- «Буханка», сестра «Уазика». Внедорожник на все времена УАЗ-450 (Часть II)
- Идеальная Буханка для путешествий должна выглядеть так
- «Буханка» Экзибита из СССР: 11 редких заводских модификаций УАЗ-452 с архивными фото
- 1. УАЗ-450Б — штаб на колёсах
- 2. УАЗ-452 — примерочная
- 3. УАЗ-451C — гусеничный снегоход
- 4. УВЗ-2 и УВЗ-4,8 с реактивным двигателем
- 5. КМЗ-Т12.02 — автоклуб
- 6. Десятиместный УАЗ-37411
«Буханка», сестра «Уазика». Внедорожник на все времена УАЗ-450 (Часть II)
УАЗ-450 стал революционной моделью советского автопрома, это был первый автомобиль вагонной компоновки с полным приводом способный перевозить до 11 пассажиров или 800 кг груза. Машины первой серии боковой двери не имели , в наличии были только задние распашные, передние водительская и пассажирская, которые открывались по ходу движения. Модификация фургон стала базовой, но не единственной. После начала массового производства, завод приступил к выпуску санитарных УАЗ 450А первые из которых ушли в армию. Уже в 1959 году 35 экземпляров были отправлены на экспорт в Албанию Индонезию и Сирию.
В 1958-ом появилось еще 2 модификации . Особого внимания заслуживает небольшой бортовой грузовичок УАЗ-450Д , его можно считать первым советским бескапотником среди грузовиков. Правда перевозить он мог всего 800 кг, шоферы прозвали эту машину «головастиком». Появился еще и микроавтобус 450В . Был выпущен экспериментальный седельный тягач УАЗ-450П способный тянуть прицеп массой 2.5 тонн, но в серию машина не пошла.
Тогда же на базе обычного фургона и санитарного автомобиля был создан первый ульяновский электромобиль УАЗ-450ЭМ. Он предназначался для обслуживания аэродромов.
После того как УАЗ-450 встал на конвейер, работа над улучшением модели не прекратилась.В 1959 году ульяновские конструкторы приступили к проектированию улучшенного варианта микроавтобуса 450В в котором появилась боковая дверь и панорамные стекла на крыше. На первых машинах передние двери открывались по ходу движения, но потом их заменили на обычные.
На базе полноприводных внедорожников в 1960-ом году начался выпуск заднеприводных версий: бортового УАЗ-451Д, фургона УАЗ-451 и санитарного УАЗ-451А.
Первая «буханка, получившая прозвище за форму кузова, выпускались до 1965 года , всего было произведено 55 тысяч экземпляров машин разного назначения. Кстати, санитарный УАЗ с тех времен имеет собственное народное имя «таблетка», оправдывая свое предназначение.
В советском кино машины первого семейства УАЗ-450 оставили заметный след. Так, в фильме «Королева бензоколонки» 1963 года «буханка» в модификации фургон сыграла роль кинопередвижки, на которой ездил один из главных героев. А в картине «Тридцать три» 1965 года санитарный фургон психиатрической бригады по ошибке увез героя Е. Леонова в больницу для буйных.
В 1966 году УАЗ-450 уступил место на конвейере следующей улучшенной модели, получившей название УАЗ-452. Новая машина приобрела ставший привычным сегодня внешний вид. Её оснастили более мощным верхнеклапанным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. С этого времени все семейство 452-ой серии неоднократно модернизировалось, получая обновленные индексы.
Менялись моторы, светотехника, интерьеры салона, приборные панели, но внешне буханка остается узнаваемой и востребованной, особенно в условиях бездорожья и сурового климата. Причем, не только у нас в стране.
Источник
Идеальная Буханка для путешествий должна выглядеть так
Знаю, что у ульяновской Буханки большие проблемы с качеством изготовления, но ничего не могу с собой поделать, давно подумываю о покупке этого ретро-автобуса для путешествий по бездорожью. Как и Нива, УАЗ является отличным доказательством того, что стильный дизайн и фотогеничность – прямой путь к популярности несмотря ни на какие недостатки.
Популярности, в том числе, и за рубежом. В Нидерландах и Великобритании на базе Буханки строят отличные автодома, а польская тюнинг-мастерская Tarmot 4×4 всё чаще дорабатывает новые УАЗы для серьёзного бездорожья:
Этот УАЗ 3741 (остеклённый фургон по терминологии дилеров завода) 2020 года получился практически эталонным. Он отлично выглядит, и получил практически все доработки, которые могут понадобиться для суровых внедорожных поездок.
Во многом возможности внедорожника зависят от его колёс. На «польской» Буханке установлены новейшие грязевые шины BF Goodrich KM3 диаметром 33 дюйма и стальные диски с уменьшенным вылетом:
Идеальный размер, радикально улучшающий проходимость и восприятие УАЗа без серьёзного ущерба для динамики и экономичности. Тем более увеличенный диаметр колёс компенсировали ещё одной доработкой, о чём ниже .
