Подогрев руля
Уважаемые форумчане! Предлагаю небольшой подбор информации об установке обогрева руля, вдруг кому-то пригодиться.
Легкая надежда на Ваш интерес к этой теме превратился в уверенность, когда в
пожеланиям и желаниям, касающимся нового Outlander
попало пожелание №15 обогрева руля.
Заранее отмечу,что на различных форумах встречал реплики разных товарищей о том, что все это, мол, детские глупости —
пока перекурю, да машину от снега очищу — движок уже горячий. Или, вот, в сигналке автозапуск есть и в кабине через
пять минут «ташкент», ты бы еще на педали обогрев поставил!
У меня лично застужены руки, про ревматизм все знают, надеюсь только понаслышке, поэтому даже установка Вебасты особо
проблемы не решала. Да, самому жарко, а руль ледяной и руки уже к концу ноября начинало сводить. В перчатках жарко,
без них невозможно. Подитог словами некоей Кирочки с форума Фордовцев-2: «О пользе из разряда: Зачем подогрев сидений,
у меня есть печка. Зачем мне нужен ксенон или противотуманки, у меня есть фары. Зачем климат или кондей? Подогрев руля
— это вещь не первой необходимости, но это очень крутая штука и попробовав раз, меняешь свое мнение. (с) »
Собственно, на нашем форуме поиск выдал только «мысли в слух» уважаемого MaxXL с его вкусностями и полезностями:
Совершенно случайно нашли решение, благодаря которому можно сделать обогрев руля не отказываясь
от кнопок, не меняя шлейф и обходиться без перчаток
Предварительно цена вопроса (вместе с перешивом в кожу, небольшим утолщением и собственно подогревом) порядка 9000-
10000 рублей. В связи с этим возникла необходимость сделать опрос, кому это будет интересно.
форумчан эта новость энтузиазма не вызвала и наступила тишина.
Да не то чтобы тишина, просто желающих кот наплакал, а таких, чтоб сказали «вот деньги-делай!»
— так и вообще ни одного. Да и по трезвому размышлению, мне эта тема перестала быть интересна, то решение которое
нашли- не нравится, а другое, правильное-дорого очень получается, вот и заглохла тема.
. Но, тем не менее,
правильное направление MaxXL подсказал:
Для желающих посамодельничать, ибо получаю в личку вопросы, как это сделать, и чтоб каждому не
объяснять- пишу здесь:
Решение на самом деле простое: надо взять нихромовую проволоку, диаметр, сечение и расстояние между витками
рассчитывается исходя из желаемого результата и курса физики класс за 9-10, либо разбомбить подогрев сидушек и изъять
оттуда термоэлемент ( вариант для тех, кто слово физика забыл как страшный сон). Намотать в соответствии с расчетами
на руль, с которого предварительно снята штатная обшивка, сделать подводку, в кожухе руля(сбоку) установить разъем и
такойже разъем установить в кожухе рулевой колонки, соединять их проводом при необходимости. Руль заново обшить кожей.
Но мне такое решение не нравится да и не такое уж и дешевое оно при ближайшем рассмотрении. Есть еще вариант сделать
чехол на руль с подогревом, но это еще более неудобное решение.
Первым на просторах инета попавшийся мне умелец, добившийся, по-моему, неплохих результатов, был Kavr
(http://www.kavr.ru/car/091105/). По крайней мере, украденные у него и снабженные другими лейблами фотографии
попадались довольно часто. Простейшее устройство обогревательного элемента для руля — нихром. Сечение 0,7 мм,
продается в качестве запасной спирали к ТЭНам, отматывается примерно половина от изначальных пяти метров,
себестоимость около 56 руб ( эти цифры, возможно, относятся к 2009 году, когда вышеупомянутые владельцы Фордов
замутили эту тему (http://ffclub.ru/topic/158813). В пластике рулевого колеса прорезается ножом длинная спиральная
бороздка с шагом в пару сантиметров и туда укладывается проволка. Сверху обшиваем кожей, если её там не было раньше,
или возвращаем на место штатную старую. Дёшево, нагрев происходит достаточно быстро, обхватывает всю площадь рулевого
обода. К сожаленью, в Kavr’овском, богатом на фотографии опусе, для нас не подходил способ подачи силы на рулевой
обод. У него на Тойоте были контактные штыри, с улиткой обещал разобраться когда-нибудь.
