Стиль классикал кроссовер что это

Классический кроссовер

Classical crossover (классикал кроссовер) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда применительно к вокальной музыке этого жанра используют название operatic pop или popera.

Содержание

История

Предыстория

Classical crossover как музыкальный стиль формировался постепенно, за прошедшие три десятка лет шаг за шагом преодолев путь от эклектичных экспериментов по соединению рока и классики до широкого признания.

В семидесятых годах прошлого века Emerson, Lake & Palmer (ELP) с шумным успехом играли рок-обработку сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», а Procol Harum смело цитировал Баха. Легендарный Electric Light Orchestra (ELO) наравне с традиционным рок-саундом и электроникой использовал симфоническое звучание и классические приёмы композиции. Queen, начиная с альбома «A Night at the Opera», применяют классические приёмы композиции и звучания, и это становится неотъемлемой частью их уникального звучания.

На рубеже веков рок-группы Metallica, Scorpions, Gary Moore с большим успехом выступают с симфоническими оркестрами, а симфо-пауэр-металлисты Nightwish использовали академический вокал Тарьи Турунен. Рок и классику соединяют гитаристы Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow), Yngwie Malmsteen. Рок и классику так же соединили Элтон Джон, Боно, Джон Бон Джови на концерте, сыгранном вместе с Лучано Паваротти

С другой стороны, артисты классического жанра расширяют рамки академической музыки. Великий тенор Энрико Карузо наряду с классической оперой с удовольствием исполнял народные песни и композиции собственного сочинения. Явлением мирового масштаба classical crossover стал благодаря Пласидо Доминго, Хосе Каррерасу и Лучано Паваротти. Трио теноров дебютировало в 1990 году: в Риме они исполнили «Футбольную песню» по случаю открытия чемпионата мира по футболу. Проект просуществовал 15 лет и стал самым прибыльным в истории музыки.

Читайте также:  Сливная пробка nissan terrano

1990-2000

Популярные певицы Сиссель Кюркьебё, Сара Брайтман, Эмма Шаплин, Charlotte Church, певцы Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Russell Watson, а также Aria, Ванесса Мэй, Джош Гробан, Il Divo, Джеки Иванко, Natasha Marsh, Giorgia Fumanti, Mario Frangoulis, Vittorio Grigolo, Tarja Turunen и многие другие успешно работают в стиле Classical Crossover, добавляя к классической основе поп-элементы, стирая границы между музыкальными стилями. Classical crossover развивается на огромной музыкальной территории, приобретая всё больше поклонников. Сдерживающим фактором стиля является необходимость высокого уровня образованности и таланта композиторов, аранжировщиков, музыкантов и вокалистов.

Classical crossover в России и СНГ

Classical crossover в России представляют: ансамбль Терем-Квартет, певцы Валентин Суходолец и Алек Бугаёв, певицы Марина Крузо, Дельская Ирина, группа Ariaphonics, Виктор Зинчук, ДиДюЛя, Pianochocolate, а также композитор и режиссёр Алексей Коломийцев и его музыкально-театрализованный проект Esthetic Empire.

В России исключительно в формате classical crossover работает радиостанция Радио Classic 100,9 FM. В эфире других российских музыкальных радиостанций и на TV, всё чаще прорываются элементы звучания и лучшие представители данного стиля.

Classical crossover, по сравнению с другими музыкальными стилями и направлениями, имеет самую широкую возрастную структуру аудитории. (По исследованиям COMCON-MEDIA: от 12 до 60+ лет, где возраст основной аудитории — от 20 до 60 лет). [источник не указан 1113 дней]

Classical crossover обретает всё большую популярность в мире, гармонично объединяя музыкальные стили и жанры.

Источник

Classical crossover. Марио Ланца и истоки жанра

Classical crossover («классикал кроссовер») – музыкальный синтезированный стиль, сочетание элементов классической и эстрадной музыки (вкл. поп, рок, джаз, электронную музыку и др.), попытка вырваться из стереотипов устоявшихся стилей и направлений. Возник как результат популяризации классики, её адаптации к вкусам и культуре широкой аудитории, воспитанной на эстрадной музыке.

