- Масло в двигатель уаз хантер — какое и сколько (объем), процедура замены
- Вязкость
- Зольность
- Процедура замены
- Технические характеристики ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.
- Особенности конструкции
- Перечень модификаций ДВС
- Плюсы и минусы
- Список моделей авто, в которых устанавливался
- Регламент обслуживания ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.
- Обзор неисправностей и способы их ремонта
- Варианты тюнинга мотора
Масло в двигатель уаз хантер — какое и сколько (объем), процедура замены
Технический регламент модели уаз хантер предполагает замену моторного масла в бензиновых, а также дизельных двигателях каждые 15 000 км пробега или раз в год — в зависимости от того, что раньше наступит. Причем, обязательной процедурой считается замена масла на 2500 км, после так называемой «обкатки». В тяжелых условиях эксплуатации, таких, как: поездки на небольшие расстояния, очень частые пуски двигателя и очень плохие дорожные условия (пыль, грязь, песок), замена масла требуется через более краткие промежутки.
В дизельном моторе уаз хантер масло лучше менять через каждые 10 тысяч км, а еще лучше — через каждые 8. Все дело в том, что солярка в России, мягко говоря, не очень хорошая, из-за этого моторное масло быстро приходит в негодность. А от более частых замен масла ваш двигатель только «спасибо» вам скажет и будет более чистым. Кроме того, при замене масла необходимо сразу менять масляный фильтр, а еще — воздушный и топливный (по возможности), поскольку стоят они не таких больших денег, при этом существенно влияют на образование правильной топливно-воздушной смеси.
Вязкость
Для бензиновых движков рекомендуются всесезонные моторные масла со степенью вязкости: 0W-40, 5W-40, 5W-30, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40. Для дизельного агрегата объемом 2,2 литра подойдет масло с вязкостью 10W-40. Для тех, кто не сильно разбирается в обозначениях — первая цифра обозначает вязкость «на холодную», а вторая, соответственно, вязкость «на горячую» (чем больше эта цифра, тем масло более густое при рабочей температуре двигателя). Это так называемая вязкость по SAE. Например, 0W — означает, что масло способно сохранять приемлемую текучесть до температуры -35 градусов по Цельсию.
Вязкость SAE | Бензин API | Дизель API | Тип | Рекомендуемые производители | ||
---|---|---|---|---|---|---|
всесезонные от +25 до -25 °C | зима от -35 до 0 °C | лето от 0 до +35 °C | ||||
10W–50 15W–40 15W–50 | 0W–40 0W–50 | 20W–40 25W–50 | SN | CJ | синтетика | Castrol, SHELL, Mobil, Xado, ZIC |
Обратите внимание, масла 0W-40 и 20W-40, хоть и имеют одинаковое обозначение вязкости «на горячую» (вторая цифра после W), однако, в первом случае масло может работать при температуре от -35 до 0 градусов, а во втором — от 0 до +35. Дело в том, что зимнее масло всегда является более жидким по консистенции, нежели всесезонное или летнее, поэтому при высоких температурах масляная пленка в месте прилегания поршня к цилиндру слишком тонкая, как результат, возможны сильные задиры как на юбках поршней, так и в самих цилиндрах.
Показатели низкотемпературной вязкости | Показатели высокотемпературной вязкости |
---|---|
0W: от -35 до -30 °С | 30: до +20–25 °С |
5W: от -30 до -25 °С | 40: до +35–40 °С |
10W: от -25 до -20 °С | 50: до +45–50 °С |
15W: от -20 до -15°С | 60: до +50 °С |
20W: от -15 до -10 °С |
Зольность
Этот параметр определяет количество металлосодержащих присадок, иначе говоря — количество золы, которая остается после полного выжигания (испарения) масла. Масла бывают полнозольные — с полным пакетом присадок, это обозначается на канистре как Full Saps, либо по классификации ACEA: A1, B1; A3,B3; A3, B4; A5, B5.
