Передаточное отношение кпп уаз патриот

Коробка передач УАЗ Патриот

Механическая КПП УАЗ Патриот предназначена для передачи крутящего момента и изменения скорости движения автомобиля. В конструкции трансмиссии установлен дополнительный раздаточный редуктор с понижающей передачей, распределяющий поток мощности между ведущими мостами. В зависимости от года выпуска автомашины используется раздаточный агрегат отечественного производства или узел, разработанный корейской компанией Dymos.

Конструкция и особенности устройства коробки передач Патриота

На автомобиле Патриот используется 5-ступенчатая коробка передач, оснащенная синхронизаторами для передач переднего хода. Агрегат соединяется с двигателем при помощи картера сцепления, для передачи крутящего момента от мотора используется 1-дисковая муфта сухого трения с гидравлическим приводом. Выбор скоростей осуществляется рычагом, установленным на крышке картера трансмиссии, рукоятка выведена через отверстие в полу кузова в салон. На конце рычага находится пластиковый наконечник, на котором нанесена схема выбора скоростей.

На машинах, собранных до 2005 г., встречаются 2 разновидности коробок:

  • агрегат, собранный в Ульяновске (передаточное отношение повышающей скорости 0,82);
  • узел АрКПП разработки Арзамасского машиностроительного завода (артикул 31606-1700010, передаточное число повышающей ступени 0,86).

Ульяновские коробки использовались на машинах первых партий, затем завод стал использовать арзамасский агрегат, отличающийся оригинальной схемой переключения ступеней. Для включения передачи заднего хода необходимо перевести рычаг в положение напротив 1-ой скорости переднего хода, а 4-я передача для движения вперед вынесена на место стандартного размещения скорости заднего хода.

Подобное расположение обеспечивает ускоренное переключение направления движения при преодолении бездорожья методом раскачки. Из схемы включения скорости заднего хода удален предохранительный блокиратор, что сокращает время выбора направления движения. Трансмиссия не отличалась высокой надежностью и четкостью работы, из-за чего с 2005 г. была вытеснена корейской КПП Даймос.

Читайте также:  Уаз патриот сцепление показать

Разборка КПП

Краткая последовательность разборки агрегата АрКПП от УАЗ Патриот:

  1. Демонтировать коробку с автомобиля, а затем промыть или протереть картер от пыли и потеков масла.
  2. Снять с боковой части корпуса механизм выбора ступеней, а затем выкрутить пробку с пружинным фиксатором повышающей передачи.
  3. Вынуть из посадочного гнезда кольца, удерживающие задний подшипник вторичного вала. Отвернуть болты крепления картера 5-й скорости, что позволит снять опору оси.
  4. Открутить болт с левой резьбой, удерживающий заднюю опору промежуточного вала, а затем снять шестерню повышающей передачи вместе с игольчатым подшипником.
  5. Выкрутить винт фиксации вилки включения повышающей скорости для снятия тяги привода и муфты.
  6. Демонтировать при помощи съемника подшипник вторичного вала совместно с ведомой шестерней 5-й ступени. Съемник используется и для снятия ступицы синхронизатора повышающей скорости с промежуточной оси.
  7. Удалить лобовую крышку и снять пружинное стопорное кольцо, удерживающее подшипник первичного вала.
  8. Вынуть защитные крышки подшипниковых опор промежуточного вала, а затем вытащить ось и снять шестерню заднего хода. Для демонтажа зубчатого колеса используется болт, вставленный в отверстие с резьбой, просверленное в торцевой плоскости вала.
  9. При помощи винтового съемника стянуть подшипники, установленные на первичном и промежуточном валах.
  10. Продвинуть промежуточный вал вперед, что позволит снять фронтальный подшипник качения.
  11. Вынуть из картера коробки первичный и вторичный валы в сборе. Затем демонтировать стопорное кольцо, что позволит снять промежуточную ось.