Из классики заимствуются не только музыкальные мотивы и приёмы. Вокальная техника в этом жанре чаще всего опирается именно на классическую школу и её возможности. В исполнение классики привносятся «внештатные» музыкальные инструменты (прежде всего, народные). Эстрада также приобретает новое звучание.

В маркетинговом плане нередко смешивают понятие classical crossover с неоклассицизмом (неоклассикой), который в действительности является направлением именно в классической музыке (XX в.).

Яркие представители classical crossover: Сара Брайтман, Лара Фабиан, Джеки Иванко, Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Альбано Карризи, Джош Гробан, Роберто Аланья, Ванесса Мэй, квартеты IL DIVO и Amici Forever, трио Il Volo и Appassionante.

Ключевой прорыв classical crossover в массовом сознании произвел проект «Tre Tenori» (Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, 1990–2003).

Отчет эры classical crossover формально ведут от 1960 г., когда американская сопрано Эйлин Фаррелл (Eileen Farrell) выпустила пластинку «Gotta a Right to Sing the Blues». Именно Эйлин считается первой, кто объединил в своем творчестве классическую и популярную музыку.

В действительности зачинателем этого направления был выдающий американский тенор Марио Ланца (Mario Lanza, 1921–1959), любимый певец Элвиса Пресли и Муслима Магомаева. Марио Ланца предпочёл оперной сцене голливудскую карьеру. Снялся в восьми музыкальных фильмах, ставших эталонами жанра. Среди них – «Великий Карузо» (1951), «Семь холмов Рима» (1957), «Серенада большой любви» (1959). В сфере classical crossover до сего дня его так никто и не превзошел.

В Советском Союзе самым ярким представителем жанра classical crossover был Муслим Магомаев. В память о первопроходце classical crossover в 1993 г. Магомаев опубликовал свою книгу «Великий Ланца».

Источник

Классический кроссовер. История и современность.

Стиль Classical crossover (классический кроссовер) в целом можно охарактеризовать, как поп-оперу, а это не что иное, как пересечение классического пения или академического музыкального сопровождения с современными, популярными течениями: поп, электроника и рок. На западе уже существуют особые названия стиля, придуманные британцами — popera и operatic pop :smile1:. Уже утверждена и премия Грэмми в этой номинации. Самые первые истоки стиля начали зарождаться еще в начале XIX века. В это время происходила массовая иммиграция итальянцев в США, появилось даже крылатое выражение, что что «в Нью-Йорке больше итальянцев, чем в Риме. «, она и подарила театру «Ла Скала» выдающегося мастера бельканто Энрико Карузо, который пел в опере, при этом любил исполнять народные неаполитанские песни и песни собственного сочинения.

Отправной точкой возникновения кроссовера уже как особого стиля, можно считать конец шестидесятых годов прошлого века. Тогда произошло наиболее успешное и ставшее популярным слияние рок-музыки с оперой. Легендарная рок-группа The Who, а позже не менее легендарные Queen записывают песни, которые впоследствии назовут рок-оперой (например, альбомы The Who «Tommy» 1969 года и Queen «A Night At The Opera» 1975 года). Неподражаемый дуэт Фредди Меркьюри с мегазвездой оперы Монсеррат Кабалье только дополнил образ группы Queen, показав гармоничное сочетание тяжелой рок-музыки и возвышенного академического пения.

Много экспериментируют ELP, Metallica, Deep Purple, ELO, Scorpions, Rainbow, The Beatles, The Rolling Stones и другие музыкальные гиганты, отдельные их композиции или даже все творческое наследие уже можно назвать симфо-роком.


Джон Бон Джови дал целый концерт вместе с Лучано Паваротти

Со стороны представителей классической школы пения тоже неоднократно были успешные примеры слияния классики и других жанров.

