- Датчик кислорода и обманка лямбда зонда УАЗ Патриот
- Особенности конструкции, местонахождение прибора и принцип работы
- Дислокация индикатора кислорода
- Основополагающие принципы действия
- Конструктивные моменты индикатора
- Устройство катализатора, его замена на пламегаситель и обманка лямбда-зонда УАЗ Патриот
- Как установить обманку лямбда-зонда и ее конструкция
- Электронная лямбда-зонд обманка Патриот – варианты и реализация
- Перепрошивка блока управления
- Датчики кислорода УАЗ Патриот
- Назначение и конструкция
- Замена устройства
- Неисправности
- Датчик кислорода на УАЗ Патриот
- Датчик кислорода на УАЗ Патриот: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы
- Где расположен кислородный датчик
- Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле УАЗ Патриот
- Диагностика контролера своими руками на УАЗ Патриот
- Установка кислородного датчика на УАЗ Патриот
Датчик кислорода и обманка лямбда зонда УАЗ Патриот
Датчик кислорода УАЗ Патриот предназначен для анализа состава выхлопных газов. Сигнал обратной связи воспринимается блоком управления двигателем, который изменяет состав топливной смеси. От корректности работы сенсора зависят экологические показатели автомобиля, расход топлива и динамика разгона транспортного средства.
Особенности конструкции, местонахождение прибора и принцип работы
Датчик кислорода или лямбда-зонд предназначен для измерения остатков топлива или кислорода в потоке выхлопных газов. Сенсор представляет собой корпус, изготовленный из нержавеющей стали, который вворачивается в резьбовые вставки, приваренные к выхлопному тракту. На внешней стороне кислородного датчика размещается соединительный кабель, закрытый жаропрочным изолятором, который подключается к бортовой сети машины.
Внутри сенсора расположена вставка из керамики с добавлением диоксида циркония. Активный элемент представляет собой гальваническую пару, один полюс которой омывается потоком выхлопных газов, а противоположный контактирует с атмосферным воздухом.
В зависимости от состава смеси и температуры активного элемента на контактах возникает разность потенциалов. Сигнал передается в блок, который корректирует состав смеси, добиваясь стехиометрического соотношения паров бензина и воздуха.
Дислокация индикатора кислорода
В конструкции выхлопной системы УАЗ Патриот использовано 2 датчика, которые расположены до и после корпуса каталитического нейтрализатора. На ранних Patriot выпуска 2006-08 года используется одиночный сенсор, размещенный перед катализатором. Введение второго элемента обусловлено началом производства двигателей ЗМЗ 409, соответствующих экологическим нормативам Евро 3.
Основополагающие принципы действия
Элемент датчика имеет пористую структуру, покрытую каталитическим составом на основе редкоземельных элементов, который способствует ускорению окислительно-восстановительных реакций.
Для ускорения прогрева сенсора используется электрическая спираль, подключенная к бортовой сети авто.
В момент пуска силовой установки датчик не работает, блок управления двигателем обеспечивает подачу топлива по фиксированным алгоритмам, записанным в памяти устройства.
По мере прогрева датчика в цепи лямбда-зонда появляется корректирующий сигнал, который изменяет параметры впрыска топлива. Если устройство фиксирует отсутствие кислорода в потоке, то подача топлива уменьшается.
При обнаружении свободного кислорода объем впрыскиваемого бензина увеличивается. Поскольку постоянно поддерживать стехиометрическое соотношение невозможно (из-за изменения нагрузки на двигатель или температуры всасываемого воздуха), то датчик непрерывно корректирует подачу топлива.
Конструктивные моменты индикатора
Конструкция лямбда-зонда Bosch 258 006 (используется на заводе для установки на УАЗ Патриот) включает следующие элементы:
- металлический внешний корпус, оснащенный резьбовой частью и шестигранной секцией под гаечный ключ;
- внутренний керамический корпус, содержащий внутри нагревательный элемент;
- крышка из жаропрочного диэлектрика, предназначенная для разделения жил электропроводки;
- рабочий наконечник из двуокиси циркония с защитным покрытием на основе редкоземельных металлов;
- защитная металлическая крышка с отверстиями, позволяющими направить поток выхлопных газов на чувствительный элемент.
Устройство катализатора, его замена на пламегаситель и обманка лямбда-зонда УАЗ Патриот
В выхлопном тракте автомобилей Patriot устанавливается конвертер газов, осуществляющий восстановление оксидов азота с образованием атомов кислорода, которые затем используются для дожигания топлива и угарного газа. В конструкции блока нейтрализации предусмотрен сотовый наполнитель с покрытием из соединений редкоземельных металлов.
