- Тюнинг двигателя ГАЗ 402. Часть 3. Сборка, настройка, проблемы. Советы из личного опыта
- Варианты тюнинга мотора
- Технические характеристики
- Расход топлива
- Модификации двигателя «3M3-402»
- ГАЗ 24 › Бортжурнал › Статья про тюнинг ЗМЗ 402
- Составные части
- День первый. Начало сборки
- Перечень модификаций ДВС
- Плюсы и минусы
- Что можно сделать
- Список моделей авто, в которых устанавливался
- Возможные неисправности
- День третий. Испытания, установка на автомобиль, проблемы
- Критерии выбора моторного масла
- Меняем выхлопную систему и ставим инжектор
- Обзор неисправностей и способы их ремонта
- Разновидности двигателя
- Лучшие
- Модификации мотора и на какие автомобили устанавливаются
- Изменения последней выпущенной модификации
- «ЗМЗ-406 Турбо»: характеристики
Тюнинг двигателя ГАЗ 402. Часть 3. Сборка, настройка, проблемы. Советы из личного опыта
Варианты тюнинга мотора
В заводской комплектации двигатель ЗМЗ 402 выдает 182,4 Нм крутящего момента и 100 л. с. мощности, поэтому для увеличения этих характеристик может использоваться механический тюнинг нескольких видов:
- расточка цилиндров под гильзы – максимум 100 мм диаметра;
- шлифовка ГБЦ – повышает степень сжатия для использования топлива с большим октановым числом АИ-95;
- модернизация выпускного тракта – увеличение диаметра выхлопного патрубка.
Первый способ опасен перегревом силового привода, так как толщина стенок блока снижается на 4 мм, капремонт потребуется быстрее. В последнем варианте снижается экологичность ДВС. Изготовителем рекомендовано либо использовать инжектирование, что очень дорого либо применить более простой, но менее эффективный тюнинг:
- замена свечей модификациями с иридиевыми контактами и высоковольтных проводов;
- облегченный распредвал с регулировкой настроек клапанов, установленных с завода;
- замена карбюратора производителя К-151 более свежими версиями, например, Солекс;
- использование облегченной ШПГ и маховика;
- расточка седел клапанов и замена их модификациями большего диаметра.
Комплексный механический тюнинг позволяет добавить 30 л. с мощности максимум. Турбировать моторы производитель не рекомендует, так как это резко снижает ресурс.
Таким образом, мотор ЗМЗ 402 является базовым вариантом целой серии движков 402.10, 4021.10, 4022.10, 1025.10 и 4026.10. Изначально до 1980 года он маркировался ЗМЗ-24Д, устанавливался на Волги, Газели и РАФ.
Это интересно: ЯМЗ-7511 технические характеристики: КШМ и ГРМ
Технические характеристики
Двигатель ЗМЗ 402 имеет следующие технические характеристики:
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конфигурация | L | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система питания | карбюратор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество цилиндров | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клапанов на цилиндр | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход поршня, мм | 92 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диаметр цилиндров, мм | 92 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная степень сжатия смеси | 8.2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем двигателя, л | 2.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электросхема | стандартного типа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 100/4500 и 90/4500* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крутящий момент, Нм/об.мин | 182/2500 и 172/2500* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вес двигателя, кг | 181 и 184** | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива (город), л/100 км | 13.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масло в двигатель | 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Замена масла проводится, км | 10 000 (лучше 5000) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая температура двигателя, град. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурс двигателя, тыс. км | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— по данным завода | 200 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— на практике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тюнинг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— потенциал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— без потери ресурса |
Действие | Увеличение мощности, л.с. |
Установка распредвала №2 | 7-10 |
Расширение каналов впускного коллектора | 5 |
Шлифовка ГБЦ | 5 |
Поликлиновый приводной механизм с ЗМЗ 406 | 1-3 |
Замена поршневой+проточка шатунов | 6-10 |
Облегченный маховик | 2-5 на низах |
Установка резонатора | 1 |
Новый карбюратор | 5 |
Список моделей авто, в которых устанавливался
Создавался мотор ЗМЗ 402 для Горьковского и Ульяновского автозаводов, Рижской автобусной фабрики, поэтому применялся для комплектации автомобилей:
- ГАЗ-24-10 Волга – 1985 – 1993;
- ГАЗ-3102 Волга – 1981 – 2006, только форкамерные модификации ДВС;
- ГАЗ-31029 Волга – 1992 – 1997;
- ГАЗ-3110 Волга – 1997 – 2005;
- ГАЗ-31105 Волга – 2002 – 2006;
- ГАЗ-3302 Газель – 1994 – 2003;
- ГАЗ-33023 Газель-Фермер – 1995 – 2003;
- ГАЗ-2705 Газель грузопассажирская – 1995 – 2003;
- ГАЗ-3221 Газель микроавтобус – 1996 – 2003;
- ГАЗ-32213 Газель микроавтобус повышенной комфортности – 1996 – 2003;
- ГАЗ-322132 Газель маршрутное такси (сдвижная дверь) – 1996 – 2003;
- ГАЗ-32214 Газель «скорая помощь» – 1996 – 2003;
- РАФ-М1 Роксана и РАФ-М2 Стилс – выпущены в единственном экземпляре, не пошли в серию;
- РАФ-33111 – грузовик двухместный бортовой 1 т;
- РАФ-22038 – маршрутное такси, небольшие объемы производства;
- РАФ-22039 – маршрутное такси крупногабаритное.
