- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
- Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»
- Что и зачем мерили
- Какую купить?
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT-4
- Экспертиза тормозных жидкостей DOT 4 — не кипятись!
- ЧЕМ МЫ ТОРМОЗИМ
- РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ И ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT 4
- ВОПРОС-ОТВЕТ
- — Почему у тормозной жидкости со временем меняется цвет?
- — Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?
- — Можно ли в современном авто использовать, скажем, DOT 3?
- — Почему тормозные жидкости, как правило, не имеют одобрения заводов-изготовителей автомобилей? О чем говорят надписи DOT?
- ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ
- LTHS100 позволяет определять температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей.
- Криотермостат с вискозиметром для определения кинематической вязкости ТЖ. Стеклянная изогнутая трубка — капиллярный вискозиметр.
- Mettler Toledo — рН-метр, используется для определения показателя активности ионов водорода.
- ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ
- 2_no_copyright
- 2. FELIX Professional
- 3. Hi-Gear HG7044
- 4. EXTRA
- 3_no_copyright
- 1. NIAGARA
- 2. Pentosin Super
- 3. Mobil
- 4. LUXE Green Line
- 5_no_copyright
- 1. SINTEC Euro
- 2. SINTEC Super
- 3. TCL
- 4. ROSDOT 4 Life Safety
- 8_no_copyright
- 1. TUTELA TOP 4
- 2. UNiX «Дзержинская»
- 3. VITEX
- 4. TOTAL HBF 4
- 9_no_copyright
- 1. «МИГ»
- 2. «БАКСС»
- 3. «ОЙЛРАЙТ»
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
В автомобили Уаз Патриот, Уаз Пикап, Уаз Карго, Уаз Хантер и автомобили вагонной компоновки семейства УАЗ-3741, согласно требований заводских инструкций по эксплуатации, в гидравлический привод тормозов и сцепления нужно заливать тормозную жидкость класса DOT-4, стандарта SAE J 1703F, включая автомобили оборудованные антиблокировочной системой тормозов ABS.
Вместимость гидравлического привода тормозов и сцепления на УАЗ.
— На Уаз Патриот, Уаз Пикап, Уаз Карго, гидропривод тормозов / сцепления : 0,6 / 0,18 литра.
— На Уаз Хантер, гидропривод тормозов / сцепления : 0,6 / 0,18-0,20 литра.
— На УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-220695, УАЗ-330395, гидропривод тормозов / сцепления : 0,52 / 0,20 литра.
— На УАЗ-330365 и УАЗ-390945 с увеличенной базой, гидропривод тормозов / сцепления : 0,6 / 0,20 литра.
Классификация, назначение и состав тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1.
Тормозные жидкости принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation, Министерство транспорта США. Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%.
Вязкость тормозных жидкостей определяют при двух значениях температуры : плюс 100 и минус 40 градусов. Эти показатели должны соответствовать американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116. Сходные требования содержат и другие международные и национальные стандарты, например ISO 4925 или SAE J 1703F.
Тормозные жидкости состоят из основы, различных добавок и присадок, иногда красителей. По своему составу они делятся на гликолевые DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1, обычно от светло-желтого до светло-коричневого цвета, и силиконовые — DOT 5, как правило красного или темно-красного цвета.
Тормозные жидкости класса DOT 3 рекомендованы к применению на относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами. Тормозные жидкости класса DOT 4 рекомендованы к применению на современных быстроходных автомобилях с преимущественно дисковыми тормозами на всех колесах.
Тормозные жидкости класса DOT 5.1 были разработаны специально для автомобилей оборудованных антиблокировочной системой тормозов ABS. Кроме того они рекомендованы к применению на скоростных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше, чем при обычном режиме эксплуатации. Тормозные жидкости класса DOT 5, как правило, на обычных дорожных транспортных средствах практически не применяются. В силу своего состава они имеют недостаточные смазывающие свойства.
Периодичность замены тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормозов и сцепления УАЗ.
Рекомендованные к применению на автомобилях УАЗ гликолевые тормозные жидкости класса DOT 4 гигроскопичны и имеют склонность поглощать воду из окружающего воздуха, до 2-3% влаги за год. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлических частей тормозной системы.
