Уаз 3303 бортовой коробка передач

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Детали КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Коробка передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 имеет четыре передачи для движения вперед и одну назад. Задний подшипник ведомого вала КПП двухрядный, шариковый.

Шлицевый конец ведомого вала входит внутрь картера раздаточной коробки и на нем установлена скользящая шестерня включения понижающей передачи раздаточной коробки.

Рис.1. Коробка передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

1 — картер; 2 — шестерня привода промежуточного вала; 3 и 23 — подшипники промежуточного вала; 4 — гайка; 5 — промежуточный вал; 6 — крышка подшипника; 7 — крышка подшипника ведущего вала; 8 — муфта выключения сцепления; 9 — ведущий вал; 10 — гайка; 11 — подшипник крышки; 12 — роликовый подшипник ведомого вала; 13 — муфта синхронизатора; 14 — ведомый вал; 15 — шестерня третьей передачи; 16 — шестерня второй передачи; 17 — шестерня первой передачи; 18 — подшипник ведомого вала; 19 — шестерня привода спидометра ведомая; 20 — шестерня привода спидометра ведущая; 21 — фланец ведомого вала; 22 — болт крепления подшипника промежуточного вала; 24 — ось блока шестерен заднего хода; 25 — стопорный винт оси; 26 — блок шестерен заднего хода; 21 — распорная втулка; 28 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 29 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 30 — пробка сливного отверстия

На рис.1. показан продольный разрез КПП УАЗ-2206, УАЗ-3909, 3303, а на рис.2. — установка заднего подшипника ведомого вала в картере коробки передач.

Читайте также:  Где производится уаз буханка

Передний шлицевый конец ведущего вала 9 (см. рис.1), являющийся одновременно и валом ведомого диска сцепления, установлен на подшипнике в маховике, а задний конец опирается на подшипник 11, расположенный в картере коробки.

Этот подшипник закреплен на ведущем валу гайкой 10, имеющей левую резьбу. Крышка подшипника ведущего вала имеет буртик, которым крышка центрируется с картером сцепления.

На трубчатом конце крышки установлена муфта 8 выключения сцепления. С ведущим валом находится в постоянном зацеплении шестерня 2 привода промежуточного вала.

Рис.2. Установка заднего подшипника и ведомого вала в картер коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

1 — картер коробки передач; 2 — пластина крепления раздаточной коробки и коробки передач; 3 — картер раздаточной коробки; 4 — задний подшипник ведомого вала; 5 — ведомый нал; 6 — упорное кольцо; 7 — задний подшипник промежуточного вала; 8 — отверстие для слива масла

Первую и вторую передачи включают шестерней 17 (см, рис.1), перемещающейся по шлицам ведомого вала 14 третью и четвертую (прямую) передачи — перемещением муфты синхронизатора, а задний ход — блоком шестерен 26 заднего хода.

Шестерни привода промежуточного вала и шестерни второй и третьей передач — косозубые, остальные — с прямым зубом.

Синхронизатор КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 (рис.3) предназначен для бесшумного (безударного) включения прямой и третьей передач после выравнивания (синхронизации) скоростей вращения включаемой шестерни и ведомого вала.

Работает синхронизатор следующим образом.

На конусной поверхности шестерни 1 ведущего вала и шестерни 6 третьей передачи установлены блокирующие бронзовые кольца 9, имеющие снаружи прямые зубья.

Такие же зубья сделаны и на венцах ведущего вала и шестерни третьей передачи.

Рис.3. Синхронизатор коробки передач УАЗ-3909, УАЗ-2206, 3303

1— шестерня ведущего нала: 2 — сухарь; 3 — шарик; 4 — пружина; 5 — венец; 6 — шестерня третьей передачи; 7 — ступица синхронизатора; 8-скользящая муфта; 9 — блокирующее кольцо

На шлицевом конце ведомого вала коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 установлена ступица 7 скользящей муфты 8, имеющая на наружной поверхности зубья (одинаковые с зубьями блокирующих колец) и три паза для сухарей 2.

По зубьям ступицы может перемещаться муфта 8 вместе с сухарями, в которых расположены шарики 3, прижимаемые пружинами 4 к канавке в муфте.

При перемещении муфты (для включения третьей или прямой передачи) вместе с ней перемещаются и сухари, концы которых расположены в пазах блокирующего кольца 9, и прижимают его к конусу ведущего вала или шестерни третьей передачи.

При дальнейшем передвижении муфты КПП ее зубья войдут в зацепление с зубьями блокирующего кольца.

Вследствие возникающего трения между конусными поверхностями кольца и шестерни будут выравниваться скорости вращения включаемых деталей.

При окончательном включении муфты ее зубья будут без ударов входить в зацепление с зубьями венца ведущего вала или шестерни третьей передачи и обеспечивать бесшумное включение шестерен.

Механизм переключения передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Механизм переключения передач расположен в боковой крышке (рис.4). Для переключения передач в боковой крышке установлены два приводных рычага 14, 16, три штока 3, 4, 7 и вилки 2, 5 и 6.

