Ремонт кроссовера для акустики

Содержание
  1. Ремонт кроссоверов и фильтров в акустических системах
  2. Квалифицированный ремонт кроссоверов и фильтров
  3. Что такое кроссовер и фильтры в акустических системах?
  4. Как менять детали кроссовера или ревизия разделительного фильтра на примере японской винтажной акустики JVC VICTOR SX-3
  5. Не сложный апгрейд акустики. Улучшаем кроссовер.
  6. Тема: Почему Нельзя Просто Так Рассчитать Кроссовер Для Акустической Системы
  7. Почему Нельзя Просто Так Рассчитать Кроссовер Для Акустической Системы
  8. Кроссовер акустический для колонок своими руками: схемы
  9. Кроссовер акустический — схемы для аудио колонок и сабвуфера своими руками
  10. Зачем нужен кроссовер акустический в звуковой системе
  11. Подключение кроссовера к колонке
  12. Какие бывают типы кроссоверов
  13. Акустические фильтры частот своими руками
  14. Кроссовер акустический — последовательные шаги изготовления
  15. Катушки индуктивности для фильтров аудио колонок
  16. Изготовление печатной платы под аудио кроссовер
  17. Монтаж акустических проводов

Ремонт кроссоверов и фильтров в акустических системах

Назначение акустических фильтров – это понижение высоких частот до допустимых показателей работы сабвуфера. По своему устройству фильтры проще, чем внешние кроссоверы. Правильное распределение мощности и частоты происходит благодаря фильтрам. В случае выхода из строя акустической системы будет большая вероятность, что нужен ремонт не только динамика, но и фильтра с кроссовером, так как, возможно, будут неправильно выполняться функции, если на этот момент, не обратить внимания, то следующий ремонт потребуется совсем скоро.

Квалифицированный ремонт кроссоверов и фильтров

Если возникает необходимость ремонта кроссовера и фильтров акустической системы из-за загрязнений жидкостями, какого-либо рода механического воздействия, непредвиденного скачка электричества или без причин аппаратура перестала работать, то для быстрого устранения неполадок рекомендуется обратиться за помощью специалистов.

Наш сервисный центр находится на рынке не один год, и имеет многолетний опыт в ремонтном процессе с акустической системой, в том числе фильтров и кроссоверов. При обращении клиентов происходит полная диагностика, после выявления «диагноза» происходит квалифицированный ремонт аппаратуры.

Читайте также:  Kia sportage есть ли крепление isofix

Что такое кроссовер и фильтры в акустических системах?

Для улучшения звучания акустической системы применяется дополнительное оборудование – это сабвуфер, усилитель, динамики и кроссовер.

Кроссовер используют для разделения диапазона частот в своем роде – это радиотехническое изделие является фильтром. В итоге каждая полоса проигрывается индивидуальной звуковой дорожкой – это радиоэлектронная схема из конденсатора и катушки, данные элементы должны соответствовать ряду компонентов, определенным настройкам звука и частотам.

Фильтры разделяются на два вида: пассивные и активные элементы. Для второго типа потребуется дополнительное питание, которое необходимо устанавливать перед усилителем. На фильтре имеется возможность регулировки параметров под индивидуального пользователя и процессорная обработка. Процесс работы пассивного фильтра происходит только с определенными настройками, но его можно устанавливать до и после усилителя.

При покупке кроссовера нужно обращать внимание, сколько фильтрующих полос имеет аппаратура, диапазон частот, пропускную способность. Чем больше будет уровней и чувствительность, тем качество звука будет выше.

Источник

Как менять детали кроссовера или ревизия разделительного фильтра на примере японской винтажной акустики JVC VICTOR SX-3

VICTOR SX-3 это добротная японская винтажная акустика 1974г. с бумажным НЧ и купольным твитером в оформлении закрытый ящик, но уже требует некоторого внимания, 45 лет от роду срок немаленький, как правило у всех треск из аттенюаторов, подвес НЧ динамика желательно обработать защитным средством, отреставрировать корпуса, проверить электролиты в фильтре. В отличие от акустики Diatone и других, в Victor SX-3, SX-5, SX-7, SX-500 используются подвесы динамиков на основе каучука, армированные тканью, такие подвесы не дубеют и не требует специального размягчения.

