Nokian hkpl suv что это

Шипы и волокна. Почему финны считают, что создали лучшие шины для кроссоверов

Спустя ровно год после презентации легковой модели Hakkapeliitta 8 и как раз в год празднования 80-летнего юбилея первой в мире зимней шины (модель Kelirengas, предшественница Hakkapeliitta, появилась в 1934-м) компания Nokian представила миру «внедорожную» линейку Hakkapeliitta 8 SUV. Увидеть новинку вживую и попробовать ее в деле удалось еще в феврале в финском Ивало.

Cила арамида

Рисунок внедорожной модели напоминает легковую «восьмерку», но состав смеси у 8 SUV жестче для обеспечения лучшей управляемости и явно с расчетом на большую массу автомобиля. Однако по сравнению с предыдущей моделью 7 SUV в резиновой смеси содержится больше каучука для лучшей работы при низких температурах. Впрочем, главная особенность Hakkapeliitta 8 SUV заключается в другом.

Как известно, самая слабая часть шины — боковина. Она страдает от наезда на препятствия, подвержена повреждениям и, по мнению представителей Nokian Tyres, в случае боковых порезов не подлежит ремонту. Ну а для внедорожных автомобилей, учитывая специфику их использования, прочность шин особенно важна.

Чтобы усилить боковину Hakkapeliitta 8 SUV, в процессе миксинга при производстве шин в резиновую смесь добавляют волокна арамида. Это очень легкий, но при этом чрезвычайно прочный материал, которому давно нашли применение в военных и авиационных технологиях. Шины с арамидом в производстве дороже, но и крепче.

Читайте также:  Hyundai tucson замена масла фильтров

«Чтобы проверить прочность боковины, мы проводили специальные тесты: устанавливали препятствие и совершали наезд на него автомобилем. Начальная скорость составляла 60 километров в час. Это типичная ситуация: на дороге есть препятствие или яма с острыми краями, — говорит технический эксперт Nokian Tyres Матти Морри, — Так вот, шины с арамидными волокнами держали удар лучше обычных и получали повреждения на гораздо большей скорости».

Хитрая шиповка

Шипам в Европе не особо рады: в большинстве стран Старого Света их использование запрещено вовсе, в скандинавских по-прежнему разрешено, но гайки потихоньку «закручивают». Так, с 1 июля 2013 года даже в странах Северной Европы можно продавать шины, имеющие на 1 погонный метр не более 50 шипов, а это примерно на 25% меньше, чем допускалось раньше! Впрочем, есть одно исключение: число шипов может быть и большим, если шина пройдет специальный тест на износ дорожного покрытия (именно это и есть основная причина для введения ограничительных мер).

Этой лазейкой и воспользовалась компания Nokian Tyres, которая разорилась на проведение необходимых испытаний и получение разрешений для всех (!) размерностей моделей Hakkapeliitta 8 и 8 SUV, которые имеют до 80 шипов на 1 погонный метр! Так, в шине 17-й размерности их 190 штук — против 90-120 у конкурентов.

Пройти тест помогла фирменная концепция Eco Stud 8, одной из изюминок которой является специальная «подушка», «подпружинивающая» шип: на асфальте он уходит внутрь шашки, снижая вредное воздействие на дорожное покрытие. Заодно снижается характерный для шипов шум.

Но главное — финнам удалось обойти ограничение и обеспечить шине повышенную «когтистость». Как заверили представители компании, в сравнении с предыдущей моделью характеристики по разгону-торможению, а также скорости прохождения круга на льду стали лучше.

И прочие «фишки»

«Согласно нашим исследованиям лучшим выбором для зимней шины является направленный симметричный рисунок протектора», — утверждает Матти Морри. Такой протектор обеспечивает хорошие свойства по самоочищению в глубоком снегу и эффективно предотвращает аквапланирование. Но эта «база» дополнена целым рядом оригинальных решений.

Например, инновация, ранее опробованная на фрикционной модели Hakkapeliitta R2, — тормозные усилители на задних кромках шашек протектора. Зазубренный рисунок тормозных усилителей увеличивает поверхность контакта и улучшает сцепление с дорогой при торможении.

Также в Hakkapeliitta 8 SUV используется два типа объемных блокирующихся 3D-ламелей. Диагональные объемные поддерживающие ламели в центральной зоне усиливают конструкцию шины, делая движение более стабильным. А самоблокирующиеся объемные ламели в плечевой зоне при касании с дорогой фиксируют шашечные блоки, соединяя их в одно целое, что улучшает управляемость при движении по дуге и маневрах по трассе.

