- А как полагается ставить второй аккум ?
- Поставил второй аккумулятор в машину при помощи простейшего самодельного устройства развязки
- Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
- Установка второго аккумулятора на Уаз, его подключение через устройство развязки аккумуляторов УРА-200х, порядок и принцип работы двух АКБ на Уаз.
А как полагается ставить второй аккум ?
именно так в параллель к имеющемуся с выключателем для разделения цепей при использовании, без выключателя я бы наверное не стал.
зы-зы помидорами кидатца ненадо, так-же как и соединять разные аккумы в паррааллелььь.
Re: Обсуждали и решили, что ничего. а ты опять. ничего — это в том случае если батарейки живые и примерно одинаковые по . эээ. параметрам. ну например по току утечки, саморязряду там и еще чего можно придумать.
при тупом соединении двух разных аккумов в паралллель, в один прекрасный момент можно остатца с двумя усаженными в нуль батарейками. а вабще здесь правильно заметили.
все мы упрямы. эх. нехотел, но .
На написание этой статьи меня сподвигла участь многих аккумуляторов, умерших из-за неправильного подбора компаньонов в аккумуляторной батарее. Кончина одного аккумулятора (что не так уж и дорого) может привести к более быстрой деградации свойств всей батареи (что уже вылетит в хорошую копейку). Поэтому далее я опишу возможные подводные камни подбора аккумуляторов в батарею и намечу пути их обхода. Сразу оговорюсь, что в статье могут быть неточности, так как сам сборкой батарей не занимался. Однако теоретические вопросы долго копал, потому могу с большой долей уверенности давать советы (тем более, что сам я вырос в стране советов). Далее будет сказано о проблемах сборки в батарею герметичных аккумуляторов. Это не значит, что тезисы статьи несправедливы для вентилируемых батарей, просто для них есть еще много дополнительных вопросов, касающихся системы обслуживания элементов в батарее.
Для чего собирается батарея аккумуляторов? – Для того, чтобы получить требуемое напряжение для потребителя, набрать необходимую емкость и обеспечить достаточные мощностные характеристики вторичного химического источника тока. Для подъема напряжения аккумуляторы соединяются в батарее последовательно, образуя «стринг» (с английского string – нить). Для обеспечения повышенной емкости и мощности стринги аккумуляторов соединяются параллельно. Если при параллельном соединении аккумуляторов нагрузка на них балансируется в зависимости от внутреннего сопротивления и напряжения на элементе, то при последовательном соединении все намного хуже.
Представим типичную картину, которая приводит к деградации стринга: в середине свинцово-кислотной батареи появился аккумулятор с более слабыми характеристиками (отстающий элемент) – из-за процесса старения в нем возрасло внутреннее сопротивление и снизилась отдаваемая емкость. В процессе разряда отстающий элемент разряжается намного быстрее и высока вероятность, что он разрядится до нуля тогда, когда соседи еще имеют достаточно большой заряд. При дальнейшем разряде батареи разрядный ток соседей будет действовать на отстающий аккумулятор как зарядный ток из-за чего на отрицательных пластинах отстающего аккумулятора образуется двуокись свинца (вместо положенного свинца), а на положительных пластинах – свинец (вместо диоксида свинца). Описанное явление называется переполюсовкой (сменой полярности) аккумулятора. Опасность переполюсовки отстающего аккумулятора не только в том, что он умирает, но и в том, что умерший аккумулятор резко снижает характеристики всего стринга (на него тратится большое количество энергии). Параллельное соединение аккумуляторов менее опасно, однако отстающие аккумуляторы и здесь снижают разрядные характеристики батареи.
Для параллельного соединения аккумуляторных элементов следует помнить о нескольких подводных камнях. Первый – это то, что для соединения следует использовать аккумуляторы не только одинаковой емкости, но и одинакового внутреннего сопротивления. Второе – то, что сопротивление соединительной перемычки от клемы аккумулятора до общего выхода батареи относится к внутреннему сопротивлению источника ЭДС, из-за чего обязательно следует ставить все перемычки одинакового сопротивления. Поскольку основная нагрузка при параллельном подключении идет на «здоровые» аккумуляторы, повышается вероятность их перехода в разряд отстающих, что, в конечном итоге, ведет к деградации всей батареи.
Своевременное выявление отстающих аккумуляторов и исправление ситуации – залог длительной жизни батареи. Особенно важно, чтобы основные параметры аккумуляторов в батарее не различались более, чем на 5%. Необходим еженедельный контроль напряжения и температуры после заряда на каждом аккумуляторе (у отстающих аккумуляторов высокое внутреннее сопротивление и снижена емкость, при заряде такой аккумулятор греется сильнее, а также быстрее происходит состояния перезаряда, что ведет к «выкипанию» электролита). Для вентилируемых батарей важный параметр, который можно проверить – плотность и уровень электролита. Для прогнозирования состояния батареи в будущем полезно вести дневник измерений состояния аккумуляторов. При разбросе параметров аккумуляторов, близких к граничным 5%, необходимо произвести эквализацию (выравнивающий заряд) батареи. Выявленные отстающие аккумуляторы необходимо удалять из батареи. Для избежания переполюсовки необходимо контролировать напряжение на самом слабом аккумуляторе и вовремя, при достижении нижнего предела напряжения, прервать разряд батареи.