Почему нельзя просто взять и поменять компоненты кроссовера на современные лучшего качества с точки зрения звука?

Частое мнение на аудиофорумах, что чем меньше сопротивление катушки на НЧ, тем лучше. Это верно, но когда вы проектируете и настраиваете свою собственную авторскую акустику. Меняете компоненты в уже сведенной заводской АС? Нет возможности заниматься замерами АЧХ до/после? Тогда заменяйте номинал в номинал по всем параметрам деталей для получения результата не хуже, чем было. Сопротивления катушек индуктивности и ESR конденсаторов учитываются при финальном сведении заводской акустики. Потребуется хороший LCR метр. В данном примере у нас двухполоска JVC Victor SX-3, как правило, для двух полос всегда можно намотать катушки на воздушном сердечнике.

Остерегайтесь улучшателей с Авито, уродующих акустику, «мы тут поменяли старый японский динамик на такой же, только Visaton и стало ещё лучше!» Пара наглядных примеров — Victor SX-5 и Onkyo S-6000:

Ну и заодно всё остальное поменяли. Что стало лучше, где графики, измерения, подбор, где новый фильтр под другой динамик. Ничего этого нет, но «стало лучше». Покупайте побольше, несите подальше, но гарантия до двери:) Продавцы винтажной аудиотехники любят рассказывать об идеальном состоянии акустики, всё работает, без пробега по России (будто бы это преимущество), дефектовку никто не делает, но миф об аккуратных японцах не более чем миф, они легко собирают акустику на продажу на аукционе из нескольких штук. Как говорится только бизнес, ничего личного.

Серьезно что-либо улучшить можно грамотной заменой динамиков, но это уже будет совсем другая АС с другим фильтром, такой задачи у нас нет. В данном случае предстоит обновить компоненты кроссовера на современные, биполярные электролитические конденсаторы, в большинстве своем деградирующие со временем, заменяем на вечные пленочные неполярные конденсаторы(полипропилен), катушки на железных сердечниках меняем на катушки без сердечников. Ничего не имеем против катушек на сердечниках в трехполосках на НЧ, там им и место, но в двухполосках искажения из-за сердечников вполне будут слышны.

Вскрываем акустическую систему, фильтр довольно простой, на ВЧ второй порядок, составной биполярный электролитический конденсатор ELNA 10мкф из 6+4мкф и катушка, на НЧ одна катушка и опциональный делитель напряжения на двух керамических резисторах, подключается регулятором BASS ADJUST.

По мануалу рекомендуется включить этот селектор в положение ON, если бас гудит, или акустика установлена в углу комнаты, если по-простому, то регулятор просто уменьшает количество баса.

Почему установлен составной конденсатор, неужели в 1974 году не было конденсаторов на 10мкф? Очень просто, для уменьшения сопротивления ESR, при параллельном соединении двух конденсаторов оно значительно уменьшается. Такое соединение актуально только для электролитических конденсаторовов, у пленочников и так ESR плавает в районе нуля.

Замеряем конденсаторы. Нас интересует, уплыла ли емкость и ESR от времени.

Результаты замеров: C1= 5.97мкф ESR=0.92Ом; C2=4.3мкф ESR=1.27Ом. Вольтаж 25В. Общий ESR 0.5Ом.

Конденсаторы в норме, емкости соответствуют номиналам, значениям ESR позавидуют новые электролиты. В принципе можно не менять. ELNA делает хорошие конденсаторы, прошло 45 лет, а они как новые. Теперь самое интересное: ESR составного электролита 0.5Ом, если ставим пленочник с ESR=0, то для сохранения заводского тонального баланса АС необходимо перед конденсатором поставить резистор 0.5Ом. Резистор в цепи твитера, поэтому выбирайте максимально хороший, например C5-37В NI. В данной акустической системе этого можно не делать, так как есть аттенюатор на ВЧ для регулировки уровня.