Именно поэтому тормозную жидкость нужно периодически заменять. Не дожидаясь когда ее свойства полностью перестанут отвечать требованиям безопасности. Завод-изготовитель рекомендует полную замену тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормозов и сцепления автомобилей УАЗ каждые 30 000 километров пробега, или каждые два года, смотря что наступит раньше.
Полная замена тормозной жидкости также необходима в случае проведения каких то ремонтных работ связанных с разборкой узлов и деталей рабочей тормозной системы УАЗ. Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке тормозной системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшит ситуацию, поскольку значительная часть объема тормозной жидкости при этом не меняется.
Если надо долить тормозную жидкость в гидравлический провод тормозов или сцепления УАЗ.
Если по какой то причине требуется долить тормозную жидкость в гидравлический привод рабочих тормозов или сцепления УАЗ, то желательно доливать тормозную жидкость того же класса и производителя, что была заправлена ранее. Или хотя бы такого же класса. Если такой возможности нет, то необходимо доливать более высокую по классу тормозную жидкость. Если в автомобиле залита жидкость DOT-4, то в этом случае желательно доливать DOT-5.1.
Взаимозаменяемость и совместимость тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1.
Гликолевые тормозные жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 от разных производителей взаимозаменяемы. Однако смешивать их не желательно, так как их основные эксплутационные свойства могут при этом ухудшится по причине конфликта различных присадок и добавок, которые используют разные производители. Основанные на силиконе тормозные жидкости класса DOT 5 не совместимы с тормозными жидкостями класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1.
Несмотря на сходство наименований, силиконовые тормозные жидкости класса DOT 5 сильно отличаются от полигликолевых тормозных жидкостей класса DOT 5.1. Чтобы избежать путаницы, обычно на упаковке есть дополнительные надписи. На DOT 5 – SBBF, silicon based brake fluids — тормозная жидкость, основанная на силиконе. На DOT 5.1 – NSBBF, non silicon based brake fluids — тормозная жидкость не основанная на силиконе.
Полная замена гликолевой тормозной жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 на силиконовую DOT 5 и наоборот — возможна. Для этого потребуется полная очистка и тщательная промывка всей рабочей тормозной системы от остатков старой тормозной жидкости.
Источник
Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»
Многие искренно верят в то, что все тормозные жидкости до расфасовки хранятся в одной бочке, а потому друг от друга не отличаются. Это мы и решили проверить. Для эксперимента закупили десяток флаконов с тормозными жидкостями заявленного класса DOT 4.
Что и зачем мерили
Температура кипения «сухой» жидкости определяет безопасную продолжительность работы тормозной жидкости, не успевшей набрать влагу извне. За два-три года эксплуатации в тормозухе скапливается в среднем 3,5% воды .
Измерения проводили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с использованием колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380 °C. Температуру контролировали цифровым термометром ТР101.
Измерив температуру кипения «увлажненной» жидкости и сравнив ее с температурой кипения «сухой» жидкости, мы определяли, насколько снизились рабочие параметры тормозухи . Для «увлажнения» в каждую залитую в колбу жидкость сразу добавляли по 3,5% воды (это 2,63 мл при объеме жидкости 75 мл), после чего проверяли температуру кипения.
Кинематическую вязкость испытываемых жидкостей при —30 °C измеряли с помощью шарикового вискозиметра: время падения стального шарика в стеклянной трубке зависит от вязкости продукта. Именно такой принцип использован в профессиональных вискозиметрах Гепплера — просто мы вместо исчисления вязкости в сантистоксах оценивали время в секундах. Больше время — выше вязкость. Гидравлическая система тормозов рассчитывается на жидкость определенной степени вязкости — ее рост сверх нормы приведет к отказу системы, педаль невозможно будет продавить. Да и системы безопасности, например ABS и ESP, тоже могут работать некорректно .
Какую купить?
Сравните температуры кипения «сухих» жидкостей и тех, которые нахлебались воды, — разница огромная. И столь же высок риск попасть в аварию, ведь разбавленная водой тормозуха вскипает намного раньше «сухой». Ощущения ужасные: педаль проваливается, а машина не тормозит. Помните об этом и регулярно меняйте жидкость .