Сопрано Эйлин Фаррелл — оперная дива Америки, поразившая зрителей своим выступлением на фестивале джазовой музыки в Италии, тогда она заменила приболевшего Луи Армстронга;

Уникальный и невероятно успешный проект трех величайших теноров — Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, выступавших вместе. Целью проекта было привлечение широкого круга слушателей к искусству оперы. Концерты проходили на разных площадках во многих странах мира. Лучано Паваротти наряду с академическим пением в театрах, давал сольные благотворительные концерты, на которые приглашал рок-, поп-звезд, пел с ними в дуэте (Элтон Джон, Марайя Кэри, Брайан Адамс, Фрэнк Синатра, Эрос Рамазотти, Стинг, Джон Бон Джови, Селин Дион и многие другие), такие вечера пользовались ошеломляющим успехом, каждая звезда почитала за честь спеть с маэстро. А знаменитый тенор выпустил целый альбом под названием «Дуэты».

1992 год. Восторг :smile1: Лучано Паваротти и Брайан Адамс «O sole mio»

2009 год. Klaus Meine & Jose Carreras — Wind of Change

Так, медленно, год за годом, десятилетие за десятилетием, результат многочисленных музыкальных опытов оформился в стиль — классический кроссовер, который сегодня набирает популярность, бережно сочетая в себе спокойствие классики и современные модные тенденции различных направлений. Сейчас исполнители в данном стиле только множатся, экспериментируя, создавая новое и удивительное. Классический кроссовер — это настоящий феномен, рожденный под влиянием, казалось бы, несовместимого и разграниченного навсегда жесткими рамками, однако рушатся стены, и в результате мы видим уникальное и красивейшее гармоничное сочетание стилей, доведенное до совершенства умелыми руками и голосами.

Успехов добиваются как сольные исполнители, так и группы. К примеру, Тарья Турунен с ее лирическим сопрано успешно выступает сольно, и в составе тяжеловесной рок-группы Nightwish.

Nightwish и Тарья— Wishmaster

Тарья Турунен — ​​Ave Maria

А вот пример коллектива. Хор Турецкого «Черный ворон».

Широкую популярность течение получило в основном на западе. Зарубежные звезды уже несколько десятилетий оттачивают мастерство слияния стилей. Искусно адаптируются инструментальные классические произведения, такие как, к примеру Адажио соль минор Томазо Альбинони — одна из самых исполняемых и используемых композиций конца XX века. По большей части, зарубежный кроссовер — это вокальная музыка и переложения инструментальной классики словами.

Вот пример — аранжировка Адажио Сары Брайтман и ее песня «Anytime, Anywhere».

В жанре Classical crossover сейчас выступают десятки звезд, среди них оперные мастера — теноры Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, уникальные скрипачи-виртуозы Дэвид Гаретт, Ванесса Мэй, Эдвин Мартон, Линдси Стирлинг, одаренные певицы Эмма Шаплин, Сара Брайтман, Кэтрин Дженкинс, Хэйли Вестенра, Giorgia, юная дива Джеки Иванко (ей всего 14 лет:smile1, пианист Вильям Джозеф, певцы Элвис Костелло, Расселл Уотсон, Джош Гробан, Хельмут Лотти, многочисленные коллективы: струнные квартеты «Bond», «Escala» прекрасные голоса группы «Amici Forever», огромный хор и музыканты проекта «Globus», «Il Divo«, «Il Volo«, «Rondo Veneziano», «Rhapsody of Fire» и т.д.

На российской сцене классический кроссовер появился позже, и больше в виде инструментальной музыки, чем вокальной. Сейчас это направление развито мало. Однако, были и есть несколько представителей этого жанра, это, в первую очередь, Муслим Магомаев, который одинаково комфортно чувствовал себя и крайне успешно смотрелся и в опере, и на эстраде. А Муслим был поклонником творчества великого Марио Ланца (одного из пионеров стиля). Из современных исполнителей можно отметить следующих — ДиДюЛя, Марина Крузо, упомянутый «Хор Турецкого», «Терем-Квартет», тенор Валентин Суходолец, Николай Басков, сопрано Ирина Дельская, проект «Ariaphonics», группа «PianoChocolate», Виктор Зинчук и другие, но уже менее известные лица.

