- Как установить венец на маховик с нагревом и без
- Как поменять венец на маховике уаз. Как снять и установить маховик
- Описание
- Конструкция маховика
- Популярные вопросы, связанные с ремонтом элемента
- Виды маховиков
- Сплошной
- Демпферный или двухмассовый
- Венец или ободок
- Установка и замена
- Возможные неисправности
- Частичный ремонт своими руками
- Неисправности маховиков, возможности ремонта и замены
- Запчасти на mazda 2
- Запчасти на scania 113
- Замена венца маховика ВАЗ 2109 своими руками
- Замена венца
- Демонтаж
- Не проще ли купить новый?
- Выбор нового венца маховика
- Почему не льют полностью вместе с зубами?
- Популярные вопросы, связанные с ремонтом элемента
Как установить венец на маховик с нагревом и без
Как поменять венец на маховике уаз. Как снять и установить маховик
В общем пришёл маленький пушистый зверёк к моему сцеплению, и чтобы дважды не лазить, решил заодно сменить и венец маховика, так как в одном из мест зубья были слизаны на половину длины. Нередко встречается совет развернуть венец (снять и напрессовать другой стороной). Мне думается это вредный совет, так как в случае облома зуба венца бендикс может найти «зуб на зуб», при таком случае как минимум повредится стартер, как максимум может треснуть колокол. Таким образом, разворачивать венец есть смысл только в случае, если вскоре машину планируется продавать. Ежели двигатель планируется эксплуатировать продолжительное время, то венец при значительном износе следует заменять.
Процедура снятия маховика больших проблем не представляет, единственное что для того, чтобы не нарушить балансировку, необходимо пометить положение корзины сцепления относительно маховика, а маховика относительно коленчатого вала. Сам старый венец сбивается без проблем и нагрева молотком 0,5 кг. При это нужно использовать проставку типа зубила, чтобы не попасть молотком по маховику, и не сколоть его.
Напрессовка венца выполняется с его предварительным подогревом:
Огонь устанавливается средний. При маленьком он не прогреется, при сильном нагреется неравномерно. Греть примерно 10 минут. Лучше перегреть, чем недогреть. Так как если не налезет, придётся снимать и греть по новой, а нагреть докрасна на плите я думаю не получится при всём желании. Я думаю нагрел градусов до 200 примерно, налез без проблем: Сперва обстукиваем по периметру, затем смотрим, где не дошёл до упора и колотим в том месте. В принципе, если нагреть как следует, он похоже сядет на место вообще без молотка.
После остывания маховика делаем насечки на зубьях для облегчения зацепления бендиксом:
Пол зуба стачивать не обазательно, достаточно сточить кромку, Причём желательно с правильной стороны:). Процесс не сложный, но нудный — зубов то 137 .
На десерт в одно из балансировочных отвестий монтируем неодимовый магнит, залив вокруг него клей момент:
А зачем нужен неодимовый магнит в маховике, вы узнаете в одной из следующих серий:).
Двигатель внутреннего сгорания – это сложный механизм, объединяющий множество элементов, которые выполняют конкретные функции в разных режимах работы. За стабильность функционирования силового агрегата отвечает маховик, принимая на себя избыточные колебания, и обеспечивая равномерную работу двигателя без плаванья оборотов и рывков.
Описание
Маховик изготавливается в виде колеса диаметром до 40 см. Благодаря ему происходит накопление кинетической энергии вращения двигателя, которое обеспечивает плавное вращение коленчатого вала при прохождении поршнями мертвых точек. Маховик можно условно отнести к разным системам силового агрегата, так как он принимает участие в работе каждой из них:
- Как часть кривошипно-шатунного механизма за счет участия в моменте вращения коленвала и снижении неравномерности его движения.
- Как часть трансмиссии за счет выполнения функции ведущего диска сцепления.
- Как часть редуктора в виде ведомой шестерни при передаче крутящего момента со стартера на коленчатый вал.
Конструкция маховика
Маховик отливают из серого чугуна, что делает его производство не слишком затратным. На его внешний край запрессован венец, представляющий собой стальной обод с равномерным шагом зубьев, которым передается вращение стартера при запуске двигателя. Сама конструкция устроена так, что середину детали делают легковесной, а основную массу располагают возле наружного края для увеличения инерции. Изделие имеет 6 отверстий для крепления к коленвалу при помощи фланца и другие отверстия для крепления корзины сцепления.