По мере эксплуатации автомобиля активное вещество и керамический сотовый наполнитель деградируют, что приводит к выходу нейтрализатора из строя. Повышенный расход масла или использование низкокачественного топлива негативно влияет на нейтрализатор, снижая ресурс изделия. Забитый конвертер ухудшает проходимость выхлопного тракта, что негативно влияет на мощностные характеристики двигателя и увеличивает расход топлива.
Поскольку ремонт выхлопной системы с установкой нового каталитического конвертера относится к категории дорогостоящих процедур, то вместо заводского устройства устанавливается металлический резонатор. Внутри банки располагаются перегородки и пламегаситель, снижающие шумность работы двигателя.
При сохранении штатных датчиков возникают проблемы, связанные с передачей ошибочной информации в блок управления. В дополнение к датчикам устанавливают обманки, обеспечивающие передачу сигнала о постоянном стехиометрическом составе рабочей смеси.
Как установить обманку лямбда-зонда и ее конструкция
Практикуется установка механических и электронных обманок второго датчика кислорода. Механический элемент представляет собой металлическую втулку, которая заполнена керамическим порошком с покрытием каталитическим составом. Изделие вворачивается в штатное отверстие выхлопного канала, в конструкции предусмотрено отверстие для прохода газов. В корпус обманки вворачивается штатный датчик кислорода, керамический порошок обеспечивает работу лямбда-зонда в режимах, соответствующих стехиометрическому составу смеси.
Алгоритм удаления конвертера выхлопных газов и установки обманки:
- Отключить батарею от бортовой сети транспортного средства.
- Демонтировать с машины выпускной тракт, а затем удалить из конструкции выхлопной трубы каталитический нейтрализатор.
- Вварить на штатное место пламегаситель, при установке дополнительных элементов сохраняется форма и геометрические размеры оригинального выхлопного тракта.
- Закрутить в штатную резьбовую вставку на корпусе выхлопной трубы обманку.
- Установить в корпус обманки датчик кислорода. Для обеспечения герметичности стыков используются штатные прокладки, резьба смазывается термостойкой пастой, снижающей риск коррозии и прикипания элементов.
- Установить на место выхлопной тракт и подключить аккумулятор.
- Провести пробный запуск двигателя. Если на панели приборов включится индикатор Check Engine, то необходимо сбросить ошибку при помощи компьютера. При повторных ошибках требуется определить параметры сигнала, идущего от датчика кислорода. В зависимости от результатов корректируется диаметр отверстия в обманке.
Электронная лямбда-зонд обманка Патриот – варианты и реализация
Электронная обманка строится на базе микропроцессорного блока, который получает сигналы от первого датчика кислорода. Контроллер формирует сигналы, соответствующие нормативным показателям второго сенсора. Сигнал поступает в блок управления двигателем, который поддерживает стабильную работу силового агрегата. Электронная обманка монтируется под капотом машины или под обшивками панели приборов.
Перепрошивка блока управления
Способ основан на применении доработанного программного обеспечения, которое не учитывает сигналы, поступающие от датчика после нейтрализатора газов. Первичный сенсор функционирует в штатном режиме, сигналы используются для корректировки рабочей карты мотора.
Возможно использование прошивок с измененными алгоритмами работы двигателя, которые позволяют несколько повысить мощность или сдвинуть кривую крутящего момента в сторону низких оборотов. Для установки прошивки требуется специальный переходник от ноутбука, рекомендуется выполнять работы в сервисе.
Источник
Датчики кислорода УАЗ Патриот
Каждый автомобиль, работающий как на бензине, так и на дизеле, имеет свойство выброса выхлопных газов, что вляется естественным. Но если ранее автомобили оснащались только выхлопными трубами, то сегодня они получили экологическое дополнение под названием катализатор. Внедорожники УАЗ Патриот экологического стандарта Евро-2, 3 и 4 также оснащены катализаторами, которые отвечают за очищение выхлопных газов от вредных примесей. Контроль качества очищения выхлопных газов положен на такой элемент, как кислородный датчик или лямбда-зонд. О нем собственно и поведает данный материал.
Назначение и конструкция
Основным предназначением кислородного датчика на внедорожнике является определение количественного состава кислорода в отработанных газах. Благодаря данному элементу, осуществляется фактическое распознавание топливной смеси и ее состава. В результате, в зависимости от состава кислорода в топливной смеси, происходит корректировка импульсов зажигания. Таким образом, благодаря этому устройству осуществляется эффективное использование топливной смеси. Но за составом кислорода в выхлопных газах ведет контроль первый лямбда-зонд. Второй же, контролирует эффективность работы или функциональность каталитического нейтрализатора.
