Схема водяного насоса уаз

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Компоненты системы охлаждения двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Система охлаждения двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.1) —жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Наивыгоднейший температурный режим работы двигателя — 80— 95° С.

Эта температура поддерживается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляемыми водителем.

Рис.1. Схема системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151

1 — радиатор; 2 — вентилятор; 3 — выпускной патрубок; 4 — термостат; 5 — водораспределительная труба; 6 — отверстие водораспределительной трубы; 7— головка цилиндров; 8 — прокладка; 9 — блок цилиндров; 10 и 12 — спускные краники; И — крыльчатка водяного насоса; 13 — приемный патрубок; 14 — шкив; 15 — перепускной канал

В системе охлаждения для контроля температуры жидкости в щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса.

Кроме того, в панели приборов установлена сигнальная зеленая лампочка, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 92—98° С.

Датчик этой лампочки установлен в верхнем бачке радиатора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514. При загорании сигнальной лампочки надо открыть жалюзи.

Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомобиль и устранить причины перегрева (долить воды, увеличить натяжение ремня вентилятора и т. д.).

Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.2) — центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

Полость насоса уплотняется при помощи резинового манжета 8, плотно прижимающегося пружиной 9 к шайбе 7 и валу 2 насоса.

Рис.2. Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514

] — гайка; 2—вал насоса; 3— корпус насоса; 4— контрольное отверстие подшипников; 5 — пресс-масленка; 6 — распорная втулка; 7— текстолитовая шайба; 8 — резиновый манжет; 9 —пружина; 10 — крыльчатка; И — болт; 12 — контрольное отверстие для стока воды; 13 — подшипники

Ремонт помпы (водяного насоса) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Характерными неисправностями водяного насоса являются: течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитовой уплотняющей шайбы или разрушения манжета сальника, износ подшипников, обломы и трещины крыльчатки водяного насоса.

Подтекание воды из помпы устраняют заменой текстолитовой уплотняющей шайбы и манжета.

Для замены указанных деталей необходимо снять насос с двигателя, отъединив его от кронштейна, спять съемником крыльчатку и затем вынуть уплотняющую шайбу и манжет сальника.

Собирают сальник в такой последовательности: в крыльчатку вставляют пружину с обоймами пружины, затем манжет и текстолитовую шайбу. Прижав текстолитовую шайбу к манжету, вставить стопорное кольцо.

При этом часть валика помпы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, сопряженную с манжетой, перед установкой сальника и напрессовкой крыльчатки смазывают мылом, а торец корпуса насоса, соприкасающийся с упорной текстолитовой шайбой, — тонким слоем графитной смазки.

Напрессовывать крыльчатку на валик следует на ручном прессе до упора ее ступицы в торец лыски. При этом помпа должна опираться передним торцом
валика на стол, а нагрузку прикладывают к ступице крыльчатки.

Для замены подшипников или валика водяной насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать в следующей последовательности: спрессовать с валика насоса крыльчатку, отвернуть гайку крепления ступицы шкива и сиять ее при помощи съемника, вынуть стопорное кольцо подшипников из корпуса насоса и медным молотком (или на прессе) выбить валик с подшипниками из корпуса насоса, оперев передний торец корпуса на подставку с отверстием для прохода подшипников.

Собирают помпу в обратном порядке. При этом новый подшипник запрессовывают на валик и в корпус одновременно при помощи ручного пресса и оправки.

Войлочный сальник подшипника должен быть обращен в сторону стопорного кольца. Надев на валик помпы распорную втулку, запрессовать второй подшипник войлочным сальником наружу.

Термостат УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — запирающего типа, помещается в выпускном патрубке 5 (рис.3), расположенном на кронштейне водяного насоса, и действует в результате изменения длины гофрированного баллона 9, который наполнен легкоиспаряющейся жидкостью.


Рис.3. Схема работы термостата УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512

а — при холодном двигателе; б — при разогретом двигателе; 1 — корпус водяного насоса; 2—кронштейн; 3 — прокладка; 4 — корпус термостата; 5 — выпускной патрубок; 6 — клапан термостата; 7 — прокладка термостата; 8 — стержень термостата; 9 — баллон; 10 — отверстие

Клапан 6 термостата автоматически в зависимости от температуры воды в блоке цилиндров двигателя отключает или включает радиатор.

