- Использование и ремонт блокировки дифференциала на УАЗ
- Особенности использования блокировки на УАЗе
- Типы блокировок
- Типы блокировок
- Достоинства и недостатки систем блокировки
- Установка блокировки дифференциала моста УАЗ Буханка
- Как он работает?
- Установка блокировки дифференциала моста УАЗ Буханка
- Когда он нужен?
- Назначение дифференциала
- Каким он бывает?
- Виды самоблоков
- Варианты блокировки
- Что такое блокирующийся дифференциал?
- Что такое принудительная блокировка дифференциала
- Где устанавливать?
- Особенности ручного блокирования
- Преимущества и недостатки
- Принцип работы самоблокирующегося дифференциала на УАЗ
- Преимущества и недостатки
- Установка и настройка
Использование и ремонт блокировки дифференциала на УАЗ
Дифференциал на мосте автомобиля предназначен для обеспечения прохождения колесами транспортного средства разного расстояния на поворотах или неровных участках дорожного полотна. Недостаток этого механизма становится заметен при использовании на бездорожье, когда его работа обеспечивается нагрузкой одного из 4 колес, в то время как основная ее часть должна быть выполнена другим колесом. На практике это проявляется тогда, когда авто застревает в грязи: одно из колес продолжает буксовать, а другое остается неподвижным.
Особенности использования блокировки на УАЗе
Блокировка дифференциала – специальный механизм, при помощи которого должна происходить блокирование устройства таким образом, чтобы оно не могло выполнять свою основную функцию. При этом все колеса на автомобиле начинают работать идентично. Наличие такого механизма хорошо для тех машин, в которых часто ездят по бездорожью: именно здесь он будет незаменим. Больше всего необходима блокировка дифференциала на УАЗ, который считается настоящим вездеходом.
При наличии такого механизма повышается проходимость автомобиля на труднопроходимых участках дороги. При этом увеличивается нагрузка на некоторые детали трансмиссии. Если осуществляется блокировка переднего дифференциала, это может проявиться ухудшением управляемости транспортного средства на поворотах. Не стоит использовать данный механизм слишком часто, его необходимо применять только на особенно трудных участках дорожного полотна.
На сегодня существуют блокировки нескольких видов.
- Самоблокирующийся дифференциал жесткого типа, который должен сработать автоматически при наличии разницы в скорости колес. При его использовании можно ожидать ухудшения работы машины при прохождении поворотов.
- Гидравлический привод, который управляется при помощи специального рычага, размещенного в салоне автомобиля.
- Электрический привод, работающий за счет компрессора и управляемый кнопкой на пульте.
- Пневмопривод, функционирующий аналогично предыдущему варианту.
Внешний вид механизма
На УАЗе, у которого в наличии есть самоблокирующийся дифференциал, устройство будет блокироваться в случае поворота вывешенного колеса на несколько градусов. В таком состоянии дифференциал может находиться довольно долго, при этом все остановившиеся детали не изнашиваются.
Установка блокировки на УАЗ Патриот может проводиться несколькими способами:
- повышенное трение, которое обеспечивает ограниченное проскальзывание
- установка самоблокирующегося дифференциала на УАЗ;
- применение локеров, обеспечивающих максимальную жесткость механизма.
Типы блокировок
Блокировка дифференциала предназначена в основном для передачи крутящего момента двигателя именно на то колесо, которое имеет наилучшее сцепление с дорожным полотном. На этом основании существует разделение дифференциалов на межколесный и межосевой, отличающиеся методами их блокировки. Как дифференциал УАЗ Патриот может быть установлен любой из этих вариантов.
Раньше для таких целей использовались только принудительные блокировки, которые появились на рынке автомобильной техники всего несколько лет назад. Выпускаемая под маркой «Спрут», эта блокировка работала по аналогии с хорошо известной ARB. Сейчас появилось еще несколько типов блокировок, которые разительно отличаются по способу работы.
Винтовая блокировка уже используется на УАЗ и отличается от своих предшественников сравнительно большим сроком эксплуатации. Ресурс механизма практически такой же, как и у встроенного КПП, при этом он обладает довольно неплохими показателями проходимости. Особенно хорошо этот тип проявляет себя при использовании на скользкой дороге. Но есть одна проблема: как только автомобиль теряет управление хотя бы одного колеса, система начинает работать хуже, ее эффективность сразу же падает.
