Уаз 3303 тест драйв по бездорожью

А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в компании двух вездеходов “Шаман” и квадроцикла BRP Can-Am Outlander 6х6.

Что, где, когда?

Ч тобы прочувствовать всю боль от покатушек на Уазике, расскажем об экспедиции. Потому что хоть убейте, но я плохо себе представляю пять тысяч километров на “головастике”.

Итак, четвёртого марта из Твери стартует полярная экспедиция «Север без преград». Почему из Твери, и почему без преград, спросите вы? На первую часть вопроса ответить легко: потому что организаторы путешествия — жители этого города. А без преград — потому что, по мнению организаторов, покорить Заполярье может каждый, кто этого сильно захочет. Им-то хорошо рассуждать: мы уже проводили тест-драйв “Шамана” и знаем, что душа у этого вездехода “лимузинная”. Он просто создан для того, чтобы с максимальным комфортом залезть в такие места, куда нормальные люди не попрутся. Во всяком случае, раньше я не встречал таких монстров со светодиодной подсветкой и двумя розетками на 220 вольт в салоне. Да и в остальном он идеально подходит для дальних внедорожных поездок. Но “Шаман” — не единственное транспортное средство, которое должно будет пройти своим ходом от Твери через Мезень до метеостанции «Канин нос» на одноимённом мысе, затем — через село Индигу в Нарьян-Мар, а оттуда вернуться в Тверь. Полная протяжённость — чуть меньше пяти с половиной тысяч километров, из которых около трети пройдёт в условиях бездорожья, а 500 — там, где дорог никогда не было, потому что никто там ещё не ездил. Но вернёмся к вопросу, почему рвануть на север могут все.

Читайте также:  Полиуретановые втулки рессор уаз хантер

Во-первых, организаторов по большому счёту двое. Это завод “Авторос”, который выпускает не только “Шаманы”, но и колёса низкого давления для вездеходов и многих автомобилей (Нивы, УАЗы, Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol), и внедорожный клуб “Лебёдушка”. То есть, экспедиция объединяет многих людей, а не является сумасбродной идеей какого-то одного производителя.

Во-вторых, если бы в экспедицию пошли только “Шаманы”, мы бы дружно высказали наше “фи” очередному пиар-ходу и поехали бы тестировать всякие Киа с БМВ. Но состав экспедиции намного более интересный, чем может показаться. Два “Шамана”, конечно же, на Север пойдут, но компанию им составит вот этот наш сегодняшний УАЗ и квадроцикл. “Квадрик” BRP Can-Am Outlander 6х6 — шестиколёсный. За его рулём будет сидеть лично Евгений Павлов, президент джип-клуба «Лебедушка» и владелец не только BRP, но и “Головастика”. Кстати, на квадроцикле он собирается поставить рекорд России «Самое протяженное путешествие на квадроцикле в условиях Заполярья». От всего души желаем ему удачи! Часть пути BRP пройдёт на колёсах, часть – на гусеницах. Хотя, конечно, на “квадрике” там может быть прохладно. Но, как говорится, “купил би-эр-пи, теперь терпи”.

И вот эта вся разнокалиберность участников и должна привести нас к мысли, что преград для покорения Севера нет. Было бы желание, а транспорт найдётся.

А теперь перейдём к УАЗику.

А всё-таки он плавает!

УАЗ 3303 изначально был сделан для того, чтобы возить грузы там, где другие машины не проедут. Так что привезти на нём полярникам с метеостанции «Канин нос» нормальную еду и прочие блага цивилизации — святое дело. Правда, УАЗ для этого нужен не совсем серийный.

Работа с УАЗом 2006 года выпуска началась в том же 2006 году, и то, что мы видим сейчас — плод долгих поисков и испытаний его создателя Евгения Павлова. Основной отличительной особенностью “Головастика” (кстати, 3303 часто называли «головастиками», но у этой машины это практически имя собственное) можно считать его умение плавать. Бывает такое: задираешь машину, “лифтишь” её, а потом понимаешь, что выше уже некуда, а непройденных дорог ещё много. И озёр с реками. И тогда выход остаётся один: научить машину плавать.

Раньше у этого УАЗа впереди был поплавок в форме носа лодки. С ним машина плавала хорошо, а если поставить хороший лодочный подвесной мотор, то даже выходила на глиссирование. Жаль, я этого не видел, глиссирующий УАЗ произвёл бы на меня впечатление большее, чем прыжок с парашютом без парашюта. Но поплавок сильно мешал на земле, и от него пришлось отказаться.

