это на короткой трассе и в ливень! И никаких проблем: новые покрышки надежно держат и мягко срываются в скольжения. Из четырех десятков журналистов с разной ездовой квалификацией ни один не вылетел с трассы, а такое в дождь случается.
Новые шины уже доступны: Hakka Black 2 — в 40 типоразмерах с посадочным диаметром от 17 до 21 дюйма, а Black 2 SUV — в 29 типоразмерах от 17 до 22 дюймов. Индексы скорости — от V (240 км/ч) до Y (300 км/ч). А стоят они сопоставимо с топовыми моделями производства компании Michelin или Continental: покрышки популярного размера 225/45 R17 можно купить за 6700—7200 рублей.
. и зимой
А зимние фрикционные шины Hakkapeliitta R3 и их кроссоверную модификацию Hakkapeliitta R3 SUV, которые поступят в продажу к следующему зимнему сезону, я испытывал полгода спустя тоже в Финляндии, но севернее — на трассах заполярного полигона White Hell. Что можно улучшить в этих покрышках, если предыдущая модель Hakkapeliitta R2 SUV и без того побеждала конкурентов в своем классе? Однако ведь я сам не раз отговаривал коллег-горожан от их покупки: по льду и по снегу передвигаться на таких шинах — одно удовольствие, а вот для зимних разъездов по асфальту в мегаполисах лучше присмотреться к конкурентам.
Именно асфальтовое недомогание финны и попытались «вылечить» при создании новой модели Hakkapeliitta R3. Согласно внутренним тестам, управляемость на сухом асфальте улучшилась на семь процентов. Для свежих покрышек был разработан новый каркас и, главное, модернизирована форма мелких прорезей-ламелей, которые отвечают за жесткость протектора. Теперь они извиваются хитрыми волнами во всех трех плоскостях — в том числе и по глубине. Такая конструкция приведет к тому, что по мере износа длина рабочих кромок будет сокращаться, но ведь все производители рекомендуют менять зимние шины, если глубина рисунка протектора уменьшается до четырех миллиметров. Как раз к этому рубежу ламели и станут себя изживать.
Впрочем, потери в зимних характеристиках возможны еще раньше. Ведь резина протектора, насыщенная инновационными твердыми частицами, которые названы криокристаллами (Cryo Crystall 3), имеет поверхностный слой с повышенным содержанием силики. Благодаря такому строению Hakkapeliitta R3 прибавила в сцепных свойствах на льду 8%. А под этим поверхностным слоем толщиной всего два миллиметра — базовая более твердая резина, которая и обеспечивает лучшую управляемость на асфальте. Но что будет по мере износа, когда на индикаторе глубины рисунка протектора в миллиметрах (запатентованная технология Nokian Tyres) восьмерка исчезнет — и останется шестерка?
Клиновидные колодцы в составе ламелей — это дополнительный дренаж, отводящий воду из пятна контакта
Финны утверждают, что заметного ухудшения сцепления на льду не будет. А пока шины новые, на них действительно можно очень уверенно двигаться по скользкому покрытию. Жаль, возможности сопоставить новые покрышки с конкурентами не было, но организаторы теста предложили экспресс-сравнение с центральноевропейской моделью Nokian WR D4 и шиповками Hakkapeliitta 9. Тут новые шины Hakkapeliitta R3 оказались… Нет, вовсе не посередине, а ближе к центральноевропейским зимним покрышкам. На гладком льду преимущество шипованных шин Nokian подавляющее.
Зато на асфальте на фрикционных покрышках Nokian Hakkapeliitta R3 отдыхаешь. Тихо, мягко. И, пожалуй, неплохо с точки зрения управляемости. Еду на Audi RS 5, качаю рулем и не чувствую раздвоения реакций и «подламывания» задних колес, как зачастую бывает на мягких зимних шинах.
Впрочем, уже в марте у меня появится возможность детально сравнить новые Nokian Hakkapeliitta R3 с конкурентами. А результаты этого сравнения будут опубликованы в сентябре.
