- Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
- Детали сцепления УАЗ-Патриот 3163
- Главный цилиндр сцепления УАЗ, ремонт и замена
- Устройство главного цилиндра сцепления УАЗ
- Работа ГЦС
- Неисправности
- Ремкомплект главного цилиндра сцепления
- Сборка ГЦС
- Замена главного цилиндра сцепления
Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
Детали сцепления УАЗ-Патриот 3163
Сцепление (рис. 1) автомобиля УАЗ-Патриот 3163 — сухое, однодисковое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа. Привод выключения сцепления (рис. 5.2, 5.3) — гидравлический.
Рис. 1. Сцепление УАЗ-Патриот 3163
1 -вилка подшипника выключения сцепления; 2 –муфта подшипника выключения сцепления; 3 –подшипник выключения сцепления; 4 -кожух нажимного диска; 5 — нажимной диск; 6 -картер сцепления; 7 –маховик коленчатого вала; 8 -ведомый диск; 9 -нажимная пружина; 10 -усилитель картера сцепления; 11 –передний подшипник первичного вала коробки передач; 12 — первичный вал коробки передач; 13 -гаситель крутильных колебаний
Техническое обслуживание сцепления УАЗ-Патриот
Обслуживание сцепления автомобилей УАЗ-Патриот заключается в очистке от грязи и подтяжке болтовых соединений.
Обслуживание привода выключения сцепления заключается в поддержании уровня рабочей жидкости в бачке главного цилиндра гидропривода и, при необходимости, прокачке. Уровень жидкости должен быть на 15-20 мм ниже верхнего края бачка.
На наличие воздуха в системе гидропривода указывает мягкость педали и неполное выключение сцепления.
Положение педали выключения сцепления регулируется изменением длины толкателя 12 (рис.4) главного цилиндра выключения сцепления.
Полный ход педали сцепления должен быть 130+20 мм. Свободный ход (5-8 мм) обеспечивается конструкцией сцепления и не регулируется.
Рис. 2. Привод выключения сцепления УАЗ-Патриот, УАЗ-3163 (педаль, главный цилиндр и трубопровод)
1 — крышка бачка главного цилиндра; 2 — бачок главного цилиндра; 3 — главный цилиндр привода сцепления; 4 – трубка главного цилиндра; 5 -защитные втулки; 6 — скоба; 7 — пружина педали сцепления; 8 -контргайка; 9 -муфта толкателя поршня главного цилиндра; 10 -шплинт; 11 -кронштейн сцепления; 12 -педаль сцепления; 13 -фланцевая гайка крепления кронштейна сцепления; 14 -пружинная шайба; 15 -гайка; 16 -втулки педали сцепления; 17 -ось педали сцепления; 18 — накладка педали сцепления; 19 -втулки пружины педали сцепления; 20 -гайка оси педали сцепления; 21 -гайка крепления шланга; 22 -пружинная шайба зубчатая; 23 -шланг привода выключения сцепления
Замена муфты с подшипником выключения сцепления УАЗ-Патриот
— Установите автомобиль на эстакаду или смотровую яму для доступа снизу к коробке передач и сцеплению.
— Отверните болты крепления рабочего цилиндра 5 (см. рис. 3) сцепления к картеру коробки передач.
— Снимите с автомобиля коробку передач.
— Снимите муфту 2 (см. рис. 1) с подшипником 3 и вилку 1 с крышки первичного вала коробки передач.
— Выньте муфту 2 с подшипником 3 выключения сцепления из вилки 1.
— Промойте шейку передней крышки первичного вала коробки передач и смажьте тонким слоем свежей смазки.
— Перед сборкой заполните канавку на внутренней поверхности муфты выключения сцепления свежей смазкой.
— Вставьте новую муфту с подшипником выключения сцепления в вилку и наденьте на крышку первичного вала коробки передач.
— Установите коробку передач.
Снятие и установка дисков сцепления УАЗ-Патриот, УАЗ-3163
Для снятия дисков сцепления УАЗ-Патриот — Отверните болты крепления рабочего цилиндра 5 (см. рис. 3) сцепления к картеру коробки передач. Снимите с автомобиля коробку передач.