Вполне достаточную плавучесть обеспечивают кузов и колёса. Кузов тут, само собой, не стоковый. Он сделан из алюминия и полностью герметичен.

Колёса тут стояли разные. Раньше были Interco Super Swamper Bogger на 42 дюйма, но сейчас на их место встала продукция того же “Автороса”: шины низкого давления MX-TRIM размером 1050-500-18LT.

Теперь пару слов о технике.

Мотор УАЗа, как вы знаете, должен быть трёхлитровым бензиновым. Но настоящему вездеходу более подходит дизель. Поэтому родной мотор отсюда вытащили, а поставили хорошо известный мерседесовский ОМ 601. Эта рядная «четвёрка» в своё время стояла, например, на Mercedes Vito. Почему всё-таки дизель?

Причин тому несколько. Во-первых, вернёмся к нашей судостроительной теме. Чем легче машина — тем она лучше плавает. А вес дизеля ниже, чем стокового бензинового мотора. Кроме того, он немного сдвинут назад, что тоже хорошо: основной запас плавучести обеспечивает как раз задняя часть, тот самый герметичный кузов. Поэтому чем дальше в его сторону сдвинут центр тяжести, тем лучше.

Во-вторых, мы уж говорили, что технический состав экспедиции довольно разношёрстный. И было бы совсем плохо, если бы на пару с дизельными “Шаманами” (напомню, что на них стоят моторы Iveco) пошёл бы любитель бензина. Тащить с собой отдельный запас еды для “Головастика” было бы слишком жирно. Так что как ни крути, а дизель выглядит предпочтительнее.

Ходовая часть УАЗа переделана незначительно, но сзади в подвеске добавилась реактивная тяга.

Коробка передач — родная от УАЗа, раздатка — тоже (понижающий ряд — 4,2). А вот мосты — это тоже творчество создателя. Они комбинированные: середина — типа “тимкен” (более известный как гражданский или колхозный), чулки с колёсными редукторами — от военного моста. Разумеется, оба редуктора с электрической блокировкой.

И если приглядеться, то видно, что на “Головстике” стоят две лебёдки: и спереди, и сзади. Кстати, вы, наверное, уже поняли, что название клуба “Лебёдушка” происходит от слова «лебёдка», а не «лебедь». Мужики, конечно, романтики, но не настолько.

“Сам решай, где дорога”

Что ж, пора лезть в кабину. И хотя она довольно высока, забраться в “Головастика” несложно: авторосовские колёса как раз такого размера, что по ним можно лезть как по лестнице. Открываем дверь и… да, если у вас развито чувство прекрасного, вам лучше этот интерьер не видеть. Хотя, конечно, понятие прекрасного растяжимо, так что мне, например, тут всё понравилось. Хочется жрать полусырое мясо, пить водку “из горла”, орать “дороже любого богатства для нас внедорожная пыль, давайте накатим за братство, за лучший уазомобиль!” и потом долго молча глядеть в костёр, вспоминая, как “на воду садились утки”, переживая, что “для вас это что-то вроде шутки”.

Честно говоря, нам повезло поймать машину на следующий же день после замены стокового мотора на дизель. Само собой, о красоте тут думать было пока преждевременно. Так что к кабине приглядываться не будем: тут работы ещё много. Кстати, уже на следующий день после нашего теста УАЗ отправился на доработку: нужно сделать кожух на мотор, подумать над хотя бы минимальной шумоизоляцией, поставить сиденья… В общем, работы ещё много, и судить сейчас об интерьере пока рано.

Запускаем мотор, который стоит рядом открытым. Звук, конечно, радует — всё-таки ОМ 601, а не Дэу Матиз на 0,8 л, господи прости, так что потерпеть можно. Но долго слушать тоже тяжко — больно громко. Думается, с “шумкой” тут будет комфортнее. Прежде чем ехать, попытаемся разобраться в ощущениях.

Сижу высоко, гляжу далеко — вот что вспоминается первым делом. Из-за своих колёс и лифта ”Головастик” стал очень высоким, а ширина кабины осталась стандартной. И возникает чувство, что ты сидишь в какой-то башне, а не в машине. Ну, а остальном — Уазик как он есть. Включаем передачу и трогаемся.

Под колёсами — рыхлый снег. Не сказал бы, что машина с рёвом уносится вдаль. Даже моментному дизелю на такой дороге приходится трудновато. Можно, конечно, включить понижайку, но пока обойдёмся без неё. Просто чуть больше крутим мотор и включаем вторую.