Популярные вопросы, связанные с ремонтом элемента
Ремонт венца можно провести своими руками, однако не проще ли купить новый? Для богатых людей однозначно, да. Легче купить новую деталь и дать заменить в СТО. Для среднестатистического россиянина такой вариант будет не выгоден, так как ремонт позволит сэкономить в 5-6 раз.
Сточенные зубья маховика
Сложность замены заключается в том, что можно установить новый венец с зубцами неправильно. И тогда в лучшем случае быстро сточится ободок маховика, либо в худшем – «убьется» шестерня стартёра.
Еще один вопрос, часто задаваемый автомобилистами. Почему маховик не льется изначально с зубчиками, венец ставится надевной?
Ответ на вопрос кроется в конструкции маховика. По задумке он должен быть не только прочным, но и достаточно тяжелым, чтобы выдерживать различные нагрузки. Однако, если изготовить его полностью литым, из чугуна или другого тяжелого металла, это будет неправильно, масса изделия окажется чересчур большой.
Чтобы минимизировать огрехи массы, конструкторами и была придумана современная конструкция маховика, состоящая из основной части (чугунной) и вставной (стальной).
И наконец, если весь маховик будет изготовлен целиком, то при стачивании зубцев, придется менять все изделие, что опять станет накладным в финансовом смысле. А так меняется только вставная часть, тем самым, при ремонте заменяется только ободок.
Виды маховиков
По типу конструкции маховики делятся на следующие виды:
Сплошной
Самый распространенный вид, который имеет простую конструкцию и встречается в большинстве современных автомобильных двигателей. Представляет собой тяжелый чугунный диск, диаметром до 40 см., на поверхности которого смонтирован венец с зубьями для зацепления со стартером в момент начала его вращения. Со стороны двигателя маховик при помощи ступицы соединяется с коленвалом фланцем, а другая сторона выполняет роль диска сцепления.
Демпферный или двухмассовый
Состоит из пары дисков, соединенных при помощи специального пружинно-демпферного устройства. При такой компоновке маховик способен решить следующие задачи:
- Приятие на себя избыточных вибраций коленчатого вала;
- Защита трансмиссии от перегруза и лишнего вращательного движения;
- Снижение возможного износа синхронизирующих элементов;
- Обеспечение легкого и плавного включения скоростей;
- Обеспечение экономии расхода горючего.
Венец или ободок
Самая уязвимая часть обычного, стандартного маховика – это венец или ободок с зубчиками. На 2-массовой разновидности элемента, где есть еще пружины и демпферная система, венец входит в число самых ремонтируемых компонентов.
Установка венца маховика
Симптомом, явным признаком проблемы с маховиком становится металлический скрежет, издаваемый автомобилем вместо запуска, когда водитель крутит ключ в ЗЗ.
Маховик более не схватывает, пытается это сделать своими зубчиками, но зацепа с коленвалом не происходит. В итоге проскальзывания и издается этот неприятный звук. «Преривистый» запуск – так принято величать эту неисправность автомобиля, причину которой изначально начинают искать в стартере, бендиксе или в шестернях. Но все без проку, ведь виновником является сам маховик, а вернее, его ободок, у которого просто стерлись или поломались зубья.
Зубчатое колесо маховика имеет конструкцию простейшую. Можно сказать, что это просто большой железный диск со специальной насадкой по всему своему периметру.
Установка и замена
Маховик снимают для замены в случае повреждения, износа, или осуществления ремонта. При необходимости замены, приобретают изделие, изготовленное фирмой, выпустившей двигатель, но существуют аналоги сторонних производителей, сходные по характеристикам с оригиналом, которые, как правило, применяют при тюнинге силового агрегата. Потребуются , использующиеся при снятии КПП и сцепления. Демонтаж осуществляется в следующем порядке:
- Снятие коробки передач и сцепления.
- Маркировка любым способом расположения коленвала и маховика относительно друг друга для последующего удобства сборки.
