- Бортовой компьютер УАЗ – необходимость быть современным
- 1 Обзор бортовых компьютеров для различных модификаций УАЗ Патриот
- Похожие статьи
- 2 Установка бортового компьютера Prestige Patriot своими руками
- 3 Бортовой компьютер V55-01 Prestige для модели УАЗ «Буханка»
- go_patriot
- Бортовой компьютер. Выбираем и ставим
- Бортовой компьютер. Выбираем и ставим
Бортовой компьютер УАЗ – необходимость быть современным
Современный автомобиль сложно представить без многофункциональных электронных систем, которые отвечают за передачу данных, получаемых от ЭБУ. Сегодня все автомобили российского производства оснащаются системой распределительного впрыска, а двигатели соответствуют экологическим нормам и стандартам, принятым в нашей стране.
1 Обзор бортовых компьютеров для различных модификаций УАЗ Патриот
Бортовой компьютер в автомобиле – это многофункциональное устройство, которое предназначено для обработки электронных данных, которые поступают от блока управления инжекторным двигателем. Большинство современных бортустановок анализируют следующие данные:
- уровень топлива в баке автомобиля,
- показатель температуры внешней среды,
- частоту вращения коленчатого вала,
- показатель и уровень раскрытия дроссельной заслонки,
- уровень детонации и другие характеристики.
Все обработанные компьютером данные выводятся на специальный дисплей или же передаются водителю посредством голосового оповещения. Что касается автомобилей семейства УАЗ, то инжекторными моторами они стали оснащаться с начала 2000-х годов; это новшество позволило уменьшить степень расхода топлива и скорректировать некоторые показатели работы двигателя. Однако не все модели УАЗ оснащаются на заводе универсальными бортовыми компьютерами, с помощью которых можно отслеживать все основные процессы в двигателе и узлах автомобиля.
Похожие статьи
Поэтому владельцы УАЗ все чаще обращаются к установке бортовых систем самостоятельно. Как показывает практика, это существенно упрощает эксплуатацию автомобиля, улучшает внутренний дизайн и способствует более четкой работе двигателя авто.
На сегодняшний день самыми популярными цифровыми системами, которые устанавливаются на УАЗ, являются такие версии бортовых компьютеров как:
- Prestige Patriot,
- Prestige U12-Luxe,
- V55-01 «Престиж»,
- Multitronics C-580 и др.
Некоторые из данных бортовых систем подходят различным версиям УАЗа, в том числе УАЗ Hunter или УАЗ «Буханка». Наиболее универсальной системой является многофункциональный бортовой компьютер Престиж «Патриот», который прост в установке своими руками и обладает высокой надежностью и самыми необходимыми функциями считывания и оповещения.
Как правило, проблем с установкой данного бортового компьютера у владельцев УАЗ Патриот не возникает, так как он специально разрабатывался под штатную приборную панель, а в комплекте есть подробная инструкция по установке. Он подходит для новых версий УАЗ Патриот, которые выпускаются с 2014 года. Однако при желании его можно установить и на более поздние модификации. Модель Престиж Патриот поддерживает самые распространенные протоколы управления и считывания ЭБУ, среди которых:
- стандарты Bosch EDC-16, которыми оснащаются дизельные версии моторов ЗМЗ или импортные двигатели «Ивеко» F11A,
- ЭБУ Bosch ME 797 с поддержкой бензиновых типов двигателей,
- бензиновые модификации ЭБУ Микас 7.2 и более поздних версий,
- двухтопливные варианты двигательных систем для двигателей с газовой установкой.
Благодаря современному процессорному блоку бортовой компьютер Prestige Patriot обладает такими функциями как:
- отображение реальных показателей работы мотора,
- считывание и автосохранение полученных данных,
- возможность расшифровки и автоматического сброса небольших ошибок в системе ЭБУ,
- диагностика работы топливного насоса и системы кондиционирования на автомобилях 2013-2014 годов с ЭБУ Микас 7.2 и выше,
- определение расхода топлива в момент времени, уровня оборотов, точной скорости движения,
- контроль состояния двигателя и сопутствующих систем автомобиля во всех режимах работы.
