- Датчик распредвала двигателя 405, 406, 409, 4213, 4216. (Датчик положения распределительного вала двигателя — ДПРВ).
- Назначение и принцип работы датчика распредвала
- Устройство датчика положения распредвала моторов 405, 406, 409, 4213, 4216
- Электрическая схема подключения датчика распредвала
- Разъем датчика распредвала
- Где датчик распредвала устанавливается ?
- Где стоит датчик распредвала на двигателях УМЗ 4213, 4216.
- Технические характеристики датчика положения распредвала двигателя 405, 406, 409.
- Артикул датчика распредвала
- Неисправности датчика распредвала
- Ошибка датчика распредвала
- Как проверить датчик распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 моторов ?
- Проверка датчика распредвала с помощью встроенной в ЭБУ функции само диагностики
- Проверка датчика распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 движков с помощью тестера
- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Датчик распредвала двигателя 405, 406, 409, 4213, 4216. (Датчик положения распределительного вала двигателя — ДПРВ).
В этой статье описано назначение, принцип работы датчик распредвала двигателя 405, 406, 409, 4213, 4216 . Указаны его технические характеристики и возможные неисправности. Уточнено место, где датчик распредвала установлен. Приведена методика проверки датчика распредвала двигателя (Датчика фаз).
- Назначение и принцип работы датчика распредвала;
- Устройство датчика положения распредвала моторов 405, 406, 409, 4213, 4216;
- Электрическая схема подключения датчика распредвала;
- Разъем датчика распредвала;
- Где датчик распредвала устанавливается ?;
- Где стоит датчик распредвала на двигателях УМЗ 4213, 4216;
- Технические характеристики датчика положения распредвала двигателя 405, 406, 409;
- Артикул датчика распредвала;
- Неисправности датчика распредвала;
- Ошибка датчика распредвала;
- Как проверить датчик распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 моторов ?
- Проверка датчика распредвала с помощью встроенной в ЭБУ функции само диагностики;
- Проверка датчика распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 движков с помощью тестера.
Назначение и принцип работы датчика распредвала
Назначение датчика распредвала двигателя 405, 406, 409, 4213, 4216 состоит в определении положения выпускного распределительного вала. Поэтому данное устройство так и называется — датчик распредвала. Через положение распредвала с помощью этого датчика электронный блок управления определяет положение выпускных клапанов. А с помощью программы, заложенной в ЭБУ, определяет фазу впрыска и выпуска. Отсюда датчик распредвала имеет другое название — датчик фазы. Он помогает компьютеру движка определять фазу впрыска бензовоздушной смеси и выпуска отработанных газов. Он является своеобразным сенсором ЭБУ, с помощью которого тот следит за фазами работы цилиндров силового агрегата. Датчик положения распредвала работает совместно с отметчиком, расположенным на заднем торце выпускного распределительного вала.
Отметчик представляет собой загнутую металлическую пластину. Момент образования импульса в датчике распредвала соответствует проходу металлического отметчика возле его торца. Датчик положения распредвала — это интегральное устройство со встроенным усилителем формирования сигнала.
По принципу работы существует три разновидности датчика распредвала:
- С магнитом (индуктивного вида). Принцип работы данного вида датчика распредвала основан на возникновении ЭДС в магнитном поле прибора при прохождении возле его торца металлического зуба или отметчика. Подключение данных приборов обычно осуществляется двух контактной колодкой.
- Эффект холла. Работа ДПРВ основана на возникновении магнитного поля при прохождении возле его торца металлического предмета (отметчика). После чего магнитное поле возбуждает электрический импульс, который принимается ЭБУ. На этом принципе созданы датчики распредвала на движках 406, 405, 409, установленных на автомобили УАЗ и Газель.
- Световой эффект. Принцип работы данного типа датчика распредвала основан на приеме и преобразовании светового луча, который излучает источник.