Кстати, по желанию заказчика двигатель ЗМЗ 40911, выдающий всего 112 л.с. и 198 Нм (но уже при 2500 об/мин!), коробку передач и раздаточную коробку мастера пока трогать не стали:
Места стандартных «Тимкен» с передаточным числом главной пары 4,625 заняли легендарные «военные» мосты от УАЗ 469 с колёсными редукторами. Общее передаточные число главных пар «вояк» 5,38 с запасом компенсировало увеличение диаметра колёс. Дифференциалы в обоих мостах заменили на винтовые самоблокирующиеся. Само собой, рессоры и амортизаторы «по кругу» усиленные:
Образцово аскетичный интерьер, который недавно был дополнительно упрощён путём замены пяти приборов на один крупный спидометр с дисплеем, остался практически без изменений, его оборудованием займётся уже сам владелец. Кстати, небольшая круглая крышка над спидометром – модуль системы Эра-Глонасс ! Крайне актуальная вещь для автомобиля, в местах обитания которого часто не ловит сотовая связь, к тому ещё и не бесплатная:
Источник
«Буханка» Экзибита из СССР: 11 редких заводских модификаций УАЗ-452 с архивными фото
Свою историю именуемая в народе «Буханка» начала в 1958 году, когда на конвейер ульяновского предприятия поступил кузов УАЗ-450 в качестве первой серийной модели автозавода, ранее производившего продукцию ГАЗ. С 1965 года в качестве замены «450-му» начали выпускать кузов УАЗ-452, который выпускается и по сей день. Фактически этот автомобиль вагонной компоновки производится уже 63 года и пока что УАЗ не планирует останавливать сборку. За свою долгую историю этот легендарный «проходимец» успел обзавестись множеством модификаций, как частных, так и заводских, как популярных, так и не очень. В этом материале мы собрали редкие версии заводского тюнинга «Буханки», которые ульяновское предприятие выпускало для решения особых задач либо по государственным спецзаказам.
Народное название «Буханка» получила за схожесть формы кузова с хлебом в виде параллелепипеда, который еще называют «кирпичом». Кстати, хлеб в таком формфакторе и по сей день можно найти на полках продовольственных магазинов, хоть он уже и не так популярен. Тоже самое можно сказать и про УАЗ-452.
Помимо распространенных модификаций «Буханки» вроде санитарных автомобилей УАЗ-450А и бортовых грузовичков УАЗ-450Д существовали и эксклюзивные версии этого внедорожника. Не все из них добрались до серийного производство, некоторые так и остались в качестве прототипов, опытных образцов или были выпущены единичными экземплярами, что сегодня только подчеркивает их особенность и вызывает неподдельный интерес. Давайте поближе познакомимся с уникальными изобретениями ульяновских инженеров былых лет, когда тюнинг автомобиля производился исключительно в практических целях.
1. УАЗ-450Б — штаб на колёсах
В 1956 году ульяновский автомобильный завод получает специальный заказ от Автомобильного управления Вооруженных Сил СССР на разработку мобильного штаба на базе первой самостоятельной серий модели автозавода — УАЗ-450. Новинку назвали УАЗ-450Б и изготовили аж три опытных образца для испытаний.
Опытный образец штаба на колесах УАЗ-450Б
Внешне от базовой модели УАЗ-450 новоиспеченный штаб на колёсах ничем не отличался, зато в салоне был полный набор для выполнения возложенных на автомобиль функций: откидные столики с настольными лампами, часы и дополнительные автономные отопители на случай необходимости работы в сильный мороз. В салоне УАЗ-450Б был даже сейф для хранения документов.
Испытания показали, что места в салоне штабного микроавтобуса недостаточно, поэтому все работы по этому проекту были остановлены.
2. УАЗ-452 — примерочная
Этим снимком в социальных сетях поделилась компания УАЗ сообщив, что фотография была найдена в корпоративном архиве. Факту существования такой версии фургона на базе «Буханки» удивился даже современный офис ульяновского завода.
Примерочная на базе УАЗ-452
Полноприводный фургон УАЗ-452 c одностворчатыми дверями по бокам и двустворчатой дверью сзади использовался вместо примерочной. На фотографии изображен автомобиль в бежевом цвете кузова с характерной оранжевой полосой. Дата снимка не сообщается, ровно как и нет информации о наличии модификаций в салоне для удобства примерки одежды.
3. УАЗ-451C — гусеничный снегоход
Разработанная в 1960 году редкая модификация «Буханки» в виде бортового фургона-снегохода с треугольными резино-металлическими гусеницами на задней оси и массивной надстройкой в виде управляемых лыж спереди использовалась для передвижения по заснеженной местности, где на обычном автомобиле проехать было нельзя.
Тюнинг УАЗ-451С: с лыжами и гусеницами
Помимо высокой проходимости по сугробам, главной «фишкой» заднеприводного снегохода УАЗ-451C была обратимость доработок — стандартную «ходовку» два человека могли установить обратно в течение часа. Снегоходные детали тюнингованной модификации, при этом, можно было транспортировать прямо в кузове бортовой платформы.