Затем отверните шесть болтов крепления нажимного диска и снимите нажимной и ведомый диски.
Отворачивайте болты постепенно и последовательно по окружности, не более двух оборотов ключа за один раз, чтобы не изогнуть опоры кожуха нажимного диска.
Ведомый диск и нажимной диск 9 (корзина) УАЗ-Патриот с кожухом и нажимной пружиной разборке не подлежат. Установку дисков на автомобиле производите в обратном порядке.
Перед установкой ведомого и нажимного (корзины) дисков УАЗ-Патриот выполните следующее:
— Протрите чистой тканью, смоченной в бензине, все поверхности трения дисков и маховика.
— Продуйте воздухом детали дисков сцепления и осмотрите их для выявления возможных дефектов.
— Добавьте смазку в подшипник первичного вала коробки передач.
— Установите ведомый диск и корзину сцепления УАЗ-Патриот, УАЗ-3163 и сцентрируйте ведомый диск относительно маховика с помощью оправки, входящей в подшипник коленчатого вала.
— Вместо оправки можно использовать первичный вал коробки передач. Короткая часть ступицы ведомого диска должна быть обращена к маховику.
Рис. 3. Привод выключения сцепления УАЗ-Патриот (выжимной подшипник, вилка и рабочий цилиндр)
1 -вилка подшипника выключения сцепления; 2 — подшипник выключения сцепления; 3 -первичный вал коробки передач; 4 -опора вилки; 5 -рабочий цилиндр; 6 -перепускной клапан; 7 -шланг; 8 -картер сцепления
Снятие и разборка гидропривода сцепления УАЗ-Патриот
Снимайте гидропривод выключения сцепления с автомобиля в следующем порядке:
— отсоедините шланг 7 (см. рис. 3) от рабочего цилиндра;
— слейте жидкость из гидропривода через отсоединенный конец шланга;
— отверните болты крепления и снимите рабочий цилиндр;
— снимите пружину 7 (см. рис. 2) педали выключения сцепления;
— расшплинтуйте палец педали выключения сцепления, вынув шплинт 10;
— отсоедините трубку 4 от главного цилиндра;
— отверните гайки 15, снимите муфту 9 с пальца педали и снимите главный цилиндр.
Рис. 4. Главный цилиндр выключения сцепления УАЗ-Патриот
1 — крышка бачка; 2,6,18 -прокладки; 3 — сетка бачка; 4 -корпус бачка; 5 –штуцер бачка; 7, 15 -уплотнительные манжеты; 8 — упорная шайба; 9 -стопорное кольцо; 10 — муфта толкателя; 11 -гайка; 12 -толкатель; 13 -защитный колпак; 14 -поршень; 16 — пружина поршня; 17 -корпус главного цилиндра; 19 -штуцер главного цилиндра; 20 -гайка крепления трубки
Разборку главного цилиндра сцепления УАЗ-Патриот, УАЗ-3163 производите в следующем порядке:
— снимите крышку 1 (см. рис. 4) и сетку 3 наполнительного бачка;
— выньте из корпуса 17 главного цилиндра стопорное кольцо 9 и упорную шайбу 8;
— выньте из корпуса поршень 14 с уплотнительными манжетами и возвратную пружину 16.
Во избежание повреждения уплотнительных манжет для удаления поршня подведите сжатый воздух в отверстие штуцера 19.
Штуцеры 5 и 19 главного цилиндра с прокладками при разборке отворачивать не следует, если не наблюдалось подтекания через них рабочей жидкости.
Рис.5. Рабочий цилиндр выключения сцепления УАЗ-Патриот
1 -шланг; 2 -пружина поршня; 3 –корпус цилиндра; 4 -поршень; 5 –уплотнительная манжета; 6 -защитный колпак; 7 –стопорное кольцо; 8 -толкатель поршня; 9 -перепускной клапан; 10 -защитный колпачок; 11 -соединительная муфта
Разборку рабочего цилиндра сцепления УАЗ-Патриот производите в следующем порядке:
— отсоедините от рабочего цилиндра резиновый защитный колпак 6 (рис. 5) и выньте толкатель 8 вместе с колпаком;
— снимите колпак с толкателя;
— выньте из корпуса рабочего цилиндра стопорное кольцо 7;
— выньте поршень 4 с уплотнительной манжетой и пружину 2 из корпуса цилиндра; во избежание повреждения поршня и манжеты подведите сжатый воздух к отверстию для шланга;
— снимите с поршня уплотнительную манжету 5;
— выверните перепускной клапан 9;
— снимите с клапана защитный колпачок.
