- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
- Ремонт коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365, контролируемые параметры, номинальные и предельные размеры коленчатого вала.
- Сальники применяемые для коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5.
- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
- Ремонт коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365, контролируемые параметры, номинальные и предельные размеры коленчатого вала.
- Сальники применяемые для коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5.
- Ремонт коленчатого вала УАЗ-3151
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Коленчатый вал 24-1005011-20 предназначен для установки на четырехцилиндровые бензиновые двигатели ЗМЗ-402.10, 4021.10, 4025.10, 4026.10, ЗМЗ-4104.10 и их модификации. Вал отлит из высокопрочного чугуна ВЧ50, который имеет высокие механические свойства, прочность при растяжении и пластичность.
По механическим свойствам чугун ВЧ50 приближается к сталям, сохраняя при этом хорошие литейные свойства, способность легко обрабатываться и гасить вибрации, обеспечивать высокую износостойкость.
Коленчатый вал 24-1005011-20, основные характеристики.
— радиус кривошипа : 46+-0,05 мм
— радиус противовесов :
два крайних : 85 мм
два средних : 82 мм
— диаметр коренных шеек : 64-0,02 мм
— диаметр шатунных шеек : 58-0,02 мм
— диаметр фланца коленвала : 122-0,028 мм
— длина коленчатого вала : 622,5 мм
— ширина шатунных шеек : 36+0,1 мм
— ширина коренных шеек :
первой : 38+0,05 мм
второй, третьей и четвертой : 40+0,3 мм
пятой : 36+0,3 мм
Чертеж коленвала 24-1005011-20 для двигателей семейства ЗМЗ-402, ЗМЗ-410 и их модификаций.
Коленчатые валы 24-1005011-20 производства ОАО ЗМЗ имеют следующую маркировку :
— На фланце штамп ОТК химическим методом и товарный знак ЗМЗ ударным способом.
— На щеке слева конструкторский номер детали в литье.
— На противовесе номер 24 в литье и штамп ОТК.
— На хвостовике штампы ОТК.
Конструктивные и технологические особенности коленчатого вала 24-1005011-20.
Коленчатый вал 24-1005011-20 имеет полноопорную конструкцию, с четырьмя противовесами, что снижает действие центробежных сил и изгибающих моментов на подшипники. В шатунных шейках имеются литейные бочкообразные пустоты, это уменьшает действие центробежных сил от шатунных шеек и повышает запас прочности вала.
Сверление маслоканалов выполнено в зоне наименьших касательных напряжений, грязь из масла, подаваемого к шейкам для смазки, отводится в бочкообразные пустоты. Защитные фаски маслоканалов полируются, на них отсутствуют острые кромки работающие как концентраторы напряжений.
Коленчатый вал 24-1005011-20 подвергается статической и динамической балансировке отдельно и в сборе с маховиком и сцеплением. Допустимый дисбаланс не более 35 гсм. За счет этого уменьшается вибрация двигателя, износ подшипников, увеличивается ресурс.
Обработка рабочих поверхностей вала производится от обработанных с высокой точностью базовых поверхностей, что обеспечивает высокую точность расположения и формы шеек, геометрии, а также чистоту обработки трущихся поверхностей.
Для получения требуемой шероховатости коренных и шатунных шеек предусмотрена операция ленточного полирования, которая выполняется после операции шлифовки. Сопряжения щек выполнены с плавными переходами. Отверстия для крепления маховика во фланце несимметричны, что обеспечивается постоянное положение маховика.
Источник
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Перед установкой коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365 надо визуально проверить состояние поверхности шеек вала. Наличие глубоких рисок, задиров говорит о необходимости ремонта шеек. При наличии трещин любого характера коленчатый вал подлежит выбраковке.
Ремонт коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365, контролируемые параметры, номинальные и предельные размеры коленчатого вала.
Для удаления отложений из полостей шатунных шеек и масляных каналов коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 необходимо:
— Вывернуть четыре пробки из шатунных шеек.