КПП от Dymos на УАЗ Патриоте

Используемая с 2005 г. коробка передач Dymos оснащается 3-мя валами с шестернями, часть из которых перемещается по шлицам, обеспечивая переключение скоростей. В нижней части корпуса находится масляная ванна, смазка поступает к трущимся частям за счет вращения зубчатых колес, разбрасывающих жидкость по картеру. Коробка имеет повышающую 5-ю скорость с передаточным числом 0,88, позволяющим снизить обороты двигателя и расход топлива при движении по шоссе.

Коробка отличается применением классической схемы выбора ступеней. Для включения передачи заднего хода необходимо отключить предохранитель. Агрегат имеет повышенную четкость переключения, но плохо переносит нагрузки (например, при длительном движении в условиях тяжелого бездорожья). Дополнительным плюсом КПП является пониженный шум при работе, улучшение достигнуто за счет дополнительной механической обработки поверхностей зубьев.

К недостаткам агрегата относят разрушение в процессе эксплуатации заднего сальника, из-за чего нарушается герметичность картера. Трансмиссионное масло начинает уходить в полость раздаточного редуктора. Шестерни и подшипники качения в основной коробке, работая в условиях дефицита смазки, начинают изнашиваться. Образующаяся металлическая пыль попадает на контактирующие поверхности, ускоряя износ элементов.

Поврежденные детали начинают шуметь при работе, появляются проблемы с включением ступеней, возможно самопроизвольное выключение передач.

Причины поломки раздаточной коробки

Основные причины поломки шестеренной раздаточной коробки на Patriot:

  1. Естественный износ деталей, приводящий к разрушению шестерен или подшипников. Для восстановления нормативных условий работы необходимо снять агрегат и проверить состояние деталей, поврежденные компоненты подлежат замене. При установке шестерен следует подбирать детали по зазору, что позволяет снизить шумность работы.
  2. Применение на машине шин разного диаметра на переднем и заднем мостах приводит к затрудненному переключению ступеней. Причиной дефекта могут быть повреждения шестерен, заедания шлицевого соединения или деталей механизма выбора ступени.
  3. Изношенные шестерни и подшипники приводят к самопроизвольному выключению скоростей. Дефект возникает из-за поломок фиксатора выбранной передачи или при изгибах деталей механизма переключения.
  4. Износ прокладок или механические повреждения картера или крышек приводят к течи смазки из корпуса. Масло может сочиться через резиновые манжеты валов, которые со временем теряют эластичность и рассыхаются.

В раздаточных редукторах Dymos используется цепная передача и электрический привод переключения. При длительном движении с повышенной нагрузкой цепь вытягивается и разрушается, что приводит к появлению посторонних шумов. При возникновении неполадок с электронными компонентами на экране в комбинации приборов включается уведомление об ошибке.

Для уточнения причины появления сообщения проводится компьютерная диагностика.

Профилактика и ремонт КПП

В процессе эксплуатации коробка не требует регулировки, но водитель должен периодически проверять уровень масла в картере. Не допускается эксплуатация агрегата при обнаружении в смазывающей жидкости пены или воды. Загрязненное масло сливается через штатное отверстие, а затем в картер заливается свежая смазка (в соответствии с требованиями завода-изготовителя). При обнаружении течей масла необходимо произвести разборку агрегата с заменой прокладок или поврежденных крышек, или крепежных винтов.

Затрудненное включение скоростей указывает на износ синхронизаторов или повреждение вилок переключения. Самопроизвольное выбивание скорости при движении происходит из-за поломанной муфты или по причине износа подшипников или шестерен. Для снижения влияния продуктов износа необходимо через каждые 60 тыс. км производить регламентную замену масла.

Слитая жидкость проверяется на наличие металлических включений, попадающих в смазку в результате разрушения деталей коробки передач.