Среднезольные масла (пакет присадок урезанный) обозначаются на канистре, как MID SAPS, либо по ACEA: C2/C3. В малозольных маслах пакет присадок еще меньше, обозначаются они как Low SAPS или ACEA C1/C4.
Для чего снижают зольность? Высокое содержание сульфатной золы не допускается в большинстве современных автомобилей из-за евростандартов по выхлопу отработанных газов. Такие масла меньше забивают сажевые фильтры, катализаторы, а так же меньше откладываются на поршнях, кольцах.
В уаз Хантер применяются простые по своей конструкции двигатели, поэтому можно смело использовать среднезольные и даже полнозольные масла, если не хотите переплачивать.
Процедура замены
Перед началом процедуры замены масла необходимо определиться, какой тип масла будете заливать в свой двигатель. Если до этого в моторе была залита «минералка», ни в коем случае нельзя заливать синтетическое моторное масло, не сделав перед этим промывку двигателя. Верно и обратное, при переходе с синтетического масла на минеральное тоже необходимо сделать промывку двигателя, поскольку эти масла не совместимы между собой.
Может произойти непредсказуемая реакция, в результате которой в системе смазки двигателя, состоящей множества каналов малого диаметра, могут образоваться хлопья, которые закупорят масляные каналы и двигатель заклинит. А вот полусинтетическое масло одинаково совместимо как с минералкой, так и с синтетикой, соответственно в таком случае можно обойтись без промывки двигателя.
Многие автолюбители не доверяют промывкам, особенно, так называемым, «пятиминуткам» (когда в старое масло заливается специальная жидкость на 5 минут работы двигателя, затем это все сливается), поскольку полностью промывочную жидкость слить невозможно, какая-либо ее часть так или иначе останется в двигателе и будет ухудшать смазывающие свойства нового масла.
Поэтому, к промывкам нужно относится c особой осторожностью, пользоваться ими только тогда, когда это действительно необходимо — при смене типов масел, либо, если был куплен автомобиль с рук и вы не знаете какое масло туда залито. Для замены вам понадобятся: новое моторное масло и фильтр, чистая тряпка, емкость для сливаемого масла объемом от 5 литров, ключ на 17, отвертка (либо специальный ключ для отворачивания масляного фильтра).
Итак, что же необходимо сделать для того, чтобы заменить масло в двигателе уаз хантер:
- Поставьте автомобиль на смотровую яму, подъемник или эстакаду. Если двигатель холодный, необходимо прогреть его до рабочей температуры.
- Отверните крышку маслозаливной горловины и снимите защиту (или брызговик) двигателя.
- Очистите болт для слива масла (внизу картера двигателя) металлической щеткой или тряпкой.
- Ключом на 17 выверните болт для слива масла, предварительно подставив под это место емкость. Чтобы масло быстрее сливалось, можно немного покрутить стартером (но не заводить).
- Открутите масляный фильтр, но не переворачивайте его, когда будете вынимать из машины, в нем содержится некоторое количество масла. Если фильтр «прикипел» и не откручивается, воспользуйтесь отверткой. Необходимо проткнуть фильтр как можно ближе к его дну, сделав тем самым рычаг.
- Установите новый фильтр, предварительно добавив в него некоторое количество масла, обязательно смажьте маслом уплотнительное кольцо фильтра и заверните руками так сильно, насколько сможете.
- Закрутите обратно сливной болт в картере двигателя, только после этого можно заливать новое масло.
- Залейте новое масло.
Сколько заливать — зависит от объема мотора. В бензиновом двигателе уаза объемом 2.7 заливается 7 литров моторного масла. В двигателе объемом 2,9 — 5,8 литра масла. В дизельном 2,2 агрегате — должно быть 5,5 литра масла при замене.
Если вы то и дело подливаете масло в двигатель, скорее всего, поршневые кольца или маслосъемные колпачки уже не такие, как с завода (изношены), в результате чего масло попадает в камеру сгорания и его уровень постепенно понижается. Но, любой двигатель так или иначе «поджирает» масло в процессе эксплуатации в допустимых пределах.