Кроме того, с помощью борткомпьютера можно вести бортовой журнал и отслеживать количество заправок, количество потребленного топлива, расходы на комплектующие и даже определить стиль вождения и расчет оптимального маршута для дальней поездки. Данное устройство можно с легкостью запрограммировать под свой стиль езды, убрать некоторые «ненужные» параметры оповещения, настроить таймер поездок и т.д. Все это возможно благодаря большому функционалу и объему встроенной памяти электронного устройства.
2 Установка бортового компьютера Prestige Patriot своими руками
Первым делом необходимо аккуратно снять пластиковую крышку над центральными воздухоотводами с помощью простой отвертки. Таким же образом снимаем облицовку приборного щитка (откручиваем по одному винту с каждой стороны крестообразной отверткой). Потом снимаем панель щитка приборов и получаем доступ к штатной проводке автомобиля УАЗ Патриот.
Из комплекта бортового компьютера возьмите специальный жгут для монтажа и проложите его от места установки компьютера (над центральной консолью) к приборному щитку автомобиля. Провода монтажного жгута следует подсоединять в следующей последовательности:
- провод желтого цвета от жгута соединяется с контактом разъема ХР3 белого цвета,
- зеленый провод идет на синий провод штатной проводки с черной полосой посередине (разъем ХР2).
Далее необходимо снять крышку от блока предохранителей, она расположена в левой части снизу от рулевой колонки автомобиля. Туда, к диагностическому разъему, следует протянуть три провода от жгута красного, коричневого и черного цвета. После чего эти провода подключаются к диагностической вилке, которая также идет в комплекте с бортовым устройством.
Подключение происходит по соответствующему каждому проводу цвету в вилке. В результате два провода от вилки останутся незадействованными, их необходимо будет как следует заизолировать и сложить. На данном этапе очень важно не допускать включения диагностической вилки бортового устройства в разъем диагностики автомобиля. Делать это следует только после полной установки бортового компьютера в салон автомобиля и всех необходимых подключений.
Когда первый этап закончен, приподнимите крышку подлокотника и снимите пластиковый бокс центрального тоннеля. Белый и коричневый провод от жгута соедините с проводами блока подогрева сидений и блока переключателя топливных баков автомобиля. Белый провод жгута подключается к оранжевому контакту от правого бака, коричневый – к коричневому проводу от левого бака.
Далее открутите два винта крепления центральной панели воздухоотводов и подключите разъем от монтажного жгута к предусмотренному в автомобиле разъему бортового компьютера черного цвета. Теперь можно подключить диагностическую вилку с проводами к диагностическому разъему автомобиля. Закройте крышку блока предохранителей, установите крышку дефлектора воздухоотводов и закрутите винты. После этого дисплей должен загореться, если этого не произошло, проверьте все соединения и контакты. Если все выполнено правильно, закрепите бортовой компьютер к панели двумя саморезами крепления из комплекта и установите заглушки. Включите зажигание машины и дайте двигателю поработать в течение 10-15 минут.
3 Бортовой компьютер V55-01 Prestige для модели УАЗ «Буханка»
Если речь идет о более старых версиях автомобилей УАЗ, о таких модификациях как УАЗ «Буханка» или же некоторых моделях ГАЗ и ВАЗ 1998-2009 годов, то самым популярным вариантом для таких машин (с инжекторными двигателями) является модель V55-01. Она обладает минимальным набором необходимых функций и понятным каждому интерфейсом. Данное устройство подходит исключительно для бензиновых версий двигателей, которые соответствуют экологическим стандартам Евро-2 и Евро-3 и поддерживает работу ЭБУ с разъемом минимум на 16 контактов.
Этот бортовой компьютер оповещает водителя о различных внештатных режимах работы, обнаруживает неполадки в системе двигателя, дополняет парковочный радар, выполняет функции таксометра и прокладывает оптимальные маршруты.