Характеристики двигателя позволяли использовать его в Газелях спецтехники, линейка которых выпускалась Мытищинским заводом Купава. В Украине Часовоярский ремзавод собирал автобусы Рута с этими моторами, Черниговский завод – Богдан-А049 и ТУР-А049, Бориспольский автозавод – БАЗ-2215 Дельфин.
Социальные (реанимация и катафалк) и школьные автобусы с силовым приводом ЗМЗ 404 собирал Семеновский авторемонтный завод с 1995 по 2006 год. Некоторые детали использовались в двигателях УАЗ в качестве комплектующих.
Возможные неисправности
Рассмотрим возможные варианты основных проблем работы ГАЗ-402, двигатель которого уже не нов и имеет проблемы.
- Не запускается. Причин этому может быть множество. Из основных – это проблемы карбюратора и топливной системы.
- Неустойчивые обороты, плохой холостой ход. Опять же проблема, скорее всего, в карбюраторе либо неправильные зазоры в клапанах.
- Перегрев двигателя. Здесь внимание уделяется системе водяного охлаждения. Это термостат, водяной насос и радиатор.
- Расход масла. В этом случае сначала проверяются уплотнения, а потом масляные кольца и сальники клапанов.
- Стук в двигателе. Чаще всего эта причина устраняется только солидным ремонтом двигателя.
День третий. Испытания, установка на автомобиль, проблемы
Поскольку все было подготовлено, решили установить коллекторы и карбюратор. Все шло, как было запланировано и пока проблем не возникало. Перед установкой карбюратора, мы над ним по шаманили, заменив жиклеры и немного расточив. Еще было установлено зажигание, без которого запуск невозможен. Ну, с Богом!
Итак, двигатель установлен на проверочный стенд. Все подключено и готово. Дрожащая рука нажимает кнопку пуск, и о чудо, он завелся. Дали поработать немного. Все хорошо, хороший звук, ничего, не гремит, не стучит и пока без проблем.
Мотор вкинули на новые подушки, и присоединили к новой, 5-ступенчатой МКПП. Теперь пришло время подключить все остальное, и опять проблема. Патрубки системы охлаждения не подходят. Думали мы, гадали долго, но было решено купить жигулевские и волговские, несколько видов и лепить. И тут мы замечаем, что радиатор не годный. Я, взяв смелость в руки, покупаю тюнингованный массивный от фирмы Deco, за 6000 руб. Он стал идеально, а поэтому крепежные элементы остались не тронутыми.
Еще одной проблемой стал воздушный фильтр, который пришлось заменить. Был установлен «нулевик», производства Феникс.
Все было подключено, и мы решили протестировать автомобиль сначала на холостом ходу, а после и на дороге. Конечно, чувство незабываемое. Двигатель работает по новому, чуть касаясь педали газа, вырывает из под себя мощность. Ориентировочно, в нем было до 200 л.с. Правда, пришлось повозиться с системой зажигания, но наш электрик все настроил.