— Промыть раствором каустической соды (NaOH), нагретым до плюс 80 градусов.
— Металлическим ершиком тщательно прочистить полости и каналы.
— Промыть полости керосином и высушить сжатым воздухом.
— Завернуть пробки на место моментом 37-51 Нм (3,8-5,2 кгс.м), предварительно нанеся на их резьбовую поверхность анаэробный герметик «Стопор-9» или аналогичный («Гермикон-9», «Euroloc 6638».
Удаление продуктов износа и нагара из полостей шатунных шеек коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365.
Контролируемые параметры коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 при проверке технического состояния и ремонте.
Размеры сопрягаемых деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365.
В процессе работы коренные и шатунные шейки коленчатого вала изнашиваются и теряют геометрическую форму, в результате это:
— Снижает работоспособность кривошипно-шатунного механизма.
— Вызывает повышенный износ цилиндров и поршневых колец.
— Может произойти выталкивание поршневым пальцем стопорных колец из канавок в поршне и выход поршневого пальца из поршня.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала в результате износа принимают форму конуса и овала. Если коренные и шатунные шейки изношены более максимально допустимых размеров, и если конусность и овальность шеек более 0,01 мм, то шейки вала необходимо шлифовать в один из ремонтных размеров.
Все одноименные шейки шлифуют в один ремонтный размер. Острые кромки фасок масляных каналов притупляют конусным абразивным инструментом, а затем шейки и фаски полируют. Радиусы галтелей коренных и шатунных шеек 2-2,5 мм.
Номинальные и предельные размеры коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365.
Сальники применяемые для коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5.
Сальник передний коленчатого вала с рабочей кромкой, охватываемой пружиной.
— 406.1005034-02, ПАО «Балаковорезинотехника», г. Балаково
— 406.1005034-04, АО «Резинотехника», г. Балаково
— 4062.1005034-01 (02955VOOA), «Rubena», Чехия
Сальник передний коленчатого вала без пружины, с конической рабочей кромкой.
— 409060.1005034-00, АО «Резинотехника», г. Балаково
Сальник задний коленчатого вала с рабочей кромкой, охватываемой пружиной.
— 2108-1005160, ПАО «Балаковорезинотехника», г. Балаково
— 4062.1005160-011) (03055VOOA), «Rubena», Чехия
— 406.1005160-04 (2108-1005160-01), АО «Резинотехника», г. Балаково
Сальник задний коленчатого вала без пружины, с конической рабочей кромкой.
— 406.1005160-05 (2108-1005160MKB), ЗАО «Резинотехника», г. Балаково
Пробка уплотнительная шпоночного паза коленчатого вала 6х7,5х21.
При износе поверхности заднего фланца или поверхности ступицы шкива-демпфера под рабочей кромкой сальника, надо сместить сальник для контакта его рабочей кромки с неизношенной поверхностью и предотвращения утечек масла. Для этого установить распорное кольцо между сальником и сальникодержателем или крышкой цепи.
При повреждении резьбы в отверстиях до двух ниток ее восстанавливают прогонкой под размер рабочего чертежа. Если сорвано две и более ниток, то ремонт производят:
— Резьба в отверстиях под болты крепления маховика — установкой резьбовых спиральных вставок.
— Резьба в отверстии под стяжной болт — нарезанием ремонтной резьбы.
— Резьбы в отверстиях под пробки — нарезанием ремонтной резьбы.
Источник
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Перед установкой коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365 надо визуально проверить состояние поверхности шеек вала. Наличие глубоких рисок, задиров говорит о необходимости ремонта шеек. При наличии трещин любого характера коленчатый вал подлежит выбраковке.
Ремонт коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365, контролируемые параметры, номинальные и предельные размеры коленчатого вала.
Для удаления отложений из полостей шатунных шеек и масляных каналов коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 необходимо:
— Вывернуть четыре пробки из шатунных шеек.