Он имеет относительно невысокую стоимость по сравнению с другими моделями и достаточно легко, с помощью подробной инструкции и минимального набора инструментов, подключается к штатному оборудованию автомобиля. Чаще всего компьютер устанавливается в разъем на центральной консоли с выводом на приборную панель (на моделях УАЗ «Патриот» 2005-2009 годов выпуска). Работать устройство может в нескольких подключаемых режимах.
В универсальном режиме компьютер подключается к датчику скорости автомобиля и сигнальному проводу от форсунки. В этом случае он работает исключительно как маршрутный компьютер, а функции тестера или считывающего устройства недоступны. Как правило, это вызвано несоответствием характеристик данного БК протоколу диагностики ЭБУ УАЗ «Буханка». Чаще всего на данном автомобиле доступен лишь универсальный режим работы.
В режиме диагностического протокола OBD-2 компьютер работает как считывающее устройство и может расшифровывать и самостоятельно сбрасывать ошибки ЭБУ. Как правило, на инжекторных двигателях используется именно данный режим. Он позволяет дублировать показания основных приборов и корректировать их работу, а также устранять неполадки, которые возникают в системе ЭСУД.
Представленные модели бортовых компьютеров являются наиболее популярными на отечественном рынке электрооборудования для отечественных автомобилей УАЗ. Существуют и другие варианты БК для данных моделей авто, но в работе они практически не проверялись.
Источник
go_patriot
Бортовой компьютер. Выбираем и ставим
Бортовой компьютер. Выбираем и ставим
В Буханке много чего нет. Нет АБС, нет гидроусилителя, нет блока комфорта, нет отопления зеркал, нет целой кучи ненужных вещей, без которых я как-то не страдаю. А вот отсутствие тахометра — это плохо. Ещё хуже — невозможность сбрасывать ошибки ЭБУ, что свойственно вообще для всех УАЗов. На Патриоте это тоже нельзя. Решение, в общем-то, стандартное — надо ставить бортовой компьютер, который среди кучи функций будет иметь тахометр, а заодно разберется с чек-энджином.
Напомню, что на первом Патриоте у меня вместо воздуховода стоял замечательный бортовой компьютер Multitronics CL-580. Вместо относительно ненужного центрального воздуховода он смотрелся весьма органично, не вызывая отторжения. Многие даже удивлялись, думая, что такой компьютер в Патриоте идёт штатно. Службу гаджет нёс исправно, с ошибками боролся, статистику вёл. На основе этой статистики, кстати, были сделаны фундаментальные расчёты на тему «Какой расход у экспедиционника?». Новичкам — крайне рекомендую к прочтению.
На втором Патриоте с компьютерами было сложно. Новая панель сделала невозможной установку в воздуховод. Нет, поставить-то можно, но выглядеть будет стрёмно и инородно. Вот, к примеру, фото от Filin193, опубликованное им в бортжурнале.
Я понимаю, что на вкус и цвет все фломастеры разные, что есть люди, которым это жутко нравится, что они от этого нереально прутся, но вот лично мне как-то не очень.
Надо выбирать какой-нибудь «накладной» экземпляр. Хорошо, что такой есть у Мультитроникса и Микролайна.
Лучше всего на панели смотрелся бортовой компьютер Престиж Patriot от Микролайн (фото взял в Бортжурнале пользователя side2k на драйв2).
Над панелью сильно не торчит, функционал, по отзывам пользователей, отличный. Но дисплей — извините мой французский — это какая-то жесть. Это или такая фишка, связанная, к примеру, с низким энергопотреблением, пыле-влаго-взрывозащищенностью, или банальное отрицание прогресса. Ещё во времена первого Патриота никогда не понимал людей, выбирающих это монохромное чудо. Что самое интересное, никто мне так и не объяснил мотивацию в выборе. «Купил и купил, как-то так».
Жаль, конечно, форм-фактор хорош.
Смотрим, чем нас могут порадовать конкуренты? У них среди накладных бортовых компьютеров есть Multitronics TC 750, сопоставимый по цене с Престижем, и топовый-красивый-дорогущий Multitronics C-900 почти за десятку наших денег.