Дифференциал Красикова автоматического типа внешне очень похож на своего предшественника, но отличается возможностью автоматически реагировать на состояние автомобиля. При прохождении испытаний этот тип блокировки показывал себя с лучшей стороны, какие бы не предлагались задания. Пока непонятно, на протяжении какого времени механизм будет функционировать качественно и без сбоев.
В работе кулачковой блокировки все зависит от поворотных кулачков. Когда возникает пробуксовка хотя бы одного из колес автомобиля, кулачки входят в зацепление шестернями. Подобная система хорошо зарекомендовала себя на скользкой дороге. Она будет служить довольно долго независимо от условий эксплуатации.
Типы блокировок
Если с такой конструкцией что-то случилось или дифференциал стал работать неправильно, лучше провести ремонт детали. А так как механизм находится в коробке передач, то для его извлечения необходимо снять весь узел.
Первое, что нужно сделать, это вытащить полуосевые шестерни, повернув их вокруг сателлитов. Чтобы была возможность снять сателлиты, необходимо с их оси удалить стопорное кольцо. Затем следует освободить ведомую шестерню, для чего должны быть вывернуты болты в креплении дифференциала. От корпуса вся деталь отсоединяется посредством зубила и молотка.
Все отсоединенные детали могут иметь мелкие дефекты, которые с легкостью устраняются при помощи мелкозернистой шкурки. Если же они не поддаются исправлению вручную, лучше выставить дифференциал на продажу и приобрести новый. Нормальной работе дифференциала может мешать дефект на ведомой шестеренке в КПП. Желательно заменить эту деталь, чтобы исключить в дальнейшем поломку всего узла.
Быстро могут прийти в негодность подшипники, которые лучше всего сразу заменить. Корпус самого дифференциала меняют при наличии довольно изношенных посадочных мест под подшипники.
Достоинства и недостатки систем блокировки
Жесткий вариант блокировки постепенно разрушит трансмиссию транспортного средства. Во время движения на данный элемент автомобиля постоянно воздействуют так называемые знакопеременные силы. Это приводит к передаче крутящего момента двигателя только на одно колесо, что ломает полуоси.
Использование принудительной блокировки имеет одно достоинство: водитель включает его своими руками. Обычно стоимость такого варианта довольно существенна, но при этом других видимых недостатков нет. Дифференциал с повышенным трением или самоблокирующийся тип механизма позволяют в нужный момент передавать крутящий момент сразу на оба колеса, и автомобиль может продолжать движение.
Недостатком этого варианта является стремление установленного механизма заставлять крутиться оба колеса с идентичной скоростью даже при прохождении поворота. В итоге, несмотря на попытки водителя хоть как-то поворачивать руль автомобиля, машина будет автоматически ехать прямо. Стоимость данного дифференциала сравнительно небольшая, да и времени на его установку придется затратить немного. От автолюбителя в последующем требуется быть особо внимательным при совершении любых маневров на дороге.
Купить блокирующее дифференциал устройство можно на любом автомобильном рынке или в специализированном магазине. Есть возможность воспользоваться услугами завода-производителя и приобрести товар у него. Главное – знать, какой именно тип агрегата подойдет для данного транспортного средства. Для УАЗа лучше всего использовать блокировку межколесного дифференциала «военный мост» и «Спайсер».
Источник
Установка блокировки дифференциала моста УАЗ Буханка
Как он работает?
Если бы на автомобили не устанавливались специализированные приспособления, колеса, находящиеся на одной оси, постоянно бы вращались при одинаковой скорости, вследствие чего возникла бы масса самых разных эксплуатационных проблем, которые касаются управляемости. Таким образом, среди побочных эффектов, которые могли бы образоваться при отсутствии дифференциала и блокировки дифференциалов на УАЗ, стоит отметить завышенный, и в то же время абсолютно неравномерный расход резины, существенное увеличение нагрузки на различные элементы подвески, незначительная поворачиваемость. При помощи дифференциала появилась возможность неравномерного распределения скорости вращения, полученной каждым колесом от карданного вала.