Для мотора ЗМЗ-409 нормой считается расход масла до 100 гр./1000 км пути. Этот показатель может немного меняться, зависит от типа заливаемого масла. ЗМЗ-409 вмещает всего 7 литров масла, однако, при замене лучше лить 6 литров, поскольку все слить сразу не получится.
Источник
Технические характеристики ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.
Двигатель 409 производителя ЗМЗ рекомендовано использовать для силового приводя тяжелых внедорожников и грузовиков, автобусов и автомобилей с не отключаемым полным приводом. В семействе 409 разработано 5 серийных движков 409.10, 40904, 40905, 4091 и 40911, один внесерийный вариант 4092.
ДВС ЗМЗ 409
Из предыдущих поколений производителя ЗМЗ в двигателе семейства 409 остался исключительно блок цилиндров в качестве заготовки. Кроме того, не изменилась схема двигателя – рядная четверка с ГРМ по схеме DOCH. Перед разработчиками стояла задача добавить крутящий момент и увеличить мощность, с чем они, безусловно, справились еще в базовой версии 409.10.
В таблице приведены технические характеристики ЗМЗ 409:
Изготовитель | ЗМЗ |
Марка ДВС | 409 |
Годы производства | 2001 – … |
Объем | 2693 см3 (2,7 л) |
Мощность | 82,4 – 105,1 кВт (112 – 143 л. с.) |
Момент крутящий | 210 – 230 Нм (на 4000 об/мин) |
Вес | 190 кг |
Степень сжатия | 9 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | электронное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | с изменяемой геометрией |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | от 4062.10 с подъемом 9 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 95,5 мм |
Поршни | оригинальные, палец смещен вверх на 4 мм |
Коленвал | высокопрочный чугун, 5 опор, 8 противовесов |
Ход поршня | 94 мм |
Горючее | АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-3/4 |
Расход топлива | трасса – 11,5 л/100 км смешанный цикл 11 л/100 км город – 13,5 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,3 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть |
Масло для ЗМЗ 409 по составу | зимой синтетика, летом полусинтетика |
Объем масла моторного | 6 л |
Температура рабочая | 90° |
Ресурс ДВС | заявленный 150000 км реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 10,7 л |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Свечи на ЗМЗ 409 | BCPR6ES от NGK или АУ14ДВРМ, LR17YC от Brisk, WR8DC от Bosch |
Зазор свечи | 0,8 мм |
Цепь ГРМ | 84/108 зубчатая или 72/92 втулочная, взаимозаменяемость только комплектом со звездами, башмаками и натяжителями |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | с обратным клапаном |
Маховик | от 406, внутренний диаметр 40 мм, 7 отверстий для крепления со смещением |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | производитель Goetze |
Компрессия | от 11 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 38 Нм маховик – 72 – 82 Нм болт сцепления – 22 – 38 Нм крышка подшипника – 100 Нм (коренной) и 70 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 40 Нм, 135 Нм + 90° |
Затем были добавлены модификации с незначительными изменениями конструкции и характеристик для обеспечения разных нормативов Евро и адаптации под конкретные автомобиль ГАЗ и УАЗ. Для каждой из них имеется собственный мануал, содержащий, помимо регламента ТО, описание конструкции и параметров ДВС.
Особенности конструкции
Кроме микропроцессорного управления КМПСУД, двигатель ЗМЗ 409 имеет следующие нюансы:
- цилиндры изготовлены в чугунном блоке ;
- крышки подшипников не обладают взаимозаменяемостью, так как подогнаны по месту;
- масляный картер сделан из отдельной детали, что облегчает промывку системы смазки и замену масла;
- ГБЦ имеет оригинальные размеры, от предыдущих серий не подходит;
- распредвалы, не только обеспечивают вертикальное перемещение гидротолкателей, но и вращают их для равномерного износа;
- благодаря гидрокомпенсаторам отпадает необходимость периодической регулировки зазоров клапанов.