— Промыть раствором каустической соды (NaOH), нагретым до плюс 80 градусов.
— Металлическим ершиком тщательно прочистить полости и каналы.
— Промыть полости керосином и высушить сжатым воздухом.
— Завернуть пробки на место моментом 37-51 Нм (3,8-5,2 кгс.м), предварительно нанеся на их резьбовую поверхность анаэробный герметик «Стопор-9» или аналогичный («Гермикон-9», «Euroloc 6638».
Удаление продуктов износа и нагара из полостей шатунных шеек коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365.
Контролируемые параметры коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 при проверке технического состояния и ремонте.
Размеры сопрягаемых деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365.
В процессе работы коренные и шатунные шейки коленчатого вала изнашиваются и теряют геометрическую форму, в результате это:
— Снижает работоспособность кривошипно-шатунного механизма.
— Вызывает повышенный износ цилиндров и поршневых колец.
— Может произойти выталкивание поршневым пальцем стопорных колец из канавок в поршне и выход поршневого пальца из поршня.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала в результате износа принимают форму конуса и овала. Если коренные и шатунные шейки изношены более максимально допустимых размеров, и если конусность и овальность шеек более 0,01 мм, то шейки вала необходимо шлифовать в один из ремонтных размеров.
Все одноименные шейки шлифуют в один ремонтный размер. Острые кромки фасок масляных каналов притупляют конусным абразивным инструментом, а затем шейки и фаски полируют. Радиусы галтелей коренных и шатунных шеек 2-2,5 мм.
Номинальные и предельные размеры коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5 на УАЗ-374195, УАЗ-390995, УАЗ-396295, УАЗ-220695, УАЗ-330365.
Сальники применяемые для коленчатого вала двигателя ЗМЗ–40911.10 Евро-4 и Евро-5.
Сальник передний коленчатого вала с рабочей кромкой, охватываемой пружиной.
— 406.1005034-02, ПАО «Балаковорезинотехника», г. Балаково
— 406.1005034-04, АО «Резинотехника», г. Балаково
— 4062.1005034-01 (02955VOOA), «Rubena», Чехия
Сальник передний коленчатого вала без пружины, с конической рабочей кромкой.
— 409060.1005034-00, АО «Резинотехника», г. Балаково
Сальник задний коленчатого вала с рабочей кромкой, охватываемой пружиной.
— 2108-1005160, ПАО «Балаковорезинотехника», г. Балаково
— 4062.1005160-011) (03055VOOA), «Rubena», Чехия
— 406.1005160-04 (2108-1005160-01), АО «Резинотехника», г. Балаково
Сальник задний коленчатого вала без пружины, с конической рабочей кромкой.
— 406.1005160-05 (2108-1005160MKB), ЗАО «Резинотехника», г. Балаково
Пробка уплотнительная шпоночного паза коленчатого вала 6х7,5х21.
При износе поверхности заднего фланца или поверхности ступицы шкива-демпфера под рабочей кромкой сальника, надо сместить сальник для контакта его рабочей кромки с неизношенной поверхностью и предотвращения утечек масла. Для этого установить распорное кольцо между сальником и сальникодержателем или крышкой цепи.
При повреждении резьбы в отверстиях до двух ниток ее восстанавливают прогонкой под размер рабочего чертежа. Если сорвано две и более ниток, то ремонт производят:
— Резьба в отверстиях под болты крепления маховика — установкой резьбовых спиральных вставок.
— Резьба в отверстии под стяжной болт — нарезанием ремонтной резьбы.
— Резьбы в отверстиях под пробки — нарезанием ремонтной резьбы.
Источник
Ремонт коленчатого вала УАЗ-3151
Ремонт коленчатого вала заключается в перешлифовке коренных и шатунных шеек под очередной ремонтный размер
Ремонтные размеры шатунных и коренных шеек определяются размерами комплектов шатунных и коренных вкладышей, поставляемых в запасные части, которые приведены в табл. 2. Допуски основных деталей двигателя УАЗ-3151
Радиальные зазоры в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала должны быть 0,020–0,049 мм и 0,020–0,066 мм соответственно.