Установка блокировки дифференциала моста УАЗ Буханка
В мастерской в наличии широкой ассортимент блокировок дифференциала моста от лучших производителей — ARB, Вал Рейсинг, Иж-Техно, Нирфи и других. Механизм, позволяющий колесам совершать разные по скорости вращения относительно друг друга называют мелколесный дифференциал. Он обеспечивает проход поворотов без проскальзывания, так как колеса на одной оси проходят разные траектории и крутятся с разной скоростью.
При стандартном дифференциале на одной оси колесо которое имеет плохое сцепление с поверхностью будет буксовать, а второе с хорошим сцеплением с грунтом крутиться не будет. Установка блокировки дифференциала на Буханку помогает избежать такой ситуации и позволяет колесам на одной оси вращаться с одинаковой скоростью и усилием.
На сегодняшний момент существует два главных принципа блокировки.
- -Жесткая (100% блокировка) дифференциала , с принудительным включением водителем
- Блокировка с ограниченным проскальзыванием, иначе еще их называют самоблок
У обеих этих видов блокировок есть свои плюсы и минусы. Однако отметим самый важный аспект жесткой блокировки дифференциала моста. Ее ни в коем случае нельзя включать на твердой поверхности, там, где очень хорошее сцепление колес с грунтом. Да и на бездорожье включать ее нужно тоже с умом.
Установка блокировки дифференциала на УАЗ, сам процесс зависит от типа включения. На данный момент существуют следующие типы:
- Самоблок (самоблокирующий дифференциал моста) – включается при проскальзывании одного из колес на оси;
- Блокка – аналог Lokka или PowerTrax. Эта скорее «разблокировка», потому что она сразу находится в заблокированном состоянии, и только при довольно большом усилии на одно из колес оси начинает проскальзывать.
Блокировки с принудительным включением:
- Механическая блокировка дифференциала — с приводом включения в виде тросика, гидравлики. Включается рычагом из салона;
- Пневматическая блокировка — включается электрической кнопкой из салона;
- Электрическая блокировка дифференциала – аналогично включается из салона кнопочкой.
Для установки самоблока в мост УАЗ- самоблокирующегося дифференциала, потребуется просто заменить корпус дифференциала моста и отрегулировать главную пару. Для установки блокировки дифференциала с принудительным включением в дополнение к этому нужно выполнить монтаж механизма ее включения и устанавливать воздушный компрессор для пневматической блокировки.
Когда он нужен?
Не все понимают, что в реальных эксплуатационных условиях колеса могут вращаться с разной скоростью в самых разных ситуациях, а именно:
- В процессе поворота, когда внешнее колесо должно преодолеть на порядок большее расстояние по сравнению с внутренним.
- В условиях неровной дороги, когда оба колеса передвигаются по разному рельефу.
Все особенности, указанные выше, не являются слишком важными для ведомых полуосей по той причине, что фактически они не связаны между собой и вращаются абсолютно независимо. Однако ведущая пара получает энергию непосредственно от коробки передач, и каждое колесо имеет жесткую связь с трансмиссией, вследствие чего криволинейное движение становится достаточно трудным.
Назначение дифференциала
Самоблокирующийся дифференциал на УАЗ представляет из себя устройство, которое отвечает за распределение крутящего момента трансмиссионного карданного вала между колёсами автомобиля, задний, либо передней оси.
Основная функция этого механизма заключается в обеспечении вращения колёс без пробуксовки.
Так, если автомобиль двигается прямолинейно, по ровной дороге с хорошим и чистым покрытием, его колёса одинаково нагружены, имеет место одинаковая угловая скорость их вращения. В данном случае дифференциал выступает как передаточное звено от карданного вала.
В случае, если условия движения начинают меняться, в условиях поворота, пробуксовки, то нагрузка на колёса автомобиля неравномерна. Для продолжения управляемого движения машины возникает необходимость по распределению получаемого крутящего момента от карданного вала между колёсами в разном соотношении. В данном случае дифференциал выполняет эту задачу, обеспечивает безопасное маневрирование автомобиля.