Замена отстающих аккумуляторов новыми усугубляет проблемы батареи – параметры новых аккумуляторов лучше уже циклировавшихся, потому опасность переполюсовки может возрасти.
Все выше описанное приводит к нескольким выводам:
необходимо подбирать аккумуляторы в батарею с наиболее близкими значениями основных параметров (емкость, напряжение, внутреннее сопротивление, уровень саморазряда, циклируемость)
батарея должна иметь запас емкости для уменьшения вероятности переполюсовки
необходим постоянный контроль за состоянием аккумуляторов в батарее (возможно, использование системы мониторинга и управления батареей)
имеет смысл подбирать батарею из альтернативных химических систем, в которых нет опасности переполюсовки и деградация параметров отдельного аккумулятора сильно не влияет на параметры всей батареи
зы-зы простите, что кидаюсь ссылками, а не сам мысли излагаю. устал уже от этих «параллелить акб» — хотите пожалуйста.
мне то че с этого, каждый сам кузнец. далее по тексту.
Источник
Поставил второй аккумулятор в машину при помощи простейшего самодельного устройства развязки
В прошлый раз я писал про установку автономного отопителя , и там же упоминал про второй аккумулятор в буханке. Признаюсь честно, что раньше я не был в курсе всех этих проблем, связанных с использованием сразу нескольких батарей — на лодке я ставил 2 аккумулятора просто в параллель, а на машине у меня всегда был только один. И вот, теперь возникла необходимость, иметь, выражаясь умными словами, отдельно стартерную, и отдельно сервисную батареи.
Когда я принялся изучать данный вопрос, то мне стало совершенно очевидно, почему же на лодке с аккумуляторами всегда все было плохо. Там я в итоге оставил только одну батарею, а вторая — сдохла. Вся беда в том, что батареи все-таки имеют немного разные характеристики, и будучи постоянно включенными параллельно, они сперва плохо заряжаются, а потом еще очень сильно саморазряжаются. Вопрос лодочного аккумуляторного хозяйства мне еще предстоит решать, а вот в машине все оказалось довольно просто.
Суть в том, что на автомобиле не надо экономить топливо, и поэтому электричества там всегда немерено. Заведи только мотор. Однако эксплуатируя на стоянке отопитель, освещение, и другие электроприборы, всегда есть риск посадить батарею, если она только одна, и утром потерять возможность завести мотор. Тут, конечно, сразу приходит мысль о втором аккумуляторе, который не будет электрически связан с первым, и будет работать только на обеспечение всех бытовых нужд. Но при этом, как только мотор заводится и генератор начинает выдавать в ток, этот второй аккумулятор тут же надо подключить в общую сеть, чтобы он заряжался.
Поиск в интернете сразу выдал мне готовое решение, устройство развязки аккумуляторов «УРА». Правда, стоит эта приблуда от 3000 рублей, а почитав, что пишет про нее народ, я понял что она не так уж и хороша, как кажется. Проблема там в том, что устройство включает и отключает аккумуляторы по определенным алгоритмам, но дело может повернуться так, что ты останешься у разбитого корыта с двумя севшими батареями.
Есть, конечно и альтернативные варианты, которые люди так же используют: развязка при помощи двух диодов, либо обычные выключатели массы на каждый аккумулятор. Мне ни один из этих вариантов не подходил. На диодах происходит некоторое падение напряжения, хоть и не большое, но при большой нагрузке сети оно может оказаться критичным. Выключатели массы же могут быть смертельно опасны для инжекторного двигателя — с дуру отключишь оба аккумулятора, и рискуешь спалить ЭБУ. Я тогда подумал о переключателях батарей, которые применяются на яхтах и кемперах, но во-первых, они тоже оказались очень дорогими, и во-вторых, всегда можно забыть его переключить, и один из аккумуляторов, опять же, останется пустым.
И тогда, немного поразмыслив, я нарисовал очень простую схему, состоящую из 3 автомобильных реле, кучка которых всегда есть среди хлама любого автовладельца. Реле эти могут коммутировать токи до 30А, и для сервисной батареи вместе со всеми остальными бытовыми потребителями этого хватит за глаза.
В чем суть? Штатный аккумулятор так и остается на своем месте, штатно подключенным к сети. Дополнительный аккумулятор ставится отдельно, и между ним и сетью ставится мое самодельное устройство. Когда двигатель не работает, то «бытовая» или «сервисная» батарея и «бытовая» сеть полностью разобщена со штатной сетью и «стартерной» батареей. Но как только двигатель заводится — они все соединяются, и обе батареи счастливо заряжаются от генератора.
