Замена вкладышей коренных и шатунных подшипников коленвала
В запасные части поставляются вкладыши коренных и шатунных подшипников номинального и семи ремонтных размеров, которые приведены в табл. 5. Вкладыши ремонтных размеров отличаются от вкладышей номинального размера внутренним диаметром, уменьшенным на 0,05; 0,25; 0,50; 0,75; 1,0; 1,25 и 1,50 мм.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников заменяйте без какой-либо подгонки.
В зависимости от износа шеек при первой смене вкладышей применяйте вкладыши номинального или, в крайнем случае, первого ремонтного размера (уменьшенные на 0,05 мм).
Вкладыши второго и последующих ремонтных размеров устанавливайте в двигатель только после перешлифовки шеек коленчатого вала.
Если же в результате многократных перешлифовок диаметры шеек коленчатого вала уменьшены настолько, что вкладыши последнего ремонтного размера окажутся непригодными для него, то соберите двигатель с новым валом.
Радиальный зазор в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала должен быть соответственно 0,020 — 0,049 мм и 0,020 — 0,066 мм.
Проверку величины радиальных зазоров производите с помощью набора контрольных щупов, выполненных из медной фольги толщиной 0,025; 0,05; 0,075 и 0,1 мм, нарезанных в виде полосок шириной 6 — 7 мм и длиной немного меньше ширины вкладыша. Кромки щупов должны быть зачищены для исключения порчи поверхности вкладыша.
Проверку радиального зазора производите в следующем порядке:
- Снимите с проверяемой шейки крышку с вкладышем и положите поперек вкладыша предварительно смазанный маслом контрольный щуп толщиной 0,025 мм.
- Установите на место крышку с вкладышем и затяните болтами, при этом болты остальных крышек должны быть отпущены.
- Проверните коленчатый вал рукой на угол не более чем на 60 — 90 гр., во избежание повреждения поверхности вкладыша щупом.
Если вал проворачивается слишком легко, значит зазор больше 0,025 мм. В этом случае повторите проверку щупами 0,05; 0,075 мм и т д. до тех пор, пока провернуть коленчатый вал станет невозможно.
Толщина щупа, при которой вал проворачивается с ощутимым усилием, считается равной фактической величине зазора между вкладышем и шейкой коленчатого вала.
При замене вкладышей соблюдайте следующее:
- Вкладыши заменяйте без подгоночных операций.
- Следите, чтобы фиксирующие выступы на стыках вкладышей свободно (от усилия руки) входили в пазы в постелях вала.
- Одновременно с заменой вкладышей очистите грязеуловители в шатунных шейках.
Замену шатунных вкладышей можно производить, не снимая двигатель с шасси автомобиля. Замену коренных вкладышей производите на двигателе, снятом с шасси автомобиля.
После замены вкладышей обкатайте двигатель, как указано в разделе «Обкатка двигателя после ремонта».
Если же при замене вкладышей двигатель не снимался с автомобиля, то на протяжении первой 1000 км пробега скорость не должна превышать 50 км/ч.
Одновременное заменой вкладышей проверяйте осевой зазор в упорном подшипнике коленчатого вала, который должен быть 0,075 — 0,175 мм. Если осевой зазор более 0,175 мм, замените шайбы 7 (рис. 65) и 8 новыми. Передняя шайба изготавливается четырех размеров по толщине: 2,350 — 2,375; 2,375 — 2,400; 2,400 — 2.425; 2,425-2,450 мм.
Рис. 65. Передний конец коленчатого вала: 1-манжета; 2-ступица шкива; 3-ступица демпфера; 4-прокладка; 5-шкив-демпфер; 6-упорная шайба; 7-передняя шайба; 8-задняя шайба; 9-штифт
Для проверки зазора в упорном подшипнике заложите отвертку (рис. 66) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и отожмите вал к заднему концу двигателя. Затем щупом определите зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки.
Рис. 66. Проверка осевого зазора коленчатого вала
Перед установкой вкладышей проверьте соосность коренных шеек коленчатого вала (стрелу прогиба). Для этого установите коленчатый вал в центры и проверьте положение осей коренных шеек по показаниям индикатора.
Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются сальниками (рис. 65 и 67)
Рис. 67. Задний конец коленчатого вала: 1-блок цилиндров; 2-коленчатый вал; 3-самоподжимной сальник; 4-крышка сальника; 5 -маховик
Источник
Подшипники, применяемые на УАЗ
№ поз. на рис. 330, 331, 332 | Место установки | Обознач. подшипника | Тип подшипника | Монтажные размеры подшипников, мм | |||||
А | Б | В | d | D | В | ||||
1, 1, 10 | Передний и задний мосты, ступицы колес | 127509АК | Роликовый конический однорядный | 8 | 8 | 8 | 45 | 85 | 25 |
-, 2, — | Передний и задний мосты, ведомая шестерня бортовой передачи | 102211М | Роликовый радиальный однорядный | — | 4 | — | 55 | 100 | 21 |
-, 3, — | Передний и задний мосты, ведущая шестерня бортовой передачи | 102304М | Роликовый радиальный однорядный | — | 4 | — | 20 | 52 | 15 |
-, 4, — | Передний мост, ведущая шестерня бортовой передачи | 60207А | Шариковый радиальный однорядный | — | 2 | — | 35 | 72 | 17 |
2, 5, 3 | Червяк рулевого управления верхний | 977907К1 | Роликовый конический без внутреннего кольца | 1 | 1 | 1 | — | 49,225 | 11 |
2, 5, 3 | Винт верхний | 916904Е | Шариковый радиально-упорный однорядный | 1 | 1 | — | 20 | 62 | 17 |
3, 6, 4 | Червяк рулевого управления нижний | 877907 | Роликовый конический без внутреннего кольца | 1 | 1 | 1 | — | 58 | 17 |
3, 6 | Винт нижний | 916904Е | Шариковый радиально-упорный однорядный | 1 | 1 | — | 20 | 62 | 17 |
4, 7, 2 | Вал сошки рулевого управления | 922205К | Роликовый радиальный без внутреннего кольца | 1 | 1 | 1 | 25 | 52 | 15 |
4, 7 | Вал-сектор рулевого управления | ГОСТ 22696-77 | Ролик 8×10 | 30 | 30 | — | — | 8 | 10 |
5, 8, 5 | Ролик вала сошки рулевого управления | 776801Х | Шариковый радиально-упорный двухрядный | 1 | 1 | 1 | 12,75 | 51,615 | 38 |
6, 9, 26 | Насос системы охлаждения передний | 20803КУ | Шариковый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | 17 | 47 | 15,5 |
7, 10, 25 | Насос системы охлаждения задний | 20703-А | Шариковый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | 17 | 40 | 14 |
8, 11, 7 | Генератор | 180603-КС9 | Шариковый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | — | — | — |
9, 12, 6 | Генератор | 180502КС9Ш | Шариковый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | — | — | — |
10, 14, 8 | Передний и задний мосты, диффер-иал | У-7510А, 6У-7510АШ 7510АУШ, 7510А, 6-7510А | Роликовый конический однорядный | 4 | 4 | 4 | 50 | 90 | 25 |
11, -, 9 | Передний и задний мосты, ведущая шестерня | 102304М | Роликовый радиальный однорядный | 2 | — | 2 | 20 | 52 | 15 |
12, -, 11 | Передний и задний мосты, ведущая шестерня | 57707-АУ | Роликовый конический двухрядный | 2 | — | 2 | 35 | 80 | 57 |
-, 13, — | Передний и задний мосты, ведущая шестерня | 7607АУ, 6У-7607АУ, 6У-7607АУШ | Роликовый конический однорядный | — | 2 | — | 35 | 80 | 33 |
-, 15, — | Передний и задний мосты ведущая шестерня | 6-7606АУШ 7606АУ, 7606А | Роликовый конический однорядный | — | 2 | — | 30 | 72 | 29 |
13, 16, 12 | Карданные валы | 704702КУ2 | Игольчатый (20 игл 3×14) | 16 | 16 | 16 | 16,3 | 30 | 21 |
16, 18, 19 | Промеж. вал раздаточной коробки | 6-292305АЕ | Роликовый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | 35 | 62 | 17 |