Дифференциал машин может располагаться в трансмиссии тремя вариантами, которые зависят от типа привода, а именно:
- в переднеприводных автомобилях – в картере коробки передач;
- заднеприводные автомобили имеют дифференциалы в корпусе ведущего моста;
- полноприводные автомобили оснащаются дифференциалами в корпусах переднего и заднего моста, либо в раздаточной коробке.
Каким он бывает?
Стоит отметить три основные категории:
- открытый;
- с блокировкой;
- дифференциал повышенного трения.
В зависимости от того, какой рассматривается тип конструкции, изменяется и природа технологии передачи усилий на колеса. В том случае, если одно колесо потеряет нормальное сцепление с дорогой, редуктором весь крутящий момент будет направлен именно на эту полуось, вследствие чего потерявшее надежную опору колесо начнет буксовать. Именно тогда и появляется необходимость блокировки дифференциалов на УАЗ, чтобы временно отключить узел и распределить вращающую силу поровну между полуосями. Таким образом, блокировка обеспечивает гораздо лучшую проходимость в некоторых ситуациях.
Виды самоблоков
С недавнего времени появилась возможность оснащения внедорожников Ульяновского производства таким изделием, как самоблокирующийся дифференциал разных видов. Поэтому рассмотрим основные варианты самоблоков на УАЗ Патриот, но они подойдут и на УАЗ Хантер на мостах Спайсер, а также их основные особенности. 1.
Винтовой диференциал повышенного трения. Вид данного агрегата представлен на фото ниже, который с большой косозубой шестерней. Данные изделия начали выпускаться для внедорожников уже давно. Достоинством агрегатов является простота конструкции. Эффективным такой дифференциал будет в случае, если перед препятствием поддать газку, только тогда поджатое устройство поможет вырваться без буксования. Но если же въехать в яму, где одно колесо вывесится, то выбраться уже вряд ли получится, так как изделие будет гудеть, колеса буксовать, а машина только дергаться. Поэтому устанавливать такие приспособления на Патриот не рекомендуется, если вы часто эксплуатируете автомобиль в условиях «грязного» бездорожья.
2.
Кулачковый самоблокирующийся дифференциал. Надежный агрегат, который позволяет преодолевать разного рода препятствия, при которых штатный дифференциал уже давно бы подвел. Кулачковое устройство имеет вид дифференциала повышенного трения, при помощи которого во время преодоления препятствия, колесо в воздухе будет вращаться, а второе колесо будет стремиться вытянуть автомобиль. Но для этого автомобиль должен иметь достаточный запас хода, поэтому зачастую водители даже не замечают того, что одно колесо вывешено, и автомобиль доли секунд осуществляет пробуксовывание.
3.
Принудительная блокировка. Такой тип самоблока для внедорожника УАЗ Патриот появился совсем недавно. Особенностью принудительного самоблока является то, что в комплект устройства входит самодельная полуось с дополнительными шлицами. Если первые агрегаты принудительного типа имели сложную конструкцию, а также установка их осуществлялась только в специализированных центрах, то сегодня они были лишены всех этих недостатков. Главной особенность принудительного блока в мост является то, что он включается с помощью пневмопривода. Наиболее популярным изделием принудительного типа является устройство под названием «Спрут».
4.
ДАК — дифференциал автоматический Красикова. Последний из списка самоблоков для внедорожника УАЗ Патриот, характеризующийся эффективностью функционирования. Его особенностью является то, что во время движения по любому виду препятствия, будь то грязь, песок или камни, когда колеса имеют разный момент вращения, шнеки агрегата перегоняют специальные шарики по замкнутому пространству, что собственно и влияет на показатель свободного хода. Когда же одно из колес оказывается в подвешенном состоянии, то шарики распираются в устройстве, тем самым зажимая шнеки. В таком случае осуществляется блокировка агрегата, а обратное его разблокирование происходит в момент равного углового вращения колес. На фото ниже представлен вид такого дифференциала, который можно установить, как в передний, так и задний мост.
Варианты блокировки
В зависимости от особенностей авто используются разные схемы ограничения работы – ручная или автоматическая.