Работа датчика положения распредвала 406-3847050 движков 405, 406, 409, 4213 основана на эффекте Холла (или магниторезистивного эффекта), создающий формирование ЭДС при изменении магнитного поля. Изменения магнитного поля происходят при прохождении металлического штифта-отметчика возле торца датчика. Далее мостовая схема усиливает полученный сигнал и отправляет его на управляющий компьютер авто.
При поломке этого устройства ЭБУ переводит работу движителя из распределенного фазированного впрыска топлива в распределенный пара фазный впрыск.
Устройство датчика положения распредвала моторов 405, 406, 409, 4213, 4216
Прибор является интегральным устройством, состоящим из чувствительного элемента и вторичного преобразователя импульса.
Конструкция датчика распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 силовых агрегатов состоит из :
- Цилиндрическая пластмассовая оболочка с чувствительным элементом и магнитом внутри;
- Посредине расположен фланцем с дыркой для крепежа;
- На конце прибора, внутри расположена схема вторичного преоразователя;
- От датчика распредвала отходит провод в экранированном кожухе размером в 15 см;
- На конце провода расположена трех контактная соединительная вилка.
Электрическая схема подключения датчика распредвала
Разъем датчика распредвала
Датчик распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 подключен к электрической цепи управления двигателем трех контактным соединительным разъемом. Для его фиксации установлена рамочная пружина.
Где датчик распредвала устанавливается ?
В этом разделе описано место монтажа датчика распредвала на двигателях 405, 406, 409, 4213, 4216 автомобилей УАЗ и Газель.
- Сенсор монтируется на движке с левого боку:
- ЗМЗ 4062.10, ЗМЗ 409.10, ЗМЗ 405.10 — сзади на ГБЦ;
- УМЗ 4213.10, УМЗ 420.10 — на передней крышке шестерен распределительного вала.
- При монтировании корпус датчика герметизирует резиновое кольцо. Сенсор прижимается болтиком М6х12.
- Зазор между торцом датчика и загибом штифта-отметчика может составлять 0,5-1,2 мм. Его можно откорректировать при монтировании выпускного распределительного вала.
- Соединение преобразователя с проводами осуществляется с использованием трех контактной колодки с рамочной пружиной.
- Для того, чтобы защитить сигнализирующую линию датчика (вывод 2) от помех автомобильной электрики, он изготовлен экранированным.
Где стоит датчик распредвала на двигателях УМЗ 4213, 4216.
На моторах УМЗ 4213, 4216 датчик распредвала устанавливается в передней части двигателя, слева, на крышке шестерен распредвала.
Номинальный зазор между торцом датчика и штифтом-отметчиком должен быть в пределах 0,7-1,5 мм.
Технические характеристики датчика положения распредвала двигателя 405, 406, 409.
- Питается постоянным «U» 4,5-18В.
- Величина оборотов штифта-отметчика может равняться 2,5-4000об/мин.
- Выходящее «U» низкого уровня не более 1,0В.
- Максимальная необходимость в токе не больше 30мА
- Самое малое нагрузочное сопротивление составляет 360 Ом.
- Время переключения
- С низкого уровня на высокий: 10 мкс;
- С высокого уровня на низкий: 3 мкс.
- Функционирует при температурах от -40 до +135°C
Видео — демонстрация датчика распредвала.
Оригинальное видео можно посмотреть на моем канале «Жизнь», в Ютуб: Здесь
Артикул датчика распредвала
Артикул, от латинского слова. articulus (раздел, статья) — означает тип, род устройства, датчика. Он имеет цифровое или буквенное обозначение для кодирования раздела, подраздела, главы. В нынешнее время применяется как обозначение марки или его кода, применяемого в справочниках и каталогах запчастей агрегатов и узлов.
В каталогах, справочниках артикул датчика распредвала имеет обычно семизначный номер: 406.3847050. Первые цифры доточки означают модель базавогоавгрегата. Первые две цифры после точки оззначают номер группы изделия. Следующие две цифры кодируют номер подгруппы. Оставшиеся три последние цифры означают порядковый номер устройства (изделия).В нашем случаи — датчик распредвала.