Чтобы снять агрегат Dymos своими руками потребуется выполнить действия:

  1. Слить масло из картеров основной коробки и раздаточного редуктора, а затем разъединить фланцевое соединение карданного вала привода переднего моста.
  2. Открутить болты крепления промежуточной опоры заднего карданного вала. Приводы от мостов не отсоединяются, трубы отводятся в сторону от коробки и крепятся при помощи проволоки к раме или элементам подвески.
  3. Отключить штекер датчика скорости, а затем демонтировать каталитический нейтрализатор вместе с защитным экраном.
  4. После демонтажа привода сцепления на УАЗ Патриот и промежуточного привода стояночного тормоза необходимо снять крепление приемной трубы. Затем под картер двигателя ставится домкрат с доской, что позволяет снять заднее крепление коробки.
  5. Удалить поперечину, расположенную под коробкой. Затем следует опустить агрегат вниз, что позволяет отделить рычаги управления основной коробкой и раздаточным редуктором.
  6. Снять штекер индикации передачи заднего хода, а затем отвернуть болты, соединяющие коробку с картером двигателя. Узел трансмиссии необходимо отвести назад и сдвинуть вниз.

Алгоритм разборки коробки Dymos

Раздаточный редуктор крепится к картеру коробки при помощи 2-х гаек и 2-х болтов. Затем производится снятие механизма выбора передач, который дополнительно фиксируется на герметике. Внутри ниши имеется болт, который отворачивается накидным ключом. Для снятия задней крышки требуется открутить винты, расположенные по периметру картера. На боковой части коробки расположен болт, удерживающий промежуточный вал с шестерней заднего хода, который необходимо выкрутить. Второй болт крепления вала выкручивается частично.

На левой части картера коробки имеется заглушка, под которой находится пружина с шариком. После снятия заглушки необходимо отвернуть винты крепления цапфы первичного вала (расположена со стороны места установки механизма сцепления). Вынуть стопорное кольцо и вытянуть шариковый подшипник при помощи съемника, что позволит разделить картер коробки на 2 половины. Затем отворачивается ранее ослабленный болт крепления оси шестерни заднего хода, что позволяет вынуть деталь.

При помощи тонкой отвертки или шила выбиваются штифты, удерживающие на месте штоки переключения. Подвесить крышку картера с шестернями за вторичный вал, а затем прогреть горелкой посадочное гнездо подшипника. После нагрева локальной зоны корпуса до 400°С металлический картер сбивается с опор. Затем производится поочередная разборка валов, что позволяет определить степень износа деталей. После установки новых элементов сборка производится в обратной последовательности, при монтаже учитывается положение деталей и соблюдается момент затяжки.

Источник

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

В разные периоды времени на автомобилях Уаз устанавливались четырех и пятиступенчатые коробки передач нескольких типов от разных производителей. Производства завода «Автозапчасть», с 1992 года ОАО Автодеталь-Сервис (АДС), город Ульяновск : четырехступенчатая с синхронизаторами на III и IV передачах, четырехступенчатая и пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Производства ОАО АМЗ, город Арзамас : пятиступенчатая, полностью синхронизированная. ОАО АДС под торговой маркой EXPERT, изготовленная в Китае : пятиступенчатая полностью синхронизированная. И производства HYUNDAI DYMOS, Корея : пятиступенчатая синхронизированная на всех передачах переднего хода.

Четырех и пятиступенчатые коробки передач Уаз производства завода «Автозапчасть» или ОАО АДС.

Четырехступенчатая полусинхронизированная коробка передач до 1989 года была основной для всего модельного ряда автомобилей Уаз. В 1989 году появилась новая полностью синхронизированная четырехступенчатая коробка передач и некоторое время обе этих коробки выпускались вместе.

Первая коробка отличалась более грузовым подбором передаточных чисел и считалось, что у нее выше надежность за счет меньшего числа деталей. Различить эти коробки передач можно было по следующему признаку : у полусинхронизированной ход рычага при включении первой передачи в два раза длинее, чем для остальных передач, у синхронизированной ход рычага при включении всех передач почти одинаков.