Замеряем индуктивность и сопротивление DCR катушек , как правило на катушках маркировки нет.

Результаты замеров: L1=0.7мГн DCR=0.28Ом(НЧ), L2=0.31мГн DCR=0.17ом(ВЧ).

Делаем точные копии по значениям сопротивления и индуктивности, но на воздушном сердечнике. Очень удачно удалось попасть один к одному в значения сопротивлений с проводом 1.25мм. Дешевые китайские измерители не советуем, они показывают каждую неделю новые показания. Рекомендуем DER EE DE-5000. Можно прислать катушки нам, измерим и подберем варианты, уже несколько раз так делали.

Было в наличии три вида конденсаторов(К78-34, К78-19, К73-79), решили все попробовать, чтобы выбрать наиболее близкий к оригинальному тональному балансу АС, им оказался К78-19, хороший ровный конденсатор с приятным звуком для двухполосок. В трехполоску на ВЧ поставили бы К78-34, но в данной АС с ним почему-то ощущался провал на средних частотах, коими собственно и славятся Victor SX-3, вокал и струнные инструменты звучат изумительно.

Резисторы оставляем стоковые, они на НЧ, и то опционально. Раскраиваем кусок ДВП 3мм для платы кроссовера, саморезы для крепелния берем из нержавейки или латуни, так как рядом будут катушки. На данном фото маленькую катушку надо бы немного развернуть в сторону большой. Всё крепим на силиконовый клей.

Внутренняя разводка АС сделана очень тонким проводом, похоже на 0.3мм2, заменяем на медь 1мм2. К слову, во второй версии акустики Victor SX-3II проводка уже с завода идет более толстая.

Все разъемные соединения динамиков заменяем на пайку. Входные терминалы внимания не требуют, но при желании можно поменять на винтовые под банан.

Сравниваем в слепом тесте колонку в стоке и на современных комплектующих, ушла глухота(электролиты) и грязь в звуке(сердечники), появились чистые ВЧ. Наибольший эффект дает замена конденсатора и катушки на ВЧ. На этом всё, колонки готовы радовать нас своим звуком следующие 40 лет;)

Для примера замерили АЧХ и импеданс при помощи Dayton Audio Omnimic и DATS.

Замеры в жилом помещении!

Замер импеданса акустики:

Приехали ещё несколько пар акустики Victor SX-3 под реставрацию и восстановление.

После реставрации и восстановления корпусов АС, замены комплектующих, на акустику выдается наш фирменный гарантийный сертификат на 1 год со списком проделанных работ и наши контакты. Так что ценность акустики не снижается, если захотите её в будущем продать. Сами японцы обычно меняют только конденсаторы на пленочные Dayton Audio и входные клеммы на винтовые.

Источник

Не сложный апгрейд акустики. Улучшаем кроссовер.

Через какое то время использования всегда хочется улучшить звук своей акустики. Несложный пример апгрейда кроссовера на примере недорогих колонок Focal-JMLab Chorus 707 S.

Это были первые колонки у меня после музыкального центра. Я как и многие купился на навязчивую рекламу и купил себе кинотеатральный комплект 5.1 колонок и ресивер. Для кино эти колонки подходили хорошо, а вот при прослушивании музыки я явно ожидал от этой акустики большего. Сами по себе динамик в этой акустике хороши, но звук сильно упрощен кроссоверами , вернее дешёвыми радиодеталями из которых был собран данный кроссовер. Так как никто не сомневается в мастерстве инженеров ФОКАЛ (как и в жадности маркетологов и финансистов), то пересводить колонки смысла не имеет. Из частотный диапазон между динамиками распределён оптимально. Но вот улучшить детали кроссовера имеет большой смысл.