Знаете, о чём думал я первые метры? Как бы не кувыркнуть эту башню к чёрту. Потом, конечно, привык… Да и волновать стали совсем другие вещи. Например, выяснилось, что тяги мотора хватает вполне. Но главное — что крутить руль тут чуть сложнее, чем выворачивать из асфальта бетонный столб. По прямой, конечно, проще, а вот слегка закопавшись в снегу на развороте, я начал пыхтеть, как старый паровоз.

И ещё надо сказать, что надпись на борту УАЗа “Сам решай, где дорога” — это истина. Хочешь — лезь в овраг, хочешь — вылезай из него. Хочешь — жми по снежной целине или лезь в сугроб. Кстати, о сугробах.

Когда мне надо было обойти машину вокруг, я с сожалением выяснил, что минимальная глубина снега в этой части Тверской области — по колено. А местами в оврагах и больше. Барахтаться в снегу на морозе — занятие неприятное, поэтому я подумал, что будет гораздо проще бегать по следам “Головастика”. Но я здорово ошибся: в колее, оставленной машиной, я тонул точно так же, как и в целине. А это значит, что удельное давление на грунт УАЗа на этих колёсах очень мало. Это плохо для меня, но хорошо для экспедиции.

А вот по приличной дороге «Головастик» едет почти как обычный УАЗ. Прямой ряд в раздаточной коробке остался стандартным, так что свои 70-80 км/ч эта машина едет уверенно. И это хорошо, потому что «Шаман» идёт приблизительно с такой же скоростью, а значит, им в совместном походе не придётся гоняться друг за другом или подолгу кого-то ждать.

Мне действительно трудно представить, как на этой машине проехать пять тысяч километров. Но почему-то кажется, что уж если ехать по побережью Баренцева моря, то он подойдёт для этого идеально. Ну, а мы будем держать руку на пульсе (и дизеле) экспедиции и периодически рассказывать, как идут дела у путешественников. И у этого “Головастика” тоже.

Источник

«Буханки», которые не черствеют
Тест-драйв фургона УАЗ-2206 и грузовичка УАЗ-3303

В марте 2005 года группа журналистов от автомобильных изданий участвовала в пробеге на седельных тягачах Volvo. Был организован рейс по зимнику от города Ленска почти до моря Лаптевых – около 2,5 тыс. километров. В этом рейсе нас сопровождали два Land Cruiser 100 и… «буханка». Представляете сочетание – два современных японских комфортабельных внедорожника и рядом легендарная «буханка», УАЗ-2206 – с двойными стеклами (от сильных морозов). А морозы были серьезные: в начале нашего пути из Ленска –25 °С, в конце рейса у моря Лаптевых –63 °С. И всю дорогу с нами была «буханка».

Как мы позже узнали, УАЗ-2206 – самый популярный автомобиль в алмазодобывающем крае. Поразительно! Ретро, анахронизм Страны Советов, морально устаревшая модель, а какая популярность?! И не только в Якутии, но и на селе по всей России.

Началась история автомобиля УАЗ-2206 в 1958 году прошлого века, когда с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый цельнометаллический фургон УАЗ-450 с колесной формулой 4х2. Затем с декабря 1961 года УАЗ стал выпускать автобусы с индексом 451. Популярность и любовь к этой модели пришли сразу – из-за простоты конструкции, ремонтопригодности и очень высокой проходимости. Конечно, УАЗ-451 и его модификации – медицинский, грузопассажирский (в те годы он назывался «полуфургон»), фургон и УАЗ-451Д с бортовой платформой – моментально попали в Вооруженные силы и стали основной легкой транспортной единицей наряду с вездеходами УАЗ-69 (народное название «козлик»).

Закон автостроительства предполагает постоянную модернизацию автомобилей текущего производства. В 1970-е годы ульяновские машины комплектовались двигателями от ГАЗ-21 «Волга», а позже Ульяновского моторного завода (УМЗ). К тому же велась модернизация трансмиссии, шасси и немного дизайна. В мае 1966 года на Международной выставке сельхозтехники решением жюри бортовой автомобиль УАЗ-452Д (4х4) был удостоен золотой медали.

18 февраля 1974 года с конвейера УАЗа сошел миллионный автомобиль, которым стал УАЗ-452-фургон, а в ноябре 1977 года эта модель получила государственный Знак качества. Уже в те годы было ясно, что однотипные модификации таких фирм, как Lend Rover, Mercedes-Benz, Ford, GMC и Dodge гораздо комфортабельнее, мощнее и красивее, чем советский «уазик». Тем не менее отечественная автомобильная промышленность продолжала, как говорится, вариться в собственном соку. Естественно, лучше вездехода, чем УАЗ, в СССР ничего не было. Воистину «буханка» стала народным автомобилем.