- Вывинчивание болтов крепления маховика, придерживая его от проворачивания при помощи отвертки.
Монтаж изделия осуществляется в порядке, обратном демонтажу. Резьба болтов при сборке смазывается анаэробным фиксатором после обезжиривания ее и резьбовых отверстий. Затягивание производится крест-накрест усилием 35 Н*м и доворачиванием на угол 30-45 о. При сборке болты всегда заменяют на новые. Маховик относительно коленвала устанавливается только в одном положении, но смонтировать его неправильно невозможно, так как один из шести болтов крепления расположен ассиметрично.
Замена маховика производится на аналогичный. Иногда владельцы автомобилей меняют маховик на облегченную модель, руководствуясь стремлением получения более высоких динамических характеристик. Решение будет оправдано, если холостые обороты двигателя приближаются к показателю 1700 об/мин. и выше. При установке на стандартный двигатель с оборотами 800 в мин., он будет глохнуть и неустойчиво работать.
Возможные неисправности
При работе маховика возможно возникновение следующих неисправностей:
1. Повреждение или износ зубьев обода. Устраняется заменой изделия, а при наличии соответствующего оборудования методом удаления старого обода и запрессовки нового.
2. Возникновение задиров и рисок на поверхности прилегания к ведомому диску сцепления. Устраняется шлифовкой изделия на специальном оборудовании, при этом толщина снимаемого металла не должна превышать 0,3 мм. При отсутствии такого оборудования производится замена детали.
3. Поломка демпферной пружины двухмассового маховика. Устраняется заменой всего изделия.
Частичный ремонт своими руками
На всех маховиках независимо от конструкции присутствует венец в виде зубцов, который участвует в передаче усилия со стартера при запуске двигателя. Он изготовлен из стали и конструктивно запрессован на тело чугунного маховика. При износе зубьев или появлении трещин, венец необходимо заменить. Данная операция оправдывается тем, что цена нового изделия в 5-6 раз выше стоимости венца. Процесс самостоятельной замены достаточно сложен, и состоит из следующих этапов:
1. Снятый маховик кладут на надежное основание, и наносят равномерные удары по всему периметру. В большинстве случаев венец сдвигается и слетает. Если это не удается сделать зубилом, деталь предварительно разогревают.
2. Нагрев венца маховика для его увеличения в диаметре за счет теплового расширения. Для этого деталь помещают на 25-30 минут в печь с t о около 250 о С или при ее отсутствии готовят 3-4 опоры, кладут на них венец, по диаметру развешивают смоченную в соляре ветошь и поджигают. При разогреве недопустимо раскалять венец докрасна, а также нежелательно воздействовать прямым огнем костра или газовой плиты.
3. После разогрева быстро, но без суеты переносят деталь к маховику, на который она должна сразу сесть. При необходимости точность совмещения достигается воздействием молотка.
4. После полного остывания отремонтированный маховик готов к установке на двигатель.
При изношенной передней части венца зубьями стартера и отсутствии других повреждений, менять весь венец нет необходимости. Достаточно перевернуть его на другую сторону.
Замена венца маховика
выполнятся в случае его износа обычно при ремонте двигателя или же при аварийном его состоянии. Венец маховика служит для проворачивания коленчатого вала при работе стартера.
При включении стартера его шестерня привода входит в зацеплением с зубьями венца маховика, жестко закрепленного на коленчатом валу и приводит его в движение.
Зубья на приводе стартера имеют скос для легкого попадания между зубьями венца маховика. Когда скос зуба на шестерне стартера забит, то щестерня не может попасть в зубья маховика и вращаясь начинает наносить забои на венце и наступает момент, когда зубья вообще не могут попасть в зацепление, так как на венце маховика зубья достигли своего предельного износа.
В этом нетрудно убедиться если снять стартер и взглянуть на венец маховика, где при прокручивании можно заметить изношенные зубья. На некоторых моделех (ВАЗ -2108 и их модификации) износ можно увидеть через окошко, служащее для выставления меток.