Вот лишь некоторые примеры из зарубежного кроссовера:


Источник

Классический кроссовер

И нет, речь пойдет не о машинах, а о музыке, которую многие знают и любят. Подробнее о значении термина — в тексте преподавателя образовательных курсов Музея «Гараж» пианистки Александры Стефановой.

Классический кроссовер не обладает строгим терминологическим определением, зато объединяет многих современных исполнителей и является одним из важных современных музыкальных жанров.

Термин «кроссовер» (англ. crossover) буквально означает «пересечение» и обозначает сочетание в одном произведении разных стилей. Определение «классический» указывает на то, что в данном жанре обязательна какая-то академическая составляющая. К ней может быть добавлен любой из массовых жанров ХХ и XXI веков: джаз, рок-н-ролл, рок, электро, диско, поп-музыка и хип-хоп.

Я часто слышу, как этих исполнителей называют неоклассиками, но это ошибочное понимание термина. О неоклассике мы говорили в тексте, и для нее, наоборот, характерна стилизация под классические музыкальные формы.

Понятие «классический кроссовер» объединяет произведения, имеющие совершенно разные истоки. Условно их можно разделить на три категории:

— современные интерпретации классических произведений — переложенные на бит (Ванесса Мэй, Эдвин Мартон), переигранные на электронных инструментах, ремиксы, а также музыка, использующая в современном жанре классические произведения (Emerson, Lake & Palmer «Pictures at an Exhibition»);

— произведения новых жанров, созданные с использованием академического инструментария (Metallica или Эминем с классическим симфоническим оркестром, рок-оперы, совмещающие в себе разные стили);

— академические «каверы» — произведения новых жанров, созданные в ХХ и XXI веках и переигранные в академической манере, будь то в исполнении симфонического оркестра или оперным вокалом (Eileen Farrell «I Gotta Right to Sing the Blues», Хор Турецкого, Андреа Бочелли).

Подобных исполнителей сейчас очень много, с 2007 года номинация «Лучший альбом в стиле классический кроссовер» есть в премии «Грэмми». Жанр безмерно популярен у аудитории с чрезвычайно широким возрастным охватом, что подтверждается количеством выступлений в этом жанре на шоу «Голос» в разных странах. В конце ХХ — начале XXI века все чаще мы встречаем совместные выступления рок-музыкантов и оперных певцов (Queen и Лучано Паваротти, Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье).

Такую музыку проще слушать, чем академическую. Мы на концертах Škola Crew стараемся популяризировать академическую музыку, рассказать, как ее слушать и как ей наслаждаться, вместо того чтобы искусственно смешивать ее с битом ХХ века. При этом классический кроссовер является интереснейшим продуктом взаимного интереса между искусством более «элитарным», «сложным», и искусством массовым. Такая тенденция характерна для искусства постмодернизма, и ее корни можно найти уже в 1960-х гг.

В 1920—1930-е гг. был подъем массового прослушивания классической музыки, поскольку техническая революция обеспечила всех доступом к радиоточкам, где транслировали как раз концерты академической музыки. Возникла ситуация, кажущаяся сегодня невозможной: все слои населения, без разделения на «работяг» и «интеллигентов», одинаково хорошо знали весь академический репертуар. До этого классическая музыка была уделом избранных, а теперь любой рабочий весь день у станка мог слушать радио.

Разделение музыки, да и всего искусства на «популярное» и «академическое» — длительный процесс, продолжавшийся весь ХХ век. При этом в музыке академические авторы уходили во все более сложные концепции, придумывали новые музыкальные языки; творчество профессиональных композиторов удалялось от бытового слушателя все дальше. Меж тем «легкие» музыкальные жанры завоевали эстраду.

Источник

Оцените статью