Критерии выбора моторного масла
Заливать в двигатель ЗМЗ-402 рекомендуется только минеральное масло. Другие типы смазки испортят машину. Герметик, применяемый в двигателе, является простой веревкой, пропитанной графитовым составом. Синтетические и полусинтетические масла, попав на герметик, разъедают его.
Если хочется использовать синтетическое и полусинтетическое моторное масло, целесообразнее провести тюнинг двигателя.
Заливка масла в двигатель ЗМЗ-402
Меняем выхлопную систему и ставим инжектор
Ещё одним способом тюнинга двигателя ЗМЗ 402 будет замена системы выхлопов. Можно установить глушитель от ГАЗ-53. Благодаря более широкому диаметру трубы он будет лучше справляться с объёмом двигателя.
Для увеличения до 30 лошадиных сил возможно осуществить инжектирование двигателя, хотя это достаточно сложный подход. А можно проточить маховик и сбросить таким образом около пяти килограмм. Двигатель будет значительно быстрее. Можно также облегчить противовесы на коленвале.
При тюнинге двигателя ЗМЗ 402 можно сделать ремонт двигателя , заменить поршневую на комплект костромского завода ПОН. Разница в весе поршней должна быть около грамма.
Стоит обратить внимание на то, что когда производится тюнинг двигателя ЗМЗ 402 , то можно увеличить диаметр клапана. Потому что здесь по мере роста оборотов происходит динамический дозаряд цилиндров , а мощность падает. Следовательно надо увеличить диаметр клапана, либо увеличить подъём до 12 мм.
Как увеличить мощность до 130 лошадиных сил? Нужно заменить карб. Ведь штатный карбюратор имеет диффузоры диаметром 24 мм и 26 мм, а цилиндры по 600 кубиков требуют 26 + 30. Перенастройка выхлопной системы, тюнинговый распредвал для свободно дышащего мотора 35-й ОКБД, и желательно переточенные клапаны с переходными фасками. Без перегрузки двигателя можно разработать его потенциальные возможности.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
В принципе, мотор ЗМЗ 402 недоработан изначально, так как на момент создания уже были более прогрессивные технические решения. Основным достоинством является безопасность при срезании зубьев шестерни ГРМ – поршень не гнет клапана.
Зато коленвал шлифуется бесцентровым методом, возникают радиальные биения, при оборотах свыше 2500 – 2700 мин
веревочный задний сальник не справляется с задачей. Выхлоп идет в картер, повышается давление масла. Характерны для моторов семейства ЗМЗ 402 следующие неисправности:
Течь масла | прокладка прогорает из-за более сильного нагрева средней части ГБЦ | замена прокладки и своевременная протяжка |
Перегрев мотора | поломка помпы, термостата, воздушная пробка в системе охлаждения | замена помпы/термостата, удаление пробки |
Вибрации | дисбаланс системы зажигания, карбюратора или КШМ, износ подушек | балансировка систем, замена подушек |
Стук может возникать во вкладышах подшипников коленвала и клапанах, исчезает после замены.
Разновидности двигателя
Доведение агрегата до совершенства привело к появлению модификаций. Распространённость мотора сказалась на заказах. Несмотря на то, что главным заказчиком оставались автомобили марки ГАЗ, 402 двигатель на УАЗ так же нашёл применение.
Мотор 402… | Описание | Применение |
…10 | Базовый мотор. Сдавливание 8,2, бензин АИ-92. | Волга |
…1.10 | Пониженная степень сжатия (6,7), бензин А-76. | Волга |
…2.10 | Мотор с форкамерно-факельным зажиганием. | Волга |
…5.10 | Аналог «…1.10», для машин типа «Газель» | Газель |
…6.10 | Аналог «…1.10», для машин типа «Соболь» | Соболь |
Модификация «4022.10» была экспериментальным агрегатом, конструкцию рабочей камеры которого позаимствовали у моторов «Honda». Изначально планировалось, что нововведения улучшат технические показатели. Полагалось, что двигатель станет экономичней, «резвей», прочней, экологически чище. На деле, достигнутые улучшения нивелировались сложностью конструкции, мотор нуждался в доработке и финансовых вложениях. Как результат, в 92 году испытание и доводку моторов свернули.
Лучшие
1. самое безопасное для двигателя и транссмисии это дороботка системы питания. Ставишь инжектор от 3110 с минимальными доработками и зажигание на катушках. Можно поставить жиклеры побольше или карб от зила. он встает как радной!