Неисправности маховиков, возможности ремонта и замены
Запчасти на mazda 2
Суппорт тормозной передний правый
1.4 MZR-CD 1.4
Запчасти на scania 113
Вкладыши коленвала коренные, комплект, 4-й ремонт (+1,00) 113 H/320 DSC 11.16
Говоря о неисправности конкретно венца маховика, стоит рассматривать вопрос глобальнее, изучив всю деталь. Она эксплуатируется при очень высоких нагрузках, так что поломки не являются столь редкими. Конечно, первым, что вызовет подозрения владельца автомобиля, может стать именно зубчатый венец. Но давайте рассмотрим основные неисправности маховиков и причины, по которым они могли возникнуть:
- Биения. В подавляющем большинстве случаев биения начинаются вследствие выхода из строя механизма сцепления или по причине некачественного ремонта. Например, если ведущий диск был установлен неточно. Решить проблему может разборка механизма сцепления, центровка деталей и дальнейшая сборка. Если маховик износился естественным образом, ремонт не поможет;
- Буксование, затрудненный запуск мотора и появление стуков при включении стартера. Причиной возникновения таких проблем является именно износ венца маховика. Если зубцы истерлись или вовсе откололись, то будет наблюдаться все вышеуказанное. Сколы на зубьях венца могли возникнуть как в результате попадания в картер инородных твердых частиц, так и в результате естественного износа. Венец или весь маховик придется заменить или же проделать то, о чем будет сказано чуть позже;
- Нарушение целостности или старение пружин двухмассового маховика. Обычно маховик с изношенными пружинами меняют, хотя реальна установка нового блока пружин. Не во всех случаях такой ремонт дает желаемый результат — если пружины слишком легкие или слишком жесткие, эффективность работы маховика уменьшится;
- Износ и дефекты прилегающей поверхности. Они необратимы и естественным образом возникнут по ходу эксплуатации маховика. В случае небольшого износа, деталь просто нужно подрегулировать. В остальных случаях ее остается лишь заменить.
Что касается непосредственно венца, то целостность его зубцов нарушается лишь с верхнего угла. Часть зубцов, обращенная ко внутренней стороне маховика, остается целой. При серьезном износе зубцов венец нужно демонтировать и, перевернув, поставить на место — в сцепление будут входить уже целые стороны зубьев. В подавляющем большинстве легковых автомобилей венцы маховик монтируются без использования болтов, так что для снятия венца сам маховик необходимо демонтировать, установить на подставку, после чего легкими ударами молотка по выколотке 3/8 выбить его с посадочного места. Дабы избежать риска прокручивания повторно установленного венца, его необходимо предварительно разогреть в печи (не доводя до изменения цвета металла), после чего запрессовать. После охлаждения венец сядет на место с достаточным натягом и не будет прокручиваться. Заметьте, что хоть технология снятия и установки детали выглядит очень простой, можно по неопытности допустить следующие ошибки:
- Перегреть отдельные участки венца с помощью газовой горелки. Часто автолюбители греют деталь обычной газовой горелкой, что, в принципе, допустимо. Однако есть некоторые нюансы. Сильный нагрев металла с дальнейшим плавным охлаждением называется отпуском. Материал становится крепче, но теряет некоторые другие свойства. Зубья на перегретых участках венца в дальнейшем станут менее износостойкими;
- Перед демонтажом венца не осмотреть сам маховик на предмет износа. Если маховик был снят, стоит провести ревизию его боковой плоскости и произвести чистку.
Нередко после снятия и прокручивания венца неизношенной стороной некоторые автолюбители приваривают деталь, однако специалисты не рекомендуют этого делать в кустарных условиях. Подобное решение также может поставить под угрозу возможность нормальной балансировки деталей. В отдельных случаях венцы маховиков именно приварены. Пример: маховики некоторых автомобилей марки Mazda. Если вы решили приварить венец к маховику, то сварки в четырех местах с небольшими прихватками будет более чем достаточно. Такую работу лучше доверить сварщику с опытом работы с автомобильными комплектующими.
Замена венца маховика ВАЗ 2109 своими руками
- Я решил немного схитрить и снять трансмиссию более удобным и простым способом — не сливая масло и не отключая приводы. Для этого нужно полностью снять оба продольных рычага, которые чаще называют «саблями».
- Далее, снимите стартер и отсоедините кулису, обе опоры КПП и провода массы датчика заднего хода.