Были еще варианты использования фольгированных пластин конденсаторов, «разместить на рулевой колонке направленный
изучатель микроволнового излучения, аля микроволновка», и даже » Обмотать руль тонкой трубкой по периметру, утром
залил в нее теплой водички из термоска и порядок. Вечером слил обратно «, после чего тему прикрыли на
неопределённое время из-за перекоса в фантастику. Потом энтузиасты-владельцы Фордов (вы еще не осилили 17-ти
страничную тему? ) нашли фирму, занимающуюся выпуском волокна с элементами углерода (в простонародье — углем,
помните подогрев пятой точки «Емеля»?) и заказали первый эксклюзивный десяток лент-полосок на руль. Лента толщиной
примерно 0,6 мм и шириной около 1см, наматывается такими же спиральными витками или приклеивается на внешнюю сторону
руля. Из-за бОльшей толщины приходится промежуток между нагревательными элементами заполнять двумя слоями матерчатой
изоленты. Длина углеродной ленты и, соответственно, мощности от 25см и 26 ватт до 260 см и, кажется, 8 ватт. Стоимость
500-600 руб. Нагрев растянулся по времени, но стал менее локальным. Некоторые энтузиасты пробовали вырезать дорожки
под ленту в глубину пластика, утапливать их. Но занятие это, явно, на любителя. Тем не менее, результат применения
таких лент фордовцам понравился. Заказали следующую партию. Возможно, благодаря им эта фирма
(http://www.avterm.ru/wheel.htm) сейчас позиционирует себя как производитель элементов обогрева руля всех размеров и
расцветок. Кстати, для москвичей, одним из центров установки числится уважаемые http://specautosystems.ru/. Интересно,
догадываются ли СпецАвтоСистемы об этом(http://www.avterm.ru/where-install.htm) ?
Само же подключение любого элемента подогрева происходило через свободную, неиспользованную дорожку подрулевой улитки.
В некоторых случаях не надо даже прозванивать дорожки, поскольку видны пустые гнёзда в разъёме. Подходящие штекеры в
ФФ-клубе брали от питания флоппи-дисков компьютера.
Ну, и, последним материалом, чуть было не толкнувшим меня на самоделку, был фоторепортаж пользователя Tomorrow из
). Все детально расписано, прям для кружка юных пионеров. Одно плохо. Я, несколько ранее, под мудрым
руководством Out-club’а успел себе поставить круиз-контроль и вкусить все прелести владения онным. Так что свободных
проводов в разъемах и,соответственно, дорожек на подрулевой улитке не оставалось.
Полез опять в поиск. Нашлись две-три московские фирмы (http://www.art-liga.ru/ru/heating_of_steering_wheel/,
http://rik-design.ru/uslugi/ustanovka_podogreva.php,
каких-либо вариантов их не приводилось. Ссылки привел лишь потому, что даже такие фирмы выудить из огромного
количества флуда и передранной друг у друга рекламной информации стоило двух недель.
Как-то на одной из фотографий попалась разобранная улитка одной из дорогих внедорожников — там стояло две ленты. Вот
— он, свет в тунелле! Паралельно уложенная лента в улитке, это ж целый десяток дорожек, выводы те же фордовцы ставили
сами. Решено, делаю сам! Куплю в Экзисте улитку, найду бэушный руль — все равно перешивать, ага, вот и на нашем форуме
рули продаются, да еще с такими концертами! Стал искать тех, кто занимается пошивами, хотя вроде раньше двумя
иголками и сам шил, всего-то пару метров нитки да упаковка пластиковых стяжек. И тут попал на ссылку
Re: Где обшить кожей руль?
Как-то некоторое время назад друган обшивался тут:
Не реклама, за качество и цену ручаться не буду — не знаю тупо, ибо не я делал соотв.
оказывается, и подогревом срулей занимаются! Целый список машин, куда уже поставлен подогрев, да с фотографиями. Ауты?
Да легко! Созваниваюсь. Потверждают, что да, действительно, без проблем, ставим, не первый аутлендер, чай. Объясняю
про круиз. Ерунда, отвечают, плюс возьмем с подсветки, минусовую дорожку также можем освободить с улитки, а массу
бросим на «железо». А ещё, мол, бывает, дорожек в улитке на два патрона подушки безопасности, а сам патрон в младших
моделях — только один. Так что вариантов — море, приезжайте. Даже кожа руля остается родной, поскольку элемент имеет
толщину 0,2 мм, а не 0,6 автотермовских. Приятно удивило, что для понижения силы тока, и, значит, температуры нагрева
улитки, питерцы (не сказал — фирма в Санкт-Петербурге) вроде как единственные используют повышающий трансформатор. А
случаи спекания дорожек на том же форуме FF-2 упоминались, видимо, в порядке неудачных экспериментов. Если кого-то
заинтересует: 30 ватт — нагрев улитки практически не ощутим, 40 ватт — тепло, 50 ватт и более — опасность спекания.
Комплекты подогрева продавались как по отдельности, так и с установкой.
По приезду и общению с директором фирмы Александром — кстати, владельцем ASX, что уже приятно- выяснилось, что все
не так уж и радужно, как мне хотелось бы. Если взять плюс с подсветки, а провод идет там один и на левые и на правые
клавиши, то дорожка может не выдержать, а минус экономные японцы и сами пустили, собственно, на «массу» рулевой
колонки, да и патронов стояло всё-таки два. Но, видя мое разочарование, обещали подумать.В результате пары часов
изучения схем электрики руля и чесания затылков была предложено элегантное решение: через улитку по дорожке подсветки
подавали поднятое до 30(36?) вольт напряжение на нагревательный элемент, а с него, через многоомное сопротивление — на
диоды подсветки. И волки сыты, и овец.. э.. с подогревом! «Сытость» обошлась за всё в 12 килорублей. При наличии
свободных дорожек и меньшей площади обогрева было бы 8 с половиной.