Блок цилиндров
ГБЦ ЗМЗ 409
Конструкция двигателя ЗМЗ 409
Производитель рекомендует тюнинг турбированием, так как прочие варианты слишком дорогие и неэффективные. Производить капитальный ремонт можно собственными силами, поскольку в конструкции нет сложных технических решений.
Перечень модификаций ДВС
С семейство движков 409 изготовителем включено шесть версий.
Базовый мотор 409.10 под стандарт Евро-2 с характеристиками 143 л. с., степень сжатия 9, крутящий момент 230 Нм. Зажигание модульное с пучком высоковольтных проводов, имеется датчик дроссельной заслонки.
ЗМЗ 409.10
Улучшенная модификация 40904.10 отличается от предыдущего варианта системой зажигания – индивидуальная катушка для каждой свечи, ДПДЗ здесь отсутствует, вместо него использован дроссельный узел для обеспечения Евро-3. Имеется автоматический натяжитель ремня генератора, который в 409.10 не предусмотрен.
ЗМЗ 40904.10
Модификация 40905.10 имеет стандартные характеристики, предназначена для внедорожников Хантер, Патриот и грузовиков Карго, Пикап производителя УАЗ.
ЗМЗ 40905.10
Двигатель 4091.10 считается дефорсированным с нормами безопасности Евро-3. Имеет мощность 112 л. с., устанавливается на Таблетки и Буханки УАЗ 462.
Силовой привод маркировки 40911.10 обладает моментом 219,5 Нм и мощностью 125 л. с. Соответствует регламенту Евро-4, предназначен для полноприводных грузовиков УАЗ с формулой 4х4 (не отключаемая).
ЗМЗ 40911.10
Мотор 4092.10 не вошел в серию, создан специально для автомобилей ГАЗ Волга и УАЗ 3160 (вседорожник полноприводный). Крутящий момент в районе 225 – 235 Нм, мощность около 135 – 138 л. с.
ЗМЗ 4092.10
С завода моторы имели лишь самое необходимое навесное, без ГУРа и прочего. Этим оборудованием их комплектовал уже автопроизводитель на конвейере. В механизме ГРМ используются не одинаковые распредвалы:
- 40904 и 4905 профиль кулачков впускного и выпускного вала одинаковый, приподнимает клапаны на 9 мм;
- 40911 профиль кулачков разный, подъем 8 мм на впуске и 9 мм на выпуске.
Клапанные пружины можно использовать от ВАЗ-2108, так как они взаимозаменяемые на всех моделях ЗМЗ 409.
Плюсы и минусы
Практически все конструктивные решения, использованные в моторах серии ЗМЗ 409, обладают и плюсами, и минусами. Например, головка блока цилиндров разработана индивидуально:
- обеспечивается высокий ресурс, использована удобная схема с двумя распредвалами для управления 16 клапанами;
Впускной коллектор
Плюсами конструкции 409 являются:
- модернизация впускного тракта и системы газораспределения;
- автоматический натяжитель, который получило навесное оборудование для увеличения ресурса ремня;
- доработанная система охлаждения и смазки;
- наличие вариантов моторов в линейке под Евро-2 – Евро-4.
Выпускной тракт
При необходимости возможна форсировка своими силами и капремонт в гараже, даже без тельфера. Новая металлизированная прокладка с подпружиненными элементами служит дольше асбеста. При необходимости ее можно установить своими руками, соблюдая рекомендованные моменты затяжки.
Список моделей авто, в которых устанавливался
До 2005 года мотор ЗМЗ 409 устанавливался на ГАЗ Газель следующих модификаций:
- бортовой 5 т грузовик 3302;
- Фермер 33023 грузопассажирский;
- фургон с рамным шасси и цельнометаллическим кузовом 2705;
- микроавтобус 13 местный 3221;
- микроавтобус повышенной комфортности 32213;
- такси маршрутное 322132;
- «Скорая помощь» 32214;
- Соболь 221717, 22171, 22177 (Баргузин) и 2217.