15, 20, 17 | Раздаточная коробка | 6-50306КУ | Шариковый радиальный однорядный | 3 | 3 | 3 | 30 | 72 | 19 |
14, 19, 16 | Раздаточная коробка | 306 | Шариковый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | 30 | 72 | 19 |
17, 21, 18 | Вал привода заднего моста раздаточной коробки | 307А | Шариковый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | 35 | 80 | 21 |
Синхрониз. коробки передач | — | Шарик 6,35-60 | 6 | 6 | 6 | — | — | — | |
Коробка передач и раздаточная коробка | — | Шарик 9,525-200 | 7 | 7 | 7 | — | — | — | |
Стояночный тормозной механизм | — | Шарик 11,906-100 | 2 | 2 | 2 | — | — | — | |
Шариковая гайка рулевого механизма | ГОСТ 3722-81 | Шарик 7,144 | 60 | 60 | — | — | — | — | |
Поворотный кулак | — | Шарик 25,4-60 | 8 | 8 | 8 | — | — | — | |
Поворотный кулак | — | Шарик 26,988-60 | 2 | 2 | 2 | — | — | — | |
Сцепление | — | Игла 1,6×9 | 57 | 57 | 57 | — | — | — | |
Сцепление | — | Ролик 5,5×9 | 3 | 3 | 3 | — | — | — | |
-, 22, — | Задний мост, ведущая шестерня бортовой передачи | 406АК, 406А | Шариковый радиальный однорядный | — | 2 | — | 30 | 90 | 23 |
18, 23, 20 | Ведомый вал коробки передач | 3056207К | Шариковый радиально-упорный, двухрядный | 1 | 1 | 1 | 35 | 72 | 27 |
-, 17, 20 | Ведомый вал коробки передач | 664908Е, 6649098Д | Игольчатый без колец | 3 | 3 | 3 | 40 | 46 | 32 |
15, 20, 21 | Промеж. вал коробки передач | 6-50306Е2У | Шариковый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | 30 | 72 | 19 |
20, 24, 23 | Передний подшипник ведомого вала коробки передач | — | Ролик 5,5×15,8 | 14 | 14 | 14 | — | — | — |
19, 25, 22 | Шестерня заднего хода коробки передач | Роликовый с внутренним кольцом 834904, 834904Д, 834904Е | 1 | 1 | 1 | 19 | 33 | 35 | |
21, 26, 15 | Ведущий вал коробки передач | 6-150208А 50208А* | Шариковый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | 40 | 80 | 18 |
23, 27, 1 | Труба колонки рулевого управления | 636905 | Шариковый радиальный однорядный | 2 | 2 | 2 | 23,5 | 36,5 | 14 |
22, 28, 24 | Промеж. вал коробки передач | 6-42305АЕ | Роликовый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | 25 | 62 | 17 |
6-305Ш1* | Шариковый радиальный однорядный | 1 | 1 | 1 | 25 | 62 | 17 | ||
24, 29, 14 | Сцепление | 688911-С23 | Шариковый упорный однорядный в кожухе | 1 | 1 | 1 | 52,388 | 84,5 | 20,7 |
25, 30, 13 | Направл. конец ведущего вала | 60203А | Шариковый радиальный однорядный с защитной шайбой | 1 | 1 | 1 | 17 | 40 | 12 |
26, 31, — | Вал рулевого управления, карданный | 904900 | Игольчатый | 4 | 4 | 10 | 16 | 10,45 | |
4, -, — | Рулевой механизм** | ГОСТ 22696-77 | Ролик | 8 | — | — | 4,5 | — | 5,5 |
4, -, — | Рулевой механизм** | — | Ролик | 34 | — | — | 8 | — | 10 |
4, — | Винт рулевого механизма** | 9108 | Шариковый радиально-упорный | 1 | — | — | 40 | 63 | 13 |
* Для коробки передач с синхронизатором только III и IV передач
** Для рулевого механизма с гидроусилителем
Рис. 330. Схема расположения подшипников на автомобилях семейства УАЗ-31512
Рис. 331. Схема расположения подшипников на автомобилях семейства УАЗ-31512 с мостами с бортовой передачей
Рис. 332. Схема расположения подшипников на автомобилях семейства УАЗ-3741
Источник