Полная масса модифицированного автомобиля была 3063 кг, а максимальная скорость по снежному покрову составляла 20 км/ч. Сколько таких снегоходов было выпущено — неизвестно.
4. УВЗ-2 и УВЗ-4,8 с реактивным двигателем
Модификации «Буханки» получившие в последствие названия УВЗ-2 и УВЗ-4,8 (УВЗ — аббревиатура от «установка воздушного запуска»), вероятно, самые необычные из всех экспериментальных версий, что создавались на базе этого автомобиля. В какой-то момент инженеры УАЗа решили, что было бы неплохо укомплектовать фургончик УАЗ-452/3741 ракетным двигателем. Сказано — сделано.
Установка воздушного запуска УВЗ-4,8
Одновальный газотурбинный мотор удалось поместить внутри «Буханки», однако для этого пришлось пожертвовать всем свободным пространством в кузове и внести значительные изменения в привычные органы управления. Руль стал выполнять также роль переключателя передач, а вместо пассажирского кресла спереди инженеры разместили пульт управления газотурбинным двигателем и вспомогательным оборудованием для его запуска и работы.
Установка воздушного запуска УВЗ-4,8
От обычных версий УАЗ-452/3741 тюнингованная «Буханка» снаружи отличалась массивным передним бампером и, по совместительству, поддоном для хранения 12-метрового гибкого рукава, служащего для подачи сжатого воздуха, воздухозаборными жалюзи вместо боковых окон, специальным выхлопным люком на крыше и там же — люстрой аварийной световой сигнализации. Снаружи реактивного автомобиля сразу за водительской дверью также размещался огнетушитель.
Установка воздушного запуска УВЗ-4,8
В списке дополнительного оборудования «Буханки» с авиационным двигателем значились радиостанция и автоматическая система тушения пожаров, которая срабатывала в случае резкого повышения температуры в салоне. Дорогостоящая экспериментальная реактивная «Буханка» в основном использовалась для наземного воздушного запуска двигателей летательных аппаратов (например, Ил-62 и Ту-154). Спецмашины УВ3-2 и УВ3-4,8 обеспечивали воздушные стартер-турбины самолетов сжатым воздухом и питали их бортовую электрическую сеть током.
5. КМЗ-Т12.02 — автоклуб
Эта необычная модификация на базе внедорожника УАЗ-3303 была разработана во времена СССР для агитационно-пропагандистской работы с целью коммунистического воспитания населения. Культура и искусство были одним из простых способов сформировать у населения удобные власти ценности и образ мышления. Удобным средством донести нужные мысли жителям отдаленных сел и стала автоклубная модификация Т12.02, поступившая в серийное производство в 1987 году (однако предсерийные варианты существовали начиная еще с 1980 года).
КМЗ-Т12.02
Такие вахтовые автобусы выпускались в различных модификациях, особое распространение из них получили: пятиместный автоклуб Т12.02, семиместный Т12.02А и восьмиместный Т12.02В. Оборудование моделей сильно различалось составом в зависимости от конкретного назначения. Во вседорожные автоклубы устанавливались магнитофоны, киноустановки, усилители звука с акустикой, фото- и видеоаппаратура. На таких автомобилях концертные группы выезжали в отдаленные села и выступали перед рабочими и жителями этих населенных пунктов. Также автоклубы привозили кино.
КМЗ-Т12.02
С технической точки зрения автоклубы отличались от базового «Кубанца» увеличенным салоном и высокими потолками, что также стало причиной непрямого применения в качестве обычного средства передвижения, которое банально стало более удобным после тюнинга. Единственной ложкой дёгтя были отделенные друг от друга кабина водителя и салон, что было не всем по душе. Из-за этого в 1992 году конструкцию пересмотрели, удалив стенку между салоном и водительской кабиной. Эта модификация получила название ТСК2, а автоклубные версии на его базе ТСК2-02 и ТСК2-09.
Микроавтобус ТСК2
Интересно, что первые варианты автоклубов начали выпускаться на Краснодарском механическом заводе «Кубань» еще в 1967 году на базе шасси УАЗ-452Д, однако данная конструкция не прижилась из-за отсутствия технологичности и низкого и узкого кузова. Автоклубы Т12.02 на шасси УАЗ-3303-1 решили все недостатки прошлой базы.
6. Десятиместный УАЗ-37411
Такой экспериментальный образец на базе УАЗ-37411 был изготовлен для нужд Министерства обороны СССР в 1990 году. При разработке проекта перед инженерами ульяновского автозавода стояла задача сделать автомобиль на базе серийной модели, поэтому глубокие доработки не проводились.
Десятиместная модификация УАЗ-37411 (экспериментальный образец)
От товарного УАЗ-37411 отрезали крышу и «бока» начиная от водительской кабины, а оказавшиеся лишними дверные проемы заварили. В салоне разместили две четырехместные лавки, а от непогоды пассажиров должен был защитить тент. Для установки последнего были смонтирован сварной каркас из трубы круглого сечения, а для фиксации краев тента были сделаны крепления по верху обрезанных бортов и двери багажника.
Источник