Сборочные узлы, комплектующие и запчасти автомобилей УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-31512, 31514, 31519, УАЗ-469, УАЗ-3303, 3909, УАЗ-452, 3962, УАЗ-2206, 3741
Рулевое управление УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и его детали
Рулевое управление автомобиля УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 состоит из рулевого механизма (редуктора) с рулевой колонкой, рулевым колесом и рулевого привода.
Рабочей парой рулевого механизма (рис.1) является глобоидальный червяк 11 и двухгребневый ролик 17, установленный на оси 16 в головке вала 18 сошки.
Рис.1. Рулевой механизм (редуктор) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1— картер; 2— втулка вала сошки; 3 — сальник; 4— сошка; 5—шайба; 6— гайка; 7 — сальник; 8, 15— подшипники червяка; 9 — пробка маслоналивного отверстия; 10 — вал рулевого механизма; 11 — червяк; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — нижняя крышка картера; 14 — регулировочные прокладки; 16 — ось ролика; 17 — ролик; 18 — вал сошки; 19 — стяжной хомут рулевой колонки; 20 — рулевая колонка; 21, 35 — прокладки; 22 — втулка; 23 — стремянка; 24 — кронштейн распорки щитка и панели приборов; 25—подшипник; 26 — разжимное кольцо подшипника; 27 — пружина разжимного кольца; 28 — рулевое колесо; 29—регулировочный винт вала сошки; 30 — гайка; 31 — стопорная шайба; 32 — штифт; 33—подшипник вала сошки; 34 — боковая крышка картера
Зацепление червяка с роликом регулируют винтом 29, расположенным в боковой крышке 34 картера 1. Сошка 4 рулевого управления УАЗ-469 посажена на мелкие шлицы, нарезанные на конусе вала сошки.
Правильность угловой установки сошки на вал обеспечивается наличием в ней четырех сдвоенных шлицев и соответствующих сдвоенных впадин на валу, а плотность посадки достигается затягиванием гайки 6.
Положение сошки, соответствующее езде по прямой, должно совпадать со средним положением ролика вала сошки, находящегося в зацеплении с червяком. Допустимое отклонение — 25° поворота рулевого колеса в ту или другую сторону. Среднее положение ролика определяется по минимальному зазору в зацеплении с червяком.
Рулевая колонка УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 при помощи стремянки 23 и втулки 22, компенсирующей перемещение кузова во время движения автомобиля, крепится к кронштейну распорки щитка нередка и панели приборов.
Для компенсации смещения рулевой колонки при установке рулевого управления между кронштейном и резиновой втулкой устанавливаются регулировочные прокладки 21, а отверстия в кронштейне для крепления стремянки выполняются овальными.
Рулевая колонка УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 должна быть закреплена в положении, полученном при креплении картера к раме. Подтягивать рулевую колонку к кронштейну распорки при ее креплении не допускается так как это приведет к изгибу вала рулевой колонки и неизбежной его поломке.
Рис.2. Рулевой привод УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
а — автомобиля УАЗ-469; б — автомобиля УАЗ-469Б; 1 — рычаги рулевой трапеции; 2 — тяга рулевой трапеции; 3 — сошка; 4 — тяга сошки; 5 —рычаг
Тяги рулевого привода УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.2)—трубчатые, а рычаги 1 отлиты заодно с поворотными цапфами. Все шарниры самоподнимающиеся и не требуют регулировки в эксплуатации.
Шарниры рулевых тяг автомобиля УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.3, а) герметически уплотнены и закладываемый в них при сборке запас консистентной смазки обеспечивает работоспособность шарниров в течение длительного времени.
Рис.3а – Шарниры рулевых тяг УАЗ-469Б
1— гайка; 2 — палец; 3 — сферическая шайба; 4 — защитный чехол; 5 — сухарь; б — пружина; 7 —вкладыш; 8— опорная пята; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — корпус наконечника; 11 — заглушка; 12 — пружина; 13 — стопорное кольцо;
Рис.3б – Шарниры рулевых тяг УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
1 — гайка; 2— палец; 3— пружинный колпачок; 4 — кольцо; 5—защитные сферические шайбы; 6-сухарь; 7 — пружинные шайбы; 8 — опорная пята; 9 — заглушка; 10 — стопорное кольцо; 11 — пружина; 12 — пресс-масленка; 13— стопорная гайка; 14 — регулировочный штуцер
Шарниры рулевых тяг автомобиля УАЗ-469Б (рис.3, б) отличаются устройством от шарниров автомобиля УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и не взаимозаменяемы с ними.