2. Минимум вложений: полирнуть бошку, придать клапанам правильный угол, выпуск и чиповка если инжектор, если карб то увеличенного диаметра пшикалки.
3. Свапнуть, если не важен расход.
4. Поршня с 406 поставить (они более легкие)
5. Балансировка колена вместе с маховиком и корзиной, развесовка, подгонка, подогнать впуск выпуск, отполировать всё, другие клапана, пружины на клапана должны быть одинаковыми. Можно замудрить с головой и клапана побольше поставить(но нужно посадочные места делать грамотно), бесконтактное зажигание, два карба если на то пошло, т.к. по сути в 1 и 4 цилиндр смесь уже идёт не та, т.к. от карбюратора они далеко чем 3 и Компрессор и т.д.
6. “разгрузить” движок за счет двойного выхлопа (с этого начинается любой тюн.двигла)
7. электрозажигание (сразу начинает со старту резвее гнать)
8. карб ДААЗ 4178,или к 135,настроить
9. больше гильзы, больше поршня с идеальной развесовкой
Короче вариантов много, дешевле будет 406 поставить А так любой фантазий, сейчас возможностей много что мужно намудрить.
Модификации мотора и на какие автомобили устанавливаются
Автомобильный двигатель ЗМЗ 402 инжектор подобной модификации устанавливается в основном на легковые автомобили «Волга» и микроавтобусы «РАФ». Зарекомендовал он себя как качественный и надежный, но слишком прожорливый в плане потребления топлива.
Силовой агрегат карбюраторного типа, который устанавливался на автомобили «Волга», микроавтобусы «ГАЗ» и автомобили с повышенной проходимостью, производством которых занимается Ульяновский автомобильный завод – УАЗ 402 двигатель.
Аналогичный карбюраторный двигатель бензинового типа, клапаны в котором располагаются в верхней части головки цилиндров. Устанавливался в основном на микроавтобусы семейства «ГАЗ» и 402 двигатель Газель.
Карбюраторный движок, в верхней части которого располагаются впускные и выпускные клапаны. Устанавливался в основном на автомобили небольшой грузоподъемности – микроавтобусы «ГАЗ» и ГАЗ-33021, можно встретить двигатель газель 402.
Поскольку с 2013 года на территории России вступил в действие закон, согласно которому автомобили должны соответствовать экологическому классу Евро-4 (теперь уже Евро-5), была произведена модификация ЗМЗ 402, и ему на смену пришел ЗМЗ 4052.2, который соответствует требуемому классу экологической безопасности.
Изменения последней выпущенной модификации
Последняя версия мотора включает в себя следующие изменения:
- Существенное изменение крышки клапанов, благодаря чему обеспечивается полная их герметичность.
- Измененная система вентиляции, повышенная эффективность дроссельной трубки. Благодаря этому количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ сократилось вдвое. Свою роль в этом сыграла и измененная система зубчатого приведения в действие газораспределения мотора.
- Функция регулировки системы зажигания.
Новая версия двигателя успешно прошла все испытания и была установлена на ГАЗ-2705.
По сравнению с предыдущими модификациями перевыпущенный силовой агрегат показал себя с лучшей стороны:
- значительно снизился расход топлива,
- повысилась мощность,
- улучшился уровень экологичности.
Устанавливаться новая версия будет на все автомобили, выпускаемые ООО «ГАЗ».
«ЗМЗ-406 Турбо»: характеристики
Ниже представлены параметры рассматриваемого мотора:
- Годы выпуска – 1997-2008.
- Питающая часть – инжектор/карбюратор.
- Расположение цилиндров – рядного типа.
- Число цилиндров и клапанов на каждом элементе – 4/4.
- Перемещение поршня – 86 мм.
- Компрессия – 9,3.
- Объем «движка» – 2286 куб. см.
- Показатель мощности – 145 конских сил при 5200 оборотах в минуту.
- Экологический стандарт – «Евро-3».
- Масса – 187 кг.
- Расход горючего в смешанном режиме – 13,5 литров на 100 км.
- Номинальный рабочий ресурс агрегата – 150 тысяч километров.
- Установка – «Волга» 3102/31029/3110, (Газель, Соболь).
Источник