Детали гидропривода тщательно промойте в тормозной жидкости или в спирте, продуйте сжатым воздухом и осмотрите.
Сборка гидропривода сцепления УАЗ-Патриот
Сборку гидропривода выключения сцепления производите в порядке, обратном разборке. Перед сборкой зеркало цилиндров смажьте касторовым маслом или свежей тормозной жидкостью.
При сборке главного цилиндра сцепления УАЗ-Патриот, УАЗ-3163 убедитесь, что возвратная пружина уверенно возвращает поршень в исходное положение.
Проверьте при помощи мягкой проволоки диаметром 0,3 — 0,5 мм, не перекрывает ли манжета компенсационное отверстие, что совершенно недопустимо.
При сборке рабочего цилиндра убедитесь, что пружина уверенно перемещает поршень в цилиндре до упора в стопорное кольцо. Установку гидропривода на автомобиль производите в порядке, обратном снятию.
Прокачка гидропривода сцепления УАЗ-Патриот
Заполните гидропривод сцепления УАЗ-Патриот жидкостью и прокачайте его для удаления воздуха в следующем порядке:
— поднимите капот автомобиля и отверните крышку бачка главного цилиндра;
— заполните бачок главного цилиндра рабочей жидкостью до нормального уровня (на 1,5 — 2,0 мм ниже верхней кромки бачка);
— снимите защитный колпачок с головки перепускного клапана рабочего цилиндра и наденьте на головку резиновый шланг;
— погрузите свободный конец шланга в сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный на половину высоты рабочей жидкостью;
— создайте в системе давление, резко нажав 4 — 5 раз с интервалом 1 – 2 секунды на педаль сцепления;
— удерживая педаль, отверните на 1/2 — 3/4 оборота перепускной клапан, следя за тем, чтобы свободный конец шланга оставался погруженным в жидкость. Жидкость с пузырьками воздуха будет выходить в сосуд;
— после того как истечение жидкости в сосуд прекратится, заверните перепускной клапан до отказа при нажатой педали сцепления;
— проверьте наличие жидкости в бачке главного цилиндра сцепления. Не допускайте во время прокачки обнажения дна в бачке, в противном случае в систему снова попадет воздух;
— повторяйте указанные выше операции до тех пор, пока из шланга не прекратится истечение жидкости с воздухом;
— снимите с головки перепускного клапана шланг и наденьте защитный колпачок;
— долейте жидкость в бачок до нормы.
Нельзя доливать в бачок жидкость, выпущенную при прокачке, так как в ней содержится воздух. Эту жидкость можно использовать только после ее отстаивания в течение суток и фильтрации.
Источник
Главный цилиндр сцепления УАЗ, ремонт и замена
Поскольку мой УАЗ 3303 выпуска 1989 года, то в магазинах всегда спрашивал главный цилиндр сцепления старого образца. Однако он аналогичен для уазиков «буханка» и её модификации, например, УАЗ 3741, УАЗ «фермер», 3909 и т.д.
Устройство главного цилиндра сцепления УАЗ
Главный сцепления для УАЗ 3151, «Hanter», Патриот с артикулом 420.469-1602300, имеет некоторые отличия, но не кардинальные. Всего лишь имеет установленный бачок, а не трубку и проушину вместо вилки толкателя поршня цилиндра. Для «головастиков» и «буханок» артикул – 420.3741-1602300.
Вполне можно заменить необходимые детали и собрать, то что нужно. Как устроен ГТЦ приведено ниже на рисунке.
Из устройства видно каким образом осуществляется регулировка свободного хода педали муфты. Для этого необходимо накручивать или выкручивать вилку толкателя.