При вращении приводного рычага 16 выбора муфта 10 перемещается вертикально на валу 9 и может быть установлена в одном из трех положений.

Рис.4. Механизм переключения передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

1 — боковая крышка; 2 — вилка заднего хода:, 2— шток переключения заднего хода; 4 — шток переключения третьей и четвертой передач; 5 — вилка третьей и четвертой передач; 6 — вилка первой и второй передач; 7 — шток переключения первой и второй передачи; 8 — сапун; 9 — вал переключения передач; 10 — муфта переключения передач; 11 — пружина; 12 — крышка сальника; 13 — сальник; 14 — приводной рычаг переключения; 15 — избирательный рычаг в сборе; 16 — приводной рычаг выбора; 17 — пружина фиксатора; 18 — шарик фиксатора

При этом кулачок муфты входит в паз вилки включения требуемой передачи. Вращением приводного рычага 14 переключения кулачок муфты передвигается вместе со штоком и вилкой и вводит шестерню в зацепление.

Шарики и пружины, имеющиеся в крышке, предназначены для фиксации штоков при включенных передачах, а замок служит для предупреждения возможности одновременного включения двух передач.

Привод управления коробкой передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Привод управления коробкой передач УАЗ-3909, УАЗ-2206, 3303 (рис.5,а) состоит из механизма управления, рычага переключения передач, промежуточных рычагов и тяг.

Механизм управления смонтирован на коробе воздуховода и соединен тягами с рычагами переключения передач, установленными на боковой крышке коробки.

Рис.5. Привод управления коробкой передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

1— рычаг переключения передач; 2 — фиксатор среднего положения выбора; 3 — выбирающий рычаг механизма; 4 — тяга переключения вертикальная ; 5 — рычаг переключения промежуточный: 6 — рычаг выбора промежуточный; 7 — тяга выбора горизонтальная; 8 — приводной рычаг выбора; 9 — приводной рычаг переключении; 10 — тяга переключения горизонтальная ; 11 — кронштейн промежуточных рычагов; 12 — рычаг выбора промежуточный; 13 — тяга выбора вертикальная; 14 — переключающий рычаг механизма ; 15 — пресс-масленки; 16 — ось рычага; 17 — кронштейн; 18 —уплотнитель механизма

Положение рычага 1 при переключении передач показано на рис. 5б, а положение приводных рычагов выбора 8 и переключения 9 на боковой крышке коробки передач — на рис.5в.

Источник

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Четырехступенчатая коробка передач автомобилей вагонной компоновки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ и ЗМЗ, механическая, снабжена синхронизаторами инерционного типа для облегчения включения первой, второй, третьей и четвертой передач. Коробка имеет каталожный номер 452-1700010-10 или 3741-1700010 и крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввернутыми в картер сцепления.

Коробка передач на УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ и ЗМЗ, устройство.

Кроме того, в зависимости от модификации, на автомобили УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 могла устанавливаться четырехступенчатая коробка передач 452-1700010 или 3909-1700010 имеющая синхронизатор только для третьей и четвертой прямой передачи. Обе коробки в сборе взаимозаменяемы, но детали этих коробок и механизмов переключения не взаимозаменяемы. Обслуживание обоих коробок одинаковое.

Шестерни привода промежуточного вала, второй и третьей передачи полностью синхронизированной четырехступенчатой коробки косозубые, первой передачи — прямозубые и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни первой, второй и третьей передачи установлены на ведомом валу на игольчатых подшипниках.

Вариант исполнения коробки передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с синхронизатором только для третьей и четвертой прямой передачи.

Ведущий вал имеет две опоры. Передний подшипник расположен в гнезде коленчатого вала, задний — в передней стенке картера коробки. Задний подшипник закреплен на валу специальной гайкой с левой резьбой. На задней части вала нарезан зубчатый венец привода промежуточного вала и приварен зубчатый венец синхронизатора.

Ведомый вал расположен на одной оси с ведущим валом и имеет две опоры. Передняя опора вала — набор роликов, помещенных в гнезде ведущего вала. Задняя опора — двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник. Между подшипником и торцом вала стоит распорное кольцо, выполняющее одновременно роль маслоотражателя.

Промежуточный вал установлен на двух подшипниках : роликовом в передней и шариковом в задней стенках картера. Внутренняя обойма переднего подшипника напрессована на вал. Задний подшипник имеет на наружной обойме упорное кольцо. На валу задний подшипник закреплен с помощью тарельчатой шайбы и специального болта с левой резьбой.

Шестерни привода промежуточного вала и третьей передачи изготовлены отдельным блоком, напрессованным на промежуточный вал. Блок на валу крепится стопорным кольцом. Промежуточная шестерня заднего хода установлена с подшипником в сборе на оси, которая фиксируется от вращения лыской в пластине подвески коробки передач и раздаточной коробки. Для удобства демонтажа в заднем конце оси имеется отверстие с резьбой.