Попробуй прочувствовать!

Оценить инновации новинки предстояло в ходе ездовой части презентации, разбитой надвое. Сначала предлагалось проехать караваном по дорогам общего пользования. Хотя следует понимать, что такое финские дороги зимой и как по ним принято ездить. Так, на трехмерной извилистой дорожке с укатанным снегом под колесами местные водители (не важно, легковых автомобилей или автобусов) запросто разгоняются до 100 км/ч.

Что же, на зимних шинах за рулем легкого кроссовера (а на выбор были одноклассники BMW и Audi) никаких проблем с поддержанием такой скорости нет. В самых крутых поворотах можно оценить информативность не только рулевого управления автомобиля, но и самих шин. С этим у Hakkapeliitta 8 SUV все в порядке: начало сноса определяется легко и гораздо раньше, чем «спохватится» система стабилизации. До ее срабатывания можно вообще не доводить, плавно возвращая руль в сторону выпрямления траектории.

Выезжаем на асфальт и начинаем слушать легкий цокот шипов. Да-да, несмотря на Eco Stud, совсем бесшумными шины не стали. Круговые развязки помогли оценить возможности шин в поперечном направлении, а легкие разгоны-торможения — в продольном. Держат! Как и должны на промерзшем асфальте.

И лишь остановившись и выйдя из автомобиля на дорогу, я понял, что якобы сухой асфальт — это коварная видимость: на самом деле под колесами была пусть и тонкая, но корка льда! Авторитет новинки, обеспечивающей столь приличный «зацеп», в моих глазах моментально вырос!

В общем, субъективно шины хороши. Но вот насколько — вопрос открытый. Ведь сравнить их было не с чем: моделей от конкурентов, разумеется, не предоставили. Та же история и на полигоне (его роль выполняло замерзшее озеро): «змейка» и торможение с «переставкой» позволяли оценить работу шипов только с положительной стороны, но без сравнения с соперниками или хотя бы предыдущей «семеркой» SUV.

Что же, эта работа уже для наших тестеров, которые периодически испытывают модели от разных производителей по строго определенным методикам. Будет интересно, как они оценят новинку на фоне одноклассников…

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY

«Каннибализма» не будет

Покупателям Hakkapeliitta 8 SUV доступно 47 типоразмеров с диаметром колеса от 16 до 21 дюйма. Причем модельный ряд включает шины, изготовленные по технологии Run Flat (преимущественно для кроссоверов BMW), и усиленные шины категории XL с повышенным индексом несущей способности. А что же предшествующая модель Hakkapeliitta 7 SUV? Она остается в производстве и даже станет чуть дешевле. Новинка же будет продаваться по более высокой цене, так что за счет разницы в стоимости около 10% внутренняя конкуренция сведется к минимуму.

Проще — дешевле

Одновременно с флагманской моделью Nokian презентовала шины бюджетной линейки Nordman 5/5 SUV. Традиционно для Nordman используется «платформа» Hakkapeliitta — в данном случае «пятерка», которая дебютировала на рынке 8 лет назад. Рисунок протектора идентичен, но есть и различия. Например, это «упрощенный» состав резиновой смеси — она более жесткая. «Проще» и круглые шипы для «легковых» Nordman 5, хотя в Nordman 5 SUV они по-прежнему прямоугольной формы. Список типоразмеров достаточно широкий: от 13 до 17 дюймов для Nordman 5 и от 15 до 18 дюймов для Nordman 5 SUV. При этом предыдущая модель Nordman 4 с рынка не уйдет — это позволит компании расширить свое присутствие в сегменте относительно доступных шин.

Источник

10 000 км на шинах Nokian Hakkapeliitta 9 SUV: плюсы и минусы в реальной эксплуатации

Тесты автомобильных шин делятся на два вида: профессиональные и потребительские. Первые делаются на специальных полигонах с массой измерительного оборудования и по специальному алгоритму. Стоят такие испытания очень дорого, а потому проводятся единично и редко.

Гораздо проще обстоят дела с тестами потребительскими, когда эксперты отрасли, опять же на полигонах, проходят цикл определенных ездовых упражнений и на основе своего опыта и поведения автомобиля делают выводы. Но есть еще третий вариант — что называется, жизненный, когда шины находятся в реальной длительной эксплуатации. Журнал «Движок» успел проехать за зиму 10 000 км на последней модели финских покрышек Hakkapeliitta 9 SUV. Делимся своими впечатлениями.