Манжеты ГЦС представляют собой кольцо и так называемый «грибок» диаметром 22 мм.
Работа ГЦС
Вкратце работа сцепления выглядит так:
- При выжиме педали сцепления толкатель перемещает поршень, компенсационное отверстие закрывается.
- Он толкает перед собой жидкость в систему создавая давление.
- Это давление воздействует на поршень рабочего цилиндра, а тот через шток выжимает вилку.
- Вилка, двигая выжимной подшипник давит на лепестки корзины и отводит прижимной диск от диска сцепления.
Важную роль при прокачивании играет клапан и пластинка. Даже если систему не прокачивать, она всё равно заполнится. Достаточно залить жидкость и открутить клапан на рабочем цилиндре. Она самотёком заполнит систему, это касается и тормозов.
Жидкость через компенсационное отверстие поступает в полость перед поршнем через клапан в магистраль. Заполнив всё, жидкость будет вытекать через клапан. Здесь, главное, чтобы шток не был удлинён и компенсационное отверстие не перекрывалось манжетой.
При прокачке всё несколько по-другому.
- При перемещении поршня вперёд клапан 19 открыт.
- Когда он идёт назад, клапан закрыт и передним создаётся разряжение.
- В поршне имеются отверстия закрытые пластиной 3. Она отходит и открывает отверстия. Жидкость перетекает из полости над поршнем и бачка через перепускное отверстие в разряженную полость перед поршнем. Манжет (грибок) даёт ей перетечь.
- Достигнув стопорного кольца поршень останавливается, пружина прижимает грибок и пластину. Это готовность к новому циклу.
Неисправности
Основными неисправностями ГТЦ являются повреждения манжет. Если будет повреждён «грибок», то поршень не будет создавать давление в системе и муфта перестанет выжиматься. Обычно это задиры, трещины или просто он сточился. Частое многократное нажатие, конечно, будет помогать, но недолго. Невозможно включить скорость и стронуться. Нужно менять манжет или заменить полностью главный.
Во втором варианте, при неисправности второго кольцевого манжета, жидкость будет вытекать наружу. На пол в кабине будет капать DOT. Вполне можно заменить кольцом из ремкомплекта.
Ремкомплект главного цилиндра сцепления
Качество УАЗовских цилиндров сцепления оставляет желать лучшего. Некоторые автолюбители переделывали на ВАЗовские, более надёжные. От применения ремкомплектов я тоже отказался, так как проблем с ними не меньше. При дешевизне ремонта, срок работы отремонтированного ГЦС был от месяца до полугода.
Для замены манжетов:
- открутите главный штуцер;
- снимите стопорное кольцо;
- выдавите в сторону стопора манжеты с поршнем;
- протрите чистой тряпкой все детали и цилиндр внутри;
- убедитесь, что его зеркало не поцарапано;
Сборка ГЦС
- замените кольцевую манжету;
- со стороны стопора поставьте поршень на место и установите стопор;
- со стороны штуцера положите пластинку и 2 манжету;
- вложите пружину и сжимая прикрутите штуцер.
Замена главного цилиндра сцепления
Приготовьте ключи на 12 и 13, пассатижи и отвёртку. Перед началом работ по замене откачайте остатки DOT из бачка.
- ослабив отвёрткой хомут отсоедините трубку от бачка;
- пассатижами снимите шплинт с пальца в вилке толкателя и снимите его;
- открутите гайки крепления цилиндра;
- открутите трубку магистрали;
- снимите деталь.
Поршень ГЦС с пластиной и грибком
Чтобы снять главный сцепления придётся попотеть из-за неудобств
открутить трубку на рабочий цилиндр можно в конце
После замены на новый не прикручивайте выходную трубку пока жидкость не потечёт из отверстия.
Как видите, самостоятельная замена цилиндра достаточно проста. Есть только трудности с установкой пальца и его шплинтовкой. Сейчас на рынке выбор побольше вполне можно подобрать хороший по качеству. При замене установлен «Деталь-эксперт» 2 года полёт нормальный. Ну в заключении видео по теме:
Источник