Артикул (Каталожныйномер) помогает систематизировать выпускаемое изделие и оегче его находить среди ему подобных.
Каталожные номера (Артикулы) датчика распредвала для различных двигателей:
- Для двигателей 406,409,4213 — 406.3847050, 406.3847050-06, ДФ-1, 25.3847, 36.3847, 24.3847, 49.3855, PG-3.1 0232103006
- Для моторов 40904 УАЗ, 40524,40525 ГАЗ ЕВРО-3 — 40904.3847000, 0 232 103 048 «Cartronic», Ref.0232103048 Ctr
- Для движков 40911 УАЗ 452, УМЗ А-274 ГАЗ — BOSCH 0 232 103 097, 40904.3847000-01
Неисправности датчика распредвала
Здесь подробно описаны возможные неисправности датчика распредвала движителей 405, 406, 409, 4213, 4216 и их влияние на силовой агрегат автомобиля. Описаны симптомы двигателя, указывающие на неисправность датчика положения распредвала.
Возможные неисправности ДПРВ:
- Возникновение рывков и потеря скорости авто.
- Потеря мощности двигателем и при этом автомобиль не может разогнаться свыше 60 км/час.
- Частая остановка мотора во время движения.
- Ухудшение динамики, провалы при включении зажигания и разгоне, выхлопы в глушителе.
- У некоторых авто, при неисправности ДПРВ, может пропасть искра зажигания. А это приводит к отказу и невозможности запуска движителя.
Ошибка датчика распредвала
Ошибка датчика распредвала двигателя 409.10 УАЗ с Микас 7.2
Ошибка датчика распредвала двигателя 409/10 | Наименование ошибки | Условия определения |
---|---|---|
054 | Неисправность цепи датчика фазы | При вращении коленчатого вала |
Примечание! При выходе из строя датчика распредвала электронный блок управления переводит работу двигателя на аварийный режим. Он позволяет доехать до места ремонта автомобиля.
Ошибка датчика распредвала двигателя 40900А, с ЭБУ Микас-11, автомобиля УАЗ 316300
Ошибка датчика распредвала двигателя 40900А | Наименование неисправности |
---|---|
0340 | Неисправность цепи датчика распрвала |
0342 | НУС цепи датчика положения распределительного вала |
0343 | ВУС цепи датчика положения распредвала |
Примечание:
В связи с различием состава систем управления двигателями отдельные коды неисправностей могут не идентифицироваться
Расшифровка ошибки датчика распредвала двигателя 40900А с ЭБУ Микас-11, автомобиля УАЗ 316300:
Ошибка «0340-0343» — неисправность цепи датчика положения распределительного вала. Возможные причины неисправности: датчик не подключен к жгуту проводов, обрыв или замыкание на массу выходной цепи датчика, обрыв или переполюсовка проводов питания датчика, наличие воды в соединителе датчика, повышенный или пониженный монтажный зазор между торцом датчика и отметчиком распределительного вала (нормальный зазор — 0,5-1,2 мм), повышенное радиальное биение распределительного вала, повреждение или отсутствие отметчика распределительного вала, неправильная установка шестерни распределительного вала или отметчика, неисправность входного канала блока управления, неисправность самого датчика.
Как проверить датчик распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 моторов ?
Здесь изложены некоторые способы, как проверить датчик распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 движка? Они просты в использовании и применнимы в любых условиях нахождения автомобиля.
Проверить датчик распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 движка можно несколькими способами:
- С помощью встроенной функции само диагностики
- С помощью простого тестера.
- С помощью осциллографа.
Первые два способа каждый водитель может применить везде: дома на стоянке, в пути.
Проверка датчика распредвала с помощью встроенной в ЭБУ функции само диагностики
- Чек сигнализатор светится при включенном движителе. Само диагностика ЭБУ показывает код ошибки 54.
- Проконтролируйте целостность проводов 8, 37д;
- Посмотрите соединение экранирующей оболочки с минусом мотора;
- Проконтролируйте расстояние между концом измерителя и отметчиком;
- Поменяйте сенсор на рабочий.