В данном случае рассмотрим самый простой апгрейд — замена только сопротивлений и конденсаторов. Было бы неплохо заменить и катушки индуктивности, но без специального прибора не определить их номинал. К тому же при замене катушек индуктивности изменяется и их внутреннее сопротивление, что надо учитывать при проектировании кроссоверов. А если этот параметр не откорректировать, то частотное сведение может «перекосить». Поэтому замена катушек индуктивностей уже не относится к простому апгрейду.

Поэтому заказываем сопротивления и конденсаторы. Если нет нужных деталей в ваших магазинах, то их можно заказать в интернет магазинах.

Я для этого апгрейда остановился на конденсаторах и сопротивлениях Jantzen Audio. Любителем и пропагандистом этой марки конденсаторов и сопротивлений является широко известный в кругах самодельшиков акустики — Troels Gravesen (его сайт по самодельной акустике http://www.troelsgravesen.dk/Diy_Loudspeaker_Projects.htm#SEAS constructions).

Также про то какие конденсаторы следует выбрать как они соотносятся между собой можно почитать вот здесь:

Большое тестирование и рейтингование конденсаторов разных брендов и марок

Я заказал конденсаторы и сопротивления Jantzen Audio .

Источник

Тема: Почему Нельзя Просто Так Рассчитать Кроссовер Для Акустической Системы

Опции темы

Почему Нельзя Просто Так Рассчитать Кроссовер Для Акустической Системы

Я долго смотрел как многие «рассчитывают» фильтр, просто вбив циферки в программу и получив номиналы, принимались мотать катушки, искать кондеры и т.д.
Но это не правильно, звук от этого хуже чем у купленных каких нибудь колонок фирмы свен.

Далее текст не мой.

Допустим мы имеем две пары динамиков, пара мидбасов и пара пищалок.
Известно : их частотная характеристика (от Х до Y герц), мощность, сопротивление (Z ом) и рекомендации производителя по выборе частоты раздела/среза.
Для расчёта фильтров кроссовера нужно не много — сопротивление нагрузки(динамиков) и частоту среза. Итак мы это всё имеем в исходниках и поэтому легко рассчитываем. Получаем следующее при моделировании:

Вроде всё ровненько и красиво, но когда мы собираем рассчитанный кроссовер и подключаем его к имеющимся динамикам, то на клеммах динамиков, т.е. после кроссовера приборы нам показывают следующее:

Как же так, ведь формулы все правильные, сопротивления динамиков точные ?
Дело в том что сопротивление динамика нельзя просто выразить цифрой, допустим 4 ома, т.к. оно зависит от частоты и если на частоте 400гц оно 7 ом, то на 4000гц вполне может быть 12 ом, вот примерно так выглядит типичный график импеданса у мидбасовика

— получается кроссовер работает на не стабильную нагрузку.
Но это ещё не всё, есть ещё неравномерность АЧХ и ФЧХ головок и несовпадение их акустических центров — когда мы начинаем микрофоном замерять получившуюся АЧХ она выглядит ещё хуже

Да, это явно не то к чему мы стремились.

Текст и графики написаны, сделаны — © mAxSpace

А еще есть baffle-step http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=70735 который подпортит еще будущую систему если его не компенсировать.

Миниатюры

Источник

Кроссовер акустический для колонок своими руками: схемы

Кроссовер акустический для аудио колонок и автомобильного сабвуфера, который можно изготовить своими руками. Зачем вообще в акустике нужны такие устройства как кроссовер? А нужен он, чтобы разделять частоты динамических излучателей установленных в акустической системе. Также можно посмотреть принципиальную схему простого фильтра сабвуфера, который может работать от источника постоянного тока 12 В. Подробности вот: здесь.

Кроссовер акустический — схемы для аудио колонок и сабвуфера своими руками

Самодельный акустический кроссовер применяемый в домашних колонках или сабвуферах изготовить собственными руками не представляет никакой сложности. Конечно, для этого нужно иметь хоть какие то навыки и прямые руки.