Тут я должен пояснить, что так как дело происходит на относительно новой буханке, я не имею доступа к лампе контроля заряда. С ней все было бы намного проще и хватило бы двух релюшек, но у меня она, увы, упрятана внутрь моноблочного спидометра, который мне не хотелось разбирать, а распиновки его косы я не знаю и знать не особо хочу. Именно поэтому, в качестве индикатора работы двигателя я решил использовать контрольку давления масла.
Реле 1 служит для подачи питания на реле 2 в тот момент, когда включается зажигание. При этом нормально замкнутое реле 2 (обычное пятиконтактное) тут же срабатывает, так как «масса» идет на него с датчика аварийного давления масла двигателя. После того, как двигатель заводится, «масса» на датчике пропадает, и тогда реле 2 выключается. С его контакта 87а на реле 3 подается +12В. Оно-то, включаясь, и соединяет обе сети. С этим нехитрым устройством я катаюсь уже несколько дней и каких-либо проблем не заметил — все прекрасно заряжается, включается, отключается, и не саморазряжается; стоит недорого и работает абсолютно предсказуемо.
Источник
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Установка второго аккумулятора на Уаз, его подключение через устройство развязки аккумуляторов УРА-200х, порядок и принцип работы двух АКБ на Уаз.
Из возможных вариантов подключения и использования второго аккумулятора на автомобиле, мы выбрали вариант с дополнительным аккумулятором небольшой емкости, который не будет использоваться в повседневной эксплуатации, а будет выполнять исключительно роль резервного или аварийного источника питания. Его принудительное подключение планируется только в случае большого разряда штатного аккумулятора до его неспособности прокрутить стартер и завести двигатель.
Установка второго аккумулятора на Уаз, его подключение через устройство развязки аккумуляторов УРА-200х, порядок и принцип работы двух АКБ на Уаз.
Первоначально определились с местом размещения второго аккумулятора. Ставить его в моторном отсеке Уаз вроде бы со всех сторон логично. Меньше проводов, проще монтаж, облегчается обслуживание аккумулятора. Однако после примерок и недолгих раздумий, решили все таки установить его снизу автомобиля, внутри рамы. Да, доступ к нему усложнился, зато такая установка более рациональнее. В том числе и за счет использования второго аккумулятора ходового и часто встречающегося типоразмера.
Монтажный комплект для установки второго аккумулятора включал в себя, непосредственно второй АКБ на 52 Ач, устройство развязки аккумуляторов УРА-200х от КомфортМоторСпорт, клеммы для АКБ, силовой провод сечением 16 мм2, гофра, отдельный цифровой вольтметр для второго аккумулятора и два переключателя. Один должен принудительно подключать в бортовую сеть автомобиля второй аккумулятор. Другой — включать и выключать вольтметр, так как нет никакого смысла, чтобы он работал постоянно. В том числе во время стоянки автомобиля.
Схема подключения второго аккумулятора и устройства развязки аккумуляторов УРА-200х от компании КомфортМоторСпорт (вариант).
Сам процесс установки и монтажа не особо трудоемкий. Большую часть времени заняла подготовка места под кузовом Уаз и крепление там второго аккумулятора в заранее изготовленном металлическом боксе-коробке. Вольтметр и оба выключателя были размещены в наиболее удобных местах на приборной панели.
Порядок и принцип работы двух аккумуляторов скоммутированных через устройства развязки УРА-200х.
Когда машина заглушена второй аккумулятор через силовое реле УРА-200х отключен от бортовой сети автомобиля. После заводки двигателя, когда напряжение зарядки от генератора станет больше 13,2 Вольта и устойчивым, через шесть секунд УРА-200х подключит в бортовую сеть второй аккумулятор. Оба аккумулятора будут подключены параллельно и на них будет идти общий заряд от генератора.
Время задержки в 6 секунд обусловлено тем, чтобы исключить постоянное срабатывание и выключение реле при возможных перепадах или колебаниях напряжения у граничной отметки. Когда двигатель будет заглушен и напряжение на первом аккумуляторе упадет ниже 12,8 Вольт, устройство УРА-200х по такому же алгоритму произведет отключение второго аккумулятора от общей бортовой сети.
В случае, если после использования на стоянке, первый штатный аккумулятор уже не может самостоятельно прокрутить стартер и завести двигатель, то подключение второго аккумулятора в общую сеть можно произвести принудительно. Для этого нужно включить переключатель, а после заводки двигателя — выключить его. Именно поэтому этот выключатель находится в цепи второго, а не первого аккумулятора, чтобы хватило напряжения для срабатывания реле.
Общие впечатления от работы устройства развязки аккумуляторов УРА-200х.
Прошла почти неделя после установки и начала эксплуатации второго аккумулятора в связке с УРА-200х. Никаких побочных эффектов или неправильности срабатываний устройства не выявлено. Четко отрабатывает положенные шесть секунд и подключает или отключает второй аккумулятор по достижении заявленных номиналов напряжения.
В качестве пожелания производителю — хотелось бы видеть устройство УРА-200х в одном корпусе и при возможности неплохо было бы заменить пластиковое крепление реле на более надежное. В данный момент, после установки, оно показалось настолько хлипким, что пришлось его дополнительно фиксировать пластиковой стяжкой.
Источник