Остается добавить, что новые покрышки традиционно для Nokian Tyres будут представлены в широкой гамме типоразмеров, — всего 131 позиция от 185/65 R14 до 315/40 R21, включая и шины для кроссоверов с индексом SUV. Которые тоже, как и описанные выше летние покрышки, имеют усиленные арамидными волокнами боковины, о чем напоминает соответствующая маркировка. И что характерно, скоростной потолок для низкопрофильных шин (от 45-го профиля и ниже) был увеличен с традиционных для моделей линейки Hakkapeliitta R 170 км/ч (индекс R) до 190 км/ч (индекс T). Погоняем?
Источник
Шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 8 и нешипованные модели Hakkapeliitta R2 и Hakkapeliitta R2 SUV
За воротами испытательного полигона фирмы Nokian в заполярном Ивало меня ждали сразу три новинки: шипованные шины Hakkapeliitta 8 и две модели так называемых фрикционных (то есть без шипов) зимних шин — Hakkapeliitta R2 и Hakkapeliitta R2 SUV. И если фрикционные шины — это, скорее, продукт «умеренного прогресса в рамках законности», то вокруг шипованных шин разгорелись нешуточные страсти — не столько в связи с прогрессом, сколько с законностью: шипов оказалось больше, чем в протекторе шин-предшественниц Hakkapeliitta 7. А это противоречит новому европейскому правилу, которое жестко ограничивает число шипов на погонный метр! Или не противоречит?
С одной стороны, очевидно, что чем больше в покрышке шипов, тем надежнее движение по льду. Конечно же, с учетом того, что на таких шинах ездят не только по снегу и льду, «плотность» шипов должна иметь разумные пределы. Кроме того, шипы наносят колоссальный ущерб асфальтобетонным покрытиям. Именно поэтому в большинстве европейских стран шипы запрещены вовсе, а в тех странах Северной Европы, где шипы разрешены, их количество, масса и размеры строго регламентированы. Так, на 14- или 15-дюймовых шинах допускается установка максимум 110 шипов, на 16-дюймовых — 130. А с 1 июля 2013 года вводится еще более жесткое правило: на один погонный метр протектора должно приходиться не более 50 шипов! Это означает, что «плотность» шипов должна быть снижена примерно на четверть. Если, например, на популярной модели Gislaved Nord Frost 5 размерности 205/55 R16 было 130 шипов, то теперь их должно остаться 96.
О подобных нововведениях производители шин узнают заранее, поэтому у них, как правило, есть достаточно времени на разработку моделей с учетом новых требований. Вот, например, новинка этого года, шипованные шины Michelin Х-Ice North 3: число шипов здесь уже уменьшено на четверть! И вдруг я узнаю, что на новых шинах Nokian Hakkapeliitta 8 той же размерности 205/55 R16 теперь не 130 шипов, а. Аж в полтора раза больше, 190 штук!
Оказывается, новый европейский регламент все же оставил лазейку, которой, к плохо скрываемому раздражению со стороны других производителей, и воспользовалась компания Nokian Tyres. Если производитель докажет, что превышение нормативного количества шипов не приведет к усилению разрушающего воздействия на дорогу по сравнению с эталонной шиной, число шипов в которой соответствует новому регламенту, то — пожалуйста! Естественно, предусмотрена и процедура таких испытаний. Но есть пикантные детали. Эта процедура разработана тоже финнами — специалистами независимого испытательного центра Test World, а сами испытания шин Hakkapeliitta 8 проводились специалистами фирмы Nokian Tyres на «домашнем» полигоне в городе Нокиа под наблюдением официального представителя финского агентства по безопасности движения TraFi. По результатам именно этих испытаний шины Nokian Hakkapeliitta 8 были признаны годными к использованию в скандинавских странах. Ну и, конечно, в России и на Украине, где и вовсе нет пока никаких норм, регламентирующих количество шипов.
— Снижение вредного воздействия на дорожное покрытие достигнуто благодаря концепции Eco Stud 8! — с гордостью комментирует Матти Морри, ведущий технический эксперт Nokian Tyres.
Сам шип сохранил шестигранное сечение, уже знакомое по шинам Hakkapeliitta7, но стал на 0,5 мм короче и на 20% легче — теперь он весит 0,8 грамма. Кроме того, в опорном фланце появилась небольшая полость: при соприкосновении шипа с дорогой основание фланца давит на резиновую подушечку, заставляя ее не только сжиматься, но и углубляться внутрь полости, то есть находящийся в полости воздух работает как пневмопружинка.