Особенностью конструкции шарнира тяги рулевой трапеции УАЗ-469Б является наличие выступов на опорной пяте 8, которые расположены перпендикулярно оси тяги и через пружинные шайбы 7 упираются в торец пальца 2 и тем самым ограничивают опрокидывание тяги, возникающее в результате наличия изгиба тяги в горизонтальной плоскости.
От проворачивания опорная пята фиксируется усиком, который входит в отверстие для пресс-масленки. В шарнирах тяги сошки выступов на пяте нет, и пружинные шайбы отсутствуют. Шарниры уплотняются двумя сферическими шайбами 5 с резиновым кольцом 4 и пружинным колпачком 3.
Наличие изгиба в горизонтальной плоскости на тяге трапеции УАЗ-469Б не позволяет проводить регулировку схождения колес вращением самой тяги.
Поэтому левый наконечник к тяге приварен, а между правым наконечником и тягой установлен регулировочный штуцер 14 с внутренней правой и наружной левой резьбами, вращением которого регулируют схождение колес.
На автомобиле УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 тяга трапеции прямая с ввернутыми в нее наконечниками с правой и левой резьбами, что позволяет схождение колес регулировать вращением самой тяги.
Техническое обслуживание рулевого управления УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Техническое обслуживание рулевого управления автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 заключается в своевременной подтяжке болтов крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы, проверке крепления пальцев рулевых тяг, крепления рычага поворотной цапфы, проверке свободного хода рулевого колеса, регулировке рулевого механизма, своевременной смазке шарниров рулевых тяг и доливке масла в картер рулевого
механизма.
Периодически необходимо проверять состояние защитных резиновых чехлов шарниров рулевых тяг у автомобиля УАЗ-469 и при нарушении герметичности заменять их. Один-два раза в год в зависимости от условий эксплуатации шарниры необходимо разобрать, промыть и заложить новую смазку.
При появлении люфта в шарнире допускается подрезка пластмассового вкладыша по торцу на 0,5—1,0 мм и установка под пружину металлической прокладки толщиной 1,0—2,0 мм. Смазку в шарниры рулевых тяг автомобиля УАЗ-469Б добавлять через пресс-масленку согласно карте смазки.
Если в конических соединениях рычагов и пальцев появилась незначительная качка, ее следует своевременно устранить, для чего необходимо расшплинтовать гайку и затянуть ее до отказа.
Несвоевременная затяжка указанных соединений вызывает износ конических отверстий в рычагах, что потребует замены деталей. Один раз в год следует проверять правильность крепления рулевой колонки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 к кронштейну распорки кузова.
Для этого необходимо отвернуть гайки стремянки, подтянуть болты крепления картера к продольной балке рамы и уточнить количество регулировочных прокладок между кронштейном и резиновой втулкой рулевой колонки, чтобы при затяжке гаек стремянки не было изгиба вала.
Регулировка рулевого редуктора (механизма) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится для устранения зазоров в зацеплении червяка с роликом, которые появляются в процессе эксплуатации автомобиля.
Рабочая пара рулевого механизма выполнена таким образом, что при положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю.
По мере поворота колеса в ту или другую сторону зазор в зацеплении постепенно увеличивается, достигая наибольшего значения в крайних положениях ролика.
Состояние рулевого механизма УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10°, что соответствует 40 мм при измерении на ободе колеса.
Если люфт рулевого колеса будет более указанного, то прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, необходимо убедиться в плотности затяжки болтов крепления картера и исправности шарнирных соединений привода.
Регулировку рулевого редуктора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 следует начинать с проверки осевого зазора в подшипниках червяка. Для этого достаточно, обхватив колонку так, чтобы большой палец касался торца ступицы рулевого колеса, поворачивать рулевое колесо в обе стороны на некоторый угол.
При износе подшипников червяка будет ощущаться пальцем осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно трубы. Если осевое перемещение червяка отсутствует, необходимо, регулировать только зацепление ролика с червяком.