Примерная цена 105 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 164 °С
Лучшая по цене: все остальные препараты дороже. В процессе испытаний жидкость потемнела несильно. По температуре кипения — средний результат. По вязкости на морозе — второе место. По сумме баллов — победа.
Примерная цена 405 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 257 / 167 °С
Незначительное потемнение, хорошие технические показатели, но слишком дорого. Итоговое место — в середине таблицы.
Примерная цена 115 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 159 °С
Жидкость слегка потемнела. Температура закипания самая низкая из всех, но укладывается в требования стандартов. Цена привлекательная. По сумме — в середине «табели о рангах».
Примерная цена 245 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 272 / 177 °С
В нашем тесте у этой жидкости зафиксирована самая высокая температура кипения. Низкотемпературная вязкость неплохая. При этом препарат один из самых дорогих, дороже только Ravenol DOT 4. Но итоговый показатель прекрасный: второе место.
Примерная цена 70 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С
Заметно потемнела при нагреве. Температура кипения самая низкая, хотя и в рамках требований. Вязкость на морозе высокая — по этому показателю лишь девятый результат. Цена привлекательная. По сумме баллов — предпоследнее место.
Примерная цена 345 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 268 / 174 °С
Температура кипения одна из самых высоких в тесте. Вязкость средняя, как, впрочем, и цена. Итог хороший: третье-четвертое место.
Примерная цена 490 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 270 / 175 °С
Очень высокая температура кипения, выше только у Liqui Moly. Вязкость средняя, цена высоковата. Но в целом хорошо: третье-четвертое место.
Примерная цена 325 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 163 °С
Изначально темная жидкость закипела относительно рано. Низкотемпературная вязкость самая низкая в выборке. Цена самая непривлекательная. Итог — восьмое место.
Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 246 / 160 °С
Невысокая температура кипения (хотя и в пределах нормы), довольно большая вязкость на морозе. Цена приемлемая. Итог — седьмое место.
Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С
Закипела раньше других, хотя требованиям соответствует. Вязкость на морозе самая непривлекательная. Цена хорошая. В итоге — в хвосте таблицы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT-4
Температура кипения
«сухой» жидкости*
Приведенная низкотемпературная вязкость**
Приведенная стоимость единицы продукции
Источник
Экспертиза тормозных жидкостей DOT 4 — не кипятись!
Пересекая страну «с южных гор до северных морей» в ходе экспертизы бензинов, грех было заодно не оценить ассортимент товаров в магазинчиках при АЗС. Тогда-то и родилась мысль погоняться сразу за двумя зайцами — с прицелом на будущий тест тормозных жидкостей. Так и сделали.
Сегодня купить жидкость для гидропривода не проблема. Нужно только заглянуть в «букварь», прилагаемый к машине, дабы выяснить, какую именно рекомендует производитель (к примеру, DOT 4), после чего выбрать понравившийся флакончик. Таких мы легко набрали почти два десятка — отечественных и зарубежных. Обезличенные образцы передали в специализированную лабораторию на испытания физико-химических свойств. Кроме того, решили оценить внешний вид приобретений, их массу или объем (у кого что заявлено), а также проверить электропроводность.
Тем, кому нюансы неинтересны, сообщаем сразу: лишь 10 образцов не вызвали никаких вопросов ни у нас, ни у экспертов. Выбирайте на фото продукт, избежавший замечаний, — и в магазин. Остальным же предлагаем подробности.
ЧЕМ МЫ ТОРМОЗИМ
Мы проверили и честность производителей. Оказалось, не зря: одни великодушно настроили фасовочные автоматы на заливку «с бонусом», другие пожадничали, недодав до 10% товара! Впрочем, мы всегда считали: уж лучше недолив, чем разбодяживание. Увы, две тормозухи на морозе загустели почти вдесятеро сильнее допустимого! Продавите вы такую педаль или нет, не знаем. И даже не комментируем, к чему может привести проваленная на 15° температура кипения!
Как обычно, результаты исследований относятся не к торговой марке в целом, а только к тем образцам, которые мы выборочно купили на редакционные средства как обыкновенные покупатели. Наше мнение о каждом изложено в подписях. Те, кому интересны конкретные показатели, найдут их в таблице, где жидкости расставлены в алфавитном порядке. Цены решили не приводить: в этот раз они гуляли от 110 до 560 рублей за литр, причем под влиянием не только именитости бренда, но и места продажи. Чем круче считает себя магазин, тем грознее ценник… Поэтому не удивляйтесь, если один и тот же товар в разных местах продают с двукратным разбросом стоимости.