При температуре воды ниже 68° С клапан термостата закрыт (рис.3, а) и вода циркулирует только по «малому кругу»— внутри двигателя, минуя радиатор.

При температуре воды 80—86° С клапан полностью открывается и вода направляется из головки цилиндров в радиатор по «большому кругу» (рис.3, б).

Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.4) — трубчато-ленточный. Плоские трубки впаяны в верхний и нижний бачки радиатора в три ряда.

Промежутки между трубками заполнены припаянными к ним лентами из красной меди, сформированными в виде змейки с шагом 4,5 мм.


Рис.4. Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и детали соединения его с рубашкой охлаждения двигателя

1 — радиатор; 2— пробка радиатора; 3 — стяжной хомут; 4 — соединительный шланг радиатора; 5 — корпус термостата; 6 — термостат; 7 — детали подвески радиатора; 8 — краник слива воды; 9 — тяга управления краником; 10 — кожух вентилятора

Для более эффективного охлаждения воды на радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 со стороны двигателя установлен стальной кожух вентилятора.

Пробка радиатора герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через выпускной и впускной клапаны 6 и 5.

Выпускной клапан 6 открывается при повышении давления в системе до 0,45—0,55 кгс/см2. Благодаря такой возможности повышения давления вода в системе начинает закипать только при 109—112° С.

При температурах воды меньше 109—112° С система изолирована от окружающей среды и практически убыли воды не происходит.

Впускной клапан 5 открывается при разрежении в системе 0,01—0,1 кгс/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор.

Вентилятор УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 — шестилопастный, сборный. Крепится вентилятор вместе со шкивом его привода к ступице водяного насоса.

Приводится вентилятор вместе с водяным насосом клиновым ремнем от коленчатого вала. Этот же ремень используется для привода генератора. В зимнее время кожух вентилятора рекомендуется снимать.

Жалюзи установлены перед радиатором. Управление створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги. При вытягивании рукоятки тяги на себя жалюзи закрываются, при втягивании — открываются.

Уровень воды в радиаторе УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 проверять ежедневно перед выездом. Доливать и вновь заливать в радиатор только «мягкую» воду.

Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и трубках радиатора воду в системе охлаждения следует менять как можно реже.

Смягчить жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя (блок и головку цилиндров и кронштейн водяного насоса).

Зимой рекомендуется заливать в систему охлаждения этиленгликолевую жидкость с низкой температурой замерзания — антифриз, ГОСТ 159—52.

При температуре до —40° С следует пользоваться охлаждающей жидкостью марки 40, при более низкой температуре — марки 65.

Воду из системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 сливают через два краника: один находится справа на блоке цилиндров двигателя или в котле предпускового подогревателя, а второй слева на нижнем бачке радиатора.

При сливе воды необходимо, спустя некоторое время после открытия краников, открывать пробку радиатора.

Натяжение ремня вентилятора проверять нажатием на него между шкивами водяного насоса и генератора большим пальцем руки с усилием 4,5 кгс.

Прогиб его при этом должен быть равен 10 мм. Проверять и регулировать (в случае необходимости) натяжение ремня вентилятора необходимо при проведении ТО-1 и ТО-2.

Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить болты крепления генератора к кронштейну и установочной планке, сместить генератор в нужном направлении, закрепить болты и еще раз проверить натяжение ремня.

Подшипники водяного насоса смазывать при проведении ТО, через прес-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия 4 (см. рис.2). Излишнюю смазку следует убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.

Работу термостата проверяют в случае перегревания двигателя при исправном зажигании, а также одновременно с промыванием системы охлаждения.

Проверить исправность термостата можно по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя.

При неисправном термостате указанный патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном — после того, как температура воды в блоке достигнет 60—70° С (по указателю-температуры воды на щитке приборов).

Если таким путем не удается убедиться в исправности термостата, то его снимают и проверяют.

Систему охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 промывают 1 раз в год перед летним сезоном эксплуатации.

Двигатель и радиатор промывают раздельно, используя для этого чистую водопроводную воду. Перед промывкой двигателя вынимают из патрубка термостат и отсоединяют шланги от радиатора.

Для лучшей очистки рубашки охлаждения следует вывернуть из блока цилиндров спускной краник вместе с переходным штуцером или отсоединить от блока цилиндров подводящий шланг котла пускового подогревателя на автомобиле.

Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы. Промывать рубашку охлаждения рекомендуется до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет совершенно чистой.

Радиатор промывают при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить, в первую очередь, всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем к нижнему патрубку и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.

Одновременно следует промыть струей воды и продуть сжатым воздухом сердцевину радиатора.

Источник

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Система охлаждения и отопления автомобилей вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365, с инжекторными двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Система охлаждения и отопления УАЗ вагонной компоновки с двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4.

Система охлаждения автомобилей вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 включает в себя :

— Каналы для прохода охлаждающей жидкости в головке блока цилиндров .
— Межцилиндровые каналы для прохода охлаждающей жидкости в блоке цилиндров.
— Радиатор системы охлаждения.
— Водяной насос.
— Вентилятор системы охлаждения.
— Гидромуфту привода вентилятора системы охлаждения.
— Расширительный бачок.
— Двухклапанный термостат.
— Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
— Датчик температуры охлаждающей жидкости блока управления двигателем.
— Сливную пробку радиатора.
— Сливной кран или пробку блока цилиндров.
— Шланги подогрева дроссельного устройства.
— Соединительные патрубки и шланги.

Схема системы охлаждения и отопления автомобилей УАЗ вагонной компоновки с двигателем ЗМЗ-4091 Евро-3.

Схема системы охлаждения и отопления автомобилей УАЗ вагонной компоновки с двигателем ЗМЗ-40911 Евро-4.

Система охлаждения автомобилей УАЗ вагонной компоновки с двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, согласно руководства по эксплуатации, должна быть круглогодично заправлена низкозамерзающей охлаждающей жидкостью ТОСОЛ-А40М или ОЖ-40 «Лена». При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 градусов, в системе охлаждения должна применяться низкозамерзающая жидкость ТОСОЛ-A65М или ОЖ-65 «Лена».

Емкость системы охлаждения двигателей ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, включая систему отопления, составляет :

— Для автомобилей УАЗ-374195 и УАЗ-330395 : 12,7 литра.
— Для автомобилей УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-220695 : 13,7 литра.
— Для автомобилей УАЗ-330365 и УАЗ-390945 : 13,6 литра.

Рабочая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна находиться в пределах 80-105 градусов. Допускается кратковременная, не более пяти минут, работа двигателей ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4 при повышении температуры охлаждающей жидкости до 109 градусов. В случае загорания контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости надо немедленно установить и устранить причину перегрева.

Система отопления УАЗ вагонной компоновки с двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4.

Жидкостная, совмещенная с системой охлаждения двигателя, система отопления автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 включает в себя :

— Радиатор отопителя кабины.
— Радиатор отопителя салона, кроме автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-330395, УАЗ-330365.
— Дополнительный насос системы отопления.
— Штуцер подачи охлаждающей жидкости в отопитель салона.
— Кран включения отопителей с дистанционным управлением.
— Сливной кран или пробка системы отопления.

Система отопления на автомобилях с двигателем ЗМЗ-4091 Евро-3 отличается от системы отопления автомобилей с двигателем ЗМЗ-40911 Евро-4 местом расположения дополнительного электрического насоса системы. В первом случае он включен в магистраль радиатора отопителя кабины, а во втором — в магистраль радиатора отопителя салона.

Для нормальной работы отопителей кабины и салона, температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должна быть не менее 80 градусов. Для включения обоих отопителей в работу, необходимо дистанционной из кабины или вручную открыть кран включения отопителей и в случае надобности включить дополнительный насос системы отопления.

Для повышения интенсивности обогрева кабины и салона оба отопителя оснащены электродвигателями МЭ236 мощностью 25 Ватт с лопастным вентилятором. Их включение и выключение производится отдельными выключателями на панели приборов. Силу внешнего потока воздуха, проходящего через радиатор отопителя кабины, может регулироваться изменением положения крышки вентиляционного лючка передка.

При низких температурах воздуха можно установить на автомобиль утеплитель, который крепится на облицовке радиатора с помощью винтов. В этом случае можно будет регулировать температуру жидкости в системе охлаждения и отопления двигателя путем закрытия или открытия клапана утеплителя.

Источник

Читайте также:  Прокладка бензобака уаз 452
Оцените статью