Регулировка затяжки подшипников червяка рулевого управления УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится с помощью прокладок 14 (см. рис.1), установленных между картером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в следующей последовательности:
— снять рулевой механизм с автомобиля, слить масло из картера, зажать рулевой механизм в тиски, отвернуть колпачковую гайку 30 и снять стопорную шайбу 31 с регулировочного винта 29;
— отвернуть болты крепления боковой крышки 34 картера и легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по торцу вала 18 сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и крышкой и осторожно снять прокладку 35;
— снять нижнюю крышку 13 картера, осторожно снять тонкую бумажную прокладку 14, установить нижнюю крышку на место, затянуть болты и проверить осевое перемещение червяка. Если осевое перемещение осталось, вновь снять нижнюю крышку, снять толстую прокладку, а на ее место установить ранее снятую тонкую.
Снимать более одной прокладки не следует; вращением червяка 11 окончательно проверить затяжку подшипников 8 и 15. При правильной затяжке подшипников червяка усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, должно быть 0,22—0,45 кгс (без установленного вала сошки). Затяжку подшипников проверяют при помощи динамометра, зацепляя его за спицу у обода колеса.
Регулировку зацепления ролика с червяком УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 можно производить без снятия рулевого механизма с автомобиля. Для этого необходимо:
— установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, отсоединить рулевую тягу от сошки, отвернуть колпачковую гайку и снять стопорную шайбу 31 со штифта 32 (см. рис. 1);
— вращая регулировочный винт 29 по часовой стрелке, устранить зазор в зацеплении и надеть стопорную шайбу.
— Если отверстие в шайбе не совпадает со штифом, повернуть регулировочный винт так, чтобы отверстие в шайбе совпадало со штифом;
— навернуть колпачковую гайку на регулировочный винт и, покачивая рукой рулевую сошку, проверить, нет ли люфта в зацеплении, затем проверить усилие, необходимое для вращения рулевого колеса.
Рулевое колесо должно свободно проворачиваться от среднего положения, соответствующего движению по прямой, при усилии 0,9—1,6 кгс, приложенному к рулевому колесу.
Рулевое управление УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — Сборка и установка
Снятие рулевого механизма (редуктора) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производить в следующей последовательности:
— отсоединить провода сигнала и переключателя указателей поворотов, снять переключатель указателей поворотов и кнопку сигнала, вынуть контактную чашку, пружину кнопки сигнала и седло пружины, снять контактную пластину кнопки сигнала вместе с изолятором и проводом;
— отвернуть на два-три оборота гайку крепления рулевого колеса и, пользуясь съемником, ослабить крепление рулевого колеса на конусе рулевого вала УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, отвернуть гайку крепления рулевого колеса и снять рулевое колесо, а гайку во избежание потери пружины и разжимного кольца, навернуть на конец вала на два-три оборота;
— снять стремянку крепления рулевой колонки, регулировочные прокладки и резиновую втулку, снять съемником сошку и затем рулевой механизм. После этого слить масло из рулевого механизма.
Разборку рулевого редуктора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производить в следующей последовательности:
— ослабить затяжку болта зажимного хомута рулевой колонки и отвернуть гайку на конце рулевого вала, снять трубку рулевой колонки. Из верхнего конца трубы вынуть пружину и разжимное кольцо. Подшипник из рулевой колонки выпрессовать только при необходимости его замены;
— отвернуть колпачковую гайку, снять стопорную шайбу с регулировочного винта, отвернуть болты крепления боковой крышки картера и легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по торцу вала сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и крышкой и осторожно снять прокладку;
— ввертыванием регулировочного винта в боковую крышку снять боковую крышку и регулировочный винт с вала сошки, затем снять нижнюю крышку вместе с прокладками, наружное кольцо нижнего подшипника и сепаратор с роликами;
— вынуть из картера вал с червяком в сборе и сепаратор с роликами верхнего подшипника. Наружное кольцо верхнего подшипника, сальник вала руля, сальник вала сошки и втулку вала сошки выпрессовать из картера только при необходимости их замены.