Любопытна строка в таблице о запайке флаконов фольгой под пробкой. Это, во-первых, улучшает герметичность (очень важно для гигроскопичных тормозных жидкостей), а во-вторых, затрудняет то самое разбодяживание на местах. Но без фольги оказались продукты таких мэтров, как Castrol или, скажем, Mobil! Не иначе у «великих» свой взгляд на впитывание воды…
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ И ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT 4
ВОПРОС-ОТВЕТ
— Почему у тормозной жидкости со временем меняется цвет?
— Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?
— Можно ли в современном авто использовать, скажем, DOT 3?
— Почему тормозные жидкости, как правило, не имеют одобрения заводов-изготовителей автомобилей? О чем говорят надписи DOT?
— Обычно сервисная книжка предписывает замену ТЖ каждые 60 тыс. км. Насколько это необходимо? Тормозные жидкости гигроскопичны, а потому со временем температура их кипения падает. Через два-три года она снижается примерно до 150–170 °C, что может вызвать появление воздушных пробок и, в итоге, отказ тормозной системы. У «увлажненной» жидкости в зимнее время также резко увеличится низкотемпературная вязкость. Повысится в присутствии влаги и коррозионная активность. На худой конец следует хотя бы подливать свежую ТЖ.
ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ
Температура кипения «сухой» жидкости.
Определяет работоспособность исходной жидкости без образования воздушных пробок в тормозных системах с высокими температурами эксплуатации. Более высокая температура кипения «сухой» жидкости косвенно говорит о более длительном допустимом периоде замены ТЖ.
Температура кипения «увлажненной» жидкости.
Показывает, какой будет температура кипения в конце периода эксплуатации ТЖ (примерно через полтора-два года). Это минимальный показатель, при котором тормоза работают исправно. При дальнейшем «увлажнении» (или несоответствии этого показателя требуемому) начнется образование воздушных пробок, педаль станет проваливаться в пол — верный путь к ДТП…
LTHS100 позволяет определять температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей.
Кинематическая вязкость при 100 °C.
Ограничивает использование более жидких компонентов для гарантии определенного гидравлического сопротивления и исключения возможных протечек в местах уплотнений и стыков тормозной системы. Кинематическая вязкость при —40 °C. Максимум вязкости, при котором тормоза обеспечивают безопасность езды. За ним ТЖ становится очень вязкой, из-за высокого гидравлического сопротивления не удастся быстро продавить педаль.
Криотермостат с вискозиметром для определения кинематической вязкости ТЖ. Стеклянная изогнутая трубка — капиллярный вискозиметр.
Показатель активности ионов водорода: рН.
Среда бывает кислая, нейтральная или щелочная. Кислая среда не допускается: ее наличие чревато коррозией. Щелочная же вредна для резины. Производитель подбирает рН от нейтрального до слабощелочного, чтобы достичь максимальной совместимости жидкости с материалами тормозной системы.
Mettler Toledo — рН-метр, используется для определения показателя активности ионов водорода.
Электропроводность.
Параметр не нормируется, но часто измеряется при экспрессанализах ТЖ. Принцип прост: электропроводность «сухой» жидкости при добавлении воды увеличивается. Внимание: исходная электропроводность у всех ТЖ разная! Стало быть, чтобы использовать специальный тестер для проверки ТЖ, нужно либо иметь в запасе запечатанный флакончик с точно таким же содержимым, либо, залив свежую в бачок, тут же измерить и записать на память значение ее электропроводности.
ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ
Образцы стоят в произвольном порядке
2_no_copyright
Абсолютная точность дозировки внушила уверенность, что и остальные технологические процессы столь же четко выверены. И вправду: все показатели в норме, причем с запасом. Удивило лишь то, что флакон не запаян фольгой.
2. FELIX Professional
Здесь недолив уложился в 3%, что допустимо по ГОСТ 8.579–2002. Вязкость на холоде превышена совсем незначительно. Так что не будем бросать камень в отечественного производителя.