Перешлифовку шеек производите с допуском 0,013 мм.
Если размеры шатунных и коренных шеек не совпадают между собой, их необходимо перешлифовать под один ремонтный размер.
Фаски и отверстия переднего и заднего концов коленчатого вала не пригодны для установки в шлифовальном станке. Для этого сделайте съемные центры-стаканы.
Передний центр напрессовывайте на шейку диаметром 38 мм, а задний центрируйте по наружному диаметру фланца (Ж122 мм) вала и крепите к нему болтами.
При изготовлении переходных центров обеспечьте концентричность центрового и установочного отверстий.
Не соблюдая это условие, нельзя обеспечить необходимой концентричности посадочных мест маховика и шестерни к осям коренных шеек.
При шлифовке шатунных шеек устанавливайте вал по дополнительным центрам, соосным осям шатунных шеек.
Для этого можно использовать центры-стаканы, предусмотрев на них фланцы с двумя дополнительными центровыми отверстиями, отстоящими от среднего отверстия на 46±0,05 мм.
Для переднего конца лучше сделать новый центр-фланец, который устанавливается на шейку диаметром 40 мм (на шпонке) и дополнительно закрепляется болтом (храповиком), ввертываемым в резьбовое отверстие.
Перед шлифовкой шеек углубите фаски на кромках масляных каналов настолько, чтобы ширина их после снятия всего припуска на шлифование была 0,8–1,2 мм.
Делайте это с помощью наждачного камня с углом при вершине 60–90°, приводимого во вращение электродрелью.
При шлифовке шатунных шеек не касайтесь шлифовальным кругом боковых поверхностей шеек, чтобы не нарушить осевой зазор шатунов.
Радиус перехода к боковой поверхности выдерживайте 3,5 мм.
Шлифовку производите с обильным охлаждением эмульсией.
В процессе перешлифовки выдерживайте:
1. Расстояние между осями коренных и шатунных шеек 46±0,05 мм.
2. Конусообразность, бочкообразность, седлообразность, овальность и огранка шеек не более 0,005 мм.
3. Угловое расположение шатунных шеек ±0°10′.
4. Непараллельность осей шатунных шеек с осью коренных шеек не более 0,012 мм на всей длине шатунной шейки.
5. Биение (при установке вала крайними коренными шейками на призмы) средних коренных шеек не более 0,02 мм, шейки под распределительную шестерню до 0,03 мм, а шеек под ступицу шкива и задний сальник до 0,04 мм.
После шлифовки шеек промойте коленчатый вал, а масляные каналы очистите от абразива и смолистых отложений.
Пробки грязеуловителей при этом выверните.
После очистки грязеуловителей и каналов вновь заверните пробки на место и закерните каждую из них от самопроизвольного вывертывания.
Очищайте масляные каналы также при эксплуатационном ремонте двигателя, когда коленчатый вал вынимаете из блока.
Рис. 1. Установка сцепления по меткам: 1 – метки
После ремонта коленчатый вал собирайте с тем же маховиком и сцеплением, которые стояли до ремонта.
Устанавливайте сцепление на маховик по заводским меткам «О», нанесенным на обеих деталях одна против другой около одного из болтов крепления кожуха сцепления к маховику (рис. 1).
Перед установкой на двигатель коленчатый вал со сцеплением в сборе динамически отбалансируйте на специальном станке.
Предварительно сцентрируйте ведомый диск сцепления при помощи вала коробки передач или специальной оправки.
Дисбаланс устраняйте высверливанием металла в ободе маховика на радиусе 158 мм сверлом диаметром 12 мм.
Глубина сверления не должна превышать 12 мм. Допустимый дисбаланс – не более 70 гссм.