Зачем нужен кроссовер акустический в звуковой системе

Этот электронный прибор собранный по типу фильтров и играет важную роль в акустике. А предназначен он, чтобы разделять поступающий от источника сигнал на несколько рабочих частотных диапазонов используемыми динамиками. Кроссовер практически выполняет работу фильтра по отсеиванию ненужной частоты, тем самым фильтруя весь звуковой тракт.

Подключение кроссовера к колонке

В качестве простого примера здесь можно привести высокочастотные динамики, называемые пищалками. Так вот, если бы в аудио колонках не было установлено акустических кроссоверов, то пищалки просто бы захлебнулись всем спектром средних и особенно басовых частот хлынувшим на них. Ясное дело, что в таком случае говорить о каком то детализированном воспроизведении звука говорить не приходится. Динамические излучатели высокочастотного диапазона не могут воспроизводить другие частоты, кроме высоких.

Какие бывают типы кроссоверов

Аудио кроссоверы, это специальные электронные приборы в составе акустических систем, по типу они бывают активного и пассивного действия, двухполосные и трехполосные.

Положительные и отрицательные стороны пассивного фильтра частот

Пассивный частотный фильтр выполняет фильтрацию звуковых сигналов используя при этом установленные на плате сопротивления, конденсаторы и катушки индуктивности для динамиков. В конечном итоге на этих электронных элементах теряется много полезной мощности идущей на громкоговорители. Именно в этом заключается слабая сторона акустических кроссоверов пассивного типа.

Установка и подключение конструкции частотного фильтра в колонках как правило выполняется в самой ближней точке от динамика.

Из этого следует, что при таком варианте, хватит только одного усилителя мощности, чтобы получить качественный звук. Такая схема использования пассивного фильтра говорит о его положительной стороне в работе акустики.

В продаже акустические фильтры бывают как в виде отдельных модулей так и встроенных в акустику, в основном расчитанные на две или три полосы пропускания. К недостаткам таких электронных устройств пассивного действия можно отнести их неспособность выдерживать длительную максимальную нагрузку. В случае долговременного использования пассивного кроссовера в режиме пиковой нагрузки, чревато входом его из строя.

Кроссовер акустический активного типа, его плюсы и минусы

Устанавливается аудио кроссовер активного типа во входной цепи усилителя мощности, то есть на его входе. По этой причине применение только одного усилителя как в схеме с пассивным фильтром, попросту не получится. Применение активного фильтрующего устройства в аудио системе, означает обеспечение каждого громкоговорителя отдельным трактом усиления сигнала, вне зависимости от используемой им частоты.

Активный кроссовер в противовес пассивного имеет возможность корректного выбора и прецизионной настройки частоты среза. В частности, именно эта функция в устройстве считается наиболее ценной в плане создания качественного звука.

Акустические фильтры частот своими руками

Иногда бывает так, владельца автомобиля не устраивает штатная акустика и он решает заменить ее на более крутую. Но при ее установке в машину выясняется, что эта дорогостоящая аудио система не укомплектована кроссоверами. В этом случае, конечно же нельзя будет получить высококачественную звуковую картину. Почему нельзя, да потому, что без частотных фильтров, пищалки просто выйдут из строя, а без них это уже не звук.

Решить такую задачу, и тем самым выйти из этого неприятного положения можно только двумя путями — приобрести отдельно кроссоверы в магазине или изготовить их самостоятельно. Кстати, в этом нет ничего сложного, просто нужно прочитать внимательно инструкции по изготовлению таких устройств. Если выбрать вариант самостоятельного изготовления фильтров частот для динамиков, то для этого потребуются соответствующие материалы и инструменты.

Какие нужны материалы и инструменты:

  • Нормальный мощный паяльник
  • Прибор для измерения индуктивности катушек
  • Лак для пропитки катушек
  • Хлорное железо для травления плат
  • Стеклотекстолит на основе фольги
  • Термоусаживаемые трубки
  • Герметик силиконовый

Кроссовер акустический — последовательные шаги изготовления

Перед началом работ по установке частотного фильтра, желательно хорошо ознакомится с техническими параметрами приобретенных вами динамиков. Одним из самых важных критериев является значение частотного диапазона твитеров, обычно он находится в пределах от 2 до 30 кГц. Далее нужно выяснить чувствительность низко-частотных и высоко-частотных излучателей. Именно по этим характеристикам следует подбирать звуковую схему с подключением кроссовера.