ГАЗ Соболь
Затем договор с автозаводом ГАЗ закончился и не был заключен вновь. Зато ЗМЗ вошел в один холдинг Соллерс вместе с другим автопроизводителем УАЗ. Изначально характеристики двигателя серии 409 полностью удовлетворяли требованиям отечественных внедорожников, ими стали комплектовать автомобили УАЗ:
- до 2005 года вездеходы 31512, 31514, 31519;
- 3159 Барс (удлиненная версия);
- 3162 Симбир (удлиненная модификация);
- с 2005 года внедорожник Патриот;
- с 2008 года грузопассажирская версия Pickup;
- 452 фургон «Буханка», скорая помощь «Таблетка», 10 местный автобус, двухместный грузовик, трехосный автобус и седельный тягач;
- 3741 фургон цельнометаллический;
- 2206 микроавтобус полноприводный;
- 3909 Фермер.
УАЗ Хантер
Сразу после вхождения ЗМЗ в холдинг руководство стало наращивать объемы производства.
Регламент обслуживания ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.
В связи с особенностью конструкции двигатель ЗМЗ 409 необходимо обслуживать в следующие временные интервалы или после пробега:
- 6 месяцев/10000 км – замена моторного масла и масляного фильтра;
- 1 год/20000 пробега – ревизия вентиляции картера, аккумулятора и свечей, ремней навесного оборудования и цепей ГРМ;
- 1,5 года/30000 км – осмотр выпускного коллектора на прогар, замена топливного и воздушного фильтра;
- 2 года/40000 пробега – замена антифриза и осмотр шлангов, приборов системы охлаждения.
Вентиляция картера в режиме ХХ
Конструкторами разработано устройство ДВС для обеспечения ресурса цепного ГРМ привода 100000 км пробега. Однако рекомендуется менять цепи в комплекте с роликами и натяжителями раньше – на рубеже 90 тысяч км.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
За счет выемки в верхней плоскости поршня мотор ЗМЗ 409 не гнет клапана, даже при перескоке и порыве цепи ГРМ. Кроме присущих всем рядным двигателям с верхним расположением распредвалов поломок, имеет несколько незначительных «болезней»:
Стук в подшипниках коленвала | заменить вкладыши невозможно, необходима капиталка | замена всего комплекта ШПГ |
Снижение мощности | нагар в каналах, седлах и на клапанах | прочистка либо замена клапанов, шлифовка каналов |
Перегрев мотора | низкое качество помпы и термостата | замена расходников |
Все остальные неисправности описаны в руководстве вместе с пошаговыми фото для самостоятельного ремонта. Двигатель имеет оценку пользователей +3, то есть не доставляет особых проблем между капремонтами.
Ремонт ЗМЗ 409
Варианты тюнинга мотора
Создан двигатель ЗМЗ 409 преимущественно для внедорожников с характерными эксплуатационными режимами – тяговитость необходима на малых оборотах для повышения проходимости транспортного средства, поэтому тюнинг путем установки широкофазных распредвалов здесь абсолютно бесполезен.
Следует использовать следующую схему:
- доработка ГБЦ – шлифовка каналов, форсунки 440СС;
- улучшение впускного тракта – турбина Garret 17, соответствующий ей впускной коллектор и охладитель воздуха – интеркуллер;
- модернизация выпускного тракта – прямоточный 63 мм выхлоп с обязательной настройкой.
Тюнинг ЗМЗ 409
Подобный тюнинг способен повысить крутящий момент в нижнем диапазоне оборотов и мощность силового привода.
Таким образом, в 2001 году производитель ЗМЗ выпустил очередное семейство моторов 409 для грузовиков и внедорожников. В него вошли модификации 409.10, 40904.10, 40905.10, 4091.10 и 40911.10. Исключительно для ГАЗ Волга вне серии разработан ДВС 4092.10 мощностью 160 л. с.
Источник