После развала Советского Союза и перехода страны на рельсы рыночной экономики на российский рынок хлынуло огромное количество импортных комфортных, мощных, напичканных электроникой внедорожников, но популярность «буханок» и ее модификаций не канула в Лету.

В 1999 году на конвейер Ульяновского автозавода встала модификация бортового УАЗ-3303 (УАЗ-452Д) – УАЗ-39094 с пятиместной кабиной и металлической бортовой платформой.

В настоящее время на УАЗе выпускают семь модификаций «буханок»: УАЗ-3303 – грузовой бортовой автомобиль повышенной проходимости; УАЗ-33094 – грузовой бортовой автомобиль повышенной проходимости с пятиместной кабиной, УАЗ-2206 – автобус повышенной проходимости на 11 мест. На его базе были сделаны санитарный автомобиль (УАЗ-3962), грузопассажирские автомобили (УАЗ-3909 и 39625) и фургон (УАЗ-3741).

Весь модельный ряд «буханок» относится к коммерческим автомобилям. Самый популярный УАЗ-3303 – бортовой грузовичок с деревянными или металлическими бортами, с колесной формулой 4х4, с двухместной металлической бескапотной кабиной. По техусловиям этот грузовичок должен перевозить тонну, но разве наш человек возил когда-нибудь положенный вес? Понятно, что нет. Значит, вездеход от «буханок» повезет по бездорожью и полторы тонны.

В советском детективе «Ларец Марии Медичи» такой грузовичок принимал участие в каскадерных трюках с погонями на автомобилях по бездорожью, довольно успешно преодолевая непролазную грязь, броды и трамплины на лесных грунтовках.

И это действительно так. Автомобиль даже не нужно было специально готовить для таких съемок. Редакционная тест-группа испытала это на себе, когда на тестирование попали два ульяновских полноприводника: УАЗ-3303 с тентовым кузовом и микроавтобус УАЗ-2206.

Конечно, машины немного модернизированы. Например, внедряется тормозная система с дисковыми передними тормозами, более совершенный двигатель мощностью около 100 л.с. Не самый мощный бензиновый мотор по сравнению с зарубежными аналогами, но зато экономичный.

Управляются автомобили легко, хотя и без гидроусилителя. Но этот самый гидроусилитель не помешал бы, поскольку на грунтовой дороге все ее неровности очень сильно передаются на руль. Да и на ровной дороге было бы легче управлять автомобилями.

Конечно, о комфорте для водителя говорить не приходится, хотя специалисты УАЗа немного поработали над интерьером кабины грузовичка и привели ее в более или менее нормальное состояние. Скажем так: водительское сидение стало современнее: не анатомическое, но спина уже не болит при долгом сидении за рулем. Такое же сиденье установлено и на микроавтобусе. Немного обновилась комбинация приборов. Внутренние панели дверей имеют обивку, да и внутренняя отделка кабины не металлическая, как на УАЗ-2206, а обтянута дерматином.

Вагонная компоновка обеих модификаций осталась с тех времен, когда модель имела индекс УАЗ-450. Надежная, проверенная десятилетиями рама, зависимые подвески оснащены пакетами с короткими рессорами. В каждом по 13 листов. Жесткие рессоры, но очень энергоемкие.

Техническая характеристика автомобилей УАЗ-3303 и УАЗ-2206
(данные завода-изготовителя)

Параметр УАЗ-3303 УАЗ-2206
Колесная формула 4х4
Количество мест 2 11
Дорожный просвет, мм 220
Глубина преодолеваемого брода, м 0,5
Максимальный подъем, % 30
Снаряженная масса, кг 1650 1855
Полная масса, кг 2650 2780
Грузоподъемность, кг 1000 925
Максимальная скорость, км/ч 90 110
Расход топлива при 90 км/ч, л/100 км 16,5 15,5
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объем, л
УМЗ-4178.10 (ЗМЗ-4021.10)
УМЗ-4218.10 (ЗМЗ-4104.10)
карбюраторный
2,445/ 2,89 Мощность, л.с. (кВт) 76 (55,9)/ 74 (54,4)
84 (61,8)/ 85 (62,5) Крутящий момент, Н·м (кгс·м) 189 (19,3)/ 186,2(19) при 2500 мин –1 Топливо бензин А-76 (Аи-80) Коробка передач механическая, 4-ступенчатая Раздаточная коробка двухступенчатая Тормозная система двухконтурная, с вакуумным усилителем, передние тормоза дисковые, задние – барабанные Шины 215/90 R15С, 225/75 R16, 225/R16С