3. Hi-Gear HG7044
Идеально точная фасовка. Все показатели в норме, а температуры совпадают с установленными пределами почти до градуса. Так и хочется спросить про запас прочности, но неудобно цепляться к качественному продукту.
4. EXTRA
Недолив 27 г можно и простить, но на морозе жидкость густеет сильнее, чем допускают нормативы. Пройдет ли такое превышение вязкости без последствий для езды?
3_no_copyright
1. NIAGARA
Заявленный производитель ПКФ «НИАГАРА», Россия
Видимо, изготовителя подвела недолитая чертова дюжина граммов: температура кипения увлажненной жидкости провалена на 10°. А вязкость на морозе возрастает настолько, что о требованиях стандарта и вспоминать неудобно.
2. Pentosin Super
Отличные показатели с солидным запасом по нормативам DOT 4. И маленький бонус — 3 мл бесплатно.
3. Mobil
Все обещанные 500 мл на месте, все градусы там же, все сантистоксы выдержаны. Что тут добавить? Только пожалеть, что горлышко не запаяно фольгой. Похоже, у именитых производителей это в порядке вещей.
4. LUXE Green Line
Все физико-химические показатели этой тормозной жидкости в норме, за исключением… массы. Ну как, простим «испарившиеся» 22 г?
5_no_copyright
1. SINTEC Euro
Интересно, что на упаковке приведены значения температур кипения, существенно превышающие требования стандарта. А реально и они превышены! Отдельное спасибо за бесплатный грамм отличного продукта.
2. SINTEC Super
Здесь с обещанными температурами на флаконе немного погорячились. Но по сравнению с требованиями стандарта всё более чем в порядке, есть даже заметный запас. Нехватка 3 г, конечно же, простительна.
3. TCL
Все параметры в норме. Правда, по температуре кипения «увлажненной» жидкости запаса нет. Зато есть лишние 6 мл — на пролив при доливе. Горлышко не запаяно.
4. ROSDOT 4 Life Safety
Все замечательно, эта жидкость не подведет, и слова о безопасности ей к лицу. Правда, по российской традиции недолито 11 г, но это в пределах допустимого по закону. Словом, зачет!
8_no_copyright
1. TUTELA TOP 4
Ну зачем же обещать невыполнимое — кипение при 300 °C? Ведь и так все замечательно, а по температуре кипения «увлажненной» жидкости эта и вовсе рекордсменка! Фасовка тютелька в тютельку.
2. UNiX «Дзержинская»
Нельзя же так, господа бизнесмены! Температура кипения «увлажненной» жидкости провалена на 11°, вязкость на морозе превышена в 10 раз. Да еще и 13 г не хватает.
3. VITEX
Что сказать хорошего? В «увлаженном» состоянии эта жидкость закипит на 4° раньше положенного, на морозе она вдвое гуще, чем следует. И наконец, где наши оплаченные 30 г?
4. TOTAL HBF 4
Удивительно — как попала к нам банка без единой русской буквы на этикетке? Но если говорить о параметрах, то все они в норме, причем с большим запасом. Вдобавок это самая легкотекучая на морозе жидкость. Да еще и 4 мл сверху — отлично! Но горлышко не запаяно.
9_no_copyright
1. «МИГ»
Самый жадный производитель: недолив составил 55 г. Но нам ни капельки не обидно, всё равно жидкость негодная. Недобор 11° в «сухом» состоянии, 9° — в «увлажненном»… Зачем она такая нужна? Да еще с окалиной и непонятными примесями!
2. «БАКСС»
Нам напомнили на этикетке: «Гигроскопично». А сами об этом, видимо, забыли: в «увлажненном» состоянии температура кипения провалена аж на 15 °C — наихудший результат в нашей выборке! Добавим впятеро большую вязкость на морозе, после чего вспоминать о недолитом грамме будет даже неудобно.
3. «ОЙЛРАЙТ»
Здесь всё в норме, кроме истинно российской привычки вечно что-нибудь недоливать или недовешивать. Тут нас обвесили на 17 г. Успокаивает только то, что у некоторых обвес еще больше.
ИЗ 19 ПРИОБРЕТЕННЫХ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ТОЛЬКО 10 ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ ПОДВОХА.
Источник