Напомним, что в предпремьерном тесте шин Nokian Hakkapeliitta 9 и 9 SUV мы участвовали еще два года назад на самом северном полигоне White Hell в Лапландии. Программа теста — это нечто среднее между первым и вторым вариантом: когда испытания проводятся в экстремальных условиях по специальной методике, на всех типах покрытия и в присутствии инженеров, но без измерительного оборудования и без шин конкурентов, только в сравнении с разными моделями одного бренда. Тогда новейшая технология Nokian, пришедшая из мира зимнего автоспорта, смогла впечатлить своими результатами.

Финские инженеры отказались от концепции применения рекордного количества шипов, которую использовали в Hakkapeliitta 8, и перешли на систему двойного шипования — то есть в шине используется два разных вида шипов: по центру — одной формы, по краям — другой. Нехитрая технология позволила победить количество функциональностью, когда в разных режимах движения работают разные участки пятна контакта.

Для шины Hakkapeliitta 9 компания Nokian снизила количество шипов с рекордных 190 штук до 172, притом что эффективность шин нового поколения возросла

Теперь же пора проверить топовые финские шины не арктическими условиями, а российскими реалиями — неубранными дорогами с химией и песком, колдобинами, выбоинами, обледенелыми и разбитыми тракторными колеями, а также дачными вылазками с затяжными подъемами, спусками и целиной.

Первые тысячи километров, пройденные после «переобувки» в штатном городском режиме, позволили сделать важный вывод. Установка более тяжелых и усиленных шины Hakkapeliitta 9 SUV практически никак не сказалась на характеристиках подвески Nissan. По крайней мере в восприятии водителя проезд колдобин, стыков и выбоин по показателям энергоемкости и плавности хода принципиально ничем не отличается от штатных покрышек X-Trail.

Испытательным инструментом стал новый редакционный кроссовер Nissan X-Trail — популярнейший в России автомобиль с неплохими возможностями вне асфальта. Собственно, как раз на класс кроссоверов и внедорожников рассчитана модификации шин Nokian с приставкой SUV. Такие покрышки имеют чуть измененный протектор с дополнительными перемычками, увеличенный на 1 мм размер шипов и, главное, фирменную систему усиленных арамидными волокнами боковин для ударной прочности

Но тут стоит сделать поправку. Дело в том, что на заводе кроссовер Nissan комплектуется шинами Yokohama Geolander, которые по японским стандартам проходят как всесезонные, поскольку рассчитаны на эксплуатацию до –5 градусов и имеют чуть более развитый протектор. То есть по факту являются не совсем уж летними и асфальтовыми. Так что незаметная разница в поведении подвески авто между двумя этими видами шин актуальна в конкретном случае.

Тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta 9: один вид шипов — хорошо, два — лучше

А вот от звука цокающих «когтей» по асфальту, как ни меняй их форму и количество, увы, никуда не деться. Это одно из главных отличий от финского теста на премиальных Audi и по гладким лапландским дорогам. В наших реалиях на скоростях свыше 50–60 км/ч звук превращается в монотонный гул, который будет сопровождать вас всю зиму, — тут можно только улучшать непосредственно саму машину, проклеивая колесные арки.

Зато поведение на дороге можно признать отличным: устойчивость на ледяной траектории отменная. Особенно радуют перестроения и переезды обледенелых колей между полосами. X-Trail мгновенно заезжает и съезжает с них, без каких либо поскальзываний и дерганий кормой, когда первые мгновения шины не могут зацепиться за лед и съезжают обратно в колею, еще и выдергивая руль.

Nokian предлагает широчайшую гамму типоразмеров: 52 — для Hakkapeliitta 9 (от 14 до 20 дюймов), 51 — для Hakkapeliitta 9 SUV (от 16 до 21 дюйма)

Можно было бы списать это на высокий профиль шин и полный привод кроссовера, если бы не испытания дачной действительностью. А именно — заездом кроссовера в глубокую и уже обледенелую тракторную колею. Выбраться из такой чаще всего получается только с разгонного прыжка по прямой с предварительной раскачкой.

Мы же решили попробовать выехать с места (без разгона) просто вбок, в тридцатисантиметровую снежную целину. Обычно это грозит пробуксовкой и накатом глубокой скользкой лунки под колесами, из которой и по прямой-то потом выехать сложно. Но только не в этот раз.