- Когда сняты рычаги, поперечного хода стоек достаточно для того чтобы отсоединить коробку от .
- Поставьте снятую КПП на пол, теперь у вас должен образоваться полный доступ к маховику и сцеплению.
- Чтобы открутить болты маховика нужно хорошо зафиксировать сам маховик. Для этого существует специальный фиксатор, если вы не имеете такового можно изготовить что-нибудь похожее. Я для себя изготовил самодельный аналог из направляющей, которая была взята из серверной стойки, в ней были проделаны отверстия. После, направляющая была прикручена к маховику при помощи болтов крепления корзины. За это импровизированное приспособление удерживайте маховик от проворачивания.
- Прежде чем снять маховик обязательно пометьте взаимное расположение маховика и коленвала.
- Сбейте старый венец, используя выколотку и молоток.
- Замена венца маховика ВАЗ 2109 производится следующим образом. Возьмите новый венец маховика и разогрейте. Я лично для этого использовал бумагу, ею обвернул маховик и поджег.
- После того как он достаточно разогрелся, аккуратно оденьте венец на маховик, внутренней фаской к маховику. Слегка постукивая по нему, посадите его на место. На все про все уходит не более 20 минут.
- Сборка ничем не отличается от разборки, единственное — она производится в обратном порядке. Затяжка болтов маховика должна быть с моментом 62 — 89 Н*м. Болты корзины затягиваются с моментом — 19 — 31 Н*м. Во избежание перекоса затяжка болтов происходит в шахматном порядке.
- Чтобы отцентрировать ведомый диск используйте удлинитель на 1/4, с подмотанным слоем изоленты до диаметра 15 мм и 20 мм.
- Затяжка крепежных болтов стабилизатора и поперечного рычага производится после опускания машины на землю, то есть под нагрузкой.
Замена венца
Поскольку зубчатый обод насаживается на диск маховика с натягом, его невозможно снять/надеть без нагрева. Основными проблемами самостоятельного ремонта в данном случае становятся:
- у владельца авто отсутствует специальное оборудование – используются горелки, паяльные лампы и, даже нагрев в духовке газовой плиты;
- температуру венца сложно определить – нагрев производится «на глаз»;
- технологические требования – зубчатый обод следует разогревать до 200 градусов, однако без специальных приборов температуру выдержать очень сложно.
Для повышения прочности стали зубчатый обод закаливают на заводе. Закаленные детали не рекомендуется нагревать, так как в этом случае венец автоматически подвергается другой термической обработке – отпуску. Получившиеся при закалке эксплуатационные характеристики – твердость, износостойкость конструкционного материала при этом изменяются в прямо противоположные свойства металла – вязкость и пластичность.
Другими словами, если перегреть обод, после надевания на диск и остывания на воздухе зубья станут мягче, сточатся гораздо быстрее. Существует три типа отпуска:
- высокий – нагрев до 450 – 600 градусов для получения структуры стали сорбит;
- средний – нагрев до 300 – 450 градусов для получения структуры стали троостит;
- низкий – нагрев до 150 – 300 градусов для получения структуры мартенсит.
Самостоятельная замена венца маховика должна производиться при нагреве обода в пределах 200 градусов, поскольку низкий отпуск не опасен для детали, практически не снижает твердость и прочность стали, заодно ликвидирует внутренние напряжения.
Демонтаж
Никаких дополнительных способов фиксации кроме посадки с натягом венец на маховик не имеет, поэтому снимается достаточно легко, даже без нагрева:
- деталь укладывается на подставки, чтобы зубчатый обод свисал;
- молотком по окружности венца наносятся равномерные удары.
Если зубчатый обод однозначно выбраковывается под замену, можно стучать прямо по зубьям. При повороте венца на 180 градусов для дальнейшей эксплуатации удары наносятся через прокладку – второй молоток, зубило, кусок арматуры.
Не проще ли купить новый?
Проще оно может быть и проще, но представьте стоимость этой детали. Как правило, если менять целиком, то цена будет в 5 – 6 раз дороже, чем купить просто венец. Однако есть небольшие проблемы — замена это процесс не легкий и если вы ни разу его не делали, просто можете неправильно установить эту деталь, она быстро сточится. Либо «убьете» шестерню стартера.