При включении блокировки колеса автомобиля будут полностью игнорировать силу сцепления с дорогой, и от двигателя на них будет передаваться равное усилие. В связи с этим обеспечивается более эффективная проходимость автомобиля, которая является невозможной в том случае, если на автомобиль устанавливается дифференциал открытого типа. Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что в последнее время распространенной стала блокировка дифференциала военного моста УАЗ и другие варианты улучшения проходимости этого автомобиля.
Что такое блокирующийся дифференциал?
Конструктивно дифференциал, оснащенный блокировкой, устраивается точно так же, как и стандартные агрегаты открытого типа, но в данном случае дополняется механизм ограничения разницы скорости вращения пары выходных шестерен. В основе этого механизма может использоваться пневматическая, гидравлическая или электрическая система.
Наиболее популярной в последнее время стала электрическая блокировка дифференциала УАЗ, при которой блокировка осуществляется полностью автоматически или путем нажатия кнопки. Водитель может сам решить, когда ему лучше отключить работу дифференциала для того, чтобы воспользоваться преимуществами полностью равномерного вращения колес.
Что такое принудительная блокировка дифференциала
Внедорожные автомобили УАЗ оснащаются приводом на 2 моста, в который входит межосевой дифференциал. Водитель не сможет включить привод на все шины без предварительного блокирования механизма. В картерах мостов установлены дополнительные заводские дифференциалы, распределяющие крутящий момент между покрышками на левой и правой сторонах машины. Если одно из колес попадает на слабый грунт, то противоположная шина перестает вращаться, что затрудняет самостоятельное освобождение автомашины из грязи.
Для повышения проходимости используется блокировка дифференциала УАЗ, расположенного в переднем или заднем мосту. В конструкции дифференциала используются 2 конические шестерни, установленные на полуосях. Между зубчатыми колесами расположено 4 сателлита, вся конструкция установлена на подшипниковых опорах в стальном корпусе, который находится в картере моста.
Для принудительной блокировки требуется остановить вращение сателлитов, обеспечив прямую передачу крутящего момента на полуоси.
Типы приводов блокиратора дифференциала:
- механический, выполняемый рычагом и тягой (или тросом);
- гидравлический или пневматический, в конструкции блокиратора предусмотрен силовой цилиндр, на который воздействует жидкость или сжатый газ;
- электрический, изменение положения рабочих элементов производится электромагнитом или электродвигателем.
Где устанавливать?
В любом случае блокировка межосевого дифференциала УАЗ является полезным устройством, которое можно устанавливать самостоятельно даже в том случае, если конструкция вашего автомобиля изначально его не предусматривает. В преимущественном большинстве случаев специалисты советуют его устанавливать в задней части автомобиля, так как правильно установленная блокировка предоставит вам возможность сделать предельно ровной тягу между задними и передними колесами. Такое расположение является гораздо более безопасным и эффективным. Если же говорить об особенностях монтажных работ, то сами по себе они не являются чрезвычайно сложными, и в случае необходимости могут проводиться как в стандартной смотровой яме, так и на подъемнике.
Особенности ручного блокирования
Данный вариант является наиболее понятным и удобным. Достаточно просто нажать на переключатель, вследствие чего узел ограничителя начитает работать, и полностью препятствует распределению усилия между колесами.
Избирательная блокировка является достаточно сложной, и нередко нужно полностью остановить автомобиль, чтобы настроить дифференциал на таких внедорожниках, включая УАЗ «Хантер». Блокировка дифференциала часто осуществляется также при помощи блока повышенного трения или же системы контроля тяги.
Преимущества и недостатки
В первую очередь стоит отметить преимущества, которыми отличается ручная блокировка:
- Пока система находится в отключенном состоянии, дифференциал работает в стандартном режиме, и вы можете использовать все достоинства его применения.
- Водитель самостоятельно решает, когда нужно блокировать систему, вследствие чего ограничитель не используется впустую.
Недостатки же являются следующими:
- Чтобы нажать переключать, нужно ненадолго отвлечься от процесса управления, причем зачастую приходится это делать не в самых простых условиях.
- Блокировка должна быть вовремя выключена, так как в противном случае, может нанестись повреждение самому дифференциалу.
- Нужно проводить установку не только самого ограничителя, но также монтировать механизм, который будет приводить его в действие, и кнопку на приборную панель.