Подумал было фотографии перешитого руля выложить, но руль, вроде, как руль, никаких изменений. Ну, нитки были серыми
— стали черными, да чуть потолще. А что с подогревом? С подогревом все хорошо, без подогрева — плохо! Сейчас еще
около нуля, в Москве в воскресенье было -3-5 градусов. Полминуты после включения — чувствуется, что нагрев пошел,
минута — тепло, далее — на ощупь температура доходит до 50-60 тепла, и уже выключаю кнопкой под рулевым колесом. Со
слов установщиков, у трансформатора, размещённого где-то около блока предохранителей, есть винт регулировки. Мне
поставили на максимум, и можно убавить. Ребята с форума имени Генри Форда ещё предлагали вместо кнопки поставить
релюшечку от Калины (23.3777), отключающую ток при обогреве заднего стекла —
«ставил это реле от Калины на штатную кнопку фордорскую. и ещё это реле громко шёлкает, его надо вглубь торпеды
прятать или обматывать чем нибудь. »
Можно подать напряжение с обогрева сиденья, то бишь через штатную кнопку, но есть вероятность несовпадения времени
нагрева задней точки и руля. Что-то ещё мёрзнет, а что-то уже закипело
Ну вот, вроде бы и всё. Два дня ушло на установку, три — на продолжение начатого когда-то давным-давно осмотра
славного города Питера и его окрестностей. Ну, и часик на покупку в качестве сувениров пирожных из кафе «Север» с
10 пользователя(ей) сказали cпасибо: | |
Дабы не плодить темы, продолжу отчитываться по подогреву здесь.
Делал, делал и наконец доделал. Недели три прошло с момента ХОЧУ .
Руль, углеволокно- 6метров ( нагревательный элемент- НЭ ), термодатчики на 45градусов KSD301-2 шт., кнопка включения подогрева руля, реле 27.3777, фольга медная, экранированная оплетка, кольца контактные – латунь, гибкий контакт- медь, стреч ( пишевая ) пленка, двусторонний скотч, изолента тряпичная, комплект перфорированной оплетки руля, работа…
В прорезанные канавки устанавливаются контактные медные луженые кольца с припаянными проводами. Под проводку прорезаются канавки в резине руля.
Сверлятся отверстия диаметром 15мм под термодатчики ( место и глубина выбираются опытным путем).
По контуру проклеивается двусторонний скотч, на который потом приклеивается НЭ.
После установки НЭ места контактов поверх обматываются экранированной оплеткой фиксируются
В качестве верхнего контактного кольца я использовал оплетку от экранированного провода. Также НЭ можно фиксировать медными лужеными колечками.
Чтобы выровнять поверхность между НЭ приклеиваются тонкие полоски тряпичной изоленты.
Далее всё это обматывается стреч пленкой для гидроизоляции и фиксации конструкции.
Канавки под проводку и отверстия вокруг термодатчиков выравниваются ( шпатлюются) «холодной сваркой». Возвращаю на место оригинальную кожу и сшиваю её.
Потом руль обшивается мягкой китайской перфорированной кожей.
С электрикой всё сложней.
Использовать часовую пружину невозможно имхо – все проводники заняты под штатные задачи, поэтому ставлю пару латунных контактных колец для подачи +12В и массы( во время вращения на руле масса не стабильна, сопротивление гуляет от 0 до 150 Ом ) . Одно кольцо ставится на обойму датчика положенияя руля, второе на корпус часовой пружины . В качестве скользящих контактов использовал пружинки от ступенчатого переключателя ( от электроплиты). Врезал кнопку в подрулевой кожух, скоммутировал схему, впаял желтый светодиод в приборку под индикатор подогрева дизеля. Кнопка с подсветкой, но без фиксации, поэтому снова иcпользую реле 27.3777. Через предохранитель 10А питание беру после предохранителя подогрева сидений ( 30А) в блоке ETACS. Хотел питать ШИМ сигналом через step-up бустер 12>36В, но с блоком возникли неполадки, поэтому оставил как есть. Подогрев потребляет 5А – это 70Вт.
Схема двухрежимная — сначала прогреваются боковые сегменты под руками, а когда температура в этих местах поднимается выше 45гр, питание поступает целиком на весь руль и остальная часть обода начинает греться. Когда под руками температура подает на 5-7гр, снова подключаются боковые сегменты.
Нагрев идет интенсивно и через пару минут уже достаточно тепло. Было бы горячее, но дополнительная оплетка съедает часть нагрева.
зы: натурально замучался снимать оригинальную кожу- приклеена была насмерть, аж с резиной отрывалась.
Огромная благодарность коллеге member. Владислав, спасибо за идею, консультации и помощь с материалами .
бюджет вышел около 7000р
Комплект углеволокно и термодатчики – 1200
Источник