Замена вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала
В запасные части поставляются вкладыши коренных и шатунных подшипников номинального и семи ремонтных размеров, которые приведены в табл. 2. Допуски основных деталей двигателя УАЗ-3151
Вкладыши ремонтных размеров отличаются от вкладышей номинального размера внутренним диаметром, уменьшенным на 0,05; 0,25; 0,50; 0,75; 1,0; 1,25 и 1,50 мм.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников заменяйте без какой-либо подгонки.
В зависимости от износа шеек при первой смене вкладышей применяйте вкладыши номинального или, в крайнем случае, первого ремонтного размера (уменьшенные на 0,05 мм).
Вкладыши второго и последующих ремонтных размеров устанавливайте в двигатель только после перешлифовки шеек коленчатого вала.
Если же в результате многократных перешлифовок диаметры шеек коленчатого вала уменьшены настолько, что вкладыши последнего ремонтного размера окажутся непригодными для него, то соберите двигатель с новым валом.
Радиальный зазор в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала должен быть соответственно 0,020–0,049 мм и 0,020–0,066 мм.
Проверку величины радиальных зазоров производите с помощью набора контрольных щупов, выполненных из медной фольги толщиной 0,025; 0,05; 0,075 и 0,1 мм, нарезанных в виде полосок шириной 6–7 мм и длиной немного меньше ширины вкладыша.
Кромки щупов должны быть зачищены для исключения порчи поверхности вкладыша.
Проверку радиального зазора производите в следующем порядке:
1. Снимите с проверяемой шейки крышку с вкладышем и положите поперек вкладыша предварительно смазанный маслом контрольный щуп толщиной 0,025 мм.
2. Установите на место крышку с вкладышем и затяните болтами, при этом болты остальных крышек должны быть отпущены.
3. Проверните коленчатый вал рукой на угол не более чем на 60–90°, во избежание повреждения поверхности вкладыша щупом.
Если вал проворачивается слишком легко, значит зазор больше 0,025 мм. В этом случае повторите проверку щупами 0,05; 0,075 мм и т.д. до тех пор, пока провернуть коленчатый вал станет невозможно.
Толщина щупа, при которой вал проворачивается с ощутимым усилием, считается равной фактической величине зазора между вкладышем и шейкой коленчатого вала.
При замене вкладышей соблюдайте следующее:
1. Вкладыши заменяйте без подгоночных операций.
2. Следите, чтобы фиксирующие выступы на стыках вкладышей свободно (от усилия руки) входили в пазы в постелях вала.
3. Одновременно с заменой вкладышей очистите грязеуловители в шатунных шейках.
Замену шатунных вкладышей можно производить, не снимая двигатель с шасси автомобиля.
Замену коренных вкладышей производите на двигателе, снятом с шасси автомобиля.
После замены вкладышей обкатайте двигатель, как указано «Обкатка двигателя после ремонта».
Если же при замене вкладышей двигатель не снимался с автомобиля, то на протяжении первой 1000 км пробега скорость не должна превышать 50 км/ч.
Рис. 2. Передний конец коленчатого вала
Одновременно с заменой вкладышей проверяйте осевой зазор в упорном подшипнике коленчатого вала, который должен быть 0,075–0,175 мм.
Если осевой зазор более 0,175 мм, замените шайбы 7 (рис. 2) и 8 новыми.
Передняя шайба изготавливается четырех размеров по толщине:
Рис. 3. Проверка осевого зазора коленчатого вала
Для проверки зазора в упорном подшипнике заложите отвертку (рис. 3) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и отожмите вал к заднему концу двигателя.
Затем щупом определите зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки.
Перед установкой вкладышей проверьте соосность коренных шеек коленчатого вала (стрелу прогиба).
Для этого установите коленчатый вал в центры и проверьте положение осей коренных шеек по показаниям индикатора.
Рис. 4. Задний конец коленчатого вала
Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются сальниками (рис. 2 и 4).
Источник