Принцип работы самоблокирующегося дифференциала на УАЗ
Стандартный самоблокирующийся дифференциал на УАЗ является симметричным межколесным (иное название – межосевой) дифференциалом Его работа осуществляется в трёх режимах:
- режим прямолинейного движения;
- маневрирование на поворотах;
- движение при скользкой дороге.
В первом режиме (прямолинейном) колеса уазика работают в условиях равного сопротивления дорожного покрытия. Тяга к дифференциалу без проблем поступает на его корпус, вместе с которой перемещаются сателлиты. Они обеспечивают нормальную работу шестерёнок полуосей, передавая тягловые усилия на колесо в равных пропорциях. Частота вращения шестерней полуосей равна частоте вращения главной передачи.
При втором режиме, при начале маневрирования, при движении в повороте, внутреннее колесо моста, начинает испытывать больше сопротивление чем наружное. При этом внутренняя шестерня полуоси начинает замедляться, что приводит к вращению сателлитов, которые увеличивают частоту кручение внешний шестерни полуоси. Ведущие колеса начинают крутиться с разными угловыми скоростями. Это позволяю осуществить манёвр без пробуксовки. Устройство дифференциала обеспечивает равномерную тягу, независимо от значения угловых скоростей, в равном соотношении к каждому колесу.
Когда УАЗ двигается по скользкому дорожному полотну, то одно из колёс, как правило, находиться в условиях большего сопротивления, второе проскальзывает – буксует. В данной ситуации самоблокирующий дифференциал обеспечивает вращение буксирующего колеса с более высокой скорости. Второе колесо, наоборот, начинает останавливаться. Так как крутящий момент на буксирующим колесе незначителен, вследствие малого сцепления, тяга колеса также невелика. Такая работа дифференциала позволяет достаточно успешно преодолевать скользкие участки.
Однако имеет место тупиковая ситуация на уазике, снабжённым стандартным симметричным дифференциалом, когда автомобиль оказывается неспособным сдвинуться с места.
В стандартной, заводской комплектации блокирование дифференциала на УАЗе, в том числе и снабжёнными мостами “спайсер”, может, при вхождении в поворот на скользкой дороге, создать эффект к т.н «чрезмерной поворачиваемости». При сильном разгоне машины, которое осуществляются в условиях смешанного дорожного покрытия, может начаться увод машины от траектории, по который направляет ее водитель.
Преимущества и недостатки
Преимуществ у автоматики несколько:
- Блокировка включается в любых сложных ситуациях, и водитель не должен отвлекаться для того, чтобы привести ее в действие.
- Автоматическая система устанавливается гораздо проще по сравнению с ручной блокировкой.
Но и минусы также должны учитываться:
- Постоянная работа блокировки дает о себе знать, вследствие чего руль несколько сопротивляется, а шины шумят при повороте.
- Момент автоматического зацепления шестерен отчетливо заметен по щелчку, который для многих является раздражающим.
Установка и настройка
Пневмо-блокировка межколесного дифференциала УАЗ осуществляется следующим образом:
- автомобиль располагается над смотровой ямой или же на эстакаде;
- специалисты проводят надежное закрепление его при помощи домкратов;
- тщательно снимаются все тормозные барабаны и колеса;
- полуоси полностью демонтируются и аккуратно вытягиваются наружу;
- снимается карданный вал;
- осуществляется демонтаж редукторов;
- устанавливается блокировка;
- проводится повторный монтаж всех демонтированных ранее узлов.
Перед тем как будет установлен приводной тросик, осуществляется регулировка рабочего хода. Помимо указанных выше причин использования блокировки, ее часто используют для того, чтобы исправить работу дефектного дифференциала, который некорректно распределяет усилие между колесами.
При полностью отключенном дифференциале из-за того, что присутствует достаточно большой крутящий момент, часто появляются всевозможные проблемы с поворачиванием руля – это незначительная плата за то, что ваш автомобиль сможет двигаться даже в наиболее тяжелых условиях. Блокировка представляет собой достаточно сложное устройство, но даже неопытным водителем может быть установлена блокировка дифференциала УАЗ своими руками. Самое главное здесь – это тщательно подготовиться к работе, а также иметь в наличии полный комплект специальных инструментов.
Источник