Примечание. Как советуют профессионалы, в авто лучше всего устанавливать кроссоверы второго порядка. Конструктивно они собраны с использованием одного конденсатора и одной катушки для пищалки и такого же набора на вуфер. Такая схема имеет более высокую чувствительность.

Катушки индуктивности для фильтров аудио колонок

Если вы намерены изготовить катушки для фильтров НЧ громкоговорителей, тогда намотку лучше всего выполнять медным эмаль-проводом проводом диаметром 1 мм. Наматывать катушки нужно рядовым методом, виток к витку и в несколько рядов, по завершению наматывания, чтобы витки не расползались, их нужно зафиксировать клеем.

Затем, после намотки, обязательно проверьте получившуюся у вас индуктивность детали с помощью RLC-метра или цифровым мультиметром имеющим функцию измерения индуктивности. Впоследствии, когда уже все катушки будут готовы их нужно поместить в небольшую емкость с лаком (можно применять любой, даже строительный). После этого, дать стечь лаку и высушить их.

Полезная рекомендация. При формировании, желательно использовать ферритовые сердечники. На ферритовом стержне, общее сопротивление катушки значительно снижается, а сама конструкция получается достаточно компактной. Кроме этого, сокращается количество витков, следовательно — меньше расход медного провода.

Изготовление печатной платы под аудио кроссовер

Печатная плата для акустического фильтра сама по себе очень простая, так как на нее будут устанавливаться крупногабаритные детали, поэтому и дорожки-проводники будут широкими. Вначале схему рисуют на бумаге, отмечая точки крепления деталей соответствующие их размерам, то есть под катушки, конденсаторы и сопротивления, а также контактные площадки для соединительных разъемов.

После того, как схема будет нарисована на бумаге, ее нужно приложить к заранее подготовленной заготовке стеклотекстолита на основе медной фольги и шилом, через бумагу наметить точки установки компонентов на фольге. То есть, по этим точкам нужно будет сверлить отверстия.

Когда закончите сверление, здесь нужно будет определится, каким методом вы будете изготавливать дорожки и площадки на плате.
Если выберете метод травления, тогда нужно будет краской закрасить токопроводящие проводники и площадки для пайки выводов деталей, дать краске высохнуть, а затем протравить в растворе хлорного железа.

Есть другой вариант изготовление платы: наметить карандашом на фольге все необходимые места пайки деталей, а между ними острым предметом прорезать линии по фольге до самого текстолита, чтобы контактные площадки не соприкасались между собой. Ну и третий вариант, так сказать «колхозный» метод — он показан на видео ниже. В общем кому как нравится и в силу своих возможностей и способности.

Самостоятельное изготовление фильтра для акустики

Примечание. Все установленные на плате компоненты нужно надежно зафиксировать хорошим клеем и в дополнение затянуть капроновыми хомутами. Такое тщательное крепление вызвано необходимостью установки кроссовера внутри аудио колонки, а не снаружи. А если детали будут плохо закреплены на плате, то их просто оторвет динамическими ударами внутри корпуса. Может быть не сразу, но обязательно оторвет.

Монтаж акустических проводов

Подключение проводов выполняется с помощью паяльника, здесь ничего сложного нет, главное не напутать в соединении, чтобы провода НЧ-громкоговорителя не пустить на ВЧ-динамик, и при этом соблюдать полярность. Кроме этого, акустические провода, подключаемые к фильтру, так же как и компоненты на плате, нужно хорошо зафиксировать клеем, чтобы не болтались.

Представленные здесь рекомендации и советы в изготовлении акустического кроссовера надеюсь помогут вам в самостоятельной сборке этого устройства. Бюджет на это устройство зависит от сложности, количества и качества используемых элементов.

Источник

Оцените статью