Теперь о некоторых особенностях – на внедорожнике УАЗ Патриот с экологическим стандартом Евро-2 до 2008 г.в. устанавливается один кислородный датчик, отвечающий за работу катализатора. На внедорожниках со стандартом Евро-3 и 4 и ЭБУ от компании Bosch, устанавливается уже два таковых элемента. Один лямбда-зонд монтируется до катализатора, а второй после него. Поэтому все зависит от года выпуска автомобиля и экологического стандарта.
Деталь в разрезе
Кислородный датчик на внедорожниках УАЗ Патриот Евро-2 представляет собой изделие марки 5WK9-1000G, производством которого занимается фирма Siemens. Устройство имеет высокую степень надежности и продолжительный срок службы, составляющий до 100 тысяч км пробега. На Патриотах Евро-3 и 4 устанавливаются элементы компании Bosch. Для обеспечения долговечности работы элементов важно соблюдать следующие условия:
- Заправлять только высококачественное топливо.
- В топливе не должны присутствовать соединения свинца.
Если эти условия не соблюдены, то элементы придут в негодность уже при 30-40 000 км пробега. Приобретать новый кислородный датчик можно, но вот только имеется один недостаток — довольно высокая его стоимость. Причина высокой стоимости кроется составляющих устройства, ведь кислородный датчик изготавливается с применением драгоценных металлов (золото, платина, серебро). Особенностью его является то, что в работу он включается в то время, как температура его рабочего элемента достигает 300 градусов. Чтобы сократить время нагревания устройства, к нему подведены два провода, обеспечивающие искусственный подогрев. Ниже представлено фото устройства, на котором видны обозначения питающих проводов.
Как видно, на датчик подведено 4 провода, за счет которых осуществляется прогревание устройства, а также передача сигнала к ЭБУ, который считывает данные и осуществляет необходимую корректировку.
На внедорожниках УАЗ Патриот Евро-3 датчик кислорода проверяется на исправную работу с помощью осциллографа. Заменить датчик каким-либо иным изделием не получится, так как данные, которые принимает ЭБУ, может передавать только лямбда-зонд. Поэтому рассмотрим, что же представляет собой процесс замены изделия.
Схема подключения лямбда-зонда
Замена устройства
На внедорожнике УАЗ Патриот Евро-2 данный агрегат располагается на каталитическом нейтрализаторе. На Евро-3 и 4 устройства находятся до катализатора и после него. Кислородный датчик ввинчен в катализатор, а от него отходит 4 проводка. Для того чтобы заменить изделие, понадобится взять ключ на «22» и опуститься в смотровую яму, на которой необходимо установить УАЗ Патриот. Рекомендуется перед началом проведения работ обесточить питание автомобиля, сняв минусовую клемму с аккумулятора. Приступаем к выполнению работ:
- Для начала следует разъединить колодку с проводами от датчика. Для этого необходимо отжать специальную защелку или фиксатор и извлечь колодку.
- Пользуясь гаечным ключом на «22» необходимо вывинтить устройство из посадочного места.
- После этого осуществляется снятие прибора.
Процесс извлечения довольно примитивный, чего не скажешь о стоимости изделия. Для замены изделия необходимо в порядке обратном снятию установить новый лямбда-зонд.
Неисправности
При неисправном функционировании датчиков наблюдается первым делом появление известной надписи «Check Engine», а также кодов ошибок. ЭБУ способен определять неисправность изделий и выводить в цифровом формате эти ошибки. Все что нужно владельцу – это считать коды и выяснить причину неисправности. Для внедорожника УАЗ Патриот с одним зондом, имеется один диапазон ошибок, а для Евро-3 и 4 другой.
Для проверки изделий необходимо первым делом определить наличие напряжения. Для этого первоначально необходимо прогреть устройство до температуры не ниже 95 градусов, заведя автомобиль. Затем один щуп мультиметра необходимо подключить к выходному проводу от датчика, а второй к массе автомобиля. При этом напряжение должно с периодичностью в 1-3 секунды изменяться. Диапазон изменений равен от 0,05 до 0,9 Вольт. Если же напряжение будет отсутствовать, то причину неисправности следует искать в проводах.