Синхронизатор — инерционного типа. Механизм синхронизатора собран на ступице. Ступица имеет три продольных паза прямоугольной формы для размещения сухарей. В центре каждого паза сделано в радиальном направлении отверстие. При сборке механизма в отверстия ступицы устанавливаются пружины и направляющие пружин, а в отверстия сухарей — стальные шарики. В синхронизаторе сухари устанавливаются стороной с отверстиями меньшего диаметра в сторону муфты. Муфтой синхронизатора первой и второй передачи служит ведомая шестерня заднего хода.

Механизм переключения передач коробки передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

Имеет три вилки переключения, входящие в соединение с подвижными элементами коробки передач. Все вилки крепятся на штоках с помощью болтов, имеющих на конце конус. Штоки вместе с вилками перемещаются в осевом направлении. Для фиксирования положения нейтрали и включенной передачи штоки имеют пружинные фиксаторы.

Между штоками установлено замочное устройство, которое препятствует одновременному включению двух передач. Один из штоков, выведенный из нейтрали, запирает другие. Боковая крышка имеет резьбовое отверстие для установки выключателя фонаря заднего хода.

Управление коробкой передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

Дистанционное, осуществляется рычагом переключения передачи. Привод управления установлен на панели воздуховода и соединен с коробкой передач тягами через промежуточные рычаги. Механизм переключения передачи смонтирован в боковой крышке коробки передач и имеет два наружных рычага : вертикальный, служащий для выбора передачи, и горизонтальный для включения передачи.

Регулировка привода механизма переключения передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

Регулировку привода механизма переключения передачи можно производить изменением длины горизонтальных и вертикальных тяг. Перед началом регулировки рычаг включения передачи надо установить в нейтральное положение, а рычаг выбора передачи в положение III-IV до упора в пружину предохранителя заднего хода. Все гайки, регулирующие длину тяг, ослабить или отсоединить тяги.

Рычаг переключения передачи поставить в среднее положение между передачами I и II. В этом положении соединить и закрепить тяги выбора, горизонтальную и вертикальную, не допуская подтягивания рычагов или тяг. Они должны присоединяться совершенно свободно. После этого рычаг переключения передачи поставить в среднее положение между передачами III и IV и также свободно подсоединить тяги переключения, вертикальную и горизонтальную.

По окончании регулировки проверить полноту включения каждой передачи. Для этого надо включить первую передачу при выключенном сцеплении и убедиться, что тяги и рычаги привода не упираются в соседние детали. Такую же проверку произвести, включив задний ход. При этом особое внимание обратить на то, чтобы промежуточный рычаг переключения не упирался в поперечину рамы и в брызговик. При включенном заднем ходе зазор между ними должен быть 2-3 мм.

Обслуживание коробки передач, механизма переключения и привода управления коробкой передач.

Во время эксплуатации автомобиля необходимо следить за полнотой включения каждой передачи. Ход включения первой передачи в коробке с синхронизаторами только для 3-й и 4-й передач в два с половиной раза больше, чем второй передачи. Недовключение первой передачи до фиксатора вызывает быстрый износ и разрушение шестерен.

В процессе эксплуатации обслуживание обоих коробок передач сводится к проверке уровня трансмиссионного масла и замене его в предусмотренные сроки, а также в периодической проверке всех резьбовых соединений, крепящих коробку передач и привод, проверке регулировки привода. В коробках передач используются трансмиссионные масла : ТСп-15К, ТАП-15В, ТАД-17И и только в холодное время года — ТСп-10. Или аналоги этих масел.

Перед снятием рычага включения передачи и рычага выбора передачи, необходимо пометить взаимное положение этих рычагов на валиках для того, чтобы установить их в прежнее положение.

Возможные неисправности коробки передач и механизма ее переключения.
Шум в коробке передач.

— Ослабление крепления коробки передач с картерами сцепления и раздаточной коробки.
— Загрязнение масла твердыми частицами.
— Масло не того типа или занижен его уровень.
— Износ или разрушение деталей.

Затруднено переключение передачи.

— Сцепление ведет, в результате чего синхронизатор блокирует включение передачи.
— Износ деталей синхронизатора или выход шарика из гнезда.
— Изгиб вилок и других деталей механизма переключения.

Самовыключение передачи при движении автомобиля.

— Ослабление посадки по центрирующим поверхностям в результате износа или смятия деталей.
— Износ подшипников шестерен.
— Перекос деталей из-за погнутости вилок переключения.
— Износ зубчатых венцов и муфт синхронизаторов.
— Осевой зазор валов и шестерен от износов или ослабления крепежных деталей.

Течь масла из коробки передач.

— Повышенный уровень масла в коробке передач.
— Вспенивание масла из-за низкого качества или попадания в него воды.
— Ослабление затяжки деталей, имеющих уплотнительные прокладки, или повреждение этих прокладок в боковой крышке, опоре рычага переключения, разъеме соединения с раздаточной коробкой, передней крышке ведущего вала, крышке промежуточного вала.
— Трещины в картере или в крышках.
— Выпадение заглушек отверстий штоков.

Источник

Оцените статью