- Сигнальный чек хаотично мигает на холостом ходу мотора. Самодиагностика ЭБК высвечивает ошибку 54. Чек сигнализатор поломки пропадает при увеличении вращения движка.
- Исправте вероятные торцевые колебания штифта-отметчика распредвала;
- Проконтролируйте соединение экранной оболочки с минусом движителя.
Проверка датчика распредвала 405, 406, 409, 4213, 4216 движков с помощью тестера
Проверка датчика положения распредвала осуществляется в следующей последовательности:
- Включаем тестер в режим вольтметра.
- Подсоединяем один щуп к сигнальному выводу (вывод № 2, средний).
- Второй щуп подсоединяем к плюсу.
- Прокручиваем двигатель стартером и смотрим показания вольтметра. Если нет никаких изменений в показаниях тестера, то датчик сломался и его нужно менять.
Источник
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
В состав системы электронного управления двигателем ЗМЗ-409 Евро-2 с блоком управления Микас 7.2 входят следующие датчики системы управления двигателем : положения коленчатого вала или синхронизации, положения распределительного вала или фазы, массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, температуры воздуха, детонации, кислорода или лямбда-зонд.
Датчики системы управления двигателем ЗМЗ-409 с электронным блоком управления Микас 7.2
Датчик положения коленчатого вала или датчик синхронизации.
Каталожный номер DG-6 0 261 210 113 BOSCH или аналоги : 23.3847 или ДС-1. Индуктивного типа, установлен в передней части двигателя справа снизу. Датчик работает в паре с диском синхронизации, имеющим 60 зубьев, два из которых удалены. Просечка зубьев является фазовой отметкой положения коленчатого вала двигателя: начало 20-го зуба диска соответствует ВМТ первого или четвертого цилиндров двигателя, отсчет зубьев начинается после просечки по ходу вращения коленчатого вала.
Датчик служит для синхронизации фаз управления электромеханизмами системы с фазами работы механизма газораспределения двигателя. Он размечает каждый оборот коленчатого вала на равные угловые отметки (3 градуса), что позволяет рассчитать фазы впрыска и углы опережения зажигания, а также рабочую точку управления двигателем по частоте вращения коленчатого вала.
Номинальный зазор между торцом датчика и зубом диска синхронизации должен быть в пределах 0,5-1,2 мм. К жгуту проводов датчик подключается с помощью трехконтактной розетки с защелкой. Методика проверки датчика синхронизации и внешние проявления его неисправности при работе двигателя ЗМЗ-409 подробно изложены в отдельном материале.
Датчик положения распределительного вала или датчик фазы.
Каталожный номер PG-3.1 0 232 103 006 BOSCH или аналоги : ДФ-1, 406.3847050-04 или 406.3847050-05. Датчик работает в паре с отметчиком распределительного вала, выполненным в виде отогнутой пластины, установленной на выпускном распределительном вале. Служит для определения фазы ВМТ первого цилиндра, то есть он позволяет определить начало очередного цикла вращения распределительного вала. К жгуту проводов датчик подключается с помощью трехконтактной розетки с защелкой.
Методика проверки датчика положения распределительного вала и возможные внешние проявления его неисправности при работающем двигателе ЗМЗ-409, подробно изложены в отдельном материале.
Датчик массового расхода воздуха.
Каталожный номер HFM5-4.7 0 280 218 037 BOSCH или 20.3855 SIEMENS. Датчик крепится с одной стороны к дроссельному устройству, с другой — к воздушному фильтру с помощью резиновых патрубков и хомутов. При установке датчика нужно соблюдать его ориентацию, то есть стрелка, изображенная на корпусе датчика, должна совпадать с направлением воздушного потока к двигателю. Электросоединитель датчика должен быть повернут в сторону радиатора и ориентирован строго горизонтально.