Поэтому итог – замена должна выполняться профессионалами, желательно на СТО, с гарантией.
Выбор нового венца маховика
Как показала практика, подобрать подходящий венец маховика бывает сложно — необходимо ориентировать не только на параметры двигателя, но и на параметры стартера. Если в автомобиль не вносились определенного рода конструктивные изменения, то искать новую деталь будет не так сложно. Вести поиск можно по двум параметрам:
- Код имеющейся детали;
- VIN-код транспортного средства.
Особняком стоит поиск по параметрам автомобиля и параметрам стартера в частности, учитывая также параметры уже установленного и износившегося венца. Выше были перечислены основные параметры венцов — если автолюбитель сможет точно их определить (часто помогают таблицы на сайте производителя), то затем сможет вести поиски аналога. Если вести поиски исключительно по общим параметрам транспортного средства, то можно попасть впросак и приобрести венец, имеющий отличный от стартера модуль сцепления. Именно по этой причине данную деталь лучше подбирать под чутким руководством специалиста по ремонту автомобилей. Есть и более простое решение: приобрести маховик с венцом в сборе.
Венцы отдельно от агрегата выпускают далеко не все фирмы, производящие сами маховики. В отдельных случаях удается найти оригинальный венец отдельно от маховика, но такой оригинал стоит немалых денег. Мы не рекомендуем экономить на покупке этой детали, но если ваш бюджет серьезно ограничен, то учитывайте риски: венец будет иметь относительно небольшой эксплуатационный ресурс, а при самом плохом раскладе и вовсе не подойдет к маховику (такое бывает с продукцией сомнительных турецких и китайских производителей). Если вы ищете аналогов, руководствуясь лишь демократичностью цены, то обратите внимание на товары от (Германия), Sampa (Турция), Febi (Германия), BSG (Турция), JAC (Китай), OE Germany (Германия). В остальных случаях рекомендуем покупать оригинал.
Почему не льют полностью вместе с зубами?
Я тоже задавал себе такой вопрос – ведь кажется легче просто взять и вылить готовый маховик уже в форме шестерни, и не «запариваться» на различные венцы! Просто? А вот нет!
Все дело в весе, прочности и цене – венец, как правило, делают из тяжелых и прочных металлов, это может быть чугун (или его сплавы), некоторые виды стали и т.д. Этот металл не легкий, да еще он должен выдерживать нагрузки. Если сделать всю «болванку» из такого металла, она получится — прочной, но намного тяжелее и дороже!
Еще одна причина – ремонт. Сейчас сточившийся венец, просто снимают и одевают новый, тем самым экономится много сил и денег. А полностью литую деталь уже не отремонтировать (если например, сломало зубы), только переплавка и новая отливка.
Популярные вопросы, связанные с ремонтом элемента
Ремонт венца можно провести своими руками, однако не проще ли купить новый? Для богатых людей однозначно, да. Легче купить новую деталь и дать заменить в СТО. Для среднестатистического россиянина такой вариант будет не выгоден, так как ремонт позволит сэкономить в 5-6 раз.
Сточенные зубья маховика
Сложность замены заключается в том, что можно установить новый венец с зубцами неправильно. И тогда в лучшем случае быстро сточится ободок маховика, либо в худшем – «убьется» шестерня стартёра.
Еще один вопрос, часто задаваемый автомобилистами. Почему маховик не льется изначально с зубчиками, венец ставится надевной?
Ответ на вопрос кроется в конструкции маховика. По задумке он должен быть не только прочным, но и достаточно тяжелым, чтобы выдерживать различные нагрузки. Однако, если изготовить его полностью литым, из чугуна или другого тяжелого металла, это будет неправильно, масса изделия окажется чересчур большой.
Чтобы минимизировать огрехи массы, конструкторами и была придумана современная конструкция маховика, состоящая из основной части (чугунной) и вставной (стальной).
И наконец, если весь маховик будет изготовлен целиком, то при стачивании зубцев, придется менять все изделие, что опять станет накладным в финансовом смысле. А так меняется только вставная часть, тем самым, при ремонте заменяется только ободок.
Источник