Четырехступенчатая полностью синхронизированная коробка передач ОАО АДС производилась в следующих исполнениях :

— 0469-00-1700010-10 : под четырех точечное крепление для легкового модельного ряда семейства Уаз-469, диаметр шлица вала 35 мм.
— 3151-26-1700010-00 : под четырех точечное крепление для легкового модельного ряда семейства Уаз-3151, диаметр шлица вала 29 мм.
— 3151-90-1700010-00 : под трех или четырех точечное крепление, для легкового модельного ряда семейства Уаз-3151 и Уаз Хантер, диаметр шлица вала 29 мм.
— 3160-00-1700010-00 : под трех или четырех точечное крепление, для легкового модельного ряда семейства Уаз-3160, Уаз-3162 и Уаз Хантер, диаметр шлица вала 29 мм.
— 0452-00-1700010-11 : под четырех точечное крепление для грузопассажирского модельного ряда семейства Уаз-452, диаметр шлица вала 35 мм.
— 3909-00-1700010-01 : под трех точечное крепление для грузопассажирского модельного ряда семейства Уаз-3741, диаметр шлица вала 29 мм.

Несколько позже, на базе полностью синхронизированной четырехступенчатой коробки передач была сделана пятиступеначатая, особо менять ничего в конструкции не стали, а просто к задней стенке картера четырехступки болтами прикрепили картер V передачи. Более подробнее обо всех этих коробках передач в материале по ссылке.

Пятиступенчатая коробка передач Уаз, производства ОАО Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ), город Арзамас.

Механическая пятиступенчатая коробка передач производства ОАО АМЗ для автомобилей Уаз имела каталожный номер 31606-1700010 и отличалась своеобразным алгоритмом переключения передач : задняя передача находилась там, где обычно находится вторая, а четвертая на месте задней. Считалось, что такое расположение задней передачи напротив первой, должно облегчить действия водителя при вызволении застрявшего автомобиля способом в раскачку.

Устанавливалась на автомобили семейства Уаз-3160, Уаз-3162 и до 2006 года на Уаз Хантер. Передаточные числа пятиступенчатой коробки передач ОАО АМЗ : I передача — 3.62, II передача — 2.59, III передача — 1.52, IV передача — 1.00, V передача — 0.86, задний ход — 3.85. Диаметр шлица вала 29 мм.

Пятиступенчатая коробка передач ADS-BGW EXPERT от ОАО Автодеталь-Сервис, китайского производства.

По заказу ОАО Автодеталь-Сервис в Китае на заводе компании Beijing Gear Works было налажено производство новой полностью синхронизированной пятиступенчатой коробки под маркой ADS-BGW EXPERT, с конструкцией отличной от старой пятиступенчатой коробки с приставным картером пятой передачи.

Передаточные числа ADS-BGW : I передача — 3.83, II передача — 2.167, III передача — 1.292, IV передача — 1.00, V передача — 0.795, задний ход — 3.52. Масса — 48 кг. Коробка производилась в следующих исполнениях :

— 3181-00-1700010-00 : под трех или четырех точечное крепление, для легкового модельного ряда семейства Уаз Хантер, диаметр шлица вала 29 мм.
— 3182-00-1700010-00 : под трех или четырех точечное крепление, для грузопассажирского модельного ряда семейства Уаз-3741, диаметр шлица вала 29 мм.

Во второй половине 2015 года ОАО Автодеталь-Сервис была объявлена банкротом и поэтому выпуск четырех и пятиступенчатых коробок передач ее производства для автомобилей Уаз по понятным причинам был прекращен.

Пятиступенчатая коробка передач DYMOS T032E от HYUNDAI DYMOS, корейского производства.

Трехвальная пятиступенчатая коробка передач DYMOS T032E имеет передаточные числа : I передача — 4.155, II передача — 2.265, III передача — 1.428, IV передача — 1.00, V передача — 0.88, задний ход — 3.827. Масса коробки — 48 кг.

Устанавливается на автомобили семейства Уаз Патриот с самого начала их производства в 2005 году и на автомобили семейства Уаз Хантер с 2006 года. Первая передача этой коробки является самой «грузовой» среди первых передач всех коробок, когда-либо устанавливаемых на Уаз. Каталожный номер 3163-1700010, также существует исполнение 3163-10-1700010 для автомобилей Уаз Патриот с дизельным двигателем IVECO.

Источник

Оцените статью