Датчик позволяет определить массу воздуха, засасываемого двигателем, и рассчитать рабочую точку управления по цикловому наполнению цилиндров воздухом. К жгуту проводов блока управления датчик подключается с помощью контактной розетки с защелкой. На датчике может быть установлен потенциометр регулировки содержания СО в отработавших газах двигателя.
Методика проверки датчика массового расхода воздуха и возможные внешние проявления его неисправности при работающем двигателе, подробно изложены в отдельном материале.
Датчик положения дроссельной заслонки.
Каталожный номер DKG-1 0 280 122 001 BOSCH или аналог 406.1130000-01. Датчик устанавливается на дроссельном устройстве сверху и крепится к нему двумя винтами. Ось дроссельного устройства имеет ориентирующую лыску, которую при установке датчика совмещают со шлицем на цанговом зажиме оси датчика, соединение осей уплотняют резиновым кольцом.
Служит для определения степени и темпов открытия дроссельной заслонки. Датчик представляет собой потенциометр с токосъемником, перемещающимся по радиусу токопроводящего сектора 0-100 градусов. Выходное сопротивление потенциометра изменяется в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки. Электропитание датчика осуществляется стабилизированным напряжением (5+0,2) В от блока управления. Подключение датчика к жгуту проводов производится посредством трехконтактной розетки с защелкой.
Методика проверки датчика положения дроссельной заслонки и возможные внешние проявления его неисправности при работающем двигателе, подробно изложены в отдельном материале.
Датчики температуры охлаждающей жидкости и датчик температурного состояния впускного трубопровода, температуры воздуха.
Одинаковые, взаимозаменяемые, каталожный номер 19.3828. Датчики устанавливаются : температуры охлаждающей жидкости — на корпусе термостата, температуры воздуха — на ресивере двигателя. Соединения уплотняются герметиком. Служат для контроля за тепловым состоянием двигателя.
Датчик температуры представляет собой полупроводниковый стабилитрон, который имеет обратное включение и запитывается постоянным рабочим током +5В от блока управления. Выходное напряжение датчика изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Подключение датчиков к жгуту проводов производится посредством двухконтактных розеток с защелками.
Методика проверки обоих датчиков температуры и внешние проявления их неисправности при работе двигателя ЗМЗ-409 подробно изложены в отдельном материале.
Датчик детонации.
Каталожный номер KS 0 261 231 046 BOSCH или аналоги : GT-305 или 18.3855. Служит для определения детонации двигателя и позволяет блоку управления скорректировать угол опережения зажигания для устранения детонации. Подключение датчика к жгуту проводов производится посредством двухконтактной розетки с защелкой.
Методика проверки датчика детонации и внешние проявления его неисправности при работе двигателя подробно изложены в отдельном материале.
Датчик кислорода или лямбда-зонд.
Каталожный номер 5WK9-1000G SIEMENS или аналог. Датчик устанавливается в системе выпуска отработавших газов двигателя на приемной трубе глушителя перед нейтрализатором. Для комплектации системы управления двигателем без нейтрализатора на место датчика кислорода установлена заглушка.
Служит для индикации состояния топливо-воздушной смеси на уровне стехиометрического состава, при котором коэффициент избытка воздуха примерно равен 1,0, что позволяет блоку управления обеспечивать оптимальные условия для работы нейтрализатора отработавших газов.
Датчик представляет собой обогреваемый диффузионный электрохимический зонд, состоящий из твердого электролита на основе диоксида циркония (ZnO2). Зонд вырабатывает электрический сигнал около 0,8-1,0 Вольт при пониженной концентрации кислорода в отработавших газах (богатая смесь) и 0,2-0,4 Вольт при повышенной концентрации кислорода (бедная смесь).
Датчик имеет металлический корпус с резьбой М18х1,5 и гайкой под ключ S22, перфорированный защитный наконечник для диффузионного зонда. Подключение датчика к жгуту проводов производится посредством контактной вилки с защелкой.
Методика общей проверки датчика кислорода и возможные неисправности систем двигателя, которые могут влиять на его работу подробно изложены в отдельном материале.
Источник