Попутно, как уверяет Матти, удалось снизить и уровень шума: дескать, подушечка-пружинка оказалась эффективным «глушителем», что позволило отказаться от каплеобразных отверстий перед шипами, которые помогали снизить шумность шины-предшественницы.
По ходу небольшого пробега за рулем Гольфа по окрестным дорогам я и впрямь не испытывал акустического дискомфорта и все же отчетливо слышал, когда асфальт под колесами сменялся утрамбованным снегом. И жалел о том, что мне не дали поездить на шинах-предшественницах: может, новые шины не настолько тише, как уверяет Матти?
Жалел я об этом и на специальных трассах полигона. Здесь не было не только шин Nokian Hakkapeliitta 7, но и шин-конкурентов других производителей. Да и набор ездовых упражнений казался пресным: прозаичная «змейка» да «лосиный тест» с коротеньким разгонным прямиком, не позволившим подъехать к входному коридору быстрее 50 км/ч. В обоих случаях доставшийся мне Ford Focus позволил все сделать чисто.
Одна отрада: затем я проехал три круга по ледяному треку за рулем 420-сильного Audi RS4. Понравилось! Хороший «держак», хорошее чувство машины. Но с вопросами о том, насколько эти ощетинившиеся шины лучше или хуже конкурентов, — к Олегу Растегаеву. Он уже провел сравнительный тест двадцати зимних шин, включая новинку, и по первым впечатлениям «перешипованная» Hakkapeliitta 8 действительно превосходит конкурентов на льду, хотя преимущество не подавляющее — и уж точно не пропорциональное количеству шипов. Кстати, в этих сравнительных испытаниях принимали участие и другие новые шины, Pirelli Ice Zero, которые тоже успешно прошли процедуру испытаний на полигоне Test World и получили допуск на продажу в скандинавских странах, несмотря на наличие 130 шипов в 16-дюймовых шинах. Кто следующий?
А с нешипованными, фрикционными зимними шинами, как я уже сказал, все спокойнее. Изменен рисунок протектора (появилась более плотная сеть ламелей увеличенной ширины), а в состав резиновой смеси теперь вводят твердые микрочастицы в форме многогранных кристаллов. Это что-то вроде микрошипов: «вгрызаясь» в дорогу, они повышают сцепление на льду и даже на скользком асфальте. Нечто подобное уже встречалось на японских шинах Toyo и Bridgestone.
А из чего сделаны финские «микрошипы» и какова их структура?
— Секрет, — улыбается Матти. — Подробности будут после того, как технологию запатентуют.
Важно, что кристаллы в шинах Hakkapeliitta R2 и Hakkapeliitta R2 SUV равномерно распределены по толщине протектора, то есть будут работать на протяжении всего срока службы шины.
Производство всех трех моделей уже стартовало на заводах Nokian в Финляндии и в России, а массовые продажи начнутся осенью. Ряд типоразмеров традиционно широкий: для шин Hakkapeliitta 8 аж 59 позиций — от 175/70 R13 до 255/35 R20, из которых шесть — с индексом скорости Н (210 км/ч), а остальные имеют индекс Т (190 км/ч). В девяти типоразмерах (с посадочным диаметром от 16 до 18 дюймов) будут и «непрокалываемые» покрышки Run Flat. А вот предназначенную для кроссоверов и внедорожников версию «восьмерки» с индексом SUV финны обещают вывести на рынок в следующем году.
Лишь немногим скромнее модельный ряд нешипованных шин Hakkapeliitta R2 — 55 типоразмеров (от 13 до 20 дюймов). «Начальная» Hakkapeliitta R2 SUV — размерности 215/70 R16, а всего в списке 38 типоразмеров, включая Run Flat 255/50 R19 для BMW X5. Всем фрикционным «эркам», как легковым так и внедорожным, присвоен индекс скорости R (до 170 км/ч).
Не секрет, что зимние шины Nokian самые дорогие на рынке, а новые модели станут еще дороже: шипованные — в среднем на 10%, нешипованные — на 3%. Подождем итогов сравнительных тестов, чтобы узнать, насколько оправдан такой подход к ценообразованию.
Источник