Подводя итог, следует заметить, что рассматриваемый в материале датчик является важным элементом в работе двигателя ЗМЗ-409 внедорожника УАЗ Патриот. Стоимость изделий зависит от фирмы производителя, но стоит заметить, что немецкий лямбда-зонд Bosch обойдется в 4000-6000 рублей. На Патриоты с Евро-2 изделие стоит гораздо дешевле от 1500-3000 рублей. Найти датчики достаточно проблематично, но реально. Можно заказать их в интернете, но только предварительно убедившись в маркировке изделия, которое установлено на вашем автомобиле.
Источник
Датчик кислорода на УАЗ Патриот
Отечественные автомобили марки УАЗ Патриот первого поколения (2005 – 2014 гг.) оснащены одним датчиком концентрации кислорода (далее — ДКК). Второе поколение (2014 год), а также рестайлинговая версия 2017 года оснащены двумя контролерами.
Удвоенное количество датчиков поясняется ужесточением требований Евро 4. Таким образом, государство питается снизить количество токсических выбросов в атмосферу. В странах ЕС такая практика действует уже много лет, результаты положительные.
Датчик кислорода на УАЗ Патриот: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы
В ходе систематической эксплуатации автомобиля, заправки низкокачественным горючим контролер (-ы) изнашиваются, выходят из строя. На неисправность ДКК указывает ряд признаков, которые рассмотрим ниже.
Так как датчик (-и) неразборные, профилактике не подлежат, замена новыми по мере необходимости. Процесс установки ДКК вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Нарушение регламента недопустимо.
Каталожный артикул / маркировка | Цена в рублях |
---|---|
Управляющий 0 258 030 064 | От 2500 — 2700 |
Диагностический 220695-3826014 | От 2500 — 2700 |
3163-3826013 | От 2500 — 2700 |
3163-3825024 | От 2500 — 2700 |
3163-3824697 | От 2500 — 2700 |
3163-3823370 | От 2500 — 2700 |
*цены указаны состоянием на май 2019 года |
Верхний ДКК (управляющий) предназначен для определения количественного содержания кислорода в отработанных газах камеры сгорания цилиндров.
Нижний ДКК (диагностический) определяет содержание кислорода в выхлопном потоке после прохождения каталитического наполнителя. Данные передаются электронному блоку управления, на основании которых корректируется угол опережения зажигания, количество подачи воздуха в камеру сгорания.
Превышение кислорода в смеси называется «обогащением», а обратный процесс – «обеднением». Оба фактора негативно отображаются на функциональности мотора. Это приводит к снижению мощности, нестабильной работе на холостом ходу, повышенным расходом топлива.
С целью экономии средств многие автовладельцы приобретают низкокачественные запчасти, чем ускоряют преждевременный износ оборудования.
Где расположен кислородный датчик
УАЗ Патриот после 2014 г.в. оснащен двумя ДКК: диагностическим и управляющим. Первый установлен на корпусе выпускного коллектора, второй – на приемной трубе, после муфты коллектора.
Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 тыс. км.
Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле УАЗ Патриот
Признаки схожи с другими поломками, поэтому корректно идентифицируйте поломку на начальном этапе.
- Затрудненный запуск мотора;
- Увеличенный расход горючего;
- Снижение мощности;
- Пассивная динамика разгона;
- Работа мотора не в такт;
- На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок ЭБУ;
- Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
- Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.
При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения
Диагностика контролера своими руками на УАЗ Патриот
Для проведения диагностики используем мультиметр. Если у владельца нет прибора в наличии, его всегда можно приобрести в автомагазине, авторынке.
- Помещаем машину над смотровой ямой (придорожной эстакадой);
- Снимаем концевики на одном из ДКК;
- Подсоединяем клеммы мультиметра;
- Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
- Анализируем данные;
- По аналогии проверяем второй (диагностический) ДКК.
Стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, стрелка «в ноль» – повреждение. Контролер неразборный, профилактике не подлежит.
Параллельно с замером сопротивления на концевиках осмотрите целостность изоляционного слоя на проводке. При наличии повреждения замените участки кабеля.
Установка кислородного датчика на УАЗ Патриот
Необходимые материалы, инструменты:
- Ключ на «22»;
- Фонарик;
- Диагностический и управляющий контролеры.
- Устанавливаем УАЗ Патриот над смотровой ямой. Используем гидравлический подъемник, при отсутствии ямы;
- Глушим мотор, открываем капот;
- Ожидаем пока выхлопной контур остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
- Из-под днища отщелкиваем клеммы на диагностическом контролере. Выкручиваем его, заменяем новым, надеваем колодку с проводами;
- По аналогии заменяем управляющий датчик.
Замена своими руками завершена. При условии соблюдения регламента последующая профилактика через 80 тыс. км.
Источник