Тест новых зимних шин Nokian Hakkapeliitta R3: догнать и перегнать шипы

Руль до упора в сторону, буквально несколько проворотов основных ведущих колес — и морда кроссовера, как по ступеньке, выпрыгивает из колеи. Нагляднейшая работа трехлучевых боковых шипов, обеспечивающих боковой зацеп. Их работу приходится оценивать ежедневно, паркуясь на снежно-заледенелых обочинах дворов, да так, чтобы при маневрах еще и не зацепить соседние авто, — никаких соскальзываний и уводов тут быть не должно.

Ну а дальше не сильно легче — проезд целины с угрозой залегания на брюхо. Тут, конечно, не обойтись без возможностей кроссовера: блокировки муфты полного привода, отключения ESP и перевода вариатора в псевдоручной режим работы. И X-Trail попер вперед, загребая четырьмя колесами, как траншейный экскаватор. Здесь в бой вступают как раз многоугольные продольные шипы центральной секции, выполненные в виде приплюснутого алмаза. Благодаря углам они впиваются в полотно, а широкая форма помогает отталкиваться большей поверхностью.

Если честно, мы ждали, что X-Trail хоть где-нибудь да засядет. Не слишком это страшно, поскольку можно было постараться сдать задним ходом, да и вторую машину с рывковой стропой мы на всякий случай взяли. Но нет, не пригодилось. На самых тяжелых и глубоких участках пути Nissan сбавлял ход до черепашьего и ревел мотором на высоких оборотах, но продолжал двигаться вперед, разрывая шинами снежный путь.

Уже выпрыгнув на свободу, мы обратили внимание на протектор: он был почти чистый. Приглядитесь, снегом забиты только центральные каналы, а вся боковая зона полностью свободна от снега. Так работает система самоочистки Nokian, знакомая нам, например, по внедорожным шинам Rockproof. Эффективный отвод снежной каши обеспечивает отличную работу на нечищеных улицах и во дворах, где автомобили порой паркуются на снежных постаментах.

Что же касается управления на укатанной, но кривой во всех плоскостях сельской дороге, то тут вообще никаких опасений не возникло: Nissan X-Trail на шинах Nokian Hakkapeliitta 9 SUV четко держится направления и в боковых уклонах, и при торможении на спуске. Даже старт с места в гору не вызывает и намека на пробуксовку.

Первый рубеж теста на выносливость шины Hakkapeliitta 9 SUV прошли на отлично. На четырех покрышках за 10 000 км ни одного потерянного шипа! Сами шипы, конечно, немного сточились, но форму держат: на большей части из них углы, благодаря которым шина и цепляется, целы. Однако кромки вокруг мест креплений довольно сильно изъедены, не критично пострадали и края блоков протектора, с которых как будто сняли фаску, кое-где вырваны маленькие куски резины. Но в целом, учитывая, что пробег 10 000 км большинство автомобилистов накатывают за год, а не за два месяца, шины оказались очень выносливыми

Каков итог?

Сомневаться в наших выводах двухлетней давности пока ни пришлось ни разу. Шины Nokian Hakkapeliitta 9 SUV и на спорткарах Audi на полигонах в Лапландии, и на кроссовере Nissan на просторах Ленинградской области показали в зимних условиях великолепные ездовые характеристики по всем типам поверхностей. Только если на полигоне ты ловишь кайф от прохода змейки по ледяному озеру, то в отечественных реалиях получаешь удовольствие от того, насколько легко и быстро паркуешься в сугроб и проезжаешь на дачу там, где следом за тобой едет только «УАЗ Патриот».

Если не брать в расчет немалую стоимость, то единственным недостатком шин Hakkapeliitta 9 SUV является шумность. Тут делать нечего, законы физики ни у нас, ни в Финляндии обманывать пока не научились. Хотя компания Nokian и имеет в загашнике прототип шин с выезжающими шипами, но это дело далекого будущего.

Не стоит отрицать, что максимальную эффективность шины показывают, конечно же, совместно с талантливым автомобилем. Полный привод, высокий клиренс и прочие внедорожные атрибуты сильно помогают на зимнем бездорожье. Однако устойчивость в городском потоке все-таки в большей степени заслуга именно шин. Мы неоднократно убеждались, что дорогая резина из топовых линеек может заметно улучшить все ездовые параметры авто, сгладив даже технические недостатки.

Стоимость протестированного комплекта (4 шт.) Nokian Hakkapeliitta 9 SUV 225/60R18 — 69 040 рублей

Источник

Оцените статью