Постоянные читатели нашего журнала уже привыкли к тому, что отчеты по испытаниям автомобилей публикуются с таблицей данных по топливной экономичности и динамическим свойствам. Тест УАЗов стал исключением. Дело в том, что двигатели, устанавливаемые на «буханки», сегодня уже устарели и не соответствуют современным техническим условиям (ТУ) и тем более экологическим нормам. Как нам рассказали, существуют пока два решения «моторной задачи» – устанавливать бензиновые впрысковые двигатели либо дизельные. Окончательное решение по этой проблеме в компании не приняли. Поэтому мы не стали производить замеры на тестируемых УАЗах.

С моторами на обеих «буханках» вообще все в порядке: они расположены внутри кабин. Снял крышку и ремонтируй спокойно. Ни дождь не страшен, ни снег.

У микроавтобуса УАЗ-2206 кабина не отделена от пассажирского салона перегородкой. Количество сидений может варьироваться, как и их расположение. В нашем случае в салоне автобусика размещается 9 человек и два человека в кабине, учитывая водителя.

Садиться в микроавтобус удобно: боковая дверь с рукояткой и стационарными ступенями. Задний дверной проем оснащен двойными распашными дверями и откидывающейся подножкой. В открытом виде дверцы фиксируются специальными замками.

Сиденья мягкие, обтянуты тканью, но от сильной вибрации не спасают. А как вы понимаете, внедорожный микроавтобус по асфальту ездит столько же, сколько и по бездорожью, на которых пассажиров не спасут даже ремни безопасности. Бездорожьето знаменитое на весь мир – российское.

На автополигоне ФГУП НИЦИАМТ вблизи подмосковного города Дмитрова есть испытательные дороги, соответствующие назначению ульяновских «буханок», они называются «тяжелый грунт». Естественно, после дорожных или асфальтовых испытаний мы отправились туда в надежде не только ощутить экстрим на внедорожниках, но и зафиксировать на пленке, как они преодолевают этот тяжелый грунт. Не тутто было. Фотографировать на бездорожье оказалось делом безнадежным.

Но мы получили огромное количество адреналина. УАЗы великолепно преодолевали подъемы по размокшей земле, переезжали поперек колеи, оставленные полноприводными КамАЗами и МАЗами. Был бы полный восторг, если бы не одно но. Даже в наше продвинутое время для того, чтобы включить передний мост, необходимо передвигать переключатели, находящиеся на ступицах колес переднего моста. Представляете: грязь, слякоть, а надо выходить из машины и руками поворачивать переключатель. Кстати, тоже не чистый.

После этой операции включаешь раздатку и штурмуешь бездорожье. С 2005 года вместо раздаточной коробки с крупномодульными прямозубыми шестернями устанавливают раздаточную коробку с косозубыми шестернями. А на скользкой дороге полным приводом пользоваться на «уазиках» проблематично.

После испытаний мы долго думали, что же привлекательного в «буханках»? Почему автомобили спустя почти полвека пользуются такой популярностью у российского потребителя, особенно у сельского жителя. Автомобиль-то жесткий, шумный, с тесной кабиной, которая никогда не знала такого слова, как эргономика.

Да потому что эти коммерческие автомобили Ульяновского автозавода просты по конструкции и в эксплуатации. Их можно ремонтировать, не прибегая к услугам СТО. Все их «болячки» давно известны тем, кто их эксплуатирует. А проходимость у них потрясающая. Два отопителя в микроавтобусе обогревают салон так, что в мороз –50 °С в машине очень тепло.

Да, «буханка» – это наш, исконно российский автомобиль. Машина для крестьянина, охотника и рыболова, оленевода и просто для любителя экстрима, чтобы получить от езды по бездорожью «кайф». В общем, автомобиль для настоящих мужиков.

Прошел слух, что «буханки» снимут с производства. Если это так, то решение будет принято неверное. Этот автомобиль надо модернизировать, а не сворачивать его производство. Например, усовершенствовать подключение переднего моста к полному приводу, установить современный, но с тяговыми характеристиками двигатель. А хотя бы и дизель. Сделать современной кабину и салон микроавтобуса, может быть, заменить ручки дверей, бампер, установить широкие колеса. Но не более того. Сам кузов и его дизайн оставить прежними. Люди любят «буханку» – наше национальное достояние, тем более по цене 160 тыс. рублей.

Источник

Оцените статью