Снятие и разборку рулевых тяг УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производить в следующем порядке:
— расшплинтовать гайки крепления шаровых пальцев в рычагах и сошке, отвернуть гайки и выпрессовать пальцы. Во избежание потери уплотнителей навернуть гайки на концы шаровых пальцев на два-три оборота;
— зажать тягу в тиски, отвернуть стопорные гайки и вывернуть наконечники. В тяге трапеции УАЗ-469Б левый наконечник с тягой сварен и выворачивать его не следует. Чтобы вывернуть наконечники из тяги сошки УАЗ-469Б, необходимо расшплинтовать гайки болтов стяжных хомутов и ослабить затяжку хомутов;
— свести усы пружинного стопорного кольца, вынуть его из канавки наконечника и разобрать наконечник. Сухарь пальца выпрессовать из наконечника только в случае необходимости его замены.
Учитывая аварийную опасность в случае неисправности рулевого управления УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, при наличии износа или повреждения, как правило, не ремонтируют, а заменяют новыми.
Червяк рулевого механизма заменяют вместе с валом, если на его поверхности имеются вмятины и трещины или выкрашивание закаленного слоя в виде раковин, а также при значительном износе его поверхности.
Ролик вала рулевой сошки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 следует заменить, если на рабочей поверхности ролика имеются раковины, вмятины или трещины. Кроме того, ролик следует заменить, если образовался люфт в шарикоподшипниках или в посадке на оси.
Для замены ролика необходимо рассверлить головку оси, выбить ось и вынуть ролик. После установки нового ролика допускается закрепление оси электросваркой обеих сторон. Ролик при этом следует охлаждать, не допуская перегрева.
Вал рулевой сошки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 заменяют при повреждении шлицев или резьбы. Конические подшипники червяка заменяют новыми, если для устранения осевого люфта червяка необходимо удалить все регулировочные прокладки или если повреждены рабочие поверхности колец и роликов.
Наконечники рулевых тяг нуждаются в замене или в ремонте, если в них обнаружен чрезмерный износ рабочих поверхностей, люфт при повороте колес на стоянке или разрушение резинового уплотнителя.
Сферический палец следует заменять в комплекте с сухарем. Заменять только сферический палец не рекомендуется, так как сфера сухаря изнашивается неравномерно и при замене одного пальца не удается добиться хорошего сопряжения сфер пальца и сухаря. Резиновые уплотнители с повреждениями необходимо заменять сразу же после их обнаружения.
Сошка рулевого управления УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, рычаг поворотной цапфы и корпусы поворотных цапф не ремонтируют и заменяют при обнаружении усталостных трещин или при наличии износа конических отверстий.
Особенно тщательно необходимо осматривать на рычагах и сошке радиусы перехода от стержня к основанию или головке. Правка рычагов, отлитых как одно целое с корпусами, не допускается.
Сборку рулевого управления УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производить в порядке, обратном разборке. При этом необходимо учитывать следующее. Ролик вала сошки должен свободно вращаться от руки.
Цилиндрическую часть вала сошки и ролик при установке в картер смазать трансмиссионной смазкой. Цилиндрический и конические подшипники, наружные поверхности червяка и сальники смазать солидолом.
Затяжку подшипников червяка и регулировку зацепления ролика с червяком производить, как указано в соответствующих разделах. Биение шейки вала под шариковый подшипник рулевой колонки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 не должно быть более 3 мм.
При проверке вал в сборе с червяком должен вращаться в подшипниках червяка. Гайку крепления рулевой сошки затягивать моментом, равным 12—15 кг/см. При установке рулевого механизма на автомобиль, в первую очередь, необходимо затягивать болты крепления картера к продольной балке рамы.
Зазор между резиновой втулкой и кронштейном крепления рулевой колонки УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 необходимо устранить регулировочными прокладками.
Если при смещениях колонки в сторону овальные отверстия в кронштейне не позволяют закрепить ее в этом положении, допускается распиливание отверстий в кронштейне.
Перед сборкой рулевых тяг детали шарнира смазать в соответствии с картой смазки. При сборке наконечников тяги трапеции УАЗ-469Б необходимо иметь в виду, что опорные пяты правого и левого шарнира не взаимозаменяемы.
При установке опорной пяты усиком в отверстие под пресс-масленку выступы пяты должны располагаться перпендикулярно оси тяги. Шарниры рулевых тяг собирать в приспособлении.
Источник