Первый отметаем сразу. Его, было дело, раз и навсегда приговорил Тулупов в своей записи. Даже если дело было в кривой прошивке, даже если проблему решили — модели раз и навсегда выдали чёрную метку.
Второй — дорогой. Вдвое дороже всего остального! Но если альтернативы нет — давайте поглядим и на него. За примерами идём в бортовые журналы к Mikhael161 и BerPatriot.
Как-то не очень? Просто нашлёпка? Перекрывает обзор? Вариант не для Патриота?
Согласен.
Хотя, полюбуйтесь, как он выглядит на Хонде (взято с официального сайта Мультитроникса). Я не знаю, что это за Хонда, но на 99 % уверен, что у неё более низкая посадка. Как смотреть через стекло — не понятно, ну мешаться же будет.
Таким образом, мой второй Патриот остался вообще без компьютера. Для скидывания ошибок я взял у товарища какую-то блютус приблуду из Поднебесной и скачал приложение на телефон. Да, это не полноценный бортовой компьютер, но если такой выбор… Или это я зажрался?
С покупкой буханки вопрос встал с новой силой. Ошибки, конечно, можно скидывать китайской приладой, но тахометра-то нет. Снова роем те же самые позиции, снова сравниваем несравнимое и убеждаемся, что типичный владелец буханки бортовые компьютеры как-то не ставит. Фоток в интернете практически нет, заметок — исчезающе мало. Блин, как так-то?
Идём путем логических рассуждений.
Prestige — все модели — дисплей — вычеркиваем.
Multitronics — заглушки — резать панель — вычеркиваем.
Multitronics — накладные — надо примерять по месту.
Звоним официальному дилеру в Новосибирске, просим привезти все накладные модели, включая топовую. Мол, что-нибудь да куплю.
Фото с примерки, к сожалению, сделать не получилось — сел телефон, но путем прикладывания и примеривания к разным частям панели выяснили, что лучше всего подходит, блин, самый дорогой экземпляр Multitronics C-900. У него в комплекте есть наклонная площадка, которая позволяет его более-менее нормально выставить, давая обзор водителю.
Незамедлительно устанавливаем.
Сначала выковыриваем с законного места штатные лампочки-индикаторы. Тут им откровенно не место. Стекло со светофильтром не даёт ими пользоваться днём, вообще ничего не видно. Их бы перенести куда-нибудь в тенёк, тогда был бы толк.
Где им этот тенёк организовать придумаем потом, пока пусть просто висят.
Для крепления бортовика вытачиваем из какого-то тягучего полимера вставыш по форме освободившегося окна.
Зачем-то (ну вот показалось нам, что надо, что защелки будут упираться) болгаркой дорабатываем наклонную пластину. Болгарка — любимый инструмент УАЗовода.
Заталкиваем шлейф в гофру. Он пойдёт под панель мимо весьма подвижного сиденья, надо придать дополнительную надежность от передавливания.
Прикручиваем площадку к вставышу, протягиваем провод — готово!
Провод в комплекте немного коротковат. Был бы сантиметров на 30 длиннее — было бы лучше и ловчее, был бы меньше натяг. Кто-нибудь знает, есть в природе удлинитель для такого шлейфа?
Подали питание. Пошел волнительный процесс опознавания протокола.
Вместе с правильно найденным протоколом Микас 11Евро3 вылетел целый ворох ошибок.
Откуда, блин? Лампочка же не горела!
Лезем разбираться и чуть ли не падаем от хохота. Первая ошибка, возглавляющая ворох проблем — «лампочка Чек-Энджин — нет сигнала».
Бинго! Не хотите, чтобы вас парил чек — выверните лампочку. Интересно, она сама перегорела или её перегорели перед продажей?
Про висящие в ногах лампочки не забыли, обошлись красиво и по-человечески.
Взяли кусок нержавейки и вырезали для них удобное место вдали от прямых солнечных лучей. Теперь в их жизни появился смысл.
Вот такие, друзья мои, приключения с бортовым компьютером. Хотел сделать «как на Патриоте», чтобы дешево и сердито, но Буханка оказалась своевольной и возжелала самый дорогущий, но красивый.
Источник